25.Феномен конформности и современные представления о групповом влиянии

Феномен группового давления.

Он же — феномен конформизма (приспособленчество).

Т.к. это слово имеет негативный оттенок в политике и в жизни, принято говорить о конформности, конформном поведении, имея в виду позицию индивида по отношению позиции в группе, степень его подчинения групповому давлению. Иногда употребляется как «социальное влияние».

Конформность имеет место быть когда есть конфликт между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе тогда, когда это противопоставление мнений воспринималось индивидом как конфликт. Противоположными понятиями конформности являются понятия — «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению». Иногда говорят про негативизм — сопротивление давлению группы, отрицание ее норм, демонстрация независимости. Это на самом деле это не независимость, это «конформность наизнанку» ( любой ценой противостоять мнению группы).

Впервые модель конформности была продемонстрирована в экспериментах Аша, кот.предшествовало открытие внушаемости.

Данные были получены в эксперименте Шерифа. Суть эксперимента:

В первый день один испытуемый помещался в темную комнату, в кот.светилась точка, кот.постепенно начинала двигаться. Испытуемый должен был определить на какое расстояние она сдвинулась. Предположим, он указал 15 см. На другой день в комнату были помещены трое испытуемых, и каждый предлагал свою версию сдвига, один сказал 2,5см, другой-5см, а «ветеран»-15 см. На четвертый день позиции совпали: все трое назвали одно и тоже число. Шериф назвал этот феномен аутокинетическим эффектом, заключающимся в том, что в результате внушения (испытуемые обсуждали проблему) возникла групповая норма, кот.и «подчинились» испытуемые.

Эксперимет Аша был осуществлен в 1951 г. Его суть:

Эксперимент проводился с помощью метода «подставной группы». Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемо линии. Каждому студенту давали по 2 карточки — в левую руку, с изображением одного отрезка, и в правую руку, с тремя отрезками, один из кот.по длине равен отрезку на левой карточке. Нужно было сказать какой именно это отрезок. При индивидуально выполнение задачи, все решали ее верно. Затем экспериментатор вступал в сговор с подставной группой, т.е со всеми, кроме «наивного субъекта».Все эти студенты давали неправильный ответ, а когда последним отвечал «наивный субъект», нужно было узнать устоит ли он мнению других, или поддастся мнению группы. В итоге, более 1/3 «наивных субъектов» давали неверные результаты, т.е. продемонстрировали конформное поведение. Все утверждали, то мнение группы давит сильно.

8 стр., 3790 слов

Феномен группового давления

... конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, ... http://psylist.net - "Феномены группового сознания и группового давления. Конформность, конформизм, нонконформизм" 5. ... наши мнения и убеждения? Этот вопрос особенно актуален в наши дни. ...

Существует модификации эксперимента Аша. Например, методика Крачфилда. Но ее суть — метод «подставной группы».

Пытались найти причину такой податливости. Она усматривалась в личных особенностях: низкая самооценка, низкий интеллект, низкий уровень самосознания. Но был сделан и другой вывод: на степень конформности влияет и характер ситуации эксперимента и состав группы. К важнейшим причинам относится и лабораторный характер группы, значимость для индивида высказываемого мнения (значим ли для индивида высказываемый материл).

Значимой может быть ситуация связанны с реально действительностью. Человек может уступить группе в выборе длины отрезков, но в другой реальной ситуации настаивать на своем мнении. Поэтому эксперименты Аша не могут быть распространены на реальные ситуации.

Аш рассматривал два типа поведения: конформное и неконформное, Но есть еще и третий тип — сознательное принятие личностью норм и стандартов группы. Т.е. существует не два, а три типа поведения:1) Внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы 2) Конфморность — осознанное внешнее соглашение при внутреннем расхождении 3)коллективистическое самоопределение — относительно единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами группы.

Исследования также показали, что давление на индивида может оказывать не только большинство, но и меньшинство. Это доказал Московичи, когда «подсадной» была не вся группа, а ее меньшинство.

Дойч и Джерард разработали «информационную теория конформности». Было выделено два типа группового влияние:

  • Нормативное — влияние оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма
  • Информационно — когда давление оказывается меньшинством и мнение рассматривается лишь как информация.

Внешний конформизм — на тебя давили, ты изменил свое поведение, как будто согласен, но внутри ты остался при своем мнении.

3 стр., 1123 слов

Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

Семинарские занятия Тема 1. Психологический тренинг в свете основных психологических концепций План: 1. Общее представление о социально-психологическом тренинге (СПТ). 2. Специфические черты и основные парадигмы СПТ. 3. Виды тренинговых групп. 4. Гуманистическое направление. 5. Гештальт-модель. 6. Трансактный анализ в группе. 7. Психодраматический подход. 8. Телесно-оринтированный подход. 9. ...

Внутренний конформизм — тебе предложили информацию, ты ей доверяешь и изменяешь свое мнение.

26.Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию

Исследования групповой сплоченности опираются на систему межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Картрайт: сплоченность — та степень, с кот. члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе. Исследования групповой сплоченности опирались на понимание группы прежде всего как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

  • Сначала сплоченность связывалась с таким уровнем развития отношений, когда высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.
  • Потом социометрия предложила рассмотреть индекс гр. сплоченности как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов.

Индекс групповой сплоченности есть строго эмоциональная характеристика малой группы. Этот подход был развит в концепции А.и Б. Лоттов. По ним, сплоченность обусловлена межличностной аттракцией. Причины симпатии могут быть вызваны частотой взаимодействия, его кооперативным характером, демократическим стилем руководства, угрозой со сторон других групп, успехом групповой деят-ти. Возникшая на основе аттракции сплоченность приводит и к повышению продуктивности деят-ти.

Фестингер предложил другой подход: сплоченность анализировалась частотой и прочностью коммуникативных связей в группе. Сплоченность — сумма всех сил действующих на группу, чтобы удержать их в ней. Сила понималась как привлекательность группы для индивида либо как удовлетворенность членством в группе. Но и тут сплоченность понималась как эмоциональная характеристика группы. Вводится показатель потерь (общение с неприят.людьми, критика) и наград (удовлетворение био.потребностей, безопасность) индивида в группе. Если выигрыши превышают потери, то это означает высокий уровень сплоченности.

11 стр., 5319 слов

1. Общение как обмен информацией. Опишите четыре группы невербальных средств коммуникации (кинесика, экстралингвистика и паралингвистика, проксемика и визу

2. Раскройте сущность перцептивной стороны общения, опишите основные механизмы восприятия людьми друг друга. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. 3 основ.механизмов: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция); Идентификация – это ...

Картрайт предложил еще более полный список детерминант сплоченности. Его основная идея — сплоченность зависит не только от свойств группы, но от их соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями «благоприятного членства». Это позволяет создать особую групповую атмосферу. Данная модель фиксирует не только эмоциональную характеристику, но и взаимосвязь различных факторов и является наиболее полной.

Проводилось много работ по выявлению группового единства. Из них можно выделить исследования Бейвеласа, в кот.особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы — построение оптимальной системы коммуникаций. Символические цели группы — цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации этих целей.

Но лучше всего исследовать сплоченность опираясь на то, что здесь происходит включенность в процесс совместной деят-ти. Речь идет о сплоченности, а не о совместимости. Сплоченность более высокий показатель.

На основе этого были разработаны новые принципы сплоченности Петровским. Это часть его стратометрической концепции или теории деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Вся группы состоит из 3-х ( 4-х) слоев, страт.

  • Слой В — эмоциональные межличностные отношения
  • Слой Б — ЦОЕ (ценностно — ориентационное единство) отношения опосредуются совместной д-тью. Для изучения этого слоя нужна методика, кот.показывает мотивы выбора.
  • Слой А — ядро, совместная гр. д-ть и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

Эксперимент Донцова, кот.проводился к 14-ти московских школах. Цель – выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деят-ти с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявились 2 плана сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного «ученика и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. Общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реальной деят-ти оказалась выше, чем сплоченность, регистрируема лишь как совпадение, т.е. с реальными учениками у них была деят-ть, а с эталонами были лишь мнения.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

Основные правила делового общения   Деловое общение, как рекомендует Дейл Карнеги, требует соблюдения следующих основных правил: А. Шесть способов расположить к себе людей 1. Улыбайтесь. 2. Проявляйте искренний интерес к другим людям. 3. Называйте людей по имени и отчеству. 4. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. 5. Будьте хорошим слушателем. 6. давайте другим почувствовать их ...

Вторая часть исследований дала любопытный результат: оцениванию подвергались не ученики, а учителя. Здесь единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Объяснение: конкретным предметом деят-ти учителя не является другой учитель, поэтому его оценивание это не параметр совместной деят-ти. Эталонный коллега — общая ценность. Этот эксперимент подтверждает то, что интеграция группы (и сплоченность) осуществляется прежде всего в совместной деят-ти.

Вывод: Группа возникает благодаря внешним условиям. Начинает процесс своего становления. Важнейшее содержание этого процесс-развитие групповой сплоченности. Группа не только создает нормы и ценности и не просто члены ее усваивают их, осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности все больше разделяются индивидами, потому что они включены в совместную деят-ть. Деят-ть становится такой значимой, что индивид принимает ее сам. Совместная деят-ть — главный детерминант образования группы.

27.Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства

Различие понятий «лидер» и «руководитель»:

Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — официальные. Лидерство в условиях микросреды, руководитель — макросреды. Лидерство возникает стихийно, руководитель избирается. Явление лидерства менее стабильно. Руководство подчиненными более прочно, чем руководство лидера. Процесс принятие решения руководителем более сложен. Сфера деят-ти лидера — малая группа, а сфера деят-ти руководителя шире. Но и тот и другой имеют дело с однопорядковыми проблемами.

Лидерство — психологическая характеристика поведения, руководство — социальная.

6 стр., 2873 слов

Социальная психология малых групп: понятие, классификация, уровень сплоченности. Лидерство в малой группе

  Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, ...

Лидер — тот человек, кот.выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные ф-ции. Остальные участники принимают такой тип взаимоотношения, что их будут вести, а они будут ведомы.

Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Могут быть проблемы при несовпадении уровня притязания лидера и мере готовности других членов группы. Лидер=авторитет, но не всякий авторитет лидер. Лидер должен организовывать решение какой-то задачи, авторитет этого не делает.

Теории происхождения лидерства:

1. Теория черт (харизматическая)

Лидер — человек, обладающий определенными чертами.

Все начали пытаться выделить эти черты. Разброс их у разных авторов был большой, они выбирали или свои черты или черты некого идеального лидера. Первин и Джон выделили 5 блоков базовых личностных качеств лидера: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре черты часто встречаются у лидеров. Теория оказалась малозначимой.

2. «Ситуационная теория»

Лидер тот, кто обладает теми чертами, кот.нужны для решения данной проблемы. Главным моментом появления лидера считалось его выдвижение группой, т.к. от него ожидали проявления в данной ситуации черты.

Хартли, не согласившись с этим, предложил четыре «модели», почему люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет выдвижение

1)если кто-то в одной ситуации стал лидером, то велика вероятность, что он станет им и в другой ситуации

2)Лидеры в одной ситуации рассматриваются как «лидеры» вообще

3)Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и его выбирают в другой раз

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара. Функции лидерства 1. Глубокий анализ ... - милость, божественный дар) означает одарённость, исключительность. Менеджер, наделённый харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах ...

4)некот.люди ищут «посты» и ведут себя так, что им «дают посты»

3. «Системная теория лидерства» (более полная, чем предыдущие)

Лидерство — процесс организации межличностных отношений. лидер-субъект управления этим процессом. Лидерство — ф-ция группы. Одновременно могут существовать лидеры двух типов:

1.Инструментальный (деловой) — обеспечивающий успех задачи

2.Эмоциональный — обеспечивающий атмосферу в группе

В разных ситуациях один из лидеров может быть востребован больше.

«Вероятностная модель эффективности руководства» Фидлера. У него есть руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на межличностные отношения.

К какому типу принадлежит руководитель? Выяснить можно при помощи методики НПС (отношение к наименее предпочитаемому сотруднику).

Ориентированный на задачу видит в нем только отрицательные черты, ориентированный на межличностные отношения видит не только их. Далее группы различаются по уровню Социального контроля СК (степень владения руководителем ситуацией).Строится вероятностная модель по выявлению наиболее эффективного руководителя в группах различного типа. При высоком и низком уровне СК более эффективен руководитель, ориентированный на задачу, а при среднем СК — на межличностные отношения.

Эта модель находит практическое применение и на ее основании строится тренинг лидерского соответствия.

Отличие лидера от другого участника группы не в наличии черт, а в наличии влияния.

Пример: концепция Кричевского «концепция ценностного обмена» как механизма выдвижения лидеров. Лидер это тот, в котором в наиболее полном виде представлены качества, особо значимые для групповой деят-ти, т.е. являются ценностью группы. Группа с лидером идентифицируется.

Стили лидерства:

Эксперимент по стилю лидерства. Проводился на группе детей 11-12 лет при лепки макси из папье-маше под руководством взрослых ( они руководители).Руководители демонстрировали разные стили, а экспериментаторы сравнивали эффективность 3х групп. Стили руководства: авторитарный, демократический, попустительный.

Все стили содержать 2 стороны: формальную и содержательную. (ФС и СС)

Авторитарный. ФС — деловые, краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны, показ примеров вне системы. СС — дела в группе планируются заранее, определяются лишь непосредственные цели. Голос решающий.

Демократический. ФС — инструкций в форме предложений, товарищеский тон, похвала и порицания с советами, распоряжения и запреты с дискуссиями, позиция лидера — внутри группы. СС — мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы обсуждаются.

Попустительный. ФС – тон — конценциональный. Отсутствие и похвалы и порицаний. Нет сотрудничества. Позиция лидера незаметна. СС — дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работ складываются из отдельных интересов.

Не всеми методики лидера подходят для методик руководителя.