Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)

ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

http://personpsy2005.narod.ru/literature/bel24.htm

http://personpsy2005.narod.ru/literature/bel1.htm – Психология личности: Учеб. пособие / О.В. Белановская; Научн. ред. Ю.Н. Карандашев, Т.В. Сенько. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 226 с.

Жизненная стратегия личности

Жизненный путь – индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути:

• Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.

• Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

• Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизни может строиться на основе представления о:

• целостности;

• поэтапности;

• перспективности своего жизненного пути.

Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.

Жизненный путь личности как проблема

С 70-х гг. ХХ в. начал формироваться научный подход к изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость дополнения психологии развития личности исследованием психологии жизненного пути.

10 стр., 4541 слов

Жизненный путь человека и судьба

... об общих для всех людей закономерностях их жизненного пути, еже ли любой путь индивидуален, представляет собой персональную " историю " личности? Для психолога собственная жизнь наступает с постановки таковых вопросов, как: ... меж тем что хочет человек, и тем, что дает ему жизнь. Второй знак стратегии -это заключение противоречий жизни, приобретение собственных житейских планов и целей. В главном люди ...

Основой периодизации личности здесь становятся не только психофизиологические сензитивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии.

Таблица 50

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)

 

№ фазы Возраст в годах Общая характеристика фаз жизненного цикла
до 16 / 20 нет семьи, профессии, нет жизненного пути
16/20–23/30 предварительное самоопределение, выбор супруга
23/30 – 45/50 зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация
45/50 – 69/70 стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей
69 / 70 … старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:

• жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

• главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

• реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

самоосуществление – итог жизненного пути.

Теоретические предпосылки данного подхода освещаются в работах С. Л. Рубинштейна (1989), Б. Г. Ананьева (1980), К. А. Абульхановой-Славской (1991), И. И. Логиновой (1978) и др. В современной западной психологии данной проблемой занимались Б. Ливерхуд (1977), Х. Томе (1983).

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому).

Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51).

Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития (Б. Г. Ананьев, 1980).

Таблица 51

Механизмы психологической защиты

Вытеснение – механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные для нас факты легко забываются.

Проекция – процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Так, скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т. п. Человека, постоянно при-писывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.

Идентификациязащитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и положительный момент – это механизм усвоения социального опыта. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации. Как защитный механизм идентификация применяется, когда индивидуум непроизвольно полностью или частично уподобляется другому чтобы отвратить собственные желания или связанные с ними представления и аффекты, которые вызывают страх. Например, восьмилетняя девочка, которая охотно хотела бы играть со своими друзьями, но еще не сделала своего домашнего задания, идентификаторно перенимает поведение своего отца, который ежедневно долгое время проводит за своим рабочим столом.

Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение в условиях повышенной ответственности с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.

Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Например, безотчетная, не имеющая разумных оснований, неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства, и, напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения.

Рационализация – приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Этот механизм называют еще «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»).

Замещение – защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.

Изоляция, или отчуждение – обособление и локализация внутри сознания травмирующих человека факторов. Доступ в сознание травмирующим чувствам блокируется, так что связь между определенным событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании. Явления «раздвоения (расщепления) личности» могут быть связаны с такой защитой. Как свидетельствуют клинические данные, дойник воплощает то, что чуждо первому «Я»; при этом разные «Я» могут ничего не знать друг о друге.

Сублимация. Отношение сублимации к защитным механизмам является спорным: некоторые психоаналитики считают сублимацию защитным механизмом, но выделяют, что она является сверх того индивидуальным критерием зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивид отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и, освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Я» для культурной деятельности.

Проявления психологической защиты:

• в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе,

• в действиях по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом (1989); их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд (1993).

Выводы

1. Жизненный путь – это жизнь человека как личности, история индивидуального развития. Жизненный путь является содержанием индивидуальной истории, ее мировоззренческой сутью.

2. Научный подход к изучению проблем жизненного пути личности начал формироваться с 70-х гг. XX в. Изучением проблем жизненного пути личности занимались Б. Г. Ананьев (1980), К. А. Абульханова-Славская (1991), Ш. Бюллер (1968), И. И. Логинова (1978), Б. Ливерхуд (1977), С. Л. Рубинштейн (1989), Х. Томе (1983) и др.

3. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Для каждого человека характерна своя стратегия, которая строится на основе представления о целостности, поэтапности, перспективности своего жизненного пути. Самоосуществление – итог жизненного пути (Ш. Бюлер, 1968).

4. В качестве методов исследования жизненного пути используются методы описательной психологии, в частности биографический метод и метод герменевтики.

5. Главная движущая сила развития личности с точки зрения гуманистической психологии – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, т. е. всесторонней реализации самого себя. Личностный рост – сложный и противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий, которые заложены в самой природе человека. Преодоление такого рода препятствий позволяет человеку самоосуществиться.

6. Защитные механизмы личности позволяют человеку избегать противоречий, возникающих при личностном росте. С помощью защитных механизмов при переработке информации происходит предотвращение разрушения единства «образа Я», сформированного у личности. Однако, по сути своей, защитные механизмы носят преимущественно деструктивный характер.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Как ставится проблема жизненного пути личности в зарубежных и отечественных концепциях психологии личности?

2. В чем заключается специфика индивидуального бытия человека?

3. Какие из защитных механизмов, описанных в данном разделе, чаще действуют у Вас? Помогают ли они Вам чувствовать себя лучше?

4. Попытайтесь определить стратегию собственного жизненного пути. Что является исходным положением Вашей стратегии? Каковы Ваши жизненные цели? Возьмите лист бумаги и отметьте на нем наиболее важные для Вас жизненные события. Как эти события влияли на осуществление Вашего жизненного замысла?

5. Попытайтесь описать следующий случай ключевыми словами с помощью ваших знаний об эффективности защитных механизмов: « Руководитель предприятия закончил недельные курсы повышения квалификации. Полный надежд на улучшение работы, он вернулся назад на предприятие. Совместная работа с подчиненными, казалось, действительно существенно улучшилась, правда, за одним исключением: господин X., который и раньше бросался в глаза своими незначительными контактами с коллегами, еще больше замкнулся в себе. На дружеские призывы коллег к сотрудничеству он реагирует недоверчиво » . Какие психоаналитически обоснованные причины поведения господина X. Вы можете назвать?

Возможные решения

1. Проекция собственных не разработанных желаний господина Х. на начальника: «Он хочет, используя дружелюбность и предложение сотрудничества, нагреть себе руки с помощью моих идей».

2. Вытесненная гомосексуальность.

3. На приглашение господин X. реагирует регрессией анальной проблематики, упрямством: «Можно быть недостаточно осторожным, но не сейчас».

Темы для рефератов

1. Проблема смысла жизни в трудах В. Франкла.

2. Психологические аспекты проблемы деградации личности.

3. Метод герменевтики в исследовании жизненного пути личности.

4. Личность и личностный рост: практические пути преодоления остановки в личностном росте.

Литература для аннотирования

1. LafeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. и общ. ред. А. А. Кроника. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1993. – 230 с.

2. Линецкий Ю. Л. Экзистенциальная рефлексия: к постановке проблемы // Известия Тульского государственного университета. – Тула, 2001. – Сер. «Психология». – Вып. 1. – С. 83–111.

3. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика– Пресс, 1993.

4. Hampson S. The Construction of Personality: An Introduction to Modern Psychology. – L.; N.-Y., 1988. – Р . 191–209.

РЕЗЮМЕ

Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути. Однако междисциплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность – в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены академиком Б. Г. Ананьевым. Опять же в силу природы человека, психология занимает в комплексе наук о человеке центральное место, что отмечалось многими видными философами и психологами. Дело в том, что объект (точнее сказать, субъект) развития – Человек разумный – наделен сознанием. И потому, в отличие от всех других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или, как еще говорят, конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события – вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути.

Психология личности, став психологией развивающейся личности, превращается постепенно в психологию жизненного пути. Возможна ли постановка проблемы личной жизни в психологии? Личные проблемы включают множество конкретных проблем: воспитание детей, взаимоотношения с мужем (женой), с родителями, выбор профессии и многое другое. Сложность их в том, что никто не имеет универсального правила, как разрешать тот или иной конфликт, как поправить семейную ситуацию, как изменить свою профессионально неудавшуюся судьбу. Тем более, сложно разрешить такие внутренние проблемы, которые проявляются в ощущении пустоты и скуки жизни, в недовольстве собой и людьми.

Авторитетный французский социальный психолог С. Московичи считает, что решение этой задачи возможно путем индивидуализации, который обеспечивается обществом. Личная жизнь вопреки тому, как мы привыкли ее понимать – это, прежде всего, личное, индивидуальное участие и особенный способ осуществления жизни общественной, профессиональной и т. д.

Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разума и усилий, утверждает К. А. Абульханова-Славская. Сложность личной жизни в том, что за жизненными фактами, событиями и явлениями не всегда «проглядывает» их сущность, их смысл для человека. Трудность обсуждения проблемы жизни в том, что мы всегда имеем как бы два ее ряда: это внешние дела, события, поступки и стоящие за ними цели, намерения, которые человеку далеко не всегда удается реализовать в объективном ходе жизни, а потому, жизнь нельзя оценивать ни по одним фактам, ни по одним намерениям.

Главный критерий человеческой жизни – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Целостность жизни личности, в свою очередь, является предпосылкой ее активности, инициативы, ее индивидуальных проявлений. Как бы ни описывалось развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивид непрерывно эволюционирует как единое целое, ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Превращение индивида в личность означает не только появление особого субъективного феномена «Я», проявляющегося в сложных чувствах представленности собственного внутреннего мира самому субъекту, чувствах уникальности и неповторимости своего «Я», ощущении целостности, единства, самотождественности, но и оформление объективно проявляющейся способности вести себя свободно и независимо от действующих причин и обстоятельств, осуществлять свободный выбор.

Главная движущая сила развития личности с точки зрения гуманистической психологии – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя. Через личностный рост, являющийся сложным и противоречивым процессом, через преодоление внешних и внутриличностных препятствий, человек стремится к самоосуществлению.

Психологически грамотное сопровождение естественного развития личности сможет обеспечить максимальную реализацию его возможностей и позволит избежать отклонений в ходе его развития. Понимание, с одной стороны, уникальности, неповторимости, специфичности, субъективности психологической реальности, внутреннего психологического мира личности, и, с другой – знание психологических закономерностей личностного онтогенеза, необходимо для оказания психологической помощи человеку, в ней нуждающемуся. В исследованиях многих авторов подчеркивается, что большинство проблем взрослого человека коренится в специфике его развития на ранних ступенях онтогенеза. Зная закономерности развития личности, можно вычленять истоки личностных отклонений для дальнейшей их коррекции, способствовать личностному росту человека.