А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм и психологическая наука

А.Н.Леонтьев «деятельность. Сознание. Личность» марксизм и психологическая наука

Объем конкретно-психологических знаний, описательный план многих явлений в психологии сдерживает построение теории данной науки. Центральную тайну человеческой психики составляет само существование внутренних психических явлений и главного — сознания. Сознание — «связанной организации психических процессов» (Фрейд).

Фрейд выводит проблему сознания за сферу собственно психологии. Французская социологическая школа считала, что индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика социализируется и интеллектуализируется. И эта социализированная и интеллектуализированная психика человека — есть его сознание. Подобные суждения о сознании полностью остаются в пределах учения о его бескачественности и неопределимости. Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли привести психологию ни к какому иному его пониманию, вели к теоретическим кризисам.

Многие проблемы психологии остаются недостаточно нераскрытыми и в современной психологической науке, которая развивается в теоретической плане, исходя из основных принципов диалектического материализма и марксизма. Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет собой качественно особую форму психики. Впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Действительное объяснение его лежит в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, в деятельности трудовой. Для того, чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить перед человеком своей идеальной стороной. При этом язык является формой его существования. Слова, языковые знаки — это не просто заместители вещей, их условные субституты, за ними скрывается общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них деятельность.

Сознание есть продукт тех особых. общественных отношений, в которые вступают люди и которые реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия.

Марксистское учение о природе сознания создало общую теорию человеческой психики. Марксизм рассматривает восприятие, т.е. непосредственно чувственное отражение действительности, и как ступень, и как основную форму познания, достигающую в процессе исторического развития человека высокой степени совершенства.

12 стр., 5501 слов

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. ...

... людей, но реализующееся в процессе их деятельности и воплощающееся в языке, науке, философии, искусстве, идеологии, воззрениях. Общественное сознание вырабатывает общественные нормы, с которыми должны согласовывать свои действия индивиды. Психика. ...

«Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории» человеческой действительности. Деятельность восприятия и является одной из форм, в которой осуществляется этот процесс. Марксом были созданы и основы научной психологии мыслительных процессов.

Мышление не существует вне общества, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой обобщенное отражение опыта общественной практики. Практическая деятельность создает как бы путеводную нить для теоретической мысли, благодаря которой последняя способна не сбиваться с пути, ведущего к адекватному знанию. И главная задача сегодняшних исследований в области научной психологии заключается в том, чтобы не ограничиваться общими диалектико-материалистическими положениями о сущности человеческого мышления, а конкретизировать эти положения в соответствии современного этапа развития социума и психологической науки.

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Понятие отражения является фундаментальным для психологии. Большой вклад в проблему отражения был внесен рефлекторной теорией,

учением И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, нейрофизиологии,

кибернетическим подходом, использованием формальных языков, теории. На психологическом уровне решается проблема специфических форм сознательного отражения образов мира реальности: субъективных — чувственных и мысленных.

Активность психического отражения

Накопленные ассоциации ощущений являются «оператором» процесса восприятия. В восприятии постоянно происходит активный процесс «вычерпывания» из реальной действительности ее свойств, отношений, их фиксация в кратковременных или длительных состояниях реципирующих систем и воспроизведение этих свойств в актах формирования новых образов, в актах узнавания и припоминания объектов. Это есть путь к новому аспекту проблемы чувственного образа — к проблеме представления. В психологии представлением обычно называют обобщенный образ, который «записан» в памяти. Он как и понятия, содержат в себе движения, отражающие объект в его многообразных связях, хранится в голове человека, но не как «готовая» ведь, а лишь виртуально.

Проблема деятельности в психологии

Важнейшее значение имеет категория деятельности. Человеческая жизнь — есть система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ, переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект». «В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь» Маркс.

О категории предметной деятельности

Деятельность это единица жизни, опосредованной психическим отражением, с функцией ориентацией субъекта в предметном мире. Деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие. Введение категории деятельности в психологию меняет весь понятийный строй психологического знания. деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Все зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Основной характеристикой деятельности является ее предметность. предыстория человеческой деятельности начинается с приобретения жизненными процессами предметности. Последнее означает собой также появление элементарных форм психического отражения — превращение раздражимости в чувствительность, в «способность ощущения». Психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями, а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям и управляются ими, фиксируют, стабилизируют и несут в себе ее предметное содержание. Первично является сам предмет и лишь вторично — его образ как субъективный продукт деятельности. Этот чрезвычайный акт есть акт опредмечивания потребности — «наполнения» ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на собственно психологический уровень. Потребности управляют деятельностью со стороны субъекта. Практическая деятельность входит в предмет изучения психологии в форме ощущения, восприятия, мышления и вообще в форме внутренних психических процессов и состояний субъекта.

9 стр., 4424 слов

Психология средневекового человека по книге И. Хейзинги "Осень ...

... жизни и мышления итальянских гуманистов воссоздается им в психологических зарисовках людей эпохи Возрождения . На обобщение феноменологических подходов к про­шлому и создание направления исторической психологии («метаблетики») претендует ... здесь — эпо­ха, судьба, жизнь, а не отдельные люди с их специальны­ми психологиями, хотя о психологии и для психологии очень много в этой богатой книге. История — ...

Соотношение внешней и внутренней деятельности

Внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную и двустороннюю связь с ней. Внутренним умственным действиям генетически предшествуют внешние. В психологию введено понятие об интериоризации, как перехода, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. Это, переход, «ведущий от сенсомоторного плана к мысли» (Ж.Пиаже).

Важнейшее основание внутренних мыслительных операций из сенсомоторных актов состоит, по-видимому, в невозможности вывести операторные схемы мышления непосредственно из восприятия. Такие операции, как объединение, упорядочение, центрация первоначально возникают в ходе выполнения внешних действий с внешними объектами, а затем продолжают развиваться в плане внутренней мыслительной деятельности по ее собственным логико-генетическим законам.

Орудийная структура деятельности человека и ее включенность в систему взаимоотношений с другими людьми определяет собой особенности психологических процессов у человека. Орудие опосредствует деятельность, связывающую человека не только с миром вещей, но и с другими людьми. Благодаря этому его деятельность впитывает в себя опыт человечества. Отсюда и проистекает, что психические процессы человека приобретают структуру, имеющую в качестве своего обязательного звена общественно-исторически сформировавшиеся средства и способы, передаваемые ему окружающими людьми в процессе сотрудничества, в общении с ними. Одновременно происходит изменение самой формы психического отражения реальности: возникает сознание — рефлексия своей деятельности, самого себя. В процессе материального производства люди производят также язык, который служит не только средством общения, но и носителем фиксированных в нем общественно-выработанных значений. Внешняя деятельность перемещается во внутренний «план сознания». Тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложнейших умственных действий; в то же время труд современного исследователя — деятельность специально познавательная, умственная — все более внешними действиями. Умственная деятельность не обособляется от практической деятельности.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

Общее строение деятельности.

Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была

заложена в ранних работах Л.С.Выготского. Были введены понятия орудия, орудийных («инструментальных») операций, понятие цели, мотива («мотивационной сферы сознания»).

Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность, он есть ее действительный мотив, он может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное, что за этим всегда стоит потребность. Деятельности без мотива не бывает. Основными «составляющими» отдельных человеческих деятельностей являются их действия, как процесс, подчиненный сознательной цели. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в учебных действиях, деятельность общения — в действиях общения и т.д. Цели выполняет осознанный мотив. Цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных обстоятельствах. Процесс целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения. Способы осуществления действия – есть операции. Действия соотносительны целям, операции — условиям. Действия и Эти системы представляют собой не что иное, как отложившиеся, овеществленные в мозге внешне-двигательные и умственные (логические) операции и нужно пользоваться уже другим языком, другими единицами. Такими единицами являются мозговые функции, их ансамбли — функционально-физиологические системы. Внешне психологические процессы однозначно связаны с функционированием отдельных мозговых центров. Нейропсихологические исследования показали, что эти центры имеют динамическую и системную локализацию и можно проникнуть в «исполнительские механизмы» деятельности.

Деятельность и сознание

Деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. Сознание — наличие у субъекта представлений, намерений, мысленных планов, схем или «моделей». Эти психические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... и высокоактивным субъектом самопознания, деятельности, сознания, общения. Развитие личности обусловлено деятельностью, ее активностью - а также личность в действительности выражается. Тем ... Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные ...

Первоначальное сознание существует лишь в форме психического образа,

открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность. На более позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: других людей. Они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания».

Чувственная ткань сознания

Развитое сознание индивидов характеризуется своей психологической

многомерностью. В явлениях сознания ориентируемся их чувственную ткань. Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости благодаря чувственному содержанию сознания. Чувственные содержания, взятые в системе сознания, не открывают прямо своей функции, субъективно она выражается лишь косвенно — в безотчетном переживании «чувства реальности». У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения преломляют мир в сознании человека. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания, специальных психических процессов — процессов восприятия и мышления, памяти и научения, речевого общения.

Деятельность, индивид и личность

Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности

конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и др. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями. Особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности).

Личность впервые возникает в обществе, она является не только предметом изучения психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания. Слово личность употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития, представляет собой целостное образование особого рода, обусловленное генотипически. Личностью не родятся, личностью становятся. По Марксу, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Из факта множественности свойств и особенностей человека вовсе не следует, что психологическая теория личности должна стремиться к глобальному их охвату. Ведь человек как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые он вовлечен. Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... уровни существования личности. В психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, т.е., к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно ... достижению высшего уровня профессионализма [3]. Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых ...

Мотивы, эмоции и личность

Всякая деятельность человека подчиняется принципу максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска (ее интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика) выполняет специфическую функцию, позволяющую различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных — порой остро эмоциональных, аффективных) условно называемых мотивами-стимулами. Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Становление движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов, идет перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу, расширяется система связей с миром, утрачиваются подростковые самоценности, интенсивно развивается внутренняя жизнь. Личностный смысл приобретает сама система объективных общественных отношений и т.п. Внутренние соотношения главных мотивационных линий в целокупности детельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности. Самосознание, осознание своего «я». есть результат, продукт становления человека как личности. Эта проблема остается в психологии слабо нерешенной. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «я»; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии. Что же касается таких психологических «подструктур личности», как темперамент, потребности и влечения, эмоциональные переживания и интересы, установки, навыки и привычки, нравственные черты и т.д., то они не исчезают, а иначе открывают себя: одни — в виде условий, другие — в своих порождениях и трансформациях, в сменах своего «я» в личности в процессе развития.

14 стр., 6978 слов

Эмоции в жизни человека

... точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, ... зависит от уровня развития моральной мотивации личности. Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ обозначение дальнейших перспектив, проблем и задач в науке.