79-Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии

Вопрос № 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.

Обозначая круг социально-психологических теорий, разрабо­танных в ключе необихевиористской ориентации, следует назвать прежде всего теорию агрессивного поведения, теорию подража­ния, связанные в первую очередь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, теорию межличностного взаимодействия, пред­ставленную в работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.

Широкое распространение этой ориентации. Необихевиоризм предполагает перенос принципов традиционных механизмов на социально-психологические аспекты.       В 30 г. 20. в. из бихевиоризма выделяется необихевиоризм. S-R — это классический бихевиоризм, где S-это внешний объект, R- внешне наблюдаемое поведение.       В необихевиоризме меняется формула, появляется новая переменная — n (или медиатор) : S- n -R , где n-когнитивные процессы. В соц. псих. применение находит только необихевиоризм: связь между S-R опосредована внутренними и внешними процессами.

Основная проблема необихевиоризма — научение, именно через научение формируется поведение, изучаются условия научения, стимулы, которые приводят к выработке некоторых реакций. Основным фактором научения является подкрепление-то, что приводит к изменениям в наблюдаемом поведении. Подкрепление делится на положительное (усиливает желаемое действие) и отрицательное (убираем неприятное воздействие из жизни ребенка, это усиливает положительную реакцию).

Теория агрессии и подражания.

В 40-50. г. эта теория разрабатывалась Н. Миллером и Д. Доллардом. Первоначально они обращали внимание на проблему агрессии. Агрессия — вид социального поведения. Наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации, и наоборот, существование фрустрации ведет к некоторой форме агрессии. Это положение получило название «гипотеза фрустрации -агрессии.» Фрустрация- это любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Агрессия- это поведение, цель которого сместить или разрушить фрустрирующий блок, т.е. то что вызывает не достижение цели. Позднее авторы говорят, что помимо фрустрации необходимо выделить фрустрирующий фактор- сдерживание (это сдерживание действий, из-за ожидаемых негативных последствий от этих действий).

Критика и замечания:

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в ... рост негативных эмоций с возможным переходом во фрустрацию (от лат. frustatio – обман, расстройство, разрушение ... коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым в ...

1. Не всегда фрустрация обязательно будет вызывать агрессию.(восточные культуры);

2. Агрессию можно вызывать не только фрустрацией (оскорбление)

Направление работ Н. Миллера и Д. Долларда посвящено проблеме подражания. Подражание может объяснить, за счет чего достигается социализация человека. Подражание- это объект научения, а не инстинкт.(так считали эти авторы).

Характеристики факторов влияющих на научение: 1. Драйв; 2.Сигнал; 3. Реакция; 4. Вознаграждение.

Драйв — побуждение подражать. Сигналом к подражанию является поведение других людей, ведет, что это поведение вознаграждается или нет, анализирует этот процесс и воспроизводит это поведение или отказывается от него. Таким образом, для того, чтобы происходило научение, необходимо положительное подкрепление, т.е вознаграждение.

Эксперимент. Два брата играют в ожидании возвращения домой отца. Обыч­но отец приходит с конфетой для каждого. Старший, играя, слы­шит звук шагов у входа. Для него это служит сигналом возвраще­ния отца. Реагируя на сигнал, он бежит к входу. Для младшего ребенка звуки шагов отца еще не служат отличительным сигналом и поэтому не «воодушевляют» его бежать. И часто он продолжал играть, когда старший убегал навстречу отцу. Но в данном случае младший брат побежал за старшим, и каждый получил от отца по конфете. В следующих подобных случаях младший будет чаще бе­жать, просто увидев бегущего брата. Продолжая получать подкреп­ление конфетой, поведение младшего стабилизируется: он будет бежать, глядя на брата, во всех случаях, даже если место и время будут варьировать. Таким образом, он научается подражать стар­шему брату, но шаги отца еще не приобрели для него характера сигнала. В 60-70годы 20 в. проблема подражания агрессии разрабатывается Бандурой. Его подход называется социально бихевиористским подходом. , он идет по пути все большего смягчения бихевиоризма. Выражает несогласие с некоторыми положениями Миллера и Долларда, а именно: Подкрепление нельзя рассматривать как факт, вызывающий научение. Подкрепление-это лишь то, что может способствовать научению. Новые формы поведения (по Бандуре), вырабатываются через простое наблюдение за поведением людей. При это необязательно подкреплять реакцию наблюдателя.

Эксперимент. Образцы поведения могут приобретаться, по мнению Банду­ры, через прямой личный опыт, а также через наблюдение пове­дения других и его последствий для них, т.е. через влияние приме­ра. Бандура вычленяет следующие возможные направления влия­ния модели на наблюдателя8:

1) посредством наблюдения поведения модели могут приоб­ретаться новые реакции;

2) через наблюдение последствий поведения модели (его воз­награждения или наказания) может усиливаться или ос­лабляться сдерживание поведения, которому наблюдатель ранее научен, т.е. существующее у наблюдателя поведение модифицируется благодаря наблюдению модели;

3) наблюдение поведения другого (модели) может облегчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем.

Бандурой и его коллегами проведен целый ряд исследований, лабораторных и полевых, посвященных, в частности, детской и юношеской агрессивности. Например, широко известны экспери­менты с демонстрацией детям фильмов, в которых были пред­ставлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознагражде­ние или наказание).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

После просмотра фильма, демонстрировав­шего определенную манеру обращения взрослого с игрушками, дети оставались одни играть с игрушками, похожими на увиден­ные ими в фильме. Дети, которые видели в фильме агрессивные модели, обнаруживали значительно более агрессивное поведение в данной ситуации, чем дети, не смотревшие этот фильм. Часто их поведение оказывалось просто копией поведения взрослого (моде­ли).

Причем дети, наблюдавшие вознаграждаемую агрессивную модель, проявляли большее подражание в агрессии, чем наблю­давшие модель, наказываемую за агрессию. Интерпретируя резуль­таты, Бандура указывает, что, хотя реакция может приобретаться простым наблюдением поведения модели, готовность реализовать эту реакцию во многом определяется тем, вознаграждалась или наказывалась модель за соответствующее поведение.

«теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регули­руется и поддерживается их выражение». С его точки зрения, «выражение ранее выученных реакций может соци­ально регулироваться через действия влиятельных моделей» Большое внимание Бандура уделяет парадигме научения в от­сутствие открытой реакции у наблюдателя. В этом случае, по его мнению, реакция модели ведет к «внутренним» воображаемым реакциям наблюдателя, которые могут восстанавливаться, когда наблюдатель помещается в «поведенческое поле». Эти воображае­мые реакции наблюдателя, символически обозначенные, служат внутренними сигналами, опосредующими внешнюю реакцию на­блюдателя. Они становятся дискриминативными стимулами для открытого поведения.

Сам Бандура называет свою теорию социального научения медиаторно-стимульной ассоциативной теорией. Она исходит из того, что «человеческое функционирование основывается на трех регуляторных системах»: предшествующих стимулах, влияниях обрат­ной связи, поступающей от реакции, когнитивных процессах. Со­отношение, постулируемое между этими тремя переменными, та­ково, что первые две являются основными. «Когнитивные события, однако, не функционируют как автономные причины поведения. Их природа, их наличие находятся под контролем стимула и под­крепления» Характеризуя стимулы в качестве первого контролирующего фактора поведения, Бандура особое внимание уделяет таким сиг­налам, как поведение других.

Вторая контролирующая система включает влияния обратной связи главным образом в форме подкрепляющих последствий по­ведения. Много внимания в своем анализе Бандура уделяет такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкрепление. Поведение людей находится под влиянием не только прямо испытываемых послед­ствий, но и многократно наблюдаемых действий других: вознаг­раждаемых, игнорируемых или наказуемых. Происходит это через сравнение. В качестве важного источника подкрепления Бандура рассматривает не только вне­шний исход, но и реакцию самооценки. Сравнительные исследо­вания показывают, что люди могут управлять своим поведением посредством самоподкрепления так же или лучше, чем посред­ством последствий, возникающих из внешних источников.

3 стр., 1275 слов

Все факторы классифицированы по ряду признаков, основным из которых ...

... Все факторы классифицированы по ряду признаков, основным из которых является характер взаимодействия с человеком. По этому признаку факторы делятся на три группы: активные, активно-пассивные, ... и др. Производные - факторы, порождаемые взаимодействием простых факторов. Например, взрывы, пожары. По последствиям различают факторы, вызывающие утомление человека и его заболевания, а также травматизм, ...

Третья система регуляции и контроля поведения в теории на­учения Бандуры — когнитивная. Она исходит из того, что дей­ствия не всегда предсказуемы из внешних источников влияния — предшествующих стимулов и последствий реакции. Для этого ва­рианта теории научения характерен не отказ от признания когни­тивных переменных и их влияния на поведение, а, скорее, «сдвиг фокуса от внутренних детерминант к детальному анализу внешних влияний» Когнитивную регуляцию поведения Бандура считает особенно важной в ситуации научения через наблюдение. Здесь «личность наблюдает образчик поведения или читает о нем, но не демонст­рирует его открыто, пока не возникнут соответствующие обстоя­тельства»

 Вывод: процесс научения может проходить и в отсутствии открытой реакции наблюдателя. Поведение человека строится на таких регуляторных системах: 1. Предшествующие стимулы -поведение окружающих. 2. Обратная связь- которая поступает от поведения , т.е. от реакции. Это подкрепление. Очень важным в подкреплении является наблюдаемое подкрепление. По эффективности, эта сила подкрепления аналогична тому, если бы нас вознаградили. 3. Когнитивные процессы- это некоторые моделируемые действия, они представлены человека в символической форме. В символической форме эти действия проверяются и принимается символическое решение, будет воплощаться в открытых действиях. Когнитивные процессы подчиняются стимулу и подкреплению, т.е. они второстепенны. Бандура так же изучает агрессивное поведение, подтверждает свои тезисы о том, что агрессивное поведение приобретается через наблюдение. Наблюдаемое подкрепление оказывает очень сильное влияние на формируемую реакцию. Эксперименты, когда дети в разных группах наблюдали по видеопросмотру за разными моделями поведения взрослых.

Теории диадического взаимодействия: основа этих теорий — принцип психического гедонизма (стремление к удовольствию и избеганию неудовольствий).

Поведение человека строится на этом принципе. Авторы этой теории утверждают, что человеческое поведение является функцией его платежа. т.е. сумма, вид поведения зависят от суммы и вида вознаграждений и наказаний, которые это поведение приносят.

1ой теорией диадического взаимодействия является теория социального обмена (Хоманс) Он рассматривает диады, как постоянный, взаимный обмен вознаграждениями и издержками. Именно в этом состоит суть элементарного социального поведения.

Основные категории: 1) Оперант — особый вид деятельности или закрепляемого поведения. 2) Сентимент — такой вид поведения, который выражает чувства и установки человека по отношению к другим людям.(Пример: рукопожатие-кивок головой).Процесс диадического обмена — это обмен оперантами и сантиментами.

5 стр., 2119 слов

Психологические особенности, помогающие и препятствующие эффективному ...

... общения, обмена информацией; и интерактивная – это процесс взаимодействия между партнерами Ошибки перцептивной стороны общения связаны с действием фактора привлекательности: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем ...

Правило распределенной справедливости — согласно этому правилу, каждый участник обмена ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками т.е. (каждый чел. надеется на справедливый обмен).

Представления о справедливости обмена вернуться из прошлого опыта, т.е. они сугубо индивидуальны, каждый человек формирует норму обмена для себя (больше вознаграждения за большие вклады и наоборот).

Если человек получил недостаток вознаграждения — чувство гнева, при излишке вознаграждения возникает чувство вины.

2-ой теорией диадического взаимодействия является теория взаимодействия исходов(Тиббо,Кели). Суть этой теории : межличностные отношения — зто взаимодействие в первую очередь в диаде. Взаимодействие в диаде будет продолжаться в том случае, если вознаграждения каждого превосходят потери. Участники взаимодействия зависят друг от друга в достижении вознаграждения, а это означает, что они имеют возможности взаимного контроля.Контроль- это способность человека влиять на исходы другого.

Вводят 2 понятия: 1) Уровень сравнения — средняя величина положительных исходов, которые человек имея в своих предшествующих отношениях с людьми. Если исход будет выше уровня сравнения то такое взаимодействие будет успешным. Уровень сравнения меняется в зависимости от ситуации и от личности; 2) Уровень сравнения альтернатив -это наилучший исход, который человек может получить в свете наилучшей, возможной для него альтернативы. (пример: человек уйдет с хорошей работы, если ему предлагают ещё лучший вариант работы).

Ценность исхода взаимодействия нельзя определить по абсолютной величине, потому что эта ценность определяется через сравнение с теми критериями, которые он выделил.

Матрицы исходов: (методический прием Тиббо и Келли) — в виде матрицы можно представить социальное взаимодействие. В матрице можно зафиксировать все варианты поведения каждого участника. По две стратегии поведения у каждого участника, они биполярны (конфликтуют — не конфликтуют) Данное заполнение матрицы произвольно с помощью таких матриц проводятся эксперименты, где изучается отношения власти, зависимости, контроля.

ВЫВОДЫ ПО НЕОБИХИВИОРИЗМУ:

1. Вызывает сомнение основной принцип диадического взаимодействия (всегда действительно     основополагающая или нет)

2. Не учитывается социальный контекст — взаимодействие происходит в вакууме.

3. Действительно ли существует только 2 стратегии поведения в матрице.

4. Почему используются варианты взаимодействия 2х человек.

5. Не учитывается роль общения, коммуникаций между участниками.