- Общая хар-ка Л.
- Психологические теории Л.
- Психологическая структура Л., направленность.
Психика, сознание не есть нечто самодавлеющее и изолированное от человека. Сознание присуще конкретной человеческой личности.
Под личностью мы не в коей мере не подразумеваем ни абстрактно взятого индивида, изолированного от общества, ни тем не менее столь же изолированного сознания. Личность – персона (от лат. persona – маска, роль актера).
Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Все что относится к личности, персоне называется персональным.
Личность – этический феномен, она отражает социальную сущность человека.
С.Л. Рубинштейн дал свое определение личности:
«Л. – это совокупность таких психологических качеств человека, которые лежат в основе социально-значимых форм деятельности и поведения человека»
Индивид – человек как биологическое существо, представитель вида Homo sapiens. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное в человеке не оторвано от биологического. Индивидуальное начало включено в личность и проявляется в личностном, в его индивидуальности.
Индивидуальность – неповторимая совокупность физиологических и психологических особенностей конкретного человека, определяющих развитие задатков и формирование способностей, то есть предрасположенность к конкретным видам деятельности.
В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры индивида можно выделить: 1) направленность – установки, мотивы, интересы;2) характер – основные модели поведения; 3) конституционный тип и темперамент; 4) задатки и способности.
Психологические теории личности
Они чрезвычайно разнообразны.
Классификация теорий Л.
(в зависимости от взглядов на природу и психическое содержание л-ти)
- группа биологических теорий Л.
Сущность: Л. – существо биологическое, поэтому св-ва Л. обусловлены природой и даны человеку от рождения. Л. вынуждена жить в обществе и испытывать с его стороны давление.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей исторический опыт общества, и индивидуальностью, преобразовывающей мир, можно передать формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают". Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе ...
- группа социальных теорий Л.
Сущность: Л. – существо социальное, св-ва л-ти формируются в процессе обучения, восприятия, усвоения социальных ролей.
- группа био-социальных теорий
Сущность: Л. – существо биологическое, л-ть обладает как природно-обусловленными, так и социально-обусловленными свойствами.
Теория личности з.Фрейда
З.Фрейд по образованию врач и психолог по работе. На основе своей теории разработал психологическую концепцию личности. В основе этой концепции лежит убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного и культуры. Причиной этого антагонизма является культура с ее идеалами, нормами, требованиями.
Он разработал 3-х компонентную структуру:
- «ОНО», бессознательное – совокупность инстинктов и означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда копуляция, дефекация и наполняет наше поведение энергией:
а) инстинкт жизни, эрос (половое влечение),
б) инстинкт смерти, тонатос (тяга к агрессии и разрушению).
Являясь первичной структурой психики, «ид» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями.
Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. «Оно» — по З.Фрейду – «кипящий котел инстинктов». Бессознательное иррационально и временно. Фрейд описал два процесса, посредством которых «Оно» избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий явл. кашель на раздражение дыхательных путей. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворения этих потребностей. С момента появления этого знания возникае следующая структура.
- «Я», «сознание», «эго» —
это разумное «Я» человека, память, мышление, все формы активности. Область сознания Фрейд связывал с восприятием внешнего мира. Компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Задачей сознания является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности, т.е. психическая деятельность сознания подчиняется принципу реальности.
За соблюдением этих требований следит «сверх-Я»
- «сверх-Я», «сверхсознание», «суперэго» —
представитель общества, внешнего идеала, авторитета в психике человека (моральные нормы, правила поведения, «моральная цензура», усвоенная с детства).
Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре ...
... свидетельствует о высокой значимости жизненных ценностей и смыслов в саморазвитии личности социального работника, в опоре на эмоциональный опыт в процессе самореализации. Выводы. ... в определении эмоционального интеллекта. Вместе с тем принятие субъектом профессиональной роли социального работника детерминируется определенными мотивационноценностными образованиями. Таким образом, определилась цель ...
Между этими компонентами наблюдаются конфликты:
- конфликт между «Оно» и «Я» приводит к чувству тревоги, беспокойства, эмоциональной неприятности, что может привести к неврозу.
- конфликт между «Я» и «сверх-Я» приводит к чувству вины и укорам совести.
Выработка механизмов психологической защиты – это такие психологические приемы, с помощью которых человек избавляется от чувства вины и укоров совести и сохраняет благоприятное впечатление о себе у окружающих.
Один из таких механизмов явл. сублимация.
Сублимация (от лат. sublimo- возвышаю) – переключение энергии, позволяющее человеку превратить свои ассоциальные тенденции в социальные формы поведения (переход с социально и культурно неприемлемых целей объектов на социально и культурно приемлемые).
Согласно З.Фрейду – это процесс переориентации энергии влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения и преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.
Ролевая теория личности
Линтон – основоположник.
Статус – совокупность прав и обязанностей человека, выполняющего определенную социальную функцию, или занимающего определенную социальную позицию.
Роль – динамический (поведенческий) аспект статуса, — это модель поведения, сложившаяся в данном обществе, связанная с реализацией статуса.
Социальная роль проявляется только тогда, когда человек начинает осуществлять права и обязанности, вытекающая из его социального положения. Социальная роль зависит от темперамента, потребностей, мотивов. Линтоновское определение социальной роли как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Парсоном, Мертоном и др.
Как роль соотносится с личностью:
- точка зрения отождествления личности и роли. Личность есть ни что иное, как совокупность выполняемых человеком социальных ролей, т.е. Л=Р.
- личность и роль независимые друг от друга понятия. Личность как актер, играющий в театре роль. Его качества могут не проявляться в ролевом поведении, т.е. роли безличны. Роль служит маскировкой качеств личности и даже подавлением их.
- личность и роль взаимозависимы, тесно взаимосвязаны. Личность определяет набор ролей, выполняемых человеком.
Есть роли, которые в большей степени определяются индивидуальностью исполнителя и особенностями групповых взаимоотношений. Ситуации, в которых наблюдаются несовместимые ожидания, порождают ролевые конфликты, которые могут разыграться как в реальном социальном взаимодействии (конфликт между руководителем и подчиненным), так и на уровне индивидуального сознания (внутриличностный конфликт).
Такие конфликты вызываются объективной невозможностью удовлетворить противоречивые ожидания разных ролевых партнеров. Длительное исполнение, большая включенность в роль коренным образом меняют личность исполнителя, накладывают отпечаток на поведение и индивидуальность человека.
Биосоциальная теория личности по к.К. Платонову
Основными подструктурами личности являются:
1) направленность личности, 2) опыт (знания, умения, навыки, привычки), 3) индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание), 4) биопсихические свойства (темперамент, отличие по полу и возрасту).
На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер.
Подструктуры |
Подструктуры подструктур |
Соотношение социального и биологического |
Специфические виды формирования |
Необходимые уровни психологического анализа |
Направленность личности |
Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания |
Определяющую роль играет социальное, биологическое почти нет |
воспитание |
Социально-психологический |
Опыт |
Привычки, умения, навыки, знания |
Значительно больше социального |
обучение |
Психолого-педагогический |
Особенности психических процессов |
Внимание, воля, восприятие, мышление, ощущение, память |
Чаще, больше социального |
упражнение |
Индивидуально-психологический |
Биопсихические свойства |
Темперамент, половые, возрастные свойства |
Социального почти нет |
тренировка |
Психофизиологический |
Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева:
Статус Роль
Направленность
Общ. Формы Коммуникация
поведения
Направленность – это совокупность психических качеств человека, которая определяет избирательный характер его активности. Направленность – это система доминирующих мотивов личности.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с наличием у человека какой-либо потребности.
Потребность – осознаваемая человеком необходимость или нужда в чем-либо в конкретных условиях существования. Потребность это источник активности личности. Она рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями действительности.
Основные виды потребностей:
- по происхождению (естественные и культурные);
- по предметам (материальные и духовные);
- по устойчивости (ситуативные (временные) и устойчивые (не насыщаемые)).
Социальная зрелость личности
Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они – «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVII-XIX в.в. это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из под опеки родителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не переводил его в другую категорию – социально зрелых людей, охотников, добытчиков. Для этого требовалось встретиться лицом к лицу со злым духом или диким зверем. Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество совершается быстро – Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, любовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется мальчиком под крылом госпожи Простаковой – «в недорослях».
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются разные науки (педагогика, философия, социология, криминология и др.), а для такой новой отрасли человекознания, как акмеология (от греч. Akme — рассцвет), это стержневая проблема. Собственно говоря, сам предмет акмеологии – феномен зрелости личности. В сфере внимания этой научной дисциплины – процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.
Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» — это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь заходит о взрослости и профессиональной зрелости.
В представлениях древних людей земля покоится на трех китах или на трех слонах. У личной зрелости четыре «кита», четыре основных базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:
- ответственность;
- терпимость;
- саморазвитие;
- положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).
Остановимся более подробно на них.
Ответственность – это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости).
В настоящее время в психологии придерживаются концепции двух типов ответственности.
Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера – интернальный локус контроля).
«Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся действия героев «американской мечты». (Вспомним героиню Скарлетт О Хара из романа М.Митчелл «Унесенные ветром». Она борется за жизнь и находит выход из любой ситуации.)
Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля).
Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем – на коллег, начальство, знакомых. В детстве квинтэссенцией такой ответственность со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал». На обыденном языке ответственность второго типа обозначается как безответственность. У взрослых, но социально незрелых людей, кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы. (Вспомним короля из «Обыкновенного чуда», списывающего все свои поступки на дурную наследственность: в нем то просыпалась тетя по материнской линии, то еще какой-нибудь сумасшедший родственник).