СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Предикат в структуре порождения речевого высказывания. Онтогенез становления речевой деятельности.………………………………………8
1.2. Психологические основы речевого развития………………………….18
1.3. Клинические виды общего недоразвития речи. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня…………………………..25
1.4. Особенности предикативной функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………33
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Анализ методик изучения и формирования глагольной лексики…41
2.2. Констатирующий этап эксперимента по изучению состояния глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………….……48
2.3. Описание экспериментальной работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………62
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы…………………..78
Заключение………………………………………………………………..83
Список использованной литературы…………………………………….86
ВВЕДЕНИЕ
Нарушения речи наблюдаются при различных вариантах психического дизонтогенеза. В раннем и дошкольном возрасте при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика, и недоразвитие речи может быть: у ребенка с алалией, с нарушенным слухом, у умственно отсталого ребенка, у ребенка с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом. В каждом конкретном случае недоразвитие речи в структуре нарушений занимает особое место и особым образом влияет на психическое развитие в целом.
Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи 2
... может дать устойчивый развивающий эффект для правильного формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ... в дальнейшем. Теоретическим фундаментом исследований являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, ...
Лексико-грамматические нарушения: ограниченный словарный запас, несформированность словообразовательных операций, недостатки синтаксической системы (ошибки в построении предложений) и морфологической системы (недостатки словоизменения и словообразования) — отмечаются у детей с различными отклонениями в развитии. Если перечисленные недостатки не выявлены и не преодолены в дошкольный период, то в условиях школьного обучения они становятся причиной трудностей, а порой и стойкой неуспеваемости ребенка по русскому языку.
Проблема речевого недоразвития, а также разработка методов диагностики и коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста является важной и актуальной для теории и практики логопедии и специальной педагогики.
Особого внимания заслуживает овладение детьми глагольными категориями, что связано с усвоением большого числа языковых обобщений. Словоизменение глагола является важным компонентом морфологической системы языка, кроме того, усвоение глаголов способствует формированию синтаксической структуры предложений, т.к. глагол чаще всего выступает в этой структуре в качестве предиката. Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня анализа, синтеза, сравнения обобщения. Количественный и качественный анализ употребления глаголов детьми может свидетельствовать об уровне развития их познавательной деятельности. Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.).
Определено значение предиката как термина языкознания, обозначающего конститутивный член суждения, то есть то, что высказывается, утверждается или отрицается о субъекте.
Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева, С.Н. Коновалова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и другие.
По признанию многих специалистов (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи является развитие лексико-грамматической стороны речи. Вместе с тем, специфические приёмы, направленные на формирование предикативной лексики у детей с общим недоразвитием речи представлены в научно-методических источниках недостаточно. Также в настоящее время педагогами и логопедами не в полной мере учитываются особенности формирования глагольной лексики и освоение словоформ глагола, недостает конкретных рекомендаций, раскрывающих возможности использования различных видов деятельности в целях совершенствования лексико-семантической и морфолого-синтаксической систем языка. Методика формирования предикативной лексики должна осуществляться для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к коррекционной работе в специальных дошкольных учреждениях, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
В результате выявленных противоречий была сформулирована тема нашего исследования: формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Нарушения словоизменения и их коррекция у дошкольников с общим ...
... общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется ограниченностью и неточностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков. Ограниченность лексики, ... возраста является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. ...
Цель нашего исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-логопедического обучения, направленного на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Объект исследования – предикативная лексика и пути ее формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – процесс формирования глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Гипотеза исследования: возможно, работа по формированию предикативной лексики будет более эффективной, если:
а) с учетом представления о языке как о системе со сложной иерархической структурой и о системности лексики целесообразно вести работу по формированию навыков словоизменения и словообразования глаголов;
б) с точки зрения системного подхода использовать дифференцированную методическую систему, направленную на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины, и применять пиктографический код с учётом онтогенетического становления парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений;
в) с позиции связи речи с другими психическими процессами проводить работу по развитию зрительного внимания.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определились задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования глагольной лексики в общей и специальной психолого-педагогической литературе и выявить особенности формирования предикативного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Разработать оптимальную методику изучения глагольной лексики и экспериментальным путем изучить уровень развития глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию предикативного компонента лексической системы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
4. Оценить эффективность предложенной системы логопедической работы по формированию глагольной лексики.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы исследования: изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой нашего исследования являются: представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н. Гвоздев); положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка Л.С. Выготского; теории Л.С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития, о компенсации вторичных дефектов, о «зонах ближайшего развития»; представления о системности языка, его иерархическом строении, системности лексики (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев); лингводидактический подход, учитывающий смысловую сторону языка и определяющий предикат как центральную синтаксическую единицу (Ю.Д. Апресян, В.В. Виноградов, Г.А. Золотова, С.Д. Канцельсон); психолингвистический подход к изучению механизмов формирования предикативной лексики (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, А.М. Шахронович); положение о взаимосвязи речи и других высших психических процессов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Блонский П.П., А.Р. Лурия); концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Исследование лексики профессионального социолекта промышленных альпинистов
... различным параметрам. Таким образом, цель нашей работы - исследование лексики промышленных альпинистов по материалам интернет-форума. Данная цель ... строится и развивается, прежде всего, по законам, общим для всей языковой системы, и одновременно отличается ... 1. Профессиональный социолект 1.1 История изучения социолекта Исследования разговорной речи в социальном ключе начался в отечественном языкознании ...
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что исследования могут быть использованы учителями-логопедами, воспитателями, психологами при планировании и проведении коррекционно-развивающей работы по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с речевой патологией. Предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения экспрессивной речи. Также на основе экспериментального обучения были предложены педагогические приемы, способствующие формированию предикативной лексики, что позволяет сделать более эффективным процесс коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования – МДОУ №122 «Кораблик» и МДОУ №124 «Весенний» г. Кургана. Контингент испытуемых представлен старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи третьего уровня в количестве 12 человек.
Организация исследования. Исследование проводилось с февраля 2010 года по сентябрь 2010 года. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе (февраль – май 2010г.) проходило изучение литературы по проблеме исследования и выполнение констатирующей, формирующей и контрольной части исследования. На втором этапе (июнь — сентябрь 2010 г.) был выполнен качественный и количественный анализ результатов исследования, сделаны выводы.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), включающих гистограммы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман, Р. Память и внимание – компоненты психического здоровья//Здоровье детей. «1-е сентября» — 2006. — №19. – с.12-16.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов ВУЗов/Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ,2007. – 319 с.
4. Бойко В.В. Стереотип эмоционального поведения // Практическая психология и логопедия. – 2008. — №1
5. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя (на примере словообразования и словоизменения глаголов) // Логопедия сегодня. — 2009. — №2 (24).
– 48-53 с.
6. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Обогащение глагольной лексики детей с речевыми нарушениями в процессе предметно-практической деятельности // Логопедия сегодня. — 2009. — №3 (25).
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... монологической речи детей дошкольного возраста необходимо также проанализировать исследования С.Л.Рубинштейна, которые раскрывают механизм становления монологической речи. С. Л. Рубинштейн выделял у детей два вида речи: ситуативную ... понятности и ясности его высказываний. В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи появляются у детей уже в 2-3 года, а переход ...
– 39-42 с.
7. Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Формирование умения строить простые распространенные предложения с опорой на предметно-практическую деятельность дошкольникам с задержкой психического и речевого развития // Логопедия сегодня. — 2009. — №4 (26).
– 53-57 с.
8. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студ. дефект. и психологич. факультетов вузов / Т.Г.Визель. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 384с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144с.
10. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
12. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
13. Выготский Л.С. собрание сочинений: в 6-ти т/гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982 г. – Т: 2 Проблемы общей психологии / Под.ред. В.В. Давыдова; 1982. – 504 с.
14. Гальперин П.Я. Формирование внимания //Хрестоматия по общей психологии; Психология мышления. — М.: Просвещение, 2001 — 488 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 154с.
16. Глухов В.П. Из опыта работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1994. — №4 – С.56-59.
17. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 1986. — №6 – С. 73-79.
18. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351с.
19. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: уч. пос. — М., 1997. – 224с.
20. Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы предложения // Дефектология № 3, 1999 г.
21. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателям и родителям. – М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
22. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов. – М.: Аспект – Пресс, 1999. – 373 с.
23. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия — 2006. -№4
24. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.
25. Жукова, Н.С.и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников: книга для логопеда / Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева, Т.Б. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2003. – 320 с.
26. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990, — 206с.
27. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуматитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279 с.
Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста
... овладение речью как средством общения и культуры, знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, а также формирование звуковой ... путь – это каждодневное пристальное, глубокое внимание воспитателей, педагогов ДОО и родителей к речи детей с целью нахождения в ней образности, неординарности. Уже в младшем дошкольном детстве ...
28. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А.Калягин, Т