Теории личности. Концепции З.Фрейда и К.Юнга

1.Концепции З.Фрейда и К.Юнга

Фрейд Юнг

1.Структура личности (стабильные характеристики, играющие роль строительных блоков личности)

Личность, согласно классической теории З. Фрейда, состоит из трех основных систем: ид, эго и суперэго. Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.

Ид есть изначальная система личности: это матрица, в которой впоследствии дифференцируются эго и суперэго. Ид включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Ид — резервуар психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем. Ид тесно связано с телесными процессами, откуда черпает свою энергию. Фрейд назвал ид «истинной психической реальностью», поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности. Когда энергия нарастает, ид не может этого выдерживать, что переживается как дискомфортное состояние напряжения. Следовательно, когда уровень напряжения организма повышается — либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – ид действует таким образом, чтобы немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует ид, называется принципом удовольствия.

Эго появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Основное различие между ид и эго заключается в том, что ид знает только субъективною реальность, в то время как эго различает внутреннее и внешнее. Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности — предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения обслуживается именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта — то есть обладает ли он внешним существованием,- в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

2 стр., 644 слов

ДКР по пенитенциарной психологии 2 вариант 1.Принципы изучения личности и среды осужденных 2.Понятие принципов изучения личности и среды осужденных в исп

Вариант №2 План Введение…………………………………………………………………….3 1.Принципы изучения личности и среды осужденных…………………4 2.Понятие принципов изучения личности и среды осужденных в исправительной психологии……………………………………………………...8 3.Необходимость соблюдения принципов и возможные ошибки при психологическом исследовании. ……………………………………………….13 Заключение…………………………………………………..……………19 Список использованной ...

Однако следует иметь в виду, что эго — эта организованная часть ид появляется для того, чтобы следовать целям ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из ид. Эго не обладает существованием, отдельным от ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль — быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель — поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Третья и последняя развивающаяся система личности — суперэго. Это — внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго — это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Таким образом, что ид, эго и суперэго — это не более, чем наименования для различных психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В обычных обстоятельствах эти принципы не противоречат друг другу и не перечеркивают друг друга. Напротив, они работают как единая система под руководством эго. Личность в норме функционирует как единое целое, а не как нечто трехчастное. В очень общем смысле ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, эго — как психологическая составляющая, суперэго — как социальная составляющая. Личность в целом, или психика, как называет ее К. Г. Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки — интроверсия и экстраверсия, и функции — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость — центр всей личности.

Эго — это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное — это регион, примыкающий к эго. Оно состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».

Комплекс — это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий различные переживания. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать — и частично становится — сознательной.

Понятие коллективного или трансперсонального бессознательного – одна из наиболее оригинальных и спорных примет теории личности Юнга. Это — наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное. Коллективное бессознательное — хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции.

13 стр., 6072 слов

7. Личность. Подходы к структуре личности. Теории личности. Структура и свойства личности

Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Л.И. Божович считает, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня ...

Таким образом, коллективное бессознательное — врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. То, что человек полагает результатом своего опыта, по сути определяется коллективным бессознательным, которое оказывает на поведение руководящее или селективное влияние с самого начала жизни человека.

Структурные компоненты коллективного бессознательного называются по-разному: архетипы, доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны. Архетип — это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации.

Архетипы не обязательно изолированы друг от друга в коллективном бессознательном. Они взаимопроникают и смешиваются. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: персона, анима и анимус, тень.

В ранних своих работах Юнг считал самость эквивалентом психики или всей личности. Однако, приступив к исследованию расовых основ личности и открыв архетипы, он обнаружил один архетип, представляющий стремление человека к целостности. Этот архетип выражается в различных символах, главный из которых — мандала или магический круг. Главным понятием этой психологии целостного единства выступает самость.

Самость — это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность.

Личность, по Юнгу,- чрезвычайно сложная структура. Речь не только о том, что в нее входит много компонентов — число возможных архетипов и комплексов, к примеру, огромно,- но и о том, что отношения между ними очень запутаны. Ни у одного другого теоретика личности не встречается, по оценке С. Холла, столь богатого и сложного описания структуры личности.

8 стр., 3526 слов

Человек и личность в зеркале нравственной (христианской) психологии

... психология человека,— психология осколка взамен психологии части целого. Человек осознает себя не в сочетании "Я — Мы", а в противопоставлении "Я — не Я". Возникла самость, ... психологии, христианскую антропологию и самореализацию личности с позиции христианской психологии. 1. Предмет христианской психологии ... ибо это архетип... Поэтому ... теории происхождения человека. Гуманистическая психология ...

Движущие силы (аспекты функционирования человека)..

…………………………………

2.Сравнение этих теорий по критериям оценки теории личности

2.1.Теоретическая и экспериментальная обоснованность (теоретическая верифицированность)

Критерий верифицируемости требует, чтобы теория содержала концепции, которые ясно и точно определены, логически связаны между собой и поддаются эмпирической проверке.

Позиции Фрейда и Юнга лишь в малой степени удовлетворяют критерию верифицируемости. Хотя может показаться, что эти теории сформулированы очень ясно, все они состоят из глобальных конструктов (например, структурные концепции Фрейда, «самость» Юнга), которым трудно дать рабочие определения. Поэтому эмпирические исследования обычно трудны, если вообще возможны. В защиту этих теоретиков можно сказать, что они действительно разработали оригинальные теории, чтобы объяснить как стабильные, так и динамические характеристики поведения человека. Тем не менее, их основные концепции таковы, что мы не можем эмпирически оценить все их достоинства…

2.2.Возможность для развития другими авторами (эвристическая ценность)

2.3.Отсутствие противоречий внутри теории

2.5.Широта охвата – объем сфер изучения

Широта охвата относится к диапазону и многообразию явлений, охватываемыхтеорией. В сущности, чем более разносторонней является теория личности, тем больше аспектов поведения она затрагивает…

2.6.Функциональная значимость – помогает ли людям объяснить поведение

Вероятно, существует некая связь между функциональной значимостью и «различимостью» теории для людей, не являющихся специалистами в области психологии. Если теория способна помочь людям либо понять, либо преодолеть свои проблемы, она обычно приобретает известность среди людей других специальностей, что, в свою очередь (несмотря на другие научные достоинства и недостатки), повышает ее ценность как в психологии, так и вне ее…

5 стр., 2400 слов

Дидактика, ее основные теории и концепции

Содержание Введение 1. Становление и развитие дидактики 2. Основные дидактические концепции 3. Основные дидактические теории Заключение Список используемой литературы Введение Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) - теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и ...

…………………………………..

Список литературы

1. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996. – 395 с.

2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования — М., 2001.— 607 с.

3. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997. – 720 с.

4. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. — СПб., 1997. – 796 с.

5. Шульц Д.П. История современной психологии. — СПб., 2002. — 533 с.