СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Программа исследования 7
Требования к проведению исследования 11
Заключение 15
Приложение 1 16
Приложение 2 18
Введение
Одним из наиболее значимых событий в жизни человека, предъявляющим чрезвычайные требования к адаптационным возможностям индивида и меняющим коренным образом его положение, является переход из начальной школы в среднюю. Переход в среднее школьное звено – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями и введением предметного обучения. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Для многих из них – это интересный и сложный этап в жизни, когда возникает больше самостоятельности и ответственности, а также свободы. Хотя пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этой свободой и самостоятельностью. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления, для других – стрессом, тревогой расставания со значимым взрослым. Значительное число учащихся начальных классов не справляются с программой обуче-ния и имеют те или иные нарушения школьной адаптации.
Существует много определений школьной адаптации. Так, М.В. Мак-симова (1994) трактует школьную адаптацию как процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» или («школьная неприспособленность») фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения.
Возможные неудачи, выходящие за рамки собственно учебной дея-тельности и распространяющиеся на сферу межличностных отношений с учителями и сверстниками, могут спровоцировать у ребенка формирование ощущения собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную на-правленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.
Социально-психологическая поддержка тревожных детей при адаптации ...
... школе, но и к жизни в целом, во-вторых, взаимоотношения с учителями. В третьих, психолого-педагогическая безграмотность родителей, которые требуют от ребенка отличных результатов любой ... факторов риска, развития и профилактики тревожных состояний у детей и подростков, рассмотрены ключевые вопросы адаптации тревожных детей в школьном коллективе, требующие первостепенного внимания. Родители, педагоги, ...
Проблема трудностей адаптации детей к условиям обучения в средней школе существует давно и до сих пор не утрачивает своей актуальности. По разным данным, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям обучения в 5-ом классе. В настоящее время острота этой проблемы усугубляется беспрецедентной информатизацией современного общества, выдвигающей особые требования к способности человека непрерывно адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим, социально-политическим и прочим условиям, к лавинно увеличивающемуся объему информации, которым вынужден оперировать современный человек и процессом интеграции наук, диктующим изменение типа познавательного отношения к миру и требующим от индивида не только обширных знаний, но и более высокого уровня развития творческого мышления. Под творческим мышлением и – шире – творческими способностями понимается многомерное явление, включающее как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы, позволяющие на-ходить неожиданные, оригинальные решения проблем.
Современные исследователи отмечают, что сензитивный период развития креативности приходится на старший дошкольный возраст, когда формируются и развиваются такие качества личности, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать. В это время подражание взрослому как образцу является определяющим фактором формирования творческих способностей (по Г.В. Ожигановой).
Однако во время обучения в начальной школе отмечается резкое падение уровня творческих способностей и оригинальности мышления (Д.Б. Богоявленская, Д. Бостанджиева, Я. Кюрти).
Причины этого явления Р. Кюрти и Д. Бостанд-жиева связывают с преобладанием в школьном обучении установки на развитие конвергентного мышления в условиях жесткой регламентации образовательного процесса, ростом произвольности в ущерб оригинальности, не способствующих формированию творческой личности ребенка. Между тем, применение ребенком имеющихся у него творческих способностей для решения ежедневно встающих перед ним задач позволило бы максимально облегчить ситуацию адаптации к обучению в среднем школьном звене.
Таким образом, развитие творческих способностей младших школьника в период подготовки к переходу в среднее школьное звено – одна из важнейших задач современной психологии и системы образования, а разработка эффективных методов и средств формирования навыков их применения школьниками для решения повседневных задач является актуальной проблемой, как для науки, так и для практики.
Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях по вышивке
... решению сложных и жизненных нестандартных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение детей в деятельность творческого характера и развития творческих способностей. Развитие творческих способностей ... быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и ... познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети составляют свою композицию ...
Роль творческих способностей в решении проблем общей адаптации очевидна, поскольку именно дивергентное мышление, лежащее, согласно Дж. Гилфорду, в основе творческих способностей, позволяет действовать нестандартно в условиях «ситуативного ограничения», генерировать большое число разнообразных идей для решения одной и той же задачи и находить неожиданные, оригинальные решения проблем. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что индивиды с развитыми творческими способностями легче усваивают новый социальный опыт и легче переносят переломные моменты в своей жизни, чем психически ригидные индивиды, придерживающиеся готовых проторенных схем. Вместе с тем, в доступных нам психолого-педагогических источниках нам не удалось обнаружить эмпирических исследований, подтверждающих влияние уровня творческих способностей пятиклассников на их адаптацию к школе.
Новизна данного исследования состоит в том, что, несмотря на боль-шое число теоретических и практических исследований, затрагивающих различные аспекты школьной адаптации, проблема влияния уровня творческих способностей учащихся на их адаптацию к обучению в средней школе практически не изучена и представляет собой одну из наиболее важных теоретических и практических задач возрастной и педагогической психологии.
Полученные в ходе проведения настоящего экспериментального исследования данные дополнят имеющиеся в современной возрастной и педагогической психологии данные о влияния уровня творческих способностей учащихся на их адаптацию к обучению в средней школе.
В ходе проведения эксперимента ожидается, что овладение навыками применения творческих способностей учащихся к явлениям окружающей действительности, т.е. положительные результаты эксперимента, окажет положительное влияние на ……