Диагностика семьи и семейного воспитания
Представленные ниже методики отражают различные подходы к пониманию сущности семейного воспитания, воспитательного потенциала семьи, которые большинство исследователей связывают с ее психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.
Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
Любая работа с родителями более эффективна, если она ориентирована на потребности конкретных родителей или групп семей в той или иной информации. В то же время практический психолог рискует заблудиться в многочисленных личностных проблемах родителей. Комплексные психодиагностические исследования требуют серьезного практического опыта анализа и интерпретации полученных данных и длительного времени. Сократить время на исследование, учесть потребности каждой семьи, сориентировать их на определенный возрастной подход, опыт семейного воспитания и его недостатки помогают спецпрактикумы.
Гармония и нежность в отношениях между мужчиной и женщиной крайне важны еще до зачатия новой жизни. Для здоровья будущего ребенка имеет значение и то, была ли беременность запланирована, хотели ли будущие родители ребенка. Женщина должна полностью осознать свое желание стать матерью. Время, посвященное созданию гармонии в себе, вокруг себя, с другими людьми, во время беременности работает на будущего ребенка. Когда будущие мамы и папы мечтают привить своему ребенку те качества, которыми они наиболее восхищаются, такие, например, как, доброта, дружелюбие, щедрость, — это и есть первые фундаментальные шаги на пути к воспитанию здорового во всех отношениях ребенка.
Доктор Верни утверждает, что отец может оказать значительное позитивное или негативное влияние на развитие ребенка. Успокаивающее присутствие отца, который любит мать и с нетерпением ждет ребенка, положительно влияет на роды.
Авторитетный американский ученый Дэвид Чемберлен считал, что для хорошей подготовки к родам надо постоянно быть в контакте с ребенком. Он советует будущей матери относится к еще не родившемуся ребенку как к личности. Просто пытаться предположить, что он способен общаться, что он учится и запоминает все важные события, которые происходят во внешнем мире. Многим родителям это кажется странным. Поэтому дети лишаются первых, очень важных уроков общения с окружающим миром. Ученый утверждает, что к детям переходят даже речевые характеристики голоса матери, и первый крик новорожденного часто сходен с голосом матери.
«Влияние представления родителей об идеальном ребенке ...
... изучения представлений родителей об идеальном ребенке и стилей семейного воспитания ……………………………… 68 2.2 Результаты исследования представлений родителей об идеальном ребенке и их взаимосвязи со стилем семейного воспитания детей………………………………………………………… 74 ... Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи вынуждены мигрировать, в связи с социально-экономическими проблемами, ...
Контакт с ребенком создается не только ласковой беседой, но и пением. Когда мама поет, ее голос переходит с высоких частот на низкие, слуховой орган ребенка, связанный с мозгом, воспринимает эту разницу между звуковыми сигналами и реагируют на них особенно эмоционально. Мягкие колебания околоплодных вод при проникновении музыкальных звуков нежно воздействуют и слегка массируют тельце малыша. Любой контакт, даже мыслительный, желательно сопровождать мягким прикосновением к животу, тем самым как бы обнимая свое дитя и энергетически его поддерживая. Когда мама переключает все свое внимание во внутрь себя, она испытывает особые чувства и находится в том физическом и психологическом состоянии, которое благотворно влияет на плод. Немаловажно также умение мамы представлять своего ребенка. Совсем не обязательно мысленно видеть мальчика или девочку, наделять их определенными чертами лица. Главное, представлять ребенка целиком, все его тельце, улыбающегося и смотрящего на вас. Это можно проделывать столько раз, сколько захотите. Можно помечтать о том времени, когда ребенок родится, ощутить тепло его тельца. Тем самым вы изживаете страхи перед предстоящими родами, трудностями материнства.
Восприятие беременной женщины красоты в природе, искусстве, в человеческих отношениях является для еще не родившегося ребенка самым бесценным подарком. Еще в древности будущая мать проводила много времени, созерцая природу. Ее старались ограждать от тяжелой физической работы в поле и дома, обучали специальным танцам, она рисовала, играла на музыкальных инструментах. Даже наши современные бабушки советуют, как можно чаще, смотреть на что-нибудь красивое во время беременности. Любуясь красотой, женщина пребывает в особом состоянии, которая сразу передается малышу. Звук и цвет имеют определенные физические свойства, способные в той или иной форме влиять на человека.
Также очень важно установить психологический контакт между родителями и малышом после его рождения. Уже через несколько минут после рождения ребенка мать, и отец включаются в процесс бондинга, или образование эмоциональной связи. Бондинг — образование привязанности (этот термин применяется, главным образом, к периоду развития эмоциональных связей между родителями и детьми, которое начинается сразу после рождения и продолжается несколько месяцев).
Издав первый крик и наполнив легкие воздухом, новорожденный успокаивается у материнской груди. Некоторые психологи считают, что ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значения для упрочения уз, соединяющих детей и родителей.
2. Виды неблагополучных семей, типичные ошибки семейного воспитания.. Под неблагополучноймы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные» дети.
Все неблагополучные семьи условно разделены на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с ...
... при работе с ребенком из неблагополучной семьи. Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи. 1.1.Понятие и сущность семейного неблагополучия. Неблагополучная семья – это семья, в которой родители несовершеннолетних или их ...
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). Разновидности таких семей довольно многообразны.
Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ (алкоголя). Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, так как это семейное заболевание, семейная проблема. Алкоголизм может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость. Созависимостьвозникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них десоциализируются влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
«Недоверчивая» семья. Характерная черта — повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться).
Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными.
Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.
Семья как фактор развития ребенка
... в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и ... течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. Важную роль, поскольку ...
«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.
Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.
В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания» формируется установка: главное — не попадаться.
Рассмотрим ещё некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия:
Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.
Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи.Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные -отвергать.
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... на развитие и детей, и взрослых. Межличностные взаимоотношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой ... К.Г.Юнг считал, что сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет ...
Исследователи, занимающиеся изучением психологии семей, выделяют так же три конкретных формы неблагополучия семьи: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.
Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.
Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи-(чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам.
Изоляция — довольно распространенная форма семейной неблагополучия. Относительно простой вариант подобной трудности в семье -психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что он живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает. Никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает». К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен.
Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.
Данную типологию можно дополнить еще одной разновидностью, которую мы условно назвали семьей «пограничного» характера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом.
Семьи с недееспособными членами. Особую категорию в этой группе составляют семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.
Семьи с детьми-инвалидами и хронически больными детьми. Своеобразный психологический климат складывается в таких семьях, что обусловливает отнесение их к категории неблагополучных. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на две группы: первая — как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая — каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.
Семьи с нарушением структуры семейных ролей — одна из разновидностей «пограничных» семей. В них нарушается структура семейных ролей, и они становятся патологизирующими.
В случае возникновения патологизирующих ролей, связанных, в основном, с нарушением взаимоотношений семьи и ее социального окружения, изменяются отношения с соседями, с другими семьями, родственниками, государственными учреждениями и т.д. Появляются такие разновидности семейных групп, как «семья-крепость», «семья с антисексуальной идеологией», «семья-санаторий», «семья-театр», где граница между благополучием и неблагополучием едва уловима в первоначальный период функционирования семьи. Однако со временем семейное неблагополучие становится настолько очевидным, что ни у самих членов семьи, ни у ее социального окружения не возникает на этот счет никаких сомнений. В центре«семьи-крепости» находится индивид с нервно-психическими расстройствами, которые выражаются в склонности к паранойяльным реакциям. Он использует свое влияние в семье для того, чтобы побудить других членов семейной группы принять его представление о том, что «все против нас», «на нас нападают – мы защищаемся». Это неизбежно приводит к перестройке отношений в семье: возникают межличностные роли «вождя» и его «соратников по борьбе».
Семья с «антисексуальной идеологией» чаще всего появляется под преимущественным влиянием индивида с нарушениями потенции. После принятия семьей той точки зрения, что в окружающем мире царит разврат и что долг людей – бороться с ним, особенности поведения члена семьи с нарушениями сексуальной потенции начинают выглядеть похвальной сдержанностью.
Подобным образом ситуация может развиваться и в «семье-театре», которая посвящает всю свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближайшем окружении. Обычно семьи подобного типа возникают под влиянием индивида, имеющего определенные психологические проблемы в реализации самооценки.
Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.
Ошибки в воспитании, разновидности:
а) Потребность в эмоциональном контакте; У человека как общественного существа имеется своеобразная форма ориентировки – направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей называется потребностью в эмоциональном контакте. Контакт бывает двусторонним, когда человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности.
Может случиться так, что цель воспитания ребёнка оказывается именно в удовлетворении потребностей эмоционального контакта. Ребёнок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь достаточно: например, родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребёнка за пределы семейного круга.
б) Потребность смысла жизни; Большие проблемы возникают в общении с ребёнком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его действий.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребёнке. Мать, отец или бабушка могут считать, что смыслом их существования является уход за физическим состоянием и воспитанием ребёнка. Они не всегда могут это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребёнок, вырастая, уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая выпускать отрока из-под своей опеки. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребёнка очевиден. 7
в) Потребность достижения; У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.
г) Реализация определенной системы; Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.
Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.
д) Формирование определенных качеств. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми. Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п.Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д.
3. Родительские установки и стили воспитания, коррекция родительских установок
Родительские установки — это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.
Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:
- «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
- «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
- «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).
Первый уровень: характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и ее особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида»
На формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д.
Еще одной ипостасью проявления установок и ожиданий первого уровня являются установки и ожидания супругов по отношению друг к другу как к родителю, то есть здесь речь идет о гласном или негласном распределении функций и ролей. Сопоставление установок и ожиданий по отношению к супругу-родителю влияет, с нашей точки зрения, на удовлетворенность браком.
Второй уровень: реализуется в стиле воспитания. Сюда входят установки супругов, обусловленные их воспитательными предпочтениями, взглядами на родительскую роль, предпочтениями той или иной системы наказаний и поощрений, гибкостью в общении (смена позиции ведущего и ведомого), взглядами на инициативность ребенка и т. п.
Третий уровень: касается непосредственно образа самого ребенка, созданного родителями, и тесно связан с удовлетворенностью родительской ролью. Именно на этом уровне происходит постоянное сопоставление идеального образа ребенка с объективной реальностью. Результат такого сопоставления выражается в родительском отношении, влияет на него.
Одна из наиболее ранних систематических классификаций родительских установок, отражающая также влияние родительской позиции на развитие ребенка, предложена О. Коннер.
Тип позиции | Характерные словесные выражения | Способ поведения с ребёнком | Влияние на развитие ребёнка |
Приятие и Любовь | «Ребенок — центр моих интересов» | Нежность, занятия с ребенком | Чувство безопасности, нормальное развитие личности |
Явное отвержение | «Ненавижу этого ребёнка, не буду о нём тревожиться» | Невнимательность, жестокость, избежание контактов | Агрессивность, преступность и эмоциональная недоразвитость личности |
Излишняя требовательность | «Не хочу ребёнка такого, какой он есть» | Критика, отсутствие похвал, Придирчивость | Фрустрация, неуверенность в себе |
Чрезмерная опека | «Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себя | Чрезмерные поблажки или ограничения свободы | Инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности |
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
Авторитетный (демократический).
Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие — обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.
Индифферентный (попустительский).
Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому ( «пусть растет самостоятельным, а мне некогда»).
Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.
Групповая психологическая коррекция родительских установок
Групповая работа, проводимая с родителями, направлена на коррекцию родительских отношений, позиций, родительских установок. Можно выделить 4 причины неэффективного родительского отношения к ребенку: педагогическую и психологическую неграмотность родителя; некритично усвоенные, ригидные стереотипы воспитания ребенка; личные проблемы и особенности родителя, которые он вносит в общение с ребенком; особенности общения с другими членами семьи, которые влияют на отношения родителя с ребенком.
4. Индивидуальная работа с семьями «группы риска»
Тут много материала… так что если что кому то дополнить можно будет
В семьях «группы риска», как правило, формируется личность ребенка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых ориентиров. Оградить ребенка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей «группы риска» — одна из задач школы и родительского актива.
Прежде всего, необходимо применять дифференцированный подход в работе с семьями учащихся. Он строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
I.Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
II.Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре » особых » забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.
III.Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
IV.Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
V.Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Выделяются три типа неблагополучных семей:
Педагогически несостоятельная семья, которая занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. Ошибками родителей являются: 1) подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка; 2) обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом; 3) неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность; 4) погоня за послушанием ребенка ценой подкупа — обещаний подарков, развлечений, удовольствий.
В конфликтной семье воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. Ошибками родителей можно считать:
1) сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом;
2) тяжелую морально-психологическую атмосферу для всех членов семьи, и в том числе для ребенка;
3) агрессивную реакцию конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения; 4) настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.
В асоциальной (асоциально-криминальной) семье ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей — прямое и косвенное. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую — через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны: один вариант — семья, где родители не имеют постоянной работы, семейного уклада жизни у них нет. О детях не заботятся, главное, чтобы не мешали, не надоедали. Жестокость к детям проявляется в отсутствии должной заботы, в пренебрежении их интересами. Равнодушно отстраненный стиль отношения к ребенку, непонимание его ценности. Нередко ее образ жизни является следствием воспроизводства негативного опыта, который и отец, и мать приобрели в собственной родительской семье; другой вариант — семья, где пьют запойно, родители дерутся друг с другом и бьют детей, ведут паразитический образ жизни, пропивают детские пособия, не гнушаются воровства. Дети живут в нетерпимой обстановке — пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного надзора, ухода, запущены, физически слабы, следствием чего является плохое психическое состояние. Для многих детей из таких семей характерны задержки психического развития, что осложняет их пребывание в школе. Дети нередко ведут «челночный» образ жизни: после очередного «воспитательного» мероприятия бегут из дома, а потом возвращаются, что ухудшает их и без того шаткое положение в школе.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов:
- установление контакта с членами семьи;
- выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;
- определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;
- реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
- патронирование семьи, если оно необходимо.
Помните! Нередко, как показывает опыт работы, налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно, однако, ослаблять активность педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.
Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей и методов воспитания, представлений о родительском авторитете. Важно, чтобы с помощью педагогов, психологов родители осознали ошибочность своего стиля воспитания. Беседы, преследующие эту цель, требуют большого такта, ибо родители, как правило, остро переживают свое педагогическое фиаско. Начинать разговор следует не с обнажения негативных проблем, а, наоборот, с выявления позитивного. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений — это часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости более глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей, характера отношений с другими детьми.
В работе с конфликтной семьей ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту. Важно выявить основные причины конфликтности, среди которых:
- личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации, психические расстройства, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта);
- кризис супружеских отношений, ситуация развода, вызывающая повышенное напряжение в отношениях с ребенком;
- резкое падение уровня депрофессионализация родителей, утрата работы, вызывающие стрессовые состояния, обострение отношений между супругами.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Дифференцированный подход строится на выделении 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.
В связи с этим семьи делятся на 5 типов:
1-й тип. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.
2-й тип. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре » особых » забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.
3-й тип. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4-й тип. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов: