15 Эмоциональная сфера психики

Вопрос № 15. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений и их классификация.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Эмоции -тот язык, благодаря которому мы узнаем о потребностной значимости происходящего.

Эмоции — субъективное состояние, которое отражается в отношении субъекта к предмету или явлению. Воспринимая предмет или явление, человек строит образ в своем сознании. Считается, это этот образ изначально эмоционально окрашен.

  • Эмоции носят предметный характер
  • Предмет может находиться в реальности или быть нереальным, предполагаемым.
  • Эмоции имеют мотивационную функцию — связаны с потребностями и мотивацией.
  • ФрейдА: эмоция — готовность к действию (состояние организма).

    Эмоции часто рассматриваются как регуляторы деятельности, влияют на деятельность и вызываются её результатом.

  • Эмоция — целостная реакция организма на всех уровнях = умственное + телесное событие.
  • Компоненты эмоциональных явлений:
  • Психологический (субъективный) — особое субъективное переживание (узнаём о нём при помощи самоотчёта человека)
  • Физиологическй: физ изменения: сердцебиение, давление, изменения дыхания, потоотделение, активность мозга =ВНС
  • Поведенческий — мимические проявления, вокальные (тембр звука), пантомимические (жесты, позы)

Классификация:

  • По знаку: ±
  • По формально -динамическим характеристикам: интенсивность, длительность
  • По модальности

+ различаются по степени контролируемости и связи с предметом

Леонтьев выделял аффекты, собственно эмоции, чувства.

Рубинштейн добавил аффекты, страсти, настроения.

Аффект: любое эмоциональное состояние — аффективная реакция.

-Аффект — особое эмоциональное переживание: очень интенсивное, краткое (вспышка), реакция на что-либо, нарушен (ослаблен или отсутствует) контроль поведения.

4 стр., 1679 слов

Проблема субъективного переживания

... ее можно рассматривать как концепцию не столько эмоции, сколько субъективного переживания. Согласно этой концепции эмоциональные переживания удовольствия-неудовольствия представляют собой одни из возможных ... взаимодействия мотивационных отношений с другими компонентами поля субъективных переживаний составляют случаи возникновения эмоциональных реакций с условием учета контекста ситуации. Речь идет ...

-Хорошо выражен у детей

-Часто встречается в судебной практике

-Сужение сознания

Виды аффектов:

А) Физиологический: реакция на единичное психотравмирующее воздействие.

3 фазы:

Предварительная — характеризуется ощущением субъективной безысходности и стремительным нарастанием напряжения.

Аффективный взрыв: сужение сознания, автоматизация действий.

Постаффективная: упадок сил и истощенность

Б) Куммулятивный: реакция на длительную психотравмирующую ситуацию.

1) Накопление напряжения

2) Взрыв

Паталогический аффект: Крафт-Эбинг: Человек не помнит ничего, что происходило в состоянии аффекта, сознание полностью выключается.

+ Катотимный аффект: жесткая связь между предметом и эмоцией (например, фобии).

Объект принимет гипертрофированное значение.

Галатимный аффект: эмоция не связана с объектом: беспричинная тревога или тоска.

Собственно эмоции — локализованные во времени эмоциональные состояния.

-не столь интенсивны

-более длительны, чем аффект

-часто возникают как реакция на ситуацию

Настроения:

-длительные эмоциональные состояния

-в норме не очень интенсивны

-внешние проявления поддаются контролю

-связь с ситуацией очень слабая

-иногда настроения кажутся ни с чем не связанными

Расстройства настроения:

Тревожные расстройства — возникновение тревоги

Депрессивные — переживание горя

Маниакальные — неконтролируемые состояния: навязчивые, длительные, высокая интенсивность.

+Эмоции есть только у людей, они культурнообусловлены

Зрелым эмоциям присущи свойства ВПФ: предметны, осознаны, дифференцированы, вербализуемы.

Чувства:

-эмоциональные явления, имеющие четко выраженный предметный характер.

-выражают устойчивое отношение к предмету.

Леонтьев: можно выделить различные уровни чувств:

Низший — нормальное отношение к объекту.

Высший — высшие социальные чувства (любовь к Родине) — к ценностям и идеалам.

Испытываемые эмоции м.б. амбивалентны во взаимодействии: любовь + злость (мать ругает ребенка)

4 стр., 1754 слов

Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека.

... №13 Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека. В психологии под ... эмоционального - переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и ... . В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с ...

Эмоции и чувства могут не совпадать. Чувства часто бывают неосознаваемы. Эмоции осознаваемы.

Страсть.

-длительное, сильное чувство, которое овладевает всей личностью (сильная влюблённость) + зависимости (игра, алкоголь, др человек)

Рубинштейн: своеобразное сочетание активности и пассивности:

-ради удовлетворения страсти готов на любые действия

-не может противостоять страсти.

Уровни классификации эмоциональных явлений: Рубинштейн

1)Органическая аффективная эмоциональная чувствительность:

-различные физиологические чувствования, телесные переживания, усталость, удовольствие, секс, боль.

-воспринимаются как окрашенные + или —

-бывает противоречие между физ чувств и эмоциями: физическая усталость после тренировки + удовлетворние, еда во время диеты, секс со стыдом.

2) Предметные чувства: эмоции, настроения и т. д.

3) Обобщённые мировоззренческие чувства: юмора, возвышенного, трагического, установки по отношению к миру.

Классификация по модальности:

-качественное, субъективное, своеобразное переживание эмоций:

2 подхода к классификации по модальности:

Построение 3х-мерного пространства

Выделение базовых эмоций

Измерения — Вундт:

Выделял в сознании объективные эмоции -ощущения и субъективные — простые чувства — эмоции, которые можно охарактеризовать по 3 измерениям.

Тут такой рисуночек, который состоит из 3 линий со стрелочками на концах, пересекающихся посредине=) 3 оси, на каждой по 2 полюса в итоге:

Возбуждение ----Успокоение (по горизонтали)

Удовольствие----Неудовольствие (по вертикали)

Напряжение----Разрядка (по диагонали)

Три пары субъективных элементов (элементарных чувств): удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Наши чувства состоят из сложных комбинаций субъективных элементов (например радость — это удовольствие и возбуждение).

3 стр., 1385 слов

«Эмоции, чувства и воля»

... профессора Г.Д. Бабушкина. Омск: СибГУФК, 2004. 1. Эмоции, чувства Эмоции (лат. сл. эмоцео – волную, потрясаю) – это ... место в обычном, бодрствующем состоянии. Величина эмоционального возбуждения незначительная, время протекания – все бодрствующее состояние, ... которой формируется, действует и проявляется личность. Б – мотивы, цели, идеалы, ценностные ориентации, образы предстоящего действия. ...

Связь элементов — простые чувства складываются в более сложные образования. Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Круговая модель эмоций Рассела:

Кружочек, разделенный на 4 части: + вписаны эмоции

Сверху — полюс возбуждение, по кругу идут восторг, радость- справа — полюс удовольствие, вниз идут покой, расслабление, умиротворение, снизу — полюс сон, дальше по кругу идут печаль, недовольство, грусть- слева — полюс неудовольствие, дальше идут гнев, страх и упираются в полюс возбуждение.

Эмоции, не вошедшие в схему:

Интеллектуальные эмоции — возникающие при мышлении (если удалось решить задачу)

-сомнения, неуверенность в правильности решения

-эстетические эмоции — возникают при восприятии произведений искусства. -не истинная эмоция, а некая модель эмоции.

Джемс: тонкие эмоции (плохо поддаются вербализации) — не связаны с телом, специфические эмоции.

Моральные эмоции — вина, стыд, чувство долга (связанные с нравственными проблемами)

Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

  1. Функция оценки. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. И поэтому про неё можно сказать, что она для нас имеет большую «служебную» ценность. Рубинштейн: оценивание потребностной значимости. Оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека — хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такой оценки могут лежать ожидания и цели субъекта.

2. Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции.

3 стр., 1427 слов

9. эмоции как внутренние регуляторы деятельности. классфикация эмоций

... характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая) Аффект – сильное и относительно кратковременные ... на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это своеобразное сочетание активности ... эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные ...

О чем сигнализируют эмоции:

  • о состоянии организма
  • о реализации мотива или о нереализации мотива
  • о ситуации рассогласования
  • о том, ради чего действовать, о мотивах, лежащих в основании деятельности.
  • о рассогласовании результата и цели
  • о рассогласовании результата и мотива
  • о рассогласовании между мотивом и целью

По мнению А.Н.Леонтьева, «эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности». По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

11 стр., 5440 слов

Эмоции в структуре деятельности

... образом, эмоции в структуре деятельности играют огромную роль. Это касается учебно-познавательной активности, соотношения мотивов и целей. Эмоции сопровождают любую деятельность. Глава 3. Роль и функции эмоций ... в управлении поведением и деятельностью Участие эмоций в управлении поведением ...

Рубинштейн: эмоции позволяют нащупать рассогласование результата и мотива («Я учу химию, а мне от этого дурно, это значит то, что я делаю не совпадает с мотивацией)

3. Побуждающая. Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Субъектом отчётливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причём именно ими он реально руководствуется в жизни. Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции мотивируют поведение. О способности их побуждать действия говорят другие специфические функции. Так, в критических ситуациях, при неспособности субъекта найти выход из неожиданно сложившейся ситуации, развивается особый вид эмоциональных процессов — аффекты. Одна из его функций — навязывание субъекту стереотипных действий, представляющие собой закрепившейся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации.

4. Организующая/ дезорганизующая.

Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред).

Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы, что мешает нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Даже аффект обычно, дезорганизующий деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезным, например, когда от серьёзной опасности человеку приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

7 стр., 3383 слов

Эмоции: функции и особенности их проявления

... сопровождаются эмо­циональными переживаниями. У человека главная функция эмоцийсостоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем ... со­храняться настроения, а меньше всего — аффекты. Эмоции, таким образом, отличаютсяпо многим параметрам: по модальности (качеству), по ... данной потребности на основе врож­денного и прижизненноприобретаемого опыта; Ин— информа­ция о средствах,прогностически ...

5. Регулирующая. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. 1. Эта функция обсуждается под разными названиями: закрепление (П.К. Анохин); следообразование (А.Н. Леонтьев); подкрепление (П.В. Симонов).

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. 2. эвристическая функция: эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, то есть использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает события и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном. Способствуют закеплению знаний о том, что полезно, а что вредно.

Эксперимент: людям вводили вещество, которое на несколько секунд парализовало дыхание — удушье — паника — давали гудок. Достаточно однократного предъявления для формирования УР — паника не гудок.

6. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия)-это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее, в детстве)

7. Коммуникативная.+ Экспрессивная Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

8. Предвосхищающая (Запорожец, Неверович, 1974).

Сигнализирует о том, что будет — хорошее или плохое. Возникает общее эмоц состояние, которое предвосхищает то, что произойдёт в дальнейшем.

9. Эвристическая (творческая).

Тихомиров. Особый вариант предыдущей: Пример: шахматисты: при приближении к правильному решению, предположительно, возникает эмоция, а потом только осознается правильность решения. Эмоции связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи; эмоции маркируют обнаружение творческого решения (Виноградов).

10. Настройка когнитивной схемы:

Эмоции влияют на когнитивные процессы:

А) Феномен эмоциональной конгруэнтности в памяти: Бауэр:

-испытуемому дают запомнить материал, вводя его в то или иное эмоц состояние, и ему необходимо заполнить материал, который + или — окрашен.

От настроения испытуемого зависит то, как он запоминает и воспроизводит материал: в + лучше + окрашенный и наоборот.

Б) На креативность: Элис Айзен. + эмоции повышают креативность и эффективность творческого мышления. Задача Дункера со свечами: необходимо закрепить свечу так, чтобы воск не капал на пол (даны кнопки, спички, коробки, свечи).

Решение: поставить свечу в коробку и прикрепить к двери. Айзен давала задачу и вводила испытуемых в + и -эмоциональное состояние. При + креативность повышалась.

В) Шафер и Мерфи: Влияние эмоционального опыта на выделение фигуры из фона: испытуемым на треть секунды показывали контур лица и одновременно предъявляли название. Лица предъявлялись многократно, причём 2 из них постоянно подкреплялись вознаграждением — после их предъявления испытуемый получал 2 или 4 цента, а за остальные д.б. платить 2 или 4 цента. Каждое лицо показывали 25 раз. В конце испытуемые зарабатывали около 15 центов.

Предъявляли двойственную фигуру, состоящую из 2 половинок разных лиц — испытуемого просили назвать лицо, которое он видит на рисунке. — из фона выделялась та конфигурация раздражителей, с кот был связан + опыт — видели лицо, за которое получали деньги.

Г) Брунер и Гудмен: Влияние эмоционального опыта на восприятие свойств предмета.

Эксперимент: просили детей, манипулируя регулятором проектора, высвечивать на экране кружок, соответствующий по размеру образцу. В кач-ве образцов — монеты и такие же по размеру картонные кружки. При оценке величины предметов дети совершали ошибки: величина монет казалась больше величины кружков. ===> тенденция к переоценке предметов, имеющих для ребенка ценность. 20-ценовую монету переоценивали сильнее, чем 5- центовую.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.).

Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. Целостность представляет собой не только явно обнаруживающуюся, но и одну из таинственных особенностей психического. Многие авторы, пытавшиеся осмыслить ее, останавливались, не нашедши возможности избавиться от навязчивого образа гомункулуса. Даже гештальтпсихология, видевшая в этой особенности центральную проблему психологии и давшая тончайшее ее феноменологическое описание, для ее объяснения вынуждена была обратиться к спекулятивным построениям, ссылаясь, в частности, на взаимодействие электрополей. Поэтому учение Вундта о слиянии чувств, лежащем в основе познавательных синтезов, представляет интерес как одна из немногочисленных попыток вскрыть психологический механизм структурированности и целостности отражения.

+ Можно сказать про функцию личностного роста — но она не у всех, а на определённом уровне развития личности.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector