Гурьева В. — Психогенные расстройства у детей и подростков

В. А. Гурьева ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Москва

Крон-пресс

1996

ББК 56.14

Г95

Гурьева В.

Г95 Психогенные расстройства у детей и подростков. — М.: КРОН-ПРЕСС,1996. — 208 с. ISBN5-232-00477-8

Книга посвящена тем психическим расстройствам, которые встречаются в детском и подростковом возрасте наиболее часто. В связи с особенностями их клинического оформления они долго могут оставаться нераспознанными, но имеют тенденцию отражаться на формирующейся личности. В книге во всей полноте раскрывается возрастное своеобразие психореактивных состояний и неврозов, а также их многочисленных клинических вариантов (от поведенческих реакций до психотических расстройств), приведено большое количество ярких клинических иллюстраций. Много внимания уделено анализу психогенных факторов и механизмов развития болезненных состояний, лечению (психотерапия и медикаментозное лечение).

Книга, безусловно, будет полезна детским и подростковым специалистам (психиатрам, медицинским психологам, психоневрологам, врачам широкого профиля).

Много интересного для себя найдут в ней также воспитатели и родители.

н 4108170000-477 52Р(03)-96

ББК 56.14

ISBN 5-232-00477-8

©В. Гурьева 1996

©КРОН-ПРЕСС,1996

©Оформление, Э. Санданова, 1996

ВВЕДЕНИЕ

Одна из тенденций текущего столетия — неуклонный рост частоты нервно-психическихзаболеваний, относящихся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. Основной причиной их возникновения являются « психические переживания», « моральные потрясения», « удары судьбы», эмоциональное перенапряжение — стресс.

Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагоприятного состояния семей (частота систематически конфликтующих и разведенных родителей, отсутствие или крайняя недостаточность культурных семейных традиций,

осознанная или вынужденная эмансипация женщин, нервно-психическоеили социальное неблагополучие родителей — алкоголизм, судимости,

отказ от своих детей, лишение родительских прав и пр.), от формирования новых социально-экономическихотношений в обществе

— издержками этого процесса оказались дети-изгои,дети-пасынкиоб-

щества, дети, лишенные крова из-закоммерческих сделок деградировавших родителей. Растет число социальных сирот при живых родителях, число воспитанников приютов и сиротских домов, под-

ростков-правонарушителей,отличающихся агрессивностью и жестокостью вследствие жестокого Обращения с ними. Проблема психогенных заболеваний (психогений*) имеет много спорных и нерешенных вопросов, касающихся, к сожалению, и самых основных понятий. В частности, до сих пор отсутствуют четкие критерии разграничения основных форм психогенных расстройств: неврозов и

психореактивных состояний. Многие детские психиатры любые психогенные заболевания относят к неврозам. Напротив, в последней международной классификации психических болезней неврозы оказались поглощенными тревожными расстройствами. Существует и другая тенденция — слить неврозы с проявлениями нормальной психики

(ортодоксальный анализ).

До сих пор остается непонятным, относить ли к психогениям такие формы динамики психопатий, как реакции,

декомпенсации, аномальные развития личности, и можно ли представить себе психопатии вне связи с психогенными расстройствами.

Не решен окончательно и вопрос о генезе неврозов (относятся ли к ним только психогенные формы).

Хорошо известна связь неврозов с личностными переживаниями,

но только после работ Э.Кречмера (1924) появилось представление о

« ключевом переживании», когда психотравма подходит к каким-либоособенностям личности, как ключ к замку, когда она оказывается наиболее патогенной.

До сих пор остается неясным, как, соотносятся формы неврозов и типы личности, у которых они возникают (например, истерический невроз

— у истерических личностей, невроз навязчивых состояний — у

психастенических личностей и пр.).

Также сложен вопрос, появляется ли личностная аномальность вместе с нарастанием симптоматики невроза,

предшествует ей или присоединяется позже.

Последние годы особое внимание стало уделяться последствиям сексуального насилия, совершаемого родителями над своими детьми.

Этот феномен (инцест), как и жестокое обращение с детьми, известен в международной литературе под обобщенным названием « притеснение»

(«child abuse»).

Появились и первые данные о распространенности этих явлений. Так, по данным D.Olweus (1993), в норвежских школах от притеснения страдают 15% детей, в Англии, по Lane (1989), — 23%, по данным других авторов —37%,в США — около 25%. Во всех этих случаях были выявлены психогенные расстройства. Распространенность этих состояний среди школьников в разных регионах России,

обследованных сплошным (эпидемиологическим) методом, составляет около 34,04%. При этом подавляющее их большинство составляют невротические реакции (В.В.Чубаровский, М.М.Смирнов, 1995).

Из всех психических заболеваний у детей и подростков на долю психогенных расстройств приходится 27—32%( В.А.Колегова, 1969).

Важность изучения этих состояний обусловлена не только их большой распространенностью, но главным образом тем, что без знания их причин, механизмов возникновения, клиники невозможно ни выявлять,

ни предупреждать, ни преодолевать их.

Спектр клинических форм этих расстройств в детском и подростковом возрасте очень широк, разнообразен, но далеко не все формы хорошо известны даже специалистам. Важным обстоятельством,

заставляющим обращаться к этой теме, является значительное возрастное своеобразие клиники этих болезненных состояний, незнание которой приводит к диагностическим ошибкам и к гиподиагностике

(можно пройти, не заметив).

Здесь необходимо подчеркнуть, что для рассматриваемого возраста характерны особые клинические формы,

присущие только этому периоду. Это — маскированные (скрытые)

состояния или соматизированные расстройства, проявляющиеся внешне как соматические заболевания.

Большинство авторов придерживаются той точки зрения, что психогенные расстройства у детей не проходят бесследно, меняют личность и могут находить отражение во всей последующей жизни.

Психогенная травма действует не в пустоте, не изолированно, а на определенном фоне, в определенном возрасте, у определенной личности, отягощенной или неотягощенной каким-либозаболеванием или нарушением развития. Это обусловливает важность знакомства с особенностями преморбида, характера психического и физического развития ребенка, которое, как .правило, протекает неравномерно, а в определенные периоды (возрастных кризов) отличается повышенной хрупкостью психической организации, чрезмерной реактивностью, го-

товностью к возникновению нервно-психическихрасстройств. Именно в эти периоды возрастных кризов чаще всего и начинаются невротические расстройства.

Сложность изучения психореактивных расстройств и неврозов связана также с тем, что они могут проявляться и как самостоятельное заболевание, и как начальная стадия других психические страданий. Это определяет необходимость проведения дифференциальной диагностики, выделения клинических критериев разграничения.

При описании психогенных расстройств нельзя не раскрыть такие основополагающие понятия, как стресс (сильное эмоциональное напря-

жение) и депривация (дефицит возможности удовлетворения биологически и социально значимых потребностей), поскольку они определяют основные механизмы развития психогенных расстройств.

Среди вопросов, которые предполагается рассмотреть в данной книге, определенное место занимают так называемые

« посттравматические стрессовые расстройства», которые связаны со специфическими травмирующими ситуациями (катастрофы, пожары,

пытки и пр.), а также психогенные развития личности (как результат хронического травматизирования).

Последние особенно характерны для подросткового возраста.

В детском и, особенно, подростковом возрасте внешним выражением психических расстройств очень часто являются нарушения поведения вплоть до делинквентных, криминальных форм. Это наиболее характерно для состояний, связанных с длительным травматизированием. Криминальные поступки при этом нередко выражаются тяжелыми аффективными разрядами, агрессией и потому имеют большое значение для судебно-психиатрическойэкспертизы несовершеннолетних.

Сложность и многогранность затрагиваемых в книге проблем ограничивает возможность углубленного их рассмотрения, но позволяет охватить большой круг вопросов.

Автор с благодарностью примет критические замечания, которые могли бы способствовать уточнению наших представлений о рассматриваемых вопросах.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………

5

ГЛАВА 1. COBPEMEHHblE ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗРАСТНОЙ

СПЕЦИФИКЕ ПСИХОГЕНИИ …………………………………………….

10

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ, УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОИСТВ ……………………………………….

18

Депривация, ее роль в возникновении психогенных расстройств у детей

и подростков ……………………………………………..

 

25

Систематика психогенных факторов

…… 31

Вопросы патогенеза

психогений

в детском и подростковом

возрасте………………………………

32

 

ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗРАСТНОЕ

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОГЕННЫХ РАССТРОЙСТВ ………………..

44

Роль возрастного фактора …………………….

44

 

Отрицательные социально-психологическиевлияния и дефекты

воспитания ……

60

 

 

«Патологическая почва» ………………………

69

 

Невропатия………………………………………..

 

70

 

Ранние церебральные резидуально-органическиенарушения ………..

73

Задержка психического развития …………

76

 

Инфантилизм……………………………………..

 

77

 

Темперамент, личность, соматическая ослабленность……………………

81

ГЛАВА 4. КЛИНИКД ПСИХОРЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИИ

………………………………………… 85

 

 

Острые психогенные аффектно-шоковыереакции…………………………

88

Острый психоз страха ………………………..

93

 

Острая психогенная речевая спутанность …………………………………….

94

Острая параноидная реакция ……………..

96

 

Острые истерические реакции, синдром Ганзера, псевдодеменция …

96

Синдром Пуэрилизма………………………….

99

 

Острый психогенный ступор

……………………. 99

 

Острые психозы с синдромом регресса психики («одичание») ……

100

Острые аффективные реакции («реакции короткого замыкания») ..

101

Подострые психогенные расстройства («реактивные состояния»)…

106

Психогенные депрессии ……………………….

108

 

Психогенные депрессии детского возраста (анаклитическая,

сиблинговая)………. 115

Психогенные депрессии, преимущественные для подросткового

возраста …………

118

 

 

Психогенные поведенческие реакции

…… 132

 

Психогенные развития личности …………..

137

 

ГЛАВА 5. НЕВРОЗЫ …………………………………………

 

150

Невроз страха…………………………………….

156

 

Невроз навязчивых состояний …………….

162

 

Дисморфофобии…………………………………

168

 

Нервная анорексия ……………………………

171

 

Астенический невроз (неврастения) ……

174

 

Истерический невроз………………………….

177

 

ГЛАВА 6.

ЛЕЧЕНИЕ ПСИХОГЕННЫХ

РАССТРОЙСТВ

…….:………………………………….

185

 

 

Психотерапия, основные принципы и методы……………….

185

Заключение ………………………………………………………….

 

 

195

Медикаментозная терапия…………………..

196

 

Список литературы…………………………………………….

 

203

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бунеев А.Н. // Судебная психиатрия. М., 1950,с.311-348.

Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1980, 174 с.

Гиндикич В.Я. II Ранняя диагностика психических заболеваний. Киев, 1989, с.65—77.

Гиндикин В.Я. Травы, нервы, возраст. М., 1996, 287 с.

Гурьева В.А., Морозова Н.Б. // Журн. невропатол.,

психиатр., 1988, N4, с. 78-82.

Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994, 310 с.

Дмитриева Т.Б. Психогенные депрессии в подростковом и юношеском возрасте (клиника, патогенез, лечение).

Автореф.

канд. дисс., М., 1981, 17 с.

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988, 242 с.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. Изд.2-е.М., 1990, 573 с.

Кербиков О.В. Избранные труды. М.. 1971, 312 с.

Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979, 607

Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985, 286 с.

Козловская Г. В., Кремнева Л.Ф. // Психогигиена детей и

Гурьева В. — Психогенные расстройства у детей и подростков — Стр 2

подростков. М., 1985, с. 66—91.

Коркина М.В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. М., 1984, 221 с.

Коркина М.В., Цивилько М.А., Маралов В.В. Нервная анорексия. М., 1986, 175 с.

Крейндлер А. Астенический невроз. Бухарест, 1963, 410 с.

Кречмер Э. Медицинская психология. М., 1927, 349 с.

Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972, 335 с.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985, 416 с.

Международная классификация болезней. МКБ-10.

Классификация психиатрических и поведенческих расстройств.

СПб., 1994, 300 с.

Оудсхоорн Д. Н. Детская и подростковая психиатрия. М., 1993, 319 с.

Посохова В.И. Клинические формы психогенных депрессий

вподростковом и юношеском возрасте и их судебно-

психиатрическая оценка. Ав-тореф.канд. дисс., М., 1982,

Семке В.Я. Истерические состояние. М., 1988, 223 с.

Сердюковская Т.Н. // Психогигиена детей и подростков. М.,

1985, с. 7-16.

Скумин В.А. Психотерапия детей и подростков. Ме-

тодические рекомендации. Харьков, 1987, 52 с.

Сухарева Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т.2, М., 1959, 406 с.

Фелинская Н.И. Реактивные состояния в судебно-

психиатрической клинике. М., 1968, 292 с.

Destunis G. // Psychiat. Neurol. med. Psichol., 1962, II, p. 398-

402.

Homburger F. Die Neurosen des Kinderalters. Stuttgart, 1930.

Kielhok P., Poldinger W., Adams C. Masked Depression. 1982, 106 p. Masterson J.F. //Borderline personality disorders. New York, 1977, p. 475-494.

Michaux L. Les troubles du charactere. Paris, Hachette, 1964, 231 p.

Nissen G. // Triangle, 1982, 21 2/3,77-83.Spit^ R. II The Psychoanalytic Study of the Child, 1945, 1.

Tramer M. Lehrbuch der allgemeinenKinderpsychiat-rie.4.Aufl.,Basel-Stuttgart,1964, 549 p.