1. Введение в общую психологию

1. Предмет и методы психологии

2. История развития научной психологии

3. Психика и организм

4. Психика, поведение и деятельность

5. Развитие психики человека

6. Сознание человека

2. Познавательные процессы

7. Ощущения

8. Восприятие

9. Память

10. Мышление и интеллект

11. Воображение и творчество

12. Внимание

3. Психология личности и общения

13. Психология личности

14. Эмоционально-волевая сфера

15. Индивидуально-психологические свойства личности

16. Психология общения

1. Введение в общую психологию

Тема 1: Предмет и методы психологии

Вопрос

Ответ

К характеристике совершенства методов относится …

— валидность

— репрезентативность

— направленность

— ригидность

Метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности людей, называется методом …

— анализа результатов деятельности

— независимых характеристик

— экспертных оценок

— тестирования

Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека, – это психические …

— свойства

— процессы

— состояния

— образования

__________________ наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы и процедуры проведения.

— Свободное

— Стандартизированное

— Включенное

— Внешнее

Научные знания характеризуются …

— обобщенностью

— конкретностью

— ограниченностью

— интуитивностью

Психические _________ имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

— процессы

— свойства

— состояния

— образования

_______ психологические знания обладают конкретностью, интуитивностью, ограниченностью.

— Житейские

— Научные

— Теоретические

— Устойчивые

______ наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает.

— Включенное

— Невключенное

— Внешнее

— Внутреннее

Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, называется …

— психикой

— деятельностью

— личностью

— поведением

Тема 2: История развития научной психологии

Вопрос

Ответ

Душа является(-лась) предметом изучения психологии на _______ этапе.

— первом

— втором

— третьем

— четвертом

Новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций, называется …

— трансперсональной психологией

— гуманистической психологией

— когнитивной психологией

— гештальтпсихологией

Для _______ этапа развития психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности.

— четвертого

— первого

— второго

— третьего

Наблюдение за самим собой обозначается термином «_________».

— интроспекция

— интроверсия

— интроверсия

— экстраверсия

Анализом детских неврозов занимался …

— З. Фрейд

— Д. Уотсон

— В. Келер

— К. Роджерс

По мнению _______, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна.

— Платона

— К. К. Платонова

— Р. Декарта

— Д. Локка

Российская психологическая наука придерживается __________ взгляда на происхождение психики.

— диалектико-материалистического

— идеалистического

— анимистического

— натуралистического

Первые представления о психике, согласно которым каждый предмет наделен душой, имели ____________ характер.

— анимистический

— материалистический

— диалектический

— научный

Тема 3: Психика и организм

Вопрос

Ответ

Теория функциональных систем создана …

— П. К. Анохиным

— И. П. Павловым

— А. Р. Лурией

— И. М. Сеченовым

Координация и регуляция всей психической деятельности является функцией ______ нервной системы.

— центральной

— периферической

— вегетативной

— афферентной

Часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов, называется ______ нервной системой.

— вегетативной

— периферической

— телесной

— центральной

Передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней является функцией ______ нервной системы.

— периферической

— вегетативной

— афферентной

— эфферентной

Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у самых сложных организмов является …

— рефлекс

— возбуждение

— торможение

— анализ

К закономерностям протекания процессов возбуждения и торможения относятся ______ нервных процессов.

— иррадиация

— интерференция

— интроверсия

— интроспекция

______ индукция предполагает развитие торможения после исчезновения в какой-то части головного мозга возбуждения и наоборот.

— Последовательная

— Одновременная

— Пространственная

— Устойчивая

________ дуга состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного звена и эффектора (мышцы или железы).

— Рефлекторная

— Афферентная

— Эфферентная

— Мышечная

Взаимовлияние процессов возбуждения и торможения называется ________ нервных процессов.

— индукцией

— редукцией

— рефлексией

— реминесценцией

Способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому называется …

— иррадиацией

— интерференцией

— рефлексией

— интроверсией

Тема 4: Психика, поведение и деятельность

Вопрос

Ответ

Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками. 1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная

( 1 ) связана с заботой о материальных благах

( 2 ) подчиняет поведение человека общественным интересам

( 3 ) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов

( 4 ) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей

( ) предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей

Установите соответствие между примерами и видами навыков. 1. Интеллектуальный. 2. Перцептивный. 3. Двигательный. 4. Сложный.

( 1 ) знание таблицы умножения

( 2 ) различение звуков

( 3 ) плавание

( 4 ) речь

( ) отдых

Установите соответствие между этапами процесса интериоризации внешних действий и их примерами. 1. Материальный. 2. Внешнеречевой. 3. Этап «речи про себя». 4. Умственный.

( 1 ) счет с помощью палочек

( 2 ) устный счет без палочек

( 3 ) счет «про себя»

( 4 )  счет «в уме»

( ) отсутствие навыка счета

Установите соответствие между видами общения и их характеристиками. 1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное

( 1 ) прямой контакт друг с другом

( 2 ) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации

( 3 ) общение с помощью речи

( 4 ) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.

( ) общение с незнакомым человеком

Установите соответствие между понятиями и их определениями. 1. Интериоризация. 2. Экстериоризация. 3. Операция. 4. Действие.

( 1 ) перевод внешнего действия во внутренний план

( 2 ) реализация умственного действия вовне, в виде действия с предметами

( 3 ) способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации

( 4 ) единица деятельности, произвольная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели

( ) освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков

Установите соответствие между процессуальными характеристиками мотивов и их содержанием. 1. Осознание побуждения 2. Принятие мотива 3. Реализация мотива 4. Закрепление мотива Установите соответствие между процессуальными характеристиками мотивов и их содержанием

( 1 ) начинает выполнять направляющую функцию

( 2 ) мотив преобразовывается в личностный

( 3 ) происходит наполнение содержания мотива

( 4 ) мотив преобразуется в черту характера человека

( ) мотив превращается в общественный

Установите соответствие между видами мотивации и их характеристиками. 1. Материальная 2. Социальная 3. Сознательная 4. Бессознательная

(1) связана с заботой о материальных благах

(2) подчиняет поведение человека общественным интересам

(3) предполагает осознание потребностей, целей, мотивов

(4) характеризуется отсутствием осознанности мотивов, целей и потребностей

() предполагает разнообразие мотивов, целей и потребностей

Установите соответствие между результатами и видами деятельности. 1. Усвоение общественного опыта 2. Овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности 3. Создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей 4. Обмен информацией между людьми

(1)  игра

(2) учение

(3) труд

(4) общение

() поведение

Установите соответствие между видами навыков и примерами к ним. 1. Интеллектуальный 2. Перцептивный 3. Двигательный 4. Сложный

(1) знание таблицы умножения

(2) различение цветов

(3) ходьба

(4) письмо

()сон

Установите соответствие между этапами развития деятельности и их описанием. 1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека 2. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека 3. Изменение внутри отдельных видов деятельности 4. Дифференциация видов деятельности

(1) совпадает с историей социально-экономического развития человечества

(2) связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития

(3) включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда

(4) соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности

()связано с постепенным исчезновением видов деятельности в процессе инволюции

()

()

()

()

()

()

()

()

()

()

Тема 5: Развитие психики человека

Вопрос

Ответ

Л. С. Выготский выделял две зоны психического развития:

— зону ближайшего развития

— зону актуального развития

— зону естественного развития

— зону возрастного развития

Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии …

— социальная ситуация развития

— ведущий тип деятельности

— кризисы развития

— изменения в физическом развитии

На перцептивной стадии развития психики появляется _____ и _____.

— сложная нервная система

— предметно-образное отражение действительности

— словесно-логическое мышление

— творчество

Л. С. Выготский сформулировал следующие законы психического развития ребенка

— закон метаморфозы

— закон неравномерности

— закон равномерности

— закон периодичности

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся _____ и _____.

— темп возрастного развития

— длительность периода

— время года

— условия среды

Протекание возрастных кризисов зависит от __________ личности.

— темперамента

— характера

— роста

— веса

Особенности протекания возрастных кризисов зависят от …

— темперамента

— характера

— воспитания

— обучения

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся _____ и _____.

— темп возрастного развития

— длительность периода

— время года

— условия среды

По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием _______ и ______ периодов.

— стабильных

— критических

— длинных

— коротких

Тема 6: Сознание человека

Вопрос

Ответ

Развитие сознания человека предполагает появление способности к ______ и ______.

— познанию к окружающей действительности

— творчеству

— самостоятельному передвижению

— плаванию

Бессознательное начало проявляется в …

— психических процессах

— мотивации

— убеждениях

— мировоззрении

К высшей стадии психического отражения относятся …

— сознание

— самосознание

— бессознательное

— подсознание

К проявлениям самосознания относятся  ______ и ______.

— образ «Я»

— уровень притязаний

— интерференция

— реминесценция

Самосознание предполагает …

-самооценку

— самоконтроль

— критику

— оценку

Образ «Я» может быть _____ и _____.

— реальным

— идеальным

— интуитивным

— неосознаваемым

Бессознательное начало проявляется в …

— психических процессах

— мотивации

— убеждениях

— мировоззрении

К бессознательным психическим явлениям относятся ______ и _______.

— проприоцептивные ощущения

— генетическая память

— внешняя речь

— словесно-логическое мышление

Личностные проявления бессознательного представлены в …

— непроизвольных реакциях

— психических явлениях

— целенаправленных действиях

— рассуждениях

Условиями возникновения индивидуального сознания являются …

— совместная деятельность

— активное общение взрослого с ребенком

— непроизвольное поведение

— возраст ребенка

К сфере человеческого сознания относится способность к ______ и _____.

-рассуждениям

— абстрактному мышлению

— интуитивному мышлению

— импульсивному поведению

2. Познавательные процессы

Тема 7: Ощущения

Вопрос

Ответ

Проводящие нервные пути анализатора называются …

— центростремительными (афферентными)

— центробежными (эфферентными)

— центральными

— периферическими

К качествам слуховых ощущений относятся _____ и ______ голоса.

— высота

— тембр

— давление

— яркость

Ощущения отражают ______ и ______.

— основные внешние признаки предметов и явлений

— состояние внутренних органов

— связи между предметами и явлениями

— окружающую действительность в целом

К качествам ощущений равновесия относятся …

— сила тяжести

— вращение

— движение

— вибрация

Интенсивность ощущений зависит от _____ и ______.

— силы действующего раздражителя

— возраста человека

— половой принадлежности

— профессии

К интероцептивным относят ощущения …

— боли

— равновесия

— обонятельные

— слуховые

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях _____ и ______ .

— синестезии

— сенсибилизации

— рефлексии

—  реминесценции

По месту расположения рецепторов выделяют _____ и _____ ощущения.

— экстероцептивные

— интероцептивные

— контактные

— дистантные

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях _____ и ______ .

— синестезии

— сенсибилизации

— рефлексии

— реминесценции

Тема 8: Восприятие

Вопрос

Ответ

Восприятие пространства – это восприятие …

— формы

— величины

— вибрации

— скорости

Существуют классификации видов восприятия по _____ и _____.

— формам существования материи

— характеру психической активности

— степени увлеченности

— степени сосредоточенности

Наблюдение – это _____ и _____ восприятие предметов и явлений окружающего мира.

— целенаправленное

—  планомерное

— непроизвольное

— импульсивное

Восприятие ритма – это отражение _____ и ______стимулов при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

— равномерного чередования

— размеренности

— времени

— последовательности

К зрительным иллюзиям относятся …

— переоценка вертикальных линий

— неправильное восприятие величины предмета

— точное восприятие предмета

— галлюцинации

Зрительные иллюзии – это __________ или _________ восприятие величины, формы и удаленности предметов.

— неправильное

— искаженное

— точное

— полное

Апперцепция проявляется в зависимости восприятия от ________ и ________ человека.

— установки

— психического состояния

— места расположения предмета

— формы предмета

В восприятии движений участвуют _______, _______, вестибулярный, слуховой и другие анализаторы.

— зрительный

— двигательный

— центральный

— периферический

К зрительным иллюзиям относятся …

-переоценка вертикальных линий

— неправильное восприятие величины предмета

— точное восприятие предмета

— галлюцинации

На точность восприятия людей оказывают влияние такие условия среды, как ______ и ______.

— время, в течение которого оно длится

— величина помещения

— состояние здоровья человека

— психическое состояние человека

К восприятию времени относится восприятие _______, _______.

— темпа

— ритма

— скорости

— движения

Тема 9: Память и ее характеристики

Вопрос

Ответ

Заучивание может быть ______ и ______.

— дословным

— смысловым

— интуитивным

— искаженным

Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации.

— скорости запоминания и забывания

— длительности сохранения

— скорости сохранения

— отсутствии готовности к воспроизведению

_____ и______ информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия называется кратковременной памятью.

— Запоминание

— Сохранение

— Забывание

— Припоминание

Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации.

— скорости запоминания и забывания

— длительности сохранения

— скорости сохранения

— отсутствии готовности к воспроизведению

В зависимости от приемов заучивания различают ______ и _____ память.

— механическую

— смысловую

— оперативную

— иконическую

Наглядно-образная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением _______ и ______ образов.

— зрительных

— слуховых

— смысловых

— логических

По характеру психической активности выделяют ______ и _____ память.

— словесно-логическую

— эмоциональную

— механическую

— иконическую

По длительности сохранения информации выделяют ______ , _____ память.

— кратковременную

— долговременную

— произвольную

— смысловую

Тема 10: Мышление и интеллект

Вопрос

Ответ

К этапам решения мыслительных задач относятся …

— формулировка вопроса

— выдвижение гипотез

— чтение мыслительной задачи

— запись решения задачи

Существуют классификации видов мышления по _____ и _____.

— степени развернутости

— форме

— скорости

— степени увлеченности

Процесс мышления …

— носит опосредованный характер

— опирается на имеющиеся знания

— не связан с практической деятельностью

— относится к чувственной ступени познания

Самостоятельность мышления предполагает _____ и _____.

— умение использовать общественный опыт

— независимость собственной мысли

— слепое доверие чужой точке зрения

— опору только на свой собственный опыт

По степени новизны и оригинальности найденного способа решения задач выделяют ______ и ______ мышление.

— репродуктивное

— продуктивное

-интуитивное

— дискурсивное

Суждения могут быть _____ и ______.

— истинными

— ложными

— первичными

— вторичными

В понятиях отражаются ______ и ______ свойства предметов и явлений.

— общие

— существенные

— абстрактные

— конкретные

Процесс мышления …

— носит опосредованный характер

— опирается на имеющиеся знания

— не связан с практической деятельностью

—  относится к чувственной ступени познания

Самостоятельность мышления предполагает _____ и _____.

— умение использовать общественный опыт

— независимость собственной мысли

— слепое доверие чужой точке зрения

— опору только на свой собственный опыт

Понятия могут быть ______ и ______.

— общими

— единичными

— интуитивными

— вторичными

Сравнение – это мыслительная операция, основанная на …

— сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом

—  выявлении общности или различия между предметами, явлениями

— объединении предметов или явлений по какому-либо признаку

—  отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений

Тема 11: Воображение и творчество

Вопрос

Ответ

Воссоздающее воображение – это воображение на основе …

— прочитанного

— услышанного

— увиденного

— придуманного

Воображение позволяет _____ и _____.

—  мысленно отойти за пределы непосредственно воспринимаемого

—  предвосхищать будущее

—  вспоминать прошлое

— выделять главное в явлениях и предметах

Воображение тесно взаимосвязано с _____ и ______.

— восприятием

—  памятью

— темпераментом

—  половой принадлежностью

Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию ______, _______ и общественно значимых ценностей.

— новых

— оригинальных

— обычных

— стереотипных

К этапам творческого воображения относятся ______и ______.

— возникновение творческой идеи

— «вынашивание» замысла

— воспроизведение известного способа

—  использование известного способа

Непроизвольное воображение возникает …

— без определенного намерения

— при ослаблении сознательного контроля

— в связи с постановкой цели

— благодаря волевым усилиям

Непроизвольное воображение иначе обозначают термином «__________».

— пассивное

— непреднамеренное

— активное

— преднамеренное

Гиперболизация предполагает …

— изменение величины объектов в сторону преувеличения

— увеличение количества деталей объектов

— воспроизведение образов предметов, сохраненных в памяти

—  повторение уже известных образов предметов и явлений

Тема 12: Внимание

Вопрос

Ответ

Механизмом непроизвольного внимания является ______ или _______.

— ориентировочный рефлекс

— доминанта

— хватательный рефлекс

— защитный рефлекс

Условиями возникновения непроизвольного внимания являются _____, _____ объектов.

— новизна

— необычность

— неподвижность

— слабое воздействие

Концентрация внимания предполагает …

— способность сосредоточиваться на главном

— способность отвлекаться от ненужного в данный момент

— способность сосредоточиваться на второстепенном

— способность сосредоточиваться на ненужном в данный момент

Внимание, соответствующее ______ и ______, но уже не требующее волевых усилий и ограниченное во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма, называется послепроизвольным.

— направленности деятельности

— сознательно поставленным целям

— возрастным особенностям

— индивидуальным особенностям

Распределение внимания – это возможность человека …

— иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов

— выполнять деятельность, состоящую из множества одновременных операций

— иметь в сознании один объект

— выполнять одну простую операцию

Сосредоточению внимания способствуют …

— организация рабочего места

— напоминание себе о цели деятельности

— отсутствие целевой установки

— снижение активности личности

По мнению П. Я. Гальперина, внимание является ______ и _____ умственных действий.

— формой контроля

— результатом формирования

— результатом утомления

— формой переживания чувств

В послепроизвольном внимании _____ и ______.

— сохраняется целенаправленность

— снимается напряжение

— появляется волевое усилие

— исчезает интерес

3. Психология личности и общения

Тема 13. Психология личности

Вопрос

Ответ

Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …

— ценностных ориентациях

— темпераменте

—  задатках

— неосознаваемых мотивах

Сторонниками типологического направления в исследовании личности являются …

— К. Хорни

— Г. Олпорт

— Дж. Келли

— З. Фрейд

Интересы – это эмоциональные проявления ________ потребностей человека.

— познавательных

— неустойчивых

— неосознаваемых

— биологических

Ведущим компонентом в структуре личности является …

— направленность

— опыт

— индивидуальные особенности психических процессов

— биопсихические свойства

Чрезмерная обеспокоенность человека своим здоровьем, когда он обнаруживает у себя любые болезни и испытывает болезненные ощущения в отсутствие объективных причин, носит название …

— ипохондрии

— депрессии

— фобии

— неврастении

Установите соответствие между учеными-неофрейдистами и выделенными ими источниками поступков людей. 1. К. Лоренц 2. А. Адлер 3. К. Хорни 4. К. Юнг

(1) агрессивность человека

(2) стремление к власти и социальному контролю

(3) стремление к самореализации в культуре

(4) архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре

() реализация личностного потенциала

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

— общественная

— биологическая

— телесная

— индивидуальная

Компонент самосознания личности, представляющий собой интеллектуальное познание себя, называется …

— самопознанием

— самоотношением

—  Я-концепцией

— самооценкой

Автором концепции о самоактуализирующейся личности является …

— А. Маслоу

— К. Роджерс

— Дж. Келли

— К. Юнг

Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели свидетельствует о …

— завышенном уровне притязаний

— целеустремленности субъекта

— повышенном уровне тревожности

— истероидной акцентуации характера

Тема 14. Эмоционально-волевая сфера

Вопрос

Ответ

Установите соответствие между видами стресса и их описанием (по П. Т. Вонгу).

1. Рабочий стресс 2. Общественный стресс 3. Личностный стресс 4. Экологический стресс

( 1 ) связан с тяжелой рабочей нагрузкой, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом

( 2 ) относится к проблемам, которые переживают большие группы людей – экономический спад, бедность, банкротство, дискриминация

( 3 ) проявляется в связи с такими явлениями, как нарушение здоровья, плохие привычки, скука

( 4 ) обусловлен воздействием экстремальных условий окружающей среды

( ) связан с затруднениями в получении долга, несоответствием зарплаты результатам труда, возникновением незапланированных расходов

Установите соответствие между учеными и предложенными ими основными теориями эмоций.

1. Ч. Дарвин 2. С. Шехтер 3. У. Кэннон 4. П. В. Симонов

( 1 ) эволюционная

( 2 ) когнитивно-физиологическая

( 3 ) психоорганическая

( 4 )  информационная

( ) теория когнитивного диссонанса

Установите соответствие между видами чувств и конкретными их проявлениями. 1. Астенические чувства. 2. Стенические чувства. 3. Положительные чувства. 4. Отрицательные чувства.

( 1 ) переживания, снижающие активность личности

( 2 ) переживания, повышающие активность личности

( 3 ) переживания, возникающие в ответ на удовлетворение потребности

( 4 ) переживания, свидетельствующие о неудовлетворении потребности

( ) переживания, связанные с отношением к другим людям

Установите соответствие между волевыми качествами личности и их определениями. 1. Выдержка. 2. Смелость. 3. Организованность. 4. Дисциплинированность.

( 1 ) умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения

( 2 ) умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни

( 3 )  разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности

( 4 ) сознательное подчинение своего поведения, общепринятым нормам, установленному порядку

( ) умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по своему почину

Установите соответствие между отрицательными волевыми качествами личности и их проявлением на этапе принятия решения в волевом действии. 1. Слабоволие. 2. Нерешительность. 3. Внушаемость. 4. Податливость.

( 1 ) характеризуется принятием решения без стремления к выполнению

( 2 ) связана с отсутствием принятия решения или часто меняющимся решением

( 3 ) проявляется в принятии решения, данного извне

( 4 ) выражается в легко меняющихся решениях

( ) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

Установите соответствие между сложными психическими состояниями, включающими эмоции, и их определениями. 1. Апатия. 2. Вдохновение. 3. Депрессия. 4. Трагизм.

(1)психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему

(2) психические состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление

(3) подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений

(4) эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром

()сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного

Установите соответствие между высшими чувствами и конкретными их проявлениями. 1. Интеллектуальные чувства 2. Нравственные чувства 3. Эстетические чувства 4. Морально-политические чувства

(1)любознательность

(2) гуманность

(3) восторг

(4) патриотизм

() страсть

Установите соответствие между основными этапами волевого действия и проявляемыми на данном этапе волевыми качествами личности. 1. Побуждение волевого действия 2. Борьба мотивов 3. Волевое усилие 4. Исполнение решения

(1) инициативность

(2) решительность

(3) настойчивость

(4) энергичность

() открытость

Установите соответствие между учеными-неофрейдистами и выделенными ими источниками поступков людей. 1. К. Лоренц 2. А. Адлер 3. К. Хорни 4. К. Юнг

(1) агрессивность человека

(2) стремление к власти и социальному контролю

(3) стремление к самореализации в культуре

(4) архетипы поведения и мышления, заложенные в культуре

() реализация личностного потенциала

()

()

()

()

()

()

()

()

()

()

Тема 15. Индивидуально-психологические свойства личности

Вопрос

Ответ

К выразительным признакам характера относятся ________ , ________.

— поступки и действия

— внешний облик

— рост

— вес

Социальная типология характера, предложенная Э. Фроммом, основана на отношении человека к ______ и _______.

— жизни, обществу

— нравственным ценностям

— явлениям природы

— времени

В типологиях Э. Кречмера и У. Шелдона астеническое телосложение соответствует _______ и ______ типам темперамента.

-шизотимический

— церебротонический

— висцеротонический

— циклотимический

Основными компонентами темперамента являются _____ и _____.

— моторика

— эмоциональность

— рост

— задатки

Преобладание желчи, по К. Галену, характерно для таких типов темперамента, как …

— меланхолик

— холерик

— сангвиник

— флегматик

Признаками способностей являются ______, ______.

— скорость

— качество

— сложность

— медлительность

Задатки обусловливают ______ и ______.

— уровень достижения

— быстроту развития

— уровень знаний

— завершение деятельности

Характер человека проявляется в системе отношений. К проявлению отношения к собственности можно отнести такие черты характера, как …

— расточительность

— аккуратность

— ответственность

— скромность

Положение о том, что темперамент является природной основой характера, предложено …

— Л. С. Выготским

— Б. Г. Ананьевым

— С. Л. Рубинштейном

— А. Н. Леонтьевым

Тема 16. Психология общения

Вопрос

Ответ

Расположите этапы коммуникационного процесса по порядку.

( 1 ) начало обмена информацией

( 2 ) воплощение идеи в слова, символы, сообщение

( 3 ) передача информации через использование выбранных каналов связи

( 4 ) декодирование информации

( 5 ) отклик получателя на полученную информацию

Расположите виды сценариев, используемых в общении (по Э. Берну), от простых до сложных.

( 1 )ритуал

( 2 ) времяпрепровождение

( 3 ) игры

( 4 ) деятельность

Распределите типы взаимоотношений, по Г. А. Ковалеву, от объектного к субъектному.

( 1 )доминирование

( 2 ) манипуляция

( 3 ) соперничество

( 4 )  партнерство

Модель «Окно Джохари» включает 4 элемента, содержащие сведения об индивиде. Расположите их по степени убывания известности сведений о себе индивиду и окружающим.

( 1 ) открытая зона

( 2 ) слепая зона

( 3 ) скрытая зона

( 4 ) неизвестная зона

Расположите этапы коммуникационного процесса по порядку.

( 1 ) начало обмена информацией

( 2 ) воплощение идеи в слова, символы, сообщение

( 3 ) передача информации через использование выбранных каналов связи

( 4 ) декодирование информации

( 5 ) отклик получателя на полученную информацию

Установите соответствие между видами общения и их характеристиками. 1. Непосредственное 2. Опосредованное 3. Вербальное 4. Невербальное

( 1 ) прямой контакт друг с другом

( 2 ) обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения информации

( 3 ) общение с помощью речи

( 4 ) общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.

( ) общение с незнакомым человеком

Расположите в правильной последовательности элементы модели коммуникативного процесса.

1 – коммуникатор

2 – сообщение (текст)

3 – канал

4 – аудитория

5 — обратная связь

Распределите средства манипулятивного воздействия в том порядке, в каком они включаются в процесс манипуляции.

1 – отвлечение внимания собеседника

2 – намек на свои широкие связи и возможности

3 – поиск слабостей собеседника

4 – давление по различным линиям, настойчивость

Расположите этапы развития общения в онтогенезе по порядку.

1 — биологическое по содержанию, контактное общение

2 –  начальный этап познавательного общения

3 – возникновение координированного вербально-невербального общения

4 – появление делового и игрового общения

5 – развитие сюжетно-ролевого общения

Я. Щепаньский построил структуру взаимодействия с описанием ступеней ее развития. Расположите ступени развития по порядку.

1 — пространственный контакт

2 – психический контакт

3 – социальный контакт

4 –  взаимодействие

5 – социальное отношение

Дискуссия включает в себя ряд этапов …

1 – вступление в контакт

2 – уточнение мнений участников

3 – конфронтация участников

4 – установление согласия благодаря выбору оптимального решения

Распределите виды общения от самого формального до самого близкого

1 – «контакт масок»

2 – ролевое общение

3 – деловое общение

4 – межличностное общение

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –