25. Специфика реализма Достоевского
Фёдор Миха́йлович Достое́вский (1821, Москва—1881, Санкт-Петербург) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности.
Что касается реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)
В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»).
В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.
Основной принцип реализма – обусловленность характера человека его связями с миром.
Сам Достоевский противопоставлял свой реализм реализму «типичников», т.е. тех, кто поддерживал основной принцип реализма.
Специфика реализма Достоевского:
1. Универсализм
Историко-социлогический смысл заключается в широте обобщений. В судьбе современной личности он умел показать движение всей человеческой истории (Иван Карамазов).
Человек Достоевского детерминирован бытом, культурно-исторической средой, состоянием быта, качествами национального характера.
Религиозно-философский смысл хорошо был вскрыт религиозными философами (Розанов и др.) – обращение к коренным проблемам и загадкам человеческого бытия:о смысле жизни, о вере, неверии, Христе, религиозная концепция человека.
Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации
... необходимо изучить конкретные стратегии поведения, особенности взаимодействия и приемы, используемые людьми в конфликтной ситуации. В приложении (Приложение 1) реферата можно ознакомиться с Методикой диагностики ... мире, так и в пространстве его жизненной ситуации, включающей мир отношений со значимыми для него людьми. Традиционные стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются ...
2. Антропоцентризм
Центр произведений Достоевского – вопрос о человеке. В первую очередь его интересует духовная двойственность (раскольников, Иван Карамазов).
Он пытается анализировать причины раздвоенности:
Исторические. В сознании человека переходных эпох сталкиваются разные системы ценностей. Эпоха атеизма – утрачиваются нравственные ориентиры.
Религиозная природа души человека. В началах, которые недоступны познанию, — Бог и дьявол (???).
«Сердце человеческое – поле битвы бога и дьявола» («БК»)
Нравственная природа человека. Соотношение добра и зла. Почти в одно время Достоевский по-разному оценивает зло в человеке: оно присутствует в человеке изначально или приобретается. Человек по природе своей этичен – он всегда, пусть и где-то в глубине души, представляет себе, что в человеке есть добро («найти в человеке человека»).
3. Трагизм: повышенная концентрация человеческого сознания, мир в состоянии хаоса, распада, кризиса (Зильдерович «Вихревое клубление» — мирообраз), человек в трагических обстоятельствах, попытка обновления общества путем индивидуальных усилий >>> диалектика добра. Личность в наивысшей степени развития отдает себя служению другим >>> законы эгоизма побеждаются законами гуманизма.
Реализация специфики:
Универсализм проявляется в:Многообразии творческих источников. Множестве прототипов.
Масштабности характеров. Общезначимости отражаемых явлений
Антропоцентризм проявляется в:Полифонической постановке героя, т.е. доминантой общей идеи является самосознание героя. В романах множество самостоятельных голосов
Трагизм проявляется в: Трагедийной структуре сюжета, характеров.
Соотношение типического и социального. Типизировать можно повторяющееся, повседневное (Гончаров).
Достоевский типизировал исключительное – «мысль домыслить» (психологизм – исключительное).
С другой стороны, преступление Раскольникова социологически обусловлено.Ранний Достоевский – маленький человек Поздний Достоевский – идеологические романы. Идея – сюжето- и характерообразующее начало >>> идеологизация психики, бытовой детали и пр.
Детализация двойничества (??) изображение крайне противоречивых героев,
создание системы двойников. От героя как будто отъединяется какая-либо черта, которая актуализируется в другом человеке (Иван Карамазов – черт, Смердяков. Раскольников – Лужин, Свидригайлов (худшее), Соня).ФСФ подход к семейной теме – на примере одной семьи изобразить историю всего человечества. «Петербургский текст» — термин Топрова – весь массив русской литературы, посвященной Петербургу. Негативная семантика Петербурга. Он обрабатывает «петербургский миф» — город-призрак, выросший на болоте. Однажды он исчезнет и на этом болоте останется только медный всадник для красоты («Игрок»).
Мотивы холода, дождя, бездомых, голодных собак.
Одна из главных особенностей произведений Достоевского — это то, что персонажи являются героями-идеологами,в его романах присутствует конфликт идей. Сам Д. называл этот конфликт «pro et contra», имеется в виду «за» или «против» веры. В художественном пространстве романов Д. обычно присутствует конфликт 2-х идей: Раскольников – Соня Мармеладова; старец Зосима – Иван Карамазов. Так, например, Родион Раскольников увлечен теорией, суть которой в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Почти все герои Достоевского имеют свои идеи и реализуют их: «Свидригайлов и Лужин живут по принципу «все позволено», Сонечка Мармеладова искренне верит в бога, любит людей и не позволяет себе судить их.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Типология героев в творчестве Достоевского 1840 – 1850 гг. (??)
Герои Достоевского очень разнообразны. Они созданы средой, окружающей их. Создавая своих героев, Достоевский как бы проникает в «тайну» человека, по выражению Скатова.
Тип «Маленького человека»
Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы — темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”.
Герой «Бедных людей», Макар Девушкин, — бедный и жалкий чиновник; он тоже всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Наружностью, платьем, сапогами он похож на героя «Шинели» Гоголя. Достоевский сделал простое, но гениальное изменение в композиции Гоголя: вместо вещи («Шинель») поставил живое человеческое лицо (Вареньку), и произошло чудесное превращение.
Физические страдания Девушкина, бессилие помочь Вареньке, когда ей грозит голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми, доводит смирного и тихого Макара Алексеевича до отчаяния и бунта.
Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. «Бедные люди» — роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, т.к. главная цель писателя — передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя.
«Маленький человек» более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах. «Маленький человек» Достоевского способен и на высокие чувства.
Тип мечтателя
Повесть Достоевского «Белые ночи» отличается большей глубиной проникновения в тип мечтателя, исследованием «мечтательства» как социально-психологического явления. Герой Достоевского встречает девушку-мечтательницу Настеньку, которая является невестой другого. Оценив благородное сердце мечтателя, ответив ему теплом и участием, Настенька все же предпочла человека более реального. «Зачем он — не вы? — спросила она. — Он хуже вас, хотя я и люблю его больше вас». В этих словах — приговор мечтателю, неизбежность и неотвратимость его трагической судьбы.
7. Достоевский. Двойники и Питер
... в произведении: не раз Голядкин /пробовал усомниться в реальности двойника... пробовал ущипнуть самого себя и каждый раз Достоевский убеждает героя и читателя в том, ... Речь в ней идет о петербургском добропорядочном чиновнике Якове Петровиче Голядкине, человеке, в отличие от его литературного предшественника Макара Девушкина, неплохо обеспеченного ...
Впервые обобщенная характеристика мечтателя дается им в фельетонах «Петербургская летопись» (1847); автор уделяет здесь особое внимание социально-психологическому истолкованию типа петербургского интеллигентного мечтателя как явления, характерного для общественной жизни России 1840-х годов.
«Белые ночи» (1848) с центральной фигурой рассказчика — Мечтателя (наст. изд. Т. 2), во многом предвосхищающей тип героев позднейших повестей и романов 1860-х годов (Иван Петрович в «Униженных и оскорбленных», Человек из подполья, Раскольников и т. д.)
Двойник, человек из подполья
Сущность и формы раздвоения главного героя повести «Двойник» Якова
Петровича Голядкина, раскрываются здесь в конкретных сюжетных ситуациях.
Уже в начале повести мы видим, что общий психологический фон личности
Голядкина составляет неуверенность, колебание в выборе между диаметрально противоположными возможностями. Двойник Голядкина – Голядкин-младший, олицетворяющий собой негативные помыслы героя, травмирует психику последнего, будучи ее же порождением, терзает сердце и гасит его ум. Голядкин-старший с ужасом отшатнулся от самого себя, как от реального врага, упал в темную пропасть безумия. Все низменное, о чем он иногда подумывал – все это представило ему словно наяву его больное воображение. Все это – и есть его двойник. Охарактеризовав Голядкина как свой «главнейший подпольный тип», Достоевский указал на мотивы, связывающие «Двойника» с психологической проблематикой позднейших его повестей и романов. Намеченная в «Двойнике» тема душевного «подполья» Голядкина получила в условиях последующего периода идейной и творческой эволюции Достоевского углубленную разработку и иную интерпретацию в «Записках из подполья» и романах 1860—1870-х годов вплоть до «Братьев Карамазовых» (сцена беседы Ивана с чертом в главе «Кошмар Ивана Федоровича»), а мотив двойника, стоявший в центре ранней повести Достоевского, предвосхитил тему тех более низменных психологических «двойников» (сближенных с главным героем одними своими чертами и противопоставленных другими), которые обычно окружают в больших романах Достоевского образ героя (Раскольников — Лужин — Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Иван — Смердяков — черт в «Братьях Карамазовых» и др.).
Критика:
Вячеслав Иванов, определяя новую жанровое своеобразие романов Достоевского, назвал его произведения романом – трагедией, т.к. в его романах показана трагедия личности, одиночество, отчуждение. Перед героем всегда стоит проблема выбора, и ему самому надо решать, по какому пути он пойдет.
Михаил Михайлович Бахтин, определяя структурную особенность романов Достоевского, говорит о полифонии (многоголосье).
Полифонический роман Д. теперь противостоит ранее господствовавшему в русской литературе монологическому роману, где преобладал голос автора. А у Достоевского голоса автора не слышно, он находится наравне со своими персонажами. Звучат лишь голоса персонажей, им автор дает высказаться до конца. Позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев (Алёша Карамазов, князь Мышкин).
Никаких авторских отступлений, как у Льва Николаевича Толстого мы здесь не встретим.
Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе. Крайне субъективным и тем более характеризующим героев отображением действительности являются сны. Достоевский интуитивно осознал это раньше, чем изучением подсознания занялись психологи. В первом болезненном сне мы видим, что природа Раскольникова противится насилию еще тогда, когда он отказывается признаться себе в этом наяву.
1.Проза ф.М. Достоевского
... «человека из подполья», это и доминанта построения его образа автором. Автор действительно оставляет за своим героем последнее слово. Именно ... истолков-е в критике. Особенности психологизма «Записок из подполья» Достоевского. ЗиП(1863-1864) – 1 из вех в тв- ... в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, система героев-двойников, широкий охват событий, чередование гротесковых сцен с ...
По словам Бахтина, герои Достоевского внутренне не завершены. В человеке есть что-то такое, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания. Заметим, что излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.
Оскар Уайльд говорил, что «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени». Интересна и еще одна выделенная Бахтиным особенность поэтики Достоевского — амбивалентность, то есть соединение противоположного (жизни и смерти, гуманизма и презрения к людям, любви и ненависти).
Бахтин также отмечает:
В замысле Достоевского герой — носитель полноценного слова, а не немой, безгласный предмет авторского слова. Замысел автора о герое — замысел о слове. Поэтому и слово автора о герое — слово о слове. Оно ориентировано на героя, как на слово, и потому диалогически обращено к нему. Автор говорит всей конструкцией своего романа не о герое, а с героем.