Классификация основных форм трудовой деятельности. Профилактика утомления и пути повышения работоспособности

Лекция № 3

Физиолого-гигиенические основы труда.

Классификация основных форм трудовой деятельности. Профилактика утомления и пути повышения работоспособности

Любой вид трудовой деятельности представляет собой слож­ный комплекс физиологических процессов, в который вов­лекаются все органы и системы человеческого тела. Огром­ную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в результате постоянного ис­пользования достижений и продукции научно-техническо­го прогресса и осуществления широких социально-эконо­мических преобразований. Вместе с тем труд остается пер­вым, основным и непременным условием существования че­ловека, экономического, социального и духовного разви­тия общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классифи­кацией трудовой деятельности в настоящее время разли­чают следующие формы труда.

Формы труда, требующие значительной мышеч­ной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышен­ных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд не­достатков. Это прежде всего его неэффективность, свя­занная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюда­ется уменьшение объема мышечной деятельности, в рабо­ту вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конеч­ностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механиз­мами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

Формы, связанные с частично автоматизирован­ным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автомати­зированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повы­шенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

9 стр., 4066 слов

Трудовая деятельность человека

... условием самого существования общества (рис.2). Рисунок 2 - Характеристика деятельности Основные формы деятельности: игра; учебная деятельность; трудовая деятельность; досуг. Высшей формой деятельности является труд. Труд - фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему ...

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отноше­ния к работе, срочности необходимого действия, ответствен­ности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выпол­нения, автоматической подаче деталей к каждому рабоче­му месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония — одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой дея­тельности, развивающееся при действии однообразных по­вторных раздражителей, что снижает возбудимость ана­лизаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость ре­акции, и, как следствие, быстро наступает утомление.

Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами. Человек вклю­чен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления про­изводственным процессом: в одних случаях пульты управ­ления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник нахо­дится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц ум­ственного труда.

7 стр., 3400 слов

Психологический климат в организации: сущность, факторы, проблемы, ...

... каждой из выделенных парадигм кадрового менеджмента. На управление поведением работников влияет тип доминирующей в корпорации организационной культуры. ... преимущества организации. Психологический климат вообще - это реальные формы взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Его ... в которой люди получают удовольствие от процесса труда и стремятся осуществлять его как можно лучше, ...

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональ­ной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электрон­ную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на опера­торский, управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся и сту­дентов. Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. В условиях современного много­факторного производства на первый план выдвигаются функ­ции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повы­шенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, ком­позиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов- это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспо­собности организма, созданию комфортных условий для тру­довых коллективов и отдельных работников.

Профилактика утомления и пути повышения работоспособности

При длительном воздействии на организм вредных фак­торов производственной среды может развиться переутом­ление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

5 стр., 2008 слов

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

... нном физическом труде преобладает нервно-мышечное утомление, которое в свою очередь содействует развитию нервно-психического утомления. Развитие мышечного утомления у детей Возрастные особенности развития утомления при ... физическое утомление в зависимости от того, какой характер имеет работа - по преимуществу нервно-психический или нервно-мышечный. Однако между нервно-психической и нервно-мышечной ...

Основой для возникновения переутомления служит не­соответствие продолжительности и тяжести работы и вре­мени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например, ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных лю­дей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессон­ница), ухудшение аппетита и повышенная раздражитель­ность.

Кроме того, хроническое переутомление обычно вы­зывает ослабление организма, снижение его сопротивляе­мости внешним воздействиям, что выражается в повыше­нии заболеваемости и травматизма. Довольно часто это со­стояние предрасполагает к развитию неврастении и исте­рии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными бо­лезнями среди рабочих на производстве вызвано неудов­летворительными гигиеническими условиями трудовой де­ятельности.

Профилактика утомления. Важной мерой профилак­тики утомления является обоснование и внедрение в про­изводственную деятельность наиболее целесообразного ре­жима труда и отдыха. Это необходимо в производственных процессах, которые сопровождаются большими затратами энергии или постоянным напряжением внимания. Следует учитывать также, что длительность перерывов при выпол­нении одинаковой работы должна соответствовать возраст­ным особенностям организма.

При разрешении проблемы утомления следует иметь в виду, что в период отдыха происходит не только ликвида­ция утомления, но и потеря положительных свойств, при­обретаемых во время выполнения работы, т. е. состояния «врабатываемости» или «рабочей установки», имеющих по­следствием повышение количества и качества выполняе­мой работы.

Таким образом, длительность и чередование переры­вов должны не только восстанавливать основные физиоло­гические функции, но и сохранять положительные факто­ры, способствующие повышению производительности труда.

Большое значение в профилактике утомления имеет активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных переры­вов. Физкультура на предприятиях повышает производи­тельность труда от 3 до 14% и улучшает некоторые пока­затели физиологического состояния организма работающих.

Последнее время для снятия нервно-психического на­пряжения, борьбы с утомлением, восстановления работо­способности довольно успешно используют функциональ­ную музыку, а также кабинеты релаксации или комнаты психологической разгрузки. В основе благоприятного дей­ствия музыки лежит вызываемый ею положительный эмо­циональный настрой, необходимый для любого вида рабо­ты. Вместе с тем музыка не только улучшает настроение работающих, но и повышает работоспособность и произво­дительность труда.

Одним из элементов психологической разгрузки явля­ется аутогенная тренировка, основанная на комплексе вза­имосвязанных приемов психической саморегуляции и не­сложных физических упражнений со словесным самовну­шением. Главное внимание уделяется приобретению и зак­реплению навыков мышечного расслабления, позволяющих нормализовать психическую деятельность, эмоциональную сферу и вегетативные функции.

5 стр., 2362 слов

Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок

... комплекс; 5) составить рекомендации по использованию сказок в коррекционной работе, направленной на развитие связной монологической речи детей, имеющих общее недоразвитие речи. Методы ... экспериментальные — естественный эксперимент. Глава 1. Теоретические и методологические основы коррекционной работы по развитию речи учащихся при изучении сказок ....................... Заключение К числу важнейших ...

Большую роль в организации производственного про­цесса играет ритм работы, который тесно связан с меха­низмом образования динамического стереотипа. Факторы, нарушающие ритмичность труда, не только снижают его производительность, но и способствуют быстрому утомле­нию. Например, ритмичность и относительная несложность работы на конвейере доводят рабочие движения до авто­матизма, делая их более легкими и требующими меньшего напряжения нервной деятельности.

Однако излишний автоматизм рабочих движений, пе­реходящий в монотонность, может привести к преждевре­менной усталости и сонливости. Последнее объясняется тем, что однообразные и слабые раздражения могут привести к развитию разлитого торможения в коре головного мозга. Так как работоспособность человека колеблется в течение дня, необходим переменный ритм движения конвейера с постепенным ускорением в начале рабочего дня и замедле­нием к концу смены.

Мероприятия по профилактике утомления: физиоло­гическая рационализация трудового процесса по экономии и ограничению движений при работе; равномерное распре­деление нагрузки между различными мышечными группа­ми; соответствие производственных движений привычным движениям человека; рационализация рабочей позы; осво­бождение от излишних подсобных операций и т. п.

Важность этих мероприятий определяется тем обстоя­тельством, что чем больше мышечных групп участвует в рабочих движениях, тем больше импульсов устремляется в нервную систему, способствуя более быстрому развитию утомления. Физиологическая рационализация трудовых про­цессов требует в ряде случаев определенной реконструк­ции станков, оборудования и рабочего инструмента, а так­же изменений устройства производственной мебели.

Важное значение для борьбы с утомлением имеют ме­ханизация и автоматизация производства, устраняющие необходимость чрезмерных мышечных усилий при работе и пребывания работающих в неблагоприятных условиях. Однако степень механизации и автоматизации процессов в ряде отраслей промышленности до сих пор остается недо­статочной и требует более активного их внедрения.

Необходимым фактором для профилактики утомления, бесспорно, является санитарное благоустройство произ­водственных помещений (объем помещений, микроклима­тические условия, вентиляция, освещенность, эстетичес­кое оформление).