Технологии и приёмы манипуляции в межличностном общении

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме:

«Технологии и приёмы манипуляции в межличностном общении»

Барнаул 2011

ВВЕДЕНИЕ

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»).

Цель же данной контрольной работы состоит в том, чтобы рассмотреть такое психологическое воздействие в деловом общении, как манипуляция.

Данная цель достигается путём решения следующих задач:

Выявить психологическую природу манипуляции;

Рассмотреть технологии методов и приёмов манипулятивного воздействия в межличностном общении;

Определить является ли знание приёмов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищённости личности, её информационно-психологической безопасности.

Эта тема является довольно актуальной в настоящее время, так как знание технологии приёмов и методов манипулятивного воздействия даёт его обладателю огромное преимущество в межличностном общении.

Каждый, кто борется за свои убеждения, кто ищет правильные решения, кто утверждает истину, должен не только сам быть вооружён, но и хорошо знать своего оппонента. Умение распознать ту или иную уловку, показать, с какой целью она использована, дать достойный отпор противнику — необходимое качество полемиста. [4, с. 215]

9 стр., 4262 слов

Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание

... изучить теоретические основы технологий воздействия на сознание человека; определить механизм воздействия на массовое сознание; изучить новые технологии воздействия на массовое ... при защите _________________ __________________ (подпись) «___» ________ 20 __г. Уфа 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21 ВВЕДЕНИЕ Тема моего реферата – «Модели информационных технологий воздействия ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МАНИПУЛЯЦИИ

Практика делового общения предоставляет обширное поле для манипуляций самого разного толка. Причём нельзя сказать, что все участники общения в этом плане равны. Ясно, что у начальников больше возможностей манипулировать подчинёнными (хотя есть и обратная практика), у обладателей различных ресурсов (материальных, информационных и пр.) больше выбор манипулятивных возможностей, чем у лиц, таковыми ресурсами не располагающих и т.д.

Впрочем, главное преимущество манипулятора заключается в том, что он является активной, нападающей стороной. Причём нападение-то это скрытое, закамуфлированное. Манипулятивный эффект может быть также существенно усилен, если нападающий опирается на объективно выгодные для него условия и обстоятельства процесса общения. [7, с. 306]

Рассмотрим, что же такое манипуляция и манипулятивное общение.

Манипулирование в общении — скрытое психологическое воздействие на человека, меняющее его поведение в заданном направлении и обеспечивающее воздействующей стороне различные преимущества. [7, с. 401]

Манипуляция один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. [9]

Существует три вида манипуляции:

психологическое воздействие на сознание;

использование психологических «рычагов» должно остаться в тайне от манипулируемого;

искусство, требующее ловкости и знания человеческой природы.

Несмотря на творческое содержание любого манипулятивного акта, именно манипуляции не повезло в нашей отечественной прессе. Но оценивать её только с негативной стороны не совсем верно, так как манипуляция — всего лишь действие, а вот за кадром стоит сам манипулятор.

Манипулирование может быть как осознанным (манипулятор не ставит себе цель), так и неосознанным (манипулятор следует своим планам, не отдавая отчёта даже себе самому).

[3, с. 32-33]

Российским исследователем феномена манипуляции Е.Л. Доценко выделен следующий перечень источников, создающих преимущество манипулятору.

Манипулятор может обладать некоторым собственным набором преимуществ:

статусными (ролевая позиция, должность, возраст);

деловыми (квалификация, аргументы, способности, знания).

Манипулятор может привлечь силу третьих лиц:

представительскую поддержку («я от Иван Петровича»);

конвенциональное преимущество (традиции, мораль).

Сила манипулятора может быть извлечена из самого процесса взаимодействия:

динамическая сила (темп, паузы, инициатива);

позиционное преимущество (эксплуатация эмоционального тона прежних или актуальных отношений).

Сила добывается из слабостей партнёра или его психических ценностей. [7, с. 306-307]

В современном деловом взаимодействии реально наметились три тенденции:

8 стр., 3833 слов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

... малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно ... иначе, всеми исследователями. Общению присуща функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность», то есть деятельность посредством общения не просто организуется, ...

Первая — усиление роли общения в процессе финансовых и информационных услуг.

Вторая — ослабление роли непосредственного общения и внедрения виртуальных форм работы посредством телекоммутирования и телеобмена, электронный бизнес (через Интернет), электронную торговлю (через Интернет).

Третья — усиление роли общения в деловом взаимодействии.

Исследования эффективных генеральных менеджеров показали, что от 70 до 90% своего рабочего времени они уделяют общению. А средний менеджер работает в целом до 60 часов в неделю. При этом обсуждаются проблемы, связанные с бизнесом, и не относящиеся к нему. Менеджеры пытаются влиять на других людей и для этого используют всё чаще манипулятивные технологии.

Впервые манипулятивные технологии были апробированы на Западе, а затем и в России в информационных и политических технологиях. При этом применяется совокупность таких манипулятивных приёмов, как:

искажение информации, которое варьируется от откровенной лжи до частичных деформаций;

утаивание информации — сокрытие её определённых тем методами частичного освещения;

приём особой компоновки тем, который наводит получателя интерпретации на вполне однозначные выводы;

выбор определённого момента подачи информации (в удобное и неудобное для телезрителей время);

подпороговая подача информации в виде определённых аудиальных и визуальных сигналов.

Теоретические основы манипулятивного общения были заложены в одном из крупных направлений американской психологии — оперантном бихевиоризме Б. Скиннера.

Активное внедрение манипулятивных технологий в России началось в конце 1980-х гг. в средствах массовой информации. Были применены манпулятивные технологии массового психологического воздействия в телесеансах А. Чумака и А. Кашперовского. Они смогли частично нейтрализовать механизмы психологической защиты большинства россиян.

Как отмечает ведущий исследователь манипулятивного общения Е.Л. Доценко, технологические приёмы манипулирования массовым сознанием и индивидуальным в межличностном общении, безусловно, отличаются. В первом случае с масс снимается ответственность и формируется их пассивность и инертность. Во втором случае межличностной манипуляции, напротив, ответственность за принимаемые решения перекладывается на адресата манипуляции.

Характер и смысл манипуляции особенно отчётливо выступает при сравнении с другими способами психологического воздействия: управлением, контролем, подкупом, шантажом, угрозой применения насилия. Во всех указанных случаях в наибольшей степени проявляется авторитарная, директивная форма воздействия на делового партнёра с целью принудить его к определённым решениям или действиям. Причём от партнёра по общению истинные цели психологического воздействия, как правило, не скрываются. Поэтому все формы психологического воздействия можно обозначить как виды императивного общения.

При манипулятивном общении истинные цели воздействия на партнёра либо скрываются от адресата манипуляции, любо подменяются другими. Манипулятор (а в качестве такового может выступать отдельный партнёр или организация) всегда стремится к тому, чтобы адресат манипуляции сам признал внушаемые ему идеи, мотивации, действия единственно правильными для себя и принял нужное манипулятору «самостоятельное решение». Таким образом, в сознании адресата манипуляции создаётся двойная иллюзия: во-первых, что действительность такова, какой её изображает манипулятор, и, во-вторых, что психическая реакция на эту действительность зависит от усмотрения самого адресата манипуляции.

6 стр., 2764 слов

Манипуляция в общении. Защита от манипуляций

... процесс коммуникации между людьми. Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения. Ключевое слово здесь – «скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, ... в семье: «У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко ты не сможешь поехать» Как это просиходит на работе: ...

Следует отметить также, что в манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная личность, а как носитель «нужных» манипулятору психологических качеств. К примеру, манипулятор в деловом взаимодействии может использовать такие психологические характеристики партнёра, как доброта, отзывчивость, обидчивость. Своего наибольшего успеха манипуляция достигает тогда, когда она остаётся незаметной и когда адресат манипуляции верит, что всё происходящее естественно и неизбежно. [8, с. 262-264]

ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ МАНИПУЛЯЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Применяемые манипуляторами способы и приёмы воздействия в зависимости от их содержания и направленности можно условно разбить на три группы:

организационно-процедурные;

логико-риторические;

личностные.

Организационно-процедурные приёмы. Поскольку деловое общение — процесс во многом формализованный и бюрократически организованный, он открывает немало возможностей влиять на партнёров, переключая организационные рычаги взаимодействия. Если, например, руководитель проводит совещание и желает во что бы то ни стало добиться нужного ему решения, то он может воспользоваться следующими приёмами.

Выбор времени и места проведения совещания. Назначьте его на конец рабочего дня и проведите в тесном и душном помещении — уступчивость оппонентов наверняка увеличится.

Определение повестки дня. Если нужное решение под вопросом — данный пункт задвигается в самый конец. Предварительное ознакомление с повесткой дня заинтересованных сторон не осуществляется.

Подбор у установление очерёдности выступлений. Поддерживающим — зелёный свет, оппонентам — регламентные ограничения.

Дозирование информации. Не устраивающую информацию замалчиваем, теряем, игнорируем и пр.

Управление дискуссией. Разжигание или утихомиривание страстей, прерывание оппонентов вопросами, затягивание обсуждения, объявление незапланированных перерывов, предложения «прекратить прения» или «отложить вопрос» как недостаточно подготовленный и т.д.

Подведение итогов. Произвольное резюмирование с «нужной» расстановкой акцентов.

Организация ненужного совещания. Руководитель не хочет лично принимать неоднозначное решение — ответственность перекладывается на всех.

Немало организационно-процедурных уловок манипулятивного плана традиционно используется в переговорном процессе.

Логико-риторические приёмы. Риторика — это в конечном счёте искусство убеждать. Убеждают обычно сильными аргументами. Однако, если таких аргументов недостаёт, в ход могут быть пущены манипулятивные (или спекулятивные) приёмы аргументации. Наиболее распространены среди них следующие.

Неопределённость выдвигаемого тезиса или ответа, многословие, «забалтывание» проблемы.

7 стр., 3166 слов

Этика делового общения: руководители и подчинённые 2

... поведенияпартнёра.  Важную роль при этом играюткоммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности. Функции управленческого общения    Предмет изучения общения руководителя с побчинённым ... ённого в таком общении скорее всего не будетиспользован. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА    В результате взаимодействияобъекта и субъекта управления решение принимается последним, то ...

Подмена тезиса. Проявляется в том, что, сформулировав тезис, говорящий доказывает в итоге нечто другое, близкое или сходное с заявленным тезисом положение. Чаще всего встречается частичная подмена тезиса. Начинают, например, с утверждения «все олигархи — жулики», продолжают видоизменённым «большинство олигархов…», а заканчивают вполне нейтральным «некоторые из них…».

Аргумент к личности. Считается разновидностью подмены тезиса и проявляется в склонности заменять обсуждение проблемы обсуждением конкретных лиц, в проблему вовлечённых.

Несоблюдение логического закона достаточного основания. Выдвигаемый тезис обосновывается мыслью (основанием), которая сама нуждается в обосновании.

Неправомерные аналогии. («Общество — это большая семья. В семье, правда, бывают конфликты. Но и в обществе они нередки. В семье не может быть равенства родителей и детей: первые опытны и мудры, вторые пока неразумны. Значит, и в обществе не может быть равенства социальных групп»).

Метод допроса. Суть метода заключается в стремлении как можно больше и чаще задавать вопросы — «ударный» инструмент любого общения.

Метод Сократа. Задача — с начала беседы не давать партнёру повода сказать «нет». Начав издалека и задавая простые вопросы, вынудить собеседника несколько раз сказать «да». После чего последнему и в ответе на основной вопрос будет труднее произнести «нет».

Использование «вопросов-капканов»: вымогательство («Это вы, конечно, признаете?»); неприемлемая альтернатива («Вы хотите возврата к тоталитаризму?»); контрвопросы (вместо ответа существу задаются встречные вопросы).

Метод изоляции. Выдёргивание отдельных фраз из контекста речи собеседника, их изоляция и преподнесение со смыслом, противоположным сказанному. Склонный к эпатажу публики В.В. Маяковский в своё время выдал фразу: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Вообще-то он имел в виду смерть фигуральную — превращение детей подростков в зрелых, взрослых мужчин и женщин. Но, будучи вырванной из контекста, эта злополучная фраза многократно использовалась для дискредитации качества поэта.

Метод апелляции — взывание к высоким, но не слишком определённым моральным нормам и принципам. («Неужели вам за державу не обидно?»)

Метод переключения на второстепенную тему.

Замедление темпа — нарочито замедленное проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнёра и т.д.

Справедливости ради следует отметить, что многие из вышеприведённых риторических приёмов могут оказаться и следствием элементарных логических ошибок человека, плохо знакомого с культурой речи. Манипулятивные же намерения наших партнёров по общению, как правило, выдают дополнительные сопутствующие признаки: псевдооткрытость, избыточная лесть, ускоренный темп речи, общий напор, требование принять решение сию же минуту и пр.

Манипулятивные приёмы личностного характера. В эту группу манипулятивных приёмов включены те, в целом не слишком хитрые, уловки, в которых конечная цель (какая-либо выгода) достигается микроскопическим изменением психологического состояния партнёра по общению. В результате чего тот теряет способность здраво рассуждать и начинает реагировать на раздражители автоматически, т.е. подчиняться «орудиям влияния». Российские исследователи Г.В. Грачёв и И.К. Мельник выделяют такие «личностные уловки»:

3 стр., 1060 слов

Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии

... людей, озабоченных практическими проблемами. План-конспект учебной лекции по методу преподавания психологии План-конспект урока по психологии "Моя индивидуальность" Ракусевич Елена Владимировна, заместитель директора по ... изредка в целях активизации внимания своих слушателей, то для групповых занятий вопрос преподавателя, вызывающий раздумья, неоднозначные суждения, разные варианты ответов, ведет к ...

раздражение оппонента, выведение его из равновесия («Вы, оказывается, не знаете такой элементарщины?»);

собственное возвышение и восхваление («Да вы соображаете, с кем говорите? Я столько лет в этом бизнесе…»);

подмазывание аргументов («Такой исключительно проницательный и эрудированный человек, как Вы…»);

срыв диалога или уход от обсуждения;

палочные доводы («Вы понимаете на что вы замахиваетесь? Это вам не 37-й год…»);

чтение в сердцах («Только ваша исключительная скромность и ложный стыд не позволяют Вам признать…»);

мнимое равнодушие;

приобщение к тайнам «верхов» и т.д. [7, с. 307-309]

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

общение манипулирование личностный воздействие

Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно — психологической безопасности. Ответ обоснуйте.

Главная задача противоманипулятивных действий — распознать манипуляцию.

Если манипулятивные намерения партнёра по общению уверенно определены, то следует отдать себе категорический приказ: «Стоп! Ни в коем случае не принимать решения прямо сейчас». Смысл такого императива заключается в том, что необходимо избежать автоматического реагирования на включаемые манипуляторами сигналы, запускающие поведенческие механизмы, отлаженные на принципах обмена, последовательности, авторитета, благорасположения и т.д. Под любым предлогом следует оттянуть принятие решения, а потом уже, в спокойной обстановке неспешно с ним разобраться: почему мы должны его выполнить, да и должны ли вообще.

Итак, главное защитное средство от манипуляций можно представить рекомендацией: не принимайте решение в спешке, в условиях дефицита времени; найдите способ спокойно обдумать проблему, взвесить все за и против. Кстати, вполне может оказаться, что выгоднее уступить, пойти навстречу манипулятору. Если же нет, то дальше в зависимости от ситуации можно действовать двояко: наступательно или оборонительно.

Манипуляторы, скорее, ведут некую игру по им одним известным правилам. Однако, если эти правила понять (а для психологической науки они особого секрета не составляют), то тогда появляется реальный шанс «переиграть» манипуляторов. [7, с. 310-312]

Сами же психические защиты от манипуляций могут быть различными. Это, прежде всего, уход от общения, увеличение дистанций общения до манипулятора, блокировка его психологического воздействия путём игнорирования или надевания «маски» общения. [8, с. 266]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный хозяйственный руководитель, любой администратор обеспечивает своей деятельностью решение двуединой задачи: достижение хозяйственного результата и воздействие на людей, создающих этот результат. Поэтому эффективный менеджер должен быть не только узким специалистом, но и специалистом широкого профиля, а это означает, что современный руководитель должен отчасти быть и психологом.

Именно поэтому сегодня повсюду, где существует рыночная экономика, где готовят молодых специалистов по направлениям экономики и менеджмента, в программы специальных учебных заведений, кроме блока собственно профессиональных дисциплин (экономика, менеджмент, бухгалтерский учёт и т.п.), включается также комплекс социально-гуманитарных дисциплин: психология, конфликтология, культура управления и др. [6, с. 5]

6 стр., 2874 слов

Психология делового общения 3

... инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Деловое общение можно условно разделить на вербальное ... значимой целью деятельности и наличием органов управления и руководства. Существуют следующие типы взаимоотношений ... другому. Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 295 с.

2. Коротков Э.М., Савченко А.В. Феномен латентного управления в социально-экономической системе: Журнал в России и за рубежом // Менеджмент, 2006 — №2 — с. 3-12.

3. Манипулятивный «пакет» руководителя: Журнал // Управление персоналом, 2006 — №10 — с. 32-34.

4. Павлова Л.Г. Основы делового общения: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Введенской. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 311 с. 47-48.

5. Платонов А.В. Манипулирование в сфере организации в соотношениях руководитель — подчинённый. Авторитет и симулякры бизнес-управления: Журнал // Управление персоналом, 2008 — №13 — с.

6. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.

7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 415 с.

8. Титова Л.Г. Манипулятивные технологии в современном деловом взаимодействии: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проведённой ВЗФЭИ 20 апреля 4004 г. В 2 т. — М.: ВЗФЭИ, 2004. — Т. II. — 340 с.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Манипуляция

Размещено на