1. Предмет и методы психологии
2. История развития научной психологии
3. Психика и организм
4. Психика, поведение и деятельность
5. Развитие психики человека
6. Сознание человека
2. Познавательные процессы
7. Ощущения
8. Восприятие
9. Память
10. Мышление и интеллект
11. Воображение и творчество
12. Внимание
3. Психология личности и общения
13. Психология личности
14. Эмоционально-волевая сфера
15. Индивидуально-психологические свойства личности
16. Психология общения
1. Введение в общую психологию
Тема 1: Предмет и методы психологии
Вопрос |
Ответ |
К характеристике совершенства методов относится … |
— валидность — репрезентативность — направленность — ригидность |
Метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности людей, называется методом … |
— анализа результатов деятельности — независимых характеристик — экспертных оценок — тестирования |
Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека, – это психические … |
— свойства — процессы — состояния — образования |
__________________ наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы и процедуры проведения. |
— Свободное — Стандартизированное — Включенное — Внешнее |
Научные знания характеризуются … |
— обобщенностью — конкретностью — ограниченностью — интуитивностью |
Психические _________ имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. |
— процессы — свойства — состояния — образования |
_______ психологические знания обладают конкретностью, интуитивностью, ограниченностью. |
— Житейские — Научные — Теоретические — Устойчивые |
______ наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. |
— Включенное — Невключенное — Внешнее — Внутреннее |
Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, называется … |
— психикой — деятельностью — личностью — поведением |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 2: История развития научной психологии
Вопрос |
Ответ |
Душа является(-лась) предметом изучения психологии на _______ этапе. |
— первом — втором — третьем — четвертом |
Новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций, называется … |
— трансперсональной психологией — гуманистической психологией — когнитивной психологией — гештальтпсихологией |
Для _______ этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности. |
— четвертого — первого — второго — третьего |
Наблюдение за самим собой обозначается термином «_________». |
— интроспекция — интроверсия — интроверсия — экстраверсия |
Анализом детских неврозов занимался … |
— З. Фрейд — Д. Уотсон — В. Келер — К. Роджерс |
По мнению _______, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна. |
— Платона — К. К. Платонова — Р. Декарта — Д. Локка |
Российская психологическая наука придерживается __________ взгляда на происхождение психики. |
— диалектико-материалистического — идеалистического — анимистического — натуралистического |
Первые представления о психике, согласно которым каждый предмет наделен душой, имели ____________ характер. |
— анимистический — материалистический — диалектический — научный |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 3: Психика и организм
Вопрос |
Ответ |
Теория функциональных систем создана … |
— П. К. Анохиным — И. П. Павловым — А. Р. Лурией — И. М. Сеченовым |
Координация и регуляция всей психической деятельности является функцией ______ нервной системы. |
— центральной — периферической — вегетативной — афферентной |
Часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов, называется ______ нервной системой. |
— вегетативной — периферической — телесной — центральной |
Передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней является функцией ______ нервной системы. |
— периферической — вегетативной — афферентной — эфферентной |
Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у самых сложных организмов является … |
— рефлекс — возбуждение — торможение — анализ |
К закономерностям протекания процессов возбуждения и торможения относятся ______ нервных процессов. |
— иррадиация — интерференция — интроверсия — интроспекция |
______ индукция предполагает развитие торможения после исчезновения в какой-то части головного мозга возбуждения и наоборот. |
— Последовательная — Одновременная — Пространственная — Устойчивая |
________ дуга состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного звена и эффектора (мышцы или железы). |
— Рефлекторная — Афферентная — Эфферентная — Мышечная |
Взаимовлияние процессов возбуждения и торможения называется ________ нервных процессов. |
— индукцией — редукцией — рефлексией — реминесценцией |
Способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому называется … |
— иррадиацией — интерференцией — рефлексией — интроверсией |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 4: Психика, поведение и деятельность
Вопрос |
Ответ |
Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками. 1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная |
( 1 ) связана с заботой о материальных благах ( 2 ) подчиняет поведение человека общественным интересам ( 3 ) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов ( 4 ) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей ( ) предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей |
Установите соответствие между примерами и видами навыков. 1. Интеллектуальный. 2. Перцептивный. 3. Двигательный. 4. Сложный. |
( 1 ) знание таблицы умножения ( 2 ) различение звуков ( 3 ) плавание ( 4 ) речь ( ) отдых |
Установите соответствие между этапами процесса интериоризации внешних действий и их примерами. 1. Материальный. 2. Внешнеречевой. 3. Этап «речи про себя». 4. Умственный. |
( 1 ) счет с помощью палочек ( 2 ) устный счет без палочек ( 3 ) счет «про себя» ( 4 ) счет «в уме» ( ) отсутствие навыка счета |
Установите соответствие между видами общения и их характеристиками. 1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное |
( 1 ) прямой контакт друг с другом ( 2 ) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации ( 3 ) общение с помощью речи ( 4 ) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д. ( ) общение с незнакомым человеком |
Установите соответствие между понятиями и их определениями. 1. Интериоризация. 2. Экстериоризация. 3. Операция. 4. Действие. |
( 1 ) перевод внешнего действия во внутренний план ( 2 ) реализация умственного действия вовне, в виде действия с предметами ( 3 ) способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации ( 4 ) единица деятельности, произвольная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели ( ) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков |
Установите соответствие между процессуальными характеристиками мотивов и их содержанием. 1. Осознание побуждения 2. Принятие мотива 3. Реализация мотива 4. Закрепление мотива Установите соответствие между процессуальными характеристиками мотивов и их содержанием |
( 1 ) начинает выполнять направляющую функцию ( 2 ) мотив преобразовывается в личностный ( 3 ) происходит наполнение содержания мотива ( 4 ) мотив преобразуется в черту характера человека ( ) мотив превращается в общественный |
Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками. 1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная |
(1) связана с заботой о материальных благах (2) подчиняет поведение человека общественным интересам (3) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов (4) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей () предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей |
Установите соответствие между результатами и видами деятельности. 1. Усвоение общественного опыта 2. Овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности 3. Создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей 4. Обмен информацией между людьми |
(1) игра (2) учение (3) труд (4) общение () поведение |
Установите соответствие между видами навыков и примерами к ним. 1. Интеллектуальный 2. Перцептивный 3. Двигательный 4. Сложный |
(1) знание таблицы умножения (2) различение цветов (3) ходьба (4) письмо ()сон |
Установите соответствие между этапами развития деятельности и их описанием. 1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека 2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека 3. Изменение внутри отдельных видов деятельности 4. Дифференциация видов деятельности |
(1) совпадает с историей социально-экономического развития человечества (2) связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (3) включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда (4) соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности ()связано с постепенным исчезновением видов деятельности в процессе инволюции |
() () () () () |
|
() () () () () |
|
Тема 5: Развитие психики человека
Вопрос |
Ответ |
Л. С. Выготский выделял две зоны психического развития: |
— зону ближайшего развития — зону актуального развития — зону естественного развития — зону возрастного развития |
Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии … |
— социальная ситуация развития — ведущий тип деятельности — кризисы развития — изменения в физическом развитии |
На перцептивной стадии развития психики появляется _____ и _____. |
— сложная нервная система — предметно-образное отражение действительности — словесно-логическое мышление — творчество |
Л. С. Выготский сформулировал следующие законы психического развития ребенка |
— закон метаморфозы — закон неравномерности — закон равномерности — закон периодичности |
К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся _____ и _____. |
— темп возрастного развития — длительность периода — время года — условия среды |
Протекание возрастных кризисов зависит от __________ личности. |
— темперамента — характера — роста — веса |
Особенности протекания возрастных кризисов зависят от … |
— темперамента — характера — воспитания — обучения |
К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся _____ и _____. |
— темп возрастного развития — длительность периода — время года — условия среды |
По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием _______ и ______ периодов. |
— стабильных — критических — длинных — коротких |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 6: Сознание человека
Вопрос |
Ответ |
Развитие сознания человека предполагает появление способности к ______ и ______. |
— познанию к окружающей действительности — творчеству — самостоятельному передвижению — плаванию |
Бессознательное начало проявляется в … |
— психических процессах — мотивации — убеждениях — мировоззрении |
К высшей стадии психического отражения относятся … |
— сознание — самосознание — бессознательное — подсознание |
К проявлениям самосознания относятся ______ и ______. |
— образ «Я» — уровень притязаний — интерференция — реминесценция |
Самосознание предполагает … |
-самооценку — самоконтроль — критику — оценку |
Образ «Я» может быть _____ и _____. |
— реальным — идеальным — интуитивным — неосознаваемым |
Бессознательное начало проявляется в … |
— психических процессах — мотивации — убеждениях — мировоззрении |
К бессознательным психическим явлениям относятся ______ и _______. |
— проприоцептивные ощущения — генетическая память — внешняя речь — словесно-логическое мышление |
Личностные проявления бессознательного представлены в … |
— непроизвольных реакциях — психических явлениях — целенаправленных действиях — рассуждениях |
Условиями возникновения индивидуального сознания являются … |
— совместная деятельность — активное общение взрослого с ребенком — непроизвольное поведение — возраст ребенка |
К сфере человеческого сознания относится способность к ______ и _____. |
-рассуждениям — абстрактному мышлению — интуитивному мышлению — импульсивному поведению |
— — — — |
|
— — — — |
|
2. Познавательные процессы
Тема 7: Ощущения
Вопрос |
Ответ |
Проводящие нервные пути анализатора называются … |
— центростремительными (афферентными) — центробежными (эфферентными) — центральными — периферическими |
К качествам слуховых ощущений относятся _____ и ______ голоса. |
— высота — тембр — давление — яркость |
Ощущения отражают ______ и ______. |
— основные внешние признаки предметов и явлений — состояние внутренних органов — связи между предметами и явлениями — окружающую действительность в целом |
К качествам ощущений равновесия относятся … |
— сила тяжести — вращение — движение — вибрация |
Интенсивность ощущений зависит от _____ и ______. |
— силы действующего раздражителя — возраста человека — половой принадлежности — профессии |
К интероцептивным относят ощущения … |
— боли — равновесия — обонятельные — слуховые |
Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях _____ и ______ . |
— синестезии — сенсибилизации — рефлексии — реминесценции |
По месту расположения рецепторов выделяют _____ и _____ ощущения. |
— экстероцептивные — интероцептивные — контактные — дистантные |
Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях _____ и ______ . |
— синестезии — сенсибилизации — рефлексии — реминесценции |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 8: Восприятие
Вопрос |
Ответ |
Восприятие пространства – это восприятие … |
— формы — величины — вибрации — скорости |
Существуют классификации видов восприятия по _____ и _____. |
— формам существования материи — характеру психической активности — степени увлеченности — степени сосредоточенности |
Наблюдение – это _____ и _____ восприятие предметов и явлений окружающего мира. |
— целенаправленное — планомерное — непроизвольное — импульсивное |
Восприятие ритма – это отражение _____ и ______стимулов при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. |
— равномерного чередования — размеренности — времени — последовательности |
К зрительным иллюзиям относятся … |
— переоценка вертикальных линий — неправильное восприятие величины предмета — точное восприятие предмета — галлюцинации |
Зрительные иллюзии – это __________ или _________ восприятие величины, формы и удаленности предметов. |
— неправильное — искаженное — точное — полное |
Апперцепция проявляется в зависимости восприятия от ________ и ________ человека. |
— установки — психического состояния — места расположения предмета — формы предмета |
В восприятии движений участвуют _______, _______, вестибулярный, слуховой и другие анализаторы. |
— зрительный — двигательный — центральный — периферический |
К зрительным иллюзиям относятся … |
-переоценка вертикальных линий — неправильное восприятие величины предмета — точное восприятие предмета — галлюцинации |
На точность восприятия людей оказывают влияние такие условия среды, как ______ и ______. |
— время, в течение которого оно длится — величина помещения — состояние здоровья человека — психическое состояние человека |
К восприятию времени относится восприятие _______, _______. |
— темпа — ритма — скорости — движения |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 9: Память и ее характеристики
Вопрос |
Ответ |
Заучивание может быть ______ и ______. |
— дословным — смысловым — интуитивным — искаженным |
Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации. |
— скорости запоминания и забывания — длительности сохранения — скорости сохранения — отсутствии готовности к воспроизведению |
_____ и______ информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия называется кратковременной памятью. |
— Запоминание — Сохранение — Забывание — Припоминание |
Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации. |
— скорости запоминания и забывания — длительности сохранения — скорости сохранения — отсутствии готовности к воспроизведению |
В зависимости от приемов заучивания различают ______ и _____ память. |
— механическую — смысловую — оперативную — иконическую |
Наглядно-образная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением _______ и ______ образов. |
— зрительных — слуховых — смысловых — логических |
По характеру психической активности выделяют ______ и _____ память. |
— словесно-логическую — эмоциональную — механическую — иконическую |
По длительности сохранения информации выделяют ______ , _____ память. |
— кратковременную — долговременную — произвольную — смысловую |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 10: Мышление и интеллект
Вопрос |
Ответ |
К этапам решения мыслительных задач относятся … |
— формулировка вопроса — выдвижение гипотез — чтение мыслительной задачи — запись решения задачи |
Существуют классификации видов мышления по _____ и _____. |
— степени развернутости — форме — скорости — степени увлеченности |
Процесс мышления … |
— носит опосредованный характер — опирается на имеющиеся знания — не связан с практической деятельностью — относится к чувственной ступени познания |
Самостоятельность мышления предполагает _____ и _____. |
— умение использовать общественный опыт — независимость собственной мысли — слепое доверие чужой точке зрения — опору только на свой собственный опыт |
По степени новизны и оригинальности найденного способа решения задач выделяют ______ и ______ мышление. |
— репродуктивное — продуктивное -интуитивное — дискурсивное |
Суждения могут быть _____ и ______. |
— истинными — ложными — первичными — вторичными |
В понятиях отражаются ______ и ______ свойства предметов и явлений. |
— общие — существенные — абстрактные — конкретные |
Процесс мышления … |
— носит опосредованный характер — опирается на имеющиеся знания — не связан с практической деятельностью — относится к чувственной ступени познания |
Самостоятельность мышления предполагает _____ и _____. |
— умение использовать общественный опыт — независимость собственной мысли — слепое доверие чужой точке зрения — опору только на свой собственный опыт |
Понятия могут быть ______ и ______. |
— общими — единичными — интуитивными — вторичными |
Сравнение – это мыслительная операция, основанная на … |
— сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом — выявлении общности или различия между предметами, явлениями — объединении предметов или явлений по какому-либо признаку — отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 11: Воображение и творчество
Вопрос |
Ответ |
Воссоздающее воображение – это воображение на основе … |
— прочитанного — услышанного — увиденного — придуманного |
Воображение позволяет _____ и _____. |
— мысленно отойти за пределы непосредственно воспринимаемого — предвосхищать будущее — вспоминать прошлое — выделять главное в явлениях и предметах |
Воображение тесно взаимосвязано с _____ и ______. |
— восприятием — памятью — темпераментом — половой принадлежностью |
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию ______, _______ и общественно значимых ценностей. |
— новых — оригинальных — обычных — стереотипных |
К этапам творческого воображения относятся ______и ______. |
— возникновение творческой идеи — «вынашивание» замысла — воспроизведение известного способа — использование известного способа |
Непроизвольное воображение возникает … |
— без определенного намерения — при ослаблении сознательного контроля — в связи с постановкой цели — благодаря волевым усилиям |
Непроизвольное воображение иначе обозначают термином «__________». |
— пассивное — непреднамеренное — активное — преднамеренное |
Гиперболизация предполагает … |
— изменение величины объектов в сторону преувеличения — увеличение количества деталей объектов — воспроизведение образов предметов, сохраненных в памяти — повторение уже известных образов предметов и явлений |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 12: Внимание
Вопрос |
Ответ |
Механизмом непроизвольного внимания является ______ или _______. |
— ориентировочный рефлекс — доминанта — хватательный рефлекс — защитный рефлекс |
Условиями возникновения непроизвольного внимания являются _____, _____ объектов. |
— новизна — необычность — неподвижность — слабое воздействие |
Концентрация внимания предполагает … |
— способность сосредоточиваться на главном — способность отвлекаться от ненужного в данный момент — способность сосредоточиваться на второстепенном — способность сосредоточиваться на ненужном в данный момент |
Внимание, соответствующее ______ и ______, но уже не требующее волевых усилий и ограниченное во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма, называется послепроизвольным. |
— направленности деятельности — сознательно поставленным целям — возрастным особенностям — индивидуальным особенностям |
Распределение внимания – это возможность человека … |
— иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов — выполнять деятельность, состоящую из множества одновременных операций — иметь в сознании один объект — выполнять одну простую операцию |
Сосредоточению внимания способствуют … |
— организация рабочего места — напоминание себе о цели деятельности — отсутствие целевой установки — снижение активности личности |
По мнению П. Я. Гальперина, внимание является ______ и _____ умственных действий. |
— формой контроля — результатом формирования — результатом утомления — формой переживания чувств |
В послепроизвольном внимании _____ и ______. |
— сохраняется целенаправленность — снимается напряжение — появляется волевое усилие — исчезает интерес |
— — — — |
|
— — — — |
|
3. Психология личности и общения
Тема 13. Психология личности
Вопрос |
Ответ |
Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в … |
— ценностных ориентациях — темпераменте — задатках — неосознаваемых мотивах |
Сторонниками типологического направления в исследовании личности являются … |
— К. Хорни — Г. Олпорт — Дж. Келли — З. Фрейд |
Интересы – это эмоциональные проявления ________ потребностей человека. |
— познавательных — неустойчивых — неосознаваемых — биологических |
Ведущим компонентом в структуре личности является … |
— направленность — опыт — индивидуальные особенности психических процессов — биопсихические свойства |
Чрезмерная обеспокоенность человека своим здоровьем, когда он обнаруживает у себя любые болезни и испытывает болезненные ощущения в отсутствие объективных причин, носит название … |
— ипохондрии — депрессии — фобии — неврастении |
Установите соответствие между учеными-неофрейдистами и выделенными ими источниками поступков людей. 1. К. Лоренц 2. А. Адлер 3. К. Хорни 4. К. Юнг |
(1) агрессивность человека (2) стремление к власти и социальному контролю (3) стремление к самореализации в культуре (4) архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре () реализация личностного потенциала |
Главным в характеристике личности является ее _____ сущность. |
— общественная — биологическая — телесная — индивидуальная |
Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется … |
— самопознанием — самоотношением — Я-концепцией — самооценкой |
Автором концепции о самоактуализирующейся личности является … |
— А. Маслоу — К. Роджерс — Дж. Келли — К. Юнг |
Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели свидетельствует о … |
— завышенном уровне притязаний — целеустремленности субъекта — повышенном уровне тревожности — истероидной акцентуации характера |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 14. Эмоционально-волевая сфера
Вопрос |
Ответ |
Установите соответствие между видами стресса и их описанием (по П. Т. Вонгу). 1. Рабочий стресс 2. Общественный стресс 3. Личностный стресс 4. Экологический стресс |
( 1 ) связан с тяжелой рабочей нагрузкой, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом ( 2 ) относится к проблемам, которые переживают большие группы людей – экономический спад, бедность, банкротство, дискриминация ( 3 ) проявляется в связи с такими явлениями, как нарушение здоровья, плохие привычки, скука ( 4 ) обусловлен воздействием экстремальных условий окружающей среды ( ) связан с затруднениями в получении долга, несоответствием зарплаты результатам труда, возникновением незапланированных расходов |
Установите соответствие между учеными и предложенными ими основными теориями эмоций. 1. Ч. Дарвин 2. С. Шехтер 3. У. Кэннон 4. П. В. Симонов |
( 1 ) эволюционная ( 2 ) когнитивно-физиологическая ( 3 ) психоорганическая ( 4 ) информационная ( ) теория когнитивного диссонанса |
Установите соответствие между видами чувств и конкретными их проявлениями. 1. Астенические чувства. 2. Стенические чувства. 3. Положительные чувства. 4. Отрицательные чувства. |
( 1 ) переживания, снижающие активность личности ( 2 ) переживания, повышающие активность личности ( 3 ) переживания, возникающие в ответ на удовлетворение потребности ( 4 ) переживания, свидетельствующие о неудовлетворении потребности ( ) переживания, связанные с отношением к другим людям |
Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями. 1. Выдержка. 2. Смелость. 3. Организованность. 4. Дисциплинированность. |
( 1 ) умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения ( 2 ) умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни ( 3 ) разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности ( 4 ) сознательное подчинение своего поведения, общепринятым нормам, установленному порядку ( ) умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по своему почину |
Установите соответствие между отрицательными волевыми качествами личности и их проявлением на этапе принятия решения в волевом действии. 1. Слабоволие. 2. Нерешительность. 3. Внушаемость. 4. Податливость. |
( 1 ) характеризуется принятием решения без стремления к выполнению ( 2 ) связана с отсутствием принятия решения или часто меняющимся решением ( 3 ) проявляется в принятии решения, данного извне ( 4 ) выражается в легко меняющихся решениях ( ) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром |
Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями. 1. Апатия. 2. Вдохновение. 3. Депрессия. 4. Трагизм. |
(1)психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему (2) психические состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление (3) подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений (4) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром ()сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного |
Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями. 1. Интеллектуальные чувства 2. Нравственные чувства 3. Эстетические чувства 4. Морально-политические чувства |
(1)любознательность (2) гуманность (3) восторг (4) патриотизм () страсть |
Установите соответствие между основными этапами волевого действия и проявляемыми на данном этапе волевыми качествами личности. 1. Побуждение волевого действия 2. Борьба мотивов 3. Волевое усилие 4. Исполнение решения |
(1) инициативность (2) решительность (3) настойчивость (4) энергичность () открытость |
Установите соответствие между учеными-неофрейдистами и выделенными ими источниками поступков людей. 1. К. Лоренц 2. А. Адлер 3. К. Хорни 4. К. Юнг |
(1) агрессивность человека (2) стремление к власти и социальному контролю (3) стремление к самореализации в культуре (4) архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре () реализация личностного потенциала |
() () () () () |
|
() () () () () |
|
Тема 15. Индивидуально-психологические свойства личности
Вопрос |
Ответ |
К выразительным признакам характера относятся ________ , ________. |
— поступки и действия — внешний облик — рост — вес |
Социальная типология характера, предложенная Э. Фроммом, основана на отношении человека к ______ и _______. |
— жизни, обществу — нравственным ценностям — явлениям природы — времени |
В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента. |
-шизотимический — церебротонический — висцеротонический — циклотимический |
Основными компонентами темперамента являются _____ и _____. |
— моторика — эмоциональность — рост — задатки |
Преобладание желчи, по К. Галену, характерно для таких типов темперамента, как … |
— меланхолик — холерик — сангвиник — флегматик |
Признаками способностей являются ______, ______. |
— скорость — качество — сложность — медлительность |
Задатки обусловливают ______ и ______. |
— уровень достижения — быстроту развития — уровень знаний — завершение деятельности |
Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как … |
— расточительность — аккуратность — ответственность — скромность |
Положение о том, что темперамент является природной основой характера, предложено … |
— Л. С. Выготским — Б. Г. Ананьевым — С. Л. Рубинштейном — А. Н. Леонтьевым |
— — — — |
|
— — — — |
|
Тема 16. Психология общения
Вопрос |
Ответ |
Расположите этапы коммуникационного процесса по порядку. |
( 1 ) начало обмена информацией ( 2 ) воплощение идеи в слова, символы, сообщение ( 3 ) передача информации через использование выбранных каналов связи ( 4 ) декодирование информации ( 5 ) отклик получателя на полученную информацию |
Расположите виды сценариев, используемых в общении (по Э. Берну), от простых до сложных. |
( 1 )ритуал ( 2 ) времяпрепровождение ( 3 ) игры ( 4 ) деятельность |
Распределите типы взаимоотношений, по Г. А. Ковалеву, от объектного к субъектному. |
( 1 )доминирование ( 2 ) манипуляция ( 3 ) соперничество ( 4 ) партнерство |
Модель «Окно Джохари» включает 4 элемента, содержащие сведения об индивиде. Расположите их по степени убывания известности сведений о себе индивиду и окружающим. |
( 1 ) открытая зона ( 2 ) слепая зона ( 3 ) скрытая зона ( 4 ) неизвестная зона |
Расположите этапы коммуникационного процесса по порядку. |
( 1 ) начало обмена информацией ( 2 ) воплощение идеи в слова, символы, сообщение ( 3 ) передача информации через использование выбранных каналов связи ( 4 ) декодирование информации ( 5 ) отклик получателя на полученную информацию |
Установите соответствие между видами общения и их характеристиками. 1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное |
( 1 ) прямой контакт друг с другом ( 2 ) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации ( 3 ) общение с помощью речи ( 4 ) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д. ( ) общение с незнакомым человеком |
Расположите в правильной последовательности элементы модели коммуникативного процесса. |
1 – коммуникатор 2 – сообщение (текст) 3 – канал 4 – аудитория 5 — обратная связь |
Распределите средства манипулятивного воздействия в том порядке, в каком они включаются в процесс манипуляции. |
1 – отвлечение внимания собеседника 2 – намек на свои широкие связи и возможности 3 – поиск слабостей собеседника 4 – давление по различным линиям, настойчивость |
Расположите этапы развития общения в онтогенезе по порядку. |
1 — биологическое по содержанию, контактное общение 2 – начальный этап познавательного общения 3 – возникновение координированного вербально-невербального общения 4 – появление делового и игрового общения 5 – развитие сюжетно-ролевого общения |
Я. Щепаньский построил структуру взаимодействия с описанием ступеней ее развития. Расположите ступени развития по порядку. |
1 — пространственный контакт 2 – психический контакт 3 – социальный контакт 4 – взаимодействие 5 – социальное отношение |
Дискуссия включает в себя ряд этапов … |
1 – вступление в контакт 2 – уточнение мнений участников 3 – конфронтация участников 4 – установление согласия благодаря выбору оптимального решения |
Распределите виды общения от самого формального до самого близкого |
1 – «контакт масок» 2 – ролевое общение 3 – деловое общение 4 – межличностное общение |
1 – 2 – 3 – 4 – 5 – |
|