Вопрос № 15. Эмоциональная сфера психики. Виды эмоциональных явлений и их классификация.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.
Эмоции –тот язык, благодаря которому мы узнаем о потребностной значимости происходящего.
Эмоции – субъективное состояние, которое отражается в отношении субъекта к предмету или явлению. Воспринимая предмет или явление, человек строит образ в своем сознании. Считается, это этот образ изначально эмоционально окрашен.
- Эмоции носят предметный характер
- Предмет может находиться в реальности или быть нереальным, предполагаемым.
- Эмоции имеют мотивационную функцию – связаны с потребностями и мотивацией.
- ФрейдА: эмоция – готовность к действию (состояние организма).
Эмоции часто рассматриваются как регуляторы деятельности, влияют на деятельность и вызываются её результатом.
- Эмоция – целостная реакция организма на всех уровнях = умственное + телесное событие.
- Компоненты эмоциональных явлений:
- Психологический (субъективный) – особое субъективное переживание (узнаём о нём при помощи самоотчёта человека)
- Физиологическй: физ изменения: сердцебиение, давление, изменения дыхания, потоотделение, активность мозга =ВНС
- Поведенческий – мимические проявления, вокальные (тембр звука), пантомимические (жесты, позы)
Классификация:
- По знаку: +-
- По формально –динамическим характеристикам: интенсивность, длительность
- По модальности
+ различаются по степени контролируемости и связи с предметом
Леонтьев выделял аффекты, собственно эмоции, чувства.
Рубинштейн добавил аффекты, страсти, настроения.
Аффект: любое эмоциональное состояние – аффективная реакция.
-Аффект – особое эмоциональное переживание: очень интенсивное, краткое (вспышка), реакция на что-либо, нарушен (ослаблен или отсутствует) контроль поведения.
-Хорошо выражен у детей
-Часто встречается в судебной практике
Классификация эмоций. Эмоциональные состояния
... состояние. В поведении наблюдается озлобленность, иногда агрессивность, а также отрицательная реакция на происходящие события вне зависимости от их характера. Страсть. Эта категория эмоций вызывается реакцией ... действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей. Стресс. Они возникают, когда человек попадает в экстремальную ситуацию с субъективной точки зрения. ...
-Сужение сознания
Виды аффектов:
А) Физиологический: реакция на единичное психотравмирующее воздействие.
3 фазы:
Предварительная – характеризуется ощущением субъективной безысходности и стремительным нарастанием напряжения.
Аффективный взрыв: сужение сознания, автоматизация действий.
Постаффективная: упадок сил и истощенность
Б) Куммулятивный: реакция на длительную психотравмирующую ситуацию.
1) Накопление напряжения
2) Взрыв
Паталогический аффект: Крафт–Эбинг: Человек не помнит ничего, что происходило в состоянии аффекта, сознание полностью выключается.
+ Катотимный аффект: жесткая связь между предметом и эмоцией (например, фобии).
Объект принимет гипертрофированное значение.
Галатимный аффект: эмоция не связана с объектом: беспричинная тревога или тоска.
Собственно эмоции – локализованные во времени эмоциональные состояния.
-не столь интенсивны
-более длительны, чем аффект
-часто возникают как реакция на ситуацию
Настроения:
-длительные эмоциональные состояния
-в норме не очень интенсивны
-внешние проявления поддаются контролю
-связь с ситуацией очень слабая
-иногда настроения кажутся ни с чем не связанными
Расстройства настроения:
Тревожные расстройства – возникновение тревоги
Депрессивные – переживание горя
Маниакальные – неконтролируемые состояния: навязчивые, длительные, высокая интенсивность.
+Эмоции есть только у людей, они культурнообусловлены
Зрелым эмоциям присущи свойства ВПФ: предметны, осознаны, дифференцированы, вербализуемы.
Чувства:
-эмоциональные явления, имеющие четко выраженный предметный характер.
-выражают устойчивое отношение к предмету.
Леонтьев: можно выделить различные уровни чувств:
Низший – нормальное отношение к объекту.
Высший – высшие социальные чувства (любовь к Родине) – к ценностям и идеалам.
Испытываемые эмоции м.б. амбивалентны во взаимодействии: любовь + злость (мать ругает ребенка)
Эмоции и чувства могут не совпадать. Чувства часто бывают неосознаваемы. Эмоции осознаваемы.
Страсть.
-длительное, сильное чувство, которое овладевает всей личностью (сильная влюблённость) + зависимости (игра, алкоголь, др человек)
Рубинштейн: своеобразное сочетание активности и пассивности:
-ради удовлетворения страсти готов на любые действия
-не может противостоять страсти.
Уровни классификации эмоциональных явлений: Рубинштейн
1)Органическая аффективная эмоциональная чувствительность:
-различные физиологические чувствования, телесные переживания, усталость, удовольствие, секс, боль.
-воспринимаются как окрашенные + или –
-бывает противоречие между физ чувств и эмоциями: физическая усталость после тренировки + удовлетворние, еда во время диеты, секс со стыдом.
2) Предметные чувства: эмоции, настроения и т.д.
3) Обобщённые мировоззренческие чувства: юмора, возвышенного, трагического, установки по отношению к миру.
Классификация по модальности:
-качественное, субъективное, своеобразное переживание эмоций:
2 подхода к классификации по модальности:
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
... он к цели или от цели. В первом случае эмоция положительна (“удовольствие”), во втором - отрицательна (“страдание”). При формализации эмоций будем опираться на введенный Г.А.Голициным принцип максимума взаимной ... (причем, как в области материальных благ, так и благ нематериальных: поступков, мыслей, чувств и т.д.). В соответствии с принципом максимума оценку введем как отношение: cij ...
Построение 3х-мерного пространства
Выделение базовых эмоций
Измерения – Вундт:
Выделял в сознании объективные эмоции –ощущения и субъективные – простые чувства – эмоции, которые можно охарактеризовать по 3 измерениям.
Тут такой рисуночек, который состоит из 3 линий со стрелочками на концах, пересекающихся посредине=) 3 оси, на каждой по 2 полюса в итоге:
Возбуждение —-Успокоение (по горизонтали)
Удовольствие—-Неудовольствие (по вертикали)
Напряжение—-Разрядка (по диагонали)
Три пары субъективных элементов (элементарных чувств): удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Наши чувства состоят из сложных комбинаций субъективных элементов (например радость – это удовольствие и возбуждение).
Связь элементов – простые чувства складываются в более сложные образования. Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).
Круговая модель эмоций Рассела:
Кружочек, разделенный на 4 части: + вписаны эмоции
Сверху – полюс возбуждение, по кругу идут восторг, радость- справа – полюс удовольствие, вниз идут покой, расслабление, умиротворение, снизу – полюс сон, дальше по кругу идут печаль, недовольство, грусть- слева – полюс неудовольствие, дальше идут гнев, страх и упираются в полюс возбуждение.
Эмоции, не вошедшие в схему:
Интеллектуальные эмоции – возникающие при мышлении (если удалось решить задачу)
-сомнения, неуверенность в правильности решения
-эстетические эмоции – возникают при восприятии произведений искусства. –не истинная эмоция, а некая модель эмоции.
Джемс: тонкие эмоции (плохо поддаются вербализации) – не связаны с телом, специфические эмоции.
Моральные эмоции – вина, стыд, чувство долга (связанные с нравственными проблемами)
Функции эмоций
Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:
- Функция оценки. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. И поэтому про неё можно сказать, что она для нас имеет большую «служебную» ценность. Рубинштейн: оценивание потребностной значимости. Оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека – хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такой оценки могут лежать ожидания и цели субъекта.
2. Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции.
Роль эмоций в познавательной деятельности человека. Проявления ...
... явлений, выполняют важную функцию в регуляции динамической и функционально-энергетической стороны мотивации [1]. Вывод: Эмоции играют значимую роль в познавательной деятельности человека, при этом оказывая ... мышления, потому что детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение ...
О чем сигнализируют эмоции:
- о состоянии организма
- о реализации мотива или о нереализации мотива
- о ситуации рассогласования
- о том, ради чего действовать, о мотивах, лежащих в основании деятельности.
- о рассогласовании результата и цели
- о рассогласовании результата и мотива
- о рассогласовании между мотивом и целью
По мнению А.Н.Леонтьева, «эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности». По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).
Рубинштейн: эмоции позволяют нащупать рассогласование результата и мотива («Я учу химию, а мне от этого дурно, это значит то, что я делаю не совпадает с мотивацией)
3. Побуждающая. Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Субъектом отчётливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения, причём именно ими он реально руководствуется в жизни. Этот простой факт и лежит в основе концепций, утверждающих, что эмоции мотивируют поведение. О способности их побуждать действия говорят другие специфические функции. Так, в критических ситуациях, при неспособности субъекта найти выход из неожиданно сложившейся ситуации, развивается особый вид эмоциональных процессов — аффекты. Одна из его функций — навязывание субъекту стереотипных действий, представляющие собой закрепившейся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации.
4. Организующая/ дезорганизующая.
Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность(Э. Клапаред) . Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы, что мешает нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Даже аффект обычно, дезорганизующий деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезным, например, когда от серьёзной опасности человеку приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.
Эмоции в структуре деятельности
... и выполняют сигнальную, оценочную и регулятивную функции. Оказываясь в основе мотивов, поведенческой активности и будучи субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению и реализации, побуждая ...
5. Регулирующая. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. 1.Эта функция обсуждается под разными названиями: закрепление (П.К. Анохин); следообразование (А.Н. Леонтьев); подкрепление (П.В. Симонов).
Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. 2. эвристическая функция: эмоции играют значительную роль в актуализации закрепленного опыта, то есть использовать оставленный эмоциями след. Поскольку актуализация следов обычно опережает события и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном. Способствуют закеплению знаний о том, что полезно, а что вредно.
Эксперимент: людям вводили вещество, которое на несколько секунд парализовало дыхание – удушье – паника – давали гудок. Достаточно однократного предъявления для формирования УР – паника не гудок.
6. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия)-это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее, в детстве)
7. Коммуникативная.+ Экспрессивная Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.
8. Предвосхищающая (Запорожец, Неверович, 1974).
Сигнализирует о том, что будет – хорошее или плохое. Возникает общее эмоц состояние, которое предвосхищает то, что произойдёт в дальнейшем.
9. Эвристическая (творческая).
Тихомиров. Особый вариант предыдущей: Пример: шахматисты: при приближении к правильному решению, предположительно, возникает эмоция, а потом только осознается правильность решения. Эмоции связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи; эмоции маркируют обнаружение творческого решения (Виноградов).
10. Настройка когнитивной схемы:
Эмоции влияют на когнитивные процессы:
А) Феномен эмоциональной конгруэнтности в памяти: Бауэр:
-испытуемому дают запомнить материал, вводя его в то или иное эмоц состояние, и ему необходимо заполнить материал, который + или – окрашен.
От настроения испытуемого зависит то, как он запоминает и воспроизводит материал: в + лучше + окрашенный и наоборот.
Б) На креативность: Элис Айзен. + эмоции повышают креативность и эффективность творческого мышления. Задача Дункера со свечами: необходимо закрепить свечу так, чтобы воск не капал на пол (даны кнопки, спички, коробки, свечи).
Решение: поставить свечу в коробку и прикрепить к двери. Айзен давала задачу и вводила испытуемых в + и -эмоциональное состояние. При + креативность повышалась.
В) Шафер и Мерфи: Влияние эмоционального опыта на выделение фигуры из фона: испытуемым на треть секунды показывали контур лица и одновременно предъявляли название. Лица предъявлялись многократно, причём 2 из них постоянно подкреплялись вознаграждением – после их предъявления испытуемый получал 2 или 4 цента, а за остальные д.б. платить 2 или 4 цента. Каждое лицо показывали 25 раз. В конце испытуемые зарабатывали около 15 центов.
Метод кататимного переживания образов (символдрама) Х.Лейнера
... наяву в первой программной публикации. Созданный метод он назвал Экспериментальным кататимным переживанием образа (ЭКПО). Основное положение, метод и результаты психотерапии с использованием символдрамы ... в форме образов, "внутренних картин" на заданную психотерапевтом тему, называемую мотивом. Психотерапевт при этом выполняет контролирующую, сопровождающую и направляющую функции. Психотерапию по ...
Предъявляли двойственную фигуру, состоящую из 2 половинок разных лиц – испытуемого просили назвать лицо, которое он видит на рисунке. – из фона выделялась та конфигурация раздражителей, с кот был связан + опыт – видели лицо, за которое получали деньги.
Г) Брунер и Гудмен: Влияние эмоционального опыта на восприятие свойств предмета.
Эксперимент: просили детей, манипулируя регулятором проектора, высвечивать на экране кружок, соответствующий по размеру образцу. В кач-ве образцов – монеты и такие же по размеру картонные кружки. При оценке величины предметов дети совершали ошибки: величина монет казалась больше величины кружков. ===> тенденция к переоценке предметов, имеющих для ребенка ценность. 20-ценовую монету переоценивали сильнее, чем 5- центовую.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.).
Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. Целостность представляет собой не только явно обнаруживающуюся, но и одну из таинственных особенностей психического. Многие авторы, пытавшиеся осмыслить ее, останавливались, не нашедши возможности избавиться от навязчивого образа гомункулуса. Даже гештальтпсихология, видевшая в этой особенности центральную проблему психологии и давшая тончайшее ее феноменологическое описание, для ее объяснения вынуждена была обратиться к спекулятивным построениям, ссылаясь, в частности, на взаимодействие электрополей. Поэтому учение Вундта о слиянии чувств, лежащем в основе познавательных синтезов, представляет интерес как одна из немногочисленных попыток вскрыть психологический механизм структурированности и целостности отражения.
+ Можно сказать про функцию личностного роста – но она не у всех, а на определённом уровне развития личности.