Структурные характеристики конфликта
2.1. Содержание конфликта
2.2. Объективные элементы конфликта
Объект конфликта
Участники конфликта
Формы проявления и масштаб социальных конфликтов
Среда конфликта
2.3. Личностные элементы конфликта
Основные психологические доминанты поведения
Черты характера и типы личностей
2.3.3. Акцентуации характера и психофизиологические качества
Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
Неадекватные оценки и восприятия
Манеры поведения
Этические ценности
Любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру и содержание конфликта как целостного явления. По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: объективные (внеличностные) иличностные.
2.1. Содержание конфликта
Содержание каждого социального конфликта специфично, но в любом случае оно включает в себя три группы элементов:
1) социальные действия и взаимодействия, осуществляемые в ходе социального конфликта;
2) предмет социальных действий и взаимодействий, т.е. то, из-за чего или ради чего они совершаются;
3) изменения, вызываемые социальными действиями и взаимодействиями.
Действия и взаимодействия конфликтующих сторон различаются своей направленностью. Возможные варианты направленности:
1) на победу – взять верх над другой стороной;
2) на сотрудничество – поиск взаимовыгодных решений;
3) на компромисс – поиск компромиссного решения;
4) на оборону – защита от нападок другой стороны;
5) на отступление – принятие позиции другой стороны;
6) на уклонение – уход от конфликта.
К.У. Томас и Р.Х. Киллмен выделяют и рассматривают пять стратегий действия и взаимодействия конфликтующих сторон.
1. Приспособление — изменение собственной позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступление своими интересами.
2. Компромисс — распределение выгод и убытков, переменное для обеих сторон.
3. Сотрудничество — достаточно длительное и состоящее из нескольких этапов взаимодействие сторон по совместному поиску взаимовыгодных вариантов.
Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение на примере ...
... конфликта в системе общественных действий и взаимодействий; 4. изучения конкретных видов конфликтов, ... конфликта и суицидального поведения. Объектом настоящего исследования являются категории «внутриличностный конфликт» и «суицидальное поведение». Предметом исследования является изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и суицидального поведения. ... и самым отсталым элементам народа, и с самых ...
4. Уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации без ее разрешения.
5. Соперничество — открытая борьба конфликтующих сторон за свои интересы, упорное отстаивание ими собственных позиций.
Своеобразную позицию по отношению к направленности конфликтных действий и взаимодействий занимает А.А. Брагин. Описывая этнические конфликты, он выделяет такие стратегии конфликтного взаимодействия, как: победу (соперничество), сотрудничество, компромисс, оборону, отступление, отклонение. Проведенное им исследование привело к выводу о том, что наибольшее распространение в конфликтном взаимодействии имеет стратегия победы. Второе место по рейтингу распространенности занимает стратегия сотрудничества, третье место — стратегия компромисса. Достаточно широко распространена также стратегия обороны (четвертое место).
Сравнительно ниже рейтинг распространенности стратегий отступления и уклонения.
Предмет конфликтного взаимодействия выражает то, из-за чего происходит столкновение противоборствующих сторон. Так, предметный анализ этнических конфликтов с этой точки зрения позволяет сгруппировать их в шесть основных типов.
Первый тип – конфликты, в которых доминирующую роль играют территориальные притязания. Наиболее явный пример этого типа – осетино-ингушский. Напряженность в связи с территориальными спорами имеет место и в Кабардино-Балкарии.
Второй тип – конфликты сецессионного типа, в которых ставится вопрос о выходе из России и полной государственной самостоятельности. Здесь наиболее ярким примером является чеченский кризис (например, подписанное соглашение между чечней и Россией о ее выходе из состава России в трехлетний срок, подписанное Дудаевым и Лебедем).
Сецессионные тенденции имели место и в Татарстане до заключения договора о разграничении полномочий между федеральными и республиканскими властями.
Третий тип – статусные конфликты, в основе которых лежат требования о расширении административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе.
Четвертый тип – социально-политические конфликты, в основе которых лежат требования социально-политического равноправия этнических общностей.
Пятый тип – социокультурные конфликты, в основе которых лежат требования социокультурного равноправия этнических общностей.
Шестой тип – социально-бытовые конфликты, в основе которых лежат требования социально-бытового равноправия этнических общностей.
Предметное основание для типологизации других – корпоративных и позиционных конфликтов принято О. Осипенко и К.В. Решетниковой. В своей монографии «Современный корпоративный конфликт (природа, границы, разновидности, способы регулирования)» О. Осипенко выделяет и рассматривает несколько групп (а внутри каждой группы – разновидностей) корпоративного конфликта в зависимости от предмета противостояния, т.е. преследуемых конфликтными сторонами. К.В. Решетникова проводит аналогичную исследовательскую процедуру в отношении позиционных конфликтов.
Изменения, вызываемые конфликтными действиями и взаимодействиями, могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Одним из конструктивных последствий конфликта является, например, то, что в процессе конфликтного взаимодействия происходит разрядка психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон.
10 стр., 4765 слов
Менталитет и его выражение в этнической картине мира
... ёв, А.Ю. Кузнецов, А.Ю. Мордовцев, Т.В. Семёнова, М.Ю. Шевяков и др. Объект исследования: этнический менталитет. Предметом исследования является менталитет и его выражение в этнической картине мира. Цель исследования - проанализировать менталитет как ...
Наличие своеобразных «выходных клапанов» и «отводных каналов» способствует взаимной адаптации индивидов, стимулируя положительные изменения. Другим позитивным последствием конфликта является то, что его участники осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаясь друг к другу. Конструктивная роль конфликта проявляется и в том, что этот феномен способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга, и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
2.2. Объективные элементы конфликта
К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.).
Такими элементами являются: 1) объект конфликта; 2) участники конфликта; 3) среда конфликта.
Объект конфликта
Объект конфликта — это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.
Существуют 3 типа объектов конфликта:
1) объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;
2) объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;
3) объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).
Различия между объектом и предметом конфликта.
1. В общем смысле объект конфликта — это та сторона реальности, которая вовлечена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта — это различия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
2. Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным и иллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьба между оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то, что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.
3. Объект конфликта может быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляется отчетливо.
Характеристики объекта конфликта:
· объект конфликта — это та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;
· объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида;
· объект конфликта не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов, причем эти интересы находятся в противоречии (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
Глава 1. Малая социальная группа как первичный элемент сплочения ...
... сторонами являются группы – коллективы подразделений организации) и межгрупповых конфликтов между большими социальными группами (политические, межкультурные и др.). Происходит игнорирование такого вида конфликтов как внутригрупповые конфликты или конфликты в малых группах. Это связано ...
· объект конфликта всегда имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;
· конкретно исторический характер объектов конфликта (Вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);
· релятивистский характер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;
· реалистический объект конфликта и нереалистический, тот, который в самом себе содержит цель и содержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а ради самого акта).
Участники конфликта
Важный аспект структурного анализа социальных конфликтов – выявление «действующих лиц и исполнителей» конфликтных отношений. Как утверждает Ю.Г. Запрудский, наряду с понятием «сторона конфликта», сюда могут быть отнесены и такие понятия, как «участник», «субъект», «посредник». При этом не следует отождествлять участников и субъектов социальных конфликтов, так как это может привести к путанице в понимании выполняемых в конфликте ролей. Так, участником этнического конфликта может быть любая группа лиц, которая принимает участие в конфликте, но не отдает себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником могут быть также сторонние лица, случайно оказавшиеся в зоне конфликта и не имеющие своего интереса. Субъектом этнического конфликта является этническая группа, способная создать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других групп, вызывать те или иные изменения.
Такой специалист в области теории конфликтов, как Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:
— первичные группы – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии субъективно несовместимых целей;
— вторичные группы – те, кто стремится быть незамешанным непосредственно в конфликт, но вносит вклад в его разжигание;
— третичные группы – силы, заинтересованные в разрешении конфликта.
Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам.
Роли— некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть:
· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта;
· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, — это участники конфликта.
Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, т.е. косвенные участники конфликта могут:
· провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор), его цель — спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;
· содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);
· поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно (пособник, союзник или группа поддержки);
· планировать и руководить протеканием конфликта (организатор);
· быть жертвой конфликта.
Алан Турен считает, что определение социальных оппонентов и их ценностных ориентаций является ключевым моментом в анализе конфликта. В чем же здесь проблема? В реальном конфликте действительные оппоненты могут не проявлять свое участие, а скрываться за второстепенными участниками (подмена, маскировка субъекта).
Кроме того, трудность с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на одном этапе человек или группа может выступать инициатором конфликта, а к концу переместиться в категорию жертв. Поэтому имеет смысл согласиться с французским исследователем: эта процедура не так проста, как выглядит на первый взгляд.
Кроме ролей, субъекты и участники конфликта характеризуются рангом, социальным статусом, потенциалом.
Ранг — позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:
· оппонент 1 ранга — человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;
· оппоненты 2 ранга — отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;
· оппонент 3 ранга — структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
· оппоненты 4 ранга — государственные структуры, выступающие от имени закона.
Социальный статус — общее положение личности или группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав или обязанностей.
Потенциал (сила) — возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов стороны конфликта.
Элвин Тоффлер выделяет, согласно западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание. Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества.
Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научными законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.
Знание, насилие и богатство, взаимоотношения между ними определяют силу в обществе.
Политический же вектор ресурсов вытекает из взаимодействия следующих факторов.
1. Фактор власти. Устойчивость и действенность властных структур и их легитимность в глазах населения или отдельных социальных групп.
2. Фактор человеческих ресурсов. Число людей, поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властным структурам, их число относительно всего населения, а также форма и устойчивость их организаций.
3. Фактор знаний и навыков (технологической оснащенности).
Умения, знания и возможности этих людей, их способности удовлетворять потребности политических структур.
4. Скрытые факторы. Фундаментальные основания деловой культуры и архетипов, психологические и идеологические факторы, такие, как привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствие общественного доверия, идеология, чувство долга. По М. Веберу, дисциплина есть возможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическое исполнение в стереотипизированных формах от данных групп или личностей.
5. Материальные ресурсы и политика. Собственность, естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи и транспорта.
6. Санкции. Характер и силы принуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.
Сила есть способность к эффективному действию и противодействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороной, проявляется во взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действие и противодействие являются свойствами силы; они констатируют силу в действии.
Любой ресурс, выступающий основанием силы, эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс, и ресурс индивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте тех отношений, где он используется (Э. Тоффлер).
Обычно выделяют и рассматривают три категории участников конфликта в зависимости от присущих им ролей:
— участники: атакующие и защищающиеся;
— управляющие конфликтом;
— нейтральные.
Каждая категория объединяет, в свою очередь, несколько групп. Так, категория «управляющие конфликтом» включает группы: правительственные лица, бюрократические институты, ассоциации. Развернутую типологизацию участников конфликта предложил А.А. Белов. Им выделены и описаны 11 групп участников конфликта в зависимости от степени их вовлеченности в конфликт и ролевого участия в нем.
1. Непосредственные участники – это те, кто сходится в прямом противоборстве за свои интересы. Это сами участники, их союзники, помощники, которые подыскиваются как в самой организации, так и вне ее.
2. Манипуляторы – те, кто пытается достичь своих целей, не принимая явного участия в конфликте, «руками других», используя их как марионеток.
3. Подстрекатели – те, кому выгоден конфликт, но не потому, что в нем достигаются их цели, а потому, что «можно ловить рыбу в мутной воде», кому выгодно обоюдное ослабление сторон, чьи услуги (продукция), в частности, будут пользоваться повышенным спросом в условиях конфликта, кто хочет занять вследствие конфликта лидирующее положение.
4. «Спонсоры». Их цели в конфликте непосредственно не достигаются. Интересы «спонсоров» не связаны с проблемой и результатом. За оказанную помощь в конфликте они получают какие-либо «проценты» (это могут быть материальные блага, льготы, должность, просто благодарность, наконец).
Такой тип участников может быть назван еще «ростовщиками».
5. Арбитры – те, кто могут своим волевым решением остановить конфликт, кто управляет конфликтом – «третейские судьи», руководители, авторитетные люди, профессиональные арбитры.
6. «Жертвы» – те, кто страдают от конфликтных действий, не участвуя в них, кто испытывает неудобства от конфликта. Такие субъекты, хотя и не преследуют целей, связанных с содержанием конфликта, могут включаться в него для самозащиты или мести обидчикам.
7. Посредники (медиаторы) – те, кто принимают непосредственное участие в конфликте, но, сохраняя нейтралитет, не преследуют своих целей, а стараются смягчить «трения» сторон, облегчить их коммуникацию, привести стороны к компромиссу.
8. Зрители – те, для кого конфликт – развлечение. Они могут интересоваться ходом, наблюдать, одобрять или осуждать (и сам конфликт, и действия сторон), но активные действия не принимают.
9. «Общественные контролеры» – следят за ходом конфликта, чтобы соблюдались «правила честной игры». В целом сохраняют нейтралитет, но могут вмешиваться, если эти правила нарушаются.
10. «Болельщики» – группы поддержки конфликтующих. Обеспечивают необходимый эмоциональный фон, оказывают моральную поддержку. Никаких интересов не преследуют (могут рассчитывать на благодарность «своих» участников).
Действия основаны на личных симпатиях и взаимоотношениях.
11. Наблюдатели – сохраняют нейтралитет, наблюдают за ходом конфликта, чтобы вовремя отреагировать, если будут затронуты интересы групп, которые они представляют.
Обоснование определения участников конфликтного взаимодействия, их роли в конфликте, степени вовлеченности в него позволяет установить реальный «вклад» в развертывание конфликта, цели, преследуемые ими в конфликте, причины и мотивы вступления в него. Знание этих параметров дает возможность сконцентрировать усилия по разрешению конфликта на его «ядре», а не распылять их, что, безусловно, повышает эффективность противоконфликтных мер.
Например, по данным социологических опросов, проведенных в течение последних десяти лет в организациях г. Белгорода, конфликтные роли среди их руководителей и сотрудников распределились следующим образом (в % к числу опрошенных).
Таблица 1
Распределение участников конфликтного взаимодействия
Среди руководителей | Среди сотрудников | |
Непосредственные участники | 26,3 | 38,2 |
Манипуляторы | 4,7 | 3,4 |
Подстрекатели | 5,3 | 11,6 |
«Спонсоры» | 2,4 | 4,8 |
Арбитры | 57,0 | 21,0 |
«Жертвы» | 29,1 | 34,6 |
Посредники (медиаторы) | 63,3 | 28,2 |
Зрители | 11,7 | 42,3 |
«Общественные контролеры» | 15,0 | 17,0 |
«Болельщики» | 5,3 | 25,0 |
Наблюдатели | 7,2 | 37,6 |
Комментируя эти данные, заметим следующее.
Во-первых, конфликтное взаимодействие и, соответственно, конфликтные роли рассматривались непосредственно применительно к тем организациям, где работают респонденты. Не принимались во внимание те конфликты, которые имели место вне этих организаций (внутрисемейные, межорганизационные и т.д.).
Во-вторых, принимались во внимание не только текущие конфликты, но и те конфликты, в которых респондентам приходилось принимать участие за последние 1-2 года.
В-третьих, если конфликтные роли разделить условно на «активные» (непосредственные участники, манипуляторы, «посредники», «спонсоры», арбитры, «подстрекатели», «общественные контролеры», «болельщики») и «пассивные» («жертвы», зрители, наблюдатели), то активные роли явно преобладают среди руководителей, а пассивные – среди сотрудников. Это относится прежде всего к ролям «арбитры», «жертвы», посредники, зрители, наблюдатели. Это различие обусловлено, скорее всего: 1) статусными особенностями, когда руководителю по статусу (по должности) приходится принимать более активное участие в конфликтном взаимодействии; 2) личностными качествами руководителей (сравнительно большая чувствительность конфликтам, активность, стремление к порядку и т.д.), благодаря которым они занимают руководящую должность и осуществляют успешное руководство.
В-четвертых, в роли «непосредственных участников» конфликта выступают 26,3% руководителей и 38,2% сотрудников, что свидетельствует о достаточной частоте организационных конфликтов. Но из этого еще не следует делать вывод о какой-то социальной «ущербности», «неполноценности» обследованных организаций, т.к. дело даже не в частоте возникающих конфликтов, а в том, насколько правильно они оцениваются и как оперативно, успешно разрешаются.
В-пятых, сравнительно более низкие показатели по таким ролям, как «манипуляторы», «подстрекатели» и «спонсоры» дают основания думать, что конфликты в обследованных организациях являются в большей мере естественным следствием происходящих в них процессов, столкновения интересов и позиций, и в меньшей мере – следствием искусственно нагнетаемой напряженности, подстрекательства.
В-шестых, «жертвами» организационных конфликтов становятся почти в равной мере и сотрудники организаций, и их руководители: первые – из-за психологического дискомфорта, вызываемого конфликтными отношениями; вторые – из-за вызываемых ими организационных дисфункций. Примерно в равной мере распределяются между ними функции «общественных контролеров».
В-седьмых, среди руководителей сравнительно меньше «зрителей» и «наблюдателей», а также «болельщиков» (5,3% против 25,0% среди сотрудников организаций).
Более охотно выполняют они роли арбитров и посредников (медиаторов).
Формы проявления и масштаб социальных конфликтов
Социальные конфликты выражаются и проявляются в различных формах. Они могут проявляться, в частности, в скрытой, открытой или публичной (демонстративной) формах. Можно говорить также о рациональной, эмоциональной, коммуникативной, инструментальной формах проявления конфликта. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на некоторую долю истины – это характерные черты рациональных конфликтов. Такие конфликты не бывают острыми, так как обе стороны стремятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимоотношений, норм, образцов поведения, справедливому распределению ресурсов. Стороны приходят к соглашению, компромиссу, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт разрешается. Однако в ходе конфликтных столкновений агрессия его участников часто переносится с причины конфликта на личности. При этом первоначальная причина конфликта просто забывается, и участники действуют на основе личной неприязни. Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в подавляющем большинстве случаев они неуправляемы. Чаще всего такой конфликт прекращается после появления в ситуации новых людей или даже новых поколений.
В зависимости от направленности поведения участников противоборства по отношению к его предмету конфликты бывают следующих типов:
1) Приближение – приближение (выражается в конкуренции двух субъектов из-за третьего (субъекта или объекта).
2) Приближение – избегание (выражается в неадекватной потребности двух партнеров в третьем (объекте или субъекте).
3) Избегание – избегание (два партнера отвергают третьего (объекта или субъекта), но один из них должен стать его обладателем).
Важное значение имеет также учет степени управляемости социальных конфликтов. В зависимости от этого они могут быть:
1) управляемыми – на развитие конфликта без особых затруднений возможно оказывать управляющее воздействие;
2) плохо управляемыми – оказание управляющего действия на развитие конфликта сопряжено с определенными трудностями;
3) неуправляемыми – оказывать управляющее воздействие на конфликт не представляется возможным.
Еще одной структурной переменной конфликта выступает его масштаб. Масштаб конфликта – это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба можно выделить локальные и глобальные процессы. Локальные конфликты охватывают часть социального пространства, глобальные охватывают собой все социальное пространство. Стремление ограничить конфликт определенным местом и не допускать его распространения будем называть локализацией. Стремление расширить конфликт назовем соответственно «глобализацией». Точная оценка масштаба социального конфликта с учетом его «невидимых», скрытых форм является, как правило, важной предпосылкой принятия практических решений.
Среда конфликта
Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.
С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.
Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.
Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.
По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно-психологическую и 3) социальную.Все они проявляются как на микро-, так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально-психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей.
Физическая среда конфликта — это совокупность географических, климатических, экологических условий, в которых протекает противоборство. На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте. На макроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими, экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта.
Общественно-психологическая среда конфликта— это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств, переживаний, в которых развивается конфликт. Эти факторы являются объективными для участников конфликта, ибо они заданы им изначально и не зависят от их воли, сознания и желаний. Эта среда также, как и физическая, проявляется на микро — и макроуровнях общественной системы, На микроуровне, например, в рамках организации, общественно-психологическая среда — это психологический климат данного коллектива, его общий настрой, который может быть в большей или меньшей степени мажорным или минорным, оптимистическим или пессимистическим. На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно-психологическая среда определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа. Большое значение в формировании общественно-психологической среды на разных уровнях социальной системы принадлежит средствам массовой информации (СМИ).
Социальная среда конфликтапредставляет собой совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические отношения в данном обществе. Но в социальную среду конфликта входит также вся социокультурная реальность, окружающая человека. Как и всякая другая, социальная среда конфликта оказывает важное влияние на его динамику и способы разрешения. В обществе, находящемся в глубоком социально-экономическом и политическом кризисе, все виды конфликта будут испытывать мощное влияние этого фактора.
2.3. Личностные элементы конфликта
К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации. Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.
Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать: основные психологические доминанты поведения; черты характера и типы личностей; акцентуации характера и психофизиологические качества; установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности; неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения; этические ценности. Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.
Черты характера и типы личностей
Важную роль в возникновении и развитии конфликта играют черты характера личности, ее базовые характеристики. Это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей. В этой связи выделяют, прежде всего, две основные психологические оси личности:
•экстраверсия — интроверсия;
• эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность. В зависимости от доминирования той или иной характеристики выделяют следующие типы личностей:
1) Экстраверты — люди, требующие постоянной стимуляции, «подпитки» от внешней среды. Они общительны, стремятся к новым впечатлениям, склонны к риску, любят перемены. Для них характерны раскованность поведения, веселость, вспыльчивость.
2) Интроверты — стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.
3) Эмоциональнонеустойчивые люди характеризуются постоянным эмоциональным напряжением, переживанием личной угрозы, повышенной чувствительностью к неудачам и ошибкам.
4) Эмоционально стабильные люди — им свойственны эмоциональная уравновешенность, негибкость характера, неспособность глубоко сочувствовать переживаниям других людей.
Крайние проявления названных качеств у личности очень редки. Каждый обычно занимает позицию в диапазоне ближе к тому или иному плюсу. Но в зависимости от того, в какой степени эти качества присутствуют в человеке, выделяют четыре основных типа характера личности: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.
1. Меланхолик — человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.
2. Холерик — сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает ненадолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.
3. Сангвиник — в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.
4. Флегматик — сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.
Следует отметить, что «плохих» и «хороших» индивидуальных характеристик не бывает. Как говорится, наши недостатки — продолжение наших достоинств. Однако важно отметить, что все названные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.
2.3.3. Акцентуации характера и психофизиологические качества
Особо важный личностный элемент конфликта — чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида. Для их обозначения К. Леонгард ввел понятие акцентуация характера, то есть определенное направление характера. Акцентуированные личности испытывают дополнительные трудности во взаимодействиях с другими. А отдельные чрезмерно выраженные черты характера прямо носят конфликтную направленность.
Выделенные Леонгардом типы акцентуированных личностей разделены на две группы: 1) акцентуации характера (демонстративный, недактичный, застревающий, возбудимый) и 2) акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно – экзальтированный).
Приведем типы характера акцентуированных личностей:
1) Демонстративность (демонстративный тип) — высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.
2) Педантичность (педантичный тип) — высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий. В конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.
3) Застревание (застревающий тип) — основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.
4) Гипертимность (гипертимический тип) — высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество.
5) Дистимность (дистимический тип) — характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.
6) Тревожность (тревожно-боязливый тип) — основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.
7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип) — лицам этого типа свойствен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.
8) Эмотивность (эмотивный тип) — это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.
9) Циклотимность (циклотимический тип) — характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления; также часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
К личностным элементам конфликта следует отнести также такие психофизиологические качества людей, которые нашли свое выражение в выделении двух типов личности: 1) художественного и 2) мыслительного. Это деление обусловлено тем, что мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых «отвечает» за свои функции организма и психики.
У людей, относящихся к художественному типу, доминирует правое полушарие мозга. Для них характерны яркие образы, возникающие в результате живого восприятия. У представителей мыслительного типа доминирует левое полушарие. У них преобладают абстрактное мышление, стремление к теоретизированию, логические рассуждения, рациональность преобладает над эмоциональностью. Говорить, кто из них умнее, или какой тип «лучше» также, как и в предыдущем случае, не имеет смысла. Речь идет лишь о двух специфических особенностях восприятия мира человеком. Однако их следует учитывать, когда речь идет об общении и взаимодействии людей, так как резкое расхождение между людьми по этим качествам может стать причиной возникновения конфликта.
Неадекватные оценки и восприятия
Неадекватные оценки и восприятия человеком как других людей, так и самого себя также являются важным элементом конфликта.
Занижение или завышение качеств других людей или своих собственных может порождать самые разнообразные недоразумения, противоречия и конфликты. Так, если человек полагает, что он является неформальным лидером в группе и пользуется повышенным авторитетом, а на самом деле, в глазах коллег он заурядный член организации, то это расхождение в оценках может привести к конфликту. В этой связи выделим типичные ошибки, которые часто приводят к необъективным оценкам.
1. Эффект ореола — ошибка, которая возникает при необходимости делать выводы о внутренних характеристиках другого человека по внешним признакам. Суть ее состоит в распространении, в условиях дефицита информации, общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол) и негативной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первое общее впечатление о человеке благоприятное, то и в дальнейшем его поступки и черты будут переоцениваться в положительную сторону, а отрицательные моменты будут недооцениваться или не замечаться. И наоборот, если первоначальное общее впечатление отрицательное, то даже положительные поступки человека в последующем или недооцениваются или вовсе не замечаются.
Эффект ореола может способствовать возникновению самых разных конфликтов. Школьнику, которому с самого начала приклеили ярлык «бестолочь» или «лентяй», будет в последующем непросто доказать, что он нормальная личность. Но и с положительным ореолом — «умница», «вундеркинд» и т. д. ребенку нелегкобудет справиться. И тот и другой орел вполне могут стать причиной и внутриличностного и межличностного конфликтов.
2. Эффект бумеранга – при определенных воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельную личность может получиться результат, противоположный ожидаемому. Этот эффект, как правило, возникает, если подорвано доверие к источнику информации, если передаваемая информация длительное время носит не соответствующий действительности характер, если, наконец, субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у тех, кто ее воспринимает. В этих условиях, если источник информации будет даже говорить правду, можно ожидать, что ему не поверят.
3. Эффект новизны — при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — последняя, то есть более новая информация.
4.Эффект снисходительности — тенденция оценивать себя и других более высоко по шкале положительных характеристик и более низко по шкале отрицательных качеств.
5.Логическая ошибка — близка к эффекту ореола. Суть ее заключается в часто повторяющейся взаимосвязи качеств личности, о которых известно лицам, выступающим в качестве экспертов. Например, если человек высоко оценивается по шкале агрессивности, то этому сопутствует и высокая оценка по шкале энергичности. В данном случае качества личности оценивают, исходя из определенных логических построений. Высокая или низкая оценка какой-либо характеристики дается только исходя из того, что она вроде бы логически связана с другими.
6. Ошибка социального стереотипа. Социальный стереотип — это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта: группы, индивида, явления. Его наличие играет существенную роль в оценке человеком других людей исобытий. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, он может быть и ложным, выполнять негативную роль, формируя ошибочное представление о людях, затрудняя взаимодействие между ними и способствуя развитию конфликта. Если для человека, вступающего во взаимодействие с другими, учитель всегда «зануда», старики всегда «брюзжат», а люди «кавказской национальности» — все бандиты, то можно изначально предположить, что это общение будет носить конфликтный характер.
7. Ошибка центральной тенденции — возникает тогда, когда оценивающий избегает давать низкие или высокие оценки, а пользуется усредненными оценками. В итоге, например, все работники в глазах руководителя оказываются лишенными индивидуальности, а конкретный вклад в общее дело обезличивается.
8. Ошибка привлекательности и взаимной симпатии — заключается в том, что из-за симпатии к близкому человеку оценка завышается. Вообще, люди, которые нам привлекательны, получают завышенные оценки, и наоборот. С этой ошибкой связана и другая — люди, которые нас хвалят и любят, часто пользуются взаимной любовью и награждаются завышенными оценками. Как тут не вспомнить басню ИА. Крылова: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?…».
9. Ошибка близости — проявляется, когда оцениваемый сравнивается сдругими людьми этого же статуса и социальной роли, а не автономно, безотносительно к кому-либо.
Манеры поведения
Эта составляющая конфликта также играет важную роль в его развитии. Люди вступают в общение с разными уровнями культуры, привычками, правилами поведения. Эти различия могут быть обусловлены как чертами характера, так и образованием, ценностными ориентациями, жизненным опытом, то есть факторами, связанными с процессом социализации личности. Но встречаются люди просто трудные в общении, поведение которых неудобно для окружающих и которые являются повышенными источниками возникновения конфликтов.
В своей работе «Общение с трудными людьми» Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них.
1) «Агрессивисты» — они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
2) «Жалобщики» — у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.
3) «Молчуны» — спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.
4) «Сверхпокладистые» — они согласятся с вами по любому поводу и пообещают поддержку, однако слова у них часто расходятся с делом. Они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд.
5) «Вечные пессимисты» — всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать «нет», поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.
6) «Всезнайки» — считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом «превосходстве» знали и другие. Они могут действовать как «бульдозер», расталкивающий всех на своем пути со своими «знаниями». Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт добавляет к этому перечню трудных в общении людей еще целый ряд типов:
1) «максималисты» — хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
2) «скрытные» — держат все в себе, не говорят о своих обидах, а потом внезапно набрасываются на вас, когда вы считаете, что все идет прекрасно;
3) «невинные лгуны» — заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что — нет;
4) «ложные альтруисты» — якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.
Встречаются «игроки» различных типов, например, такие люди, которые говорят и поступают в стиле «да, но…», описанные Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Внешне они поступают так, а думают совсем иначе. Вы не будете знать, что происходит, пока не попадете в их ловушку.
Этические ценности
Важный элемент конфликта — расхождение этических ценностей людей. Вечным и одним из основных регуляторов человеческих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И вступая в общение с другими, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе взаимодействие, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач достижения целей, так и затруднить его или даже сделать конфликтным. Понятно, что этические нормы и правила поведения имеют свою специфику в разных сферах человеческой деятельности и общения. Если, например, говорить о конфликте в сфере бизнеса, то тут этика затрагивает целый комплекс проблем:
1) социальную ответственность поведения управляющих и сотрудников в организации;
2) этические нормы поведения руководителей и подчиненных;
3) цели, преследуемые той или иной организацией, и средства для их достижения и т.д.
Существуют люди, полагающие, что задача организации состоит, прежде всего, в том, чтобы добиться максимальной прибыли, невзирая на этические нормы. В этом случае они, видимо, будут придавать не особо важное значение таким этическим ценностям, как альтруизм или любовь к ближнему, выпуская недоброкачественную продукцию и отравляя людей, если речь идет о выпуске продуктов питания. Однако для других людей указанные ценности могут иметь существенное значение. Понятно, что при взаимодействии первых со вторыми неизбежен конфликт, обусловленный расхождениями в этических ценностях людей.