Физиологические и психологические характеристики у студентов, различающихся по цвету глаз 2

МИНИСТЕРСТВО   ОБЩЕГО  И   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

Курганский государственныйуниверситет

Кафедра ботаники и генетики

Кафедра основ медицинскихзнаний и охраны здоровья детей

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У СТУДЕНТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ЦВЕТУ ГЛАЗ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентка Скворчевская Н.В.

Группа 542

Специальность “Химия- биология”

(01080)

Руководители

к. б. н., доцент Григорович О.А.

к. б. н., доцент Шаламова Е.Ю.

Заведующий кафедрой ботаники и

генетики Григорович О.А.

Заведующий кафедрой кафедрой основ

медицинских знаний и охраны здоровья

детей профессор Кветков В.П.

КУРГАН 1997

Содержание

Введение……………………………………………………………………..   4

I. Обзорлитературы…………………………………………………….   6

1.1. Строение радужной оболочкиглаз………………………   6

1.2. Действие генов окраскирадужки…………………………   7

1.3. Реакция сердечно- сосудистой системы на

       физическуюнагрузку…………………………………………..  10

II. Материалы и методы исследования………………………….  14

2.1. Характеристикаиспытуемых……………………………… 14

2.2. Методика проведения антропометрических

       исследований…………………………………………………….  16

2.3. Исследование сердечно- сосудистойсистемы……….  18

2.4. Тесты, используемые для выявления уровня

       мышления,памяти и внимания……………………………  20

12 стр., 5501 слов

Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения

... здравоохранения и медицины катастроф УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2011 г. Заведующий кафедрой доктор мед. наук, доцент _______________И.А. Шперлинг План чтения лекции по учебной ... III Заключение 5 Сл. 71 «__» ____________ 2011 Г. Заведующий кафедрой доктор медицинских наук, доцент И.А. Шперлинг ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЛЕКТОРА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ...

III. Результаты собственных исследований и их

      обсуждение……………………………………………………………  24

3.1. Цвет глаз и острота зрения устудентов……………….  24

3.2. Морфологические признаки у студентов,

       имеющихразный цвет цвету глаз">радужной оболочки глаз….. 29

3.3. Физиологические особенности студентов,

       имеющихразличный цвет глаз……………………………  34

3.4. Состояние сердечно- сосудистой системы  у

       студентов, имеющих разный цветглаз………………..  37

3.5. Психологические особенности студентов,

      различающихся по цвету глаз…………………………….  49

Выводы…54

Литература………………………………………………………………..  55

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что один и тот же ген может действовать наразличные признаки организма. Плейотропное или множественное действие геновописано для многих заболеваний человека.

Одна мутация может вызвать целый ряд последствий.Например, у человека известен доминантный ген, определяющий признак “паучьипальцы” ( синдром Марфана ).

Одновременно он определяет аномалии хрусталикаглаза и порок сердца ( С. Г. Инге- Вечтомов, 1989; Ф. Фогель, А. Мотульски,1990 ).

В тоже время у здорового человека такие взаимосвязиобнаружить сложнее, так как в популяциях человека широко распространенполиморфизм большинства генов, что вызывает фенотипическое разнообразиепризнаков. Однако было бы интересно проследить имеется ли взаимосвязь междуотдельными, легко, регистрируемыми признаками, в частности цветом глаз, сфизиологическими и психологическими особенностями человека. Если такаявзаимосвязь существует, что вполне возможно с точки зрения плейотропногодействия генов, то это позволило бы оценить функциональные возможностичеловека, не прибегая к проведению сложной, трудоемкой диагностики.

Пигмент радужной оболочки глаза играет определенную рольв защите органа зрения от инфекций. Люди с серой радужкой больше всегоподвергаются травмам и осложнением глаз. Меньше подвергаются этим травмам иосложнениям лица с голубыми и карими глазами ( А. Е. Каплан, Л. М. Малова, 1979).

Целью наших исследований являлось изучениеморфологических, физиологических и психических особенностей у студентов,различающихся по цвету радужной оболочки глаз.

14 стр., 6654 слов

Физиологические и психологические характеристики у студентов, ...

... студентов, различающихся по цвету радужки.                     I. Обзор литературы 1.1. Строение радужной оболочки глаза Изучению строения радужной оболочки глаза ... изучение морфологических, физиологических и психических особенностей у студентов, различающихся по цвету радужной оболочки глаз. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ...

Для достижения поставленной цели необходимо было решитьследующие задачи:

  

 Собрать данные по специально разработаннойанкете для определения цвета радужной оболочки глаз у студентов.

  

 Провести антропометрические измерения устудентов.

  

 Изучить особенности сердечно- сосудистойсистемы у студентов, имеющий разный цвет глаз.

  

 Определить уровень мышления, внимания и памятиу студентов, различающихся по цвету радужки.

I. Обзор литературы

1.1. Строениерадужной оболочки глаза

Изучению строения радужной оболочки глаза посвященобольшое количество исследований.

Многими отечественными учеными ( В. Н. Архангельский,1937; Я. А. Винников, 1938; Ю. Ф. Майчук, 1955, 1957; Е. И. Колос, 1953, 1958,1962 и др. ) детально изучены различные ее структуры и гистогенез, превращениемышечных элементов ра­дужки в культурах тканей, возрастные изменения ее.Некоторые дан­ные старых отечественных авторов ( А. В. Иванов; 1869, Ф.Ерофеев, 1880 ) о строении дилятатора зрачка почти соответ­ствуют современнымпредставлениям.

В шестидесятые годы появились данные, полученные приэлектронно- микроскопическом изучении тканевых структур радужки ( А. И. Тусимис,Б. С. Файн, A. J. Tousimisa, B. S. Tine, 1952; Т. Мицуно, 1965, Т. Ивамото,1961 и др. ).

Имеется также большое количество физиологических ис­следований,касающихся зрачкового отверстия, выясняющие в той или иной мере источники иструктуры, иннервирующие мышцы радужки ( сфинктер и дилятатор ), взаимодействиеих обуславливает различное состояние зрачка ( Bernard, 1852, 1867; Н. В. Зимкини А. В. Лебединский, 1939; 1940, 1941; Boros и        J. Takats, 1952; О. Левенштейн, 1956 идр. ).

М. Зальцман, Ю. Ф. Майчук, М. К. Абакаров и др. (1960)выделили в радужной оболочке 5 слоев: эндотелий, передний пограничный,сосудистый, задний пограничный слой и слой пигментного эпителия.

Физиологическая роль пигмента радужной оболочки изу­ченамало.  Она состоит в защитной функции кразличным экзо- и эндогенным воздействиям. ( Е. Герценберг, Г. Мещеренский,1932; А. А. Нестерова, 1958, 1962; Э. Ф. Левкоева, 1973; Ф. М. Ромашов и Е. С.Вельховер, 1973; Д. Г. Затула и А. Г. Сла­боспицкая, 1976; А. Е. Каплан и др. )

Морфологические и перфузионные исследования А. П. Несте­роваи Ю. А. Батманова ( 1973 ) указывают на опреде­ленную роль радужки, особенно еекорня, в оттоке водянистой влаги из глаза. При повышении секреции водянистойвлаги пе­редняя камера углубляется, радужка отодвигается кзади, и от­токжидкости ускоряется.

1.2.  Действие генов окраски радужки

Красящее вещество глаза в основном однородно и представ­ляетсобой тот же пигмент, что в волосах и коже — ме­ланин. Меланиновые зерна внаибольшем количестве отклады­ваются в заднем слое радужины. К немунепосредственно приле­гает задний пограничный слой, образованный продолжениемволокон мускула, расширяющего зрачок, также содержащий значительное скоплениепигмента. Однородны по характеру пигментные клетки, лежащие в волокнах мускула,сжи­мающего зрачок. Окружающее отверстие зрачка часть заднего пигментного слоявыходит на переднюю поверхность радужки в виде небольшой полоски. Пигментациязаднего погранич­ного слоя, несомненно, варьирует по интенсивности, но срав­нительнов узких пределах.

25 стр., 12463 слов

Выполнение живописной работы «Автопортрет»

... на второй план, но не исчезало бесследно. Цель данной дипломной работы - выполнение живописной работы «Автопортрет». Из заданной цели вытекают следующие задачи: Привести в ... деятельности учащихся); - экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперимент). Практическая часть дипломной работы представляет собой «Автопортрет» выполненный в технике масляной живописи. Теоретическая часть ...

Гораздо значительнее вариации пигмента, залегающего всоединительно- тканных клетках стромы сосудистого слоя.

Стромальный пигмент может быть представлен лишь еди­ничнымизернами на всем протяжении радужки или, напро­тив, может образовать сплошнуюпигментную оболочку. В первом случае радужка имеет оттенки от синего илиголубого до зеленого, во-втором — от темно- карего до желтого. В про­межуточныхслучаях возникают оттенки от светло- карего до зеленого. Светло- карий цветэтой промежуточной категории не вполне идентичен с карими оттенками,возникающими при обильном содержании пигмента в строме. Зеленый цвет такженеодинаков в двух случаях.

Изменение светлоты тона при одинаковом количестве пиг­ментав строме от темно- карего до желтого связывается от­части с колебаниямипигментного содержания заднего погра­ничного слоя и обусловленного или различияв поглощении и отражении световых лучей. Отчасти же это изменение связы­ваетсясо строением переднего пограничного слоя. Степень цельности последнего сильноварьирует; значительные участки радужины оказываются иногда совершеннолишенными рети­кулярных клеток переднего пограничного слоя или несут их в самомнебольшом количестве. Редукция переднего погранич­ного слоя сопровождаетсяобычно уменьшением толщины сое­динительно- тканных волокон стромы. Эти вариацииусили­вают колебания светлоты оттенков и, вместе с тем, опреде­ляют рисунокрадужки. При очень сильной редукции перед­него пограничного слоя возникаетоднородная “налитая” окраска на всем протяжении, или “пятнистая”, в зависимостиот пигментного содержания в других слоях. При частичном сохранении переднегопограничного слоя наблюдается “радиальная” структура, чередование полосокразличной свет­лости, соответствующих прохождению сосудов и промежутков междуними; в светлых глазах белесоватые радиальные жилки чередуются с голубоватымипромежутками, в темных глазах чередование полосок карего цвета разной светлоты.Если пе­редний пограничный слой сохраняется лишь в середине раду­жки, возникает“звездчатая” структура или концентрическая — круговые линии сужения зрачка.Большое значение переднего пограничного слоя для окраски радужки было неоднократноотмечено в последнее время в специальной работе Вейнинге­ром.

Предпологается наличие трех генов, отвечающих заформирование пигмента и окраски радужки. Ген С по своему расщеплениюобнаруживает явную связь со стромальным пигментом. Ген В, как таковой донастоящего времени не выделенный, определяет вариации пигмента зад­негопограничного слоя. Ген А связывается с вариациями структуры переднегопограничного слоя. При наличии гена А, даже когда стромального пигмента мало,радужка не может приобрести специфической прозрачности, свойственной чисто голубымили синим оттенкам, она всегда представляется несколько серой в светлых глазах,карей в темных, смешанной желто- зеленой — в переходных.

Руководствуясь этими соображениями В. В. Бунак дал иноеобозначение этим генам. Он воспользовался названиями эле­ментов, определяемыхкаждым геном: пигмент заднего погра­ничного слоя ( P ), стромальный пигмент ( S), эпителиальный  передний пограничныйслой, его цельность ( E ).

10 стр., 4872 слов

Отчет о работе медицинской сестры

... проживающих. В совершенстве владеет принципами оказания доврачебной помощи, знает применение и работу медицинской аппаратуры, строго следит за системой учета и отчетности документации на ... взысканий не имеет. Пользуется уважением среди сотрудников и подопечных. За время работы поощрялась благодарностями. Постоянно повышает свой профессиональный уровень, интересуется медицинской литературой. Директор ...

Эти гены локализованы в аутосомах. Два из них, вероятно,в одной аутосоме, действуют аддитивно, а наследственность, как правило,промежуточная.

1.3. Реакциясердечно- сосудистой системы на физическую нагрузку

Изменение сердечно- сосудистой системы под влиянием фи­зическойнагрузки изучено достаточно подробно. Многие уче­ные в своих работах указываютна резкое увеличение числа сердечных сокращений при мышечной нагрузке. Онимогут до­стигать 160- 200 уд/мин. ( Н. В. Зимкин с соавт., 1965;                  В. Л. Карпман, 1969  и др. ).

Частота сердцебиений увеличивается в самом начале физи­ческойработы. После нее сердечный ритм быстро возвра­щается к исходному уровню так,что спустя 10-15 минут после прекращения работы умеренной тяжести учащенияобычно уже не заметны. Учащение пульса происходит за счет укорочения диастолы исердечной паузы, что имеет для организма определенные  последствия: во- первых, период времени между2 систолами является временем отдыха сердечной мышцы и укорочение пе­риодаможет, таким образом, нарушить равновесие в физико- химических процессах,происходящих в мышечных волокнах сердца, что в свою очередь может привести кутомлению сердца; во- вторых, во время диастолы желудочки наполня­ются кровью.При слишком большом укорочении этого пе­риода времени при данной скоростивенозного притока будет недостаточно для совершенного наполнения, и желудочкимо­гут начать выбра­сывать меньшее количество крови.

По данным Siestrand ( 1965 ) “стандартная работоспособ-ность”приурачивается к частоте сердцебиений, равных 170 уд/мин.

Рациональность убыстрения сердечного темпа при выпол­нениифизических упражнений рассматривается в связи с так назы­ваемой “критической”частотой пульса. Она определяется по той минимальной длительности сердечногоцикла, дальнейшее укорочение которой ведет к уменьшению эффективности сер­дечныхсокращений.

При устойчивом состоянии обнаруживается феноменБар-крофта, который применительно к частоте пульса состоит в том, чтовыраженность физиологической аритмии во время мышечной работы значительноуменьшается.

Выполнение одной и той же нагрузки хорошо подго­товленнымиспортсменами совершается при более низком сер­дечном темпе, по сравнению снедостаточно тренированными.

На характер и выраженность изменений сердечного ритма вовремя мышечной работы определенным образом влияют пол и возраст испытуемых.

Мышечная работа сопровождается  и изменением кровя­ного давления. Придинамической работе систолическое дав­ление повышается, а диастолическое менееизменяется. При этом установлена зависимость реакции артериального давле­ния отмощности выполняемой работы и степени тренирован­ности. При статической работеотмечено повышение уровня систолического и диастолического давления иуменьшение пульсовой амплитуды.

Анализ артериального давления при физической нагрузке,проведенный в последнии годы с применением катетеризации артерий, подтвердилданные об увеличении систолического давления до 150-200 мм. рт. ст.

6 стр., 2727 слов

Реферат — Диагноз и краткая характеристика заболевания ...

... общей слабостью, потемнением в глазах. Появляются потливость, тошнота, головокружение, снижается артериальное давление и температура тела, замедляется пульс.  Переутомление, волнение, психоэмоциональные ... сердцебиения, покраснения или бледности лица. Поднимается артериальное давление, учащается пульс, повышается температура тела, появляется озноб. Иногда возникает беспричинный страх.  ...

Изменение артериального давления, особенно в начальномпериоде работы, происходит волнообразно, что объясняется за­паздываниемместного и рефлекторного расширения перифи­рического русла по отношению кувеличивающемуся объему циркуляции.

При относительно легкой работе давление нарастает про­порциальномощности работы; при более выраженной работе оно достигает определенного уровняи стабилизируется не­смотря на дальнейшее увеличение мощности выполняемой ра­боты.При очень напряженной и длительной работе, вызы­вающей резкое утомление,систолическое давление может сни­жаться. Оно понижается в тот момент, когдачастота сердеч­ных сокращений достигает 180 уд/мин.

В. В. Васильева и др. ( 1966 ) обнаружили регионарныеособенности изменения артериального давления при работе различных мышечныхгрупп. Так, при работе ногами давление в артериях рук повышалось болееинтенсивно, и наоборот, при работе верхних конечностей артериальное давление вотды­хающих нижних конечностях относительно высокое. Меха­низм регионарныхсдвигов артериального давления не вполне ясен.

Относительное повышение артериального давления объяс­няетсятем, что в неработающих конечностях повышено пери­ферическое сопротивление,вместе с тем включаются адап­тивные механизмы за счет сложения центробежных иотра­женных от периферии центростремительных волн.

Малым изменениям подвергается диастолическое давлениепри мышечной работе ( М. В. Раскин, 1969; Bruoni, 1960; и др. ).

У людей, с так называемой стабилной регуляцией функциикровообращения, легкая работа вызывает повышение систо­лического давления ипонижение диастолического. При тяже­лой работе повышается и систолическое, идиастолическое давление.

Среднее артериальное давление при относительно легкойработе удерживается на постоянном уровне.

II. Материалы и методы исследованиЯ

2.1. Характеристикаиспытуемых

Исследования проводились среди студенток 18-22-летнеговозраста Курганского государственного университета в 1995-1996 годах. Всегообследовано 83 студента: 42 студента   сес­тественно-географического факультета и 41 студент с физико-математическогофакультета. У всех обследованных  опреде­ленцвет радужной оболочки по специально разработанной анкете   ( табл. 1 ).

На основании анализа этой анкеты все обследованные сту­дентыразделены на группы.

Среди исследуемых не оказалось ни одного человека с чер­нымцветом радужки, которая не отделима по цвету от зрачка    ( очень редкий вариант ).

Также не былостудентов с желтым цветом радужки.

Часть студентов ( 41 человек ) прошли антропометриче­скиеисследования и исследования сердечно-сосудистой си­стемы, другие ( 42 человека) прошли психологическое тести­рование, на основании которых проанализированытакие пси­хологические характеристики как память, внимание и мышле­ние.

Все исследования мы проводили по программе, вклю-чающейизмерения морфологических, физиологических и психологических признаков. Вчастности, нами проведено из­мерение длины и массы тела, окружности груднойклетки на вдохе, выдохе, во время паузы и экскурсии, а также измерение частотысердечных сокращений, артериального давления, жиз­ненной емкости легких, силырук и спины, остроты зрения.

10 стр., 4811 слов

Методические рекомендации по производственной сестринской практике ...

... производственной практики. Сообщение об этом направляется в университет для принятия мер. Студент, не выполнивший программу медсестринской производственной практики, получивший отрицательную характеристику или ... Осуществление ухода за больными: уход за полостью рта, ушами, полостью носа, глазами, кожей, профилактика пролежней, смена нательного и постельного белья, применение судна. ...

Для обработки всех показателей испытуемых использовалипрограмму для вычисления средней величины и стандартной ошибки. Программа выполняласьна микрокалькуляторе БЗ-21.

2.2. Методикапроведения антропометрических исследова­ний

Для получения качественного материала необходима хо­рошаяорганизация исследования. Обязательно должна быть составлена программаисследования. В соответствии с про­граммой разрабатывается регистрационныйбланк, в который включаются сведения об испытуемом: фамилия, имя, отчество,пол, год рождения. Место проведения антропометрических ис­следований должнобыть хорошо освещено. Важно, чтобы ис­пытуемый был спокоен.

Общие размеры тела — это тотальные размеры.

Длина, или высота — это линейные размеры вертикальногонаправления.

Длина тела

Измерение проводится с помощью ростометра. В положе­ниистоя обследуемый становится на площадку деревянного ростометра таким образом,чтобы касаться деревянной палки ростометра пятками, ягодицами и лопатками.Измерение про­водится с точностью до 0,5 см.

Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

Эти размеры измеряются металлическими и обыкновен­нымисантиметровыми лентами. При измерении следует сле­дить за тем, чтобы ленталежала горизонтально и ее нулевое деление находилось спереди испытуемого. Лентадолжна плотно прилегать к телу. Она накладывается сзади под ниж­ними угламилопаток по 4 ребру ( у женщин ).

Точность изме­рения 5 мм.

Масса тела

Масса тела определяется при помощи обыкновенных ме­дицинскихвесов с точностью 200 г.Значительные вариации массы тела зависят от изменчивости различных компонентов,в первую очередь от костной, жировой и мышечной ткани.

Измерение силы мышц ( динамометрия )

Для измерения силы мышц кисти используют ручной дина­мометр.Для взрослых применяется динамометр со шкалой де­ления от 0 до 90 кг. При измеренииобследуемый вытягивает руку с динамометром в сторону и сжимает его со всейсилой. При этом нельзя сходить с места и сгибать руку в локтевом су­ставе.

Для измерения силы мышц- разгибателей спины пользу­ютсястановым динамометром. Испытуемый должен встать на подставку динамометра,согнуться и взяться двумя руками за рукоятку. При этом руки и ноги должны бытьвыпрямлены. С максимальной силой обследуемый тянет рукоятку вверх, вы­прямляяпри этом туловище. Фиксируем показатель по шкале прибора.

Измерение жизненной емкости легких ( ЖЕЛ )

Жизненная емкость легких определяется с помощью спи­рометра.

Устанавливается шкала спирометра на нуле. Испытуемыйпосле глубокого вдоха делает максимальный выдох в спиро­метр. По шкале приборафиксируем ЖЕЛ.

Измерение остроты зрения

Определение остроты зрения проводили по таблице Д. А.Сивцева.

2.3. Исследованиесердечно- сосудистой системы ( ССС )

Для оценки состояния сердечно- сосудистой системы у ис­пытуемыхопределяли частоту сердечных сокращений (пульс) и артериальное давление.

Определение частоты сердечных сокращений ЧСС

Накладывали три пальца над проекцией лучевой артерии вобласти запястья испытуемого. Находили наиболее отчетливое место пульсацииартерии. С помощью секундомера в течении 1 минуты определяли частоту пульсовыхударов. Затем испы­туемый подвергался физической нагрузке ( 20 приседаний, 1мин. ) и тотчас определяли ЧСС.

20 стр., 9969 слов

Исследование особенностей познавательной готовности к обучению ...

... исследования выступило предположение о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, ... развития дошкольников подготовительной группы. . Охарактеризовать клинические особенности детей с нарушением зрения. . Описать психологическую характеристику познавательной готовности дошкольников к обучению в школе. ...

Повторяли исследование ЧСС в восстановительный период (в положении сидя ).

Определение артериального давления ( АД )

АД мы измеряли по методу Короткова. При определении АДобнажали правую руку испытуемого и оборачивали ман­жетку плотно вокруг серединыплеча так, чтобы ее нижний край находился на 2,5-3 см выше локтевого сгиба.

Манометр не должен находиться в поле зрения испытуе­мого.Уровень стрелки в нем должен соответствовать нулю. В области локтевого сгиба на лучевой артерииустанавливали фонендоскоп. Нагнетали воздух в манжету до тех пор, пока манометрпокажет 160-180 мм.рт. ст. ( до полного исчезнове­ния пульса ).

Медленно выпускали воздух из манжеты, снижая давление вманжете, внимательно прослушивали фонендоскопом пульс и при появлении первогозвука фиксировали показания мано­метра. Это будет величина систолического(максимального ) давления, то есть в этот момент только во время систолы кровьпроталкивается через сдавленный участок сосуда.

Продолжали прослушивать пульсовые толчки. Они посте­пеннозатухали, и в момент полного исчезновения звука снова фиксировали показанияманометра. Эта величина соответ­ствует диастолическому ( минимальному )давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумноначинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во времядиастолы.

Исследование проводилось в начале в состоянии покоя. За­темиспытуемый делал 20 приседаний ( глубоких и быстрых), после чего определяливеличину АД.

Измерение повторили в восстановительный период ( через 1минуту после физической нагрузки ).

2.4. Тесты,используемые для выявления уровня мышления, памяти и внимания

1.Тест для оценки кратковременной зрительной памяти

15

39

87

23

94

65

79

46

83

19

11

52

На планшете изображена комбинация чисел в четыре столбцаи в три ряда.

Испытуемые должны постараться запомнить как можнобольшее количество чисел за 20 секунд. А затем воспроизвести максимальноеколичество чисел из предъявляемой комбина­ции.

Оценка кратковременной зрительной памяти производится поколичеству правильно воспроизведенных чисел. Макси­мальное количествоинформации, которое может храниться в кратковременной, иначе — оперативнойпамяти — 10 единиц ма­териала. Средний уровень — 6- 7 единиц.

2. Тест для оценки логической памяти

пара- два

физика- наука

гвоздь- доска

час- время

грядка- огород

десять- число

глава- роман

дуб- желудь

страна- город

стол- обед

Пары слов на планшете запоминаются в течении 30 секунд,воспроизводятся в заданной последовательности в течении 3 минут.

3. Тест для оценки концентрации внимания

2

4

7

9

10

11

12

13

16

17

18

20

21

24

25

26

28

29

30

5 стр., 2125 слов

Студента: II курса 4 группы

... мотивационной сферы Направленности личности, жизнен- ные ценности учащихся.) Выявление детей группы риска. «Акцентуация характера» Ноябрь-декабрь К. Леонгард. «Социально-психологическая адаптация» ... Даймонд-Роджерс. «Тест исследования агрессивности» Басс-Дарки. Тест Айзенка. (Формирование групп коррекции) Исследования психологичес- Опросник «Уровень психологичес- Январь- кой безопасности, стрессо ...

33

35

36

37

39

40

На планшете по возрастающей расположены числа от 1 до40, пятнадцать из которых пропущены. В течении полутора минут аудиториязнакомится с ним, затем вписывает недо­стающие числа в порядке их увеличения.

Время выполнения 3 минуты.

4. Тест для оценки переключения внимания

Предлагается 3 разные дроби, с которыми нужно произ­вестиследующие операции: числитель и знаменатель сложить, полученная сумма будетчислителем следующей дроби, а зна­менателем будет числитель первой.

За одну минуту необходимо написать как можно большетаких дробей. В каждом варианте новая дробь.

5. Тест для оценки логического аспекта математическогомышления

1)

24

21

19

18

15

13

7

2)

1

4

9

16

49

64

81

100

3)

16

17

15

18

14

19

4)

1

3

6

8

16

18

76

78

5)

7

16

9

5

21

16

9

4

6)

2

4

8

10

20

22

92

94

7)

24

22

19

15

Ответы:

1) 12;9

5) 13

2) 25;36

6) 44;46

3) 13;20

7) 10;4

4) 36;38

Аудитории предлагается 7 “числовых рядов”. Нужно найтизакономерность построения каждого ряда и вписать недо­стающие числа. Времяработы 5 минут.

Обработку тестов проводили с помощью нормативной таблицы2.

III. Результаты собственных исследований и их обсуждение

3.1. Цвет глаз иострота зрения у студентов

Исследование цвета радужной оболочки глаз у студентовфизико- математического и естественно- географического факультетов показали,что у них не обнаружено глаз с черной и желтой радужкой.

Распределение студентов по цвету глаз приведено в таб­лице3.

Анализируя таблицу, видим, что в некоторых классахоказалось небольшое количество человек, поэтому мы объединили людей, имеющихблизкие оттенки радужки в одну группу. В первую группу ( карие глаза ) вошли 2,3 и 5 классы. Во вторую группу (серо-зеленые глаза) — 6,7 и 8 классы. Третьюгруппу (серо-голубые глаза) составили 9,10,11 и 12 классы.

Таким образом, наибольшее количество студентов было ссеро- зелеными глазами 34,93%, наименьшее количество с карими — 32,53%  и с серо-голубыми глазами 32,54% .

Выявлено, что среди обследованных студентов примерноодинаковое количество человек имеют карие глаза, серо- зеленые и серо- голубыеглаза. Подобные исследования по изучению рас­пределения цвета радужки глаз улюдей проводились А. Е. Капман и Л.М. Маловой (1979 г.) в городе Донецке.Они также условно разделили людей по цвету радужки на группы с карими, серыми иголубыми глазами. При этом принималось во внимание, что карие глаза содержатнаибольшее, а голубые — наименьшее количество пигмента ра­дужной оболочки. Онивыявили, что больше людей имеют ка­рие глаза — 41%, серые — 37% и голубые — 22%.

Этими же учеными был проведен анализ цвета глаз у по­страдавшихлиц с травмами и осложнениями глаз. Так, больше всего подвергаются травмам людис серыми глазами (18%), меньше с голубыми (16%) и с карими (2,3%).

Таким образом, пигмент радужной оболочки играет опре­деленнуюроль в защите органа зрения от инфекции.

Помимо цвета глаз мы проанализировали у студентовфизико- математического факультета остроту зрения и полу-чили следую­щиерезультаты.

В I группе 46,15% студентов имеют нормальное зрение, ита­кое же количество близоруких. Среднее значение остроты зре­ния левого глазаблизоруких составляет 0,6, а правого глаза- 0,5. У 7,69% студентов с каримиглазами имеется дальнозоркость левого и правого глаза.

Если посмотреть результаты II группы, то видим, что сту­дентовс дальнозоркостью не обнаружено. А вот 25% студен­тов имеют близорукость левогоглаза и 33,33% — правого глаза. Причем, острота зрения составляет,соответственно, 0,7 и 0,5. Нормальное зрение левого глаза имеют 75% студентов,а правого — 66,67%.

В III группе 9,09% студентов имеют дальнозоркость левогои правого глаза. 36,36% студентов близоруки по левому глазу и 27,27% — по правомуглазу. Острота зрения составляет, соот­ветственно, 0,6 и 0,5. Остальныеиспытуемые имеют остроту зрения, равную единице.

Результаты остроты зрения даны в таблицах 4 и 5.

Таким образом, студенты II группы ( серо- зеленые глаза) имеют лучше зрение, чем испытуемые I и III групп.

3.2. Морфологические признаки у студентов, имеющих раз­ныйцвет радужной оболочки глаз

Сравнимморфологические признаки у трех групп, разли­чающихся по цвету радужки (таблица 6 ).

В результате обсле­дования выяснилось, что длина тела практическиу всех сту­денток 18-22 летнего возраста, различающихся по цвету глаз одинакова( рис. 1а ).

Характеризуя длину тела у испытуемых, необхо­димо отметить, что узначительного числа лиц этих возрастов процесс роста практически закончен.

Большой массой телаобладают лица II группы (серо- зеле­ные глаза) ( рис. 1б ).

Масса равна 60,13±

2,04 кг. На 5 килограммов меньшемасса у испытуемых с серо- голубой радужкой (III группа), чем у II группы. Ещеменьше вес у студентов с карими глазами, он составляет 54,02±3,41 килограмма.

Если учесть, чтодлина тела у испытуемых этих трех групп практически одинакова, то оцениваяидеальную массу тела по формуле:

m=L-110;

где m — масса;

L — длина тела

можно сделатьзаключение о том, что у студенток первой группы идеальная масса тела, у IIIгруппы имелся небольшой недостаток в массе, и у II группы — избыточная массатела.

Существуетмножество данных, подтверждающих, что наименьшей изменчивостью и наибольшейнаследуемостью характеризуются признаки морфологического уровня.

Первые научныеисследования принадлежат Гальтону (1889), Пирсону (1898), Фишеру (1918).

ТакФишер, изучив длину тела у родственников разной степени родства, пришел квыводу, что наследуемость ее в