Введение
Выдающийся русский прозаик и поэт Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870г. в Воронеже, в обедневшей дворянской семье. В мелкопоместных усадьбах, в полустепных просторах, среди богатейшего чернозема и бедных крестьянских изб, впитывала душа подростка красоту и глубь России, трагические загадки русской истории и национального характера. В детстве и юности столкнулся Бунин с теми социально-психологическими сложностями русского повседневного быта, русских нравов и русских характеров, которые он затем осмысливал и разгадывал в своих книгах.
Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее до конца непознаваемой сутью.
Современник Л. Толстого, Чехова и Горького, Рериха и Рахманинова, страстный и даже пристрастный свидетель бурных революционных событий в России, Бунин, как указывал Баборенко А. К., «нередко спорил с историей, с веком, с современниками».
Глубина и масштабность бунинских произведений о русской деревне откроется лишь тем читателям, которые за блестяще выписанными картинами, нередко беспощадно жестокими, почувствуют болевой накал философских и социально-нравственных исканий художника, высоту его устремлений, немеркнущую силу его очищающего и возвышающего строя.
Еще в начале литературной деятельности Бунина мучили вопросы о смысле бытия, о тягостной запутанной, зачастую бесплодной жизни русских людей — крестьян, разоряющихся дворян, либеральной и народнической интеллигенции. Но не сразу обрел писатель свой подход, свой взгляд на Россию, деревню, русский характер. Первые рассказы были традиционны, в них звучали боль и сострадание к униженным, голодным и бесправным.
Только чувствуя великую боль и даже вину, личную ответственность за все происходящее в стране, мучительное желание помочь народу, можно было написать такую книгу, как «Деревня», книгу-потрясение, книгу, зовущую к пробуждению гражданского и человеческого самосознания, книги гневные и скорбные одновременно, книги пророческие, предостерегающие, заставляющие думать о самом главном.
Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени
... главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных ... факторов в возникновении неврозов. В данной книге автору удалось полно и точно описать живущего среди нас ... также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Книга написана доступным языком и адресована не только психиатрам ...
«Деревня» — единственное произведение Бунина, которое он писал торопливо, нервозно чуть ли не исступленно. Писал даже по ночам, доходя до обмороков. События революции и реакции, судьбы России и народа, загадки русской истории и национального характера будоражили мысль художника, требовали ответа.
Ни одна из его книг не писалась с таким болевым ощущением, с таким гражданским накалом, с такой силой неперебродивших мыслей и чувств. Вопросы, поставленные в книге, были обращены не только к общественности, но и к самому себе. Их будет обдумывать и распутывать писатель долгие годы, до конца дней своих.
В «Деревне» все раскалено, порой тенденциозно, все бьет читателя по по душе, повествование нередко перенасыщено жестокими, беспощадными подробностями. Иного читателя может оттолкнуть такая суровость, такое нагнетание безотрадных картин русской жизни. И не случайно «Деревня» и при своем появлении, и в наши дни вызывала и вызывает споры, разноречивые толкования и даже упреки автору то в дворянском отношении к мужику, в незнании народа, то в неверном изображении народа, в идеализации патриархального долготерпения, то в историческом пессимизме, фатализме и прочих грехах.
«Деревня» необычна по жанру, по стилю, по проблематике, по охвату и сцеплению сцен, событий, главных и эпизодических персонажей. Она требует от читателя не просто внимательного чтения, но большой культуры, сосредоточенности ума и души, способности мыслить о России, ее прошлом, настоящем и будущем, о связи бытовой повседневности, частной «жизни» с событиями масштабными, социально-историческими.
Предмет исследования — судьба России в свете творчества Бунина.
Объект исследования — повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня».
Целью данной работы является освещение основных вопросов о судьбе России в повести «Деревня» И. А. Бунина.
Цель обусловила постановку следующих задач:
дать понятие о том, как Бунин стремился показать Россию до повести «Деревня»
дать характеристику повести «Деревня» и ее ключевым персонажам — Тихону и Кузьме;
рассмотреть, как обрисован образ России в данной повести;
дать анализ символики данного произведения.
Проблема исследования — каков характер размышлений о судьбе России в повести И. А. Бунина «Деревня»?
Актуальность работы заключается в том, что она может послужить
пониманию России в творчестве и мировоззрении И. А. Бунина.
Бунин Деревня
... по Высшему, надвременному. Характерной особенностью композиционной организации повести стало преобладание статичного панорамного изображения действительности над ... Разнообразны художественные функции пейзажных описаний в "Деревне". В основной части произведения преобладают социальные пейзажи, ... с тягостной нищетой уездного города, "на всю Россию славного хлебной торговлей", или с нелегкими раздумьями ...
Структура работы. Наша работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Дворянская и крестьянская Россия в раннем творчестве И. А. Бунина
Бунин прекрасно знал обычаи, быт и язык современного ему крестьянства.
И каким бы односторонним в силу его мировоззрения не было отношения к деревне, сам принцип изображения крестьянской жизни без предвзятой идеализации, характерной для большинства произведений эпигонов народничества, «был характерным шагом вперед в развитии и обогащении традиций русской классической литературы». Этой цели Бунин подчинял все средства изображения, в том числе языковую палитру рассказов. При обрисовке крестьянских персонажей он воспроизводит народную лексику и фразеологию во всей ее подлинности и достоверности, художественно правдиво воссоздает особенности говора людей, выросших — не по своей вине — в темноте и невежестве.
Хорошо знавший реальную деревенскую жизнь Бунин буквально приходил в ярость от надуманного, недостоверного изображения народа, от головного книжного сочинительства. Рассказы Бунина, как и его повести, отличались острой полемичностью, беспощадной правдивостью и глубиной проникновения в сокровенные тайны национального бытия. Казалось бы, писатель повествует о давно известном, даже привычном: обыкновенные крестьяне, будничные дела и заботы, встречи, разговоры, воспоминания, скудный быт, нищета, несправедливость, жестокость одних и долготерпеливость, покорность, незлобивость других.
Русский крестьянин и русская нация в массе своей предстают в рассказах Бунина как богатая, но невозделанная почва. На ней появляются сильные побеги, но, не получая необходимой культурной подкормки, вырастают дичками или погибают, не успев расцвесть.
Но Бунин в первые годы своего творчества писал не только о крестьянстве, но изображал и дворянскую Россию. Точнее будет сказать, что Бунин писал поэму о разорении русского барства. Бунин хорошо понимал, что первое сословие России — дворянство — полностью изжило себя, как духовная движущая сила. Обнищав материально, экономически, оно деградировало духовно и морально. И как ни дорога была Бунину, принадлежащему к классу дворянства по своему рождению, старая дворянская культура, еще тяжелее было ему видеть неумолимый процесс нравственного и духовного обмельчания и одичания некогда всесильных владельцев «дворянских гнезд».
Таким образом, мы приходим к выводу о том что в раннем творчестве Бунин стремился показать и крестьянскую Россию со всеми ее горестями и бедствиями (рассказ «Танька»), и Россию уходящую в прошлое, Россию «дворянских гнезд»… Прежде чем перейти к рассмотрению того, какой предстает Россия в этапном произведении Бунина — «Деревня», нам необходима проанализировать образ России в рассказах «Танька» и «Антоновские яблоки».
Иван Алексеевич Бунин
... каждым своим словом, продолжая гуманистические традиции русской литературы. В художественном мире Бунина можно увидеть - «трагические основы» национального русского характера и исторические судьбы ... Надсона, испытывая воздействия Полонского, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. Но постепенно в пейзажной лирике Бунина стал отчетливо звучать собственный голос, она становится жизнеутверждающей, передает тончайшие ...
1.1Боль за человека в рассказе «Танька» И. А. Бунина
Рассказ «Танька» написан в строго объективной манере, от третьего лица, со всеми присущими этому повествованию признаками: «… Таньке снился сад, по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мехом, инеем. Сквозь них роились, трепетали и потухали огоньки, голубые, зеленые — звезды… Кругом стояли как будто белые хоромы, иней сыпался на лицо и щекотал щеки… Снился ей Васька, часовые рулады, слышалось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни».
Как видим, весь этот отрывок построен в «объективной повествовательной манере». Нетрудно, однако, заметить, что на объективное изображение внешних реалий наслаивается под нейтральный тон эмоция автора, его лирически проникновенная интонация, что приводит к органическому слиянию двух повествовательных планов — объективного и субъективного, их сплетению и взаимопроникновению при главенстве эпичности повествования.
Наиболее отчетливо эта особенность бунинского повествования обнаруживается в характере конечной эмоционально-смысловой позиции, выраженной одновременно через авторский и геройный аспекты в лице эпизодического персонажа барина Павла Антоновича, приютившего у себя дома голодную Таньку: «Сперва он сыграл «Качучу», потом «Марш на бегство Наполеона», и перешел на «Зореньку»:
Заря ль моя зоренька, Заря ль моя ясная!
Он глядел на задремывающую Таньку, и ему стало казаться, что это она, уже молодой деревенской красавицей, поет вместе с ним песни…
Деревенской красавицей! А что ждет ее? Что выйдет из ребенка, повстречавшегося лицом к лицу с голодною смертью?»
В дореволюционной литературе о Бунине справедливо отмечалось, что образ барина Павла Антоновича портит рассказ, поскольку он нетипичен. Однако своеобразие ранних рассказов Бунина в том и заключается, что их герои обезличены и чаще всего выражают именно авторские мысли и идеалы. Отсюда произвольность в выборе носителя конечной авторской позиции, и ее социально-приглушенный характер — единственно возможный и целесообразный с точки зрения абстрактного гуманизма, являющегося основой бунинского мировоззрения. Естественно поэтому внутренний монолог, формально принадлежащий герою, фактически ощущается героем как гораздо более близкий автору. В этом убеждает не только отсутствие мотивации этого монолога, особенно если вспомнить авторскую характеристику образа Павла Антоновича (сцена с кучером), но и мелодическая его организация и тональность, наличие в нем риторических и синтаксических фигур, бесспорно принадлежащих повествователю.
Внутренний монолог, формально принадлежащий герою, как отмечает И.П. Ватенков «фактически ощущается читателем как гораздо более близкий к автору». В этом убеждает не только отсутствие мотивации данного монолога, особенно если вспомнить авторскую характеристику образа барина Павла Антоновича (сцена с кучером), но и мелодическая его организация и тональность, наличие в нем риторических и синтаксических фигур, бесспорно принадлежащих повествователю.
Тема любви в творчестве И. Бунина
... немногое, что остается у человека, когда он подводит горький итог. Заглавие первому рассказу подсказало Бунину стихотворение Н. Огарева «Обыкновенная повесть». Оно, видимо, помнилось с юности и ... вспоминают молодость, неповторимые минуты счастья. Она пронесла любовь к нему через всю жизнь, не вышла замуж, не может простить ему, что он пренебрег ею. А ...
Мастерство Бунина-художника проявилось в рассказе «Танька» не только в том, что он большой художественной силой запечатлел страшную правду о жизни пореформенного крестьянства, но и сумел настроить читателя на нужный ему эмоциональный лад, вызвать нужное ему сопереживание. Писателю потребовалось всего несколько страниц, чтобы заставить нас глубоко почувствовать потрясающую трагедию детской души, глубоко проникнуть в мысли, чувства и переживания ребенка, оказавшегося лицом к лицу с голодной смертью. Добиться такого сопереживания помогли писателю как истинность выбранного им житейского материала, так и весь строй авторского повествования. Читая рассказ, нельзя не обратить внимание на тесное слияние в нем слова и контекста, языковой формы и содержания. Уже с первых строк повествования писатель вводит нас в ту гнетущую атмосферу беспробудной нищеты, в которой живет Танька. Художественная достоверность и жизненность этих описаний усиливаются тем, что автор щедро вводит в авторскую речь «чужое» слово, наглядно свидетельствующее о нерасторжимой связи героев с той средой, которая является предметом изображения в рассказе:
«Теперь мать рано укладывала спать, говорила, что ужинать нечего, грозила «глаза выколоть», «слепым в сумку отдать», если она, Танька, спать не будет. Танька часто ревела, просила «хоть капуски…»
Мотив обездоленной нищеты и одновременно стремление к высокой поэтизации изображения действительности определяют в рассказе и выбор слов повышенной эмоциональности, и интенсивное использование параллелизмов и синтаксических тропов.
Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро волновал русскую интеллигенцию на рубеже XIX — XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крестьян России. Моего любимого писателя И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормящих отечество хлебом. С той поры, как за изображение крестьянской жизни серьезно взялись такие писатели, как Бунин, резко изменился в обществе сам взгляд на крестьянина: от несколько идеализированного «мужичка» литература пошла по направлению глубокого постижения личности труженика деревни. Тем более он и сам, крестьянин, был довольно сложной и многогранной личностью. Выжить в нечеловеческих условиях дураки и беспечные люди просто бы не смогли.
Детство Бунина прошло в Орловской губернии. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.
И первый его рассказ «Танька» был навеян этими впечатлениями. В этом рассказе Бунин коснулся темы крестьянства, так часто встречающейся в дальнейшем его творчестве. В первом рассказе Бунин хотел высказать боль и показать, в каком состоянии пребывало крестьянство. Данная тема развивалась и в следующих рассказах и очерках раннего Бунина.
1.2Россия в «Антоновских яблоках» Ивана Алексеевича Бунина
Бунин Солнечный удар
... запахах" (5,242). Однако "безмерность" любовного восторга, – того, что "необходимее жизни", антиномично соединяется в прозе Бунина с неизбывным ощущением несовместимости этой онтологической полноты с "будничными" проявлениями ... В целом образ России в эмигрантской малой прозе Бунина ("Божье древо", "Косцы"), а также в романе "Жизнь Арсеньева", не теряя живой предметности, насыщается горестно- ...
Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края — то яркая, броская, то скромная и печальная — навсегда покорила сердце писателя.
Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».
Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просторов. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое… Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба».
Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гаммы. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта особенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, видишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле.
Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные. И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе».
Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зиму. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца.
Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бунина. Его проза обладает ритмом и внутренней мелодией, как стихи и музыка.
Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей силой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах», «мальчишки в белых замашных рубашках», старики — «…высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет особое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сословия» — бывших крепостных. Дом славился гостеприимством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!»
Повести и рассказы Куприна
... 1897.яркое, реалистическое изображение крестьянской жизни,Толстой,восхищавшийся Чеховым,не принял -беспощадно правдивое изображение деревни задело · Жизнь в мелихове помогла увидеть реальное состояние крестьян · о капитализме.Случай ... народность ее миропонимания.В самом начале ей предназначалась роль той «русской женщины»,которая может пойти за мужем-декабристом в Сибирь.Она воплощение всех ...
А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.
Томительно текут серые, однообразные будни «бессвязной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Л. А. Колобаева замечает, что, «исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина». Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.
«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.
Глава 2. Правдивое изображение России в повести И. А. Бунина «Деревня»
Повесть «Деревня» Бунин писал 10 лет (1900-1910).
«Деревня» вся пропитана думами о злободневнейшем для России событии — о революции, о первом ее опыте в 1905 году, о русском народе в свете этого опыта и о его возможно будущем в бунинском понимании. «Деревня» не могла быть написана до 1905 года и без него. И тем не менее современность, война с Японией, революция отражены в повести действительно только косвенно, словно бы мимоходом, главный ее материал, как обычно у Бунина, — быт, повседневность и психология мужика, в которых по замыслу автора, проглядывает образ Дурновки, всей русской деревни, а значит и всей России (Бунин видит Россию именно так — как страну деревень).
Идея автора повести — изобразить русский народ без идеализации,
Русскую душу в ее трагических основах. Резкость в изображении деревни потому намеренная и необычайная: это первобытно-тяжкая работа, дикий «пещерный» быт, лютые нравы, замордованная красота («Молодая»), общий безотрадный, серый тон повествования, проникающий даже в пейзаж, когда серым становится и любимый Буниным снег.
Тургенев и. с. — Красота русской души
... о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов. Автор ссылается на ... помещик представляли в его повестях прежде всего свое положение29. Главным в характеристике Акулины («Деревня») и Антона («Антон Горемыка») ... крепостнического уклада. Любой иностранный выходец чувствовал себя в России свободнее русского крестьянина. Например, в рассказе “Однодворец Овсянников ...
Как считает П. А. Николаев, «Бунин пытался как можно шире, всеохватнее обозреть русскую жизнь». Место и время непосредственного действия повести — Дурновка и уездный город в годы революции и реакции (1904-1907) — постоянно раздвигаются. Другие деревни, города, станции, полустанки, усадьбы… слухи, споры, разговоры в трактирах, лавках, поездах, на базарах, постоялых дворах, на сходках, на праздниках… Мы узнаем, что свершается на Руси — столичной, деревенской, уездной. Злободневная современность, русско-японская война, революция, конституция, земельная реформа, реакция) соотносится с прошлым — близким и далеким — временами крепостного права, Киевской Русью Владимира и Ярослава и даже временами первобытно-языческими. А судьба братьев Красовых, Тихона и Кузьмы, других жителей Дурновки (Серого, Дениса, Молодой, Иванушки) дополняется, выверяется настроением и поведением многочисленных эпизодических лиц (их в книге более ста).
Обилие персонажей являло собой ту разноликую многомиллионную Русь, о судьбе которой шла речь в книге.
При этом события, факты, лица были отобраны и освещены писателем так, отмечает А. С. Георгиевский, «что затронутыми оказались чуть ли не все сферы и проблемы человеческого существования: будни и история, философия и политика, экономика и нравственность, религия и культура, быт и психология, семья и хозяйства, образование и право».
Эта слитность значительных событий времени, всего уклада русской жизни и вековечных проблем с историей, с поведением и умонастроением народа делала «Деревню» эпохальным произведением.
.1 Две философии в повести «Деревня» Ивана Бунина
Исследователи справедливо писали о том, что сюжетно-фабульная основа повести построена на параллели: Тихон-Кузьма. Первая часть «Деревни» ставит в центр судьбу Тихона и его взгляд на жизнь; вторая — Кузьму; третья-подведение итогов жизни обоих. Однако четкость трехчленного деления размыта изнутри намеренно реализованным приемом параллелизма других образов и ситуаций, который дает возможность существенно увеличить художественную площадку повести.
Двойная и тройная соотнесенность образов Тихон — Кузьма — Балашкин, Кузьма — Николка Серый, Тихон-Яков, Тихон — Молодая — Денис Серый, Кузьма — Молодая — Иванушка и многих других отчасти уже обращала на себя внимание исследователей. Однако фабульная сцепленность событий и образов «Деревни» резко ослаблена в сравнении с фабульно-композиционной организацией классических произведений ХIХ века. Вся фабульная сторона повести играет второстепенную роль. Зато параллелизму идеологических наблюдений и размышлений персонажей и повествователя придано главенствующее значение.
Фантастика Петербургских повестей Н.В. Гоголя
... Брута: тут важно именно катастрофическое вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь. Отход от двоемирия виден в петербургских повестях (первые из них появились в 1835 г.). [6; 374 ... сыгравшим важную роль в развитии русской культуры, раскрывается сущность представлений Гоголя о современном ему состоянии мира, о судьбе человечества, о будущем России. В книге С. Машевского ...
Тихон и Кузьма — незаурядные, сильные, во многом разные натуры. Различны их пути — хозяина-торгаша и самоучки-правдоискателя. Но судьбы их родственны и даже типичны.
Оба с великими тяготами пробивались в люди, не получив ни наследства, ни образования, ни навыков, ни семейных традиций. Но оба и надорвались. Итоги прожитой жизни плачевны у обоих.
«Осмысление их печального опыта становится ведущим мотивом книги», — справедливо замечает Саакянц А.А.. Оно приносит животворное, одухотворяющее начало. Оно полезно для последующих поколений. Недаром Бунин подробно изображает Красовых в момент их кризисного состояния, тогда, когда пробудилось их самопознание, когда они стали способны к самоанализу, к воспоминаниям, к безжалостному подведению итогов, к резким суждениям о себе и об окружающем мире, к сопоставлению своих деяний и устремлений с общенародной жизнью.
Тихон преуспевал: открыл кабак, «черную» лавочку и стал владельцем той самой Дурновки, в которой когда-то его предки были крепостными. Грубый, жадный Тихон люто ненавидел и бездельников-господ и своих же «братьев» мужиков. Кузьма подался было к гуртовщикам, побродил по России, начал мудрствовать, писать стихи.
Помаявшись, он прибился к Дурновке, нанялся к брату в управляющие, хотя в деле не смыслил. Тихон занимался прибытком, а Кузьма — мучительными вопросами: что дальше будет? Тревожные думы начали беспокоить и Тихона: не спалят ли дурновцы его усадьбу, не взбунтуют ли? Кругом только и слышно: там пожгли помещиков, здесь порезали хозяев.
Тихон все время колеблется — то вместе с народом хочет все земли и угодья отобрать у старых хозяев, то идти вместе с господами против народа, когда в народе заходит речь о том, чтобы истребить всех мироедов. Кузьма то живет в сонной апатии, то с возбуждением выкрикивает о невозможности каких-либо перемен в этой глупой и невежественной стране. Не только патентованные политики и философы и политики, но и снизу «думала» о своей судьбе и своей стране вся тогдашняя полуграмотная Россия. И Тихон, и Кузьма понимают безвыходность положения.
Оба брата жаждали красивой и осмысленной жизни; оба с тоской наблюдали, как постепенно изживали сроки своих жизней, но главное содержание бытия проходило мимо них. Тихон даже и в Москве ни разу не побывал, в березовый лесишко «и то десять лет напрасно прособирался»: «Как вода меж пальцев, скользят дни, опомниться не успел-пятьдесят стукнуло, вот-вот и конец всему…».
Отсюда понятен его итоговый исполненный трагизма монолог о пропавшей жизни, которую он «от дури да от жадности» истаскал наизнанку, как его кухарка свой заграничный головной платок. Кузьма очень рано начал вести счет напрасно потраченной жизни: пять лет торгашествовал «в самую лучшую пору жизни!», десять лет маклерствовал «по хлебному делу», торговал в свечной лавке, был конторщиком в экономии… «А в этой жизни страшней всего было то, что она проста, обыденная, с непонятной быстротой разменивается на мелочи». И тот же грустный итог, что и у Тихона: «Для кого и для чего живет на свете этот худой и уже седой от голода и строгих дум мещанин, называющий себя анархистом и не умеющий объяснить, что такое — анархист?».
Издерганные, недовольные Тихон и Кузьма, оглядывая и оценивая пройденную жизнь, часто впадают в крайности, запутываются в обвинениях и самооправданиях. Их думы, их споры, их выводы о себе, о народе, о России нередко истеричны, крикливы, односторонни.
Их нельзя целиком отождествлять с авторским взглядом на мир. Но в их резких, ожесточенных наблюдениях есть, несомненно, болевая, тревожащая часть правды. Авторское сознание вбирает боль и тоску героев, но и возвышается над ними, постигая суть трагедии, открывая их силу и слабость, светлые и темные стороны бытия.
Таким образом, проблемы деревни писатель раскрывает на примере судьбы двух братьев — Тихона и Кузьмы Красовых.
Страшная судьба у этих людей. Нравственный конфликт автор построил на том, что при всей разности устремлений братья схожи — в житейском понимании этого слова. Социальное положение в обществе все равно сделало их в конце концов одинаково ненужными, лишними людьми. Бунин показал, что русский крестьянин и после реформы не может повлиять на свою судьбу. Несмотря на определенный достаток и некоторую просвещенность, крестьянин все равно беспомощен.
Разменивание жизни на мелочи — этот мотив в повествовании проходит как бы параллельно основной идее автора. Писатель уверен, что именно из житейских мелочей складывается жизнь любого общества. Поэтому Бунин четко описывает все житейские мелочи. Для него, художника и бытописателя, оторванный хлястик на шинели так же важен, как и раздумья о судьбе общества.
2.2 Символический образ России в повести И. А. Бунина «Деревня»
Дурновка в повести является воплощением черт русской деревни, то есть получает статус символа русской деревни вообще. Но Бунин не ограничивает этим границ символического образа. Мы помним, что Балашкину принадлежит высказывание, расширяющее понятие русской деревни до понятия всей России: «…Да она вся-деревня, на носу заруби себе это! Глянь кругом-то: город это, по-твоему? Стадо каждый день по улицам прет-от пыли соседа не видать… А ты-«город!». Эта страстная филиппика могла бы остаться характеристикой взглядов одного Балашкина, если бы вокруг нее не сосредоточивались ряды других символических значений. Символически значимая формула Балашкина оттачивается через ряд символов, параллельно идущих линий и концентрических кругов и получает сильную поддержку в заключительной сцене повести. Свадьба Молодой и Дениса Серого- высшее проявление «ужаса и нелепости» дурновской жизни, ее символ. Буниным она ставится в ряд с ошеломительным числом новых террористических актов и ответных казней, которыми правительство отвечало на террор.
Ни к проявлению высоких чувств, ни к разумным политическим предприятиям Россия не была подготовлена ходом истории в своих низах, как и в своих верхах. В финале повести становятся ясными скрепы и связки бунинской символизации: Дурновка-вообще русская деревня, дурновцы-вообще русские мужики и бабы; но деревня-вообще Россия, а Россия, забитая, измученная, изгаженная — вся Дурновка.
«В этом символическом контексте», — отмечает Л. А. Смирнова, «по-особому прочитываются высказывания героев о русской истории, народном творчестве, русской культуре и литературе». В символическом строе повести они обретают значение, равное тому, которое имеют в ней сюжетно-фабульные элементы, непосредственно связанные с повседневной жизнью персонажей.
Имена из мартиролога русских писателей: убитого Пушкина, удавленного Рылеева, убитого Лермонтова, утопленного Писарева, сведенного с ума Гоголя, поставленных на грань жизни и смерти Шевченко, Достоевского, Полежаева-имена-знаки, имена-символы встают в ряд с именами героев повести; литературные герои русской классики «рифмуются» с персонажами повести как равноправные им. Сами герои объясняют классику через опыт своей жизни и, наоборот, осознают себя через обращение к героям литературы ХIХ века. «Деревня» оперирует фактами русской истории и истории русской культуры, оттого символы повести обретают значение символов, говоря словами Бунина, «вообще всей русской жизни». Не «мужичья Русь», а весь народ с трагической неизбежностью терпит поражение в русской революции в силу своей языческой полупатриархальности, своего недоразвития на пути цивилизации и культуры, в силу гражданской незрелости и невоспитанности, в силу того, что лучшие люди в России подвергались казням, что не существовало выработанных традиций сохранения культуры, но всегда подспудно, бессознательно проводилась тенденция уничтожения ее самой и преследования ее творцов, неуважения к личности, мысли и т.п.
Персонажи в своей речи называют отрицательные явления культуры и истории, автор объясняет возможность их бытования особенностями психики русского человека вообще и рядового человека эпохи русской революции в частности. Факт смыкания общеисторического и общекультурного контекста жизни и литературы с событийной стороной текста повести о жизни дурновцев и Дурновки придает рассказу о Деревне значение универсального символа. Вся Россия — большая деревня, всей России далеко до коренной перестройки быта, строя чувств, мыслей и склада души.
Особенность символического строя повести такова, что он выводит разговор о России за рамки бунинского творчества и вступает во взаимодействие с произведениями других писателей, образуя с ними некий единый общий текст. Это, как уже говорилось, касается цитирования в повести или обсуждения в ней произведений русской классики
Не менее значимой является перекличка «Деревни» с произведениями Горького и Блока. Уездная звериная, окуровская глушь, населенная людьми «пестрой души», — та же Дурновка: и здесь господствует косность, бескультурье-почва, которая с неизбежностью породила поражение революции в стране повальной нравственной и политической дикости. Окуровские повести и «Деревня»-это энциклопе дии русского уездного и деревенского быта и массового народного сознания, выросшего на его почве. Оба произведения в равной степени заставили «разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься» не о мужиках или мещанах, а «над строгим вопросом-быть или не быть России?»
Задуматься о России «как о целом» (М.Горький).
Символы «Деревни» отчасти перекликаются и с символами Блока в его драме «Король на площади» и цикле стихов «Ее прибытие», где развенчиваются ожидания и мечты о кораблях, которые приплывут. У Блока народные чаяния даны в форме мистических тревог, а у Бунина они получили социально-историческое воплощение.
2.3 Россия в повести И. А. Бунина «Деревня»
Нити всех параллельно развивающихся мотивов и тем тянутся к идейному центру повести-поэмы — к главному вопросу, обсуждающемуся на страницах «Деревни»: вопросу о судьбе народа, революции, России. Тихон, прошедший путь от положения нищего сироты до деревенского «хозяина», Кузьма, вышедший из «торгашей» в поэты, все остальные «дурновцы»-представи тели «ста миллионов безграмотных», росших в Черных Слободах, где насмерть убивали в кулачных боях «среди великой дикости и глубочайшего невежества». «Биография жизни» (49) любого из них-часть «биографии», судьбы целого народа эпохи 1861-1905гг. Бунин создает собирательный образ, составные части которого живут в душевной разобщенности и одинокости, «в постоянной вражде». Каждый, как зверь, заботится лишь о пропитании; о воспитании детей, о страдании родных, о положении односельчан и простых людей никому дела нет.
Тихон склонен думать, что в других странах люди живут как-то иначе: «Взять хоть русских немцев или жидов: все ведут себя дельно, аккуратно, все друг друга знают, все приятели,- и не только по пьяному делу,-все помогают друг другу; если разъезжаются-переписываются, портреты отцов, матерей, знакомых из семьи в семью передают; детей учат, любят, гуляют с ними, разговаривают, как с равными, -вот вспомнить-то ребенку и будет что». Ему, как обычно, вторит Кузьма: перебрав былины, да песни, да поговорки, перечитав историю русскую, он обнаженными нервами своими болезненно реагирует на те моменты, в которых фиксируется та же взаимная нелюбовь: «… брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство…». Кузьма замечает: кто побогаче того, кто победнее, непременно его бедностью уязвлять любит, сам «рвет, гандобит себе гнездо, а толку что? <…> Вить его, гнездо-то, тоже надо со смыслом. Совью, мол, да заживу по-человечески. Вот этим-то да вот этим-то.
Уродливый быт рождает уродливые мечты и поступки: Аким «мечтает» подстрелить соловья за то, что тот поет; за пятиалтынный он пустил к жене вместо себя вожделеющего старца: «ай она слиняет?» (89).
Тот же Аким слушает игру на рояле семилетнего барчука с едкой усмешкой и ненавистью; это заставляет Кузьму внимательно посмотреть на него и понять, что Аким чужд всему строю помещичьей жизни и не в силах воспринять то хорошее, что в ней есть. В какую новую жизнь может вступить этот человек, если он не имеет за душой ничего, кроме одной-единственной привычки добывать себе пищу, чтобы выжить? Какой быт способны создать люди, которые по бедности спасаются от холода в навозных кучах, но которые все-таки имеют силы рассуждать о Думе, о земле, надеясь получить ее в собственность?
Естественное следствие общего полупервобытного состояния ста миллионов безграмотных — отсутствие у них гражданского сознания и политической позиции по отношению к общественным катаклизмам: войну и революцию они воспринимают, основываясь на слухах и узколичных интересах. Отношение к войне прошло несколько стадий: от бахвальства («казак желтую-то шкуру скоро спустит, брат!») и осуждения за бесхозяйственность зачинщиков бойни («своей земли девать некуды!») до «злорадного восхищения» разгромом русской армии. Рассуждения о войне принадлежат Тихону — одному из самых толковых среди дурновцев: здесь-то и обнаруживает Бунин всю меру дурновской политической неразвитости и индифферентизма.
«Быт, уклад и «основы души» — центральные, неразрывные проблемы повести», — считает О. Н. Михаилов. Они взаимосвязаны, взаимопроникаемы. Быт неотделим от психологии, душа от быта. Каждый из бытовых деталей и эпизодов мог бы разрастись в рассказ или повесть. Для Бунина это все явления одного плана. За ними встают и вековая отсталость, и долготерпение народа, небрежение русского человека к себе, к хозяйству, быту, мечтательность и непрактичность, неумение соразмерить свои желания, стремления, способностями с реальными возможностями, неумение выбрать дело по силам. А в результате — неустойчивость настроения, капризность, недовольство буднями, обыденным, озлобление, неумение додумать свои мысли или даже доспорить, выслушать, понять собеседника.
В невоспитанности и невыработанности русского народа и в неустроенности, страшной отсталости быта видел Бунин самую большую беду в России.
Конец повести кажется слишком простым и не вытекающим из действий главных героев: свадьбой Дениски и Молодой. Дениска — бездельник, приживал, везде блюдет свою выгоду. Молодая — вдова, кухарка, с которой жил Тихон, а потом Дениска на ней женится. Но этот конец имеет обобщающий смысл: торжество обыденщины, пошлости.
На грустные мысли о народе и России наводит вековая народная серость и разорение. Что за край такой, чернозема полтора аршина, да какого, а пяти лет не проходит без голода… А что за дороги? В деревню въехать нельзя, грязь по колено. Тысячу лет лапти носят, ничего лучшего не придумают. Бабы спечь хлеба не могут, корка отваливается, а внутри кислятина. Несчастный народ и несчастная страна! Что с нее спрашивать? А бестолковости во всем хоть отбавляй: на свадьбе Дениски во дворе играли сразу на трех гармонях, и все разное.
Рисуя картины русской жизни в повести «Деревня» Бунин обращает внимание на темные ее стороны: косность, жестокие нравы. Тяжелая история России не может служить оправданием нынешнего утлого существования. Авторская позиция здесь четко просматривается и подкрепляется образным строем повести: Бунин склонен возложить именно на сам народ вину за жизненные настроения, порицая его пассивность, наивность, разобщенность, шаткость. В такой терпкой правде о России нуждался само передовое общество. В данном случае пессимизм Бунин нельзя посчитать клеветой на народ.
«Деревня» сильна прежде всего предостерегающим словом писателя. Он уверен: жизнь народа и России нуждается в радикальных изменениях. Но многомиллионные массы, казалось ему, еще мало подготовлены к гражданской активности, к разумному устроению своей судьбы. Бунин видел и с беспомощным мужеством свидетельствовал, какую бездну преград еще предстоит пройти русскому народу: не только экономических, бытовых, социальных и политических, но и нравственных, психологических — в способах мышления и чувств, в нравах и верованиях, привычках и побуждениях.
Заключение
Детство Бунина прошло в Орловской губернии. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства. И первый его рассказ «Танька» был навеян этими впечатлениями. Но, конечно, самым значительным произведением Бунина на эту тему явились его знаменитые «Антоновские яблоки». Сопоставляя в рассказе «старое» и «новое», писатель отдает предпочтение «старому». Прошлое для него идеально, и он не расположен его критиковать. Рассказ отличает поэтичность в описаниях природы, откровение ностальгических чувств. Но, однако, в дальнейшем «сама действительность заставляет писателя пересмотреть свое отношение к деревенской жизни», увидеть не только светлые, но и мрачные ее стороны. Здесь сыграли свою роль социальные потрясения. Например, Бунин увидел, что в проигранной войне с Японией более всего пострадали крестьяне. А первая русская революция еще бессмысленнее прошлась косой смерти по русскому крестьянству.
Определенным итогом тяжелых раздумий о судьбах России стала повесть писателя «Деревня». Она была написана в 1910 году и явилась как бы противовесом «Антоновским яблокам». Автор оспаривает в «Деревне» то, на что у него не поднималась рука в «Антоновских яблоках».
В своей знаменитой повести «Деревня», снискавшей ему славу писателя, — произведении, подготовленном многими предыдущими рассказами, Бунин рисует безумную русскую действительность, порождающую столь причудливую в своих контрастах русскую душу; писатель мучается вопросом: откуда в человеке два начала — добра и зла? «Есть два типа в народе, — пишет он немного позднее. — В одном преобладает Русь, в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «из нас, как из дерева, — и дубина, и икона, — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает…» В «Деревне» Бунин дает страшную хронику бессмысленной и загубленной жизни братьев Красовых и их окружения. Виноваты, по его мнению, все, всё вместе: и вековая отсталость России, и русская непроходимая лень, привычка к дикости. «Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность, — вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко! Это род нервной болезни…» — напишет он позже. С видимостью бесстрастия, гак сказать, сгущенно-реалистически, в чеканной, строгой речи живописует он безумную, мрачную, неизбывную российскую действительность. Страстность его повести не в рассуждениях, не в попытках что-то объяснить, а в боли, звучащей в каждом слове, боли за крестьянскую Россию, которая дошла до крайней степени падения, материального и нравственного.
Видно, что автор задумал эту вещь как обобщающую. Он, конечно же, надеялся, что поднятые им в повести проблемы найдут отклик в обществе, помогут ему разобраться в проблемах гибнущей деревни.
Проблемы деревни писатель раскрывает на примере судьбы двух братьев — Тихона и Кузьмы Красовых. Страшная судьба у этих людей: мы узнаем, что прадеда их, крепостного крестьянина, затравил помещик борзыми собаками; дед получил вольную и стал вором; отец вернулся в деревню, занялся торговлей, но быстро прогорел. С торговли начали свою самостоятельную деятельность и главные герои повести. Но пути их разошлись. Один стал гуртовщиком, а другой купил у разорившегося барина деревню и стал сам вроде «барин». Первый брат ушел в народ, почувствовав его социальные беды. Он даже написал книжку стихотворений о судьбе крестьянина, но все равно оказался управляющим в имении своего брата. Нравственный конфликт автор построил на том, что при всей разности устремлений братья схожи — в житейском понимании этого слова. Социальное положение в обществе все равно сделало их в конце концов одинаково ненужными, лишними людьми. Бунин показал, что русский крестьянин и после реформы не может повлиять на свою судьбу. Несмотря на определенный достаток и некоторую просвещенность, крестьянин все равно беспомощен. Разменивание жизни на мелочи — этот мотив в повествовании проходит как бы параллельно основной идее автора. Писатель уверен, что именно из житейских мелочей складывается жизнь любого общества. Поэтому Бунин четко описывает все житейские мелочи. Для него, художника и бытописателя, оторванный хлястик на шинели так же важен, как и раздумья о судьбе общества.
бунин повесть деревня дворянский россия
Список использованной литературы
1.Баборенко А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии. — М., 1967.
2.Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001.
.Большая школьная энциклопедия. 6-11 кл. Т. 1. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 591с.
.Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. — М.: Детская литература, 1975. — 304с
.Бунин А. Велга: Рассказы. — М.: Современник, 1989. — 63с.
.Вантенков И. П. Бунин-повествователь (рассказы 1890-1916 гг).
— Минск.: Изд-во БГУ, 1974. — 158с.
.Гейденко В. А. Чехов и Иван Бунин. — М., 1976.
.Георгиевский А. С. Бунин и Россия // Русский литературоведческий журнал. — № 12. — 1999. — с. 53-66.
.Жизнь и судьба малых литературных жанров: Материалы межвуз. науч. конф., Иваново, 7-10 февр. 1995 г. / Отв. ред. А. В. Лужановский; Иванов. гос. ун-т. — Иваново, 1996. — 307 с.
.История русской литературы в 4-х т. — т. 4. Л., 1984.
.Кулешов В. И. Иван Алексеевич Бунин. — в кн. Бунин И. А. Антоновские яблоки. Повести и рассказы. — М.: Детская литература, 1975. — С. 3-20.
.Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998.- 88с.
.Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М., 1989.
.Мальцев Ю.В. Бунин. М., 1994.
.Михаилов О. H. Строгий талант. М.,1976.
.Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989.
.Николаев П. А. Ликующее и скорбное слово. — в кн. И. А. Бунин. Поэзия и проза. — М.: Просвещение, 1986. — с. 5-19.
.Ничипоров И.Б. На путях постижения русской души: И.А.Бунин «деревенская» проза // Филологические науки.2002.№1.С.30-37.
.Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах не выразима…». Творчество И.А.Бунина и модернизм. М., 2003.
.Русская литература XX века. Дооктябрьский период. — М., 1971.
.Русская литература рубежа веков (нач. 1890 — 1920г.) — ИМЛИ РАН, — М., 2001.
.Русские писатели. Библиографический словарь [В 2ч.]. Ч. 1/под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990.
.Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе Источник: Бунин И.А. Рассказы. — М.: Правда, 1983. — 576 с.
.Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 192с.
.Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. — М., 2000.
.Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX- начала XX века. — М., 1982.