Основные аспекты изучения психических процессов, основанные на важнейших свойствах психики.

Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности. Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. наивысшей ступенью отражения — сознанием. Психическое отражение не зеркально и не пассивно — это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована ещё И.М.Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

6 стр., 2674 слов

Научное познание

... фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании ... уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ... естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие. ...

Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические свойства — это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

Био-социальный подход к изучению психических процессов.

На основе био-социальной гипотезы Де-Р. строит следующий генетический ряд: психическое (на основе психофизического) взаимодействие — общественная группа — личность — цивилизация. Он описывает, как в различных сферах обществ, жизни происходит переход от органической ступени к надорганической. Общественные организации, существовавшие на докультурной (доисторической) стадии эволюции, — род, племя — были следствием простого факта сожительства людей и представляли собой «органическую множественность». В процессе эволюции подобная множественность стремится перейти в «надорганическое единство». В сфере социальной организации это общественное или духовное единство людей складывается путем появления зачатков гражданских союзов (община) и последующего развития их в более совершенные (город, государство).

В нравственной сфере на доисторической ступени развития человечество пребывало в состоянии «органического единства», т. е. биол. эгоизма, паразитизма и т. п. Затем, в процессе духовного развития человек стремился перейти к ступени «надорганической множественности», на к-рой развивается альтруизм, кооперация, солидарность. Т.о., на истор., или надорганической, стадии развития появляется собственно нравственное поведение человека.

И, наконец, в сфере постижения человеком мира происходит превращение индивидуального сознания как психофизического свойства человеческой особи, — через коллективный опыт, а затем личный опыт социализированного человека, — в общий для всего человечества процесс познания. Появление процесса познания — Де-Р. отмечает проявление четырех гл. факторов цивилизации в жизни каждой личности. Все люди — попеременно ученые, философы, художники и практические деятели. Каждый человек сначала наблюдает мир и находит различия в предметах и явлениях, потом судит о них, выбирает близкое или необходимое, символически отмечает свои предпочтения и лишь потом действует. Закон, управляющий миром социальных явлений, действует и по отношению к личности.

8. Подход основанный на различении уровней интеграции и связанного с ней функционирования психического: индивидный, уровень субекта активности, личностный и уровень психологической индивидуальности.

1,9

Процессы Состояния Свойства
Познавательные Ощущения Восприятие Память Мышление Воображение Речь Внимание Устойчивый интерес Творческий подъем Апатия Угнетенность и др. Направленность Темперамент Характер Способности
Эмоционально-воле- вые Эмоции Чувства Воля
Поведение

Структура психики человека

Выделяются три большие группыпсихических явлений, а именно:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие ит. д).

Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:

♦ общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

♦ эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности,

Подпсихическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.

Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Сенсорные системы человека. Сенсорная организация. Классификации сенсорных систем.

Сенсорная организация личности — это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека — это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.

Главная особенность сенсорной организации человека — это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.Ощущение —низшийпсихический процесс отражения отдельных свойств предметов или явлений внутреннего и внешнего мира при непосредственном контакте.

Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление. Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через «входы» сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов — анализаторов, состоящих из 3 частей:

· рецептор — воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс)

· центральный отдел анализатора — афферентные или чувствительные нервы

· корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Каждый вид ощущения характеризуется не только специфичностью, но и имеет общие свойства с другими видами: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Минимальная величина раздражителя, при которой появляется ощущение — абсолютный порог ощущения. Величина этого порога характеризует абсолютную чувствительность, которая численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. А чувствительность к изменению раздражителя называется относительной или разностной чувствительностью. Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает чуть заметное различие ощущений, называется разностным порогом.

Классификация ощущений

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) — это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения — синестезии. Основная и самая значительная группа ощущений доводит до человека информацию из внешнего мира, и связывает его с внешней средой. Это экстерорецептивные — контактные и дистантные ощущения, они возникают при наличии или отсутствии непосредственного контакта рецептора с раздражителем. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантным ощущениям. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно:

— экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи) зрительная, слуховая, тактильная;

— проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

— интероцептивные (органические) ощущения — возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов, голод и жажда.

Для того, чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определённой величины, которая называется порогом восприятия.
Относительный порог— величина, которую должен достичь стимул, чтобы мы почувствовали это изменение.
Абсолютные пороги— это верхние и нижние границы разрешающей способности органа. Методы исследования порогов:

Метод границ

заключается в постепенном увеличении раздражителя с допороговых, затем обратная процедура

Метод установки

испытуемый самостоятельно различает величину раздражителя

Зрительная сенсорная система.

Зрительное ощущение наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», они имеют большое значение для познания и для практического действия.

Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света.

Световые волны различаются:

1. длинною (числом колебаний в секунду).

Длина обусловливает цветовой тон.

2. амплитуда колебания, т. е. энергия — определяет яркость цвета.

3. форма световой волны — насыщенность цвета

Избирательное поглощение — световые лучи поглощаются иначе, чем они представлены в спектре. Неизбирательное поглощение — световые лучи поглощаются также, как представлены в спектре. Коэфицент поглощения — число, выражающее отношение количества поглощенных световых лучей к количеству падающих на нее лучей. Коэфицент отражения — число, выражающее отношение количества отраженных световых лучей к количеству падающих на нее лучей.

Специализация на панорамном отображении пространственных характеристик окружающей среды. Основано это на том что поверхность предметов отражает некоторые электромагнитные колебания которые формируют структурные «свет» который несет различную инфу о них; Глаз адекватно воспринимает: а) распределении света и тени; б) поверхности; в) свойства поверхности; Вторая функция зрения — отображения перемещения предмета в пространстве; Пространственно временные характеристики: а) локализация по отношению к другим предметам; б) удаленность; в) направление (по направлению к наблюдателю); г) размеры (абсолютные, относительные); д) формы; е) текстура поверхности; Временные характеристики: малая инерционность => последовательность, длительность нормальная, пример просмотр кино или телека; Информационные характеристики, качественные особенности: а) цвет; б) текстура поверхности; в) форма; Энергетические: а) чувствительна к изменению освещенности (очень низкий порог); б) чувствительность варьируется очень сильно (нужно привыкать к темноте, но при ярком свете тоже может функционировать); Диапазон видения ограничен: а) прозрачность воздуха; б) наличие препятствий; Поле зрения примерно 180 градусов; Абсолютный порог — минимальное количества света чтобы вызвать ощущение; КЧМ — критическая частота мельканий — граница между восприятием мельканий и их слиянием, т. е минимальная частота вспышек источника света, при которой свет перестает восприниматься как видимая последовательность отдельных вспышек и начинает восприниматься как непрерывный поток; Острота: а) обнаружения — обнаружения объекта в поле зрения; б) локализации — это способность определить являются ли две линии, концы которых соприкасаются, продолжением друг друга или одна из них смещена относительно друг друга; в) разрешающей способности глаза — способность воспринимать границы между дискретными (не связанными друг с другом) элементами узора; г) распознавания — назвать тест-объекты, т. е тест Снеллена (алфавит при подборе очков); д) динамическая — обнаружение движущегося стимула и способность следит за его перемещением; Угол зрения — величина проекции стимула на сетчатке, т. е при возможности распознавания стимула нам важно величина последнего и расстояние на котором он находится от нас; Движения глаз — позволяют направить и фиксировать взгляд таким образом, чтобы образ визуального стимула оказывался на центральной ямке; Виды: а) саккады — отрывистое, скачкообразное движение глаз наблюдателя, быстро переводится взгляд с одного предмета на другой, это моторные акты связанные с чтением; б) следящие движение глаз — практически полностью автоматическое, и возникает тогда когда стимул находится в движении, цель — слежение за объектом, перемещающемся на неподвижном фоне; в) вестибуло-окулярные — всякий раз когда тело и голова изменяют свое положение в пространстве, глазные яблоки совершают компенсаторные движения, стремящиеся сохранить первоначальное положение глаз; в) вергентные — скоординированные движения глаз, т. е смещение глаз по горизонтали например у приматов; г) микродвижения — рефлекторные. Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяет получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Зрительный анализатор человека в н.у. обеспечивает бинокулярное зрение, т. е. зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения является рефлекс слияния изображения — фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки (бинокулярная фокусировка).

Физиологичное двоение (фокус) помогает оценивать удалённость предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.

Слуховая сенсорная система.

Слуховая сенсорная система — сенсорная система, обеспечивающая кодирование акустических стимулов и обусловливающая способность животных ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей. Периферические отделы слуховой системы представлены органами слуха и лежащими во внутреннем ухе фонорецепторами. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребенок ассоциирует предметы и их названия. Слуховая система — одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека в связи с возникновением у него речи как средства межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе.Функция слуховой системы состоит в формировании слуховых ощущений человека в ответ на действие звуковых волн, представляющих собой распространяющиеся колебания молекул воздуха (упругой среды).

Соотношение физических параметров звуковых раздражителей с субъективными ощущениями человека. Уменьшение амплитуды звуковых волн субъективно воспринимается как уменьшение громкости звука. Увеличение частоты звуковых волн субъективно оценивается как повышение высоты звука. Комплексные звуковые волны, образованные суперпозицией нескольких волн, формируют субъективное восприятие тембра звука. Физическим понятиям амплитуды, частоты и комплексности соответствуют ощущения громкости, высоты и тембра звука (рис. 17.12).

Дети воспринимают звуковые волны в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, но приблизительно с 15—20 лет диапазон частотного восприятия начинает суживаться в связи с утратой чувствительности слуховой системы к самым высоким звукам. В норме независимо от возраста человек легче всего воспринимает звуковые волны в диапазоне от 100 до 2000 Гц, что имеет для него особенное значение, поскольку человеческая речь и звучание музыкальных инструментов обеспечиваются передачей звуковых волн именно в этом диапазоне

Слуховые ощущения.

Особое значения слуха связано с восприятием речи и музыки. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

1.различная амплитуда колебаний, чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Сила зависит и от расстояния уха от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук.

2.частота (продолжительность) колебаний — высокие и низкие звуки.

3.форма колебания (отражается в тембре звука)

Если два тона имеют различный тембр, они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны. Слуховые колебания могут вызываться как периодическими колебательными процессами (музыкальные звуки), так и непериодическими с нерегулярно изменяющийся частотой и амплитудой колебаний (шум).

Свойства звука: 1. громкость (зависит от силы колебаний звуковой волны) — качество воспринимаемого звука. Человек может без всякой тренировки оценивать изменение громкости.

2. Высота — отражает частоту восприятия инфразвуковых колебаний психикой человека">колебаний звуковой волны. Не все звуки воспринимаются нашим ухом (например: ультразвуки и инфразвуки) Обе границы изменчивы, верхняя в особенности от возраста, у пожилых людей чувствительность к высоким тонам падает. Два порога различения высоты: порог простого различения и порог направления. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания.

3. Тембр — особый характер или окраска звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Восприятие гармонии. Гармония отображает созвучие. Вибрато — придает эмоциональную окраску голосу, отражает периодические изменения высоты и интенсивности звука, способ выражения чувств. Дурное вибрато — излишек возбуждения или нарушение периодичности.

Слуховая. Функция — инфа о событиях происходящих в окружающем мире. Именно эта система является главной потому что именно она дает полное описание события; другая функция — коммуникация с особями своего вида; оценивает: а) направление и удаленность и б) размеры; Энергетические: широкий диапазон интенсивности звука; Информационные: качество; Временные: тонкая дифференцировка (длительность, последовательность отображения происходит хорошо); Доминирование в: а) темноте; б) в ситуации с ограниченной видимостью; в) в лесу; Физический стимул. Например звуковая волна — паттерн изменения давления воздуха, представленный в виде подошв и пиков; Частота — протекание цикла изменений давления (т.е переход от сжатия к разрежению и обратно); длина звуковой волны — линейное расстояние между двумя последовательными компрессиями; высота звука — психологический параметр аудиального стимула; Амплитуда — количество изменения звукового давления, при малом давлении амплитуда звука мала и звук слабый и наоборот; Громкость — слуховое ощущение или психологический параметр, определяемый величиной амплитуды; Интенсивность и дифференциальный порог — минимальная величина на которую нужно изменить интенсивность аудиального стимула чтобы испытуемый почувствовал разницу между ними.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector