Оглавление
1.Социальное влияние новых информационных технологий. 2
2.Интернет — коммуникации, проблема социальной идентичности в Интернете. 10
2.1.Идентичность и стратегии самопрезентации в сети Интернет. 14
2.2.Психологические концепции идентичности. 16
2.3.Интеграционная модель идентичности для исследований в области интернет-общения. 19
Литература. 22
1.Социальное влияние новых информационных технологий.
В современном мире быстрыми темпами происходит качественное изменение окружающей человека информационной среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. Этот процесс затрагивает все сферы общественною и индивидуального бытия и носит мировой характер. В настоящее время люди и государства связаны между собой сложными системами информационно-коммуникативных потоков, для которых расстояния не имеют существенного значения, а жизнедеятельность людей становится все более зависимой от информации и современных информационных технологий.
Информационная среда включает в себя информационные потоки и информационные влияния разного рода, которые испытывает человек, характеризуется совокупностью динамических факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие. Она выступает тем средством, с помощью которого общество транслирует человеку нормы, ценности, установки и стереотипы поведения. Адекватность, полнота информационных воздействий на сознание обеспечиваем образ реальности, когнитивную модель мира и ситуации, понимание себя и своих возможностей. Фундаментальное свойство информации (применительно к человеку) заключается в том. что, оторвавшись от объекта отражения, она существует самостоятельно, становится содержимым памяти, т. е. самостоятельно участвует в психических процессах, трансформируется в представления, знания, умения, навыки. Потребность в информации является необходимой базовой потребностью личности, а информационные воздействия — что необходимое условие существования общее таенного и индивидуального сознания, формирования человека и его нормальной жизнедеятельности.
Следует заметить, что информационное воздействие всегда носит психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, через психические механизмы головного мозга. Информационные воздействия достигают эффекта, когда они изменяют, переструктурируют психологические свойства, состояния и модели поведения личности.
Информационные компьютерные технологии
... Производство и культуру, медицину и быт, науку и искусство. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество ... полно использовать познавательные возможности учащихся. Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, ...
Глобальный характер информационного развития, формирование транснациональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, кроме позитивных влияний, порождает немало новых и непростых проблем, прежде всего, связанных с развитием самого человека, обеспечением психологических, медицинских, нравственных, правовых аспектов взаимодействия человека с его информационным окружением Негативным информационно-психологическим воздействием называют воздействие информации на психику и сознание человека, ведущие к неадекватному отражению окружающей действительности и, как следствие, изменению поведения. Под информационно-психологическими факторами риска, оказывающими наличность свое влияние, понимают такие характеристики системы «человек — информационная среда», которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности… по причинам, обусловленным психологическими эффектами воздействия информации». Анализ научной литературы показывает, что основными факторами информационной среды, которые могут стать факторами риска, а следовательно, источниками информационно-психологической опасности, являются:
объем, полнота, количество циркулируемой информации, точность, доступность, своевременность поступления к реципиентам:
адекватность эргономических характеристик информации и их потоков перцептивным параметрам органов чувств, свойствам внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам, социально-психологическим установкам общества (соответствие кодов сообщений паттернам восприятия, наличие пли отсутствие дефицита времени и перегрузки оперативной памяти человека, организация информационных потоков в соответствии с алгоритмами деятельности и т. д.);
3)наличие в информационных потоках специфических сигментов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние больших масс людей, или лиц, принимающих важные для социума решения;
4) наличие в информационной среде (или «примешивание» к информационным потокам) модифицированных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические носители (световые, звуковые, электромагнитные воздействия).
К основным факторам информационно-психологического риска, присущим самому человеку, относят:
незрелость личности, выражающуюся в неспособности к самостоятельному, осознанному выбору информации, релевантной своим изменениям, убеждениям и планам;
установки личности на конформизм, подражательство, на готовность к восприятию манипулятивных информационных воздействий;
негативно измененное функциональное состояние головного мозга и психики;
состояние социума, способствующее повышенной внушаемости, массовому заражению идеями, призывами, исходящими от харизматической личности, и вызываемое на психофизиологическом уровне хроническим или острым психоэмоциональным стрессом, фрустрацией, тревожностью.
Защита от информационного-психологического воздействия
... так просто из-за избытка информации. «Человек живёт и не подозревает, что он находится под целенаправленным информационным воздействием, что его взгляды, мнение, настроение, ... ценностные ориентации контролируются и формируются чужими людьми. На подобное скрытное воздействие человек биологически не готов ...
Масштабность и мощность воздействия информационной среды на психику людей, их личность в современных условиях актуализировало проблему информационно-психологической безопасности. Под информационно-психологической безопасностью понимается устойчивое состояние защищенности личности от негативных информационных воздействий, которые могут изменять психические состояния и психологические свойства человека, модифицировать его поведение, а также способность личности сохранять свои системообразующие свойства и основные психологические характеристики по отношению к данным воздействиям.
Очевидно, что окружающая человека информационная среда неоднородна, имеет различную скорость протекания информационных процессов и информационно-психологического воздействия. В ней в интегрированном виде и разнообразных сочетаниях одновременно функционируют информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самою процесса познания, неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью порождающих ее людей. Для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп, людей с парапсихологическими способностями, членов оккультных организаций, а также лиц, использующих скрытое программирование через источники информирования. Часто, оказывая влияние, члены деструктивных трупп используют научные знания, апеллируют к фактам науки, заимствуя у нее терминологию и научные методы. Как указывает в своей статье А.Саножникова, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается несколько десятков деструктивных сект.
Согласно взглядам В. Д. Аносова и В. Е. Ленскою, негативные информационно-психологические воздействия — это прежде всего манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу. Манипуляция сознанием — это специфическая форма управления людьми путем навязывания им идей, установок, мотивов, стереотипов поведения, выгодных субъекту воздействия, или скрытое психологическое принуждение личности.
Исследователи выделяют три уровня манипулирования:
первый уровень — усиление существующих в сознании людей нужных идей, установок, мотивов, ценностей, норм;
второй уровень связан с частными, малыми изменениями взглядов на то или иное событие, процесс, факт, что также оказывает воздействие на эмоциональное и практическое отношение к конкретному явлению;
третий уровень ……..
Литература.
Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализ, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 131-143.
Баранова Т.С. Творческие модели социальной идентификации личности // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я.Райгородский. Самара, 2007.
Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.
Понятие о личности человека в психологии
... старости) Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с ...
Белинская Е.П. Кризис идентичности в условиях радикальных социальных изменений // Идентичность и организация в меняющемся мире: Сб. науч. ст. / Отв. редакторы Н.М. Лебедева, Н.Л. Иванова, В.А. Штроо. — М., 2008.
5.Бергер П., Лукмаи Т. Идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия . Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара, 2007. — С. 567-584.
6.БодровВ.А.Информационный стресс: учебное пособие для вузов. — М., 2000.
7.Гулевич О.А. Психология коммуникации. — М., 2007.
8.Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Автореф. дне. … канд. пенхол. наук. — Ярославль, 2003.
9. .ЛызьИ.А. Развитие безопасности личности: психолого-педагогический подход. Педагогика. 2006.
10.Тернер Дж. Социальное влияние. — СПб., 2003.