Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание

Введение

  1. Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ как психолого – педагогическая проблема.
    1. Теории эмоций. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности
    2. Сущность и содержание подготовки к ЕНТ
    3. Структурно – содержательная модель формирования эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ
  2. Опытно – педагогическая работа по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ
    1. Диагностика эмоциональной устойчивости у старшеклассников
    2. Программа ОПР. Задачи и этапы ОПР
    3. Результаты опытно – педагогической работы

Введение

Актуальность исследования. Основанием для исследования проблемы влияния образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости старшеклассников явилась недостаточная разработанность вопросов системы подготовки учащихся к ЕНТ. Ситуации социальной нестабильности, напряженный учебный процесс, Подготовка к ЕНТ, физиологические особенности юношеского возраста, страх перед будущим, все это требует повышенной эмоциональной устойчивости. При этом устойчивость должна проявляться как к внешним факторам так и к внутренним противоречиям.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л.М. Аболина, Л.В. Куликова, К. Левина, Ф. Хоппе, Кузуб М. А, В. Э. Эриксона и др. Анализ психолого – педагогической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

3 стр., 1430 слов

изучение эмоционально-волевой подготовки спортсменов.

... сделать вывод. Глава 1. Состояние проблемы эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе 1.1. Понятие эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе Внутренняя ... преодолении трудностей в условиях соревнования. // Вопросы психологии. - 1960. С. 128-134. 9. Ермолаева М.В. Разработка методов исследования эмоциональных аспектов функциональных состояний ...

В Российской психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной, инженерной, психологии спорта. Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой и других.

Решение проблемы эмоциональной устойчивости личности необходимо на всех уровнях психической деятельности индивида. Вопрос о изучении формирования эмоциональной устойчивости подростка в контексте образовательной среды не рассматривался в качестве отдельной проблемы. Все исследования по вопросам эмоциональной устойчивости расматривались в рамках таких сфер как спорт, военное дело, летное дело и др. В современной психологии отмечаются физиологические особенности подросткового и юношеского возраста, всем известно, что этот возраст характеризуется сильными эмоциональными всплесками и спадами. Такая сильная эмоциональная Современная психологическая служба в школе недостаточно уделяет внимание формированию целостной личности, анализу средовых факторов, обусловливающих тот или иной уровень психического развития. Несмотря на повсеместную констатацию ориентации школ на развитие самостоятельной, целостной, творческой личности, не все образовательные среды обеспечивают условия для такого развития. Таким образом, становится очевидным, что в области психолого — педагогических исследований, посвященных изучению влияния образовательной среды на формирование эмоционально — волевой сферы личности, существует острая потребность в определении значимости образовательной среды для развития эмоциональной устойчивости старшеклассников. Формирования эмоциональной устойчивости и обусловили выбор темы исследования, проблему которого мы сформулировали следующим образом: каковы оптимальные параметры подготовки к ЕНТ, влияющие на успешность его сдачи и уровень эмоциональной устойчивости у старшеклассников.

Цель исследования: разработка теоретических основ системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ и апробация ее в учебно – воспитательном процессе школы.

Объект исследования: процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе.

Предмет исследования: формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Гипотеза: Если спроектировать и разработать теоретические основы системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается на психолого – педагогических концепциях (фасилитации, психотерапии, позитивного мышления )

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

Задачи исследования:

10 стр., 4953 слов

Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации

... мироощущению. 1.2. Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства управления деятельностью Эмоциональная устойчивость (ЭУ) - это такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров. Эмоциональная устойчивость, которая дополнена ...

1. Раскрыть сущность основных понятий: «эмоциональная устойчивость», система деятельности педагога — психолога

2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ.

3. Разработать и апробировать в ходе опытно – педагогической работы программу тренинга по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ и разработать. рекомендации по теме исследования

Методологическую основу исследования составляют положения деятельностного, личностного и системного подхода, теории эмоции, теория эмоционального интеллекта.

Методы исследования: методика изучения уровня тревожности и познавательной активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест — опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика исследования уровня субъективного

Ценностные ориентации (М Рокич), шкала депрессии, Акцентуации личности и нервно – психологическая неустойчивость, анкетирование, тестирование, опрос, беседа.

1.1 Теории эмоции. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности

В разном возрасте, при различных обстоятельствах палитра эмоционального мира человека меняется. Иногда эта палитра наполнена яркими красками, а иногда мрачными, подчас совершенно неожиданными не только для окружения, но и для него самого.

«Человеческие эмоции — говорил К.К. Платонов, — представляют весьма многогранные и тонкие реакции личности на физическую и социальную среду: они развиваются и качественно усложняются как в процессе воздействия на человека внешнего мира, так и активного, целенаправленного воздействия человека на внешний мир, на других людей и на самого себя»[1]

В процессе развития человечества сложилось мнение, что без эмоции человек будет подобен роботу. Такому человеку неизвестны ни печаль, ни радость, ни удовлетворение, ни стремление к счастью. «Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей; лишенную эмоций, — писал академик П. К.Анохин, — как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»[2]

На пути развития психологии эмоций не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными состояниями и показать, различные комплексы органических признаков, сопровождающих различные эмоциональные процессы. Первая попытка была предпринята Ч. Дарвином (1872) в книге «Выражение эмоций у человека и животных». Согласно данной теории, телесные изменения, сопровождающие различные эмоции, есть не что иное, как реальные приспособительные реакции организма. В общей психологии существует еще немало теорий, отдающих предпочтение физиологическому объяснению эмоций (теория В.Вундта; Кеннона-Барда; концепция Линдсея-Хебба и др.).

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... характер недостатка или избытка каких-то факторов. Эмоции являются главной характеристикой личности человека. Подобно мышлению, памяти эмоции являются психическим явлением. Эмоциональные свойства, т.е. ... реакцию, когда испытывали страх, в результате потливости им проще было цепляться за ветки деревьев. Эволюционно-биологическая теория Дарвина стала доказательством того, что между поведением человека ...

И сегодня уже не отрицается, что эмоция, переживаемая человеком, всегда вызывает физиологические изменения в его организме. Однако на сегодняшний день эмоции изучаются и в рамках социальной и педагогической психологии. Эмоции где понимаются как организующий и мотивационный фактор поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Подчеркивается роль эмоций в общении, в восприятии и познании людьми друг друга.[3]

В развитие теоретических знаний о природе эмоций огромный вклад внесли представители когнитивной психологии (К. Роджерс, Г. Арнольд и др.).

К когнитивным теориям эмоций и личности можно отнести по меньшей мере два больших класса теорий. Это так называемые теории «Я», или теории самосознания, и теории, полагающие первопричиной или компонентом эмоции когнитивные процессы. Центральным и преобладающим понятием всех теорий «Я» является понятие Я-концепции, которое трактуется как целостный, интегрированный феномен, складывающийся из восприятия и познания индивидом самого себя, и именно ему придается большое значение в теориях «Я». Чем глубже восприятие или познание человеком самого себя, чем больше они связаны с ядром его личности, тем в большей степени они включают в себя чувства, эмоции: «Угроза Я-концепции вызывает у человека страх, вынуждает его защищаться, тогда как подтверждение и одобрение Я-концепции вызывает у человека радость и заинтересованность»[4].

Современные теории рассматривают эмоцию в основном как реакцию или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами. Подобный взгляд на природу эмоций, возможно, обусловлен теми представлениями о природе человека, которые уходят истоками к Аристотелю, Дидро, Канту и другим философам. Эти представления состоят в том, что человек, изначально — существо рациональное, эмоциональное мешает ему, и разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. Наиболее разработанной из теорий эмоций и личности, является теория Г. Арнольд. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок. В данном случае «воспринять» объект — значит «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. Для того чтобы представленный в сознании образ получил эмоциональную окраску, объект необходимо оценить с точки зрения его влияния на воспринимающего. Эмоция таким образом не является оценкой, хотя и может нести ее в себе как неотъемлемую, необходимую составляющую. То есть эмоция представляет собой неосознаваемое влечение к объекту или отторжение его, возникшее в результате оценки объекта как хорошего или плохого для индивида. Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние на процесс дальнейшего восприятия и оценки.

Для того чтобы лучше понять суть теории, давайте обратим внимание на схему №1

Событие 1

Восприятие

Негативная

реакция

1 стр., 362 слов

Определение эмоциональных явлений. Функции эмоций

... Описательная характеристика эмоциональных процессов   Тема 1 Определение эмоциональных явлений. Функции эмоций   Эмоциональные явления заключаются: а) в переживании человеком (животным организмом) ... Вилюнас).   Каковы основные субъективно регистрируемые признаки эмоций? Первичные характеристики: · Принадлежность любого эмоционального явления к переживанию в форме удовольствия – ...

Событие 2

Событие 3

Понимание

Оценка

События

Позитивная

реакция

Эмоциональная

устойчивость

Стрессоустойчивость

Психологическая устойчивость

Жизнестойкость

Эмоционально – волевая устойчивость

адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций»

это сознательно выбранные реакции, позволяющие субъекту сохранять эмоциональную стабильность, умение ясно мыслить, принимать правильно решения

способность психики сохранять высокую функциональную активность в условиях воздействия стрессоров

целостное интегральное качество личности проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в стрессовых ситуациях

Систему убеждений человека о себе, о мире, которая способствует оценке событий как менее травматических и успешному совладению со стрессом.

Способность личности подбирать нужную и адекватную эмоцию и реакции в широком спектре эмоции и реакции, которые возникают в стрессовых ситуациях

Способность личности правильно отражать действительность, при этом личность признает возможность отрицательных событий и воспринимает их как менее травматические события. При этом личность сохраняет активность для дальнейшего функционирования

Факторы эмоциональной нестабильности (неустойсивости)

у старшеклассников.

Напряженный учебный процесс

Подготовка к ЕНТ

Страх перед будущим

Ситуации социальной нестабильности.

Физиологические особенности юношеского возраста

Возможные эмоциональные реакции

Беспокойство

Агрессия

Гнев

16 стр., 7895 слов

Психология эмоциональной сферы личности

... сферы личности Эмоции - важнейшая часть душевной жизни человека, и развитию эмоциональной сферы личности ... учащихся 9 класса, школа №48, город Белгород. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Глава 1. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности .1 Психология эмоциональной ...

Страх

Тревога

Пути формирования эмоциональной устойчивости

Когнитивная психология

(визуализация)

Психотерапия «здравого смысла»

Позитивная психология

Фасилитация

Список использованной литературы.

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. С.39. [1]

2.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. С.20. [2]

3.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. [3]

4.Павлова И.М. Влияние уровня эмоциональной устойчивости на особенности психического состояния и поведения учащихся // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы Республ. науч.-практ. конф. Минск: Изд-во БГУ, 2000. С. 31. [4]

5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С.58. [5]

6.Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3. [6]

7.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.1968.[7]

8. [8]

9.[9]

10.[10]

11.[11]

Главным психологическим напряжением в старшем школьном возрасте является учеба в учебном заведении, а также сдача итогового экзамена. Эмоциональная устойчивость влияет на развитие уверенности, самооценки , успешности у юношей и девушек старшего школьного возраста. Как отмечает Шипова Т. В в статье «Изучение эмоциональной устойчивости» главными характеристиками эмоциональной устойчивости личности являются сохранение позитивных характеристик в трудных жизненных обстоятельствах. Процесс формирования эмоциональной устойчивости у учащихся общеобразовательной школы в настоящее время является одним из объектов внимания психологов, педагогов, родителей, а также самих учащихся. Своевременная и качественная диагностика эмоциональной устойчивости старшеклассников, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностям в школьной и в нешкольной

деятельности старшеклассников.

http://www.disser.h10.ru/sary-guzelVR.html

http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901106.htm