Психологические особенности одаренных детей

Содержание

Введение

1. Особенности познавательного развития

2. Особенности склонностей и интересов

3. Особенности психосоциального развития

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.

Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Историки и биографы первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей:

? 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;

? 75% выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;

? почти 90% из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;

? по крайней мере, 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью; они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.

Также биографы отметили, что будущие гении:

? Рано овладели знаниями в избранной сфере;

? Проявляли высокий интеллект, хорошую память;

? Были увлечены своим делом, энергичны;

? Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм;

? Умели контролировать себя;

? Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми;

? Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.

Многие выдающиеся люди — ученые, художники, управленцы — имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей, которые и обеспечивали им успех в жизни. Естественно предположить, что формирование и развитие этих качеств у детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, а, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.

14 стр., 6638 слов

Физиологические особенности человека

Физиологические особенности человека      Физиоло­гия — наука о жизнедеятельности целостного организ­ма и его отдельных частей, клеток, органов, функ­циональных систем. Это весьма разветвленная наука, охватывающая многие проблемы, связанные с механиз­мами различных функций живого организма (ростом, размножением, дыханием и др.), с их взаимодействием, регуляцией и ...

1. Особенности познавательного развития

Любознательность

Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство — жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, определяемая в отечественной психологии еще и как потребность в «умственных впечатлениях», характерна для каждого здорового ребенка.

Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Становление любознательности возможно лишь благодаря еще одной важной особенности, отмеченной в ряде исследований. Речь идет об эмоциях. Эмоции, как известно, индикатор наличия потребностей и степени их удовлетворения. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, подобно одаренным спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок.

Однако у значительной части детей любопытство, стремление исследовать окружающий мир так и не перерастает в полной мере в любознательность. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это свойство, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства — искренний интерес к миру, проявляющийся в поисковой активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

История сохранила сведения о проявлениях любознательности в детстве у многих будущих гениев. Невероятной тягой к познанию с детства отличались: И.Ньютон, М.В.Ломоносов, Петр I, и многие другие творцы.

9 стр., 4273 слов

Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания

Русский Гуманитарный Интернет Университет Библиотека Учебной и научной литературы WWW.I-U.RU Г.М.Андреева К проблематике психологии социального познания Цикл "Психология социального познания",   посвященный юбилею Г.М. Андреевой.  Статья опубликована:  Мир психологии. № 3. 1999. с. 15-23.      Начиная с 70-х г.г. настоящего столетия в социально- ...

Сверхчувствительность к проблемам

Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным.

Так, Альберт Эйнштейн заложил основу будущей теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со скоростью света?

Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно; «…только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С. Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в н……..

Список используемой литературы

1. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. — Санкт-Петербург: Речь, 2009. — 160с.

2. Касперская О. В. Кафедра русского языка. Система работы с одаренными детьми /О. В. Касперская. — Волгоград: Учитель, 2011. — 119с.

3. Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность [Текст]/ Г. Б. Монина, М. С. Рузина. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 128.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М., 2005.

5. Мухина В.С. Детская психология. — М.: Просвещение. — 2002.

6. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов.

Школа-Пресс, 2007

7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты / под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. — М.: Омега-Л, 2008. — 368с.

Интернет — ресурсы

1. < >2. < psy86.html> — Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности