15 Эмоциональная сфера психики

Вопрос № 15. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений и их классификация.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Эмоции -тот язык, благодаря которому мы узнаем о потребностной значимости происходящего.

Эмоции — субъективное состояние, которое отражается в отношении субъекта к предмету или явлению. Воспринимая предмет или явление, человек строит образ в своем сознании. Считается, это этот образ изначально эмоционально окрашен.

  • Эмоции носят предметный характер
  • Предмет может находиться в реальности или быть нереальным, предполагаемым.
  • Эмоции имеют мотивационную функцию — связаны с потребностями и мотивацией.
  • ФрейдА: эмоция — готовность к действию (состояние организма).

    Эмоции часто рассматриваются как регуляторы деятельности, влияют на деятельность и вызываются её результатом.

  • Эмоция — целостная реакция организма на всех уровнях = умственное + телесное событие.
  • Компоненты эмоциональных явлений:
  • Психологический (субъективный) — особое субъективное переживание (узнаём о нём при помощи самоотчёта человека)
  • Физиологическй: физ изменения: сердцебиение, давление, изменения дыхания, потоотделение, активность мозга =ВНС
  • Поведенческий — мимические проявления, вокальные (тембр звука), пантомимические (жесты, позы)

Классификация:

  • По знаку: ±
  • По формально -динамическим характеристикам: интенсивность, длительность
  • По модальности

+ различаются по степени контролируемости и связи с предметом

Леонтьев выделял аффекты, собственно эмоции, чувства.

Рубинштейн добавил аффекты, страсти, настроения.

Аффект: любое эмоциональное состояние — аффективная реакция.

-Аффект — особое эмоциональное переживание: очень интенсивное, краткое (вспышка), реакция на что-либо, нарушен (ослаблен или отсутствует) контроль поведения.

4 стр., 1679 слов

Проблема субъективного переживания

Проблема субъективного переживания Реферат Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова факультет психологии кафедра психологии личности Москва, 2001 г. Попытки рассмотреть действие механизмов мотивации показывают, что во взаимодействии эмоций и процессов познания порой достаточно отчетливо участвуют и посредничают таинственные субъективные феномены, вроде чувства реальности, которое ...

-Хорошо выражен у детей

-Часто встречается в судебной практике

-Сужение сознания

Виды аффектов:

А) Физиологический: реакция на единичное психотравмирующее воздействие.

3 фазы:

Предварительная — характеризуется ощущением субъективной безысходности и стремительным нарастанием напряжения.

Аффективный взрыв: сужение сознания, автоматизация действий.

Постаффективная: упадок сил и истощенность

Б) Куммулятивный: реакция на длительную психотравмирующую ситуацию.

1) Накопление напряжения

2) Взрыв

Паталогический аффект: Крафт-Эбинг: Человек не помнит ничего, что происходило в состоянии аффекта, сознание полностью выключается.

+ Катотимный аффект: жесткая связь между предметом и эмоцией (например, фобии).

Объект принимет гипертрофированное значение.

Галатимный аффект: эмоция не связана с объектом: беспричинная тревога или тоска.

Собственно эмоции — локализованные во времени эмоциональные состояния.

-не столь интенсивны

-более длительны, чем аффект

-часто возникают как реакция на ситуацию

Настроения:

-длительные эмоциональные состояния

-в норме не очень интенсивны

-внешние проявления поддаются контролю

-связь с ситуацией очень слабая

-иногда настроения кажутся ни с чем не связанными

Расстройства настроения:

Тревожные расстройства — возникновение тревоги

Депрессивные — переживание горя

Маниакальные — неконтролируемые состояния: навязчивые, длительные, высокая интенсивность.

+Эмоции есть только у людей, они культурнообусловлены

Зрелым эмоциям присущи свойства ВПФ: предметны, осознаны, дифференцированы, вербализуемы.

Чувства:

-эмоциональные явления, имеющие четко выраженный предметный характер.

-выражают устойчивое отношение к предмету.

Леонтьев: можно выделить различные уровни чувств:

Низший — нормальное отношение к объекту.

Высший — высшие социальные чувства (любовь к Родине) — к ценностям и идеалам.

Испытываемые эмоции м.б. амбивалентны во взаимодействии: любовь + злость (мать ругает ребенка)

4 стр., 1754 слов

Эмоциональные состояния, их характеристика. Роль аффектов, эмоций, чувств, настроения в регуляции активности человека.

Вопрос№12 Понятие внимания, виды внимания Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Основные функции внимания: 1. Активирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. Обеспечивает избирательнуюи длительную сосредоточенность психической ...

Эмоции и чувства могут не совпадать. Чувства часто бывают неосознаваемы. Эмоции осознаваемы.

Страсть.

-длительное, сильное чувство, которое овладевает всей личностью (сильная влюблённость) + зависимости (игра, алкоголь, др человек)

Рубинштейн: своеобразное сочетание активности и пассивности:

-ради удовлетворения страсти готов на любые действия

-не может противостоять страсти.

Уровни классификации эмоциональных явлений: Рубинштейн

1)Органическая аффективная эмоциональная чувствительность:

-различные физиологические чувствования, телесные переживания, усталость, удовольствие, секс, боль.

-воспринимаются как окрашенные + или —

-бывает противоречие между физ чувств и эмоциями: физическая усталость после тренировки + удовлетворние, еда во время диеты, секс со стыдом.

2) Предметные чувства: эмоции, настроения и т. д.

3) Обобщённые мировоззренческие чувства: юмора, возвышенного, трагического, установки по отношению к миру.

Классификация по модальности:

-качественное, субъективное, своеобразное переживание эмоций:

2 подхода к классификации по модальности:

Построение 3х-мерного пространства

Выделение базовых эмоций

Измерения — Вундт:

Выделял в сознании объективные эмоции -ощущения и субъективные — простые чувства — эмоции, которые можно охарактеризовать по 3 измерениям.

Тут такой рисуночек, который состоит из 3 линий со стрелочками на концах, пересекающихся посредине=) 3 оси, на каждой по 2 полюса в итоге:

Возбуждение ----Успокоение (по горизонтали)

Удовольствие----Неудовольствие (по вертикали)

Напряжение----Разрядка (по диагонали)

Три пары субъективных элементов (элементарных чувств): удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Наши чувства состоят из сложных комбинаций субъективных элементов (например радость — это удовольствие и возбуждение).

3 стр., 1385 слов

«Эмоции, чувства и воля»

«Эмоции, чувства и воля» План: 1.Эмоции, чувства 2. Воля, волевой акт 3. Волевые усилия, волевые качества Литература Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., МГУ, 1988 Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., Владос, 2001. Общая психология под ред. А.В. Петровского. М., МГУ, 1986. Общая и спортивная психология. /Под ред. Г.Д.Бабушкина, В.М.Мельникова. – Омск, 2000. ч. 1. «Общая ...

Связь элементов — простые чувства складываются в более сложные образования. Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Круговая модель эмоций Рассела:

Кружочек, разделенный на 4 части: + вписаны эмоции

Сверху — полюс возбуждение, по кругу идут восторг, радость- справа — полюс удовольствие, вниз идут покой, расслабление, умиротворение, снизу — полюс сон, дальше по кругу идут печаль, недовольство, грусть- слева — полюс неудовольствие, дальше идут гнев, страх и упираются в полюс возбуждение.

Эмоции, не вошедшие в схему:

Интеллектуальные эмоции — возникающие при мышлении (если удалось решить задачу)

-сомнения, неуверенность в правильности решения

-эстетические эмоции — возникают при восприятии произведений искусства. -не истинная эмоция, а некая модель эмоции.

Джемс: тонкие эмоции (плохо поддаются вербализации) — не связаны с телом, специфические эмоции.

Моральные эмоции — вина, стыд, чувство долга (связанные с нравственными проблемами)

Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:

  1. Функция оценки. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. И поэтому про неё можно сказать, что она для нас имеет большую «служебную» ценность. Рубинштейн: оценивание потребностной значимости. Оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека — хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такой оценки могут лежать ожидания и цели субъекта.

2. Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции.

19 стр., 9458 слов

Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов

... выражают значение ситуации действия для самого субъекта, ее личностный смысл. Как утверждал А.Н.Леонтьев, функция мотивов относительно сознания ... . Мотивы и эмоции: Курс лекций.- М.: Наука, 2008.- с. 56. А.Н. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: ... ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена ...

О чем сигнализируют эмоции:

  • о состоянии организма
  • о реализации мотива или о нереализации мотива
  • о ситуации рассогласования
  • о том, ради чего действовать, о мотивах, лежащих в основании деятельности.
  • о рассогласовании результата и цели
  • о рассогласовании результата и мотива
  • о рассогласовании между мотивом и целью

По мнению А.Н.Леонтьева, «эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности». По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

11 стр., 5440 слов

Эмоции в структуре деятельности

... образом, эмоции в структуре деятельности играют огромную роль. Это касается учебно-познавательной активности, соотношения мотивов и целей. Эмоции сопровождают любую деятельность. Глава 3. Роль и функции эмоций ... в управлении поведением и деятельностью Участие эмоций в управлении поведением ...

Рубинштейн: эмоции позволяют нащупать рассогласование результата и мотива («Я учу химию, а мне от этого дурно, это значит то, что я делаю не совпадает с мотивацией)

3. Побуждающая. Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Субъектом отчётливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причём именно ими он реально руководствуется в жизни. Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции мотивируют поведение. О способности их побуждать действия говорят другие специфические функции. Так, в критических ситуациях, при неспособности субъекта найти выход из неожиданно сложившейся ситуации, развивается особый вид эмоциональных процессов — аффекты. Одна из его функций — навязывание субъекту стереотипных действий, представляющие собой закрепившейся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации.

4. Организующая/ дезорганизующая.

Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред).

Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы, что мешает нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Даже аффект обычно, дезорганизующий деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезным, например, когда от серьёзной опасности человеку приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.

5. Регулирующая. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. 1. Эта функция обсуждается под разными названиями: закрепление (П.К. Анохин); следообразование (А.Н. Леонтьев); подкрепление (П.В. Симонов).

7 стр., 3383 слов

Эмоции: функции и особенности их проявления

... сопровождаются эмо­циональными переживаниями. У человека главная функция эмоцийсостоит в том, что бла­годаря эмоциям мы лучше понимаем ... со­храняться настроения, а меньше всего — аффекты. Эмоции, таким образом, отличаютсяпо многим параметрам: по модальности (качеству), по ... данной потребности на основе врож­денного и прижизненноприобретаемого опыта; Ин— информа­ция о средствах,прогностически ...

Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. 2. эвристическая функция: эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, то есть использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает события и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном. Способствуют закеплению знаний о том, что полезно, а что вредно.

Эксперимент: людям вводили вещество, которое на несколько секунд парализовало дыхание — удушье — паника — давали гудок. Достаточно однократного предъявления для формирования УР — паника не гудок.

6. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия)-это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее, в детстве)

7. Коммуникативная.+ Экспрессивная Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.

8. Предвосхищающая (Запорожец, Неверович, 1974).

Сигнализирует о том, что будет — хорошее или плохое. Возникает общее эмоц состояние, которое предвосхищает то, что произойдёт в дальнейшем.

9. Эвристическая (творческая).

Тихомиров. Особый вариант предыдущей: Пример: шахматисты: при приближении к правильному решению, предположительно, возникает эмоция, а потом только осознается правильность решения. Эмоции связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи; эмоции маркируют обнаружение творческого решения (Виноградов).

10. Настройка когнитивной схемы:

Эмоции влияют на когнитивные процессы:

А) Феномен эмоциональной конгруэнтности в памяти: Бауэр:

-испытуемому дают запомнить материал, вводя его в то или иное эмоц состояние, и ему необходимо заполнить материал, который + или — окрашен.

От настроения испытуемого зависит то, как он запоминает и воспроизводит материал: в + лучше + окрашенный и наоборот.

Б) На креативность: Элис Айзен. + эмоции повышают креативность и эффективность творческого мышления. Задача Дункера со свечами: необходимо закрепить свечу так, чтобы воск не капал на пол (даны кнопки, спички, коробки, свечи).

Решение: поставить свечу в коробку и прикрепить к двери. Айзен давала задачу и вводила испытуемых в + и -эмоциональное состояние. При + креативность повышалась.

В) Шафер и Мерфи: Влияние эмоционального опыта на выделение фигуры из фона: испытуемым на треть секунды показывали контур лица и одновременно предъявляли название. Лица предъявлялись многократно, причём 2 из них постоянно подкреплялись вознаграждением — после их предъявления испытуемый получал 2 или 4 цента, а за остальные д.б. платить 2 или 4 цента. Каждое лицо показывали 25 раз. В конце испытуемые зарабатывали около 15 центов.

Предъявляли двойственную фигуру, состоящую из 2 половинок разных лиц — испытуемого просили назвать лицо, которое он видит на рисунке. — из фона выделялась та конфигурация раздражителей, с кот был связан + опыт — видели лицо, за которое получали деньги.

Г) Брунер и Гудмен: Влияние эмоционального опыта на восприятие свойств предмета.

Эксперимент: просили детей, манипулируя регулятором проектора, высвечивать на экране кружок, соответствующий по размеру образцу. В кач-ве образцов — монеты и такие же по размеру картонные кружки. При оценке величины предметов дети совершали ошибки: величина монет казалась больше величины кружков. ===> тенденция к переоценке предметов, имеющих для ребенка ценность. 20-ценовую монету переоценивали сильнее, чем 5- центовую.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.).

Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. Целостность представляет собой не только явно обнаруживающуюся, но и одну из таинственных особенностей психического. Многие авторы, пытавшиеся осмыслить ее, останавливались, не нашедши возможности избавиться от навязчивого образа гомункулуса. Даже гештальтпсихология, видевшая в этой особенности центральную проблему психологии и давшая тончайшее ее феноменологическое описание, для ее объяснения вынуждена была обратиться к спекулятивным построениям, ссылаясь, в частности, на взаимодействие электрополей. Поэтому учение Вундта о слиянии чувств, лежащем в основе познавательных синтезов, представляет интерес как одна из немногочисленных попыток вскрыть психологический механизм структурированности и целостности отражения.

+ Можно сказать про функцию личностного роста — но она не у всех, а на определённом уровне развития личности.