Оглавление
Введение……………………………………………………………………3-6
Глава I. Концептуальные подходы в изучении трудной жизненной ситуа-ции как социального явления……………………………………………………7-31
§1. Теоретические подходы к определению и изучению явления трудной жизненной ситуации……………………………………………………7-13
§2. Классификация трудных жизненных ситуаций…………….13-22
§3. Возможности социальной работы в преодолении трудной жиз-ненной ситуации………………………………………………………………..22-31
Глава II. Организация социальной работы с подростками по преодолению трудной жизненной ситуации…………………………………………………32-53
§1. Возможности социального приюта ВООООО «Российский Красный Крест» в преодолении трудной жизненной ситуации…………….32-44
§2. Содержание программы помощи подросткам по преодолению трудной жизненной ситуации…………………………………………………44-49
§3. Анализ результатов по программе социальной помощи под-росткам по преодолению трудной жизненной ситуации……………………….49-53
Заключение……………………………………………………………….53-57
Список литературы………………………………………………………58-61
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время социальная работа предусматривает оказание помощи различным категориям клиентов: инвалидам, людям пожилого возраста, детям-сиротам и другим. Каждый из них в течение жизни проживает определенный цикл, характеризующийся возникновением различных кризисов: одинаковых у всех – возрастных, а также специфических, вызванных социальной ситуацией в стране.
Причинами, приводящими к возникновению кризисной ситуации или, другими словами, трудной жизненной ситуации в жизни человека, являются недостаточное материальное обеспечение некоторых категорий граждан; по-следствия социальных реформ политики государства в отношении нуждаю-щихся категорий населения; плохая экологическая обстановка; факторы при-родной среды (наводнения, землетрясения, высокие температуры); факторы со-циальной среды (преступность, различные катастрофы).
Все выше перечисленные причины относятся к внешним, т.е. жизненные трудности возникают под влиянием внешней среды на человека. Но на возник-новение трудной ситуации также влияет и психическое состояние человека, за-висящее от его физического здоровья, эмоционального состояния, степени пси-хологической устойчивости к воздействию стрессогенных факторов.
В основе этих кризисов лежат жизненные трудности, которые необходи-мо разрешать, чтобы сохранить как психическое, так и физическое здоровье личности. Не каждый человек может сам справиться со своими проблемами, поэтому возникла необходимость оказания социальной и психологической по-мощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации для успешного ее разрешения.
Анализ деятельности МКУ ‘Центр предоставления дополнительных ...
... навыки и умения: иметь практический опыт: диагностики трудной жизненной ситуации у различных категорий граждан с определением видов необходимой помощи; осуществления различных видов социальных технологий; создания необходимых условий для адаптации ...
В рамках нашего исследования нам важна сущность социальной работы не вообще с человеком в трудной жизненной ситуации, а с детьми, имеющими родителей, но оставшимися без их попечения – социальными сиротами. В по-следние годы число таких детей и подростков постоянно увеличивается. Заботу о них берет на себя государство. Среди воспитанников государственных учре-ждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказались или
были лишены родительских прав. По официальным подсчетам сейчас в России около полумиллиона таких детей.
В нашей стране в последнее десятилетие наряду с имеющимися детскими домами и школами-интернатами появились социально-реабилитационные цен-тры, приюты для кратковременного и длительного проживания, социальные гостиницы для беспризорных детей, службы социально-психологической по-мощи для подростков после выхода из интернатного учреждения. В дореволю-ционной России подобные учреждения назывались «спасательными». Их спе-цифику определяет особый социально-психологический статус детей – кризис-ное или пограничное с ним психологическое состояние, которое является след-ствием предательства родителей, школьной дезадаптации, пребывания на улице в асоциальной среде. В задачи этих учреждений входит:
— снять остроту психического напряжения ребенка;
— провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде;
— восстановить или компенсировать утраченные социальные связи;
— вернуть ребенка к обычным формам человеческой жизнедеятельности – игре, учению, труду, общению.
В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. В 1990 г. была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания человечества. Несмотря на предпринимаемые усилия в осознании проблем детства и их решении, положение детей в России вызывает обоснованную тревогу, продолжают серьезными проблемами оставаться соци-альное сиротство, преступность несовершеннолетних, рост числа самоубийств среди детей. Проблемы социального сиротства особенно остры именно сейчас, когда в нашей стране при резком снижении рождаемости число «искусствен-ных» сирот не уменьшается…………….
Список литературы
1. Абабков А.В. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, тера-пии. – СПб.: Речь, 2004. – 221 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: пере-осмысление, преобразование ситуации и психологическая защита// Психологи-ческий журнал. – 1994. –Т.15 №1. – С. 7-11.
3. Ажнина О. Психологическая поддержка профессионального самоопре-деления детей-сирот// Воспитание школьников. – 2005. — №7. – С. 41-47.
4. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоление кризисных ситу-аций в юношеском возрасте // Безопасность жизнедеятельности- профессия 21 века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всерос-сийской научно-практической конференции. – СПб, 2002. – С. 82-84.
Слабовидящие дети как объект социальной работы
... компенсируемое сужение сфер психической жизни, так же не рассматривал влияние социального фактора на психическое развитие детей с нарушением зрения [10]. Следуя за указаниями Л.С. Выготского о ... являются психологические факторы, такие как, недостаточность внимания, переутомление из-за длительной зрительной работы, потеря интереса к заглядыванию и другое. Рассмотреть участие всех этих факторов - ...
5. Бурмистрова Е. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения// Первое сентября. Школьный психолог. – 2004. — №37. – С. 10-15.
6. Васильева С. Личностные кризисы: влияние на жизненный путь чело-века// Социальная педагогика. – 2003. — №4. – С. 49-55.
7. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис : Типологический анализ кри-тических ситуаций// Психологический журнал. – 1995. — №3.Т.16. – С. 90-101 .
9. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных кризисных ситуа-ций// Психологический журнал. – 1995. — №5. – С. 104-128.
10. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологиче-ского кризиса, вызванного тяжелой болезнью// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. — №31. – С. 55-70.
11. Гордеева С. В помощь сильному полу// Социальная защита: соционо-мия. – 2004. — №1. – С. 32-34.
12. Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консульти-рования. – СПб.: СпбГУ, 2000. – 235 с.
13. Гулина М.А. Психология социальной работы. – М.: Питер, 2004. – 351 с.
14. Дикая Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным со-бытиям и факторы ее формирования// Психология социальных ситуаций. – М.; СПб; Харьков; Мн.: Питер, 2001. – 416 с.
15. Евграфова И.Н. Техника оказания социально-педагогической под-держки семье в трудной жизненной ситуации: методическое пособие. – М.: Пе-дагогика, 2001. – 205 с.
16. Как справиться с последствиями трагедии ? : Рекомендации для школьных психологов и учителей. //Первое сентября. Школьный психолог. – 2004. — №37. – С. 6-8.
17. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
18. Кусов А.Ф. Научно-методологические подходы к решению проблемы социальной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации// Семья в процессе развития. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 1999. – 324 с.
19. Лексикон социальной работы: Учебное пособие/ Гл. ред. С.М. Кибар-дина, Т.А. Поярова. – 3-е изд. перераб. и доп. – Вологда,2005. – 540 с.
20. Методика и технологии работы социального педагога : Учебное посо-бие для студентов высших учебных заведений / Под редакций М.А. Галагузо-вой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр “ Академия “, 2002. – 192 с.
21. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
22. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов// Психологи-ческий журнал. – 2000. — №4. – С. 5-21.
23. Нартова-Бочавер С.К. Понятие “психологическое пространство лич-ности”: обоснование прикладное значение// Психологический журнал. – 2003. — №6. – С. 27-36.
24. Нуркова В.В. Автобиографическая память в трудной жизненной ситу-ации: новые феномены// Вопросы психологии. – 2003. — №5. – С. 93-102.
Сетевые журналы Рунета, обладающие рядом характерных особенностей
... позволяет найти возможные пути выхода из создавшейся кризисной ситуации. Объект исследования курсовой работы - сетевые журналы Рунета, обладающие рядом характерных особенностей. (Под Рунетом - Русский Интернет - обычно понимают ... -образовательных сайтов с устаревшими дидактическими установками Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное.
25. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. – М.; Ювента, 1998. – С. 127-137.
26. Оптимальные модели организации деятельности центров социальной помощи семье и детям: Методическое пособие / Под ред. И.В. Матвиенко. – М., 2003. – 67 с.
27. Плоскова Н.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение воспитан-ников детского дома// Социальная работа в современных условиях: Проблемы и перспективы развития: Третья междун