Теории поведения личности.

Понятия личность, индивидуальность, индивид, человек в ОП. Теории поведения человека и их применение в организации.

Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид- это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность- это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воздействия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуацией.

Теории поведения личности.

1. Теории типов. Самая старая из них — теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Здесь использовалось положение, как и во всех последующих теориях типов, что каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов. Наиболее полной типологической теорией была теория В. Г. Шелдона, который утверждал (правда, не очень убедительно), что «типы тела тесно связаны с развитием личности». Подход К. Юнга, хотя и принадлежит к психоаналитическим теориям, иногда классифицируется как теория типов из-за акцента на классификацию индивидов по типам, например, интроверт-экстраверт.

2. Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Ранние теории черт представляли собой немногим более чем списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Более современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Возможно, наиболее влиятельной теорией здесь является теория Р. Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определяющие личность». Согласно Кэттеллу, цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения. Обратите внимание, что подходы с точки зрения типов и черт дополняют друг друга, и действительно можно утверждать, что это две стороны одной медали. Теории типов, прежде всего, имеют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает. Однако они приводят к разному пониманию базового термина личность.

8 стр., 3970 слов

Теория черт личности (тчл)

... –интороверсия, конформизм – доминантность, застенчивость – смелость, ригидность, импульсивность и др. Согласно теории черт личности поведение отдельного человека деторминировано в основном не жизненными ситуациями, а индивидуальными ... развилась в качестве доминирующей в современную эпоху. Плодотворная ориентация. Плодотворный тип (ПТ) нацелен на использование своих сил и максимальную реализацию ...

3. Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перл-за. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции.Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов.

4. Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Хотя нет какой-либо влиятельной чисто бихевиористской теории личности, это направление стимулировало других теоретиков к внимательному рассмотрению интегральной проблемы: что из устойчивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основныхтипов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. Неудивительно, что ученые, упоминаемые ниже, на которых в той или иной степени оказал влияние бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы не видят самой личности, и в некоторой степени они ставят под вопрос необходимость самого терминаличность.

4 стр., 1535 слов

1) Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение»

... существовавшей в советский период трактовки понятия "научение" - применение рассматриваемого понятия исключительно к животным; обучение ... приобретает новые формы поведения, рассматривается как тождественное развитию. Согласно третьей теории, развитие (созревание ... Классификация причин: - особенности организма школьника; - особенности личности школьника; - бытовые условия; - гигиенические условия в ...

5. Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феноменологии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки многих из его теоретических понятий. Тем не менее он остается важным подходом к изучению личности и дал начало движению человеческого потенциала.

6. Теории социального научения. Многие теоретические рассуждения с этой точки зрения происходят от проблемы соотношения воздействия окружающей среды и воздействия свойств, данных от природы. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий теоретик Альберт Бандура основывает свою позицию на положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции — стимула и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции, и многие исследования сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворительное описание поведения человека в обществе.

9 стр., 4142 слов

Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение человека

... поведения и побуждений. Именно в связи с повышающимся интересом к данной проблеме, объектом данной работы стало понятие ценностных ориентаций личности, как психологического феномена, требующего ... процесс индивидуализации, развитие неповторимых черт, способностей, дарований личности. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит ...

7. Ситуационизм. Это направление, основоположником которого был Вальтер Мишель, является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его приверженцы считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Действительно, само понятие черт личности, с этой точки зрения, является ничем иным, как психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

8. Интеракционизм. Эта позиция эклектична, зачастую сочетает несовместимое. Она допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных, более узконаправленных теориях. В ней утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Вовсе не очевидно, что согласно этой точке зрения, личность существует как отдельная «вещь». Скорее это становится своего рода общим термином для обозначения сложных элементов взаимодействия. Интересно отметить, что вышеупомянутые теоретические подходы могут рассматриваться как представляющие два различных обобщения относительно самого термина личность,так как позиции 1−3 представляют обоснованный теоретический конструкт, гипотетическую внутреннюю «сущность» с причинной ролью в поведении. Позиции 4−8 рассматриваются как вторичный фактор, выведенный на основе постоянства поведения, в то время как другие операции и процессы играют важную причинную роль в определении поведения, и следовательно как понятие оно не подкреплено сильными аргументами.

Тест Холланда. Описание типов

Реалистичный (Realistic)

2 стр., 876 слов

35. среда как предмет онализа в психогенетике

... источник, определяющий его происхождение (например, общая или индивидуальная среда). Подобное выражение влияния среды не требует обязательного качественного анализа тех процессов, которые репрезентируются числом ... . Во-вторых, формальная констатация доли средовых влияний, осуществляемая в психогенетике, требует содержательного анализа, который может быть сделан только с привлечением представлений ...

Личностные характеристики, способности:
Активность, агрессивность, настойчивость, рациональность, практическое мышление, эмоциональная стабильность, уверенность в себе, склонность к риску, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности, изобретательность, математические способности.

Ориентация, предпочтения:
Конкретный результат, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости. Отсутствие ориентации на общение. Управление машинами, оборудованием, механизмами. Использование инструментов, приспособлений, требующих точности, ловкости, тонкой моторной координации (станки, набор дантиста, хирургический скальпель, ювелирные инструменты…)
Ориентация на настоящее. Предпочитает действие мышлению, конкретные задачи трудным и абстрактным проблемам. Авторитарные организации с жесткой системой подчинения (вооруженные силы, УВД…).

Профессиональная среда:
Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом/передачей информации.

Примеры профессий:
Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, геолог, гравер, агроном, садовод, автослесарь, шофер, пилот, милиционер, охранник (телохранитель), сварщик, стоматолог.

Типичные увлечения:
Реставрация старых механизмов (автомобили, часы, фотоаппараты…)
Ремонт, конструирование, сборка различных устройств. Строительные и восстановительные работы. Фермерство, обустройство дачи, загородного дома. Огородничество, садоводство, охота, рыболовство, туризм, физически опасные виды спорта.

Исследовательский (Investigative)

Личностные характеристики, способности:
Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, навыки письменного изложения мысли, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

Ориентация, предпочтения:
Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности — независимая, самостоятельная работа. Сбор информации, ее систематизация, анализ. Выяснение деталей и причин. Решение проблем через размышление. Анализ гипотез и теорий. Выполнение научной или лабораторной работы.
Размышление предпочитает действию.

10 стр., 4545 слов

11 Воропаев Е. Мединцев В. —  «Ценностные ориентации» Шварца и «цветовые предпочтения» Люшера возможности соотнесения

... в соответствие значение определѐнного цвета. Таким образом ценностные ориентации соотнесены с цветовыми предпочтениями. Показано, что есть основания полагать: ценностные типы при ... , что рассматриваемая Люшером и Шварцем группа личностных свойств относится скорее к первичному типу. Интересно, что способность к эмпатии, как отмечают многие, возрастает ...

Профессиональная среда:
Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Слабоструктурированные организации, представляющие свободу в рабочих действиях. Межличностные отношения играют незначительную роль и связаны с необходимостью обмена сложными идеями.

Примеры профессий:
Физик, астроном, лингвист, программист, микробиолог, архитектор, экономист (аудитор, аналитик…), фармацевт, искусствовед, историк, этнограф, археолог.

Типичные увлечения:
Работа (исследовательский тип часто полностью поглощен своей работой).
Сложные виды деятельности (яхтенный спорт, подводное плавание, альпинизм, …) Компьютеры, программирование, чтение (художественная литература, научные статьи, …)

Артистичный (Artistic)

Личностные характеристики, способности:
Воображение и интуиция, эмоциональность, независимость, гибкость и оригинальность мышления, стремление к самовыражению, демонстративность, свобода от условностей, импульсивность, чувство гармонии, вкус, развитые двигательные способности.

Ориентация, предпочтения:
Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия. Избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Неструктурированные, гибкие организации, дающие возможность для самовыражения

Профессиональная среда:
Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

... полезных советов, поэтому она будет интересна также учащимся профессиональных учебных заведений, уже осваивающим данные профессии. 5.      Рекомендательные ... многократно в жизни приходится задумываться о выборе своего профессионального будущего: где и как получать профессию и специальность, какой работой заниматься, как приобрести ...

Примеры профессий:
музыкант, художник, визажист, фотограф, актер, режиссер, дизайнер, …

Типичные увлечения:
Фотография. Рисование. Живопись. Посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев. Сочинение поэм, рассказов. Художественное коллекционирование. Игра на музыкальных инструментах. Занятие танцами, пением…

Социальный (Social)

Личностные характеристики, способности:
Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей

Ориентация, предпочтения:
Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем

Профессиональная среда:
Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Примеры профессий:
врач, педагог, психолог, экскурсовод, журналист, менеджер по продажам, ди-джей, телеведущий

Типичные увлечения:
Организация развлечения других. Посещение общественных мероприятий, собраний. Добровольное выполнение благотворительной и социальной работы

Предприимчивый (Enterprising)

Личностные характеристики, способности:
Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности, способность убеждения, руководящие и лидерские навыки. Социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия. Амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, экстравертированность.

Ориентация, предпочтения:
Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, деньги, материальное благополучие. Избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания. Интерес к экономике и политике. Любовь к популярности.

Профессиональная среда:
Принятие решений и действия в неопределенных ситуациях. Общение с представителями различных типов, требующее умения разбираться в мотивах других людей, ораторского мастерства и способности убеждать.

Примеры профессий:
Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик, менеджер по продажам, биржевой брокер

Типичные увлечения:
Членство в клубах, организациях, партиях. Посещение собраний, конференций. Спортивные состязания в качестве зрителя или участника. Престижный отдых, развлечения. Организация вечеринок, увеселений. Политическая деятельность.

Традиционный (Conventional)

Личностные характеристики, способности:
Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей

Ориентация, предпочтения:
Порядок, четко расписанная деятельность. Работа по инструкции, заданным алгоритмам. Избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения. Принятие позиции руководства.

Профессиональная среда:
Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и аккуратности.

Примеры профессий:
бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий, библиотекарь, контролер, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, товаровед.

Типичные увлечения:
Коллекционирование марок, монет. Настройка моделей. Проекты улучшения жилища. Участие в гражданских и общественных организациях. Игры с ясными и четкими правилами.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector