Контрольная работа по Психологии и педагогике 2

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГОУ ВПО)

Институт Коммерции Менеджмента и Инновационных технологий

Контрольная работа

по дисциплине

«Психология и педагогика»

Студентки ____заочного отделения______ курс ____2 _______

Специальность 351300 (080301) — «Коммерция»_________

Ветошкиной Ольги Владимировны

(Ф.И.О.)

Преподаватель: ____________________

Оценка: ___________________________

Подпись преподавателя: _____________

Дата проверки: «____» _________ 2009г.

Киров, 2009г.

Содержание.

1 Основные свойства внимания в практической деятельности……….3

2 Характер и его основные черты………………………………………6

3 Характеристика методов стимулирования…………………………..14

4 Используемая литература…………………………………………….23

Основные свойства внимания.

Трудность изучения внимания и практической работы с ним заключается в том, что оно как бы не имеет своего субстрата. Если каждому интуитивно ясно, что именно является результатом восприятия, памяти или мышления, то для внимания такой результат найти, по-видимому, невозможно. Оно не имеет своего продукта, оказываясь лишь стороной или свойством какого-то другого процесса.

Другая проблема, связанная со вниманием, заключается в том, что в обыденной жизни оно крайне редко или вообще никогда не становится предметом целенаправленного развития или формирования. Невнимательных людей (особенно детей) упрекают, наказывают (двойками или записями в дневнике), хотя, например, никто не будет упрекать ребенка, что он не умеет читать или складывать числа, если его этому не научили. Между тем, если сравнить психологическую структуру внимания и, например, выполнения арифметических действий, то между ними найдется гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Обе отмеченные проблемы решает так называемая теория поэтапного формирования умственных действий отечественного психолога П.Я. Гальперина в ее приложении ко вниманию.

В рамках данной теории проводится аналогия между познавательными процессами (внутренними, умственными действиями) и внешними движениями и действиями человека. Некоторые формы и тех, и других являются врожденными и не требуют никакого обучения. Так, каждый человек без какого-либо обучения умеет дышать, глотать и выполнять некоторые другие действия. Точно так же у каждого без всякого обучения существует НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, то есть сосредоточение на объекте и явлении, не требующее специальных усилий. Объект привлекает непроизвольное внимание, так как обладает некими значимыми для человека свойствами. К таким свойствам относится новизна (появление того, чего раньше не было), интенсивность воздействия на ощущения (величина, яркость, громкость и т.п.), а также соответствие потребностям (внимание голодного привлечет вывеска кафе или продовольственного магазина).

То есть непроизвольное внимание привлечет все новое, яркое (большое, громкое), важное. Именно эти свойства непроизвольного внимания, кстати, активно используют создатели рекламы.

Продолжая сравнение внешних и внутренних действий, следует отметить, что большинство внешних действий требует достаточно длительного процесса отработки, который проходит в несколько этапов. Чтобы понять сущность этого процесса, каждый может вспомнить, как он обучался писать, играть на музыкальном инструменте, ездить на велосипеде или водить автомобиль. На первом этапе происходит освоение отдельных элементов действия в их развернутом варианте (например, написание палочек, кружков, а потом отдельных букв); затем начинается постепенное ускорение и усовершенствование навыка. Когда действие сформировано, оно автоматизируется и его выполнение не требует участия сознания, которое может быть занято чем-то другим (например, мыслями о содержании того, что пишется, или слушанием музыки за рулем).

Формирование умственных действий проходит аналогичные этапы. Принципиальное различие между внешними и внутренними действиями заключается в том, что в ходе своего формирования умственные действия полностью переносятся во внутренний, психический план, или ИНТЕРИОРИЗУЮТСЯ. Однако на начальных этапах планомерного формирования умственных действий их развернутый характер и материальная основа часто достаточно очевидны. Так, дети, обучаясь сложению, проходят этапы прибавления по одному, счет в пределах десяти, счет с переходом через десяток (7+6) и лишь затем осваивают сложение в пределах первой сотни. На начальных этапах обучения они активно используют материальный план действий (считают на палочках или на пальцах), а на более поздних – проговаривание последовательности действий (шепотом или про себя, возможно, шевеля губами).

Когда действие уже сформировано, но возникают трудности в его выполнении, процесс замедляется и переходит от сокращенного варианта к развернутому, а также происходит возвращение от внутреннего умственного действия к этапу проговаривания или внешнего действия (счет на пальцах).

После этого необходимого отступления вернемся к проблеме внимания. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это активное, сознательное сосредоточение на объекте, требующее усилий. Согласно П.Я. Гальперину, произвольное внимание – умственное действие, которое представляет собой КОНТРОЛЬ за правильностью выполнения какого-то другого действия, например, чтения, письма или счета. Однако в отличие от умственных действий, формируемых относительно планомерно (например, в рамках школьного обучения), произвольное внимание, так же, как и многие другие умственные действия, формируется у каждого человека стихийно и самостоятельно. Поэтому невнимательный человек – тот, кто не умеет быть внимательным, чье соответствующее умственное действие оказалось сформированным неправильно или не полностью. Такого человека необходимо учить быть внимательным, заново формируя внимание – через развертывание контроля за правильностью деятельности с четким уяснением порядка действий (что именно и в какой последовательности надо проверять), по возможности на начальном этапе освоения контроля проводя его на материальном уровне или на уровне проговаривания.

Что же стоит за процессом формирования внимания – стихийного или целенаправленного? Прежде всего, это увеличение УСТОЙЧИВОСТИ внимания, то есть длительности сосредоточения на объекте или деятельности. Увеличивается и ОБЪЕМ внимания – количество объектов, которые индивид способен одновременно удерживать в поле внимания. Как правило, объем внимания взрослого равен 5–9. Формируется способность к КОНЦЕНТРАЦИИ внимания – фиксации внимания на объекте при наличии помех. Формируется также ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ внимания – способность быстро и эффективно переносить внимание на другой объект или деятельность. Относительно существования еще одного классического свойства внимания – РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, или способности выполнять несколько действий одновременно, – психологи до сих пор не могут прийти к окончательному выводу: не ясно, существует ли способность к распределению внимания как таковая или «феномен Юлия Цезаря» – очень быстрое и эффективное переключение внимания.

ХАРАКТЕР.

ПЕРВАЯ ГРУППА —

ИСКРЕННИЙ, ТОЧНЫЙ, СОБРАННЫЙ

1. Искренний

Противоположность искренности — фальшивость. Кто притворяется, тот неискренний. Искренность образует «фундамент и основу» человека. У неискреннего человека отсутствует основа, и на него нельзя возложить большую ответственность. Искренность характера — это способность жертвовать собой ради других. Недостаточно быть только честным — нужно быть искренним. Может быть, вначале люди будут хорошо относиться к неискреннему человеку, но их хорошее отношение продлится недолго. С течением времени только искренность сможет завоевать сердца людей. Чтобы вызвать в людях чувство доверия, человек должен обладать искренним характером.

2. Точный

Многие люди небрежны. По-настоящему точных людей мало. Пунктуальный человек не задерживается и не мешкает. На человека, точного в своих словах, можно положиться, и тот, кто тщательно выполняет свою работу, заслуживает доверия. Редко встречаются абсолютно точные люди, и они очень ценны.

3. Собранный

Следствием искренности и аккуратности является точность, которая, в свою очередь, проявляется в собранности. Небрежность приводит к неточности. Точный человек всегда строгий. Секрет пунктуального человека — это его собранность. Только проявляя собранность, человек может быть искренним и точным.

ВТОРАЯ ГРУППА —

СТАРАТЕЛЬНЫЙ, ШИРОКИЙ, ТЩАТЕЛЬНЫЙ

1. Старательный

Старательных людей мало. Большинство предпочитают досуг работе. Когда человек становится ленивым, он ничего не может совершить. В Рим. 12:11 говорится: «В рвении не будьте ленивы», а в Прит. 6:6 сказано: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым». Почему лень, обжорство и сон идут рука об руку (Тит. 1:12)? Потому что все ленивые люди жалеют и любят себя, и поэтому, естественно, любят поесть и поспать. Однако во 2 Фес. 3:10 сказано: «Если кто-то не хочет работать, пусть и не ест».

Все четыре вышеупомянутых пункта относятся к тому, что человек должен со всей строгостью подойти к работе над собой.

2. Широкий

Человеку, который обладает приведёнными выше чертами характера, легко стать узким. Поэтому ему нужно следить за тем, чтобы его характер был «широким». В китайском языке используется выражение, обозначающее «океан», для описания человека, способного быть широким, как океан. «И дал Бог Соломону… обширный ум (букв. — сердце), как песок на берегу моря» (3 Цар. 4:29).

Поскольку песок окружает море, библейское требование относительно широты выше, чем требование, передаваемое китайским выражением. Результат того, что человек сделает за всю свою жизнь, во многом зависит от того, широкий он или узкий. Ограниченный человек не сможет совершить больших дел.

3. Тщательный

Человек с широкой натурой часто не умеет быть тщательным, что приводит к неаккуратности и неминуемым потерям. Человек должен быть широким, но при этом не быть небрежным, он должен быть тщательным, но при этом не быть узким.

ТРЕТЬЯ ГРУППА —

РОВНЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ, ГЛУБОКИЙ

1. Ровный

Ровный человек — это твёрдый человек, которого не так просто поколебать, который не паникует, не торопится и не беспокоится. Однако ровность отличается от медлительности. Медлительный человек бездействует в то время, когда нужно действовать, тогда как ровный человек предоставляет возможность времени совершить свою работу. Ровный человек не принимает легкомысленных и необдуманных решений, не хвалит и не осуждает людей с лёгкостью. Когда у него нет ясности в отношении какой-либо ситуации, он останавливается и не высказывает, не выражает, своего мнения необдуманно. Кроме того, он не проявляет небрежности в подходе к серьёзным, не вполне ясным и непонятным делам. Павел, будучи ровным человеком, сказал коринфянам: «Наше слово к вам — не „да” и „нет”» (2 Кор. 1:18).

2. Терпеливый

Под терпеливостью здесь понимается не выносливость, а способность ждать, о которой говорится в Иак. 5:7: «Земледелец дожидается драгоценного плода земли». Терпеливость отличается от медлительности. Медлительный человек упускает представившуюся ему возможность, тогда как терпеливый человек ждёт подходящей возможности. Человек должен не медлить, а уметь ждать, работая со старанием и никогда не теряя надежды. Но одна только надежда напрасна. Человек должен верить в свою способность что-то совершить. Терпеливый человек умеет спокойно переносить боль. Земледелец, терпеливо дожидающийся своего урожая, даёт возможность времени совершить свою работу. Терпеливость — это не пассивность; это напористость при отсутствии беспокойства.

3. Глубокий

Глубокий человек — это не поверхностный человек. Он судит не по внешнему виду, а основываясь на фактах. Это не придирчивый и не докучливый человек, а просто серьёзный. Во всяком случае, нужно быть глубоким, но при этом не слишком любознательным, так как любопытный человек бесполезен.

ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА —

ЧИСТЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, СПОКОЙНЫЙ

1. Чистый

Чистота и беспримесность человека связаны с его побуждениями, с отсутствием у него скрытых намерений.

Во Втор. 22:9 говорится: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника своего». Люди, которые что-то примешивают к своей работе, не могут угодить Богу. В конечном итоге скрытые намерения всегда приводят к осложнениям.

2. Справедливый

Быть справедливым — значит быть непредвзятым, относиться ко всему без предубеждения. Например, оценивая людей, нужно быть рассудительным. Недостатки неизменно встречаются и в чём-то хорошем, а достоинства могут попадаться и среди недостатков. Чтобы быть справедливым, нужно быть беспристрастным, обращая внимание на каждую сторону человека или вопроса, оценивая его под разными углами и отдавая ему должное место.

Это связано не с духовностью и не с нравственностью, а с характером. И учитель, толкующий Писания, и старейшина, управляющий церковью, должны обладать справедливым характером. Человек не может поступать правильно, если в его характере присутствует элемент несправедливости. Наглядным примером этого служит неточный уровень, с помощью которого невозможно изготовить ровную поверхность.

3. Спокойный

Человеческое сердце склонно к волнениям. Разум, чувства и воля человека, который служит Господу, должны оставаться спокойными, когда он сталкивается с важными вопросами. Неспокойный человек не может противостоять возбуждению и внешнему влиянию. Чтобы быть спокойным на практике, нужно: 1) не действовать быстро и 2) не верить слухам, которые неизбежно становятся причиной волнений.

ПЯТАЯ ГРУППА —

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ, ОБЛАДАЮЩИЙ

КОЛЛЕКТИВНЫМ СОЗНАНИЕМ, ОТКРЫТЫЙ

1. Целеустремлённый

Целеустремлённость и собранность связаны с чистым, справедливым и спокойным характером. Человек либо вообще не должен брать на себя выполнение какой-либо задачи, либо должен выполнять её целеустремлённо. Он должен быть целеустремлённым независимо от того, чем он занимается: учится, ведёт хозяйство или занимается предпринимательством. Целеустремлённость приводит к сосредоточенности, которая, в свою очередь, приносит положительные результаты. Нецелеустремлённый человек никогда не может хорошо выполнить поставленную перед ним задачу.

2. Обладающий коллективным сознанием

Человек, обладающий коллективным сознанием, не склонен к индивидуализму, эгоизму и замкнутости. Целеустремлённость в характере должна уравновешиваться таким качеством, как коллективное сознание.

3. Открытый

Открытый верующий способен получать духовную помощь. Наиболее открытый человек получает наибольшую помощь и сам наиболее полезен. Насколько важен открытый характер среди верующих! Однако такая открытость не должна быть природной и неограниченной — она должна быть подобна окнам и дверям, которые можно без труда открыть и закрыть.

Не нужно раскрывать те вопросы, которые являются полностью личными, частными и не затрагивающими других людей. Если человек раскрывает свои личные дела, это никогда не приносит пользы ни ему, ни его слушателю. Нет необходимости быть открытым в вопросах, помогать в которых человеку не нужно или невозможно, так как такая открытость тщетна.

ШЕСТАЯ ГРУППА —

НЕЖНЫЙ, ПЫЛКИЙ, УЖИВЧИВЫЙ

1. Нежный

Нежность подразумевает близость и любовь. Её отличительными характеристиками являются участие, сочувствие и тёплые отношения. Человек, который не проявляет тёплой заботы по отношению к людям, не может привести их к спасению через благовестие. Кроме того, такой человек не может быть ответственным братом в церкви.

2. Пылкий

Пылкость проявляется сильнее, чем нежность. Нежность скрыта в сердце, тогда как пылкость подразумевает внешнее действие, которое уверенно приводит людей к спасению и помогает им достичь цели. Пылкий человек горит и исполнен силы.

3. Уживчивый

Здесь заложен принцип воплощения. Если бы Бог не пришёл в мир через воплощение и не приспособился жить среди людей, а лишь любил людей и хотел, чтобы они вернулись к Нему, Он не смог бы совершить искупление. Чтобы привести людей к спасению, нужно достичь их уровня. Только те, кто способен приспособиться к людям, могут благовествовать им, чтобы спасти их. Если человек не может ужиться с теми, кто моложе его и занимает более низкое положение, он обнаружит, что ему трудно вести их.

СЕДЬМАЯ ГРУППА —

СИЛЬНЫЙ, ГИБКИЙ, ПОКОРНЫЙ

1. Сильный

Под силой понимается твёрдость, а не жёсткость. Человек должен быть сильным, но не жёстким, то есть у него должна быть сильная воля, но при этом не жёсткое сердце. Апостол Павел сказал: «Будьте взрослыми людьми, будьте сильными» (1 Кор. 16:13).

2. Гибкий

Сила должна уравновешиваться гибкостью. Есть такое китайское выражение: «смягчать силу гибкостью». Сила без гибкости становится жёсткостью, которая неизбежно всё портит, а гибкость без силы приводит к податливости, которая тоже бесполезна. Ремешок для часов одновременно крепкий и гибкий; при желании его можно согнуть или растянуть.

3. Покорный

Быть покорным — значит быть послушным и уступчивым. Некоторые могут только учить людей выполнять приказания, но они не в состоянии покориться другим. Нужно понимать, что лучше всех отдаёт приказания тот, кто лучше всех принимает их. Покорность — это элемент божественной жизни. Те, кто обладает этой жизнью, не считают, что быть покорным и принимать приказания — это что-то постыдное; они считают это чем-то надлежащим.

Человек, отдающий приказания, несёт на себе тяжёлую ответственность, а те, кто принимает их, не несут ответственности. Какое благословение слушать других и быть покрытым во всём!

ВОСЬМАЯ ГРУППА —

СТРАДАЮЩИЙ, СКРОМНЫЙ, БЕДНЫЙ

1. Страдающий

Страдание производит бесконечные чудеса. Есть вещи, через которые невозможно пройти, не претерпев при этом страдания. Чем больше человек способен страдать, тем более он полезен. Тот, кто не готов страдать, не может совершить больших дел. Здесь уместна древняя пословица: «Тот, кто претерпевает худшие страдания, — лучший из всех людей».

2. Скромный

Человек должен стремиться к высокой цели, но при этом вести себя скромно. В Рим. 12:16 говорится, что мы должны следовать за скромными. Только проявляя скромность, человек может помочь другим. Независимо от того, насколько уважаем и высоко ценим человек, он должен проявлять скромность. Это значит, что человек не притворяется смиренным, а от всего сердца искренне признаёт, что ему нечем хвалиться.

В 1 Пет. 5:5 сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

3. Бедный

Этот мир жаждет положения и богатства, но христианин должен довольствоваться бедностью и даже выбирать её. В бедности есть своя польза, а также радость. Однако человек не должен становиться бедным из-за своей лени. Такая бедность бесполезна и напрасна. Редко встречаются и очень ценны такие люди, которые ради Господа готовы быть бедными, когда у них есть способности и даже возможности стать богатыми, или люди, которые тратят все свои деньги для Господа. Жизнь Христа — это жизнь, которая выбирает бедность. Подумайте о том, как Он оставил Свой престол, чтобы родиться в яслях и жить в Назарете, испытывая все лишения человеческой жизни.

ДЕВЯТАЯ ГРУППА —

ПОСТОЯННЫЙ, СТОЙКИЙ, ВЫНОСЛИВЫЙ

1. Постоянный

Постоянство означает настойчивость. Обычно что-то лучшее ожидает нас в конце. Всё, что быстро вырастает, так же быстро увядает. Невозможно получить что-то глубокое, весомое и качественное за короткое время или благодаря случайности. Особенно в духовных вещах нет кратчайших путей. Постоянство и настойчивость — это необходимые условия, если мы хотим обрести нечто превосходное.

Многие библейские истины, которые человек сначала не может постичь несмотря на своё желание, становятся понятными, если проявить упорство в чтении Писаний. У постоянного человека нет желания добиваться больших и быстрых результатов. Есть старая пословица: «Капля камень точит».

2. Стойкий

Стойкий человек способен противостоять плохому обращению. Не обращайтесь плохо с людьми, но будьте стойки, когда они плохо обращаются с вами. Молодой человек не должен избегать плохого обращения и выбирать лёгкий путь. Напротив, он должен с готовностью переносить обиды. Чем труднее урок, тем глубже он усвоится и тем больше пользы принесёт.

3. Выносливый

Человек с сильным характером должен уметь выносить давление. Всё твёрдое и крепкое должно сначала подвергнуться давлению. Алмаз образуется в результате большого давления. То, что вырастает без ограничений, обычно некрасиво. Однако не нужно побуждать людей оказывать на вас давление — вы сами должны поместить себя под давление. Сочетание упомянутых выше пяти черт характера — страдающий, скромный, бедный, постоянный и выносливый — делает человека способным выносить давление.

ДЕСЯТАЯ ГРУППА —

ОБЛАДАЮЩИЙ ЯСНЫМ ПОНИМАНИЕМ,

ВЕЛИКОДУШНЫЙ, СТЕПЕННЫЙ

1. Обладающий ясным пониманием

Ясность здесь означает не сообразительность, а понимание. Часто люди не отдают себе отчёта в собственной глупости и неразумности. Человек должен знать себя и других.

2. Великодушный

Быть великодушным — это почти то же самое, что быть широким. Широкий человек терпелив к людям, а великодушный — не проявляет к ним жестокости. В обращении с людьми нужно сочетать нежность, пылкость и уживчивость с великодушием. Трудно жить любя своих врагов, если у вас нет великодушного характера. Жестокий человек всегда завистлив, тогда как великодушный человек способен прощать. При разговоре с людьми можно быть суровыми, но нельзя быть жестокими. Также нельзя быть и безрассудно добрыми.

3. Степенный

Степенный человек — это не легкомысленный человек. Степенный человек всегда делает что-то весомое. Значимость и весомость дела — неважно, большое оно или маленькое, — зависит от того, в чьих руках оно находится. Люди будут воспринимать серьёзно даже маленькое дело, если оно находится в руках степенного человека. И наоборот, в руках легкомысленного человека важное дело будет восприниматься другими как нечто несущественное. Чтобы научиться степенности, во-первых, не нужно выражать бездумно свои мнения. Во-вторых, не нужно легкомысленно судить или критиковать. И, в-третьих, следует говорить медленно и точно. Это не значит, что человеку нужно молчать, — это значит, что нужно говорить, проявляя благоразумие.

Степенный человек защищён, так как к нему не приходят с лёгкостью порочные искушения. Особенно это касается молодых женщин — степенность защищает их, а легкомысленность наносит вред.

Будьте нежными, пылкими и уживчивыми по отношению к людям и ведите себя степенно.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ.

Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-

единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать

идеалы, мечты, чувства, стремления, интересы и многое другое. Мотивы

классифицируются по видам вызывающих их потребностей и по конкретному

содержанию деятельности, в которой они реализуются. Методы стимулирования

и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов

обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен

без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых

многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение

которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном

обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные

дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).

Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активной

деятельности. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя. Но

стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он

превращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к

деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под

влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его

прежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегда дает не только

прямой, а опоследуемый личностью обучаемого эффект. Один и тот же стимул

может по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от их

отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от

настроения, самочувствия ученика и пр. В учебном процессе очень важно

добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные

мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым

учебным материалом. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”

находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов

учителя и изменение мотивации школьников. В дальнейшем для краткости

формулировки можно называть эти методы методами стимулирования, но не

следует забывать, что суть этих методов состоит во взаимодействии учителя и

учеников, взаимодействии, обеспечивающем необходимую мотивацию учебной

деятельности обучаемых.

Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории:

1) Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом

ее выполнения

2) Другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей

средой.

К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в

интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и

знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их

оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе

доступных ему общественных отношений. Изучение мотивации учебной

деятельности подростков опирается на специально организованный эксперимент,

направленный на определение психологических условий формирования у учащихся

познавательной мотивации. Обнаружено, что для этого у школьников необходимо

вызвать особое отношение к собственной мотивационной сфере, выработать

умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Было

обосновано важное психологическое положение о том, что существенным

условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является

направленность сознания школьника не только на результат учебной

деятельности, но и на способы его достижения.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется

весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

o словесные

o наглядные и практические методы

o репродуктивные и поисковые методы

o индуктивные и дедуктивные методы

o методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством

учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения

как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой

профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе.

Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме

урока. Во время педагогической практики я посетила уроки не только по

своим предметам, но и по различным другим дисциплинам и убедилась в той

силе, которую слово может оказать на учащихся. Захватывающие рассказы

учителей по истории, биологии, страноведению и другим дисциплинам

вызывают у учащихся стремление к дальнейшему обучению. Например, один

учащийся, который вот уже несколько лет увлекается биологией (посещает

кружки, факультатив, участвует во всех олимпиадах) что мощным толчком к

изучению биологии послужили уроки первого учителя по биологии, его

образные увлекательные рассказы.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес

школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие

преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный

интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае

выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках я

старалась использовать этот метод осуществления учебной деятельности как

можно чаще. Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей,

которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на

партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том

случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных

возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.

В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление

решить поставленную задачу.

4) При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и

индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных

рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач

по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным

средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это

вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные

рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей

действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный

опыт, активизируют действия учеников.

5) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов

самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями

и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся

появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной

деятельности в то же самое время обладает не только информативно-

обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говорить

о мотивационной функции любого метода обучения. Педагогикой накоплен

большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование

положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность,

одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция

стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя

осуществлению образовательной функции всех других методов обучения. Для

проблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, что

психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения:

мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которые

можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга и

ответственности. Причем мотивы долга и ответственности касаются не только

широкого общественного плана — долг перед Родиной, но и ответственности

перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремления

получить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебном

коллективе класса. В педагогике и методиках преподавания давно уже

сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально

поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое

время активно применялись для этого термины “интригующее начало урока”,

“эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.

Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать начало

урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью,

удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение

нового материала. Для этого необходимо активно формировать у всех учителей

умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации

учения.

Основываясь на вышеизложенных фактах, я провел анкетирование в своем

классе для определения мотивов учебной деятельности. Ниже следуют вопросы

анкеты предоставленные ученикам 10-го класса.

Анкета:

1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету ) интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7. Учусь потому, что нравиться узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравиться учитель по предмету (предмет).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей с

родителями.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю думать, мыслить, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Как и ожидалось, многие ученики 10-го класса выбрали ответ № 4, так

как именно в 10-м классе многие учащиеся начинают задумываться над тем,

какой будет их будущая профессия. В этом возрасте одним из первых мотивов

обучения является стремление поступить в желаемое учебное заведение.

Интересен тот факт, что при проведении анкетирования (анкету заполняло 25

учащихся) помимо номера 4 многие учащиеся выбрали формулировки под номерами

4, 7. 10, 11; т. е. самые положительные мотивы. Но до проведения

анкетирования у меня была возможность поговорить на эту тему индивидуально

с каждым учащимся. Конечно, я делал это не напрямую, а как бы между строк;

картина получилась не такая уж радужная. 10 человек честно признались, что

учатся потому, что их заставляют родители и оказывают определенное давление

за плохие оценки (хотя они не отрицали, что на урока нередко бывает

интересно и им это нравится).

7 человек учатся потому, что в семье есть

положительные примеры старшего брата или сестры, которые достигли в учебе,

а также и в жизни, значительных успехов и родители ставят их в пример. 5

человек учатся в основном потому, что родители всячески поощряют хорошую

успеваемость (в том числе поощряют материально).

Остальные учащиеся

отвечали, что учатся в основном потому, что так делают все и без этого

нельзя будет потом получить работу. Все учащиеся при этом имеют любимый

предмет и любимого преподавателя и отмечают, что на уроках им бывает

интересно и некоторые говорят, что уже окончательно определились со своей

будущей профессией. Также все ученики отметили, что в школе у них есть

друзья, и они просто не будут их видеть так часто, если не будут ходить в

школу.

Как известно, познавательный интерес старшеклассников связан с социально

значимой познавательной деятельностью. У взрослых это может быть и работа

по усовершенствованию конструкции и научное исследование, и повышение

квалификации в своей области. У старшеклассника же это связано с выбором

профессии. Для определения уровня познавательных интересов мною также было

проведено анкетирование. Учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Связаны ли Ваши интересы с выбором будущей профессии?

А) связаны очень тесно

Б) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией

деятельности

В) никак не связаны

2. Обращаетесь ли Вы к серьезным источникам: пользуетесь ли научной

литературой, работаете ли со словарями?

А) постоянно

Б) иногда

В) очень редко

3. Ставите ли Вы пред собой задачи, выполнение которых невозможно в один

присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже

месяцев?

А) большинство занятий подчинено этому принципу

Б) ставлю такие задачи, но редко выполняю

В) не ставлю долговременных задач

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, Вы можете делать неинтересную для

Вас интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления

при решении интересной задачи)?

А) делаю всегда столько, сколько нужно

Б) делаю периодически

В) не люблю выполнять неинтересную работу

5. Способны ли Вы при необходимости заниматься продолжительное время

интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями и отдыхом?

А) всегда, когда это нужно

Б) только изредка

В) не способен

Учащиеся на удивление серьезно отнеслись к этому тесту и довольно

честно ответили на все вопросы. Как выяснилось, интересы учащихся очень

тесно связаны с выбором будущей деятельности, тем не менее это еще не

служит достаточным стимулирующим фактором к учебной деятельности. К

серьезным источникам большинство учащихся обращаются очень редко,

долговременных задач не ставят и только изредка способны жертвовать

развлечениями при необходимости продолжительное время заниматься

интеллектуальной деятельностью, а вот неинтересную интеллектуальную работу

все всегда делают столько, сколько нужно (иначе они получать плохую

отметку).

ВЫВОД

Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека

вообще, а подрастающего человека особенно. В самом деле, уже знание таких

мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения

ребенка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету

во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением

увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако, наряду с

этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к

тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости,

точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к

сожалению, далеко не всегда верных представлений. Педагогу очень важно

знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения

воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует

искать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает

страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом.

Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую

истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного

класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно

значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю

последующую жизнь человека.

Используемая литература

  1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2001.- 432 с.: ил.- (Серия «Учебник нового века»).

  1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высш. шк., 2001.- 319 с.; ил.
  1. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с.