Учет особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией в работе сурдопедагога

Курсовая работа

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИЕЙ В РАБОТЕ СУРДОПЕДАГОГА.

Содержание

Введение

Глава 1. Учет особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией в работе сурдопедагога

1.1 Организация исследования особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

1.2 Методы исследования особенностей речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

1.3 Анализ и обсуждение результатов особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

1.4 Разработка программы коррекции речевого слуха и у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

1.5 Итоговый эксперимент при изучении особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Прогресс техники, медицины, достижения науки и применение новейших технологий за последние десятилетия позволили разработать новый способ оказания помощи глухим детям — метод многоканальной кохлеарной имплантации (И.В. Королева, Э.И. Миронова, В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе, и др.).

Кохлеарная имплантация — система мероприятий, направленных на улучшение слуха глухих людей. Аппарат кохлеарной имплантации, как устройство для слушания, впервые внедрен в использование в 80-х годах для глухих людей, которым не помогают самые мощные слуховые аппараты.

Как считают ведущие ученые Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования (Т.Г. Гвелесиани, С.Я. Косяков, Т.А. Таварткиладзе): в настоящее время единственным способом реабилитации детей с глухотой является кохлеарная имплантация [23]

В мире насчитывается уже более 200 000 человек, использующих вживленные кохлеарные протезы.

Кохлеарная имплантация успешно проводится во всем мире уже более тридцати лет, в России операции по проведению кохлеарной имплантации реализуются с 1991 года.

25 стр., 12212 слов

Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего ...

... Целью курсовой работы является выявление особенностей функционального базиса письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объектом курсовой работы является ... психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение или несформированность которых ведет к различным формам нарушения ...

С 2003 года программа кохлеарной имплантации нашла поддержку в России на государственном уровне — в федеральную программу «Дети — инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся детей в кохлеарной имплантации.

Также необходимо отметить, что успешность адаптации имплантированного ребенка в социуме напрямую зависит от времени выявления нарушенной слуховой функции.

Как известно, у большинства людей, страдающий нейросенсорной тугоухостью, слуховой нерв остается сохраненным в течении 10-15 лет даже после потери слуха [30]. Это обстоятельство ложится в основу метода кохлеарной имплантации.

Согласно современным данным, 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), Дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет лишь 4%.

Кохлеарная имплантация — это система мероприятий включающая:

· отбор детей (определение показаний и исключение противопоказаний к проведению КИ);

· проведение хирургической операции;

· первое включение речевого процессора и его настройка;

· послеоперационная слухоречевая реабилитация.

Прохождение ребенком всех этапов системы кохлеарного имплантирования требует согласованной работы различных специалистов, группу которых обычно составляют: хирург, сурдолог, логопед, сурдопедагог, техник-акустик.

Своевременное выявление детей с нарушением функции слуха и раннее начало оказания медицинской и педагогической помощи способствует не только формированию устной речи, как основного средства общения, но всестороннему гармоничному развитию ребенка в целом.

Кохлеарная реабилитация признана наиболее эффективным методов реабилитации детей с нарушением слуха.

В процессе целенаправленной коррекционной работы у имплантированных детей развивается слуховое восприятие, формируется речевой слух, появляется возможность нормализовать общее и речевое развитие.

В отечественной специальной литературе раскрываются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения, обучения и воспитания детей с кохлеарной имплантацией, выбора оптимальных путей и форм реабилитации; представлены результаты и педагогическая оценка проводимой коррекционной работы. Но вместе с тем, не достаточно отражены проблемы определения уровня общего и речевого развития ребенка с кохлеарной имплантацией с учетом специфики слухового восприятия и формирования речи, оказания систематической помощи в рамках коррекционных учреждений.

Все описанное выше помогает нам сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста у детей с кохлеарной имплантацией.

Объект работы — процесс развития речевого слуха и устной речи детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией.

19 стр., 9226 слов

Социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития

... ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их ... государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их ...

Предмет работы — программа по коррекции речевого слуха и устной речи детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией.

Гипотеза — адекватная коррекционная работа, проводимая с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с кохлеарной имплантацией, влияет на уровень развития речевого слуха и устной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы:

1. Теоретическое и экспериментальное обоснование проблемы исследования,

2. Выявление актуальности проблемы.

3. Отбор методик экспериментального изучения.

4. Проведение исследования и анализ результатов исследования.

5. Разработка и апробация содержания коррекционной программы.

6. Оценка эффективности, проведение обследования детей.

7. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.

Задачи работы:

1. Проанализировать специальную педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Изучить онтогенез развития слуха у детей с нормой развития и глухих детей, детей с кохлеарной имплантацией.

3. Провести сравнительный анализ методик развития речевого слуха у глухих детей и детей с кохлеарной имплантацией.

4. Осветить структуру индивидуального маршрута развития ребенка, его значение в развитие ребенка..

5. Сформулировать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией.

Методы исследования:

1. Изучение учебных пособий, статей в журналах, первоисточников по педагогике, специальной педагогике и психологии, медицины.

2. Наблюдение за детьми с кохлеарной имплантацией.

3. Эксперимент.

Новизна:

Кохлеарная имплантация проводится во все более раннем возрасте. Уже имеется опыт имплантации у детей в возрасте до года.

Кохлеарный имплант обеспечивает принципиально новые возможности слухового восприятия благодаря тому, что дает возможность услышать те звуковые частоты, которые не могут быть услышаны с помощью слухового аппарата.

Такие возможности становятся основой для разработки новой, в корне другой системы работы с детьми по формирования слухового восприятия, учитывающей много критериев и нюансов, в том числе особенности уровня сформированности речевой функции, времени потери слуха, уровень интеллектуального развития ребенка, его соматического состояния.

Практическая значимость:

Проведение занятий после имплантации, по развитию слухового восприятия являются эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой.

Создание системы коррекции слуховой функции дает возможность все более ранней интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников.

Глава 1. Экспериментальное изучение особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

1.1 Организация исследования особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Исследование особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией проводилось на базе дошкольного отделения ГКБС(К)ОУ «Школы -интерната для детей с нарушением слуха 1, 2 вида», города Перми в три этапа:

1. Сентябрь — октябрь 2012 года — констатирующий эксперимент.

2. Ноябрь 2012 года — март 2013 года- формирующий эксперимент.

3. Апрель 2013 года — контрольный эксперимент.

Цель исследования: выявить особенности развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией.

В исследовании принял участие 1 ребенок мальчик Андрей М., посещающий данное учреждение и обучающийся по программе 5 года обучения.

Мальчика характеризуют, как любопытного мальчика, склонного к активным играм, также к практическим видам деятельности, таким как конструирование, рисование.

На занятие идет с интересом, но на занятии может показать своенравных характер, может отказаться от выполнения задания, если оно ему не нравится.

Анамнез развития ребенка представлен в приложении 1.

Задачи:

1. Изучить характер узнавания неречевых звуков.

2. Изучить характер распознавания слов.

3. Изучить характер различения слогов, слов.

4. Изучить характер опознавания слов, фраз.

5. Изучить характер восприятия ритмов.

6. Изучить характер восприятия громкости, высоты звучания, интонации.

1.2 Методы исследования особенностей речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Речь — это важнейшая психическая функция, которая позволяет ребенку думать, взрослеть и общаться, а правильное и четкое произношение — необходимое условие для успешного обучения и выбора большинства профессий.

Наряду с правильным произношением важное значение несет точное и дифференцированное восприятие речи окружающих людей.

Так же у детей с нарушением слуха, страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

В курсовой работе использованы два метода:

· Эксперимент, проводимый в три этапа.

· Наблюдение.

Исследование уровня развития речевого слуха проводилось на основе распознавания, различение и опознавания речевого материала:

Распознавание — это восприятие на слух различных звуков, которые ранее не были знакомы ребенку, т.е. ребенок слышит их впервые. Распознавание осуществляется вне ситуации наглядного выбора.

Различение — это восприятие на слух звуков, знакомых ранее по звучанию в ситуации ограниченного наглядного выбора.

Опознавание — восприятие на слух звуков (неречевых и речевых), знакомых по звучанию, вне ситуации наглядного выбора без использования предметов, картинок, табличек.

1. Изучить характер узнавания неречевых звуков.

1 проба: Ребенку предлагается инструкция: «Скажи, что звучит». Для слухового восприятия используются: музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, колокольчик.

2 проба: Ребенку предлагается инструкция: «Скажи, что звучит». Для слухового восприятия используются: звук колокольчика, гудок машины, переливание воды.

2. Распознавание слов.

Ребенку предоставляет на слух речевого материал, который ранее не предъявлялся ребенку. Для детей дошкольного возраста целесообразно использовать списки, составленные Л.В. Нейманом. Педагог произносит слова разговорной громкостью. Ребенок должен повторить услышанное слово.

Список представлен в таблице 1.

Табл. 1. Распознавание слов

Щи

ухо

часы

Вова

сеть

чайка

гром

урок

чижик

мыло

3. Различение гласных А-И в прямых слогах, в позиции между согласными звуками.

4. Различение гласных А-У в прямых слогах, в позиции между согласными звуками.

5. Различение гласных А-О в прямых слогах, в позиции между согласными звуками.

6. Различение слогов (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

7. Различение слогов в интервокальной позиции (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

8. Различение слов (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

9. Различение фраз.

10. Опознавание слов.

Педагог говорит знакомые ребенку слова, голосом разговорной громкости за экраном. Ребенок опознает речевой материал, повторяет слово. Речевой материал представлен в таблице 2.

Табл. 2. Опознавание слов.

дом

самолет

барабан

мяч

собака

яблоко

рыба

мама

машина

11. Опознавание фраз.

Действие педагога и ребенка аналогичные.

Речевой материал для опознавания представлен в таблице 3.

Таблица 3. Речевой материал для опознавания фраз.

Дай дом Саше.

Возьми тетрадь со стола.

Кукла спит в кровати.

Убери мяч в шкаф.

Рыба плавает в аквариуме.

Самолет летит высоко.

Речевой материал позаимствован из книги Королевой И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых, приложения 7.4. [30]

На основе анализа результатов проведенного исследования были выделены критерии оценки развития слухового восприятия:

1. Звуковая пара дифференцируется на слух легко, без дополнительной помощи со стороны взрослого, без многократного повторения. Ребенок пользуется различными способами обозначения услышанного звука. (2 балла).

2. Звуковая пара дифференцируется с трудом, необходима постоянная помощь со стороны педагога. (1 балл).

3. Звуковая пара не дифференцируется даже после обучения ребенка. (0 баллов).

Максимальное количество баллов, которое может набрать ребенок занесены в таблицу 4.

Табл. 4. Распределение баллов по выполненным заданиям

Диагностика

Баллы

1

Узнавание неречевых звуков

21

2

Распознавание слов (список Неймана)

30

3

Различение гласных А-И в прямых слогах, в позиции между согласными звуками.

4

Различение гласных А-У в прямых слогах, в позиции между согласными звуками.

5

Различение гласных А-О в прямых слогах, в позиции между согласными звуками.

6

Различение слогов (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

7

Различение слогов в интервокальной позиции (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

8

Различение слов (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

9

Различение фраз.

10

Опознавание слов.

Опознавание фраз.

18

Просодика — сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций. Диагностические задания заимствованы из книги Киселевой В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. [27].

1. Восприятие ритмов на слух:

· простых ритмов (1-2-3).

· сложных ритмов с акцентированными и громкими ударами.

различение слов, близких по звуковому составу и одинаковым ритмическим рисунком.

Оценка восприятия ритмов на слух:

3 балла — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов.

2 балла — правильное воспроизведение простых ритмов после небольшого объяснения.

1 балл- невозможность выполнения обеих проб.

2. Восприятие громкости, высоты звуков, интонации:

· восприятие громко или тихо звучит голос

· восприятие близко или далеко звучит голос.

· восприятие голоса взрослого животного или детеныша.

· восприятие голоса человека (ласково, грубо, радостно, грустно говорит человек).

Оценка восприятия громкости, высоты звучания, интонации:

3 балла — правильное выполнение всех заданий.

2 балла — частично правильное выполнение заданий, необходима помощь педагога.

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

3. Обследование просодической стороны речи проводится на основе прямого и обратного счета.

Оценка:

3 балла — дыхание смешанное, длина речевого выдоха не менее 6 секунд, могут отмечаться нарушения темповой организации речи (быстрая и замедленная речь).

Тембр голоса, динамическая организация речи не нарушена.

2 балла — дыхание смешанное, длина речевого выдоха не менее 4 секунд, могут отмечаться нарушения голоса (хриплый, грубый), темповой организации речи. Присутствует смазанность и (или) назальный оттенок речи.

1 балл- дыхание грудное, длина речевого выдоха менее 4 секунд, отмечаются нарушения голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность или назализованный оттенок речи.

1.3 Констатирующий эксперимент при изучении особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Констатирующий эксперимент проводился в период с сентябрь по октябрь 2012 года.

Результаты констатирующего эксперимента представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты констатирующего эксперимента.

Мальчику предоставлены на различение звуковые пары на различение. Первый столбик показывает высокий показатель. Ребенок услышал 72 % процента из предлагаемых слогов. Второй и третий столбик указывает на одинаковость результатов, ребенок различил более 60 % звуковых пар. Следует отметить, что причина этому может быть сходность артикуляции гласных звуков.

Следующие столбики показывают уровень различения гласных звуков в позиции между согласными звуками. Наглядно показана закономерность снижения количества распознанных звуков в каждой следующей группе. Это может быть связано со повышением сложности задания, а также о усталости ребенка от выполнения похожих заданий.

Выводом могут служить закономерности:

1. Количество различаемого материала понижается с усложнением речевого материала.

2. Сходство процентных соотношений между групп одинаковый заданий, например различение гласных звуков в слогах.

3. Сходство процентных соотношений между групп одинаковых заданий, схожих по способу образования звуков, например гласные О,У.

1.4 Разработка программы коррекции речевого слуха и у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Основываясь на результат констатирующего эксперимента уровень восприятия речевого слуха можно выявить, что показатели колеблются от 40 до 80 процентов, что соответствует 2 уровню развития речевого слуха.

Для коррекции речевого слуха следует провести ряд мероприятий:

1. На индивидуальных занятиями акцентировать внимание педагога и ребенка на коррекцию речевого слуха.

2. В свободной деятельности ребенка в детском саду и дома, в том числе на прогулке и режимные моменты, проводить игры по коррекции речевого слуха.

Для разработки коррекционной программы отведен период времени с ноября 2012 года по март 2013 года.

По принципам обучения, принципу последовательности, цикличности и принципа от простого сложного коррекционную программу мы выстроили таким образом. Первоначально формируется и развивается различение отдельных сегментных единиц: звуков, затем слогов, слов, фраз.

Плановость поставленных задач представлена в таблице 5.

Таблица 5. Программа развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией.

Месяц

Поставленные задачи

Дидактические игры

Ноябрь

Формировать умение воспринимать и различать отдельные звуки русского языка, гласные и согласные.

Формировать умение воспринимать и различать слоги, как прямые, так и обратные, в интервокальной позиции.

«Покажи какой звук слышищь!»

«Где находится звук в начала, конце, середине»

Декабрь

Формирование умения различать отдельные слова.

«Кто сказал «Мяу?»

«Шутки -минутки»

«Тихо-громко говори»

«Назови одинаковый звук в слове»

«Назови первый звук в слове»

Январь

Формировать умение различать простые фразы, фразы с инверсиями.

Февраль

Формировать умение различать распространенные фразы, короткие предложения.

Март

Формировать умение различать предложения из 5-7 слов, небольшие рассказы.

«Исправь незнайки ошибки»

Подробное описание игр, способствующих развитию и коррекции речевого слуха представлены в приложении 3.

1.5 Итоговый эксперимент при изучении особенностей развития речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Заключительный этап проведения эксперимента проводился в апреле 2013 года.

Ребенок ставился в те же условия, что и при констатирующем эксперименте.

Мальчику предлагалось различить на слух речевого материал по направлениям:

1. Различение гласных А-И в прямых слогах.

2. Различение гласных А-У в прямых слогах

3. Различение гласных А-О в прямых слогах

4. Различение гласных А-И в позиции между согласными.

5. Различение гласных А-У в позиции между согласными.

6. Различение гласных А-О в позиции между согласными.

Данные приведены в диаграмме 1. Протоколы исследования приведены в приложении 4.

Диаграмма 2

Следует отметить прогресс в развитие речевого слуха у ребенка после проведения развивающих занятий.

Приведем сравнительные характеристики констатирующего и итогового эксперимента в диаграмме 3.

Диаграмма 3. Сравнительная диаграмма констатирующего и итогового эксперимента

В диаграмме синим цветов представлен констатирующий эксперимент, а бордовым итоговый эксперимент.

В таблице наглядно представлено развитие речевого слуха при постоянном взаимодействии ведущих специалистов и родителей.

Заключение

Проблема поражения слуха у детей важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка приводит к задержке речевого и психического развития, отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей первых лет жизни.

Оценка слуха у детей в доречевом периоде имеет важное значение для дальнейшего полноценного речевого развития. Судьба ребенка с патологий со стороны органа слуха, возможность своевременной социальной адаптации определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, временем обнаружения патологии.

Задача, поставленная перед учреждениями системы здравоохранения, а далее и образования, заключается в раннем выявлении нарушения слуха и своевременное начало коррекции помощи ребенку.

В данной работе был произведен анализ научной литературы по медицине, педагогике и психологии, по смежным дисциплинам.

Сделаны следующие выводы:

Глухие имплантированные дети представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом, которые нуждаются в комплексно психолого-педагогической помощи.

Для оптимизации процесса реабилитации после кохлеарной имплантации необходимо совершенствовать традиционные и разрабатывать новые формы, методы, приемы коррекционно-педагогической работы для обучения и воспитания лиц с нарушением слуха.

Для повышения эффективности реабилитации глухих имплантированных детей необходимо:

· Перспективное планирование коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, с тесным сотрудничеством с семьей ребенка.

· Мониторинг слухо-речевых навыков и устной речи, индивидуально-личностных особенностей ребенка с целью составления индивидуальной программы развития ребенка.

· Интеграция ребенка в социум нормально -развивающихся детей.

Библиографический список

1. Алиева З.С. Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха /З.С. Алиева//Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. — 2000. №2.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.

3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.- М.: Международная педагогичекая академия, 1994.

4. Белова Е. М. Определение индивидуального психологического маршрута детей раннего возраста с нарушенным слухом при поступлении в ДОУ//Материалы III международной конференции дефектологов, 28-29 ноября 2007 года.

5. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика /Н.И. Белова. — М.: Просвещение, 1985

6. Белущенко В.А., Наумова А.Е., Седова М.Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха: Методическое пособие для учителя-дефектолога / Под редакцией О.А. Красильниковой.- СПб.: КАРО, 2006.

7. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В.И. Бельтюков. — М.: Педагогика, 1977.

8. Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемных произношению /В.И. Бельтюков. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960

9. Белякова Л.И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”/ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. — М.: В. Секачев, 1998.

10. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- М.: Академия, 2002.

11. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем — играя, звуки закрепляем/Е.А. Борисова. — Биробиджан: ОблИУУ, 2005.

12. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1988.

13. Боскис Р.М. Некоторые принципы диагностики аномального развития ребенка с частичным поражением анализатора (к теории вопроса) // Известия АПН РСФСР. — М., 1961. — Вып. № 117.

14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — СПб.: Изд. РГПУ, 2008.

15. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха.- М.: ВЛАДОС, 2001.

16. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина.- 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002

17. Дедешко Л.В., Косенкова О.С. Работа психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ комбинированного вида/Л.В. Дедешко. О.С. Косенкова// Логопед. — 2010. — №1.

18. Дмитриева И.В. Становление речи у детей первого года жизни с дефектами слуха/ И.В. Дмитриева// Дошкольная педагогика. — 2001. — №2.

19. Дькова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников/Н.И. Дьякова. — М.:ТЦ Сфера, 2010.

20. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика.- Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2000.

21. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000.

слух кохлеарный имплантация педагогический

Приложение 1

Анамнестические данные.

Миронов Андрей Исметович, 14.12.2006

Рост при рождении: 1870 грамм

Рост 44 см.

Диагнозы:

· двухсторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость 4 степени.

· Пренатальное поражение ЦНС

9.06.2009-17.06.2009: операция по кохлеарной имплантации в городе Санкт -Петербург НИИ научно-иследовательском институте уха, горла, носа и речи.

Приложение 2

Распознавание слов.

Речевой материал

+/-

Речевой материал

+/-

Щи

ухо

+

чайка

+/-

гром

+/-

часы

+/-

Вова

+

урок

+\-

чижик

+/-

сеть

+/-

мыло

+

Различение гласных А-И в прямых слогах

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

За-зи

+

Га-ги

+

Па-пи

+

Жа-жи

Ца-ци

Ша-ши

Ва-ви

+

Фа-фи

+

Ча-чи

Ба-би

+

Ка-ки

+

Ха-хи

+

Да-ди

Та-ти

+

Са-си

+

Ма-ми

+

На-ни

Ла-ли

+

Различение гласных А-У в прямых слогах

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

За-зу

Га-гу

+

Па-пу

+

Жа-жу

Ца-цу

Ша-шу

Ва-ву

+

Фа-фу

+

Ча-чу

+

Ба-бу

+

Ка-ку

Ха-ху

+

Да-ду

Та-ту

+

Са-су

+

Ма-му

+

На-ну

Ла-лу

+

Приложение 3

Различение гласных А-О в прямых слогах

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

За-зо

+

Га-го

+

Па-по

+

Жа-жо

Ца-цо

Ша-шо

+

Ва-во

+

Фа-фо

+

Ча-чо

Ба-бо

+

Ка-ко

Ха-хо

Да-до

Та-то

+

Са-со

+

Ма-мо

+

На-но

+

Ла-ло

Различение гласных А-И в позиции между согласными.

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

Зас-зис

Гат-гит

Шаш-шиш

Жаш-жиш

Цац-циц

Чач-чич

Ваф-виф

+

Фаф-фиф

+

Хах-хих

Пап-пип

+

Как-кик

Сас-сис

+

Дат-дит

+

Тат-тит

+

Лал-лил

+

Мам-мим

+

Нан-нин

+

Различение гласных А-У в в позиции между согласными.

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

Зас-зус

Гат-гут

+

Шаш-шуш

Жаш-жуш

Цац-цуц

Чач-чуч

Ваф-вуф

+

Фаф-фуф

+

Хах-хух

Пап-пуп

+

Как-кук

+

Сас-сус

+

Дат-дут

Тат-тут

+

Лал-лул

Мам-мум

+

Нан-нун

Приложение 4

Различение гласных А-О в в позиции между согласными.

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

Зас-зос

Гак-гок

Шаш-шош

Жаж-жож

Цац-цоц

Чач-чоч

Ваф-воф

+

Фаф-фоф

+

Хах-хох

Пап-поп

+

Как-кок

Сас-сос

+

Бап-боп

Тат-тот

+

Лал-лол

Мам-мом

+

Нан-нон

+

Различение слогов (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

+/-

+/-

+/-

Па-ба

+

Ка-га

+

Та-да

+

Пи-би

+

Ку-гу

+

Ти-ди

+/-

Пю-бю

+/-

Кя-гя

Ту-ду

По-бо

+/-

Кю-гю

Те-де

+

Пя-бя

Ко-го

+

Тя-дя

+

Пу-бу

+/-

Ки-ги

+

То-до

+

Пэ-Бэ

+

Кэ-гэ

Ты-ды

+/-

Пе-бе

+/-

Ке-ге

Тю-дю

Пы-бы

+/-

Кы-гы

+/-

Тё-дё

+/-

Приложение 5

Различение слогов в интервокальной позиции (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

+/-

+/-

+/-

Апа-аба

+/-

Ака-ага

+/-

Ата-ада

+

Ипи-иби

+\-

Уку-угу

+\-

Ити-иди

+/-

Юпю-юбю

+

Якя-ягя

+

Уту-уду

+/-

Опо-обо

+

Юкю-югю

Ете-еде

+

Япя-ябя

+/-

Око-ого

+

Ятя-ядя

+/-

упу-убу

+

Ики-иги

+

Ото-одо

+

Эпэ-эбэ

Экэ-эгэ

+/-

Ыты-ыды

+/-

Епе-ебе

Еке-еге

+/-

Ютю-юдю

+/-

Ыпы-ыбы

Ыкы-ыгы

+/-

Ётё-ёнё

Приложение 6

Различение слов (звонких и глухих согласных) по признаку «Участия голоса».

+/-

+/-

Дом-том

+

Горка-корка

+

Жар-шар

+/-

Зуб-суп

+

Бант-кант

+/-

Зонт-сон

+

Дочка-точка

+

Бочка-почка

+

Жук-шум

+/-

День-тень

+/-

Опознавание слов.

Речевой материал

+/-

Речевой материал

+/-

пирамидка

+

щенок

+/-

Повар

+

бабушка

+

шофер

+/-

барабан

+/-

самолет

+

яблоко

+

машина

+

Опознавание фраз.

Речевой материал

+/-

Дай дом Саше.

+/-

Убери мяч в шкаф.

+

Возьми тетрадь со стола.

+/-

Рыба плавает в аквариуме.

+/-

Кукла спит в кровати.

+/-

Самолет летит высоко.

+

Приложение 7

Восприятие ритмов на слух.

Задание

Описание деятельности ребенка

Восприятие и пересчет ритмов: II-III-II-III

Выполняет по показу, укорачивает ритмический рисунок

Восприятие и пересчет ритмов: III-II-I

Выполняет по показу.

Слухо-моторная координация. Ребенку предлагается повторить ритм.

Простые: I-II-III,

III-II-I

Выполняет с большим трудом, путает ритмический рисунок.

Сложные: II-III-I,

I-III-I,

II-I-III

Выполняет с большим трудом, путает ритмический рисунок.

Указывает на ударение.

Восприятие громкости, высоты звучания, интонации.

Задание

Описание деятельности ребенка

восприятие громко или тихо звучит голос

Показывает с помощью естественных жестов, обозначает словом.

восприятие близко или далеко звучит голос.

Указывает направление, обозначает словом

восприятие голоса взрослого животного или детеныша.

Путает, обозначает словами: большой и маленький.

восприятие голоса человека (ласково, грубо, радостно, грустно говорит человек).

Путает, с большим трудом дифференцирует голоса человека.

Описание просодической стороны речи.

Наблюдаемая сторона речи

Описание речи ребенка

Дыхание:

Дыхание смешанное.

Длительность выдоха

Длина речевого выдоха более 6 секунд

Тембр и динамическая организация голоса.

Отмечается небольшие нарушения голоса, темповой организации речи.

Проба на модулированность голоса.

Отмечается небольшая сбивчивость в речи.

Приложение 8

1. «Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных, произносимые взрослыми.

Материал: ширма, картинки, таблички.

Педагог прячется за ширму, имитирует голоса животных. Ребенок называет животное, показывает картинку или табличку.

2. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно.

Педагог читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба.

3. Тихо — громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

4. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Педагог произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос — дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

5. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

6. Отвечай — не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

· Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.

· Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)

· Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук — а(Маша, машина, муха …)

· Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)

· Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)

· Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к(карандаши, книга, ручка, кубики …)

7. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

· Какой первый (последний) звук в слове собака?

· Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?

· Сколько слогов в слове кошка (корова)?

· Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

8. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Педагог читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке Ой, смотрите, паутинки. Это хитрый паучок Свой развесил гамачок. И позвал наш паучок Всех друзей на гамачок Приходили к паучку Мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, Бабочки-красавицы, Мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, А потом все разбежались. 1, 2, 3, 4, 5 — приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

· Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний?..

· Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?

· Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?

· Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

9. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Педагог: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р — комар, Ж-У-К — жук, О-С-А — оса, М-У-Х-А — муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А — бабочка…

10. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша — К-А-Ш-А, дом — Д-О-М, бумага — Б-У-М-А-Г-А…

11. Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, дом, сом).

Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

12. Игра «Верно — неверно»

Педагог показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

13. Кто-то что-то перепутал

Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю).

Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над весами.

Понесёмся над весами,

А потом вернёмся к маме.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Приложение 9

Различение гласных А-И в прямых слогах

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

За-зи

+

Га-ги

+

Па-пи

+

Жа-жи

+

Ца-ци

Ша-ши

Ва-ви

+

Фа-фи

+

Ча-чи

+

Ба-би

+

Ка-ки

+

Ха-хи

+

Да-ди

Та-ти

+

Са-си

+

Ма-ми

+

На-ни

+

Ла-ли

+

Различение гласных А-У в прямых слогах

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

За-зу

Га-гу

+

Па-пу

+

Жа-жу

+

Ца-цу

+

Ша-шу

+

Ва-ву

+

Фа-фу

+

Ча-чу

+

Ба-бу

+

Ка-ку

Ха-ху

+

Да-ду

+

Та-ту

+

Са-су

+

Ма-му

+

На-ну

Ла-лу

+

Различение гласных А-О в прямых слогах

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

За-зо

+

Га-го

+

Па-по

+

Жа-жо

+

Ца-цо

Ша-шо

+

Ва-во

+

Фа-фо

+

Ча-чо

Ба-бо

+

Ка-ко

+

Ха-хо

Да-до

Та-то

+

Са-со

+

Ма-мо

+

На-но

+

Ла-ло

+

Различение гласных А-И в позиции между согласными.

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

Зас-зис

+

Гат-гит

+

Шаш-шиш

Жаш-жиш

Цац-циц

Чач-чич

Ваф-виф

+

Фаф-фиф

+

Хах-хих

+

Пап-пип

+

Как-кик

Сас-сис

+

Дат-дит

+

Тат-тит

+

Лал-лил

+

Мам-мим

+

Нан-нин

+

Различение гласных А-У в в позиции между согласными.

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

Зас-зус

Гат-гут

+

Шаш-шуш

Жаш-жуш

Цац-цуц

Чач-чуч

Ваф-вуф

+

Фаф-фуф

+

Хах-хух

Пап-пуп

+

Как-кук

+

Сас-сус

+

Дат-дут

+

Тат-тут

+

Лал-лул

+

Мам-мум

+

Нан-нун

+

Различение гласных А-О в в позиции между согласными.

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

+/-

Звуковая пара

=/-

Зас-зос

Гак-гок

Шаш-шош

Жаж-жож

Цац-цоц

Чач-чоч

+

Ваф-воф

+

Фаф-фоф

+

Хах-хох

Пап-поп

+

Как-кок

+

Сас-сос

+

Бап-боп

+

Тат-тот

+

Лал-лол

+

Мам-мом

+

Нан-нон

+

Размещено на