ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
Предлагаемая схема психолого-педагогической характеристики личности школьника включает рассмотрение всех сторон личностного проявления. Для более углубленного изучения личности школьника руководителю психологической практики предоставляется право определить задания студентам по изучению только отдельных сторон личности учащегося. Такими заданиями могут быть изучение уровня интеллектуального развития, индивидуально-типологических особенностей личности, эмоционально-волевой сферы, уровня самооценки личности">притязаний и самооценки, причин слабой успеваемости и недисциплинированности, одаренности и т.п.
Студент, составляющий психолого-педагогическую характеристику личности школьника, должен не ограничиваться описанием личностных проявлений ученика, к характеристике необходимо приложить описание процедуры изучения и экспериментальный материал, на основе которого строится характеристика. Студенту следует иметь в виду, что характеристика не есть констатация факта, необходимо объяснить, в силу каких причин и под влиянием каких факторов могли сформироваться у ученика те или иные особенности (влияние воспитателей, товарищей, семейных условий и т.д.).
В характеристике следует также указать, какое педагогическое воздействие было оказано на изучаемого ученика и какова была эффективность этого воздействия.
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А
ученика____________ класса____________ школы______
_________учебный год
1. Общие сведения о школьнике:
Возраст, состояние здоровья, условия семейного воспитания (культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, забота семьи о воспитании и учебе школьника).
Общая структура направленности личности.
Личная, общественная или деловая направленность школьника. Характеристика осознанных мотивов: структура интересов, их широта, устойчивость и действенность. Наиболее выраженные познавательные интересы. Интерес к искусству, литературе, спорту и т.д. Профессиональная направленность (если она выражена).
Читательские интересы. Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы.
План работы педагога-психолога.Должностные обязанности педагога-психолога.Методики ...
... учащимися группы риска. Выполнено 26.04.13 Индивидуальная работа по изучению особенностей личности школьника, межличностных отношений в коллективе. Выполнено 27.04.13 Оформление отчетной документации ... Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, на основе квалификационной характеристики педагога-психолога образовательного учреждения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 ...
Ученик в различных видах деятельности.
Соотношение учебной, трудовой и игровой деятельности в жизни ученика.
1/ Отношение школьника к учению. Успеваемость и дисциплинированность. Учится с интересом, без интереса, не желает учиться. Преобладающий мотив учебной деятельности: ориентирован на познавательный интерес или личностно-престижный (любит, когда хвалят, быть хорошим учеником и т.п.).
К каким предметам проявляет интерес. Степень сформированности учебных навыков. Сосредоточен или рассеян при выполнении учебных заданий. Добросовестен или недобросовестен.
2/ Отношение к трудовой деятельности. Бытовой труд школьника. Доводит ли начатое дело до конца. Как проявляет себя на уроках труда.
3/ Игровая и спортивная деятельность. Увлекается ли играми и спортом. В какие игры играет, каким отдает предпочтение. Какими видами спорта занимается (профессиональный, любительский уровень), где.
Характеристика отношений школьника к классу.
1/ Общителен или замкнут в отношениях с окружающими людьми (учителями, сверстниками).
2/ Потребность быть членом классного коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь; переживает ли успехи и неудачи своего коллектива.
3/ Авторитет школьника среди товарищей.
4/ Отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в классе (списыванию, подсказыванию, круговой поруке, зависти и т.д.).
Подверженность школьника массовидным явлениям (соревнованию, традициям, обычаям, подражанию, моде и т.д.).
Уровень притязаний и самооценка школьниука.
Уровень самооценки. Адекватность самооценки. Характеристика уровня притязаний (завышенный, заниженный, адекватный).
Соотношение самооценки и уровня притязаний. Требовательность и критичность по отношению к себе и товарищам. Отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей. Склонен ли работать над собой.
Характеристика познавательной деятельности
Особенности восприятия, наблюдательности. Особенности памяти, типы памяти, точность, быстрота, длительность удержания материала. Характеристика внимания: устойчивость, переключение, распределение, рассеянность и другие особенности. Соотношение творческого и воссоздающего воображения. Особенности мышления. Степень развития образного и отвлеченного мышления, систематичность и критичность мышления, уровень развития логического мышления (последовательность и доказательность в изложении своих мыслей, умение выделять общие и отличительные признаки, умение рассуждать и делать выводы).
Самостоятельность в суждениях и выводах. Степень развития устной и письменной речи: богатство словаря, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
7. Особенности эмоционально-волевой сферы.
Преобладающее настроение школьника. Степень эмоциональной возбудимости, быстрота протекания и смены эмоций. Внешняя выраженность эмоциональных переживаний. Сдержан или нет в проявлении своих чувств, особенно при успехах и неудачах. Глубина и устойчивость чувств. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия.
Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
... речи младшими умственно отсталыми школьниками характеризуется нарушением глубинного и поверхностного синтаксирования (Р. И. Лалаева). С учетом особенностей психического развития учащихся, в том числе ... и, следовательно, ее усвоение в значительной степени определяется своеобразием познавательной деятельности этой категории учеников. Необходимо также подчеркнуть, что процесс формирования речевых ...
Волевые особенности: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность.
Способности.
Общие и специальные способности. Наиболее выдающиеся способности ученика: интеллектуальные, технические, организаторские, художественные и т.п.
Темперамент.
Проявление некоторых особенностей типа высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность).
Проявление некоторых свойств темперамента (сензитивность, импульсивность, экстра-интровертированность, ригидность и т.д.).
Проявление свойств темперамента в системе межличностных отношений, эмоциональных реакциях, особенностях мыслительной деятельности и т.д.
Характер.
Проанализировать черты характера, проявляющиеся в отношении к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.); к классу и школе, к общественным обязанностям и поручениям (чувство ответственности и долга за выполняемую работу); в отношении к труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.); в отношениях к товарищам, взрослым, родителям (доброта, общительность, привязанность, внушаемость, конформизм и др.); к вещам; к самому себе.
Анализируя характер, необходимо вскрыть причины того или иного отношения.
10. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
Указать, какой стиль педагогического взаимодействия с данным школьником рассматривается как наиболее эффективный, какие могут быть приняты меры или проведены мероприятия со школьником с целью коррекции его личностных проявлений (пожелания в адрес родителей, учителей, сверстников и самого школьника).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 1998.
2. Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. – М., 1992.
3. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб, 2001.
5. Детская психодиагностика и профориентация. / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-н/Д, 1999.
6. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. /Под ред. Гуревича К.М. – М., 1990.
7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб. пос. – М., 1998.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер, 1999.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практическеого психолога в образовании. – М., 1995.
10. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб, 2002.
11. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. – СПБ, 2002.
12. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
13. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития.- Методики исследования. – Киев, 1992.