Проблема ‘отцов и детей’. Возрастные классы в социуме

Оглавление

Введение

1. Возрастные общности в социуме

2. Проблема «отцов и детей»

Заключение

Список литературы

Введение

Это — не диспуты, а живые, страстные, драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя, как человека и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование. (В.Г. Белинский)

Актуальность работы заключается в том, что возраст представляет собой знак в процессе социальной символизации. Этому знаку могут быть приписаны различные коннотативные смыслы, оценки. Каждый, вероятно, наблюдал явление, так сказать, «возрастной озабоченности».

Скажем восклицания типа: «Мне уже 20 лет, а я еще ничего не совершил!» или «Мне уже 25, а я еще не замужем!». Молодящийся старец, как скажем, у Т. Манна в «Смерти в Венеции», зрелая дама, желающая выглядеть юной, или, напротив, двенадцатилетняя девочка, которая использует все возможности косметики, чтобы смотреться на восемнадцать. Знакомые картины. Какова их природа?

Чтобы оградить общество от молодежных эксцессов и ввести их в русло процессов, разрушительный деструктивный потенциал молодежи должен быть канализирован. В цивилизованном обществе выработались особые социальные институты, которые позволяют сравнительно безболезненно «выпустить пар». Наиболее древняя и грубая форма такого института — это война. Разумеется, войны не могут быть объяснены только конфликтом отцов и детей. Однако нет сомнения, что скажем, в бесконечных конфликтах греческих полисов между собой определенную роль играло и стремление господствующих «отцов» сохранить свое положение. Более мягкой формой такого же типа является всеобщая воинская обязанность. Она позволяет удержать наиболее активную часть молодых мужчин в рамках жесткого порядка. Наконец, наиболее либеральной формой организовать молодежную энергию и оградить общество от эксцессов является массовое образование, особенно высшее.

Кроме того, существенную роль здесь играли и играют такие социальные институты как спорт, религия, тюрьма. Правда, использование такого рода стабилизирующих институтов порождает в господствующей идеологии комплекс вины. Обратим внимание на трогательный образ ребенка или молодого человека, красной нитью проходящий через всю мировую литературу (Скажем, «Мальчик у Христа на елке» у Ф.М. Достоевского).

12 стр., 5635 слов

Личность как социальный тип. Основные социологические теории личности

... социальные типы личности. Проблема личности – одна из центральных в социологии, поскольку она связана с пониманием социальной сущности человека, его местом и ролью в обществе ... много определений понятия «личности». Наиболее удачным… Личность складывается из ... Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный ... например, человеку со статусом отца “положено” любить своего ...

При этом существует и обратный комплекс вины — вины детей перед отцами (например у того же Достоевского очерк «Пушкин» — о невинно загубленном старце, муже Татьяны из «Евгения Онегина»).

Таким образом, иррациональная взаимная неприязнь отцов и детей перед лицом цивилизации трансформируется в комплекс вины, рационализируется как взаимная вина.

Цель работы: рассмотреть возрастные общности в социуме и проблему «отцов и детей».

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие возрастные общности;

2.Рассмотреть суть проблемы «отцов и детей».

Объект работы: Возрастные общности

Предмет работы: Возрастные общности в социуме, проблема «отцов и детей».

1. Возрастные общности в социуме

Категория времени, представления о нем, имеют разнообразные формы репрезентации в человеческой жизни. Одной из таких форм может быть категория возраста, в рамках которой происходит встреча сугубо индивидуального переживания времени с его социально обусловленными формами.

В современном обществе, характеризующимся стандартизацией и унификацией, возраст, его формально определенная количественная мера, является категорией точной. В прошлом же, в особенности в традиционном обществе, возраст выступал и в качестве категории относительной.

Однако относительность возраста вполне осознается и современным человеком. Так, современные специалисты в области возрастной психологии отмечают, что «в биологически и в психолого-педагогически ориентированных представлениях (вполне научных) границы возраста и возрастные особенности развития считаются достаточно условными, исторически случайными, которые самостоятельного значения не имеют, а являются скорее результатом устоявшейся традиции» [1,c.23].

14 стр., 6932 слов

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания

... одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-, пятилетнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это ... касающиеся телесной жизни человека, предлагаемые для изучения детям, учитывая их возрастные особенности. В линии «Православная христианская картина ... святым и почувствовать свою причастность истории и общность с остальными паломниками,- всё это способствует формированию ...

Это является результатом изначальной амбивалентности бытования этой категории. Можно выделить, по крайней мере, два ее значения. «Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой».

Что касается второго значения рассматриваемой категории, то оно в большей степени психологично и напрямую связано с социокультурной матрицей, задающей вполне определенную систему координат: «Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения».

Еще более определенно это можно сказать об обществе традиционном. А.Я. Гуревич приводит примеры различных схем возрастов человеческой жизни, бытовавших в средневековом обществе и основывавшихся неизменно на символике чисел. Это трех-, четырех-, шести-, семи — и даже двенадцатичленные схемы. В Древнем Риме существовало семь возрастных групп: infantia, pueritia, adulescentia, iuventus, virilis aetas, senioria, senectus. А.В. Коптев отмечает, что в Древнем Риме «жизненный цикл взрослого человека — возраст социальной активности — начинался у римлян после 16 лет и заканчивался в 60 лет. Вступавшие в период социальной активности sodales-sobrini совместно проходили все жизненные этапы и вместе выходили из этого периода в 60 лет. В течение этого периода обращает на себя внимание рубеж, приходившийся на 46 лет. Мужчины до 46 лет рассматривались как iuniores, а после 46 лет — как seniores» [2,c. 19-29].

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит ...

Точная продолжительность каждого возрастов определяется исследователем на основании двух первых детских групп: «Поскольку на эти 16 лет приходятся два возрастных периода (infantia и pueritia), можно предположить, что некогда продолжительность исходного возрастного статуса (age strata) у римлян исчислялись 8-ю годами.

Ориентация на 8-летний цикл была достаточно широко распространена в античном Средиземноморье. В своей основе она имела наблюдения за лунно-солнечными и звездными циклами. Поколенные сроки имели большое социальное значение на догосударственной стадии развития и определялись не случайными числами, а были связаны с календарными космическими циклами, числовое определение которых фиксировало «мировой порядок». Общественная структура рассматривалась как репродукция системы космической, мир людей как калька мира богов, а регулировавшие в нем порядок законы были ниспосланным богами сакральным правом».

Некоторое пересечение с системой возрастных групп Древнего Рима мы можем обнаружить в ряде других обществ. Так, например, в традиционном осетинском обществе можно выделить следующие возрастные классы:

) дети до семи лет;

) от 7 до 16;

) от 16 до 30;

) от 30 до 45;

) старше 45 лет.

Каждому классу соответствовала определенная социальная роль, свой спектр прав и обязанностей. В основе же градации лежит семилетний цикл.

12 стр., 5759 слов

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники

Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Условия, источники и движущие силы психического развития. От всякой другой психологии возрастная психология отличается особой единицей анализа – это возраст или период развития. Именно Л.С. Выготский предложил рассматривать целостные возрастные периоды (возрасты) ...

Обращает на себя внимание, часто повторяющееся в традиционных обществах принципиально важное отношение к рубежу 15-17 летнего возраста, в том числе и у далеких от европейских народов тюркоязычных кочевников: «К важному для раннесредневековых кыргызов социальному возрасту следует отнести промежуток между 15-17 годами (связанного, скорее всего, с наступлением шестнадцатилетия), когда, по видимому, обществом регламентировалось начало службы юноши на благо отечества». Исследователи отмечают подобное в отношении значительной части тюркоязычных народов: «Можно увидеть подобную аналогию в другой известной казахской пословице: «До 5 лет относись к сыну как к хану, с 5 до 15 — держи его как раба, после 15 — веди себя с ним как равный». У огузов дети мужского пола после 15-16 лет обязательно обучались военному делу. Хакасы с 15 лет привлекали юношей к промысловой охоте в тайге, сопряженной зачастую со значительным риском. П.М. Мелиоранский приводит аналогичные данные о казахах и туркменах, подытоживая: «по ходячему мнению некоторых турецких племен, хороший мужчина уже в пятнадцать лет настоящий мужчина». Фиксируемое исследователями равнодушие кыргызских эпитафий к точным датам: «Здесь проявилось равнодушие традиционного возраста к линейному (необратимому) времени. Фиксируются главным образом циклические процессы. Выделяемые кыргызами социальные возрасты кратны числу 8». Таким образом, наиболее важные социальные возрасты для кыргызов 8-10 лет, 15-16 лет, 40 лет [5,c.34].

«В своей классической законченной форме система возрастных классов изучена у целого ряда африканских племен, живущих к югу от Сахары. Особенно известно в этой связи воинственное скотоводческое племя масаи (граница Кении и Танганьики).

Мужское население каждого из округов, на которые распадается территория племени, делится на три класса:

)»мальчиков» (до 12-16 лет);

4 стр., 1886 слов

Ученые разделяют возраст человека на такие виды: хронологический, социальный и психологический.

Социометрические методики Схема построения эмпирического исследования: Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста). Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени 3. Понятие «кризисов» и их роль в развитии в трудах отечественных психологов Кризисы в психическом ...

)»воинов» (до 28-30 лет);

)»пожилых людей».

Итак, приведенные примеры довольно наглядно показывают наличие возрастной градации в большинстве традиционных обществ, причем, весьма далеких друг от друга. В обществах, традиционный характер которых не вызывает сомнений, эта градация вполне эксплицитна и имеет зачастую институциональный характер.

По всей видимости, в процессе развития различных человеческих сообществ, половозрастная градация уступает место иной, в большей степени социально обусловленной дифференциации, хотя и может оставаться в качестве своеобразной памяти, отражающейся в мифологии, повседневных представлениях, моральных установках и т.п. Не случайно один из наиболее оригинальных исследователей европейского средневековья Э. Ле Руа Ладюри, говоря о возрастной структуре, отмечает, что «взрослые мужчины, которые и в самой Монтайю, и в ее диаспоре диктуют законы…, по-видимому, находятся в возрасте между 20-тью и 50-тью годами. Их расцвет — тридцать лет. Их окситанское сорокалетие — еще могучий возраст. Зато действительно старые люди той эпохи, те, кому за пятьдесят».

Тем не менее в европейском средневековом обществе мы уже не находим такой строгой социально-возрастной градации, а отмеченные выше схемы человеческих возрастов, по мнению А.Я. Гуревича, «не столько отражали наблюдения над реальным течением человеческой жизни, сколько исходили из отвлеченных схоластических выкладок» [3,c.43-49].

Однако определенная схематичность все-таки имела место. Она выражалась, в частности, во вполне осознаваемых образцах и стереотипах поведения, присущих определенному возрасту. По мнению Э. Ле Руа Ладюри, игры, смех, шутки (легкое или легкомысленное, беззаботное поведение) служили, вероятно, опознанию возрастной категории. Своеобразный маркер соответствующего возраста. Первое причастие (18-19 лет?) означало переход во взрослую жизнь (совпадало часто с замужеством).

3 стр., 1484 слов

Особенности семьи с детьми младшего школьного возраста: характерные проблемы и нарушения, специфика консультирования

УЧ Содержание Введение………………………………………………………….…..……..……..3 1. Феноменология кризиса семьи с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..….5 2. Диагностика кризиса семьи с детьми младшего школьного возраста ………………………………………………………....…..10 3. Способы разрешения проблемных и конфликтных ситуаций в семье с детьми младшего школьного возраста. Специфика консультирования.......12 Заключение ...

Или еще один характерный пример из поэтического творчества:

«Бросим все премудрости.

По боку учение!

Наслаждаться в юности —

Наше назначение.

Только в старости пристало

К мудрости влечение.

Быстро жизнь уносится;

Радости и смеха

В молодости хочется;

Книги — лишь помеха».

Подобных примеров можно привести достаточно много. Видимо, это доказывает, что сводить все к чистой отвлеченной схоластике оснований нет. Абсолютной произвольности в выделении временных отрезков при осмыслении возраста нет. Сознание, так или иначе, отталкивалось в определении границ от качественных характеристик того или иного возрастного состояния. Известно, что время характеризуется продолжительностью и направленностью, возраст же есть производная от категории времени. Но, как справедливо отмечает современный психолог В.И. Слободчиков, «собственно возраст имеет еще и такой параметр, как топика — место в ряду других возрастов, а значит, характеризуется и своими границами. Поэтому-то он и не может быть полностью определен пустым объемом времени (отсюда бессмысленность календарных и паспортных возрастов), а может быть задан лишь тем содержанием, которое определяет границы и наполненность любой временной формы».

Возрастные категории имеют, таким образом, скорее качественный, а не количественный характер. Как отмечает Г.В. Любимова, «так же, как и время, возраст воспринимался крестьянами в значительной степени как относительная величина. В целом, сама категория «возраст» означала не столько количественное выражение прожитых лет, сколько определенное состояние человека, фиксировавшее уровень его физического, умственного и нравственного развития, включая брачный и социальный статус». К примеру, исследователь XIX в. Н.П. Григоровский отмечал, что крестьянин, женивший старшего сына, считал себя уже стариком, хотя бы ему и было «еще с небольшим 40 лет» [4,c.12-19].

Прекрасной иллюстрацией к вышеприведенным рассуждениям может быть анализ представлений о своем возрасте русских крестьян по переписям начала XVIII века. Так, в 1710 г. «оброчный крестьянин Фрол Артемьев сын Юровский сказал себе от роду 45 лет», помимо прочих, у него зафиксирован старший сын Алексей 14 лет. Уже в 1719 г. тот же крестьянин Фрол Артемьевич Юровский сказал, что ему 60 лет, старшему сыну Алексею 25 лет, и он уже женат и имеет двухлетнего сына Ивана. Еще один пример: в 1710 г. «оброчный крестьянин Михайло Стафеев сын Грачев сказал себе от роду 50 лет», старшему сыну Миките 10 лет. Через девять лет в 1719 г. Михайло Стафеевич Грачев назвал себе уже 70 лет, сыну Никите 25 лет, он также женат и имеет сына Ивана двух лет. Таких примеров можно привести достаточно много.

Действительно, изменение брачного и социального статуса меняло представления крестьян об их собственном возрасте. Однако мы встречаем не только увеличение реального возраста, хотя это явление по нашим подсчетам является преобладающим, но и уменьшение, хотя нами зафиксировано всего восемь подобных случаев. Так, в 1710 г. крестьянин Меркурий Михайлович Пономарев сказал, что ему 50 лет, у него было два ребенка — восьмилетняя дочь Марфа и трехлетний сын Иван. К 1719 г. он переселился в село Уксянское и назвался также пятидесятилетним. Нечто подобное мы встречаем в случае с еще одним крестьянином Крутихинской слободы, переселившемся между двумя переписями в деревню Татарскую. В 1710 г. Семену Семеновичу Буркову по его словам было 50 лет, а в 1719 г. он также заявляет себе такой же возраст.

Похожая ситуация была отмечена и другими исследователями.А.Б. Каменский при изучении переписных книг XVIII в. по городу Бежецку неоднократно сталкивался с подобными нестыковками. Так в одном из примечаний автор указывает на жителя Бежецка Кузнецова, который в 1709 г. обозначен 30-летним возрастом (1679 года рождения), а в 1747 г. — 72-летним, т.е.1675 г. рождения. Здесь разница составляет всего 4 года, что можно списать на сугубо арифметическую погрешность. Но вот еще один пример, более красноречивый. Примечательна история еще одного жителя Бежецка Ивана Степановича Велицкого, которому в 1722 г. было 28 лет (1694 года рождения), однако в 1763 г. он записан как 57-летний (1706 г. р.), а в 1747 г. он числился 39-летним, т.е.1708 г. р.

Разница между первоначально заявленным возрастом и максимально молодым составила уже 14 лет. Однако никакого внятного объяснения этим расхождениям А.Б. Каменский не дает, хотя и обращает на это внимание. Скорее всего, мы сталкиваемся здесь с такими же жизненными обстоятельствами, заставляющими человека то увеличивать свой возраст, то уменьшать [8,c.33-35].

Отметим еще одно обстоятельство, бросающееся в глаза при анализе возрастной структуры по данным переписей начала XVIII в. Существенное преобладание так называемых «круглых» чисел в названном крестьянами возрасте. Так по переписи 1719 г. в деревне Загайновой Крутихинской слободы среди 17 дворохозяев один назвал себе 30 лет отроду, 7 человек — по 40 лет, 5 — по 50 лет, 3 — по 70 лет и один — 80 лет. Приведем типичную в этом смысле запись той же переписи по Крутихинской слободе: «Во дворе Алексей Максимов сын Хмелинин 30 лет, у него братья Семен 25 лет, Иван 10 лет. У Алексея дети Иван 5 лет, Василий 3 лет. У него же живет бобыль Иван Козмин 20 лет». Указание возраста детей до десятилетнего возраста по данным переписей отличается большим разнообразием, крестьяне более точно указывали возраст: «Никита Афонасьев сын Королевых 40 лет, у него дети Григорий 12 лет, Иван 8 лет, Афонасей 2 лет».

На такую же примерность счета годов указывает и Э. Ле Руа Ладюри: «монтайонские крестьяне пользуются приблизительной хронологией, худо-бедно привязанной к праздникам, веселье во время которых служит мнемотехническим приемом. Контраст между «твердым» временем грамотеев и «мягким» временем мужланов с еще большей силой проявляется, когда речь заходит о счете крупными периодами года, годами, рядом годов. Тогда приблизительность становится правилом». Далее автор приводит конкретные примеры: три-четыре года назад или «когда в Монтайю заправляли еретики», «перед облавой каркассонской инквизиции» и т.п.

В приведенных выше примерах мы сталкиваемся с еще одним значением категории возраст — социальный возраст, который определяется «путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников» [9,c.5].

социальная роль возрастной класс

Как отмечают, «в понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте, и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни». Но в данном случае для нас более важным является субъективно переживаемый человеком возраст, «имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности».

Проведенный анализ показывает, что стабильность в жизни человека, повышение его брачного статуса, превращение в отца или деда со временем увеличивало осознание своего возраста. И наоборот, уменьшение стабильности, переезд в другое место, приводившее к необходимости как бы начинать все с начала, своего рода «омолаживало» человека, заставляло увеличивать свою жизненную перспективу за счет сокращения осознаваемого возраста [7,c.44].

Однако остается открытым вопрос о том, почему, все-таки, в одних случаях люди указывают более или менее точный возраст (по крайней мере, соответствующий документальным данным), а в других — нет. Особенно ярко это противоречие становится заметным при анализе данных, существенно разведенных по времени. Для такого анализа мы сравнили переписи 1680-1681 гг. и 1710 г. по двум зауральским слободам — Царево Городище и Белозерская. Вновь мы сталкиваемся с уже знакомыми обстоятельствами. Так, в 1710 г. «крестьянин Григорий Кетов сказался 53 лет», а на основании данных 1681 г. ему должно быть не больше 40-42 лет.

В общей сложности таких примеров всего несколько. Подавляющее большинство таковых свидетельствует, что, несмотря на значительный временной отрезок (30 лет), люди довольно точно указывали свой возраст, вне зависимости от своих жизненных обстоятельств. Возможным объяснением этого могут быть исключительно индивидуальные мотивы. Здесь мы сталкиваемся со своего рода историческими казусами, порою никак не поддающихся корректной интерпретации с точки зрения обобщенных схем, моделей поведения и тому подобных объяснительных механизмов. В этой связи любопытным и перспективным с точки зрения дальнейшего исследования является решение задачи, — в каких случаях, по каким причинам, социокультурная матрица общественного сознания срабатывает на уровне индивидуального поведения, а когда действуют исключительно частные причины, и какова между ними взаимосвязь? Смеем утверждать, что изучение восприятия возраста в историческом контексте дает для решения указанной проблемы довольно много возможностей.

2. Проблема «отцов и детей»

Проблема «отцов и детей» издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы.

«Отцы» и «дети» смотрят на мир с разных точек зрения. «Дети», по мнению «отцов», ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.).

Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных.

«Отцы», по мнению «детей», — торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть.

Со временем «дети» становятся «отцами». В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов [6,. c23-27].

В противостоянии «отцов» и «детей» есть свой смысл: «отцы» сдерживают прогресс, вызываемый «детьми, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко.

По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление «отцов и детей».

Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества: — в семье; — в трудовом коллективе; — в целом в общественной формации. С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад — воспитатели. Школьника — учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него [9,c.10].

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов. Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание. Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере становления личности у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны. Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела. Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями [2,c.55-59].

Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума». Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».

Заключение

Таким образом можно сделать вывод, что сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Проблема отцов и детей была актуальна не только во времена Тургенева. Проблема эта вечная. Временной разрыв между двумя поколениями становится источников всевозможных недомолвок и конфликтов.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию.

Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны.

Список литературы

1. Алексеев П.В. История философии: — учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 — 240 с.

. Алексеев П.В., Панин А.В. Система возрастных классов: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 608 с.

. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» — Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 — 640 с.

. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для студ. гуманит. — соц. спец. высших учебных заведений. — 4-е изд., теор. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.

. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 — 440 с.

. Философия: Учебник/Под ред.В.А. Талимов, Т.Ю. Сидориной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2005 — 828 с.

. Трохов А.С. Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.

. Уваров И.М. О возрастных категориях. — М.: Инфра, 2010. — 79 с.

. Федотов С.Ю. О проблеме возраста // Философский журнал. 2009. № 5.