ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Эмоциональные отклонения у детей с ЗПР как социально-
педагогическая проблема 6
1.1 Особенности психического развития детей с ЗПР 6
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 10
1.3 Формы и методы работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР 28
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Деятельность социального педагога по коррекции
эмоциональных отклонений у детей с ЗПР 38
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 38
2.2 Констатирующий эксперимент 39
2.3 Программа деятельности социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР 44
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 49
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 66
Введение
Неблагоприятные экологические, социально – экономические условия в стране привели к значительному увеличению детей с проблемами в развитии. Не случайно по всей стране продолжают открываться специальные классы и школы для разных групп детей, имеющих те или иные отклонения не только в интеллектуальном (умственная отсталость и ЗПР), сенсорном (нарушения слуха и зрения), речевом (тяжёлые нарушения речи) развитии, но и классы компенсирующего обучения (для детей дезадаптированных, не усваивающих программу массовой школы).
В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.
По данным МО РФ (2004 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 2004 г. здоровыми были признаны лишь 15% детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.
Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ...
... эмоционально - волевой сферы детей. Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Экспериментально обосновать пути коррекции и развития эмоционально - волевой сферы детей ... ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, ... детей. систематичность и последовательность коррекционно-развивающей работы. ...
В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрастание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подростков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные отклонения.
Таким образом, существует противоречие между ростом количества детей с ЗПР с эмоциональными отклонениями и неготовностью педагогов к работе с данной категорией детей.
Проблемами детей с задержкой психического развития занимались Т. А. Власова и М. С. Певзнер, В. В. Лебединский. Эмоциональным отклонениям уделяли внимание: Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И., Л.И. Божович, И.С.Кон, Л.С.Выготский, Я.Рейковский, Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Изард К.Е. Н.Д. Левитов, А.В.Петровский.
В раннем подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается некоторый конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблюдаются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как повышенная агрессивность, тревожность, страхи.
Для выяснения характера проявлений эмоциональных отклонений у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте и рассмотрения путей их коррекции проведено данное исследование, тема которого: Социально-педагогическая деятельность по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.
Целью работы является разработка форм и методов работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.
Объектом исследования являются эмоциональные нарушения.
Предметом исследования является коррекция эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.
Гипотеза: коррекция эмоциональных нарушений у детей с ЗПР будет эффективной если:
• Будут изучены теоретические основы проблемы эмоциональных отклонений у детей с задержкой психического развития;
• Будут выявлены причины и факторы эмоциональных отклонений у детей с задержанным психическим развитием;
• Исследованы эмоциональные отклонения у детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности эмоциональных отклонений у детей с задержкой психического развития.
2. Провести анализ эмоциональных отклонений у детей, с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении.
3. Выявить причины эмоциональных отклонений у детей с задержкой психического развития.
4. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.
Исследование проводилось в г. Сатке, Челябинской области. Обследовано 20 детей 5-6 лет, из них 10 детей с диагнозом ЗПР и 10 детей с нормальным развитием.
Методы исследования: наблюдение, анализ, анкетирование, тестирование, беседа.
Теоретические основы формирования первоначальных представлений ...
... данной проблемы по отношению к детям с нарушениями развития, практически отсутствуют. В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Дошкольники с ЗПР ...
Базой исследования выступает МОУЦДК г. Сатки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследуемой проблемы, анализируется отечественный и зарубежный опыт по проблеме, рассматриваются причины и методы по преодолению эмоционально-личностных отклонений у детей, с задержанным психическим развитием и у детей в норме. Во второй главе предложены некоторые методики диагностики эмоционального развития детей, разработана и частично апробирована программа деятельности социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР В заключении сделаны выводы по результатам всей работы, приведен список литературы, которая была использована при написании данной работы. В приложении помещены образцы методик и программ………
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1989.
2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — С. 79-87.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 23-24.
5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.- М.:Педагогика, 1991.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — Собр. соч., т.5-М., 1983.
8. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости //Проблемы дефектологии /Сост. Т.М.Лифанова — М.: Просвещение, 1995. — С. 426-451.
9. Выготский Л.С. Педологические основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми //Проблемы дефектологии /Сост. Т.М.Лифанова. — М.: Просвещение, 1995. — С. 115-121.
10. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М.: Политиздат, 1991.
11. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т.2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — С. 125-153.
12. Дако П. Новое искусство жить. Пер. с франц. — М.: Институт практической психологии, 1995.
13. Дети с задержкой психического развития /Под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984.
14. Добрынин Н.Ф., Бардиан А.М., Лаврова Н.В. Возрастная психология: Курс лекций /Под ред. Н.Ф.Добрынина. — М.: Просвещение, 1965. — С. 205-217.
15. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.
16. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. — М.: Изд. МГУ, 1980.
17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л.: Медицина, Ленингр. отдел., 1982.
18. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 3).
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
19. Ковалев А.Г. Психология личности. Нервные дети. — М., 1986. -С. 12-53.
20. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М.: Медицина, 1992. — С. 70-90.
21. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — С. 78-84.
22. Краковский А.П. Трудный возраст. — М.: Просвещение, 1966.
23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги//Вопросы психологии, 1967. — N6. — С. 118.
24. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чеш. — Прага, 1984.
25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
26. Лебединский В.В., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-педагогическая характеристика «трудных» подростков. М., 1988.
27. Леви В.И. Нестандартный ребенок. — М., 1992.
28. Личко А.Е., Рубина Л.П. Организационные формы реабилитационной работы с подростками, страдающими психическими заболеваниями // IV Международный симпозиум по реабилитации психически больных Л., 1974.
29. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
30. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.
31. Обучение детей с задержкой психического развития. — Смоленск, 1994г.
32. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под/ред. Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю.- М., 1986.
33. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся//Вопросы психологии. — 1994. — N3. — С. 62.
34. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — С. 9-10, С.407-408.
35. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1984.
36. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.
37. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Межд. Нар. пед. акад., 1995.
38. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. — М.: Педагогика,1983. — С. 23-41.
39. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Перевод с польск. /Общ.редакция О.В.Овчинниковой. — М.: Прогресс, 1979. -С. 392.
40. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986.
41. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1966. -С. 5-31.
42. Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.
43. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.
44. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988.
45. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.
46. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
47. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. — М., 1987.
48. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993.
49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. Т.1: Пер. с нем /Под ред Б.М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986. — С. 244-397.
ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ...
... Конфронтация. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования. МОДУЛЬ 2 ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д.Боулби. Модели привязанности ...
50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.
51. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский, О.С.Никольская, и др. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
52. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990 г
53. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. — С.142-169