Программа адаптивного физического воспитания для детей с нарушениями интеллекта

Содержание

Введение 3

Глава 1. Литературный обзор 6

1.1. Понятие олигофрении, классификация 6

1.2. Клинико-этиологические аспекты 11

Клиническая картина 14

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта 17

1.4. Особенности двигательной сферы детей с нарушением интеллекта 25

1.5. Особенности адаптивного физического воспитания у детей 28

Глава 2. Организация исследования 31

2.1. Цели и задачи исследования 31

2.2. Методы исследования 31

2.3. Организация исследования 32

Глава 3. Программа адаптивного физического воспитания с использованием лыжной подготовки 36

3.1. Результаты констатирующего эксперимента 36

3.2. Программа АФВ 38

3.3. Результат исследования 41

Выводы и практические рекомендации 60

. Выводы 60

. Рекомендации 64

Список литературы 66

Приложение 70

Введение

Проблема научно-организационных и методологических аспектов процесса обучения детей с нарушением интеллекта в настоящее время актуальна для нашего государства. С понижением уровня жизни населения, и как составляющие этого процесса являются, преобладание смертности над рождаемости, увеличение появления на свет детей с врожденными патологиями, как физическими, так и умственными, заставляют специалистов-педагогов всех профилей, задумываться все больше и больше над поставленной проблемой. Дети с нарушением интеллекта являются полноправными членами нашего общества, и наша задача с максимальной отдачей использовать уже накопленные знания, для того, чтобы помочь этим детям чувствовать себя не изгоями, а полноценными людьми. Эту проблему должны решать одновременно специалисты всех сфер: экономисты, социологи, педагоги, психологи, медики и др.

Изменения социального порядка, происходящие в настоящее время в нашей стране, оказывают существенное влияние на организацию обучения и воспитания детей, в том числе и тех, которые характеризуются нарушениями интеллекта. Возникает необходимость в поисках новых форм и содержания обучения. Наличие новых форм обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта не может ставить под сомнение вопрос о целесообразности затраченных сил и эмоций.

Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка требуют огромных временных затрат, неизменной выдержки, терпения, доброжелательности, широкого круга знаний из области специальной и детской педагогики и психологии, а также медицины.

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

... достаточно остро встает вопрос, связанный с обучением и воспитанием детей с речевыми нарушениями в условиях детского сада. Проблема воспитания и обучения детей со стёртой дизартрией нашла отражение ... контрольной и экспериментальной групп, определить основные направления логопедической работы. Гипотезой исследования является предположение о том, что при использовании специально подобранных методик, ...

Целью работы является разработка программы коррекции координационных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью средствами лыжной подготовки.

Объект исследования – дети 8-10 лет с нарушением интеллекта. Предмет исследования – координационные способности детей.

Научная новизна. Определены особенности адаптации организма у детей с нарушением интеллекта к физическим нагрузкам разной интенсивности и объема. Разработаны коррекционные занятия с дозированием нагрузки, что позволит совершенствовать двигательные возможности подростков……

Список литературы

1. «Дети с отклонениями в развитии (ограничение олигофрении от сходных состояний) – (под редакцией М.С. Певзнер) – М.: Просвещение, 1966

2. Азбукин Д.И. Клиника олигофрении. М., Учпедгиз, 1936. – 128с.

3. Азбукин Д.И. Физическое воспитание в специальной школе//Учебно-воспитательная работа в специальных школах. – М.: Учпедгиз, 1943. – Вып.I. – с.67-86.

4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. – 251с.

5. Астафьев Н.В., Михалев В.И. «Лыжные гонки». Программа для детско-юношеских клубов физической подготовки (для детей подростков, юношей и девушек с легкой степенью умственной отсталости).

Омск: Сиб ГАФК, 1997.- 60с.

6. Астафьев Н.В., Самыличев А.С. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников. Омск, 1997. — 40с.

7. Бабенкова Р.Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М., 1977. – 72с.

8. Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы// Дефектология. – 1980. — №2.-С. 89-91

9. Бабенкова Р.Д., Боброва Л.И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными параличами)// Дефектология. – 1983. — №5.-С. 69-73.

10. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. _ М.: Просвещение, 1977. – 72 с.

11. Байкина Н.Г. Коррекция недостатков двигательной сферы глухих школьников среднего возраста на внеклассных занятиях по легкой атлетике// Дефектология. – 1986. — №3.-С. 39-43.

12. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. – 1995. — №1-С.37-42

13. Дмитриев А.А. О нормировании физических нагрузок с целью повышения эффективности физического воспитания во вспомогательной школе // Развитие массовых форм физической культуры и спорта в свете решений XXVI съезда КПСС. – Красноярск: Красноярский пединститут, 1982.-С. 152-155.

14. Дмитриев А.А. Влияние мышечной работы на температуру кожи учащихся вспомогательных школ // Физическое воспитание детей в специальных школах. – Горький: Горьковский пединститут, 1980.-С. 33-37.

15. Дмитриев А.А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе // Дефектология. – 1984. — №5.-С. 36-38.

16. Дмитриев А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений учащихся вспомогательных школ, как один из способов коррекции их двигательных нарушений // Физическое воспитание детей в специальных школах. – Горький: Горьковский пединститут, 1985. – С. 64-69.

21 стр., 10042 слов

Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей с ДЦП к школе

... Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования качеств и свойств, делающих ... предпосылки, определяющие психологическую готовность к школе. Психологическую готовность ребенка к школе можно определить как некоторый уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной ...

17. Дмитриев А.А., Дергачев М.П. К вопросу диагностики стадийности в развитии процесса утомления при выполнении физических нагрузок умеренной мощности детьми-олигофренами // Физиологические, медицинские и педагогические проблемы спортивной и трудовой деятельности. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. – С. 78-80.

18. Дмитриев А.А., Жуковин И.Ю. некоторые концептуальные положения валеологической работы во вспомогательной школе //Московские педагогические чтения: актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии, 16-19 марта 1999 года. – М., 1999. – С. 190-193.

19. Дефектология. Словарь-справочник. — Под редакцией Б.П. Пузанова. М.: «Новая школа». -1996.

20. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.

21. Лубовский В.И. Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у детей-олигофренов. Канд. дисс. М.,1955

22. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология.-1976. — №6.

23. Образовательные стандарты для специальных коррекционных школ. Министерство образования РФ. СПб.-1996, ст. 52-68.

24. Самыличев А.С. Подготовка специалистов: учитель физической культуры – дефектолог ./Дефектология, 1995, №3 – С. 86-87.

25. Сермеев Б.В. Методика диагностирования стадий утомления //Мышечная деятельность в норме и патологии. – Горький: Горьковский пединститут, 1974. – С.3-8.

26. Сермеев Б.В. Первая Всесоюзная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания и спорта инвалидов//Дефектология.-1990.-№4.- С.90-93

27. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии//Дефектология.-1990.-№4.- С.7-14.

28. Сеченов И.М. Очерки работ по движениям человека. – М.: Изд-во МГУ, 1906.

29. Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 1966. –224 с.

30. Теория и методика физического воспитания учебник для институтов физической культуры. под ред. Матвеева П.П. и Новикова А.Д. .т1 М., 1976 г..345с..

31. Теория и методика физического воспитания. Учеб. для факультетов физической культуры. Ашмарин Б.А. М. 1990. 365с.

32. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М. 1978.218с.

33. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т.1-2. Пг., 1915.

34. Уфимцева Л.П., Трубачева Т.П. Принципы и методы здоровье развивающего обучения учащихся вспомогательной школы/ Дефектология, 1995, №3 – С. 31-35.

35. Физиологические основы физического воспитания в школе. Пособие для учителей . М. 1957. 275с.

11 стр., 5306 слов

Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста ...

... и крупных форм занятий неурочного типа. . Изучить использование неурочных форм занятий в физическом воспитании детей школьного возраста. Структура и объем работы. Курсовая работа выполнена на 24 листах ... более узким содержанием, их структура тогда менее сложна. В методике построения неурочных занятий много общего с методикой построения уроков. Их структура также должна обеспечивать постепенную ...

36. Юровский С.Ю. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движениям учащихся вспомогательной школы// Дефектология. – 1980. — №3. – с. 33-37.

37. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. Ростов-на-Дону, 1993. 235с.