Работа педагога-психолога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР + доклад

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Эмоциональные отклонения у детей с ЗПР как социально-

педагогическая проблема 6

1.1 Особенности психического развития детей с ЗПР 6

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР 10

1.3 Формы и методы работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с ЗПР 28

Выводы по первой главе 34

Глава 2. Деятельность социального педагога по коррекции

эмоциональных отклонений у детей с ЗПР 38

2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 38

2.2 Констатирующий эксперимент 39

2.3 Программа деятельности социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР 44

2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49

Выводы по второй главе 49

Заключение 59

Список использованной литературы 62

Приложения 66

Введение

Неблагоприятные экологические, социально – экономические условия в стране привели к значительному увеличению детей с проблемами в развитии. Не случайно по всей стране продолжают открываться специальные классы и школы для разных групп детей, имеющих те или иные отклонения не только в интеллектуальном (умственная отсталость и ЗПР), сенсорном (нарушения слуха и зрения), речевом (тяжёлые нарушения речи) развитии, но и классы компенсирующего обучения (для детей дезадаптированных, не усваивающих программу массовой школы).

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению.

По данным МО РФ (2004 г.), среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезаптации. Из них около 35% составляют те, у кого еще в младших группах детского сада были обнаружены очевидные расстройства нервно-психической сферы.

Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более. По данным медицинской статистики, ухудшение состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 2004 г. здоровыми были признаны лишь 15% детей школьного возраста) становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.

25 стр., 12039 слов

Пути коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ...

... эмоционально - волевой сферы детей. Выявить особенности развития эмоционально - волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Экспериментально обосновать пути коррекции и развития эмоционально - волевой сферы детей ... ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, ... детей. систематичность и последовательность коррекционно-развивающей работы. ...

В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрастание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подростков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные отклонения.

Таким образом, существует противоречие между ростом количества детей с ЗПР с эмоциональными отклонениями и неготовностью педагогов к работе с данной категорией детей.

Проблемами детей с задержкой психического развития занимались Т. А. Власова и М. С. Певзнер, В. В. Лебединский. Эмоциональным отклонениям уделяли внимание: Эльконин Д.Б., Фельдштейн Д.И., Л.И. Божович, И.С.Кон, Л.С.Выготский, Я.Рейковский, Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Изард К.Е. Н.Д. Левитов, А.В.Петровский.

В раннем подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается некоторый конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблюдаются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как повышенная агрессивность, тревожность, страхи.

Для выяснения характера проявлений эмоциональных отклонений у детей с ЗПР в старшем дошкольном возрасте и рассмотрения путей их коррекции проведено данное исследование, тема которого: Социально-педагогическая деятельность по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.

Целью работы является разработка форм и методов работы социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.

Объектом исследования являются эмоциональные нарушения.

Предметом исследования является коррекция эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.

Гипотеза: коррекция эмоциональных нарушений у детей с ЗПР будет эффективной если:

• Будут изучены теоретические основы проблемы эмоциональных отклонений у детей с задержкой психического развития;

• Будут выявлены причины и факторы эмоциональных отклонений у детей с задержанным психическим развитием;

• Исследованы эмоциональные отклонения у детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности эмоциональных отклонений у детей с задержкой психического развития.

2. Провести анализ эмоциональных отклонений у детей, с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявить причины эмоциональных отклонений у детей с задержкой психического развития.

4. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР.

Исследование проводилось в г. Сатке, Челябинской области. Обследовано 20 детей 5-6 лет, из них 10 детей с диагнозом ЗПР и 10 детей с нормальным развитием.

Методы исследования: наблюдение, анализ, анкетирование, тестирование, беседа.

5 стр., 2268 слов

Теоретические основы формирования первоначальных представлений ...

... данной проблемы по отношению к детям с нарушениями развития, практически отсутствуют. В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Дошкольники с ЗПР ...

Базой исследования выступает МОУЦДК г. Сатки.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы исследуемой проблемы, анализируется отечественный и зарубежный опыт по проблеме, рассматриваются причины и методы по преодолению эмоционально-личностных отклонений у детей, с задержанным психическим развитием и у детей в норме. Во второй главе предложены некоторые методики диагностики эмоционального развития детей, разработана и частично апробирована программа деятельности социального педагога по коррекции эмоциональных нарушений у детей с ЗПР В заключении сделаны выводы по результатам всей работы, приведен список литературы, которая была использована при написании данной работы. В приложении помещены образцы методик и программ………

Список литературы

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./ Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1989.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня.

3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990. — С. 79-87.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 23-24.

5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем.- М.:Педагогика, 1991.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

7. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — Собр. соч., т.5-М., 1983.

8. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости //Проблемы дефектологии /Сост. Т.М.Лифанова — М.: Просвещение, 1995. — С. 426-451.

9. Выготский Л.С. Педологические основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми //Проблемы дефектологии /Сост. Т.М.Лифанова. — М.: Просвещение, 1995. — С. 115-121.

10. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. — М.: Политиздат, 1991.

11. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т.2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — С. 125-153.

12. Дако П. Новое искусство жить. Пер. с франц. — М.: Институт практической психологии, 1995.

13. Дети с задержкой психического развития /Под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. — М.: Педагогика, 1984.

14. Добрынин Н.Ф., Бардиан А.М., Лаврова Н.В. Возрастная психология: Курс лекций /Под ред. Н.Ф.Добрынина. — М.: Просвещение, 1965. — С. 205-217.

15. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.

16. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. — М.: Изд. МГУ, 1980.

17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л.: Медицина, Ленингр. отдел., 1982.

18. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 3).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

19. Ковалев А.Г. Психология личности. Нервные дети. — М., 1986. -С. 12-53.

20. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. — М.: Медицина, 1992. — С. 70-90.

21. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — С. 78-84.

22. Краковский А.П. Трудный возраст. — М.: Просвещение, 1966.

23. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги//Вопросы психологии, 1967. — N6. — С. 118.

24. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чеш. — Прага, 1984.

25. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

26. Лебединский В.В., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-педагогическая характеристика «трудных» подростков. М., 1988.

27. Леви В.И. Нестандартный ребенок. — М., 1992.

28. Личко А.Е., Рубина Л.П. Организационные формы реабилитационной работы с подростками, страдающими психическими заболеваниями // IV Международный симпозиум по реабилитации психически больных Л., 1974.

29. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

30. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.

31. Обучение детей с задержкой психического развития. — Смоленск, 1994г.

32. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под/ред. Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю.- М., 1986.

33. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся//Вопросы психологии. — 1994. — N3. — С. 62.

34. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — С. 9-10, С.407-408.

35. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1984.

36. Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1990.

37. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Межд. Нар. пед. акад., 1995.

38. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности. — М.: Педагогика,1983. — С. 23-41.

39. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Перевод с польск. /Общ.редакция О.В.Овчинниковой. — М.: Прогресс, 1979. -С. 392.

40. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986.

41. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1966. -С. 5-31.

42. Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.

43. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.

44. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М., 1988.

45. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.

46. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.

47. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. — М., 1987.

48. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993.

49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. Т.1: Пер. с нем /Под ред Б.М. Величковского. — М.: Педагогика, 1986. — С. 244-397.

1 стр., 499 слов

ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ...

... Конфронтация. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования. МОДУЛЬ 2 ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д.Боулби. Модели привязанности ...

50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1981.

51. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /В.В.Лебединский, О.С.Никольская, и др. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

52. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990 г

53. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. — С.142-169