Лекция 4 тема : личность и межличностные отношения

  1. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ : СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА И СОДЕРЖАНИЯ ЭТИХ ПОНЯТИЙ. (АНАНЬЕВ Б.Г. О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ. С209 — 211)
  2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
  3. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ , ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Вопрос 1. Индивид, личность, индивидуальность : соотношение объема и содержания этих понятий.

КОРЕННЫМ ИЛИ РОДОВЫМ ИСХОДНЫМ ПОНЯТИЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕК».

  1. ЧЕЛОВЕК — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ К МЛЕКОПИТАЮЩИМ РОДА HOMO SAPIENS. ЧЕЛОВЕК КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ САМЫМИ СУЩЕСТВЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ, КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ :
  • ПРЯМОХОЖДЕНИЕ,
  • НАЛИЧИЕ РУК, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ К ПОЗНАНИЮ И ТРУДУ,
  • БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ЧЕРЕПА С ВЫСОКОРАЗВИТЫМ МОЗГОМ.

ФАКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ПОНЯТИИ «ИНДИВИД». ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ ИНДИВИДОМ. ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА (НОРМАЛЬНОГО, АНОМАЛЬНОГО, ШИЗОФРЕНИКА, ПАРАНОИКА, ОЛИГОФРЕНА И Т.Д.) ВСЕ — РАВНО НАЗЫВАЮТ ИНДИВИДОМ.

ИНДИВИД — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СВОЙСТВЕННЫХ ЛЮДЯМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ПРИСУТСТВУЮТ ИЛИ ОТСУТСТВУЮТ ОНИ У ДАННОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 2 КЛАССА :

  1. ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ СВОЙСТВА :
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
  • ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ,
  1. ИНДИВИДНО-ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА :
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ),
  • НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ),
  • ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

НАИВЫСШЕЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМПЕРАМЕНТ И ЗАДАТКИ.

2. РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА В СОЦИУМЕ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ». И РЕЗУЛЬТАТ ЭТОГО РАЗВИТИЯ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ, НО И ОТ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ (Т. Е. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗАДАТКИ, НО ЧТОБЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НЕДОСТАТОЧНО ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НАПРИМЕР, МУЗЫКОЙ, НУЖНО, ЧТОБЫ У НЕГО БЫЛИ ЗАДАТКИ К ЭТОМУ)

12 стр., 5969 слов

Возрастные особенности формирования свойств внимания

... регуляторов во внутренние, позволяющий индивиду полноценно развиваться. Объект исследования: свойства внимания. Предмет исследования: особенности формирования и развития свойств внимания в периоды ранней ... определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности человека. Помимо новизны поступающих символов, значительную роль играет их повторение. ...

Т.О. ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ИНДИВИД, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ ТАКИХ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕНЫ, ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПО ПРИРОДЕ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ЯВЛЯЮТСЯ УСТОЙЧИВЫМИ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ, СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ПОСТУПКИ ЧЕЛОВЕКА.

КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ», ТО НЕОБХОДИМО ЗАТРОНУТЬ ДВА ВАЖНЫХ МОМЕНТА: ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ И СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ.

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ — ЭТО ЗНАЧИТ ОКАЗАТЬСЯ И ОСТАВАТЬСЯ В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРЕДСТАВЛЕННЫМ ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СЕБЯ КАЧЕСТВАМИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНА СОВОКУПНОСТЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОВЕРШАТЬ ДЕЯНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ.

ИСТОЧНИКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ :

  • АКТИВНОСТЬ САМОЙ ЛИЧНОСТИ,
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЬЮ ИНДИВИДА В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ И ОБЪЕКТИВНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ РЕФЕРЕНТНОЙ ДЛЯ НЕГО ОБЩНОСТИ ПРИНИМАТЬ ЛИШЬ ТОЛЬКО ТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НОРМАМ И УСЛОВИЯМ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — НЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО НАД- ИЛИ СВЕРХЛИЧНОСТНОЕ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЭТО ЛИЧНОСТЬ В ЕЕ СВОЕОБРАЗИИ. ЭТО ПОНЯТИЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ЛИШЬ ТЕ ИНДИВИДНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, ТАКОЕ ИХ СОЧЕТАНИЕ, КОТОРОЕ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ В ВИДУ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ЧАЩЕ ВСЕГО СЛОВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОДЧЕРКИВАЮТ КАКУЮ-ЛИБО ВЫСТУПАЮЩУЮ ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ДЕЛАЮЩУЮ ЕЕ КОНТРАСТНОЙ , НЕ ПОХОЖЕЙ НА ОКРУЖАЮЩИХ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ — УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО НЕ ЗАМЕЧАЮТ ДРУГИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, Т.Е. УМЕНИЯ СТАВИТЬ ПРОБЛЕМЫ И РЕШАТЬ ИХ.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ — ЧРЕЗМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ОДНОГО ИЗ ЧУВСТВ, ПОДВИЖНОСТЬ ЭМОЦИЙ.
  • ВОЛЕВОЙ — СИЛА ВОЛИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ МУЖЕСТВО ИЛИ САМООБЛАДАНИЕ.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ В СВОЕОБРАЗНОМ СОЧЕТАНИИ СВОЙСТВ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИДАЮЩЕМ ОСОБЫЙ КОЛОРИТ ЕГО ПОВЕДЕНИЮ ИЛИ ДЕЙСТВИЯМ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЕЕ, ДЕТАЛЬНЕЕ И ТЕМ САМЫМ ПОЛНЕЕ.

Вопрос 2. Формирование и развитие личности

С МЫСЛЬЮ О ТОМ, ЧТО ЛИЧНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ, А СТАНОВИТСЯ, СОГЛАСНЫ СЕЙЧАС БОЛЬШИНСТВО ПСИХОЛОГОВ. ОДНАКО, ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ТО, КАКИМ ЗАКОНАМ ПОДЧИНЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСХОДЯТСЯ. ЭТИ РАСХОЖДЕНИЯ КАСАЮТСЯ :

  • ПОНИМАНИЯ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ,
  • ЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА И РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
  • ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ,
  • НАЛИЧИЯ, СПЕЦИФИКИ И РОЛИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
  • ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ДРУГИХ ВОПРОСОВ.

С КАЖДЫМ ТИПОМ ТЕОРИЙ СВЯЗАНО СВОЕ ОСОБЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ УСИЛИВАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ, ЦЕЛОСТНОМУ РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ТЕОРИЙ И ПОДХОДОВ. ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ КОНЦЕПЦИЙ СТАЛА ТЕОРИЯ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА Э. ЭРИКСОНА, НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД КОТОРОГО В ТЕОРИЮ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВЫДЕЛЕНИИ 8 ЖИЗНЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ, НЕИЗБЕЖНО НАСТУПАЮЩИХ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА :

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

... 5]. Важным условием для своевременного и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное ...

  1. КРИЗИС ДОВЕРИЯ — НЕДОВЕРИЯ (В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ),
  2. АВТОНОМИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СОМНЕНИЯМ И СТЫДУ ( В ВОЗРАСТЕ 2 — 3 ЛЕТ),
  3. ПОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ В ПРОТИВОВЕС ЧУВСТВУ ВИНЫ (ПРИМЕРНО ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ),
  4. ТРУДОЛЮБИЕ В ПРОТИВОВЕС КОМПЛЕКСУ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ),
  5. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СЕРОСТИ И КОНФОРМИЗМУ (ОТ12 ДО 18 ЛЕТ),
  6. ИНТИМНОСТЬ И ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТИВОВЕС ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ (ОКОЛО 20 ЛЕТ),
  7. ЗАБОТА О ВОСПИТАНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ «ПОГРУЖЕНИЮ В СЕБЯ» (МЕЖДУ 30 И 60 ГОДАМИ),
  8. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНЬЮ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОТЧАЯНИЮ (СТАРШЕ 60 ЛЕТ).

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ ЭРИКСОНА ПОНИМАЕТСЯ КАК СМЕНА ЭТАПОВ, НА КАЖДОМ ИЗ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ОН КАК ЛИЧНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ НЕЧТО НОВОЕ, ХАРАКТЕРНОЕ ИМЕННО ДЛЯ ДАННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЯЮЩЕЕСЯ У НЕГО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.

САМИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПО ЭРИКСОНУ, ВОЗНИКАЮТ НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ. ИХ ПОЯВЛЕНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННО СТАДИИ ПОДГОТОВЛЕНО ВСЕМ ПРОЦЕССОМ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. НОВОЕ В НЕЙ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ И УТВЕРДИТЬСЯ, ЛИШЬ КОГДА В ПРОШЛОМ УЖЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКСОНУ :

  1. РАННЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА).

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБЩЕНИЕМ С НИМ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МАТЕРИ. НА ЭТОЙ СТАДИИ УЖЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ В БУДУЩЕМ СТРЕМЛЕНИЯ К ЛЮДЯМ ИЛИ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ НИХ.

  2. ПОЗДНЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).

    ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ТАКИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. ИХ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.

  3. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОКОЛО 3 — 5 ЛЕТ).

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.

  4. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 5 ДО 11 ЛЕТ).

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ.

  5. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ПОДРОСТНИЧЕСТВО И ЮНОСТЬ (ОТ 11 ДО 20 ЛЕТ).

    УЧЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, АКТИВНЫЙ ПОИСК СЕБЯ

  6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 20 ДО 45 ЛЕТ).

    СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТАКТАМ С ЛЮДЬМИ. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ЛЮБОВЬ И РАБОТА.

  7. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40-45 ДО 60 ЛЕТ).

    ТВОРЧЕСТВО. ЗРЕЛАЯ ПОЛНОЦЕННАЯ И РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

  8. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (СВЫШЕ 60 ЛЕТ).

    ПОЛНОТА ЖИЗНИ, ОЦЕНКА ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ПОЛЕЗНОСТИ.

Вопрос 3. Понятие межличностных отношений , их роль в жизни человека

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ УДЕЛЯЕТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ — ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ. ОНИ ДЕЛЯТСЯ НА :

  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ,
  • ОТНОШЕНИЯ РУКОВОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ (В ЧАСТНОСТИ, ЛИДЕРСТВА),
  • ДЕЛОВЫЕ И ЛИЧНЫЕ,
  • РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ.

ОФИЦИАЛЬНЫМИ НАЗЫВАЮТ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ НА ДОЛЖНОСТНОЙ ОСНОВЕ. ОНИ ФИКСИРУЮТСЯ ЗАКОНОМ, РЕГУЛИРУЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ, УТВЕРЖДЕННЫМИ ОФИЦИАЛЬНО, СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПРАВИЛАМИ И НОРМАМИ.

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... я поставил перед собой цель ознакомить читателя с отношением людей к смерти в разные культурные эпохи, от архаических ... Эти ритуалы были составной частью общей стратегии человека в отношении к природе. Человек обычно заблаговременно чувствовал приближение конца и ... смерти. Затем постараюсь показать на литературных примерах отношение к смерти людей, живших в разные культурные эпохи: Древние времена ...

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА БАЗЕ ЛИЧНЫХ, ИЛИ ЧАСТНЫХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ. ДЛЯ НИХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ, ОБЩЕПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ, ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ.

ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С СОВМЕСТНОЙ РАБОТОЙ ИЛИ ПО ЕЕ ПОВОДУ, А

ЛИЧНЫЕ — КАК ОТНОШЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ.

В РАЦИОНАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЮТ ЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ О ДРУГЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ, КОТОРЫЕ ИМ ДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — ЭТО, НАПРОТИВ, ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНЫЕ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛИЧНОМ, ИНДИВИДУАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ. ТАКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СОПРОВОЖДАЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ОНИ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ОСНОВАНЫ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ, ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЧЕЛОВЕКЕ.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В :

  • СТАТИКЕ — В ТОМ ВИДЕ, В КАКОМ ОНИ СФОРМИРОВАЛИСЬ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ. ЗДЕСЬ АНАЛИЗИРУЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ,
  • ДИНАМИКЕ — В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ. ЗДЕСЬ АНАЛИЗИРУЮТСЯ ЗАКОНЫ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.

ЭТИ ДВА ПОДХОДА ЧАСТО СОСЕДСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ, ВЗАИМНО ДОПОЛНЯЯ ДРУГ ДРУГА

ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ ЗАКОНОМЕРНО ИЗМЕНЯЮТСЯ. СНАЧАЛА, НА ИСХОДНОМ ЭТАПЕ, ОНИ БЫВАЮТ ОТНОСИТЕЛЬНО БЕЗРАЗЛИЧНЫМИ (ЛЮДИ, НЕ ЗНАЮЩИЕ ИЛИ СЛАБО ЗНАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА, НЕ МОГУТ ОПРЕДЕЛЕННО ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ), ЗАТЕМ МОГУТ СТАНОВИТЬСЯ КОНФЛИКТНЫМИ, А ПРИ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ. ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ ОБЫЧНО ЗА СРАВНИТЕЛЬНО КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ЛЮДИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГРУППУ НЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬСЯ КАК ЛИЧНОСТИ .

ФИКСАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ИНДИВИД В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. У КАЖДОГО ИНДИВИДА ВСЕГДА НЕСКОЛЬКО СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ВНУТРИ КАЖДОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ( СИСТЕМА СЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ).

СОДЕРЖАНИЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, Т.Е. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА. ЗДЕСЬ ВАЖНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ — ФИКСАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, А В СИСТЕМЕ ГРУППОВЫХ СВЯЗЕЙ, ПРИЧЕМ НЕ НА ОСНОВЕ ЕГО ОБЪЕКТИВНОГО МЕСТА В ЭТОЙ СИСТЕМЕ, А МЕСТА , ВОЗНИКШЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. ( НАПРИМЕР, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ : «РУБАХА — ПАРЕНЬ», «СВОЙ В ДОСКУ», «КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ» И Т.Д.) ИСПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ВЫЗЫВАЕТ В ДРУГИХ ЧЛЕНАХ ГРУППЫ ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ И ТАКИМ ОБРАЗОМ В ГРУППЕ ВОЗНИКАЕТ ЦЕЛАЯ СИСТЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЧЕРТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА, Т.Е. ОНИ ВОЗНИКАЮТ И СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧУВСТВ, РОЖДАЮТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ.

ОБА РЯДА ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА : И ОБЩЕСТВЕННЫЕ, И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ, РАСКРЫВАЮТСЯ И РЕАЛИЗУЮТСЯ В ОБЩЕНИИ. Т.О., КОРНИ ОБЩЕНИЯ ЛЕЖАТ В САМОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩЕНИЕ И ЕСТЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА.

9 стр., 4267 слов

Общение в системе межличностных и общественных отношений.

... способ мышления человека. Общение в системе межличностных отношений осуществляется при самом разнообразном отношении одного человека к другому, как при положительном, так и отрицательном. Тип межличностных отношений не безразличен ... вербальном и невербальном и т. д. Непосредственное общение является исторически первой формой общения друг с другом. На его основе в более поздние периоды ...

КАЖДЫЙ РЯД ОТНОШЕНИЙ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ РАМКАХ ОБЩЕНИЯ.

В РЕАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ДАНЫ НЕ ТОЛЬКО МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ, Т.Е. ВЫЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ, НЕПРИЯЗНЬ И ПРОЧЕЕ, НО В ТКАНЬ ОБЩЕНИЯ ВОПЛОЩАЮТСЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ, Т.Е. БЕЗЛИЧНЫЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЯ.

3-КОМПОНЕНТНУЮ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ:

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА — ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ,
  2. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА — ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОБЩАЮЩИМИСЯ ИНДИВИДАМИ, Т.Е. ОБМЕН ДЕЙСТВИЯМИ,
  3. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА — ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ДРУГ ДРУГА ПАРТНЕРАМИ ПО ОБЩЕНИЮ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.

3 Функции общения :

  1. ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАТИВНАЯ,
  2. РЕГУЛЯЦИОННО — КОММУНИКАТИВНАЯ,
  3. АФФЕКТИВНО — КОММУНИКАТИВНАЯ

КАЖДАЯ СТОРОНА ИЛИ ФУНКЦИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОТДЕЛЬНО. ВСЕ ЭТИ СТОРОНЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ВЫЯВЛЯЮТСЯ В СЛУЧАЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ, Т.Е. В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО КОНТАКТА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.