Учёт половых и психических особенностей в процессе становления личности ребёнка в семье

Содержание

Введение……………………………………………………………………2

1. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка…………………………………………………………………………….4

2. Психологические особенности полового развития мальчиков и девочек……………………………………………………………………………7

3. Пути формирования мужественности и женственности в дошкольном возрасте………………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………….18

Литература…………………………………………………………………16

Введение

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

... Президентская программа включает шесть подпрограмм: «Соц. защита семьи и детей», «Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети- ... жизни). Содержание семейного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности человека: духовную (мировоззренческое воспитание, самовоспитание, эстетическое воспитание); гуманитарную (нравственное воспитание; воспитание культуры речи; ...

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

С древних времен к проблеме полового воспитания отношение общества неодинаковое. Теория полового воспитания лишь недавно приобрела относительную законченность, причем не прекратились попытки свести данный вид воспитания к элементарному сексуальному просвещению. Редко кто задумывается, что мальчики и девочки значительно отличаются друг от друга и обучать их одним и тем же методом порой недопустимо. Мальчики оказались недостаточно эмоционально устроены, выносливы, решительны, а у девочек нехватка нежности, скромности. Процессы феминизации и маскулинизации подрастающего поколения проявляются и в современных условиях. По словам психолога Кирпичева В.И. мальчикам нужно создавать условия для удовлетворения в учебе или труде своих поисковых потребностей. Девочек меньше интересует путь познания, они больше склонны принимать готовые выводы и правила.

Актуальным в наше время является формирование мужественности и женственности, так как от того, как воспитали будущего семьянина, зависит и будущее России.

1. Первостепенность семьи в формировании личности ребенка

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких ребенку взрослых людей.">близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Ученые выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обусловливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее — в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще — брошенного ими) и помещенного в условия дома ре-бенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (И. Лангмейер, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).

Как показывают психолого-педагогические исследования (А.Н. Леонтьев, С.А. Козлова), из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н. Леонтьев).

В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. Став старше, ребенок будет понимать и оценивать своих самых-самых родных людей, пользуясь представлениями и понятиями, характеризующими разные аспекты личности человека: «Мама требовательная, но добрая», «Папа учит меня быть смелым», «Дедушка все-все на свете знает». А на пороге жизни первые «кирпичики» в образ близких закладываются на языке чувств и переживаний. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович).

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

И если ……..

Литература

1. Исаев, Д.Н. Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. — Изд. 2 е, перераб. и доп. / Д.Н. Исаев, В.Е Каган. — Л.: Медицина, 1980. — 148 с.

2. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений /Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — 560 с.

3. Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. — М.: Педагогика, 1991. — 256 с.

4. Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании /Д.В. Колесов. — М.: Педагогика, 1980. — 192 с.

5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание < femil/kulikova/vospitanie.php> / Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

6. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций /учеб пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2000. — 523 с.

7. Макаренко, С. Женственность и мужественность: вопросы их формирования у детей и подростков /С. Макаренко // Воспитание школьников. — 2001. — №9. — 38-40 с.

8. Никифорова < context/detail/id/4749373/>, Г.С. Психология здоровья дошкольника / Г. С. Никифорова < context/detail/id/4749373/>. — М. : Речь, 2010. — 416 с.

9. Тарнавский, Ю. Начинать надо с младенчества: половое воспитание дошкольников / Ю. Тарнавский //Дошкольное воспитание.- 1989. — №7. -С. 74-78.

10.

1. Бэкон, Ф. Соч. в двух томах. Т. 2 / Ф. Бэкон. — Москва : Мысль, 1978. -336 с.

2. Введение в философию / Под общ. ред. И. Т. Фролова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Республика, 2003. — 623 с.

8 стр., 3630 слов

Основы организации физического воспитания в высшем учебном заведении

2 Реферат на тему: «Основы организации физического воспитания в высшем учебном заведении» Дисциплина «Физическая культура» Санкт-Петербург 2014 Содержание Введение 1. Цели, задачи и функции физического воспитания 2. Программа физического воспитания студентов 3. Принципы организации физического воспитания в вузах 4. Зачетные требования по физическому воспитанию и оценка освоения учебного материала ...

3. История философии / А. В. Белов и др. ; отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 731 с.

4. История философии / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. — Москва : ПРИОР, 1997. — 464 с.

5. История философии: Запад-Россия-Восток : Кн. 2 : Философия ХV-XIX вв. / Т. Б. Длугач и др. ; под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Москва : Греко-латин. каб. Шичалина, 1996. — 557 с.

6. Радугин, А. А. Философия : курс лекций / А. А. Радугин. — Москва : ВЛАДОС, 1995. — 303 с.

7. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. — Москва : Гардарики, 2001. — 815 с.

8. Философия / Г. И. Иконникова и др. ; под ред. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юристъ, 1998. — 516 с.