ЛЕКЦИЯ 8. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Лекция 8. Акмеологические основы личностного и профессионального развития.

1.Роль самосовершенствования в развитии личности.

2.Профессиональная самореализация личности.

3.Ориентация личности надостижение успешной карьеры.

4.Понятие о творчестве и творческой личности.

5.Педагогические условия развития творческого потенциала личности.

1.Роль самосовершенствования в развитии личности.

Сточки зрения акмеологии (интегративной науки, включающей и педагогику) основой самосовершенствования личности является потребность в активном продвижении к собственным вершинам совершенства. По Канту «человек — это двуединое существо, одновременно принадлежащее и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью».

Механизмом самосовершенствования человека, таким образом, можно считать его способность к творчеству, без которого невозможно развитие личности, чувствующей свою собственную ценность.

Австрийский психолог Альфред Адлер, в свою очередь, считал, что самосовершенствование человека детерминируется его стремлением к достижению успеха в жизни. Свое совершенство «человек творит сам из сырого материала наследственности и опыта».Поэтому самосовершенствование человека можно объяснить также его взаимодействием с социальной средой, в ходе которого человек вырабатывает у себя качества, которые приводят его к успеху, как в профессиональной деятельности, так и в жизни вообще.

Самосовершенствование это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.С точки зрения современной психологии, в основе этого процесса лежит внутренний механизм преодолении противоречия между наличным уровнем личностного роста(Я-реальное)и некоторым воображаемым его состоянием(Я-идеальное).

12 стр., 5777 слов

Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте

... жизненное самоопределение в развитии личности. Предмет - процесс жизненного самоопределения в юношеском возрасте. Цель - рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте. ... жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. [12] Для понимания проблемы самоопределения личности важно учитывать одно существенное положение - ...

В качестве примера воображаемого уровня самосовершенствования можно привести модель развитой личности, которая способна управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения между людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всём её многообразии, противоречивости и красоте.

Если движущие силы самосовершенствования действуют внутри личности в виде мотивов, побуждая её к саморазвитию, то цель этого процесса находится вне личности. Цель самосовершенствования недостижима

никогда, она постоянно убегает, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.

В любой деятельности человека можно выделить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.

Структура процесса самосовершенствования:

самопознание — осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки;

самопобуждение— использование различных мотивов и приемов самостимулирования собственного развития;

программирование — определение целей, путей, средств и методов самосовершенствования;

самореализация — осуществление программы самосовершенствования, самореализация как способ жизнедеятельности.

2. Профессиональная самореализация личности.

Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие факторы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социальноэкономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.

После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме).

19 стр., 9471 слов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ...

... ориентированной на профессиональную подготовку будущих специалистов и недостаточно акцентирующей внимание на формирование у них потребности в самосовершенствовании; - значимостью использования всего потенциала внеклассной деятельности в вузе с целью активизации самосовершенствования личности будущего ...

«Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях,профессионально-творческоевдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием,которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразованиереализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью.

Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование

дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности.Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:

Этап роста (от рождения до 15 лет).

Уже в детстве начинает развиваться профессиональная«Я-концепция».В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

Этап исследования (от 15 до 25 лет).

Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.

Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет).

Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.

Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет).

Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.

Этап спада (после 65 лет).

Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.

В процессе профессиональной самореализации специалисты выделяют такие явления, как профессиональные кризисы, то есть резкие, крутые переломы или затруднительные, тяжёлые положения, а именно:

1.Кризис выбора профессии, ядром которого является необходимость конкретного выбора способа получения профессиональной подготовки или профессионального образования(профессионально-технического,среднего специального или высшего).

2.Кризис профессиональной подготовки, отличающийся неудовлетворённостью профессиональным выбором, содержанием и перспективами профессиональной подготовки.

3.Кризис профессиональных ожиданий, связанный с несовпадением профессиональных ожиданий, надежд личности и реальной системы

социально-профессиональных

требований,

в

том

числе

и

неформализованных, относительно норм и приёмов исполнения работником своей роли.

4.Кризис профессиональной самоактуализации, связанный с неудовлетворённостью занимаемой должностью, профессиональным статусом, карьерой; невозможностью реализовать свой личностный потенциал в сложившейся профессиональной ситуации.

5.Кризис утраты профессиональной деятельности, связанный с уходом на пенсию, ухудшением состояния здоровья, угрозой утраты профессиональной адекватности.

Всостоянии высокой психической напряжённости, отрицательных эмоций, пассивного отношения к себе или заниженной самооценки под влиянием профессиональных кризисов человек нуждается в своевременной поддержке со стороны родственников, друзей, руководителей, практических психологов и педагогов.

3.Ориентация личностинадостижение успешной карьеры.

Всловарях «успех» определяется как удача в достижении чего-нибудь,как хорошие результаты в работе или учебе, как общественное признание.

Успешные люди, или «победители», отличаются от «неудачников» тем, что первые ставят перед собой цели и достигают их, а вторые следуют лишь своим повседневным разрозненным желаниям. Личности успешного типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень активности в меньшей мере зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели; склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени; предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, но выполнимые обязательства; ставят перед собой реально достижимые цели; если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.

Многие исследователи называют ориентацию на достижение жизненного успеха концентрированным выражением духа западной цивилизации. Подтверждением тому может служить книга американского психолога и педагога Зиг Зиглара «Умение добиваться успеха». В ней автор называет шесть составляющих настоящей, успешной жизни: финансовое положение, физическое состояние, интеллект, духовно — личностное развитие, семья и карьера.

Под карьерой в широком плане понимают успешное продвижение человека в основных сферах жизнедеятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе. И это одна из естественных, позитивных потребностей личности в ее самореализации. Однако, если это продвижение связано со стремлением только к личному благополучию и проявляется в погоне за успехом с использованием неблагородных, аморальных и

противозаконных средств, то оно осуждается обществом и называется карьеризмом.

Под профессиональной карьерой понимается становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своём деле, которое происходит на протяжении всей жизни, в том числе и в плане продвижения на более высокие должности. Среди разновидностей профессиональной карьеры выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную и другие виды.

Успешность карьеры человека зависит от правильности выбора профессии, от его личностных особенностей, уровня притязаний и ценностных установок. Проанализировав сотни биографий людей, сделавших успешную карьеру, Г.С. Альтшуллер в книге «Как стать гением» предлагает своеобразный алгоритм построения карьеры:

наличие достойной цели;

план достижения достойной цели;

высокая работоспособность;

совершенная техника решений профессиональных задач;

эффективная результативность профессиональной деятельности;

умение «держать удар» — преодоление сопротивления коллег, администрации, семьи в плане продвижения собственных новаций; «удар» может быть в виде попыток присвоения идей, результатов вашей работы.

По мнению западных специалистов, делая карьеру, важно помнить следующее:

главным условием продвижения по службе является профессиональный опыт;

основой продвижения является совместимость с вашим шефом; нужно его понять и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями;

постоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;

вы должны быть деловитым и постоянно делать добро;

делая себя необходимым для начальства, умейте вовремя остановиться;

будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;

расширяйте Ваши знания и управленческие навыки;

учитесь гордиться своими достижениями;

не делайте работу сами, а с помощью других;

будьте готовы не уделять достаточно времени семье;

интересы организации должны быть для вас превыше всего;

учитесь создавать свой имидж, то есть образ привлекательного человека.

Имидж делового, успешного человека это специально создаваемый образ человека привлекательного, где основными факторами являются одежда и внешность, манеры поведения, умение вести разговор и слушать, давать четкие указания и т.д.

Карьера человека как условие и уровень его самореализации определяет необходимость её планирования, то есть разработки и реализации форм, методов и средств по организации последовательного продвижения и перемещения работников с учётом их интересов и квалификации, а также потребностей организации и общества в целом. Главная цель этого процесса – это наиболее рациональное использование творческого потенциала работника, создание условий для самореализации его как творческой личности.

4. Понятие о творчестве и творческой личности.

Творчество — это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:

выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;

реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;

является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.

Непосредственный процесс творчества, или рождение творческой идеи,

состоит из четырех этапов:

накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования проблемы;

сосредоточение усилий на поиске дополнительной информации;

уход от проблемы, переключение на другие занятия;

озарение, или инсайт, который внешне выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении; инсайт — это не всегда гениальная идея, чаще — просто догадка.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач,

илюбой человек в любом виде деятельности на какое-товремя может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач.Это творческий тип личности.

Основныепараметрытворческойличности:

интеллектуально-творческаяинициатива;жажда познания и преобразования;

чувствительность к проблемам, ко всему новому;склонность к нестандартному решению задач;

критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения

возникающих проблем.

Существуют различные концепции или теории творческой личности: генетическая, интеллектуальная, концепция эмоциональной детерминации творческих способностей и другие.

Генетическая концепция основывается на наследственной обусловленности творческих способностей личности, а также на допущении, что предрасположенность к творчеству передается по наследству из поколения в поколение.

Интеллектуальная концепция настаивает на том, что творческими личностями оказываются те люди, которые обладают большой интеллектуальной силой и необычными умственными способностями.

Концепция эмоциональной детерминации способностей к творчеству объясняет пробуждение в человеке творческих способностей вследствие переживания в детстве или в более позднем возрасте глубокого эмоционального потрясения, яркого впечатления, неожиданной встречи с чудом, которые подсознательно действуют в дальнейшей жизни и определяют характер и направление жизнедеятельности и творчества личности.

Творческому типу личности присущи следующие свойства:

когнитивные — чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

мотивационные — потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;

коммуникативные — инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.

Творческие способности личности особенно активно стали изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

а) конвергентное мышление, которое идет по одному руслу и находит только одно решение;б) дивергентное мышление, допускающее вариативные пути решения

проблем и приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда,

воснове творческих способностей личности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

подвижность — способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

пластичность — творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей;

оригинальность — способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

5. Педагогические условия развития творческого потенциала личности.

Развитие творческого потенциала личности в большой степени зависит от особенностей обучения в школьные годы. Этому особенно способствует создание креативной среды, включающей, в первую очередь, доброжелательную и благоприятную семейную атмосферу, разнообразие и богатство развивающего влияния родителей. Важное значение имеет здесь наличие образца для подражания, роль которого может принадлежать и учителю с его отеческой заботой, принципиальной критикой, сопереживанием и наставничеством. Креативность среды определяется также содержанием и качеством воспитания и обучения, системой специальных педагогических воздействий, направленных на пробуждение и развитие творческих способностей ребенка. Это формирование позитивных ценностей, воспитание высокой самооценки и уверенности в себе, развитие позитивного индивидуализма, самостоятельности и способности преодолевать трудности, поощрение свободолюбия, автономии, независимости мысли и действий, открытости к опыту и гибкости, повышенное внимание к способностям и стимулирование интересов ребенка. Это и поощрение самостоятельно приобретаемых знаний и духовно-культурных ценностей, самостоятельное развитие творческих способностей. Это игровые и проблемные методы обучения, занятия в различных внешкольных учреждениях и кружках и т.д.. При этом креативность, то есть способность к творчеству, легче и чаще всего проявляется в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве видов деятельности, наталкивая на тот, в котором они могут реализовать свои творческие задатки.

Родителям и педагогам следует знать, что креативность не сводится только

кинтеллекту. Это подтверждают выявленные психологами четыре группы детей с различными соотношением интеллекта и креативности:

— дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности — уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы;

— дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом — стремятся

кшкольным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников;

— дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности —

часто попадают в группу «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным

требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, как «странные фантазеры» бывают непоняты ни учителями, ни сверстниками; — дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей — внешне

хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется у них адаптируемостью, общительностью.

Можно добавить, что одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые более сложные задачи. А это, по мнению российского психолога Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

Развитие творческого потенциала учащихся активизируется, если учебнопознавательная деятельность осуществляется как учебно-творческаяс использованиемличностно-ориентированныхили развивающих технологий обучения, которые реализуются с опорой на эвристические методы и приемы обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, игровые, проблемные методы и другие).

Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Стимулирование творческой активности при этом достигается благодаря соблюдению четырех принципов:

1)принципа исключения критики, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой;

2)поощрения самого необузданного ассоциирования: чем более дикой покажется идея, тем лучше;

3)требования, чтобы количество предлагаемых идей должно быть как можно большим;

4)признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.

Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей. В процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

а) прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема; б) личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его

на основе собственных ощущений; в) символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в

форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.); г) фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

Среди условий, активизирующих развитие творческого потенциала личности выделяют также следующие:

ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

разрешение и поощрение множества вопросов;

стимулирование ответственности и независимости;

акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;

внимание к интересам детей со стороны взрослых.

Развитию креативности препятствует: избежание риска, стремление к успеху во что бы то ни стало, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, конформизм, неодобрительная оценка воображения и фантазии, преклонение перед авторитетами и другие.