Психологические средства в романе ‘Преступление и наказание’. Вдохновение

Задание 1. Известно, что Ф.М. Достоевского считают мастером психологического анализа. Роман «Преступления и наказания» — «это — психологический отчет одного преступления…Молодой человек, исключенный из студентов университета … и живущий в крайней бедности, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, …дающую деньги на проценты… Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления» (Из письма Ф.М. Достоевского)

Прочитайте отдельные главы романа. Обратите внимание на то, как психологически точно и выразительно Достоевским описана внутренняя борьба, конфликт героя самим собой: какие психологические средства используются писателем для того, чтобы показать глубину человеческой души, мир мыслей и чувств своего героя, его противоречивый характер, метания, ужас перед предстоящим преступлением и потом, впоследствии. Что вы испытывали, читая этот роман?

В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов XIX века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления? Читая роман, мы шаг за шагом следим за тем, как и почему созревает идея убийства, но и в конце романа не получаем простого, односложного ответа. В основе романа лежит психологическая и философская тайна.

Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. И вот такой человек совершает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?

Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать университет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходится избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина. «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!» — восклицает Раскольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и унижения. То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам

12 стр., 5640 слов

О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказ

... первый шаг в науку» О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Реферат выполнила: Коняхина Ирина Александровна, ученица 111 ... Михайлович Достоевский. Его психологический роман «Преступление и наказание» написан объективною манерою, при которой автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев ...

Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличается болезненностью, а сознание его постоянно раздваивается. В душе героя поднимается протест, «бунт» против несправедливых условий.

Но «бунт» Раскольникова не согласуется с человеческой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного положения, он замышляет убийство старухи-процентщицы. Ему кажется, что, убив никому не нужную, жадную старушонку, он выступает в защиту попранной справедливости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление. Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни.

Совершив преступление, Раскольников продолжает верить в свои идеи, хотя он и испытывает муки совести. Он говорит Соне: «Свобода и власть, а главное власть». Душевные муки героя становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит в тупик. Он старается не думать о своей матери и сестре, потому что тогда нужно будет решать вопрос, куда отнести их по его теории, к какому разряду людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду, а значит, и на их головы может опуститься чей-то топор. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного преступления — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести».

14 стр., 6681 слов

Речь в защиту Раскольникова

МОУ СОШ 6 города Южно-Сахалинска РЕФЕРАТ Тема Речь в защиту Раскольникова По роману Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание Выполнил ученица 11 Б класса Касатова Елена Проверил Багно Ида Викторовна, Учитель русского языка и литературы г. Южно-Сахалинск 2006г План 1. Введение2. История написания романа.5 3. Преступление и наказание Родиона Раскольникова .4. Теория Раскольникова и ...

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление.

психологический достоевский конфликт

Задание 2. Вам известно такие выражения, как «созревания идеи», озарения вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Что они значат? Присутствовали ли в вашей жизни эти моменты? Что вы испытали?

Момент озарения (инсайта), рождения идеи является кульминацией интуитивного творческого процесса. И до сих пор он остается неуловимым, загадочным, почти мистическим. Наверное, он всегда будет окутан тайной. Если бы секрет озарения удалось разгадать и его можно было воспроизводить, то великие открытия совершались бы по желанию, по инструкции, на заказ. Легкодоступным стало бы и решение любых жизненных проблем, и добывание новых знаний о мире, и постижение глубоких истин — все то, что обычно дается людям большой ценой.

Хотя и психологи, и философы согласны в главном: путь, ведущий к озарению (инсайту), в общем-то, известен. Нужно упорно и сосредоточенно трудиться над конкретной проблемой — всесторонне исследовать ее, стараясь получить максимум информации, вновь и вновь размышлять о ней, страстно мечтая найти решение, но в то же время не зацепляться за это свое желание. Внутреннее озарение является результатом длительной неосознанной работы. Некоторое время нужно жить идеей (проблемой), не находя решения, и, скорее всего, в один прекрасный момент оно озарит сознание, точно удар молнии, и принесет с собой необычайное по силе переживание понимания, ясности, взлета, прорыва, счастья.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

ФБГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева Кафедра теоретической и практической психологии Алферова Е.И. Методические рекомендации Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение» Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Тобольск 2012 Печатается по решению Кафедры теоретической и практической психологии ...

Каковы же особенности творческого мышления? По-видимому, наиболее ярким внешним признаком творчества большинство специалистов признает внезапность проявления его результатов. Возможно, впервые элемент «озарения» был зафиксирован возгласом «эврика», когда Архимед во время купания в ванне открыл свой закон. Элемент озарения присутствовал в самоотчетахо многих творческих актах математиков, физиков, художников, поэтов. Однако в обшем случае эта яркая стадия творчества, как показано, является третьей по счету.

Из современной психологии известно, что практически любой стимул — даже совершенно бессмысленные кляксы Роршаха — вызывает целый поток ассоциаций, мгновенно подключающий наиболее чувствительные области вашего сознания. Леонардо да Винчи открыл это за пять веков до Зигмунда Фрейда. Однако, в отличие от Фрейда, Леонардо не использовал свободные ассоциации для выявления каких-то глубинных комплексов. Напротив, таким образом великий флорентиец в эпоху Возрождения прокладывал свой собственный путь к художественным и научным прозрениям.

«Это не трудно… — писал Леонардо в «Записках», — просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи…»

Леонардо черпал вдохновение также и из звуков колоколов, «в звоне которых можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить».

Не исключено, что, упражняясь в некоторых из методов, вы можете почувствовать себя довольно глупо, но не стоит из-за этого беспокоиться. Вы в хорошей компании. Леонардо да Винчи тоже признавал, что его «новый способ», несомненно, позабавит циников.

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

Экологическая психология Елена Алексеевна Стерлигова Введение в экологическую психологию 1.Становление и развитие экологической психологии 2.Объект и предмет экологической психологии 3.Темы экопсихологических исследований Становления и развития экологической психологии Задание 1. Составьте и заполните таблицу «Становление и развитие экологической психологии» по следующим разделам: •Год или ...

«Это может показаться смешным и нелепым, — писал он. — Но тем не менее очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения».

Список использованной литературы

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. — М.: Владос, 2007. — 302 с.

. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. — М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 145 с.

3. Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. — Дубна: Феникс+, 2005. — 512 с.

4. Макарова, И.В. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебное пособие / И.В. Макарова. — М.: Высшее образование 2010. — 240 с.: ил. — (Серия «Хочу все знать!»).

. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. — Б. Попталис; М.; Высшая школа; 1996