ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОАНАЛИЗА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Психокоррекционные аспекты процесса выздоровления алкоголиков и наркоманов по Программе “12 Шагов”
Научный руководитель
О. С. Салищева
Москва 2007
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Основная часть
1. Описание химической зависимости в различных психотерапевтических подходах…………………………….
1.1 Понятие химическая зависимость в зарубежной
и отечественной литературе……………………………….
1.2 Особенности личности при химической зависимости
1.3 Психотерапевтические методы лечения химической
зависимости…………………………………………………
1.3.1 Бихевиоральный подход…………………………………
1.3.2 Когнитивный подход……………………………………
1.3.3 Психодинамический подход……………………………
1.3.4 Системный подход………………………………………
2. Психокоррекционные аспекты Программы Анонимных
Алкоголиков «12 Шагов»
2.1 Предпосылки создания программы «12 Шагов»
2.2. Содержание и основные положения программы «12 Шагов»
3. Общие аспекты в психокоррекционной работе программы
«12 Шагов» и психотерапевтических методов лечений химической зависимости
3.1 Существенные различия между программой
«12 Шагов» и психотерапевтическими методоами лечения химической зависимости
Заключение Список использованной литературы
Введение
Распространение наркомании и алкоголизма в России уже давно не без оснований рассматривается специалистами как угроза здоровью населения и безопасности страны. Проблема наркомании относится к разряду тех проблем, актуальность которых не вызывает сомнения. По оценкам экспертов количество лиц употребляющих наркотические вещества в России превышает на конец 2006 г. более 3,5 млн. человек. И с каждым годом это число все увеличивается и увеличивается. В настоящее время в России лечением лиц с химической зависимостью занимаются в основном различные наркологические или психиатрические лечебные учреждения. При этом основное внимание уделяется, прежде всего, освобождению от физических последствий зависимости. Однако как отмечается в многочисленной научной и публицистической литературе для успешной реабилитации химически зависимых необходимо и психотерапевтическое вмешательство, для поддержания и проработки психологических аспектов зависимого поведения. Именно поэтому в настоящее время все более актуальным становится вопрос изучения тех психотерапевтических методов лечения различных форм химической зависимости, которые оказываются наиболее эффективными при работе с больными в стадии ремиссии. Этот факт и предопределяет социальную значимость нашей работы.
Рабочая программа дисциплины 34
... поведения ребенка. Духовная зависимость, ее криминогенность. Физическая зависимость, ее криминогенность. Психологическая зависимость, ее криминогенность. Женщины ... деятельность: - умение разрабатывать психолого-педагогические программы поддержки, помощи, сопровождения и реабилитации лиц ... «Общая психология» (бакалавриат): Знания: современные подходы к понятию одаренности в области школьного ...
В наркологии и психиатрии имеется большое число исследований по проблеме химической зависимости в целом. Аспект изучения традиционных психотерапевтических методов лечения химической зависимости также стал предметом исследования целого ряда авторов. Однако, как показывает практика, все многообразие психологических методов не исчерпывается только лишь традиционными подходами к терапии. В настоящее время практический и научный интерес вызывает метод выздоровления от химической зависимости общества Анонимных Алкоголиков по Программе «12 Шагов» изложенных в книге Анонимные Алкоголикои. В ней излагается опыт поддержания трезвости. Краткое описание этого метода можно найти и в некоторых научных работах отечественных или зарубежных авторов, но эти описания, по своей структуре, напоминают, скорее, информационную справку, чем глубокий анализ сущности и истоков эффективности использования Программы «12 Шагов» при лечении химической зависимости. Данный аспект и объясняет научную значимость проводимого нами исследования.
Практическая значимость данной работы заключена в сравнении психокоррекционных аспектов Программы «12 Шагов» как не профессионального подхода и психотерапевтических направлений при лечении химической зависимости и в их интеграции для достижения специалистами наибольшего эффекта в процессе реабилитации от химической зависимости.
Исходя из всего выше перечисленного, мы можем сформулировать проблему настоящего исследования. В настоящее время можно констатировать, что проблеме психотерапевтического вмешательства при лечении химически зависимых уделяется достаточно большое внимание. Это обусловлено фактом осознания специалистами необходимости работы не только с физическими, но и с психологическими формами зависимости. При этом в научной литературе достаточно подробно изучается использование традиционных методов психотерапии, таких как психоанализ, психодрама, системный подход и другие. Однако в настоящее время, в связи с широким распространением и нетрадиционных видов лечения (к которым можно отнести и программу «12 Шагов»), необходимо исследовать и эти методы психологической реабилитации зависимых.
Итак, цель данной работы – изучение психокоррекционного эффекта программы «12 Шагов» на лиц страдающих от химической зависимости.
Объект исследования – методы психотерапии, применяемые при лечении химической зависимости.
Предмет исследования – программа «12 Шагов» как один из метод психотерапевтического воздействия на лиц страдающих от химической зависимости.
Гипотеза исследования – Не являясь профессиональным методом лечения химической зависимости, тем не менее, Программа «12 Шагов» содержит аспекты, общие с различными психотерапевтическими направлениями.
Задачи исследования
1.Рассмотреть основные характеристики и понятия исследования.
2.Изучить литературные источники, описывающие различные психотерапевтические направления в лечении химической зависимости.
3.Изучить метод Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов с целью выявления психокоррекционных аспектов
Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика
... который надо ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования – ожидаемый результат исследования. Задачи исследования – шаги достижения цели. Гипотеза– это научно обоснованное предположение; прогнозом ожидаемого решения ...
4.Провести сравнительный анализ программы самопомощи «12 Шагов» и других методов психотерапии, используемых при лечении химической зависимости.
Методы исследования — теоретический анализ литературы.
Структура работы:
Работа состоит из: введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Описание химической зависимости в различных психотерапевтических подходах
1.1. Понятие «химическая зависимость» в отечественной и зарубежной литературе
В последнее время формы болезненной зависимости от психоактивных веществ — наркомания, токсикомания, алкоголизм — принято объединять общим термином «зависимость от химически активных соединений», или «химическая зависимость».
В зарубежной литературе для описания патологических сдвигов при контакте индивида с наркотическим веществом наибольшее распространение получил термин «лекарственная зависимость» (Drug abuse).
Следует учесть, что в английском языке слово «Drug» семантически трактуется шире чем «лекарство», именно поэтому сегодня широкое распространение получает термин «химическая зависимость» [30].
В научной литературе под термином «химическая зависимость» понимается хроническое заболевание, имеющее биологические, социальные, психологические причины и проявления, заключающееся в зависимости от психоактивных веществ.
Зависимость — как общий термин означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Применительно к алкоголю и другим психоактивным средствам термин подразумевает необходимость повторных приемов психоактивного средства для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого самочувствия. В DSM-IIIR зависимость определяется как «совокупность познавательных, поведенческих и физиологических симптомов, которые указывают на то, что у индивида нарушен контроль над потреблением психоактивного вещества, и он продолжает употреблять вещество, несмотря на неблагоприятные последствия». В контексте МКБ-10 термин «зависимость» может вообще относиться к любому из элементов данного синдрома. Термин часто используется наравне с терминами болезненное пристрастие (аддикция) и алкоголизм [39]. ………….
Заключение
Проведенная нами исследовательская работа по проблеме изучения терапевтического действия программы «12 Шагов» на лиц, страдающих от химической зависимости, позволяет сделать нам следующие выводы:
Химическая зависимость – это хроническое заболевание, имеющее биологические, социальные, психологические причины и проявления, заключающееся в зависимости от психоактивных веществ. Химическая зависимость включает в себя три синдрома: синдром физической и психической зависимости и синдром измененной реактивности организма.
Основными характеристиками лиц с химической зависимостью являются: пассивность, мягкость, уступчивость, развитое чувство вины, агрессивность, сужение круга интересов и мотиваций, тревожность, пессимистичность, необщительность, лживость, капризность, демонстративность и др. Многие черты личности людей с зависимостями достаточно противоречивы и выделены на основе не экспериментальных исследований, а практических наблюдений за больными.
В настоящее время в России в лечении лиц, страдающих от химической зависимости все больше приобретают значение не только методы снятия физической зависимости, но и виды работы, помогающие преодолеть последствия психологической вовлеченности в употребление психоактивных веществ.
Психологические особенности нехимических зависимостей
... первые работы, посвященные работоголизму, выявили его сходство с другими видами химической зависимости .B. Robinson описал работоголизм как ситуацию, когда работа предпочитается человеком ... творчество, трудоголизм, экстремальный спорт, а также социально опасные: игромания, интернет-зависимость, ожирение, сексуальные извращения, токсикомания, наркозависимость и другие. Аддиктивное поведение связано ...
Подводя итоги анализа различных направлений психотерапии, используемых при лечении химической зависимости, мы можем отметить, что:
1. Главными условиями успешной реабилитации химически зависимого человека являются: устойчивая мотивация пациента на участие в терапии; создание между терапевтом и пациентами доверительных отношений; глубокая проработка причин вовлечения в зависимость, а также работа над собственными чувствами; обучение новым паттернам поведения человека вне его зависимости; постоянная работа над защитными механизмами. Некоторые виды терапии подразумевают собой семейный подход в лечении химической зависимости.
2. В рамках существующих сегодня направлений в психологии мы не находим ни одной теории или концепции, которые могли бы полностью объяснить феномены, связанные с употреблением наркотиков, не прибегая к заимствованиям из других теорий.
3. Как мы могли увидеть, при лечении химической зависимости используются как индивидуальные, так и групповые методы реабилитации. Однако на наш взгляд наиболее эффективными техниками являются те, в которых принимают участие не только сам пациент, но и члены его семьи. Параллельная работа над зависимостью и созависимостью, как показывает практика, оказываются наиболее эффективными.
Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что, программу «12 Шагов» можно причислить к одному из методов психотерапии, т.к. она по своему воздействию на лиц, страдающих от химической зависимости, основана на осуществлении определенного рода психотерапевтических вмешательств в процесс развития личности химически больного.
Программа «12 Шагов» как один из методов, используемых при реабилитации химически зависимых, является на сегодняшний день достаточно уникальным видом воздействия на личность зависимого. Прежде всего, его уникальность заключается в том, что это единственный метод оказания самопомощи, при работе с химической зависимостью. Основные сходства программы «12 Шагов» с другими видами терапии заключаются в следующих основных положениях:
1) Психотерапия и работе в группах АА и АН имеет своей целью изменение поведенческих, социальных, психологических, духовных характеристик личности химически зависимого человека.
2) Смысл и основные задачи всех проанализированных нами методов сводятся к анализу и отслеживанию процессов формирования адаптивного поведения зависимого, проработки защитных механизмов, работе с эгоцентричными, саморазрушающими личность паттернами, предоставлению опыта саморегулятивного поведения и т.д.
3) Техники работы по этим направлениям опираются на законы развития процессов групповой динамики, которые оказывают существенное терапевтическое воздействие на личность зависимого человека.
4) Одной из главных целей работы психотерапевтов и кураторов групп самопомощи является отслеживание социально-психологических и духовных процессов взаимодействия членов терапевтических групп и групп АА и АН.
В заключении, необходимо отметить, что многие исследователи не выделяют какой-то единственный, наиболее эффективный метод лечения химической зависимости. Практика показывает, что классические терапевтические техники в сочетании с не традиционными методами оказываются наиболее полезными при реабилитации химически зависимых.
Особенности самоактуализации в зависимости от включенности личности ...
... психики”, “Мотивация и личность”; К. Роджерс “Взгляд на психотерапию. Становление человека”; Я. Фромм “Человек для себя”; А. Асмолов “Психология личности”; Б. Братусь “Аномалии личности”; З. Рябикина “Личность. Личностное развитие. Профессиональный ...
Список использованной литературы
1. Айзенбах-Штангль И. Политика в отношении алкоголя и наркотиков: материалы ВОЗ и ООН.// Вопросы наркологии. — 1996. Внеочередной номер. — С. 47.
2. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Издательство «Речь», 2003 – 120 с.
3. Алкоголики о себе (сборник).
– М., 1997.
4. Альманах «Быть свободным», 1997. — № 3,4.
5. Альманах «12 Шагов», 1997. — № 1.
6. Ананьева Г.А. Семья: химическая зависимость и созависимость. – СПБ., 2002.
7. Анонимные алкоголики. — Нью-Йорк: Alcoholics anonymous world services, inc.- 1989. — С. 22 — 81.
8. Барцалкина В. В.//Мир психологии и психология в мире. — 1994. — N 10. — С. 14 — 17.
9. Батищев В.В. 12-шаговые групповые программы и реабилитация больных алкоголизмом. – М., 2004. – 122с.
10. Батогов Д. Стратегии психотерапии и психокоррекции алкогольной зависимости. – СПБ., 2001. – 112 с.
11. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. – М.: МПА, 2001.- 227 с.
12. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ран-ней наркомании. — Самара, 1997. – 221 с.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб: Лениздат. — 1992. — С. 24 — 31, 97 — 107.
14. Берн Э. Трансактивный анализ и психотерапия. — СПб: Братство. — 1992. — С. 34 — 46.
15. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. — М.: Физкультура и спорт, 1997. – 345 с.
16. Богдан Т. Воронович Алкоголизм: природа, лечение, выздоровление. – М.: Информ-12, 1999.
17. Боголюбова Т.А. Наркотизм в России. Состояние и меры борьбы / Состояние и тенденции насильственной преступности в Российской Федерации. — М., 1993.
18. Буянов А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков. — М., 1994.
19. Валентик Ю. В., Зыков О. В., Цетлин М. Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. — М.: РБФ «НАН». — 1997. — С. 16 — 23.
20. Валентик Ю. В.//Лекции по клинической наркологии/Под редакцией Н. Н. Иванца. – М.: РБФ «НАН». — 1995. — С. 175 — 191.
21. Воронович Б.//С6. Вопросы психиатрии и наркологии. — Кустанай. — 1991. — С. 127- 131.
22. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. — М.: Независимая фирма «Класс». — 1997. — С. 37 — 46.
23. Горски Теренс Т. Путь выздоровления Москва 2003.
24. Двенадцать Шагов и двенадцать Традиций. — Нью-Йорк: Alcoholics anonymous world services, inc. — 1989. — 213 с.
25. День за днем в Ал-Аноне – М., 1998.
26. Дьячкова И. Семья в процессе выздоровления. Лекция для родственников.// Материалы центра «Выздоровление». – М., 2002.
27. Дьячкова И. Созависимость. Лекция для родственников.// Материалы центра «Выздоровление», — М., 2003.
Психотерапия неврозов
... отражают функциональное состояние нервной системы и их учет важен при проведении психотерапии. Поэтому на этом этапе важно проводить нормализацию психосоматического статуса, подготовку к ... более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е. Рожнову с ...
28. Джонс В.Как заставить наркомана и алкоголика лечиться, Москва 2002.
29. Жить трезвым. Нью-Йорк: Alcoholics anonimous world services, inc. — 1990. — 165с.
30. Зыков О. В., Цетлин М. Г.//Лекции по клинической наркологии/Под редакцией Н. Н. Иванца. – М.: РБФ «НАН». — 1995. — С. 206 — 212.
31. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия созависимостей (метод сказкотерапии).
– СПб., 2002.
32. Иванец Н. Н. Лекции по клинической наркологии. /Под редакцией Н. Н. Иванца. – М.: РБФ «НАН». — 1995. — С. 119 — 121.
33. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002. — 365 с.
34. Королев К.Ю. Как избежать алкогольного срыва. – М., 2003.
35. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
36. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков.- М.;СПб.-1996.
37. Кулаков С.А. Ваисов С.Б.. Руководство по реабилитации наркозависимых. – СПб., 2006.
38. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.
39. Лат Дж. Какие методы наиболее эффективны в лечении зависимости от психоактивных веществ? – М., 2006.
40. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. — Л.: Медицина, 1991.
41. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. 1996. Том 17. N3. С.149-152.
42. Мартин Дж. Разговор с мелом в руках об алкоголизме и о движении Анонимных Алкоголиков. – М.: Информ-12, 1999.
43. Москаленко В. Созависимость: характеристика и практика преодоления. – М., 2002. – 54 с.
44. Нарахно К. Гештальттерапия. — Воронеж: НПО МОДЭК. — 1995. — 58 с.
45. Наркология. Пер.с англ. — М.; СПб.: «Издательство Бином» — «Невский диалект», 1998.
46. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
47. Педагогика и психология: точки роста и интеграции. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. – 421с.
48. Педагогика и психология: точки роста и интеграции. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999.
49. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый университет. — М.: ТОО «Горбунок», 1992.
50. Психология и лечение зависимого поведения под редакцией С. Даулинга, Москва 2000
51. Пособие для организаторов христианских групп поддержки «Опора». Алкоголизм. Наркомания. Семья. УИЦ «ОПОРА». — М., 2000.- 96 с.
52. Поттер-Эфрон Р. Стыд, вина и алкоголизм. – М., 2003.
53. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами и борьба с ним /Под ред. М. Госсон. — М.: Медицина,1993.
54. Проценко Е.Н. «Анонимные алкоголики»: шаги к свободе // Человек, № 6, 1994.
55. Психоаналитические концепции наркотической зависимости. – Ижевск, 2004.
56. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
57. Пятницкая И.Н. Наркомании. — М., 1994.
58. Пятницкая И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная ста-дия алкоголизма. — М.: Медицина, 1988.
59. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 640 с.
Модуль 2. Психология развивающейся личности
... личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, - это: 1. Генетическая психология 2. Возрастная психология 3. Историографическая психология 4. Дифференциальная психология 5. Сравнительная психология 9. Педагогическая психология - это отрасль психологии, ... Развития 4. Активности 5. Преформизма 12. В отечественной психологии личность - это: 1. Человек как единичное природное ...
60. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Под общ. ред. А.С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.
61. Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психол. журнал. 1994. №2. С.52-56.
62. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер Ком, 1998. –
384 с.
63. Смирнов В.К.. Нечипоренко В.В., Бердник К.П. Некоторые подходы к пониманию аспектов формирования наркомании // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. СПб., 1999. С.38-43.
64. Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М.: «Просвещение», 1991 — 127 с.
65. Савина Е.Возвращение Кая Москва, «Адрус»,2006
66. Савина Е Духовной жаждою томим Москва «Адрус»,2007
67. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.
68. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. // Семейная психология и семейная терапия. 1998. №3. С.90-95.
69. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992. – 160 с.
70. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х., Хейман С.Е. Наркология. Пер. с англ. — М., СПб.: «Издательство Бинон» — «Невский диалект», 1998.
71. Edward Khantzian ”Treating Addiction as a Human Process”, London 1999.
72. Ханзян Э. Травма, аддиктивное страдание и самолечение/ Клиническая психология и психотерапия, 2004. — № 1.
73. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. — М., 1997. — 160с.
74. Шабанов В.А. Руководство по наркологии. — СПб.: Издательство «Лань», 1998.
75. Шихирев П.Н. От терапии личности к терапии социальной сре-ды: эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США // Психологочиский журнал 1987. Том 8. М5. С.28-38.
76. Штайнер К. Игры, в которые играю алкоголики. – М.: Эксмо, 2003.
77. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М.: «Фолиум», 1996. — 63с.
78. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А. Групповая терапия при пог-раничных нервно-психических заболеваниях у подростков : основные принципы и опыт применения // Журнал неврапатол. и психиатр. 1990 N5. С.38-42.
79. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — СПб., 1990. – 180 с.
80. Энциклопедия глубинной психологии. – Т.2. – М., 2002.
81.Edward Kaufman “Psychotherapy of Addicted Persons”, New York,London
82. Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарративная психотерапия. – М., 2006.