4. Проблема личности в психологии

План работы:

1. Введение

2. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.

3. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии.

4. Проблема личности в психологии.

1. Введение

Средневековая философия – исторически достаточно своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно – монотеистическим мировоззрением, в своей христианской форме зародившимся в поздней античности.

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада в V веке Римской Империи до эпохи Возрождения(6-12в.в).

Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, впоследствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и разгадала законы природы.

Но все же после того, как на территории Римской империи стало очень распространяться христианство, античная философия подверглась очень серьезных перемен. Осуществляя большую работу по осмыслению христианства, в первую очередь Нового и Ветхого завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия. Её основой послужила античная философия с её системой неоплатонизма.

Но на средневековую философию повлияла не только теология, но и сама философия, в свою очередь, определила религиозное освоение действительности, художественное творчество, школы и научные дисциплины, университеты.

Очень часто возникновение средневековой философии связывают с распадом Западной Римской империи, но это не очень справедливо. Все же в данное время преобладает греческая философия, и с ее мировоззрения началом всего является мать — природа. В средневековой же философии, наоборот, реальностью, что все создал бог. Поэтому переход от одного мышления к другому, формирование нового типа общества длится достаточно продолжительно.

12 стр., 5664 слов

Философия средних веков

... мира, открывала возможность обоснования "откровения". Христианская теология Другим источником средневековой философии была христианская теология. Ее влияние на философию носило двойственный характер. Во-первых, вбирая ... противоположных царств - грешного (языческого) и божественного. Воплощение пер­вого - Римская империя, воплощение второго - община наделенных божественной бла­годатью (иначе говоря - ...

Философия, сформированная в данный промежуток времени имела два истока своего формирования. Первый из них– древнегреческая философия (платоновский и аристотелевский традиции), второй – священное писание, которое и повернуло философию в христианство.

Корни философии средневековья уходят в религии единобожия. К данным религиям относятся христианство, мусульманство и иудаизм, и именно с ними связано развитие арабской и европейской философий.

Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.

В 4-5вв. сложилась ранняя философия христианства, которую принято называть патристикой (от лат. patres — отцы, подразумевается «церкви»)

Средневековую философию можно разделить на следующие три периода:

1. Введение или патристика (2-4вв.)

2. Анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (7-10вв.)

3. Схоластика (11-14вв.)

В каждом из этих периодов обычно различают рационалистическую и мистическую линии. Обеим этим линиям свойственно то, что называлось схождением ума в сердце — это в свою очередь требовало новых способов бытования души. Ими были молитва, умозрение, исповедь, наставление.

Периоды патристики:

2-3 вв. — полемически фрагментарное философствование апологетов (от греч. Apologeomai – защищаюсь, оправдываюсь).

Они стали первыми литературными защитниками христианства от нападок его многочисленных врагов: имперских властей, сторонников языческих религий, философов, которые, выражая умонастроения тех или иных кругов римского общества, выступали с критикой христианства. Апологеты яростно защищали христианское вероучение. Крупнейший из первых апологетов – Юстин Мученик. Также Ориген, Климент, Тертулиан и др.

4-5 вв. — установление официальной догматики, систематизация доктрины. Установление официальной догматики ставило перед философствующими идеологами христианства более ограниченные, чем прежде, задачи: теперь они должны были оправдывать и по возможности разъяснять верующим, установленные или установившиеся догматы, привлекая необходимые элементы античной идеалистической философской мысли. Систематизация христианского вероучения была еще более необходима в связи с многочисленными еретическими отклонениями от официальной догматики, которые нередко становились знаменем различных социальных и локальны движений. Наиболее выдающиеся из такого рода идеологов веры впоследствии провозглашались святыми и были названы отцами христианской церкви. Отец церкви – почетный титул, используемый к группе выдающихся деятелей и писателей, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики. Знаменитые отцы церкви это – Григорий Назианзин, Амвросий, епископ Миланский, Аврелий Августин, Григорий Нисский, .

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

«ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА» (часть 2) Рассматриваемые вопросы: Загадка человеческого Я. Философия ценностей. Ценность и смысл человеческой жизни. Литература: Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М., 1967. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс,1990. С.37, 288. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб.: Издательство ДНК, 2001. С.178-193. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М ...

5-6вв. — когда Западная Римская империя прекратила свое политическое существование, стали периодом нараставшего экономического упадка, натурализации хозяйства, варваризации духовной жизни. Но этот процесс не был безостановочно – регрессивным. В конце 5в. начале 6в. Наступила довольно устойчивая политическая стабилизация, которой сопутствовало известное оживление торговли, ремесла, и городской жизни, а вместе с ними и весьма значительным философом поздней античности стал Аниций Манилий Северин Боэций. Именно Боэций поставил другую философско-гносеологическую проблему. Это онтологическая проблема различения в каждой вещи ее, так сказать, индивидуального существования во всей его конкретности и ее более глубокой сущности или бытия. Именно сущность как общее начало для познания и истолкования бытия более важна, чем конкретное существование любой индивидуальной вещи. Но только по отношению к ним и может быть произведено различие двух этих слоев бытия – непосредственного и глубинного. В боге же такое раздвоение невозможно, его сущность совпадает с его сверхъестественной личностью.

В эпоху раннего средневековья был период, связанный со схоластическим методом исследования, который можно разделить надвое: ранний(11-12вв.) и поздний (XIII — XIV вв.).

Схоластика – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Представителями ранней схоластической философии являются: Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин, Бернард Клервоский и другие. Поздний схоластический период представляют Фома Аквинский, Раймонд Лул-Лий, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Скот, Уильям Оккам. Поздний схоластический период характерен влиянием арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей Аристотеля. Это привело к формированию двух истин: разума и веры.

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит ...

Проблема личности в психологии.

Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек — есть принципиальная новизна в природе. Тело человека — культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

3 стр., 1216 слов

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic

Натан Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic Character Disorders НФ Класс, 2007 год ISBN: 978-5-86375-142-8 Количество страниц: 296, ил. Содержание 7..............Предисловие к русскому изданию 11...........Предисловие 13........Введение 13...................1. ...

Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

  • Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
  • Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность — это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

2 стр., 891 слов

Проблема человека в психологии

Сорокин Александр,ИП,IIкурс, 1 группа. Проблема человека в психологии. Человек- это объект изучения многих наук, которые он сам же и создал. В рядеестественных наук, таких как физиология, биология, анатомия человекрассматривается как органическое существо и изучаются его физические данные,параметры.В социологии на него смотрят как на единицу из которых составленобъект изучения - социум. А что ...

Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

  • личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
  • личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
  • сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
  • личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.

Литература

1. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии: Хрестомантия/ сост. Г.Я. Миненков. — Минск 2002.

2. Соколов, В.В. Средневековая философия: учебное пособие для философских факультетов и отделений университетов/ В.В. Соколов. – Минск 1979.

3. Августин, А. Исповедь/ А. Августин. – Минск 1992.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества. ...

4. Аквинский, Ф. Сумма теологии/ Ф. Аквинский// Антология мировой философии, — Минск 1969.