Формы проявления и масштаб социальных конфликтов

Структурные характеристики конфликта

 

2.1. Содержание конфликта

2.2. Объективные элементы конфликта

Объект конфликта

Участники конфликта

Формы проявления и масштаб социальных конфликтов

Среда конфликта

2.3. Личностные элементы конфликта

Основные психологические доминанты поведения

Черты характера и типы личностей

2.3.3. Акцентуации характера и психофизиологические качества

Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности

Неадекватные оценки и восприятия

Манеры поведения

Этические ценности

 

Любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру и содержание конфликта как целостного явления. По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные (внеличностные) иличностные.

 

2.1. Содержание конфликта

 

Содержание каждого социального конфликта специфично, но в любом случае оно включает в себя три группы элементов:

1) социальные действия и взаимодействия, осуществляемые в ходе социального конфликта;

2) предмет социальных действий и взаимодействий, т.е. то, из-за чего или ради чего они совершаются;

3) изменения, вызываемые социальными действиями и взаимодействиями.

Действия и взаимодействия конфликтующих сторон различаются своей направленностью. Возможные варианты направленности:

1) на победу – взять верх над другой стороной;

2) на сотрудничество – поиск взаимовыгодных решений;

3) на компромисс – поиск компромиссного решения;

4) на оборону – защита от нападок другой стороны;

5) на отступление – принятие позиции другой стороны;

6) на уклонение – уход от конфликта.

К.У. Томас и Р.Х. Киллмен выделяют и рассматривают пять стратегий действия и взаимодействия конфликтующих сторон.

1. Приспособление — изменение собственной позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступление своими интересами.

2. Компромисс — распределение выгод и убытков, переменное для обеих сторон.

3. Сотрудничество — достаточно длительное и состоящее из нескольких этапов взаимодействие сторон по совместному поиску взаимовыгодных вариантов.

4 стр., 1694 слов

Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение на примере ...

... конфликта в системе общественных действий и взаимодействий; 4. изучения конкретных видов конфликтов, ... конфликта и суицидального поведения. Объектом настоящего исследования являются категории «внутриличностный конфликт» и «суицидальное поведение». Предметом исследования является изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и суицидального поведения. ... и самым отсталым элементам народа, и с самых ...

4. Уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации без ее разрешения.

5. Соперничество — открытая борьба конфликтующих сторон за свои интересы, упорное отстаивание ими собственных позиций.

Своеобразную позицию по отношению к направленности конфликтных действий и взаимодействий занимает А.А. Брагин. Описывая этнические конфликты, он выделяет такие стратегии конфликтного взаимодействия, как: победу (соперничество), сотрудничество, компромисс, оборону, отступление, отклонение. Проведенное им исследование привело к выводу о том, что наибольшее распространение в конфликтном взаимодействии имеет стратегия победы. Второе место по рейтингу распространенности занимает стратегия сотрудничества, третье место — стратегия компромисса. Достаточно широко распространена также стратегия обороны (четвертое место).

Сравнительно ниже рейтинг распространенности стратегий отступления и уклонения.

Предмет конфликтного взаимодействия выражает то, из-за чего происходит столкновение противоборствующих сторон. Так, предметный анализ этнических конфликтов с этой точки зрения позволяет сгруппировать их в шесть основных типов.

Первый тип – конфликты, в которых доминирующую роль играют территориальные притязания. Наиболее явный пример этого типа – осетино-ингушский. Напряженность в связи с территориальными спорами имеет место и в Кабардино-Балкарии.

Второй тип – конфликты сецессионного типа, в которых ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис (например, подписанное соглашение между чечней и Россией о ее выходе из состава России в трехлетний срок, подписанное Дудаевым и Лебедем).

Сецессионные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями.

Третий тип – статусные конфликты, в основе которых лежат требования о расширении административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе.

Четвертый тип – социально-политические конфликты, в основе которых лежат требования социально-политического равноправия этнических общностей.

Пятый тип – социокультурные конфликты, в основе которых лежат требования социокультурного равноправия этнических общностей.

Шестой тип – социально-бытовые конфликты, в основе которых лежат требования социально-бытового равноправия этнических общностей.

Предметное основание для типологизации других – корпоративных и позиционных конфликтов принято О. Осипенко и К.В. Решетниковой. В своей монографии «Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования)» О. Осипенко выделяет и рассматривает несколько групп (а внутри каждой группы – разновидностей) корпоративного конфликта в зависимости от предмета противостояния, т.е. преследуемых конфликтными сторонами. К.В. Решетникова проводит аналогичную исследовательскую процедуру в отношении позиционных конфликтов.

Изменения, вызываемые конфликтными действиями и взаимодействиями, могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Одним из конструктивных последствий конфликта является, например, то, что в процессе конфликтного взаимодействия происходит разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.

10 стр., 4765 слов

Менталитет и его выражение в этнической картине мира

... ёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др. Объект исследования: этнический менталитет. Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира. Цель исследования - проанализировать менталитет как ...

Наличие своеобразных «выходных клапанов» и «отводных каналов» способствует взаимной адаптации индивидов, стимулируя положительные изменения. Другим позитивным последствием конфликта является то, что его участники осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаясь друг к другу. Конструктивная роль конфликта проявляется и в том, что этот феномен способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга, и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

 

2.2. Объективные элементы конфликта

 

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.).

Такими элементами являются: 1) объект конфликта; 2) участники конфликта; 3) среда конфликта.

 

Объект конфликта

 

Объект конфликта — это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.

Существуют 3 типа объектов конфликта:

1) объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;

2) объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;

3) объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).

Различия между объектом и предметом конфликта.

1. В общем смысле объект конфликта — это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта — это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

2. Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.

3. Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.

Характеристики объекта конфликта:

· объект конфликта — это та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

· объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида;

· объект конфликта не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов, причем эти интересы находятся в противоречии (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);

11 стр., 5424 слов

Глава 1. Малая социальная группа как первичный элемент сплочения ...

... сторонами являются группы – коллективы подразделений организации) и межгрупповых конфликтов между большими социальными группами (политические, межкультурные и др.). Происходит игнорирование такого вида конфликтов как внутригрупповые конфликты или конфликты в малых группах. Это связано ...

· объект конфликта всегда имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;

· конкретно исторический характер объектов конфликта (Вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);

· релятивистский характер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;

· реалистический объект конфликта и нереалистический, тот, который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).

 

 

Участники конфликта

 

Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.

Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

— первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей;

— вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание;

— третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам.

Роли— некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:

· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;

· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, — это участники конфликта.

Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, т.е. косвенные участники конфликта могут:

· провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель — спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;

· содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);

· поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);

· планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);

· быть жертвой конфликта.

Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта).

Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.

Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.

Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:

· оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

· оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

· оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

· оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.

Социальный статус — общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.

Потенциал (сила) — возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.

Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.

Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.

Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе.

Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов.

1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп.

2. Фактор человеческих ресурсов. Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций.

3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности).

Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур.

4. Скрытые факторы. Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей.

5. Материальные ресурсы и политика. Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.

6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.

Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.

Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).

Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей:

— участники: атакующие и защищающиеся;

— управляющие конфликтом;

— нейтральные.

Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем.

1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее.

2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток.

3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение.

4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец).

Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками».

5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры.

6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам.

7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу.

8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают.

9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются.

10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников).

Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях.

11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют.

Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер.

Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных).

Таблица 1

Распределение участников конфликтного взаимодействия

 

  Среди руководителей Среди сотрудников
Непосредственные участники 26,3 38,2
Манипуляторы 4,7 3,4
Подстрекатели 5,3 11,6
«Спонсоры» 2,4 4,8
Арбитры 57,0 21,0
«Жертвы» 29,1 34,6
Посредники (медиаторы) 63,3 28,2
Зрители 11,7 42,3
«Общественные контролеры» 15,0 17,0
«Болельщики» 5,3 25,0
Наблюдатели 7,2 37,6

 

Комментируя эти данные, заметим следующее.

Во-первых, конфликтное взаимодействие и, соответственно, конфликтные роли рассматривались непосредственно применительно к тем организациям, где работают респонденты. Не принимались во внимание те конфликты, которые имели место вне этих организаций (внутрисемейные, межорганизационные и т.д.).

Во-вторых, принимались во внимание не только текущие конфликты, но и те конфликты, в которых респондентам приходилось принимать участие за последние 1-2 года.

В-третьих, если конфликтные роли разделить условно на «активные» (непосредственные участники, манипуляторы, «посредники», «спонсоры», арбитры, «подстрекатели», «общественные контролеры», «болельщики») и «пассивные» («жертвы», зрители, наблюдатели), то активные роли явно преобладают среди руководителей, а пассивные – среди сотрудников. Это относится прежде всего к ролям «арбитры», «жертвы», посредники, зрители, наблюдатели. Это различие обусловлено, скорее всего: 1) статусными особенностями, когда руководителю по статусу (по должности) приходится принимать более активное участие в конфликтном взаимодействии; 2) личностными качествами руководителей (сравнительно большая чувствительность конфликтам, активность, стремление к порядку и т.д.), благодаря которым они занимают руководящую должность и осуществляют успешное руководство.

В-четвертых, в роли «непосредственных участников» конфликта выступают 26,3% руководителей и 38,2% сотрудников, что свидетельствует о достаточной частоте организационных конфликтов. Но из этого еще не следует делать вывод о какой-то социальной «ущербности», «неполноценности» обследованных организаций, т.к. дело даже не в частоте возникающих конфликтов, а в том, насколько правильно они оцениваются и как оперативно, успешно разрешаются.

В-пятых, сравнительно более низкие показатели по таким ролям, как «манипуляторы», «подстрекатели» и «спонсоры» дают основания думать, что конфликты в обследованных организациях являются в большей мере естественным следствием происходящих в них процессов, столкновения интересов и позиций, и в меньшей мере – следствием искусственно нагнетаемой напряженности, подстрекательства.

В-шестых, «жертвами» организационных конфликтов становятся почти в равной мере и сотрудники организаций, и их руководители: первые – из-за психологического дискомфорта, вызываемого конфликтными отношениями; вторые – из-за вызываемых ими организационных дисфункций. Примерно в равной мере распределяются между ними функции «общественных контролеров».

В-седьмых, среди руководителей сравнительно меньше «зрителей» и «наблюдателей», а также «болельщиков» (5,3% против 25,0% среди сотрудников организаций).

Более охотно выполняют они роли арбитров и посредников (медиаторов).

 

Формы проявления и масштаб социальных конфликтов

Социальные конфликты выражаются и проявляются в различных формах. Они могут проявляться, в частности, в скрытой, открытой или публичной (демонстративной) формах. Можно говорить также о рациональной, эмоциональной, коммуникативной, инструментальной формах проявления конфликта. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины – это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ресурсов. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается. Однако в ходе конфликтных столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, и участники действуют на основе личной неприязни. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений.

В зависимости от направленности поведения участников противоборства по отношению к его предмету конфликты бывают следующих типов:

1) Приближение – приближение (выражается в конкуренции двух субъектов из-за третьего (субъекта или объекта).

2) Приближение – избегание (выражается в неадекватной потребности двух партнеров в третьем (объекте или субъекте).

3) Избегание – избегание (два партнера отвергают третьего (объекта или субъекта), но один из них должен стать его обладателем).

Важное значение имеет также учет степени управляемости социальных конфликтов. В зависимости от этого они могут быть:

1) управляемыми – на развитие конфликта без особых затруднений возможно оказывать управляющее воздействие;

2) плохо управляемыми – оказание управляющего действия на развитие конфликта сопряжено с определенными трудностями;

3) неуправляемыми – оказывать управляющее воздействие на конфликт не представляется возможным.

Еще одной структурной переменной конфликта выступает его масштаб. Масштаб конфликта – это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба можно выделить локальные и глобальные процессы. Локальные конфликты охватывают часть социального пространства, глобальные охватывают собой все социальное пространство. Стремление ограничить конфликт определенным местом и не допускать его распространения будем называть локализацией. Стремление расширить конфликт назовем соответственно «глобализацией». Точная оценка масштаба социального конфликта с учетом его «невидимых», скрытых форм является, как правило, важной предпосылкой принятия практических решений.

 

Среда конфликта

 

Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимо­действия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно-психоло­гическую и 3) социальную.Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных ус­ловий жизни людей.

Физическая среда конфликта — это совокупность географических, климатических, экологических условий, в которых протекает противоборство. На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. На макроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими, экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта.

Общественно-психологическая среда конфликта— это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств, переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро — и макроуровнях общественной системы, На микроуровне, например, в рамках организации, общественно-психологическая среда — это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим. На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. Большое значение в формировании общественно-психологической среды на разных уровнях социальной системы принадлежит средствам массовой информации (СМИ).

Социальная среда конфликтапредставляет собой совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические отношения в данном обществе. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и способы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора.

 

2.3. Личностные элементы конфликта

 

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать: основные психологические доминанты поведения; черты характера и типы личностей; акцентуации характера и психофизиологические качества; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности. Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

 

Черты характера и типы личностей

 

Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют, прежде всего, две основные психологические оси личности:

•экстраверсия — интроверсия;

• эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность. В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:

1) Экстраверты — люди, требующие постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.

2) Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.

3) Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.

4) Эмоционально стабильные люди — им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.

Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному плюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

1. Меланхолик человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.

2. Холерик сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.

3. Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.

4. Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.

Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

 

2.3.3. Акцентуации характера и психофизиологические качества

 

Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.

Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, недактичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темпе­рамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно – экзальтированный).

Приведем типы характера акцентуированных личностей:

1) Демонстративность (демонстративный тип) — высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.

2) Педантичность (педантичный тип) — высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий. В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

3) Застревание (застревающий тип) — основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.

4) Гипертимность (гипертимический тип) — высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип) — характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) — основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) — лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

8) Эмотивность (эмотивный тип) — это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.

9) Циклотимность (циклотимический тип) — характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

К личностным элементам конфликта следует отнести также такие психофизиологические качества людей, которые нашли свое выражение в выделении двух типов личности: 1) художественного и 2) мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики.

У людей, относящихся к художественному типу, доминирует правое полушарие мозга. Для них характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия. У представителей мыслительного типа доминирует левое полушарие. У них преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логические рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональностью. Говорить, кто из них умнее, или какой тип «лучше» также, как и в предыдущем случае, не имеет смысла. Речь идет лишь о двух специфических особенностях восприятия мира человеком. Однако их следует учитывать, когда речь идет об общении и взаимодействии людей, так как резкое расхождение между людьми по этим качествам может стать причиной возникновения конфликта.

 

Неадекватные оценки и восприятия

 

Неадекватные оценки и восприятия человеком как других людей, так и самого себя также являются важным элементом конфликта.

Занижение или завышение качеств других людей или своих собственных может порождать самые разнообразные недоразумения, противоречия и конфликты. Так, если человек полагает, что он является неформальным лидером в группе и пользуется повышенным авторитетом, а на самом деле, в глазах коллег он заурядный член организации, то это расхождение в оценках может привести к конфликту. В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.

1. Эффект ореола — ошибка, которая возникает при необходимости делать выводы о внутренних характеристиках другого человека по внешним признакам. Суть ее состоит в распространении, в условиях дефицита информации, общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол) и негативной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то и в дальнейшем его поступки и черты будут переоцениваться в положительную сторону, а отрицательные моменты будут недооцениваться или не замечаться. И наоборот, если первоначальное общее впечатление отрицательное, то даже положительные поступки человека в последующем или недооцениваются или вовсе не замечаются.

Эффект ореола может способствовать возникновению самых разных конфликтов. Школьнику, которому с самого начала приклеили ярлык «бестолочь» или «лентяй», будет в последующем непросто доказать, что он нормальная личность. Но и с положительным ореолом — «умница», «вундеркинд» и т. д. ребенку нелегкобудет справиться. И тот и другой орел вполне могут стать причиной и внутриличностного и межличностного конфликтов.

2. Эффект бумеранга – при определенных воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельную личность может получиться результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект, как правило, возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит не соответствующий действительности характер, если, наконец, субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у тех, кто ее воспринимает. В этих условиях, если источник информации будет даже говорить правду, можно ожидать, что ему не поверят.

3. Эффект новизны — при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — последняя, то есть более новая информация.

4.Эффект снисходительности — тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств.

5.Логическая ошибка — близка к эффекту ореола. Суть ее заключается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов. Например, если человек высоко оценивается по шкале агрессивности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале энергичности. В данном случае качества личности оценивают, исходя из определенных логических построений. Высокая или низкая оценка какой-либо характеристики дается только исходя из того, что она вроде бы логически связана с другими.

6. Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет существенную роль в оценке человеком других людей исобытий. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта. Если для человека, вступающего во взаимодействие с другими, учитель всегда «зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кавказской национальности» — все бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить конфликтный характер.

7. Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оценивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользуется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальности, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.

8. Ошибка привлекательности и взаимной симпатии — заключается в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завышается. Вообще, люди, которые нам привлекательны, получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и другая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаимной любовью и награждаются завышенными оценками. Как тут не вспомнить басню ИА. Крылова: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?…».

9. Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый сравнивается сдругими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.

 

Манеры поведения

 

Эта составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.

В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них.

1) «Агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.

2) «Жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.

3) «Молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.

4) «Сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.

5) «Вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.

6) «Всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали и другие. Они могут действовать как «бульдозер», расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.

Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:

1) «максималисты» — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

2) «скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;

3) «невинные лгуны» — заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что нет;

4) «ложные альтруисты» — якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.

Встречаются «игроки» различных типов, например, такие люди, которые говорят и поступают в стиле «да, но…», описанные Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.

 

Этические ценности

 

Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И вступая в общение с другими, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе взаимодействие, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач достижения целей, так и затруднить его или даже сделать конфликтным. Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:

1) социальную ответственность поведения управляющих и сотрудников в организации;

2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;

3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства для их достижения и т.д.

Существуют люди, полагающие, что задача организации состоит, прежде всего, в том, чтобы добиться максимальной прибыли, невзирая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим ценностям, как альтруизм или любовь к ближнему, выпуская недоброкачественную продукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов питания. Однако для других людей указанные ценности могут иметь существенное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обусловленный расхождениями в этических ценностях людей.