Роль и место психолога в образовательном пространстве

Положение о психологической службе в системе народного образования

 

Приказ № 636 Министерства образования Российской федерации от 22.10.1999 г.

Об утверждении Положения Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

В целях развития и совершенствования психологической помощи учреждениям образовательного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Органам управления образования субъектов Российской Федерации довести настоящее Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е. Чепурных.

Министр В.М. Филиппов

Приложение к приказу № 636

Министерства образования

Российской Федерации от 22.10.1999 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее — Служба).

2. Под службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС Центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

3. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

4. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей. Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Положением.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ

5. Целями Службы являются:

• содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

• содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

• оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

• содействие педагогическим работникам, родителям (Законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

6. Задачи Службы:

• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

• формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников;

• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

• участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

7. Первичная помощь участникам образовательного процесса в образовательных учреждениях всех типов оказывается педагогом-психологом (педагогами-психологами) или группой специалистов с его участием. Состав группы специалистов определяется целями и задачами конкретного образовательного учреждения.

8. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов оказываются учреждениями, предназначенными для углубленной специализированной помощи всем, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании: образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и психолого-педагогическими и медико-педагогическими комиссиями.

9. Научно-методическое обеспечение деятельности службы осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, учебно-методическими кабинетами и центрами органов управления образованием, а также научными учреждениями Российской академии образования.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:

§ психологическое просвещение — формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в свое временном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

§ психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

§ психологическая диагностика — углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

§ психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

§ консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12.Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

13.Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.

Практический психолог — специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Психолог должен знать, как люди переживают свои эмоции. Он обязан иметь представление о том, что может сказать о чувствах пациента выражение его лица. Психологу нельзя полагаться только на слова пациента, поскольку последний зачастую не способен описать свои чувства. Но лицо может отразить переживаемые пациентом эмоции, даже когда сам он слишком расстроен и не может правильно подобрать слова, когда не знает, что ощущает в действительности.

Направления деятельности

В системе образования по нормативным документам практический психолог проводится как «педагог-психолог».

Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:

  • Психопрофилактическая работа Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
    • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
    • контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
    • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
    • подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
    • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
  • Психодиагностическая работа
  • Развивающая и психокоррекционная работа

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

  • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;
  • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
  • реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
  • Консультативная работа (психологическое консультирование) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
    • консультированию администрации образовательного учреждению по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей;
    • консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
    • консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи. социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
  • Психологическое просвещение

Просвещение — важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей (Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000)

Психологическое просвещение предусматривает деятельность:

    • получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям. Их родителям педагогам;
    • выявлению возможностей. интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
    • определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.
  • Психологическая реабилитация Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по:
    • психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним;
    • конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей

(Практический психолог, работающий в других сферах деятельности (медицина, психолого-медико-педагогическая комиссия/консультация, организации и т.п.), в той или иной мере придерживается этих направлений работы).

Первыми «практическими психологами» в СССР были патопсихологи, подготовка которых началась еще в 70-е гг.. Начало систематизированной подготовки отечественных практических психологов образования — 90-е гг. прошлого века.

Самое первое определение термина «практический психолог» было предложено лишь в 1995 г.: «Практический психолог — специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а с оказанием прямой психологической помощи людям».

Правовой статус педагога-психолога

На должности педагога-психолога могут работать специалисты с базовым высшим психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при Министерстве образования Российской Федерации и утверждается Управлением высших учебных заведений упомянутого министерства. Должности практических психологов устанавливаются на основе ЕТС (9-14 разряды): не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников, количество ставок увеличивается.

Журналы

Журналы, ориентированные на практического психолога:

  • «Журнал практического психолога» (индекс 71808 по каталогу «Роспечать»)
  • «Психолог в детском саду» (индекс 81927 по каталогу «Роспечать»)
  • «Психология и школа» (индекс 81928 по каталогу «Роспечать»)
  • «Психологическая диагностика» (индекс 82159 по каталогу «Роспечать»)
  • «Журнал практической психологии и психоанализа»
  • «Московский психотерапевтический журнал»
  • «Психология на каждый день»
  • «Школьный психолог» (газета)

Литература

  • Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  • Положение о психологической службе.
  • Практическая возрастная психология / А. Г. Лидерс // Психология развития. Словарь. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — ISBN 5-9292-0145-5.
  • Фридман Л. М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. — С. 97-106.
  • Этические стандарты психолога // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 158—161.

Нормативные документы

  • Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616. Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
  • Приказ Минобразования России от 22.10.99 г. № 636 Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
  • Нормативно-правовые документы и рекомендации, регламентирующие труд психолога.
  • Кодекс психолога.

Примечания

Практическая психология — не синоним термину «прикладная психология», но и не популярная психология, как считают некоторые авторы. Прикладная психология может быть приложена и к процессу изготовления табуретки (исследование деятельности столяра или преподавание ему основ психологических знаний, применительно к столярному делу), но практической психологической помощью это не будет и к практической психологии иметь отношения тоже.Конец формы

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

(УТВЕРЖДЕНО 19 СЕНТЯБРЯ 1990 Г.)

 

Раздел. 1. Общие положения

 

1. Психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Основные цели службы — содействие формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех Этапах дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их психического развития, определение психологических причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической службы — формирование развивающего образа жизни личности в различных учебно-воспитательных учреждениях в системе непрерывного образования.

2. Важнейшим условием эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.

4. Деятельность психологической службы в системе народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог» (диплом установленного Гособразованием образца).

 

Раздел 2. Структура психологической службы в системе народного образования

 

1. Научно-методический центр по практической психологии при Министерстве народного образования.

Центр создается при участии отделения Общества психологов СССР.

2. Центр психологической помощи (Центр психологической помощи и профориентации).

Центр может создаваться при областном (городском, районном) управлении (отделе) народного образования или при местном Совете народных депутатов в установленном порядке.

3. Методист по практической психологии в методическом кабинете при районном (городском, областном) управлении (отделе) народного образования.

4. Практический психолог в учреждении народного образования.

 

Раздел 3. Направления деятельности психологической службы в системе народного образования

 

Задачи психологической службы:

— формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;

 

 

— обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессиональног

развития человека на каждом возрастном этапе;

— обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

— психолого-педагогическое изучение детей;

— профилактика и коррекция отклонений в интеллектуальном и личностном развитии;

— социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном

развитии;

— оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и

критических ситуациях;

— консультирование родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей,

создания благоприятного семейного микроклимата.

Работа практического психолога осуществляется по следующим основным направлениям.

  • Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
  • В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:
  • адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
  • обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставании и пробелов в подготовке к школе;
  • определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
  • подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
  • проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
  • предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;
  • создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
  • Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин нарушения личности и интеллекта.
  • Для реализации этих задач практический психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;
  • проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
  • диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;
  • проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.
  • Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков.
  • Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:
  • программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

  программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом

развитии;

  • программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
  • Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняется последними с помощью психолога. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
  • Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.
  • Консультативная работа — консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;
  • консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
  • консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;
  • проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
  • консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.

 

Раздел 4. Права и обязанности работника психологической службы

 

  • Работник психологической службы в системе народного образования обязан:
  • руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы;
  • рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
  • знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
  • препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
  • в решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;
  • хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
  • оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем;
  • работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения;
  • по запросам администрации подготавливать необходимые материалы для психолого-медико-педагогических консультаций;
  • участвовать в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание одному из родителей и др.);
  • выполнять распоряжения администрации учреждения образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
  • Работник психологической службы имеет право:

 

 

  • определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения;
  • формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
  • отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его работы, определенным настоящим Положением;
  • знакомиться с документацией учебно-воспитательного учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
  • участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение;
  • участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности;
  • проводить в учебно-воспитательном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр.;
  • обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с защитой интересов ребенка (изменение режима работы родителей или лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т. п.);
  • обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.

Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях образовательного учреждения является оформление разного рода документации. Она сопровождает каждое направление работы психолога — от коррекционно-диагностической до просветительской и профилактической деятельности. Документация практического психолога образовательного учреждения подразделяется на несколько видов: нормативная, специальная и организационно-методическая. Нормативная документация Нормативная* документация (от лат. norma – руководящее начало, образец, точное предписание) представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В этот перечень входят:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Конвенция ООН «О правах ребенка»;

Положение о психологической службе в системе образования;

Положение о практическом психологе образования;

Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста);

Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

Инструктивные письма и приказы вышестоящего (центрального) руководящего органа.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация образовательного учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации. Специальная документация Специальная документация (от лат. specialis – особый) — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:

психологические заключения:

коррекционные карты;

протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью:

карты (истории) развития;

психологические характеристики;

выписки из психологических заключений и карт развития.

Три первые вида документации являются закрытыми для непрофессионалов. Три остальных вида открыты для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель состоит в ознакомлении с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (класса, возрастной группы).

Выписка Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу. Образец выписки представлен ниже. Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, в котором отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и руководителя образовательного учреждения. При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге — подтверждение либо опровержение по факту запроса (приложение № 1). В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районных и окружных психологических кабинетов, специалисты смежных квалификаций).

Психологическая характеристика и психологическое заключение Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр. Психологические заключения являются основной рабочей документацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация (от лат. differemtia – различие, различение) психологических заключений как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов; во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетенции психологов. Существует несколько вариантов психологического заключения. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Структурирование психологического заключения по парциальным (от лат. parcium – часть, доля) параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели: координации моторики, навыков идентификационного письма,обучаемости, мотивационно-потребностной, интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при парциальных психологических обследованиях с запросом «Готовность к школе», «Личностные проблемы» и пр.,
  2. Структурирование психологического заключения покомплексным параметрам, включающим показателипсихофизического развития ребенка, а также критерии его образовательного уровня. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д.

К сожалению, оба варианта структурирования психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе. Отсюда психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о психическом развитии применительно к возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику, количественную и качественную динамику развития Следовательно, в контексте психологической службы образования психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцировано по возрастному принципу. Кроме того, опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны найти отражение показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие индивидуальные особенности. Кроме фиксации значений различных показателей психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также вывод о необходимости коррекционно- профилактических или развивающих воздействий. Таким образом, структура психологического заключения должна включать следующие блоки: * общая характеристика возрастного развития на основе особенностей психофизического характера, адаптационного и двигательного комплексов, специфики поведения; * познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции; * личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер; * коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности; * детская (учебная) компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности или характеристик учебной деятельности; * готовность к школе ( в старшем дошкольном возрасте) на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости. Далее идут блоки констатации общего вывода и необходимости профессионального вмешательства:

Особенности развития;

Проблемы развития;

Прогноз развития;

Рекомендации.

Ниже представлен образец психологического заключения (приложение №2). Коррекционная карта Коррекционная карта представляет собой развернутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов ее реализации. В коррекционной карте отражаются:

исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);

исходная проблематика(особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка).

Дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);

тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);

средства коррекционных воздействий(изобразительные, игровые и т.д.);

сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);

рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий.

В коррекционной карте фиксируется также динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла. В заключении карты дается выпускающая характеристика с общими рекомендациями. Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Такие протоколы рассматриваются как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в форме таблицы либо свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся; поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления); вербальное сопровождение деятельности; динамика эмоциональных состояний и стеничности (от греч. Sthenos – сила, характеристика высокой устойчивости к помехам, способность к длительной, непрерывной деятельности).

Кроме того, обязательна фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов, В этом случае они входят в пакет инструментария. Особенность оформления данного виду, документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога. Иногда целесообразно использовать диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность, что помогает сфокусировать внимание на других важных показателях (например, личностно-эмоциональные проявления — мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.).

Карта (история) развития. Заключает перечень специальной документации психолога карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка в онтогенетическом (от греч. оntos – сущее, genesis – рождение, происхождение, т.е. процесс развития индивидуального организма) аспекте. В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания (жизнедеятельности) ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций. Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом образовательного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о преантенальном (от лат. ante- перед, до (предродовой) и постнатальном (от лат. post — после (послеродовой) развитии, то есть особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнениях в период новорожденности. Кроме того, используются анамнез (описание хода) хронических и острых заболеваний в период раннего детства (младенчества), сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств. Фиксируются также особенности нервно-психического развития в раннем возрасте: когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; как шло развитие пассивной и активной речи; какими были первые двигательные и эмоциональные реакции. Кроме того, в карту (историю) развития входят особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении (в детском саду) и характеристики его взаимодействий со сверстниками (в школе).

Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен либо в форме таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития на разных возрастных этапах ребенка. Организационно-методическая документация Целями данного вида документации являются организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. Вследствие пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство. В организационно-методическую документацию входят следующие основные документы:

график работы психолога в образовательном учреждении:

годовой план работы психолога (стратегия профессиональной деятельности);

дифференцированный план работы психолога (программа профессиональной деятельности):

журнал и бланки психологических запросов;

итоговый (аналитический) отчет психолога за год.

График работы психолога. График работы распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Рабочий график составляется психологом совместно с администрацией образовательного учреждения в соответствии с 36-часовой рабочей неделей, где на 18 часов приходится непосредственное осуществление психологических мероприятий (диагностика, коррекция, профилактика и пр.), а остальные 18 часов распределяются на подготовку данных психологических мероприятий и обработку их результатов. В графике должны быть обозначены присутственные часы (обязательные 18 часов в неделю).

Вариант рабочего графика психолога представлен в таблице 1. Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми — и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы понедельника, зато все диагностические процедуры целесообразно организовывать утром. Индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно на середину рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в образовательном учреждении. Годовой план работы психолога Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

Содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям:

работа с детьми;

работа с родителями:

работа с воспитателями и педагогами.

Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий (процедур) с примерными сроками их выполнения (поквартально или помесячно) Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в форме таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное (неструктурированное) изложение планируемой деятельности в течение года. Дифференцированный план работы психолога. Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий (процедур) осуществляется на месяц. Ниже представлена структура данного документа. Журнал психологических запросов. Журнал психологических запросов — документ, фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства (взаимодействия) в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, педагогов и специалистов, которые взаимодействуют с детьми, а также от администрации образовательного учреждения. В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Данные бланки должны находиться в свободном доступе для всех желающих, без фиксированной выдачи. Итоговый (аналитический) отчет психолога за год. Итоговый (аналитический) отчет это документ, в котором представлена совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение образовательного процесса. В итоговый отчет включается также анализ работы по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога, в который включаются: изучение специальной литературы; освоение новых технологий; проведение экспериментальных (научно-практических) исследований; участие в региональных научно-методических и научно теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах); научно-экспериментальная и публицистическая деятельность;взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр. В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается. Перечень представленных специальных и организационно-методических документов практического психолога образования периодически пополняется и трансформируется, то есть меняются формы документов, их статус (обязательные и рекомендуемые), требования к периодичности их оформления и пр. Приложение №1 Выписка из психологического заключения диагностического обследования. (фамилия, имя, отчество ребенка) от «__»___20__ г. Диагностическое обследование (фамилия, имя, отчество ребенка, дата его рождения) проводилось по запросу_____________(родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения) с целью _____________________ _____________________________________________________________________ (содержание запроса) подтверждается/ опровергается_______________________ _____________________________________________________________________ (обоснование подтверждения или опровержения запроса) Дата Подпись психолога Подпись руководителя учреждения

Роль и место психолога в образовательном пространстве

Психологическая служба образовательного пространства, о необходимости которой много говорят и пишут, становится реальностью. В образовательных учреждениях страны появляется специалист, которому предстоит вместе с учителями и родителями решать практические задачи. Успешность его работы, очевидно, будет зависеть и от академической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этапа доказательства необходимости психологической службы образовательного пространства к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнему положила разработка группой ученых «Положения о психологической службе», которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности, место и роль в образовательном пространстве. Оно исходит из неявного предположения, что готовность психолога к такой работе может быть достигнута в ходе его профессионального обучения. Между тем психологу сразу же пришлось столкнуться с проблемами, адекватно не представленными ни в учебниках, ни в лекциях преподавателей высшей школы. Иначе говоря, он оказался в ситуации, которая требовала от него самостоятельного перехода от теоретических знаний к способам их практического применения. С учетом объективного рассогласования «образов мира», создаваемых, с одной стороны, академической, а с другой — практической психологией, такая ситуация серьезно препятствует нормальному функционированию психологической службы в образовательном пространстве. Для исправления создавшегося положения нужна реальная помощь со стороны психологической науки.

В этой связи появляются всевозможные методические разработки в помощь практическому психологу, которые можно расценивать как своевременную попытку построить мост между наукой и практикой. Это руководство по решению задач, стоящих перед психологом, позволяющее ему научно и обоснованно строить технологию своей деятельности. Здесь освещаются вопросы, которые касаются не только средств этой деятельности, но и концепции психологической службы в образовательном пространстве, функции и задачи психолога, его места, роли и позиции в образовательном пространстве. В своей работе я буду освещать роль и место психолога в образовательном пространстве школы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а широком смысле — служба практической психологии в образовании.

Так, на сегодняшний день правомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основы психологической службы. Об этом свидетельствуют:

· наличие законодательной основы существования и образования службы;

· готовность отечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимыми теоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием;

· мощный кадровый потенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти шестьдесят тысяч психологов);

· достаточно развитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков для учреждений образования;

· представительная сеть практических центров психологической помощи (свыше семисот таких центров действуют сейчас в системе отечественного образования).

Основную долю клиентов, с которыми наиболее часто приходится работать школьному психологу, составляют школьники младших и средних классов. На втором месте — старшеклассники и родители, затем — педагоги. Реже всего психологи работают с детьми дошкольного возраста. Интересно отметить, что дети, нуждающиеся в помощи, попадают на приём к школьному психологу следующим образом: по направлению школы, по инициативе родителей, по собственной инициативе и очень маленький процент по направлению поликлиники.

Таким образом, наиболее часто визит к психологу инициирую родители и учителя с определёнными проблемами в поведении ребёнка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.д.).

Всё это свидетельствует о росте информированности населения о психологической службе, о своеобразном росте доверия к сотрудникам психологической службы, а в итоге — о росте психологической культуры населения в целом, без которой трудно представить сегодня развитие современного сообщества.

Получив консультацию квалифицированного психолога-практика, педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребёнком, корректируя его развитие. Очевидно, что консультационно-просветительское направление работы школьной психологической службы, прежде всего работа с семьёй, молодёжью, учителями и воспитателями имеет исключительное значение и вносит существенный вклад в повышение эффективности образования.

непосредственно, то все содержание отражаемого дано в сознании).

ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что ожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога и задачам гуманизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования и педколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа видят в практическом психологе помощника в борьбе с трудными детьми и трудными педагогами, ожидают от него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, если психолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.

Учреждение с низким уровнем образования и воспитания попытается переложить на психолога ответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаются соблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать на общешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы, вместо учителей уроки и т.д. Однако не одному психологу не удается решить проблему учителя, который плохо учит, воспитателя, который не работает с группой, директора, не умеющего работать с коллективом. И снова приходит разочарование в психологе, прямое недовольство им.

Вариантов ожиданий такое множество, что, пожалуй, не стоит перечислять их. Надо понимать, что помимо субъективных есть и объективные требования статусу школьного психолога. Во всех вариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональными такие требования:

· формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами, обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегией психологической службы;

· диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позицию партнерства и опору на положительные личности;

· сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов и программ, их реализации, анализе результатов деятельности.

Работая с детьми, психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметь представления о динамике развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодествии обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психологических особенностей детского коллектива и неформальных групп. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам хотел что-то изменить в себе, научился каким-то способом самопознания, самовоспитания и самообразования.

В работе с детьми особую роль играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семенного консультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции. Общение психолога с данной категорией требует эмпатии по отношению к детям, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профессиональные качества должны сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом психолога.

Не менее сложна и вторая основная категория, с которой работает школьный психолог — родители.

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одни из аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми, оказание им психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях. Прогнозируется положительная динамика в плане развития демократического стиля взаимоотношений учителей, родителей и детей. Прогнозируется также изменение отношения родителей к конфликту. Становится возможным отношение к конфликту как к противоречию, требующему конструктивного общения, поиска альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации. Выражается это в качественном изменении запроса взрослых по поводу направления решения проблемы: от внешне обвинительных эмоционально-деструктивных реакций родителей до конструктивного устремления к гармоничным отношениям с собой, с другими. Иными словами, увеличивается доля самостоятельности и продуктивность взрослых в разрешении трудных ситуаций. И это существенно: непрерывность психологического сопровождения не является «костылем» в общении, а дает широкий диапазон психологических средств для саморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализацией собственной уникальности.

Что должен знать психолог, работая с педагогами? Прежде всего, психологию педагога и педагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различных профилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенности коллектива, психологические основы педагогического общения. Работая с педагогами, очень важно придать общим коммуникативным, организационным, психодиагностическим, психопрофилактическим и психокоррекционным умениям особый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов, характер. Этому в большей степени будут способствовать такие профессионально-важные качества психолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувства эмпатии, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокопрофессиональная компетентность и широкий кругозор.

Специалисту следует изучить психологию учебной и воспитательной деятельности; вникнуть в психологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания, видов, методов, средств и форм обучения. Его умения в этой области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «педагог — ребенок», «ребенок — группа (класс)»; психологическим анализом воспитательно-образовательного процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием и моделированием педагогической системы образовательного пространства как развивающей и развивающегося.

В этой работе потребуется критичность, независимость, нестандартность мышления и здравый смысл, восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразную деятельность, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство, способность обучать других и подчинять себе, чувство ответственности.

Таким образом, сложность и многоаспектность деятельности практического психолога в системе образования делает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалиста предъявляют высокие требования.

Специфика деятельности практического психолога определяется его предметом — индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог выступает как индивидуальность. Здесь возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога, а также критериями оценки эффективности его работы, уровня квалификации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу — обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.

Психолог — равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.

Смысл любого учреждения образования — содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература и т.д.. А психолог?

Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике — на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу — одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению.

Психологическая готовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка — в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там, в течение 11 лет готовиться к взрослой жизни — получить достаточное знание, научиться учиться, думать, работать, дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, осознать свою индивидуальность. К моменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускника должна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, к самоопределению в ней.

Психологическая готовность к самоопределению предполагает:

· сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;

· Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы;

· Становление предпосылок индивидуальности как результаты развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.

Вместе с тем психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает незавершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста сейчас и в будущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практический психолог образования и психологическая служба образования в целом, именно в этом заключается ее содержательный основной смысл. Осуществление этого смысла требует высокой подготовки психолога как специалиста.

Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.

КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ И С КЕМ РАБОТАЕТ ПСИХОЛОГ

Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной — психологическому Центру, где работают специалисты — психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центре все его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Этот ориентир — интересы ребенка — нельзя терять ни в коем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Образовательная система определяет и психическое развитие, и психологическое здоровье детей. Но она не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. НАЧАЛО РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Психолог в образовательном учреждении — явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.

Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники — к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность.

Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен.

Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет — это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования.

Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента.

На основе скрининга выделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы и консультации).

Практический психолог ответственен прежде всего за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В содержание работы необходимо включить изучение и развитие способностей, склонностей, интересов детей с учетом особенностей их возраста и специфики образовательного учреждения.

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу являются родители. Анализ школьной практики показывает, что работа с родителями требует кардинальной перестройки. Ее успешность зависит от решения многих задач.

1. Изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям — функцию главных воспитателей.

2. научная диагностика семьи, условий семенного воспитания и потребностей родителей, которая может начинаться с элементарных диагностических анкет и заканчиваться составлением полного портрета семьи как воспитательного института родителей.

3. Отключение родителей от традиционного негатива в психолого-педагогической подготовке.

4. Широкое использование педагогических возможностей самих родителей. Строя работу с родительским активом, нужно учитывать интересы и возможности семьи, формировать общественное мнение родителей, лицо родительского коллектива.

5. организация скорой психолого-педагогической помощи семье. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остается невостребованной. Если же не получают ответ на конкретный вопрос, которых их волнует сегодня, — это уже работающая психология и педагогика. Данную задачу можно решать через семейные консультации, телефон доверия, выездные формы психологической помощи семье.

6. многие родители плохо воспитывают своих детей не потому, что безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это сделать. Даже на самой хорошей лекции трудно овладеть технологией семенного воспитания. А вот так называемые активные формы развивают практические и педагогические умения, навыки семейного общения, психолого-педагогическую зоркость родителей.

В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон личности, формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе оптимального стиля управления и деятельности, диагностике педколлектива, правильном подборе, расстановке кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов. Помимо этого аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ практического процесса и т.д.

Сложная категория, с которой работает психолог — это педагоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытству, безразличием, недоверием. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему завоевать доверие в коллективе. Изучив особенности того или иного педагога, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагноза психологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс.

Педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями или недостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события, не принимая или полностью отрицая выводы психологов.

Предвидя эти сложности, психолог может использовать методики самооценки и групповой динамики, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективные мысли деятельности и организационно — деятельностных игр. В данных ситуациях сам психолог воздерживается от опеки педагогов, там действует принцип отраженной субъективности, психологу приходится видеть себя глазами другого и целой группы.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями класса всегда способствует оптимизации контактов с детьми, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в доверии педагогами либо кем-то другим, будет нормально работать с остальными, так как образовательное учреждение — это единый социальный организм, единое образовательное пространство.

Средства деятельности школьного психолога — это способы, с помощью которых он может решать свои задачи. Если эти задачи возникают в процессе индивидуального подхода, реализуемого психологом, то и средства работы с ребёнком будут обусловлены необходимостью воздействовать на него. Это и установление доверительных отношений с ребёнком, и диагностика его индивидуально — психологических особенностей, и построение адекватного «образа ребёнка», и «вклады» психолога в данный образ. Если же задачи порождаются в ходе анализа совместной деятельности, осуществляемой в школе, то и характер меняется. В этом случае психолог должен вычленить мотивы и цели совместной деятельности, условия её оптимального функционирования, место и роль в неё участника, с которым он имеет дело в конкретный момент времени. И индивидуальный и деятельностный подходы не могут противопоставляться, а должны дополнять друг друга.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5.

2. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 182 — 185.

3. Положение о психологической службе в учреждениях интернатного типа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 1989.

4. Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 62 — 93; № 4. С. 75 — 103.

5. Психологическая служба в школе: Тезисы симпозиума. Вып. 1 и 2. Таллинн, 1983.

6. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.