Реабилитация1

16

ПОНЯТИЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ

ЕЕ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ СРЕДCTBA

Реабилитация — это направление современной ме­дицины, которая в своих разнообразных методах опирается прежде всего на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи. Термин «реабилитация» происходит от лат. habilis способность и rehabilis восстановление способности.

Толчком для развития реабилитации как науки послу­жили Первая мировая и Вторая мировая войны. В связи с достижениями медицины, санитарии, гигиены значи­тельно снизились заболеваемость и смертность от острых инфекционных заболеваний. В то же время ускорение на­учно-технического прогресса, быстрая индустриализация и урбанизация, загрязнение окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций привели к росту тяжелых неин­фекционных заболеваний. Сегодня растет число пациен­тов с наследственной и врожденной патологией, с хрони­ческими заболеваниями органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, аллергическими заболеваниями, с травмами и отравлениями. Но, наряду с остальными ка­тегориями населения, инвалиды должны иметь физи­ческие, социальные и экономические возможности, позволяющие им, как минимум, вести полноценную в со­циально-экономическом и созидательную в умственном плане жизнь.

Помощь социально не полностью защищенным лю­дям — показатель культуры и цивилизованности общества.

Цель реабилитации — эффективное и раннее возвра­щение больных и инвалидов к бытовым и трудовым про­цессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабили­тации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с наруше­ниями функций в результате болезней, травм и врожден­ных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процес­сом, направленным на всестороннюю помощь боль­ным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, пси­хической, профессиональной, социальной и экономи­ческой полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную, социально-медицинскую проблему, кото­рую можно подразделить на несколько видов, или аспек­тов: медицинскую, физическую, психологическую, про­фессиональную (трудовую) и социально-экономическую.

4 стр., 1530 слов

Трудотерапии в социальной реабилитации пожилых людей

... реабилитации 1.1 Понятие и сущность трудовой терапии Трудовая терапия - лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности; это позволяет людям ... терапия - это активный метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности у ... источников 1. Александрова, М.Д. Старение: социально-психологический аспект // Психология старости ...

Поэтому в области общих основ реабилитации студент должен:

* иметь представление об основных задачах здравоох­ранения в области медицинской реабилитации;

* знать принципы медицинской реабилитации, сред­ства реабилитации, задачи реабилитации при забо­леваниях основных органов и систем, принципы

* комплексного применения немедикаментозных средств, основные этапы реабилитации;

* знать функции и задачи сестринского процесса на этапе реабилитации пациентов;

* уметь формулировать цели сестринского процесса на этапе реабилитации пациента.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ

Первое и основное направление реабилитации (меди­цинской и физической) — восстановление здоровья боль­ного посредством комплексного использования различ­ных средств, направленных на максимальное восстановле­ние нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношения к лечению, врачебным ре­комендациям, выполнению реабилитационных меропри­ятий. Необходимо создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую неза­висимость и социальную полноценность. Эти задачи ре­шаются не только медицинскими учреждениями, но и органами социального обеспечения.

Таким образом, реабилитация — это многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Естественно, что виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая и социальная) соответствуют следующим трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2) сниже­ние трудоспособности или работоспособности в широ­ком смысле слова; 3) социальная дезадаптация, т. е. нару­шение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболева­ния и его реабилитация — совсем не одно и то же, так как, помимо восстановления здоровья пациента, необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособ­ность), социальный статус, т. е. вернуть человека к полно­ценной жизни в семье, обществе, коллективе.

РАЗВИТИЕ НАРУШЕНИЙ, ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Особенностью современной патологии является уча­щение перехода острых форм заболеваний в рецидиви­рующие и хронические, а также нарастание первично хронической патологии внутренних органов. Эти забо­левания являются причинами снижения (ограничения) жизненных и социальных функций. В связи с этим орга­низация своевременной диагностики и проведения вос­становительных мероприятий становится одной из пер­воочередных задач медицины.

6 стр., 2660 слов

Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах ...

... мире. В настоящем реферате я постараюсь раскрыть особенности реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции.   3. Психологические особенности подростков, находящихся в ... особенности: повышенная возбудимость, импульсивность, на которые накладывается неосознанное половое влечение индивида. И основой психического развития личности в подростковом возрасте является становление ...

1. Понятие о реабилитации. Ее задачи…

Проблема реабилитации больных и инвалидов при­влекает все большее внимание во всех странах мира. Для лучшей координации работы специалистов, работающих в области реабилитации, ВОЗ предложила «Руководство по классификации последствий болезни и причин инва­лидности», где рассматриваются и классифицируются не болезни как нозологические формы, а последствия пере­несенных заболеваний и травм.

Международная номенклатура нарушений, ограниче­ний жизнедеятельности и социальной недостаточности (Руководство по классификации болезней и причин ин­валидности) предлагает следующую единую концепцию последствий болезни.

Основными этапами в развитии болезни являются:

1. Нарушение. Возникновение изменений в организме является реакцией организма на различные причинные обстоятельства — «этиологию». «Этиология» дает начало изменениям в структуре или функциях организма, т. е. «па­тологии». Проявления патологических изменений опреде­ляются как «симптомы и признаки» и выглядят так:

этиология —> патология —> проявления.

Человек начинает понимать, что в его организме что­-то происходит, т. е. патологическое состояние проявляет­ся конкретно, материализуется. В большинстве случаев сам человек осознает проявление болезни, которое мож­но определить как «клиническое состояние».

Таким образом, клиническое состояние включает в себя и патологические изменения, и проявления болезни, и реакцию пациента на свое состояние. Длительно теку­щая болезнь предвещает развитие нарушений, ненор­мальную структуру тела, изменение внешнего вида, а так­же расстройства функционирования органов и систем организма. Нарушение представляет собой расстройство на органном уровне.

2. Ограничение жизнедеятельности. Деятельность или поведение человека могут измениться в результате появ­ления нарушений. Возникает дефицит физических и со­циальных действий, т. е. происходит ограничение жизне­деятельности. С точки зрения функциональной деятель­ности и активности индивида снижение жизненных функций представляет собой расстройство на уровне че­ловека (личности).

3. Социальная недостаточность. Само знание о бо­лезни или изменившееся поведение индивида, или ог­раничения его деятельности, вытекающие из этого зна­ния, могут поставить конкретного человека в невыгод­ное положение по отношению к окружающим. Таким образом, болезнь приобретает социальный характер. Этот уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида, она проявляется во вза­имоотношениях индивида с обществом, которые могут включать и такой специфический инструмент, как за­конодательство. Это проявление отражает социальную недостаточность (иными словами — социальную дезадаптацию).

Явная связь со значением, которое прида­ет деятельности индивида или его состоянию обще­ство, делает социальную недостаточность самым про­блематичным уровнем развития болезни среди всех ее последствий.

Эта последовательность в ряде случаев может быть неполной, или возможен ее разрыв на любом этапе.

4 стр., 1707 слов

Презентация на тему: Медицинская реабилитация в психиатрии

... реабилитации: медицинскую, профессиональную и психосоциальную. *Медицинская реабилитациявключает в себя фармакотерапию, лечебную физкультуру, диетическое питание, физиотерапию, массаж, санаторно-курортное лечение ... родственников пациентов. Презентация на тему: Деятельность по психосоциальной реабилитации ... лечение занятостью, различные виды социотерапии. От щадящего режима в остром периоде болезни ...

Более наглядно взаимоотношения между отдельными элементами последствий болезни иллюстрирует схема 1, из которой видно, что все они, как правило, имеют мес­то у одного и того же индивида одновременно.

Для организации помощи пациенту в восстановлении здоровья необходимы:

— четкая диагностика возникающих нарушений, ог­раничений жизнедеятельности, социальной недо­статочности;

— анализ степени выраженности функциональных способностей;

— возможность осуществления вмешательств на раз­личных уровнях.

ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Главной задачей медицинской реабилитации явля­ется полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компен­саторных приспособлений к условиям повседневной жиз­ни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся: 4 восстановление бытовых возможностей больного, т. е. способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы; « восстановление трудоспособности, т. е. утраченных инвалидом профессиональных навыков, путем ис­пользования и развития функциональных возмож­ностей двигательного аппарата; » предупреждение развития патологических процес­сов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, т. е. осуществление мер вторич­ной профилактики.

Цель реабилитации — наиболее полное восстановле­ние утраченных возможностей организма, но если это не­достижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсации нарушенной или утраченной функции, и в любом случае — замедления прогрессирования заболе­вания. Для их достижения используется комплекс лечеб­но-восстановительных средств, среди которых наиболь­шим реабилитирующим эффектом обладают физические упражнения, природные факторы (как естественные, так и переформированные), различные виды массажа, заня­тия на тренажерах, а также ортопедические приспособле­ния, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации принадлежит методам физического воздействия, и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Физическая реабилитация — составная часть меди­цинской, социальной и профессиональной реабилита­ции, система мероприятий по восстановлению или ком­пенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоци­ональной устойчивости и адаптационных резервов орга­низма человека средствами и методами физической куль­туры, элементов спорта и спортивной подготовки, масса­жа, физиотерапии и природных факторов.

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основ­ным средством физической реабилитации являются фи­зические упражнения и элементы спорта, а применение их — всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями.

10 стр., 4872 слов

Отчет о работе медицинской сестры

... июня 1999 года по настоящее время, в должности медицинской сестры отделения «ВОВ». За время работы проявила себя ... это необходимо признавать, не обесценивать негативные переживания пациента. Но необходимо подчеркнуть, что старость дает определенные ... медицинском посту. Четко соблюдает все правила асептики и антисептики, санитарно - эпидемического режима отделения. Владеет современными методами ...

ПРИНЦИПЫ МБДИЦИПСКОЙ

И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

* физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.),

* механические методы реабилитации (механотера­пия, кинезотерапия),

* массаж,

* традиционные методы лечения (акупунктура, фито-терапия, мануальная терапия и др.),

* трудотерапия,

* психотерапия,

* логопедическая помощь,

* лечебная физкультура,

* реконструктивная хирургия,

* протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

* санаторно-курортное ленение,

* технические средства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, уст­ройства для введения пищи через стому, паренте­рально, другие технические средства),

* информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации,

* другие мероприятия, услуги, технические средства.

ПСИХОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Психотерапия — это лечебный метод воздействия на психику больного для улучшения его самочувствия, сома­тического состояния и повышения эффективности при­менения других методов лечения. Основным «инструмен­том» психотерапии является слово, имеющее смысловое содержание и эмоциональную окраску.

В практике работы медицинской сестры применяется так называемая «малая психотерапия», в которую входят «стерильность слова и поведения», потенцирование и опосредование. С помощью методов психотерапии медсестра может усилить благоприятное влияние физических факторов на пациента. Она должна психологически на­строить больного на то или другое средство лечения, вы­явить, как больной относится к лечебному методу.

Потенцирование — это метод усиления специфиче­ского лечебного фактора с помощью словесного внуше­ния. Пациенту объясняют положительное действие ле­чебного средства: чем лучше это объяснение, тем выше эффективность лечения. При этом больной осознает те­рапевтическую ценность назначенных методов лечения, у него формируется психологическая готовность к вос­приятию этих методов.

Опосредование — это метод косвенного внушения с помощью использования лечебных факторов вне связи с их специфическим действием для получения какого-либо психологического эффекта. Например, пациенту с нару­шением сна может внушаться хороший сон после воздей­ствия какой-либо процедуры, хотя в «чистом» виде она этого действия не оказывает.

Психотерапевтическое воздействие медсестры на больного условно можно разделить на 3 этапа: предвари­тельную беседу о назначении применяемого лечения, воздействие во время прохождения лечения и заключи­тельную беседу. Медсестра обязательно должна знать цель назначения того или иного метода, характер и меха­низм действия назначаемого лекарства и процедуры.

План анализа возможных проблем пациента в связи с применением фактора.

1. Ощущения во время процедуры (ожидаемые, пато­логические).

25 стр., 12122 слов

Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии ...

... сестры, ведение журналов сестринского наблюдения, составление заключения о социальном и медицинском состоянии пациента, понятие сестринского диагноза. Роль медицинской сестры ... психиатрии. 7 Лечение и реабилитация психически больных. 7 ... больным, методы удержания больного, правила применения фиксации. ... Расстройства мышления. Нарушения ассоциативного процесса: ускорение и замедление мышления, ...

2. Эмоциональные реакции пациента на данный фак­тор (недоверие, ожидание боли, ожога, боязнь облучения).

3. Влияние фактора на жизненные циклы (особенно­сти реакций у детей, пожилых людей, во время полового созревания, во время менструального цикла, во время беременности, во время климактерического периода).

4. Возможные сестринские вмешательства (подготов­ка пациента к процедуре — уход за кожей, гигиена, ин­формирование, оценка состояния, эмоциональная кор­рекция, одежда; оценка ответной реакции пациента на процедуру — ожидаемая, патологическая; помощь в со­ставлении режима дня — контроль за питанием, диуре­зом, стулом, временем отдыха).

5. Ожидаемые результаты — положительная физио-бальнеореакция, активное отношение пациента к своему здоровью, готовность сотрудничать с медперсоналом.

Программа медицинской реабилитации содержит следу­ющие разделы:

« мероприятия,

* рекомендации (с указанием формы реабилитации, исполнителя, сроков выполнения мероприятий, объема мероприятий),

* результат (прогнозируемый, полученный),

* отметка о невыполнении мероприятий в намечен­ный срок и причине невыполнения. К основным принципам реабилитации относятся:

* раннее начало проведения реабилитационных ме­роприятий (РМ);

* комплексность использования всех доступных и не­обходимых РМ;

* индивидуализация программы реабилитации;

* этапность реабилитации;

« непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации;

* социальная направленность РМ;

* использование методов контроля адекватности на­грузок и эффективности реабилитации. Рассмотрим более подробно эти принципы.

Раннее начало проведения РМ важно с точки зрения профилактики возможности дегенеративных изменений в тканях (что особенно важно при неврологических забо­леваниях).

Раннее включение в лечебный процесс РМ, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, слу­жит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

РМ нельзя применять при очень тяжелом состоянии больного, высокой температуре, сильной интоксикации, выраженной сердечно-сосудистой и легочной недостаточ­ности больного, резком угнетении адаптационных и ком­пенсаторных механизмов. Однако и это не является абсо­лютно верным, так как некоторые РМ, например надува­ние шариков, назначаются в острый послеоперационный период при достаточно тяжелом состоянии больного, но это служит для профилактики застойной пневмонии.

Комплексность применения всех доступных и необходимых РМ. Проблемы медицинской реабилитации весьма сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, вра­чей и методистов ЛФК и физической реабилитации, масса­жистов, психиатров, — адекватной физическому и психи­ческому состоянию пациента на отдельных этапах реабили­тации. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения РМ, состав специали­стов и используемых методов и средств будет различным.

Индивидуализация программ реабилитации. В зависи­мости от причин, требующих применения РМ, а также особенностей состояния больного или инвалида, их фун­кциональных возможностей, двигательного опыта, воз­раста, пола, состав специалистов и используемых методов и средств требует индивидуального подхода к пациентам с учетом их реакции на использование РМ.

10 стр., 4801 слов

Организация сестринского процесса в отделении терапии хронических ...

... документация главной и старшей медицинской сестры Документы по сестринскому процессу: динамическая карта сестринского наблюдения, лист сестринской оценки пациента, план и протокол сестринского ухода и т.п. Документация медицинской сестры, связанная с предоставлением платных ...

Непрерывность и преемственность РМ на протяжении всех этапов реабилитации важна как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучша­ется функциональное состояние различных систем орга­низма, повышается тренированность, а всякий более или менее длительный перерыв в использовании РМ может привести к его ухудшению, тогда приходится на­чинать все сначала.

Чрезвычайно важным принципом реабилитации яв­ляется преемственность при переходе с этапа на этап, из одного медицинского учреждения в другое. Для этого важно, чтобы на каждом этапе в реабилитационной кар­те было задокументировано, какие методы и средства ле­чения и реабилитации применялись, каково было функ­циональное состояние реабилитируемого.

Социальная направленность РМ. Основная цель реаби­литации — эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в обще­ство и семью, восстановление личностных свойств чело­века как полноправного члена общества. Оптимальным конечным результатом медицинской реабилитации мо­жет быть полное восстановление здоровья и возвращение к привычному профессиональному труду.

Использование методов контроля адекватности нагру­зок и эффективности реабилитации. Реабилитационный процесс может быть успешным только в случае учета ха­рактера и особенностей восстановления нарушенных при том или ином заболевании функций. Для назначения адекватного комплексного дифференцированного вос­становительного лечения необходима правильная оцен­ка состояния больного по ряду параметров, значимых для эффективности реабилитации. В этих целях применяются специальная диагностика и методы контроля за текущим состоянием больного в процессе реабилитации, которые могут подразделяться на следующие виды: а) медицин­ская диагностика, б) функциональная диагностика, в) мо­тодиагностика, г) психодиагностика.

СРЕДСТВА МЕДИЦИНСКОЙ

И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

К средствам реабилитации относятся психотерапевти­ческое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, аэротерапия, хореотера-пия, мануальное воздействие и др.

Средства физической реабилитации можно подразде­лить на активные, пассивные и психорегулирующие. К активным средствам относятся все формы лечебной фи­зической культуры: произвольная экономизация дыха­ния, разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие цик­лические упражнения и виды спорта, работа на тренаже­рах, хореотерапия, трудотерапия и др.; к пассивным — массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естествен­ные и реформированные природные факторы; к психо-регулирующим — психолотенцирование, аутогенная тре­нировка, мышечная релаксация и др.

Результатом правильно оказанной сестринской помо­щи в области реабилитации пациента является активная жизненная позиция по отношению к своему здоровью и самореализаций в жизни при оптимальном использова­нии внутренних резервов и условий окружающей среды.

Осуществляя процесс реабилитации, медицинская сестра выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющих­ся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей. С этой точки зрения для медсестры оказы­ваются наиболее значимыми такие роли:

14 стр., 6783 слов

Сестринский процесс при инфаркте миокарда 2

... данного заболевания (манипуляции, выполняемые медицинской сестрой). Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать: · два случая, иллюстрирующие тактику медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с данной патологией; ? основные результаты ...

1. Сестра как лицо, предоставляющее уход.

Сестра предоставляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор, пока пациент или его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на:

* восстановление функций;

* поддержание функций;

* профилактику осложнений.

2. Сестра как учитель.

Медицинская сестра обеспечивает пациента и его се­мью информацией и помогает в выработке навыков, необ­ходимых для возвращения к нормальному состоянию здо­ровья и достижения независимости. Она может предостав­лять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а также информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни.

3. Сестра как «адвокат».

Медицинская сестра сообщает о потребностях и жела­ниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.

4. Сестра как «советник».

Сестра действует как постоянный и объективный по­мощник пациента, вдохновляя его использовать функци­ональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть сильные стороны личности пациента, организу­ет образ жизни пациента, благоприятный для удовлетво­рения его потребностей.

ЭТАПЫ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

Программы по профессиональной и социальной реа­билитации включают в себя вопросы по информирова­нию пациента о программах, созданию условий, наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.

Сестринский процесс — систематическое определе­ние ситуации, в которой находится пациент и медицин­ская сестра, и возникающих проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Целью сес­тринского процесса является поддержание и восстанов­ление независимости пациента в удовлетворении основ­ных потребностей организма пациента.

Достижение цели сестринского процесса осуществля­ется путем решения следующих задач:

* создание базы информационных данных о пациенте;

* определение потребности пациента в сестринском уходе;

* обозначение приоритетов сестринского обслужи­вания;

* оказание сестринской помощи;

* оценка эффективности процесса ухода.

Первый этап сестринского процесса — сестринское об­следование. Он включает оценку состояния пациента, сбор и анализ субъективных и объективных данных о со­стоянии здоровья перед осуществлением сестринских вме­шательств. На этом этапе медицинская сестра должна:

* получить представление о состоянии пациента до начала выполнения каких-либо вмешательств;

* определить возможности самоухода пациента;

* установить эффективное общение с пациентом;

* обсудить с пациентом потребности в уходе и ожида­емые результаты;

*заполнить сестринскую документацию.

Субъективные данные о здоровье пациента медицин­ская сестра получает в ходе беседы. Эти данные зависят от состояния пациента, и его реакции на окружающую об­становку. Объективные данные не зависят от факторов окружающей среды.

Качество проведенного обследования и получения информации определяет успех последующих этапов сес­тринского процесса.

8 стр., 3626 слов

Первый этап сестринского процесса 2

... Ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении. И так, различные модели ... видят: > пациента как одного из объектов деятельности сестринского персонала; > источник проблем пациента; > направленность сестринского вмешательства; > цель ухода; > способы сестринского вмешательства; > ...

Второй этап сестринского процесса — определение се­стринских проблем.

Сестринский диагноз — это описание состояния па­циента, установленное в результате проведенного сест­ринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

Сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма пациента в связи с болезнью, может часто ме­няться в зависимости от реакции организма на болезнь, связан с представлениями пациента о состоянии его здо­ровья. Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Особое внимание в сест­ринской диагностике уделяется установлению психологи­ческого контакта. После формулирования всех сестрин­ских диагнозов медсестра устанавливает их приоритет­ность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказания ему помощи.

Третий этап сестринского процесса — постановка це­лей, составление плана сестринских вмешательств.

Пациент активно участвует в процессе планирования, медсестра мотивирует цели, определяет вместе с пациен­том пути достижения этих целей. При этом все цели должны быть реальными и достижимыми, иметь конкретные сроки достижения. При планировании целей необходи­мо учитывать приоритетность каждого сестринского ди­агноза, который может быть первичным, промежуточным или вторичным.

По времени выполнения все цели делятся на:

* краткосрочные (их выполнение осуществляется в течение одной недели, например, снижение темпе­ратуры тела, нормализация работы кишечника);

* долгосрочные (на достижение этих целей требуется более длительное время, чем неделя).

Цели могут соответствовать ожиданию от полученно­го лечения, например, отсутствие одышки при нагрузке, стабилизация артериального давления.

По объему сестринской помощи выделяют такие типы сестринских вмешательств, как:

* зависимое — действия медсестры, выполняемые по назначению врача (письменное указание или инст­рукция врача) или под его наблюдением;

* независимое — действия медсестры, которые она может выполнять без назначения врача, в меру сво­ей компетенции, т. е. измерение температуры тела, наблюдение за реакцией на лечение, манипуляции по уходу за пациентом, советы, обучение;

Реабилитация1 — Стр 2

* взаимозависимые — действия медсестры, выполня­емые в сотрудничестве с другими работниками здравоохранения, врачом ЛФК, физиотерапевтом, психологом, родственниками пациента. Четвертый этап сестринского процесса — реализация плана сестринского ухода.

Основными требованиями к этому этапу являются систематичность; осуществление координации намечен­ных действий; вовлечение пациента и его семьи в процесс оказания помощи; оказание доврачебной помощи по стан­дартам сестринской практики с учетом индивидуальных особенностей пациента; ведение документации, регист­рация оказанного ухода.

Пятый этап сестринского процесса — оценка эффек­тивности запланированного ухода.

Медицинская сестра собирает, анализирует инфор­мацию, делает выводы о реакции пациента на уход, о возможности осуществления плана ухода, о появлении новых проблем. Если цели достигнуты и проблема ре­шена, медсестра отмечает это в плане о достижении цели по данной проблеме. Если цель сестринского про­цесса по данной проблеме не достигнута и у пациента сохраняется потребность в уходе, необходимо провес­ти переоценку, выявить причину, помешавшую в дости­жении цели.