Художественно-эстетическое развитие детей первого года жизни

«Доизобразительный» этап в развитии изобразительной деятельности детей первого года жизни

На 1 году жизни (вторая половина года) особую роль в проявлении интереса к изобразительной деятельности играет общение взрослого с ребенком. Дети еще только накапливают сенсорный опыт и осваивают самые простые действия с предметами. Данный период относят к так называемому «доизобразительному». У детей возникает ситуативный интерес к предметам (карандашам, краскам), манипулятивные действия с ними, как правило, подражательного характера. У детей возникает ситуативный интерес к предметам (карандашам, краскам), манипулятивные действия с ними, как правило, подражательного характера. Детей привлекает действие с карандашом, фломастером, куском глины, движение по поверхности (бумаге, столу): хлопание по листу ладошкой, стук карандашом по столу и т. п.

К 9 мес. дети способны воспроизводить при помощи взрослого небольшие постройки из самых простых форм (кирпичиков, кубиков).

Данные действия также носят подражательный характер и активизируются взрослым.

К концу 1 года жизни с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. Дети научаются различать изображения предметов ближайшего окружения, животных, эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием — гладят, рвут бумагу и т. п.).

Также яркие эмоциональные реакции и интерес вызывают предметы народных промыслов — городецкие лошадки, семеновские матрешки, и т. п., привлекающие ребенка декоративностью, некоторой условностью и обобщенностью образа. Данные предметы, как правило, ярко украшены и «созвучны» осваиваемым детьми действиям с предметами: постучать, прокатить, разъединить и т. п.

В связи с этим, основной задачей для данной возрастной группы будет являться стимулирование интереса к обследованию материалов и действий с ними; организация совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на обследование предметов (карандаша, бумаги, глины, кубов); вызывание эмоциональной реакции на данное общение.

7 стр., 3041 слов

Дети первых 3-х лет жизни

Содержание Введение 1. Физическое развитие 2. Основные признаки физического развития 3. Нервно-психическое развитие 4. Диспансеризация детей 5. Патронаж Заключение Литература Введение Рождаясь на свет, ребенок как в качественном, так и в количественном отношении еще не представляет вполне законченного строения. Точно так же и функции отдельных систем и органов его, зависящие почти исключительно от ...

Изобразительная деятельность детей второй группы раннего возраста (доизобразительный этап)

Дети 2-го года жизни проявляют интерес к изобразительным материалам, активно обследуют предметы (карандаш, комок глины), осваивают действия с ними. Освоение рисования и лепки только начинается и также как и в более раннем возрасте, активизируется взрослым, во многом нося подражательный характер. В данном возрасте изменяется характер движения с карандашом (сначала появляются точки, штрихи, дугообразные линии, затем — зигзаги, спирали и мотки).

Постепенно на смену хаотичным линиям и черточкам на листе приходят некоторые простые графические изображения. Дети пытаются дать названия своим изображениям на основе ассоциаций по форме, цвету. Сходные изменения проявляются в процессе обследования глины: сохраняются как манипулятивные действия, так (к концу 2 года жизни) и попытки обыгрывания комка.

Дети способны воспроизвести некоторые простые постройки (из 2−3 деталей), более активно включаются в их обыгрывание, получают удовольствие от процесса игры со взрослым. На основе освоенных по подражанию взрослым реакций они демонстрируют эмоциональные проявления к изображению животных в книгах-сюрпризах, игрушках. Восприятие образа усиливает использование музыкальных и литературных фрагментов (народных напевов, потешек, стихов), обыгрывание образов и построек.

Изобразительная деятельность детей третьего года жизни

На 3-м году жизни происходят некоторые существенные изменения в развитии рисования, лепки. Отсутствие преднамеренности в изображении (в первой половине года) постепенно начинает сменяться выделением образа (узнавания того, что получилось).

Данный процесс ситуативен и ярко эмоционально окрашен (дети улыбаются, напевают, переключаются на игру).

Сохраняется синкретичный характер деятельности. Часто в процессе деятельности у детей проявляется реалистические и игровые действия по отношению к изображаемым предметам. Ребенок начинает осваивать пространство листа, сначала хаотично располагая предметы на плоскости без соотнесенности с другими предметами, стремится заполнить все пространство. К концу возраста дети более успешно используют прямоугольные и округлые формы.

6 стр., 2631 слов

Определение ВНД, ее типы, связь типов с темпераментом и характером детей

Введение Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) занимает важное место в ряду биологических дисциплин и имеет существенное значение для понимания физиологических механизмов некоторых психических явлений и сложных форм приспособительного поведения животных и человека. Этот раздел психологии был создан выдающимся русским учёным И.П. Павловым и его школой. Так же И.П. Павловым было ...

Технические умения ещё не совершенны. В ходе рисования, лепки детей привлекает сам процесс — своеобразная игра с предметами. Одной из основных задач данного возраста является формирование «двигательного, цветового ритма», «линейного контура». Изобразительная деятельность продолжает активизироваться взрослым приемами сотворчества (совместного рисования или лепки).

Накопление сенсорного опыта позволяют детям данного возраста более образно воспринимать окружающий мир, узнавать в линиях и формах предметы. Их привлекают яркие декоративные игрушки, предметы. Вместе с тем, восприятие остается достаточно обобщенным, ситуативным.

Дети более аккуратно обращаются с карандашом, краской. Учитывая непреднамеренный характер изобразительной деятельности, расположение материалов, игрушек должно провоцировать интерес и желание детей рисовать, лепить. Рядом расположенные предметы могут «подсказать» замысел для работы.

Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни

В младшем дошкольном возрасте изобразительная деятельность продолжает носить непосредственный характер. Дети стремятся к передаче эмоций, впечатлений, но данный процесс далеко не осознанный характер, протекает достаточно спонтанно, с ярким проявлением эмоций, двигательной активности. Деятельность продолжает носить синкретический характер.

Младшие дошкольники постепенно научаются определять замысел и передавать его в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Создаваемые детьми образы в рисунке несколько схематичны, обобщенны, передают только основные черты и части изображаемого предмета (что соответствует конкретно-образному мышлению); могут отличаться декоративностью, очень ситуативным выбором цвета. Цвет выполняет функцию украшения рисунка. Однако, появление фризового рисования, использование некоторых изобразительно- выразительных средств (линии, формы, цветового пятна, мазка), некоторых атрибутов передачи движения позволяет младшим дошкольникам передавать не только предметы, но и простые сюжеты.

3 стр., 1437 слов

Деятельность как предмет психологии

Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности. Традиция, которая была заложена Декартом дала повод для появления двух подходов в психологии – менталистский, где психология выступает как наука о духе и бихевиоральный, где предпринята попытка придать психологии естественнонаучный характер. Но с методологической точки зрения эти направления в своем основании имеют общую двухчленную ...

Относительное совершенствование технических умений (освоение формообразующих движений) позволяет детям в рисунке, лепке, аппликационной работе достигать более успешных результатов: создавать изображения похожие на предметы — возникают новые образы (люди, животные, транспорт и др.).

Продукты лепки, конструирования дети часто используют в играх (строят дом для мишки, «пекут» пирожки кукле и т. п.).

Дети начинают проявлять интерес к рисованию, лепке, рассматриванию доступных картин (изображение предметов, детей), иллюстраций к знакомым сказкам, народных игрушек, скульптуры малых форм (животных).

Возникает эмоциональный отклик на интересный образ. Вместе с тем, освоение эстетических оценок относительно и носит ситуативный характер. Дети предпочитают яркие «броские» и знакомые изображения, затрудняются пояснить выбор, как правило, подражательно обосновывают предпочтения.

Синкретичность детской художественной деятельности определяет необходимость единого пространственного расположения материалов и пособий, способствующих становлению музыкальной, игровой, творческой речевой, пластической деятельности дошкольников. Изобразительная деятельность во многом подчинена и активизируется игровым началом. В этой связи материалы и пособия по изодеятельности лучше располагать рядом с игрушками и игровыми пособиями, которые будут активизировать рисование, лепку, конструирования.

13 стр., 6089 слов

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

... деятельности детей 1. Роль нетрадиционной изобразительной деятельности в развитии воображения детей дошкольного возраста .1 Техника изобразительной деятельности и ее роль в развитии изображения ... это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в ...

Изобразительная деятельность детей 5-го года жизни

На пятом году жизни происходят качественные изменения во всех видах детской изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании; значительно совершенствуется художественно-эстетическое восприятие.

Развитию продуктивной деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (сделать постройку, работу для игры, для персонажа).

Дети проявляют интерес к изобразительной деятельности, появляются любимые образы, предпочитаемые цвета, формы. Наряду с предметным, чаще проявляется декоративное и сюжетное изображение, которые взаимообогащают друг друга. Дети создают интересные образы увиденного в действительности, проявляют творчество, придумывая необычные предметы, животных, используя необычное сочетание деталей, цветов.

На пятом году жизни происходит дальнейшее совершенствование выразительно-изобразительных и технических умений. Дети активно осваивают различные изобразительные техники, стремятся их использовать для создания интересного образа. Совершенствование мелкой моторики позволяет детям более уверенно передавать форму, контролировать движения при проведении линий, нажиме на карандаш.

Начинают проявляться различные интересы мальчиков и девочек в изобразительной деятельности, что отражается в разной тематике работ (у девочек чаще встречаются цветы, животные; у мальчиков — транспорт, дома), в использовании средств выразительности (у девочек — преобладает цветовые решения, у мальчиков — графические).

Происходит дальнейшее развитие художественно-эстетического восприятия: дошкольники способны выделять некоторые простые средства выразительности (прежде всего — цвет) в иллюстрациях, живописных работах, эмоционально откликаются на выразительный образ, могут осуществить выбор понравившейся картины, народной игрушки, пояснить выбор, используя некоторые эстетические оценки.

Изобразительная деятельность детей шестого года жизни

К старшему возрасту значительно повышается произвольность, планомерность, осознанность деятельности, что позволяет детям заранее намечать замысел, сознательно отбирать интересные впечатления для отражения в работе, стремиться выразить собственные чувства, переживания. Дошкольники способны предварительно рассказать о сюжете будущей работы, отобрать необходимые материалы и инструменты, наметить средства выразительности, которые наиболее полно позволят раскрыть художественный образ. Творческие проявления становятся более направленными и осознанными — сюжет, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми.

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах ... исследованиям, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет. Все театрализованные игры в этом ...

Освоенные различные изобразительные техники позволяют дошкольникам создавать выразительные работы, более детализированные образы, передавать индивидуальные черты предметов, людей, животных. У значительной части старших дошкольников наблюдается наряду с конструктивным способом рисования и лепки — смешанный, а также пластический. Для детей характерно стремление к точной передаче цвета, формы изображаемых предметов, более сложное композиционное решение рисунка, аппликации (несколько планов), повышение качества обработки лепной работы, вырезывания деталей, детализированность рисунка. Этому способствует развитие технических умений (развитие мелкой моторики и опыт действий с инструментами), что позволяет им успешно использовать мелкого и среднего размера кисти, различные стеки, осваивать вырезывание (симметричное и асимметричное, ажурное и т. п.), разные способы крепления при конструировании из бумаги, природного, бросового материала.

Значительно совершенствуется самооценка и развивается анализ, что позволяет детям замечать некоторые недостатки работы, исправлять их. Изменение мотивации способствует стремлению детей предавать свои впечатления и научиться рисовать, лепить красиво.

Вместе с тем, в старшем возрасте более ярко проявляются поло-ролевые различия в предпочтениях детей. Мальчики более активно конструируют, чем девочки, однако технические и изобразительно — выразительные умения в остальных видах изодеятельности развиты несколько хуже. Темами работ девочек, как правило, становятся животные, растения, «семья» («Принцесса», «Кукла»).

11 стр., 5219 слов

Психология ребенка в изображении А.П. Чехова

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ» Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций Кафедра русской литературы КУРСОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЖЕНИИ А.П. ЧЕХОВА Антоновой Марии Геннадьевны Научный руководитель: д ...

Лучше развитая мелкая моторика позволяет им более аккуратно выполнять рисунки, а социальная направленность — более активно включаться в общение со взрослым по поводу продукта деятельности.

Возрастающая самостоятельность и ответственность детей проявляется в стремлении к самостоятельной изобразительной деятельности (дети рисуют дома, приносят рисунки в ДОУ, появляются начальные предпочтения сюжетов, изобразительных техник).

Дошкольники также способны организовать рабочее место и убрать после деятельности. Дети активно включаются в коллективное творчество.

К старшему возрасту развитие словесно-логического мышления, логических операций, а также накопление художественно-эстетического опыта, позволяет детям освоить начальные представления о видах и жанрах искусства, устанавливать связь между художественным образом и средствами выразительности, используемыми художниками, скульпторами; формулировать эстетические оценки и суждения; обосновывать художественные предпочтения. Проявляется некоторая эстетическая избирательность.

Изобразительная деятельность детей седьмого года жизни

Изобразительная деятельность детей 6−7 лет характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми изобразительно-выразительными и техническими умениями, изменением отношения дошкольников к результату — рисунку, аппликации, постройке. Расширение социального опыта приводит к стремлению детей передавать отношения между людьми, некоторые события окружающего мира, что способствует доминированию сюжетного изображения. Повышается качество детских работ, что проявляется в создании пластического изображения, построении достаточно сложных композиций, отображении характерных и индивидуальных черт и особенностей изображаемых предметов. К 7-ми годам дети более уверенно способны создавать изображения с натуры, чему способствует развитие наблюдательности, произвольности, аналитических способностей. Понимание несовершенства собственного рисунка приводит к стремлению научиться рисовать. Развитие технических умений позволяет дошкольникам аккуратно и точно использовать инструменты и материалы (ножницы, кисти разных размеров, пастель) и создавать изображения в достаточно сложных техниках (гратаж, кляксография, печати, ниткографии; ажурная аппликация; коллаж, конструирование из природных материалов).

Художественно-эстетический опыт позволяет старшим дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать изображение, предмет. «Подсмотренные» в произведениях приемы, способы создания изображения, дети 6−7 лет начинают переносить в свои работы. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению музеев, рассматриванию картин, скульптур. Понимают ценность произведений изобразительного искусства.