Содержание
Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава I. Понятие и природа застенчивости………………………………….4-19
1.1 Определение и причины застенчивости………………………………… 4-7
1.2 Проявления и последствия застенчивости у детей……………………8-11
1.3 Помощь взрослых в предупреждении и преодолении
застенчивости……………………………………………………………11-19
Глава II. Пути решения проблемы застенчивости у детей………………….20-29
2.1. Групповые методы работы с застенчивыми детьми…………………… 20-25
2.2. Индивидуальные методы работы…………………………… ……………25-27
Заключение………………………………………………………………………30-31
Список использованной литературы………………………………………….32
Приложение
Введение
Кем бы мы не были в нашей взрослой жизни, успешным предпринимателем, научным деятелем, поваром, слесарем или домохозяйкой, все мы — БЫВШИЕ ДЕТИ. Было бы очень хорошо помнить об этом, чтобы суметь помочь другим детям, своим или чужим, справиться с разными трудностями и печалями детства. Одна из таких трудностей — стеснительность, перерастающая в черту характера — застенчивость, которая нередко обрекает ребёнка на одиночество и страхи в обычных социальных ситуациях.
Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное — не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.
Совершенно очевидно, что все, что угнетает или удручает ребёнка — например, неумение выражать свои собственные чувства и мысли — это угроза его здоровью. Поэтому застенчивым детям нужна помощь. И чем раньше её окажут, тем лучше. От того, получит ли застенчивый малыш или подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни. Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени проявления её у ребёнка и индивидуальны в каждом конкретном случае.
Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста
... ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи. Кроме того, в литературе указывается сопутствующие застенчивости явления: - Неумение детей быстро включаться в ... определили тему нашей работы: «Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста». Целью является исследование особенностей застенчивости детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: ...
Именно застенчивость является предметом исследования в данной работе.
Актуальность темы обусловлена тем, что порождённые застенчивостью трудности общения в итоге накладывают отпечаток на самые разные аспекты жизни человека.
Целью исследования данной работы выступает изучение явления детской застенчивости.
Объектом исследования являются застенчивые дети.
Задачи:
1) Изучить определение и причины застенчивости;
2) Исследовать проявления и последствия застенчивости;
3) Изучить пути профилактики и решения проблемы застенчивости.
Для раскрытия этой темы были использованы труды Бретт Д., Галигузовой Л.Н., Гаспаровой Е., Гуревич Ю., Захаровой А.И., Зимбардо Ф., Мишиной Е., Немова Р.С.
Структура:
Работа содержит три основные части: введение, основная часть и заключение.
Основная часть состоит из двух пунктов.
Объём работы: 32 страницы
Глава I. Понятие и природа застенчивости
1.1 Определение и причины застенчивости
Точного определения застенчивости нет. Застенчивость — это сложное комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах. Это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.
По мнению психолога Филиппа Зимбардо быть застенчивым — значит бояться людей, особенно тех людей, которые по той или иной причине, негативно воздействуют на наши эмоции: незнакомцев (неизвестно, что от них можно ожидать); начальников (они обладают властью); представителей противоположного пола (они приводят на ум мысли о возможном сближении)
[5].
Бурно М.Е. пишет, что застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которого человек стремится оставаться подальше от ответственных занятий, делового, практического общения с людьми и одновременно отличается ранимым самолюбием, страдает от того, что так мало успевает в своей жизни, так незначителен в сравнении с людьми естественными, решительными [1].
Откуда же берется застенчивость? Кажется вполне правдоподобным мнение, что эта черта личности наследуется. Никого не удивляет, если у стеснительных и малообщительных родителей и ребенок ведет себя примерно так же. Но ведь в семье может быть и несколько детей. И не все они ведут себя одинаково. Нередко младший ребенок гораздо более раскован и уверен в себе. И это легко объясняется: с первым ребенком родители постоянно напряжены и озабочены. С появлением второго они чувствуют себя намного увереннее, меньше ограничивают и контролируют его поведение. Вдобавок младший ребенок практически постоянно находится в ситуации соревнования со старшим. Тот и знает, и умеет больше, и сильнее его (до поры до времени).
Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...
... по выхаживанию и реабилитации маловесных детей, позволило определить организационные формы и направления работы педагога-психолога с родителями детей первых месяцев жизни. Отечественные ... На современном этапе существования специального образования проблема повышения компетентности родителей воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями на основе фундаментальных ...
Вот и приходится приспосабливаться: обращаться за поддержкой и сочувствием к взрослым, иногда хитрить.
Причиной возникновения застенчивости может послужить психологическая травма. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Став однажды объектом насмешек, агрессивных выпадов, ребенок стремится избежать повторения негативного опыта и поэтому «закрывается». Также таким событием может быть переезд в другой город, переход в новую школу или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей.
Когда к ребенку предъявляются завышенные требования — «мой-ребенок-должен-быть-лучше-всех», так же может послужить причиной возникновения застенчивости. Если детям не удается оправдать ожидания родителей или, по крайней мере, не удается сделать это вовремя, детские переживания по этому поводу смешиваются с уверенностью, что любовь родителей по отношению к ним измеряется их успехом и достижениями. Поэтому они знают: если они чего-то не смогут сделать, то потеряют любовь своих родителей, и в результате дети начинают сомневаться в собственной ценности и значимости. Или наоборот, неоправданно низкими ожиданиями по поводу способностей своего ребенка родители подрывают его веру в себя, поскольку он будет считать себя неспособным выполнять какие-то простейшие для его возраста задачи.
Кроме того, стеснительным, скорее всего, станет ребенок, которого редко хвалят и часто ругают, причём публично. Во-первых, акцент на недостатках, упреки и замечания приводят к тому, что он отлично усваивает, что именно не может, не умеет и чем не обладает. А вот представление о своих «сильных сторонах» у него совершенно не формируется. Значит, гордиться нечем, предъявить окружающим нечего. Во-вторых, появляется четкая связь: оказаться в центре внимания — получить выговор. Что делает в таких случаях ребенок? Старается вести себя как можно тише и незаметнее.
Благодатной почвой для возникновения застенчивости служат ранимость, восприимчивость. Такие дети чаще сталкиваются с психотравмирующими ситуациями, потому что слишком чувствительны и склонны все принимать на свой счет. Стеснительность также часто проявляется у детей с неразвитыми коммуникативными навыками. Они не знают, как познакомиться, предложить дружбу, что делать, чтобы поддерживать дружеские взаимоотношения, как поступить в той или иной ситуации, как разрешить конфликт. Зачастую такие дети не умеют высказывать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения. Из-за этого они терпят неудачи в общении и, как следствие, замыкаются в себе.
Теплые отношения между родителями, их любовь и поддержка должны развивать в ребенке индивидуальность, твёрдое убеждение в собственной ценности. Если любовь не дарится безвозмездно, то ее предлагают в обмен на что-то, например, в обмен на «правильное» поведение. Ребёнок усваивает, что при малейшем проступке может легко лишиться любви, одобрения и признания своих родителей. Критика родителей по поводу и без повода, не уравновешенная теплотой и похвалами, становиться причиной застенчивости. Застенчивым ребёнка может сделать и гиперопека близких. Излишек внимания к внешности малыша может развить у него ощущение антипатии к себе, зацикленность на достижениях может заставить его стать замкнутым и скрытным. Жёсткость точно так же как и безмерная любовь способны сформировать патологически нездорового человека.
Психологические особенности отношений детей к родителям в полных ...
... и т. п.? Или практика, стиль взаимоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе? Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития ... Спонтанные родительские чувства - любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца ...
Отдельно необходимо выделить отношения матери к ребенку. К сожалению, зачастую для современных мам на первый план выходит личная жизнь, а ребенок становится приятным дополнением, иногда и «излишком интерьера». Тогда-то в его сознании начинает формироваться чувство отчужденности и ненужности.
Нервозное состояние матери (ссоры, семейные конфликты, слезы, метания, истерики) моментально передаётся малышу. Особый урон психике ребенка наносится тогда, когда мама в возбужденном состоянии пытается успокоить расстроенное чадо с помощью крика и ругани. Такой малыш вскоре превращается в забитого ягненка, который боится произнести лишнее слово. Кроме того, молчаливость и робость сопровождаются постоянным ощущением тревоги. Бороться с такими проявлениями застенчивости намного сложнее, и помощь специалиста в таком случае просто необходима.
Для отцовско……..
Список использованный источников
1. Бретт Д. Застенчивость //Жила-была девочка, похожая на тебя/ (электронный источник).
2. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок (электронный источник).
3. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок (электронный источник).
4. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости (электронный источник).
5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия (электронный источник).
6. Зимбардо Ф. Застенчивость (электронный источник).
7. Зимбардо Ф Застеччивый ребенок (электронный источник).
8. Мишина Е. Природа застенчивости (электронный источник).
9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов. (электронный источник).