Дошкольников с нарушением зрения

18

Схема тифлопедагогического обследования

3-х — 7-ми лет

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 3-х — 4-х лет (младшая группа)

1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый

материал*

Цвет

-Различение основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), а также белого и черного

-Различение и называние цвета окружающих предметов

и предметных изображений

-Соотнесение игрушек с их цветными и силуэтными изображениями

Форма

-Различение и называние

геометрических фигур

-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

Величина

-Различение величины окружающих

предметов

Сопоставление предметов по величине

Восприятие изображений:

а) предметных,

б) одноплановых

сюжетных

«Возьми кубик такого же цвета»

«Возьми игрушку такого же цвета, как карточка»

«Найди пирамидку названного цвета»

«Какого цвета игрушка?»,

«Покажи картинку, на которой нарисован красный (синий…) цветок», «Какого цвета картинка?»

«Подбери к игрушке картинку»

«Найди такую же фигуру»,

«Назови фигуры»

«Положи фигуру рядом с предметом такой формы»

«Возьми большой (маленький) мяч»,

«Покажи высокую (низкую) елочку»

«Покатай машинку по длинной (короткой) дорожке»,

«Возьми для куклы широкую,

(узкую) ленту"

«Покажи куклу, которая больше (меньше)», «Покажи такой же по величине кубик»

«Положи круги рядом красиво — от большого до маленького»,

«Назови игрушку, которая нарисована»,

«Рассмотри картинку. Кто на ней нарисован?»

Набор кубиков красного, желтого, зеленого, синего цвета;

набор разноцветных карточек и игрушек такого же цвета.

Одноцветные пирамидки (названных цветов); набор предметных изображений разного цвета.

Набор силуэтных изображений.

(Одновременно ребенку предъявляют не более 3-х предметов, карточек, предметных изображений).

Набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, кубы, шары); набор предметов соответствующей формы.

(Одновременно ребенку предъявляют не более 3-х предметов, фигур, карточек).

Набор игрушек (2 мяча — большой и маленький, две елочки — высокая и низкая), набор полосок и лент разной длины и ширины (полоски — длинная и короткая, две ленты — широкая и узкая).

(Одновременно ребенку предъявляют 2 предмета).

3 куклы разной величины; 3 кубика, два из которых одинаковой величины.

Простое предметное изображение.

Одноплановое сюжетное изображение

знакомых ребенку животных.

2.Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Знание расположения и названия каждого пальца.

-Выполнение действий:

а) всей рукой;

б) отдельными пальцами.

«Спрячь мизинец (указательный, средний, безымянный, большой палец) в кулачке другой руки»

«Возьми игрушку»

«Нажми на кнопку средним

(указательным, безымянным, большим пальцем, мизинцем)

Маленький мячик.

Настольная лампа с кнопочным выключателем

(или какая-то игрушка с кнопками)

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Использ.

матер.

Ориентировка «на себе» и на кукле

Ориентировка

в помещениях группы

Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

Ориентировка в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя»

Ориентировка в процессе передвижения

Ориентировка в микропрост-

ранстве

Моделирование простейших пространственных отношений

Ориентировка в пространстве по картинке-плану

Использование слов, отражающих, пространственные отношения.

«Покажи, где у тебя грудь, спина, и т. д.»

«Возьми кубик в правую (левую) руку»,

«Топни правой (левой) ногой»,"Покажи и назови части тела куклы"

«Найди свое место за столом, свою кровать в спальне, шкафчик в раздевалке и т. д.»

«Иди на звук погремушки»

«Покажи флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя»

«Иди вперед. На столе лежит кубик. Возьми его и принеси»,

«Найди игрушку, которая стоит слева (справа) от тебя. Принеси ее»

«Расположи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине»

«Поставь игрушки так же, как на столе», «Поставь красный кубик на зеленый»

«Поставь игрушки, как на картинке»,

«В какую сторону ты показываешь флажком?

«Какая эта рука (нога)?», «В какую сторону ты показываешь флажком?»

Набор кубиков средней величины;

дидактическая кукла

Погремушка с громким звучанием

Флажок красного цвета

Большой яркий кубик и знакомая ребенку игрушка

Светло-зеленый лист бумаги, набор игрушек небольшой величины (5−8 см).

Набор игрушек средней величины

Картинка- план, игрушки к ней (3)

4.Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый

материал

Представление о себе

самом и окружающих людях

Понимание и обозначение в речи назначения предметов

повседневного пользования

Представление о труде взрослых

Ориентированность в окружающем мире

Представление ребенка о своих сенсорных возможностях

Владение навыками социального поведения

«Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего папу?»

«Что это? Для чего нужен этот предмет? или: «Что можно с ним делать?»,

«Покажи, что делать с этим предметом»

«Что сейчас делает няня?»

«Посмотри в за окно (или на прогулке).

Какое сейчас время года? Как ты догадался?»

«Что сейчас — утро или вечер?», «Как ты догадался, что сейчас утро?»

«Посмотри, вот кукла, мишка, машина. Как о них можно сказать одним словом?»

«Рассмотри игрушку. Расскажи, какого цвета игрушка, какой она формы, величины», «С помощью чего ты все узнал об игрушке?»

«Слушай внимательно. Расскажи, что ты слышал. С помощью чего ты услышал музыку?»

«Назови игрушку (куклу, мишку, зайчика) ласково», «Поблагодари за помощь (за угощение)»

Игрушки и

предметы повсед-невного пользова-ния ребенка

Дидактические игрушки.

Дидакти-

ческая игрушка средней величины с ярко выражен-

ными основны-

ми признака-

ми.

Музыкальные (или озвученные)

игрушки

Дидактические игрушки.

Схема тифлопедагогического обследования

Ребенка

4-х — 5-ти лет (средняя группа)

1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

-Различение основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого

-Нахождение и называние цвета окружающих предметов и

предметных изображений

-Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями

Форма

-Различение и называние

геометрических фигур

-Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке и в изображениях

-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

Величина

-Нахождение и обозначение в речи предметов заданной величины

-Сопоставление предметов по величине

Восприятие изображений:

а) сюжетных -1-план.перспкт.,

б) сюжетных -2-план.перспект.

«Положи рядом такую же по цвету игрушку»

«Найди среди игрушек мяч красного (синего …) цвета», «Какого цвета пирамидка?»

«Найди одинаковые картинки», «Назови цвет предмета на картинке»

«Подбери к игрушке ее (цветное, силуэтное, контурное) изображение»,

«Покажи фигуру, которую я назову», «Назови фигуры»

«Найди игрушку, похожую на квадрат, прямоугольник …»,

«Из каких фигур состоит изображение?»

«Найди пару: предмет-фигура»

«Покажи самую длинную (короткую) ленту», «Покажи самую широкую (узкую) полоску», «Выбери самый толстый (тонкий) карандаш», «Покажи самую высокую (низкую) елочку», «Какой величины предмет?»

«Положи треугольники от самого большого до самого маленького», «Положи цветочки от самого маленького до самого большого»

«Что нарисовано на картинке?»,

«Кто ближе. Кто дальше?»

Набор игрушек основных цветов (красного, желтого, зеленого, синего), коричневого, черного и белого;

набор одноцветных пирамидок.

Предметные картинки (3−5 картинок, две из которых с одинаковыми изображениями)

Набор предметных цветных, силуэтных, контурных

изображений.

(Одновременно ребенку предъявляют 3−5 предметов, карточек, предметных изображений).

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр) геометрических фигур.

Набор предметов соответствующей формы.

Одновременно ребенку предъявляют 3−5 фигур, предметов.

Набор предметов, геометрических фигур разной величины.

Одновременно ребенку предъявляют 3−5 предметов.

Сюжетные картинки с одно- и двух-плановой перспективой.

2.Осязание и мелкая моторика

-Понимание назначения рук, пальцев рук.

-Выполнение действия: а) всей рукой,

б) отдельными пальцами.

-Узнавание игрушек и предметов ближайшего окружения.

-Узнавание геометрических фигур.

-Различение величины предметов

«Одень куклу на прогулку»

«Открой коробочку», «Закрой коробочку»

«Собери двумя пальцами (например, указательным и большим и т. д.) счетные палочки в коробочку»,

«Узнай игрушку»,

«Узнай предмет»

«Узнай фигуру»

«Выбери среди игрушек самую маленькую (большую), длинную (короткую) и т. д.»

Дидактическая кукла, комплект кукольной одежды

Коробочка с набором счетных палочек

3−5 игрушек и 3−5 предметов

(знакомых детям)

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр) геометрических фигур

Набор игрушек разной величины.

Одновременно предъявляют 5 игрушек.

3.Ориентировка в пространстве

-Ориентировка «на себе»

-Ориентировка в пространственных признаках игрушек и предметов ближайшего окружения

-Ориентировка

в помещениях группы и детского сада

-Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

-Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя»

-Ориентировка в процессе передвижения

-Ориентировка в микропространстве

-Моделирование пространственных отношений

Ориентировка с помощью простейших схем пространства**

Использование пространственной терминологии

«Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова), внизу (ноги)», справа и слева (руки)

«Покажи переднюю (заднюю, верхнюю, нижнюю) сторону игрушки,

«Покажи переднюю (заднюю), правую (левую) стороны шкафа»

«Помоги игрушкам найти свое место»

«Покажи, как дойти до музыкального зала»

«Узнай с закрытыми глазами, где ты находишься» (игровой уголок, спальня, раздевалка, туалетная комната)

«Расположи игрушки в названном направлении (справа и слева от себя, впереди и сзади, вверху и внизу)»

«Какой предмет стоит справа

(слева) от тебя?"

«Иди до названного предмета»

«Покажи верхнюю (нижнюю), правую (левую) стороны фланелеграфа»

«Помоги кукле расставить мебель (Поставь диван справа, стол посередине и т. д.

«Поставь игрушку в шкаф, как отмечено на схеме шкафа»

«В какую сторону едет машина?»

«В какую сторону ты бросаешь мяч?», «Расскажи кукле, как расставлена мебель»

Большая машина

Низкий шкаф

Набор знакомых детям игрушек

Мебель кабинета или группы

Крупные и яркие игрушки-ориентиры

Фланелеграф средней величины

Макет кукольной комнаты, набор кукольной мели (3−5 предметов)

Схема шкафа, шкаф с двумя открытыми полками, набор игрушек средней величины

4.Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемые материалы

Представление ребенка о себе самом и окружающих людях

Понимание назначения окружающих.предметов.

Представление о профессиональном труде сотрудников детского сада

Представление

об элементарных социально-бытовых ситуациях

Ориентированность в окружающем мире

Представление о своих сенсорных возможностях

Владение навыками социального поведения

«Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего папу?»

«Ты знаешь свой адрес? Назови его»

«Найди предметы мебели. Расскажи, зачем нужен стул, стол, шкаф», «Расскажи о своей одежде. Зачем нужна одежда?»

«Расскажи, что делает в детском саду воспитатель (няня, медсестра, повар)»

«Расскажи, что делают дети в группе?», «Что делают в кабинете врача?»

«Какое время года на картинке?», «Как ты догадался?», «Какое время года наступит после???»,

«Выбери игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, овощи. фрукты»

«Рассмотри игрушки внимательно. Чем они похожи? Чем отличаются?», «Что помогло тебе это узнать?»

«Узнай игрушку на ощупь. С помощью чего ты узнал игрушку?»

«Поздоровайся с игрушками»,

«Попроси о помощи»,

«Поблагодари за помощь»,

«Предложи свою помощь»

Мебель кабинета тифлопедагога,

одежда, которая на ребенке

Набор картинок с изображением времен года

Набор предметных изображений (Одновременно ребенку предъявляют 5 картинок)

Набор игрушек средней величины с ярко выраженными основными признаками

Дидактические игрушки (кукла, мишка, собачка и т. п.)

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 5-ти — 6-ти лет (старшая группа)

1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

-Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, а также коричневого, серого, черного и белого цветов.

-Называние

цвета предметов ближайшего окружения и цвета в животном и растительном мире

-Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями

Форма

-Различение и называние

геометрических фигур

-Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке

-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

Величина

-Определение и обозначение в речи

величины окружающих предметов

-Сопоставление

предметов по величине

Восприятие изображений:

а) изображение — 3-планов.перспкт.,

б) понимание заслоненности одного предмета другим

«Подбери предметы по цвету и оттенкам. Назови цвета»,

«Найди в кабинете (группе) по 2 предмета такого цвета, как и карточка».

«Назови цвета окружающих предметов», «Какого цвета животное?», «Назови цвет (овощи, фрукты, цветы)».

«Предметы и их изображения», «Предмет и его контур, силуэт».

«Покажи и назови фигуры, у которых есть углы», «Покажи и назови плоскостные (объемные) геометрические фигуры».

«Найди в группе предметы такой формы, как предъявленная фигура».

«Подбери для каждого предмета свой домик»

«Назови величину предметов»

«Сравни предметы по величине»,

«Разложи предметы по величине»

«Рассмотри картинку внимательно. Что на картинке ближе к тебе, что дальше от тебя?», «Какие предметы спрятались за другими?»

Набор предметов всех цветов спектра и их оттенков; набор цветных карточек (названных цветов, а также коричневого, серого, черного и белого цвета).

Предметы ближайшего окружения (в том числе и на участке группы), цветные изображения животных, фруктов, овощей, цветов.

Набор предметных цветных иллюстраций и идентичных им силуэтных и контурных изображений.

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр, конус) геометрических фи

Набор предметов соответствующей формы.

(Одновременно ребенку предъявляют 5−7 фигур, предметов).

Набор предметов разной величины.

Одновременно ребенку предъявляют 5−7 предметов.

2.Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Представление о назначении рук, пальцев рук.

-Обследование игрушек двумя руками в определенной последовательности

-Узнавание геометрических фигур.

-Узнавание игрушек и предметов быта.

-Различение свойства поверхности предметов.

-Определение материала, из которого сделаны предметы.

-Отражение в речи осязательно воспринимаемых признаков и качеств предметов

«Помоги своему другу надеть и застегнуть рубашку. Объясни, как ты это сделал»

«Узнай игрушку. Назови все части и детали игрушки»

«Найди названную фигуру»

«Найди названную игрушку среди других», «Узнай предмет».

«Найди предмет с такой же поверхностью, как эта»

«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые… и т. д.) предметы»

«Расскажи, как руки

помогают тебе в играх, на занятиях, в домашних делах"

Рубашка с маленькими петлями и пуговицами

Знакомая ребенку игрушка

Настольный строитель, состоящий из плоскостных и

объемных

геометрических фигур

Набор игрушек и предметов ближайшего окружения.

Пластинки с разной поверхностью, набор предметов с идентичной поверхностью

Набор предметов из разных материалов

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Ориентировка «на себе»

-Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения

-Ориентировка

в помещениях детского сада

-Ориентировка на участке группы и территории детского сада

-Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

-Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

-Ориентировка в процессе передвижения

-Ориентировка в микропространстве

-Моделирование пространства

-Ориентировка в пространстве

с помощью схем и планов

-Использование пространственной

терминологии

«Назови части своего тела и расскажи, как они расположены»

«Покажи кукле и назови, что у нее вверху (внизу), впереди (сзади), справа (слева)».

«Покажи стороны игрушки (правую и левую, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю)»,

«Покажи стороны шкафа»

«Покажи мне, как пройти до кухни кабинета врача, логопеда и т. д.»

«Найди и покажи, что на участке находится справа (слева), впереди (сзади) от тебя»

«Иди по указанным ориентирам»

«Покажи рукой в сторону звучащего предмета»

«Найди предмет в названном направлении»,

«Иди вперед. Поверни направо (налево)…»

«Сравни и опиши расположение игрушек на столах»

«Модель кабинета»

«Пройди путь по схеме»,

«Найди предметы по плану»

«Расскажи, как расположены части твоего тела», «Назови направления «от себя», «С какой стороны от тебя расположены игрушки?», «Расскажи, как идти от кабинета тифлопедагога до группы»

Дидактическая кукла

Дидактическая игрушка (например, машина), невысокий шкаф

Цветовые, световые, звуковые ориентиры

Мебель и оборудование кабинета тифлопедагога

Яркие игрушки или предметы средней величины; 2 стола (или парты) с расположенными на них игрушками (5).

Лист картона, набор деталей настольного строительного материала

Схема пути от кабинета тифлопедагога до какого-то помещения, план кабинета

4.Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Представление о себе самом и окружающих людях

-Понимание и отражение в речи назначения окружающих предметов

-Представления о профессиональном труде взрослых. Отражение в речи

-Представление об элементарных социально-бытовых ситуациях

-Ориентированность в окружающем мире.

Отражение в речи

-Представление о своих сенсорных возможностях

-Владение навыками социального поведения

«Назови свое имя, отчество, фамилию».

«Назови имена и отчества своих родителей»,

«Назови свой адрес, телефон»,

«Расскажи о своей семье».

«Выбери предметы, необходимые в домашнем труде», «Объясни их назначение», «Что понадобиться папе, чтобы починить стул?», «Что понадобиться, чтобы приготовить обед?»

«Люди каких профессий нарисованы?»,

«Расскажи, что делает повар (врач, дворник, шофер… и т. д.) ?», «Выбери картинки, на которых профессии твоих родителей, бабушки, дедушки»

«Выбери нужную картинку: 1. Тебе нужна помощь врача; 2. Ты хочешь купить продукты;3Тебе нужно постричься… и т. д.»,

«Назови домашних, диких животных»,

«Объясни, почему они так называются»,

«Назови времена года»,

«Когда это бывает?»,

«Распредели предметы на группы. Назови каждую группу общим словом»

«Расскажи все о предмете», «Какие органы чувств помогли тебе узнать о нем?».

«Рассмотри картинку. О чем она рассказывает?», «Как ты думаешь, правильно поступает герой этого сюжета?», «Как ты поступишь в такой ситуации? Почему?»

Набор предметов

или их цветных изображений

Пособие «Кем быть?», лото «Профессии».

Набор предметных изображений разных учреждений, магазинов, и т. д.

Фигурки, изображающие домашних и диких животных; набор изображений разных времен года, частей суток; набор изображений разных предметов

Предмет, игрушка с ярко выраженными основными признаками

Несколько

сюжетных картинок

(различные социально-бытовые ситуации. Например, сценка в транспорте, на улице города, в магазине и т. д.)

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 6-ти — 7-ти лет (подготовительная группа)

1.Развитие зрительного восприятия

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

-Различение и называние всех цветов спектра и их оттенков, коричневого, серого, черного и белого цветов

-Нахождение предметов заданного

цвета в окружающей обстановке

-Соотнесение предметов с цветными, силуэтными и контурными изображениями

Форма

-Различение и называние

геометрических фигур

-Нахождение предметов заданной формы в окружающей обстановке

-Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами

Величина

-Определение

величины окружающих предметов. Обозначение в речи

-Сопоставление предметов по величине

Восприятие многоплановых сюжетных изображений

«Назови цвета радуги», «Какого цвета игрушки?»,

«Подбери карточки по оттенкам цветов»

«Найди в группе по 2 предмета такого цвета, как и карточка»

«Предметы и их изображения», «Предмет и его контур, силуэт»,

«Покажи и назови фигуры, у которых есть углы», «Покажи и назови плоскостные (объемные) геометрические фигуры».

«Найди в кабинете (группе) предметы такой формы, как предъявленная фигура»,

«Найди предметы названной формы»

«Подбери к предметам соответствующие геометрические фигуры»

«Найди в кабинете по 2 предмета одинаковой величины. Назови величину предметов»

«Сравни окружающие предметы по величине», «Поставь елочки по высоте», «От самого маленького до самого большого»

«Назови все предметы, которые видишь на картине (растения, животных и т. д.)»,

«Покажи, предметы, которые ближе к тебе, какие дальше», «Найди предметы, которые спрятались за другими»

Пособие «Радуга»;

набор предметов всех цветов спектра; набор цветных карточек (названных цветов, а также коричневого, черного и белого цвета) также серого, черного и белого цвета, (названных цветов) и идентичных им силуэтных и контурных изображений.

Набор предметов (игрушек)

и их цветных, силуэтных и контурных изображений.

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и объемных (шар, куб, цилиндр, конус, призма, эллипсоид (яйцо), параллелепипед) геометрических фигур;

набор предметов соответствующей формы.

Одновременно ребенку предъявляют 7−10 фигур, предметов разной формы.

Набор предметов разной длины, ширины, толщины, высоты.

Одновременно ребенку предъявляют 7−10 предметов разной величины.

2.Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Выполнение действий двумя руками.

-Обследование игрушек двумя руками в определенной последовательности.

-Узнавание

окружающих предметов.

-Узнавание геометрических фигур

-Выделение осязательно и тактильно воспринимаемых признаков предметов

-Ориентировка на микроплоскости

-Использование осязания в помощь зрению.

-Использование осязания при общении.

-Отражение в речи

осязательных и тактильных восприятий.

«Обследуй игрушку по плану»

«Узнай предметы», «Найди среди игрушек куклу, машину, мячик»

«Найди среди фигур названную», «Выбери плоскостные фигуры. Назови их»,

«Выбери объемные фигуры. Назови их»

«Расскажи, что ты узнал об игрушке с помощью осязания»

«Найди на столе предмет, который я назову», «Расположи фигуры, как я скажу». «Расскажи, как расположены предметы»

«Продень нитку в иголку»

«Покажи, как руки могут передавать отношение к другому человеку»

«Найди игрушку, которую назову. Объясни, как ты узнал ее»

Дидактическая игрушка средней величины

Набор предметов с ярко выраженными осязательно воспринимаемыми признаками.

Набор плоскостных (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, пятиугольник, ромб) и объемных (шар, куб, цилиндр, призма, конус, эллипсоид, параллелепипед) геометрических фигур.

Предмет с ярко выраженными осязательно и тактильно воспринимаемыми признаками

Набор предметов средней величины; набор плоскостных и объемных геометрических фигур

Пластмассовая иголка (из кукольного набора) или большая штопальная игла с тупым концом, цветная толстая нитка

Пособие «Чудесный мешочек» с набором (до 10) знакомых ребенку игрушек

3.Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Ориентировка «на себе»

(соотнесение

ребенком направлений своего тела с направлениями тела стоящего

напротив человека)

-Ориентировка в пространственных признаках предметов ближайшего окружения

-Ориентировка

в помещениях группы, детского сада

-Ориентировка на участке группы, территории детского сада

-Ориентировка с помощью сохранных анализаторов

-Ориентировка в пространстве точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

-Ориентировка в процессе передвижения

-Ориентировка в микропространстве

-Моделирование пространства

-Ориентировка с помощью схем и планов пространства

-Использование пространственной ориентировки

«Покажи правую и левую руки (ноги) стоящего напротив тебя ребенка»

«Покажи и назови стороны шкафа, стула, письменного стола»

«Путешествие по детскому саду» (Ребенок самостоятельно ориентируется и описывает свой путь)

«Путешествие по участку группы и территории детского сада» (Ребенок самостоятельно ориентируется и описывает свой путь)

«Узнай, где ты находишься по звукам (запахам, температурным ощущениям, с помощью осязания)»

«Расставь предметы, как я скажу»,

«Найди игрушку, которая стоит справа (слева), впереди (сзади), вверху (внизу) от тебя»

«Иди до стола. Поверни направо. Иди до окна… и т. д.»

«Срисуй геометрические фигуры с образца»,

«Сравни свой рисунок с образцом и опиши расположение фигур»

«Создай по памяти модель своей группы»,

«Создай по памяти модель участка своей группы»

«Составь план кукольной комнаты. Покажи, где на плане передняя, задняя, левая и правая стены, где расположено окно, дверь, кукольная мебель»

«Нарисуй схему пути до своей группы»

«Расскажи, как расположены предметы», «С какой стороны от тебя названный предмет?»

Мебель кабинета тифлопедагога

Игрушки, мебель и оборудование кабинета тифлопедагога

Карточка — образец с геометрическими фигурами, расположенными в углах и посередине

Листы картона, мелкие игрушки и детали настольного строительного материала

Листы бумаги, фломастер

4.Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

-Представление о себе самом и окружающих людях

-Понимание назначения окружающих предметов

-Представление о профессиональном труде взрослых

-Представление об элементарных

социально-бытовых ситуациях

-Ориентированность в окружающем мире

-Представление о своих сенсорных возможностях

-Владение навыками социального поведения

«Назови свое имя, отчество, фамилию», «Назови свой адрес, телефон,

«Расскажи о своей семье»,

«Расскажи о своем друге»,

«Для чего нужны эти предметы?»

«Кто кем работает?», «Что делает человек этой профессии?», «Какие предметы нужны человеку этой профессии?»

«Выбери нужную картинку: 1. Тебе нужно купить лекарства. 2. Тебе нужна помощь врача. 3. Ты хочешь купить продукты. 4. Тебе нужно купить мебель.

5.Тебе нужно постричься.6.Твоя мама хочет сшить себе платье… и т. д.".

«Найди домашних, диких животных, зимующих и перелетных птиц»,

«Объясни, почему они так называются»,

«Назови предметы общим словом»

«Найди основные признаки каждого времени времена года»,

«Назови свои органы чувств», «Расскажи, что мы может узнать об окружающем мире с помощью зрения, слуха… и т. д.

Тифлопедагог: «Я буду рассказывать тебе о разных ситуациях, а ты должен сказать, как поступишь: 1. Твой друг заболел. 2. Ты не справляешься с каким-то делом. 3. Вы с мамой идете домой. 4. У мамы тяжелые сумки.5.У бабушки день рождения … и т. д.

Мебель, оборудование кабинета тифлопедагога, набор предметов обихода

Предметы кабинета тифлопедагога, а также предметы быта

Лото «Кто кем работает», набор изображений предметов, необходимых людям разных профессий

Набор предметных изображений: разные магазины, аптека, парикмахерская, ателье

Набор предметных цветных изображений домашних и диких животных, птиц, одежды, обуви и т. д.; набор картинок с изображением разных времен года

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector