Эмоция (от лат. emovere — возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение.
В отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоциональный тон впечатлений, эмоции (включая аффекты), настроения.
Простейшая форма эмоций, предэмоция — эмоциональный тон ощущений — врожденные гедонические переживания (от греч. hedone — наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, болевые).
Уже на этом уровне Э. дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению; отрицат. Э. стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
Эмоции — это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску.
Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определённости положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование(отладку) его поведения в условиях общения и деятельности.
Характеристики эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).
Характеристики эмоций как основания для их классификации
Характеристики эмоций |
Виды эмоций |
Знак |
Положительные, отрицательные, амбивалентные |
Модальность |
Радость, страх, гнев и др. |
Влияние на поведение и деятельность |
Стеничные, астеничные |
Степень осознанности |
Осознаваемые, неосознаваемые |
Предметность |
Предметные, беспредметные |
Степень произвольности |
Произвольные, непроизвольные |
Происхождение |
Врожденные, приобретенные Первичные, вторичные |
Уровень развития |
Низшие, высшие |
Длительность |
Кратковременные, длительные |
Интенсивность |
Слабые, сильные |
АФФЕКТЫ |
кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. |
НАСТРОЕНИЯ |
это слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих, отражающееся на деятельности, поведении человека. |
СТРЕСС |
состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой. |
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, носят социальный характер.
в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания Ч. подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).
Чувства способствуют выделению предметов, удовлетворяющих потребности человека и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение.
Эмоции |
Чувства |
Возникли в процессе эволюции раньше. |
Возникли в процессе эволюции позже. |
Присущи животным и человеку. |
В основном присущи человеку. |
Привязаны к ситуациям и событиям. |
Привязаны к объектам. |
Ситуативны и кратковременны. |
Устойчивы и длительны. |
Выделяют явления, имеющие значение «здесь и сейчас». |
Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. |
Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах. |
Одно и то же чувство проявляется в разных эмоциях. |
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ:
1. Подкрепляющая и закрепляющая функции эмоций. Положительная эмоция закрепляет приспособительный эффект. Эмоция в роли фактора, подкрепляющего и закрепляющего полезное действие. Отсюда вытекает и значение эмоций в научении и обучении. В научении эмоция выступает как закрепляющий фактор, а в обучении положительные эмоции стимулируют учебную деятельность ученика.
2. Активационно-мобилизационная функция эмоций. Данная функция проявляется в активизации деятельности всего организма, всех его систем в условиях удовлетворения актуальной потребности. Эмоции переводят весь организм на другой уровень функционирования, активизируют все психические процессы, мобилизуют прошлый опыт.
3. Гиперкомпенсаторная функция. Она проявляется в том, что эмоции приводят к избыточной мобилизации энергетических ресурсов организма. Механизмом, запускающим в этом случае эмоции, является отсутствие полных сведений для построения адаптивного поведения.
4. Информационная функция эмоций. Эмоции высших животных и человека представляют собой специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность ее удовлетворения в данный момент. Эмоции реализуют познавательную и оценочную функции. В этом случае за счет снижения точности реагирования достигается общий адаптационный эффект.
5. Интегральная функция эмоций. Характерная особенность эмоций состоит в том, что своим действием они охватывают весь организм, «производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма». Эмоции сами по себе могут быть в первую очередь абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм Переживание явились универсальным механизмом, обеспечивающим выживание организма (животного и человека).
6. Функция формирования сознания. В переживаниях субъект раскрывает сам себя, он сам выступает для себя объектом познания.
7. Функция формирования внутренней реальной человеческой жизни. Понимание эмоций как переживаний позволяет определить их место в структуре психических явлений. Человек проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается эмоциями (переживаниями).
Психология воли. Структура волевого акта
Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля — психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Объективный показатель воли человека — величина препятствий, которые способен он преодолеть.
В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:
1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);
2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);
3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;
4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.
Особенностями воли (волевых действий) являются:
1. Сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение.
2. Связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал.
3. Связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.).
Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
- осознание цели и стремление достичь ее;
- осознание ряда возможностей достижения цели;
- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
- борьба мотивов и выбор;
- принятие одной из возможностей в качестве решения;
- осуществление принятого решения;
- преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает при осознании целей, – это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно).
Желание – это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо – это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает.
Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» – это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание – один из результатов второго этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап – принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Мотивация
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение — поведение по привычке либо по принуждению. Мотивы — только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями. На фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками, поведение с мотивом выделяется как особенное и привлекает внимание («Зачем он это сделал?»)
Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: «побуждение», «внутреннее» и «личное».
Мотив — это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив — это стремление к, это всегда побуждение.
Мотив — это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами.
Мотив — это не просто внутреннее, а — личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос» «Что побудило именно тебя?»
За одним действием могут стоять одновременно несколько мотивов, какие-то из них могут быть вполне осознанными, другие — плохо осознаваемыми, а то и вовсе бессознательными. Чаще осознаются и предъявляются окружающим мотивы более социально приемлемые, однако бывает и наоборот, когда люди в силу тех или иных причин свои мотивы представляют в более невыгодном свете, чем это есть на самом деле.
При том, что мотив характеризует человека как личность, жизнь и действия на основе мотивов едва ли могут быть признаны верхом личностного развития. Мотив выражает только одну из сторон человеческой жизни, а именно выражает первую позицию восприятия, действие на основе личных интересов. Если же человек действует из других позиций восприятия, действует на основе понимания своего долга, воплощает свои жизненные цели и ценности, трудно утверждать, что этим человеком управляют его мотивы. Скорее, такой человек рассматривает смыслы от смыслообразующих мотивов, принимает собственные решения и действует потому, что он так решил, во имя того, что ему дорого.
Виды и формы мотивов
Мотивы могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные. Мотив выступает иногда как отношение, чувство и потребностное состояние, иногда — как внешний привлекательный предмет.
Мотив и мотивация
Мотив вместе со стимулами и мотиваторами создают мотивацию (как позитивную, так и негативную).
В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения).
Одна из них – теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Лекция № 4. Личность
ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.
Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго –определение типовличности (шизоидный, циклоидный, гипертимный и т.д.).
Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков (лабильность, тревожность, сензетивность, ригидность и т.д.) .
Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Краткое название подструктуры |
К данной подструктуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств |
Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства |
Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Личность характеризуется:
1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредования);
4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием
Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформированные человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка реализуется в его деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания — ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Развитие личности реализуется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс вхождения человека в новую среду социальную и интеграции в ней как результат этого процесса. Когда индивид входит в относительно стабильную общность социальную, он при благоприятных обстоятельствах проходит три фазы личностного становления:
1) адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответственными средствами и формами деятельности, а потому в некоей степени уподобление индивида другим членам общности;
2) индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между потребностью «быть как все» и стремлением к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности;
3) интеграция — детерминируется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, и потребностью общности принять, одобрить и развивать лишь те его особенности, что способствуют ее развитию и потому развитию его самого как личности в группе; если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация.
При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение коллективное, требовательность к себе и другим, и пр.
ИНДИВИД (индивидуум) — согласно А. Н. Леонтьеву — об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:
1) неделимость, или целостность субъекта;
2) наличие у него особенных — индивидуальных — свойств, отличающих его от других представителей того же вида.
Под индивидуальностью понимают личность данного человека в ее неповторимом сочетании своеобразных психологических особенностей (темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов, познавательных и эмоционально-волевых качеств).
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
2. Темперамент
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент в переводе с латинского – «смесь», «соразмерность».
ТЕМПЕРАМЕНТ — устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент — индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний.
К свойствам темперамента относятся:
1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;
2) степень устойчивости чувств;
3) степень волевого усилия.
Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:
- «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);
- «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с соответствует темпераменту сангвиника);
- «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с соответствует темпераменту флегматика);
- «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип н/с обусловливает темперамент меланхолика).
Выделяются три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные:
1) с условиями воспитания;
2) с перенесенными в возрасте раннем болезнями;
3) с особенностями питания;
4) с гигиеническими и общими условиями жизни.
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность сферы мотивационной, ориентации ценностные, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личностные. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, ибо темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий, от коих в решающей степени зависит формирование личности.
Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – ригидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.
Учет темперамента в деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т.п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая», и социально-ничтожная личность.
3. Характер
Характер — в узком смысле — определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, — как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
В структуре личности характер особенно полно отражает ее целостность. Нужно четко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречается смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеет много схожих черт.
Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие — как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируется в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (уровень притязаний).
Характер проявляется в системе отношений к действительности:
1) в отношении к другим людям — общительность или замкнутость (экстраверсия | интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;
2) в отношении к делу — ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;
3) в отношении к себе — скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;
4) в отношении к собственности — щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость.
Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определяют однозначно позицию социальную индивида. Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения. Эти влияния становятся особенно резко выраженными в результате проявления различных акцентуаций характера.
АКЦЕНТУАЦИЯ — чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Это понятие введено К. Леонгардом. Представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях и социальной дезадаптации. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенным психотравмирующим воздействиям, адресованным к «месту наименьшего сопротивления» характера данного типа, при устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различаются явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, могущие переходить друг в друга под влиянием различных факторов; среди последних важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и физического здоровья. Акцентуации характера могут проявляться с раннего возраста, но в возрасте подростковом их проявления обычно усиливаются. Большинство акцентуаций характера обычно со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на «слабое звено» характера, они могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и условием формирования психопатического развития — «психопатий краевых».
Выделяются следующие основные типы акцентуаций:
1) акцентуация циклоидная — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; соответственно — характер циклоидный;
2) акцентуация гипертимная — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; соответственно — характер гипертимный;
3) акцентуация лабильная — резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно — характер лабильный;
4) акцентуация астеническая — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно — характер астено-невротический;
5) акцентуация сенситивная — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; соответственно — характер сенситивный;
6) акцентуация психастеническая — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий; соответственно — характер психастенический;
7) акцентуация шизоидная — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно — характер шизоидный;
8) акцентуация эпилептоидная — склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость, мышления, скрупулезная педантичность; соответственно — характер эпилептоидный;
9) акцентуация паранойяльная, или застревающая — повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; соответственно — характер паранойяльный;
10) акцентуация истероидная, или демонстративная — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; авантюристичность, тщеславие и прочее; соответственно — характер истероидный, или демонстративный;
11) акцентуация дистимная — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни; соответственно — характер дистимный;
12) акцентуация неустойчивая — склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; соответственно — характер неустойчивый;
13) акцентуация конформная — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; соответственно — характер конформный. Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться или смешиваться, хотя возможны не любые сочетания. Значительно чаще встречаются не «чистые» типы, а смешанные формы акцентуаций.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт.
Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.
К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
4. Способности
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Способности можно классифицировать на:
- природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
- специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
- общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;
- способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.
Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.
Лекция № 5. Деятельность. Общение.
1. Деятельность
Деятельность — это активность человека (совокупность действий), направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, регулируемая осознанной целью.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива
Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, длительность(систематичность).
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Поступок– действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Психология различает виды деятельности: игру, учение, труд, общение.
Игра — вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Труд-это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
Структура деятельности:
1.Мотивы (личные, общественные) — то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
2.Цели (близкие, дальние) — то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
3.Способы и приёмы /Действия– это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.
Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным.
Действия характеризуются следующими особенностями:
1. Действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели.
2. Внешние действия неразрывно связаны с сознанием.
3. Через понятие «действие» утверждается принцип активности.
4. Действия могут быть: внешними (привлеченными или предметными), выполняемыми в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств;внутренними (умственными), выполняемыми в уме.
4. Операции (система движений)- характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или не осознаются, могут возникнуть в результате непосредственного подражания или путем автоматизации действий.Движение – это составляющая часть действия, направленного на предмет и им обусловленного.
Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называют интериоризацией.
Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемого в форме приемов и действий с предметами.
К структурным элементам деятельности относятся: знания, навыки, умения, привычки.
Знания – опыт, трансформировавшийся в систему представлений и понятий, существу.щий в памяти.
Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Умение – способность осознанно выполнить определенное действие. Умения всегда опираются на знания. Любое умение включает в себя представления, понятия, знания, навыки концентрации, распределения и переключения внимания, навыки восприятий, мышления, двигательные навыки и пр.
Привычка – это действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
2. Общение
Общение– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
коммуникативнаясторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
интерактивнаясторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
перцептивнаясторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
- Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
- Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
- Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
- Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
- Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
- Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
- Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
- Ориентировка в личности собеседника.
- Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
- Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
- Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
- Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».
Виды общения
- «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.
- Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
- Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
- Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
- Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
- Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
- Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Вербальные и невербальные средства общения
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова «устный, словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
- Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»).
Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
- Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
- Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э»; и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.
РЕЧЬ — сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, — посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) иписьменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь– это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь– длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.
Письменная речьпредставляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Внутренняя речь– это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Характеристики речи:
Информативностьречи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
Понятность речизависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речипредполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.
- Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
- Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
- Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
- Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
- Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Коммуникация зависит от распределения ролей. Обмен инф-ей возможен лишь тогда, когда человек направляющий инф-ю (коммуникатор) и человек принимающий инф-ю (реципиент) обладают единой или сходной системой кодефикации и декодефикацией : «обдумываю→кодирую→проговариваю↔принимаю→декодирую→понимаю». В процессе общения могут возникнуть коммуникативные барьеры: психологический, социальные (политические, религиозные, професс., этические различия, которые порождают разную интерпретацию, но и вообще разное мироощущение, миропонимание. В этом случае коммуникация осложнена, но возможна).
Необходимо учитывать направленность информационных сигналов: аксиальная (аxis – ось) направленность сигнала конкретным людям , т.е. единичным приёмникам инф-ии; ретеальная ( rete – сеть) сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Информация исходящая от коммуникатора бывает: констатирующая (выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно этому способствует. Напр.: «девочка не должна быть аккуратной»); побудительная (выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на стимулирование какого-то действия): активизация (побуждение к действию в определённом направлении), интердикция (побуждение не допускающее действия в определённом направлении), дестабилизация (рассогласование или разрешение некоторых автономных форм поведения).
Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми. Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация является наиболее универсальным средством, т.к. менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система знаков и символов, это средство общения, реализуемое в речи. Речь является реализацией языка, использование языка в коммуникативных целях. Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых средств.
Коммуникатор→сообщение→реципиент→обратная связь→подтверждение = сообщение (включённость в разговор обоих общающихся.
Структура сообщения по Г.Лассуэлу: 1.Кто передаёт сообщение (коммуникатор)
2.Что передаётся (сообщение)
3.Как осуществляется передача (канал)
4.Кому передаётся сообщение (аудитория)
5.С каким эффектом.
Коммуникаторы бывают со следующими позициями: Открытая, когда ком-р открыто объявляет себя сторонником определённой точки зрения. Отстранённая, комм-р подчёркнуто держится нейтрально, не исключая ни одну из точек зрения. Закрытая, комм-р умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает к определённым средствам. что бы скрыть её.
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Невербальная коммуникация дополняет речь и передает эмоциональные состояния.
Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством:
1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы);
2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.);
3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое человек может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником);
4) использование материальных предметов, имеющих символическое значение (букет цветов к дню рождения, опущенная штора на окне как условный знак того, что никого нет дома).
Выделяют основные знаковые системы невербальной коммуникации:
1.Оптико-кинестетическая (жесты, мимика, пантомимика, предстаёт как воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Кинесика – движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, почерк, оформление внешности. Такесика – невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия; включает самые разнообразные прикосновения – рукопожатия, поцелуи, поглаживания и т. д. Поза – положение человеческого тела. )
1.Паралингвистическая, система вокализации (качества голоса. его диапазон, тональность)
2. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха; темп речи.
Все эти дополнения увеличивают семантическую сущность /значимость.
3.Организация пространства и времени – проксемика – выступает как компонент коммуникации, несущий смысловую нагрузку.
4.Визуальный контакт глазами.
Общение как взаимодействие – интеракция.
Трансакционный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды. В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: «Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т.п.).
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка. Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка. Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).
Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Типы взаимодействия: кооперация (координация единичных сил участников), конкуренция (сконцентрирована на наиболее яркой стороне – конфликте).
Структура конфликта: конфликтная ситуация, позиция участников, объект, инцидент (пусковой механизм), развитие или разрешение конфликта. Конфликты бывают: деструктивными (не зависят от причины его породившей, а основаны на несовместимости участников), продуктивные (причина разногласий в различии точек зрения на проблему её породившую).Общение как восприятие людьми друг друга.
Впечатления, которые возникают при общении играют важную регуляторную роль: а)познавая другого человека формируется и сам познающий индивид, б) от меры точности прочтения другого человека зависит успех деятельности. Представление о другом человеке тесно связанно с уровнем собственного самосознания. С одной стороны, богатство представлений о себе самом определяет и богатство представлений о другом человеке. С другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о себе самом.
Механизмы восприятия: Идентификация (сравнение себя с другим человеком, отождествление, «понимаю и веду себя так же в подобных ситуациях»), Эмпатия (аффективное реагирование и понимание другого человека, «я понимаю, но не веду себя так же в этих ситуациях»), Рефлексия (отслеживание реакции партнёра на наше сообщение и в связи с эти изменение тактики коммуникации.
Каждый участник общения оценивая другого, стремится построить систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Приписывание осуществляется: на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-лиюо образом; либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Область приписывания причин – каузальная атрибуция.
Каузальная атрибуция — это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять, каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией.– это истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение . Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что поведение определяется прежде всего чертами личности. Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что переоценивается значение личностных черт и недооценивается роль ситуации. Одна из первых концепций — «эгоцентрическое приписывание» — принадлежит Г. Келли. Эгоцентричность выражается в том, что успех приписывается себе, а неудачи приписываются другим людям. Мера и степень припысывания в процессе восприятия зависит от двух показателей: степень уникальности или типичности поступка; степень социальной желательности или нежелательности. Степень и мера точности восприятия зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником ситуации или его наблюдателем. Типы атрибуции: Личностная — когда причина приписывается участнику совершившему поступок. Объектная — когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие. Обстоятельственная — когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.
Мера и степень точности восприятия зависит от роли установки:
Эффект ореола – это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве на все его другие качества. При формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление «наввешивание ярлыков» — к недооценке неизвестного нам человека.
Эффект первого впечатления – эффект первичности и новизны. Первичность – первое, что увидили в человеке. Новизна – последнее, что помним о человеке. При восприятии незнакомого человека действует эффект первичности, а при восприятии знакомого- эффект новизны (последняя более новая информация оказывается более значимой).
Проекция заключается в приписывании другим людям тех собственных качеств, обладателями которых чувствовать себя неприятно. Давно известно психологическое правило, воплощенное в некоторых проективных тестах: «Что усиленно отрицаешь, тем непременно обладаешь сам». Искажать наши оценки и впечатления могут также испытываемые эмоциональные состояния.
Эффект снисходительности заключается в том, что все люди оцениваются положительно. Иногда его называют эффектом Полианны — люди чаще стремятся использовать позитивные оценки, чем негативные, при этом у женщин данное свойство более выражено. Основой формирования первого впечатления выступают социальные стереотипы. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эффект стереотипизации – на осознанном или на уровне бессознательного , воспринимается образ под влиянием уже имеющейся информации. Это приводит к 6 определённому упрощению процесса познания другого человека; приводит к возникновению предубеждения. Аттракция (англ. attraction; от лат. attrahere — тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле — привлекать, склонять).
— дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу Следует заметить, что это понятие не объяснительное, а чисто описательное и к тому же метафорическое. В теории равновесия (баланса) Ф. Хайдера постулируется (принцип реципрокности), что социальная А. взаимна: если вы обнаруживаете, что кто-то вам симпатизирует, то это делает более вероятными ваши к нему симпатии.
28