ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста и проблемы формирования системы, экологически ориентированных знаний в процессе дидактических игр:

1.1. Общие вопросы экологического воспитания дошкольников………9

1.2. Психолого-педагогические основы формирования системы

знаний у детей дошкольного возраста………………………………………16

1.3. Содержание и систематизация экологически ориентированных

знаний о растительном мире (на основе анализа современных программ

по экологическому образованию детей дошкольного возраста)…………28

1.4. Дидактическая игра как основной метод формирования

системы экологических знаний о растительном мире…………………….36

Глава II. Формирование системы экологических знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного возраста, в процессе экспериментальной работы:

2.1. Характеристика уровня экологической воспитанности и

образованности детей по результатам констатирующего

эксперимента………………………………………………………………….50

2.2.Формирование системы экологически ориентированных

знаний о растительном мире у детей старшего дошкольного

возраста в ходе экспериментальной работы………………………………..62

2.3. Анализ эффективности проведенной работы по данным

контрольного эксперимента…………………………………………………90

Заключение……………………………………………………………………96

Библиография…………………………………………………………………98

Приложение………………………………………………………………….104

Введение

Еще несколько десятков лет назад казалось, что природные ресурсы неисчерпаемы, а хозяйственная и промышленная деятельность человека способна только улучшить состояние биосферы. Человек слишком увлекся обеспечением собственного благополучия. «Мы не можем ждать милости природы – взять их у нее наша задача!»- вот был девиз «преобразователей природы». Когда выяснилось, что не так, было в значительной степени уже поздно: состояние биосферы стало угрожающим. Задача подрастающего поколения состоит в том, чтобы спасти живую природу от окончательной гибели и хоть в какой-то мере исправить то, что было сделано до этого.

20 стр., 9511 слов

Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

... адаптации у детей дошкольного возраста. Объектом исследования выступает процесс организации адаптации детей раннего дошкольного возраста. Предметом исследования ... условиях. Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и ... мир и реализовать потенциал, заложенный в нем природой и собственной программой развития. Поступление ребенка в дошкольное ...

Для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение биосферы, требуется, чтобы каждый человек обладал экологическим сознанием, т.е. понимал, что состояние биосферы легко нарушить, но трудно восстановить. Знания в области структуры экосистем необходимо использовать для того, чтобы избегать любого вмешательства, в результате которого многие виды могут сильно уменьшиться в численности, а то и вообще исчезнуть.

С.Н. Николаева считает, что формирование экологической культуры населения, начало ее стремления падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой. (72, 5.)

Дети, к сожалению, практически не различают многообразия состояний элементов экосферы, такие как земля, вода, воздух, живое и неживое в природе, не знают различий между видами растений, животных. Они поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы.

Актуальность темы исследования

Кризисное состояние природы, снижение ценностных ориентиров в обществе приводит к искажению взаимоотношений человека с природным окружением. Природно-личностная взаимосвязь естественным образом повлияла на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентировки, установки, потребности. Проблемы экосистемы стали предметом изучения в теории различных наук – философских, педагогических, психологических, культурно-социальных.

Вопросы воспитания экологической культуры в системе образования и сохранения окружающей среды постоянно поднимается на международном, федеральном и региональном уровне вошли в программу «ЮНЕСКО», «Программа ООН по окружающей среде».

Решение глобальных, экологических проблем, возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности.

На современном этапе в детских дошкольных учреждениях функционируют:

 Комплексные программы «Детство», «Развитие», «Радуга», «Экология детства» и др.

 Парциальные программы экологического содержания «Мы», Кондратьевой Н.Н., «Юный эколог», Николаевой С.Н., «Наш дом – природа», Рыжовой Н.А. и др.

 Новые воспитательно-образовательные технологии Венгера Л.А., Эльконина Д.В., Дороновой Т., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А. и др.

Однако анализ научных оснований существующих программ позволит выявить пробелы, оставшиеся неразрешенными в дошкольной педагогике.

В частности вопросы эколого-культурного воспитания дошкольников остаются не достаточно разработанными.

У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого интереса к природе, стремления глубже узнать этот мир, почувствовать красоту. Все это побуждает к поиску адекватных методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них начало экологической культуры. К числу таких методов можно отнести игру — деятельность, которая преобладает в этот период жизни детей.

Общая характеристика работы

Целью исследования работы является выявление эффективности и воспитание системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, разработка системы игр экологического содержания и разработка модели педагогического процесса, включающего широкое использование игр экологической направленности.

21 стр., 10075 слов

Речевое и психомоторное развитие детей раннего возраста

... работы заключается в важности изучения периода раннего детства вследствие возникающих новообразований, существующих в данном возрасте сенситивных периодов психики, в особенности это касается речи. Цель исследования: изучить детей раннего возраста ...

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы игры, как средства экологического воспитания в психолого-педагогической литературе и парциальных программах.

2. Изучить и проанализировать состояние практики по использованию дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

3. Разработать варианты известных дидактических игр, придавая им более выраженную экологическую направленность.

4. Разработать новые дидактические игры экологического содержания, выявить наиболее эффективные методы и приемы при организации и проведении игр экологического содержания с детьми старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является проблема формирования элементарной системы знаний у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования системы знаний о растениях детей старшего дошкольного возраста.

Педагогической гипотезой исследования является положение, что в основе работы лежит предположение о том, что дидактическая игра может быть эффективным средством формирования элементарной системы экологических знаний старших дошкольников при следующих педагогических условиях:

— если игра является средством интеграции в системе экологического воспитания и может обеспечить единство познавательного, эмоционального, эстетического и гуманистического компонентов в формировании экологической культуры детей;

— при создании такой педагогической модели, в которой дидактические игры используются не только для формирования, закрепления, обобщения и систематизации знаний, но и направлены на формирование бережного отношения к природе, осознания значимости экологической проблемы;

— использование вариантов традиционных дидактических игр включающих экологически значимые задачи: достаточного количества и разнообразного достойного качества игр, привлекательных для детей. Игру можно организовать, как индивидуальную, подгрупповую и фронтальную игровую деятельность.

Этапы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; определение исходных параметров исследования, его предмета, гипотезы, методов исследования, понятийного аппарата;

2. Первичная проверка и уточнение гипотезы, проведение констатирующего эксперимента, корректировка логики эксперимента;

3. Проведение и завершение формирующего эксперимента, осуществление систематизации и теоретического обобщения результатов опытно-экспериментальной работы.

Экспериментальная работа была проведена с детьми старшего дошкольного возраста на базе детского дошкольного образовательного учреждения № 143 г. Ульяновска, Засвияжского района. В эксперименте принимали участие 20 детей от 5 до 5,5 лет, 12 девочек и 8 мальчиков. В эксперименте участвовали воспитатель Сафронова Лидия Николаевна и педагог дополнительного образования – эколог Самсонова Ольга Михайловна. Выражаем глубокую признательность за предоставленную базу и помощь в эксперименте всему коллективу ДОУ.

ДОУ № 143 «Аленький цветочек» работает по программе «Детство». Экспериментальная работа проведена в 2002 – 2003 гг…….

12 стр., 5889 слов

Игра как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

... возможности педагогической работы с детьми в ДОУ. Объект исследования: нравственное воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: игра как средство нравственного воспитания дошкольника. Цель исследования: изучить игру как средство нравственного воспитания дошкольника. Задачи исследования. 1. ...

Библиография

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М.; П., — 1992. – С. 95.

2. Бобылева Л. Экологическое воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание – 1997 — № 7 – С.20.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.; Просвещение, — 1991. – С. 13.

4. Бочкарева Л.Л. Новые подходы к воспитанию дошкольников игровой деятельности. – Ульяновск: ИПК., — 1995. – С. 25.

5. Брунер Д. Психология познания. М., — 1977.

6. Васильева Н. Учите детей наблюдать природу. – Минск: Академия, — 1971. – С. 60.

7. Венгер Л.А. Развитие. Программа. М.: П., — 1995. – С. 45.

8. Вересов Н.Н. Мы – земляне. Программа. – 1995. – С. 48.

9. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.; П., — 1989.

10. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.; П., — 1993. – С. 84.

11. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М.; П., — 1984. – С. 38.

12. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений: в 6 т. – М.; — 1982. Т.2.

13. Градобаева Т. Экологическое воспитание детей. /. Дошкольное воспитание. – 1988. — № 7. – С. 22.

14. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 7. — С. 14.

15. Гринева Е.А., Павлова Ж.И. Занимательная экология: методическое пособие. – Ульяновск: ИПК ПРО. — 1998.

16. Гринева Е.А. и др. Экологический букварь для маленьких симбирян: методическое пособие. – Ульяновск: — ИПК ПРО. — 1999.

17. Гуральчук Л. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 7.

18. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т.И., Гурович Л.М. – СПб.: — 1997.

19. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.; П., — 1981.

20. Емельяненко А. Некоторые вопросы экологического воспитания детей. // Дошкольное воспитание. – 1988. — № 1.

21. Зацепина В. Планета Земля – наш общий дом. /. Дошкольное воспитание. – 1996. — № 7. – С. 14.

22. Зверев И.Д. Экология в обучении. Новый аспект в образовании. – М.; П., — 1980. – С. 86.

23. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 6.

24. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду. – Ульяновск. – 2001.

25. Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника. / Науч. ред. Парамонова Л.А., Давидчук А.Н., Тарасова К.В. и др. – М.: — 1997.

26. Кампанцева А. Поэтический образ природы в рисунках детей. М.: П., — 1998. – С. 86.

27. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Педагогика, — 1989. – С. 128.

28. Кетерадзе Г. Психология и педагогика игры. – М.: П., — 1984. –

С. 128.

29. Кириэке Г. Ребенок и природа. // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 7. – С. 3.

30. Колчанова Р.Н. Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Екатеринбург. – 2001.

14 стр., 6983 слов

Индивидуальный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста

... в воспитании детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть методы и приема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. 4. Проанализировать проблемы индивидуального подхода к дошкольникам в семейном воспитании. 5. ... Особенности социальной ситуации развития дошкольников проявляются в характерных для них видах деятельности, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре, которая создает благоприятные ...

31. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Педагогические сочинения. – Т. 6. – М.: П., — 1981. – С. 190.

32. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М.: П., — 1993. – С. 38.

33. Кряж И.В. Психосимантическое исследование обыденных экологических представлений. // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 34-37.

34. Куприянова Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой. // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 5.

35. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110. «Педагогика и психология (дошкольная)». / под ред. Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение. – 1981. – С. 158.

36. Лучич М.В. Детям о природе. – М.: П., — 1989.

37. Маневцова В. Мир природы и ребенок. – М.: Педагогика, — 1993. – С. 98.

38. Маркова Т.А. Педагогические условия в формировании экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – Санкт –Петербург. – 1999.

39. Марковская М.Н. Уголок природы в детском саду. – М.: П., — 1989.

40. Мир природы и ребенок. – СПб. – Детство — пресс.// под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Т. – 2000.

41. Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: П., — 1996. – С. 115.

42. Молодова Л. Экологические праздники. – М.: П., — 1997. – С. 25.

43. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб. – Детство – пресс. – 2000.

44. Найсер У. Познание и реальность, смысл и принципы когнетивной психологии. – М.: — 1981.

45. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов-на-Дону. – Университет. – 1995. – С. 73.

46. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: П., — 1998. – С. 134.

47. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. // Дошкольное воспитание. – 1991. — № 1. – С. 4-7.

48. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – М.: П., — 1991. – С. 197.

49. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа. – М.: П., — 1995. – С. 113.

50. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: — 1969.

51. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: — 1977.

52. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития. – 2000. – С. 81-139.

53. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М. – 1987.

54. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. – М. – 1992.

55. Рыжова Н. Азбука экологии. // Обруч. – 1997. — № 2.

56. Рыжова Н. Наш дом – природа. – Томбов. – ИПК. – 1994. – С. 75.

57. Рыжова Н. Природа сложнее, чем нам кажется. // Обруч. – 1997. — № 2.

58. Рыжова Н. Экологические игры – семинары для воспитателей. // Дошкольное воспитание. – 1997. — № 7. – С. 20-27.

59. Рыньков В., Юдина Т. Азбука экологического воспитания. – Нижний Новгород. Уч.пед.гиз. – 1995. – С. 118.

60. Саморукова П.Г. Как знакомить детей с природой. – М.: П., — 1995. – С. 123.

61. Саморукова П.Г. Систематизация знаний о природе. // Дошкольное воспитание. – 1973. — № 4.

24 стр., 11791 слов

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

... в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: определить роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста. Задачи ...

62. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М.; Просвещение, — 1982. – С. 17.

63. Солсо Р.Л. Когнетивная психология. – М. – 1996.

64. Тарасевич П.И., Шинина Н.А. Экологические тропинки. – Тольятти. – 2002.

65. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / под ред. Поддъякова Н.Н. – М.: П., — 1987.

66. Федотова М.И. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: П., — 1992. – С. 193.

67. Флевелл Д.Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. – М.: П., — 1967.

68. Фокина В.Д. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. // Дошкольное воспитание. – 1995. — № 7.

69. Цицхвая Д.И. Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх. Автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – М.: — 1986.

70. Штопова Т.В., Старых Л.П. Игровая экология. Программа. – М.: Педагогика, — 1993. – С. 179.

71. Штопова Т.В. Цветовая экология. Программа. – Обнинск. – 1994. – С. 85.

72. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-сост. С.Н. Николаева – М.: — 1998.

73. Экологическое воспитание дошкольников. /Всеросийское общество охраны природы, Персмкий областной совет/ под ред. Фетодовой А.М. – 2-изд., допол. И перераб. – Пермь: ВООП Пермский область совет, — 1992. – С. 286.

74. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Педагогика. – 1983. – С. 213.

75. Я – познаю мир. Интегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (шестой год жизни).

– Ульяновск. – 1999.

76. Я – познаю мир. Интегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. (седьмой год жизни).

– Ульяновск. – 1999.