ВЗАИМОСВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО
И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
В.З. ДЕНИСКИНА, к.п.н., зав. лабораторией содержания и методов обучения детейс нарушением зрения Института коррекционной педагогикиРАО, Москва
К
атегория детей с нарушением зрениявесьма разнообразна и неоднородна,поэтому вопросы преемственности в си-стеме дошкольного и начального образо-вания этих детей необходимо рассматри-вать в тесной взаимосвязи с глубиной ивременем поражения зрительного анали-затора.
Классификация детей с нарушениемзрения осуществляется в соответствии ссостоянием зрительных функций ивключает следующие подкатегории:
I. Слепые дети. По остроте зрения кним относятся дети с остротой зрения отО (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящемглазу с коррекцией очками. В подкатего-рию «Слепые дети» входят также дети сболее высокой остротой зрения (вплотьдо 1, т.е. 100%), у которых границы полязрения сужены до 10 —15 градусов или доточки фиксации. Такие дети являютсяпрактически слепыми, так как в позна-вательной и ориентировочной деятель-ности они могут использовать зрениевесьма ограниченно. Таким образом,низкая острота зрения не является един-ственным критерием слепоты.
II. Слабовидящие дети. К слабовидя-щим относятся дети с остротой зрения от0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящемглазу с коррекцией очками.
III. Дети с пониженным зрением илидети с пограничным зрением между слабо-видением и нормой. К ним относятся детис остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8(80%) на лучше видящем глазу с коррек-цией.
Дети с остротой зрения 0,9-1,0(90%—100%) относятся к категории«Нормально видящие» и здесь не рас-сматриваются.
Заметим, что в некоторых номенкла-турных документах последнее время всечаще термин «слепые» заменяется тер-мином «незрячие», т.е. эти слова исполь-зуются как равнозначные. В своих пуб-ликациях в последние 5-7 лет и мы,следуя этому течению, нередко исполь-зовали указанные термины как синони-мы. Однако необходимо признать, чтослепых стали называть незрячими, что-бы смягчить, как некоторым кажется,грубое слово «слепые» более мягким «не-зрячие». На самом деле использованиеэтих слов как равнозначных приводит кразночтениям. Например, во Всероссий-ском обществе слепых незрячими спра-ведливо называют всех инвалидов I и IIгрупп по зрению. Большинство инвали-дов по зрению II группы относятся кподкатегории «слабовидящие», и их дей-ствительно можно отнести к незрячим,так как они зрячими не являются.
Особенности кратковременной памяти у детей младшего школьного ...
... выбор темы исследования. Объект исследования: память детей младшего школьного возраста с нарушением зрения. Предмет исследования: особенности памяти младших школьников с нарушением зрения. Гипотезой выступает предположение о том, что ... в том, что, несмотря на широкий спектр работ, изучавших проблему развития памяти слепых и слабовидящих (Н.К. Корсакова, 2002; А.Г. Литвак, 2006; Л.И. Плаксина, 2007; ...
Причинами патологии зрения могутбыть органические заболевания и/илифункциональные нарушения зрительно-го анализатора. Дети, входящие в I и IIподкатегории, страдают только органи-ческими или органическими и функци-ональными нарушениями зрительногоанализатора. Их зрение, как правило,можно улучшить незначительно либововсе невозможно. Если у ребенка име-ются только функциональные наруше-ния зрения, то чаще всего зрительныефункции его глаз (прежде всего остротузрения) можно восстановить путем лече-ния. По остроте зрения эти дети оказы-ваются чаще всего в подкатегории «Детисо сниженным зрением», т.е. с погранич-ным зрением между слабовидением инормой. Большую часть детей с функци-
ональными нарушениями составляютдети с амблиопией и косоглазием.
Всех детей с патологией зрения с уче-том состояния зрительных функций (ос-троты зрения, поля зрения и др.), а так-же по органическим и функциональнымпричинам его нарушения принято де-лить на три группы:
- Слепые.
- Слабовидящие.
- Дети с функциональными наруше-ниями зрения.
Для детей с патологией зрения в Рос-сии создана и достаточно успешно функ-ционирует широкая сеть дошкольныхобразовательных учреждений (ДОУ)компенсирующего вида. В эти ДОУдолжны приниматься дети с амблиопией,нуждающиеся в плеоптическом лечении,и с косоглазием, требующим ортопто-хирурго-ортоптического или только ор-топтического лечения, а также слабови-дящие и слепые дети (согласно Инструк-ции Министерства образования СССРпо приему детей с нарушениями зренияв дошкольные учреждения специально-го назначения, изданной в 1974 г. и ни-кем не отменявшейся).
Слово «должны»выделено потому, что нередки случаи,когда администрация детских садов длядетей с нарушением зрения отказывает-ся принимать тотально слепых детей,мотивируя отказ тем, что сотрудники неумеют работать с незрячими. (Заметим,что получить рекомендации по работе сослепыми детьми, повысить свою квали-фикацию педагоги могут в лабораториисодержания и методов обучения детей снарушением зрения ГНУ «Институт кор-рекционной педагогики РАО», сотрудни-ки которой проводят стажировки и кур-сы для специалистов ДОУ для детей снарушением зрения.)
В ДОУ для детей с нарушением зрениявоспитанникам оказывается комплекс-ная медико-психолого-педагогическаяпомощь с учетом характера и глубинынарушений зрительного анализатора.Воспитанники систематически наблюда-ются врачами-офтальмологами, а сест-ры-ортоптистки выполняют их назначе-
ния, направленные на восстановлениезрения. Лечебная работа в детских садахдля детей с нарушением зрения сочета-ется с обучением, воспитанием и разви-тием детей. При этом образовательномупроцессу придается коррекционная на-правленность, имеющая целью преду-преждение и преодоление у детей вто-ричных отклонений в развитии, вызван-ных патологией зрения.
1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача
... эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), ... и, часто, глубокий сон Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ...
Как известно, зрение играет важней-шую роль в жизни человека. За счет это-го анализатора человек воспринимает ипознает окружающий мир, ориентирует-ся в нем, наблюдает процессы и явленияи т.д. Поэтому патология зрения (пер-вичный дефект) в той или иной степениприводит к вторичным отклонениям вразвитии детей с нарушением зрения посравнению с их нормально видящимисверстниками. В чем и как проявляютсяпоследствия нарушения зрения, т.е. вто-ричные отклонения в развитии такихдетей?
Нарушения зрения у детей обуславли-вают особенности их психического, лич-ностного и физического развития. Нару-шение зрительных функций влечет засобой снижение скорости, точности,дифференцированности зрительноговосприятия, а дети с тотальной слепотойвообще не могут получать никакой зри-тельной информации. Невозможностьили ограниченность зрительного вос-приятия вызывают у детей трудности вовладении сенсорными эталонами, чтообуславливает возникновение труднос-тей в определении цвета, формы, вели-чины, пространственного расположенияи других признаков предметов. Отсюдавторичные отклонения в развитии детейс нарушением зрения, которые в первуюочередь проявляются в снижении запасаконкретных представлений о предметах,процессах и явлениях окружающегомира. Например, у них гораздо сложнеесформировать представления о транс-портных средствах, растениях, радуге ит.п. Многие представления у детей с па-тологией зрения формируются на осно-ве словесного описания. При этом хоро-
шая речь слепого или слабовидящегоребенка еще не является показателемдействительно хорошего развития, соот-ветствующего возрастной норме, так какнакопление значительного количестваслов часто не связано с конкретным со-держанием. Поэтому одной из задач спе-циалистов дошкольного учреждения яв-ляется наполнение словесных знанийчувственным опытом.
Большие трудности в овладении пред-метно-практическими действиями поподражанию (т.е. с помощью зрения)приводят к разрыву между тем, о чем ре-бенок может рассказать, и тем, что онможет практически делать. Недостатокопыта и трудности практической дея-тельности под контролем дефектногозрения или вовсе без него, в свою оче-редь, вызывают у детей отставание в раз-витии моторики пальцев рук, координа-ции их движений.
Трудности ориентировки в простран-стве и формирования пространственныхобразов при нарушениях зрения снижа-ют мобильность и создают проблемы всамостоятельном передвижении. Вслед-ствие этого у детей снижается двигатель-ная активность, они начинают отставатьот своих сверстников в физическом раз-витии, у многих детей при неправильномвоспитании появляются стереотипныенавязчивые движения: одни раскачива-ются, другие подскакивают на месте,третьи давят на глаза пальцами и т.п.Причем навязчивые движения могутбыть и у детей с высоким интеллектом,а проявляться этот недостаток можетдаже во время занятий с педагогом.
Особенности работы медсестры Детского реабилитационно-восстановительного ...
... исследования: Работа медицинской сестры Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов с нарушениями оппорно-двигательного аппарата. Методы исследования: 1. Анкетирование (пациенты, ... проводимых реабилитационных мероприятий в Детском реабилитационно-восстановительном центре для детей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Глава 1. Реабилитация Реабилитация или ...
Дефицит зрительных впечатленийотрицательно сказывается на формиро-вании у всех подкатегорий детей с нару-шением зрения навыков общения. Ис-следователи (Г.В.Григорьева, В.З.Дени-скина, Л.М.Зальцман, Л.И.Плаксина,В.А.Феоктистова и др.) отмечают, в ча-стности, что при нарушенном зрениистрадают такие компоненты коммуни-кации, как мимика и пантомимика. Содной стороны, слепые дети вообще немогут зрительно воспринимать партне-
ра по общению, а дети с остаточнымзрением, слабовидением или понижен-ным зрением испытывают значитель-ные затруднения с пониманием эмоцийпартнера, выраженных неречевымисредствами общения. С другой стороны,без специального обучения мимика ипантомимика детей с нарушением зре-ния зачастую совершенно не соответст-вуют их эмоциональному состоянию.Это осложняет общение детей со зри-тельной депривацией с их нормальновидящими сверстниками. В свою оче-редь, эти трудности нередко приводят кизбеганию общения с нормально видя-щими детьми (в большей степени этоотносится, конечно, к слепым и слабо-видящим детям) и, как следствие, к про-блемам интеграции лиц с нарушениемзрения в открытое общество.
Перечень вторичных отклонений вразвитии детей с нарушением зренияможно было бы продолжить. Однакоглавное заключается в том, что каждаяподкатегория детей с нарушением зре-ния, с одной стороны, характеризуетсясвоеобразием последствий нарушениязрения, а с другой стороны, вторичныеотклонения в развитии детей каждойподкатегории имеют очень много обще-го и отличаются, в основном, только ко-личественными и качественными пока-зателями.
Перечисленные выше вторичные от-клонения в развитии детей с нарушени-ем зрения обуславливают значительнуюспецифику процесса формирования уних познавательной деятельности, навы-ков самообслуживания, пространствен-ных представлений, способов полученияи переработки информации и т.д. Длякомпенсации недостающей зрительнойинформации у детей с нарушением зре-ния необходимо развивать функцио-нальные возможности сохранных анали-заторов (осязания, слуха, обоняния, ор-гана вкуса), восприятие с помощью на-рушенного зрения (конечно, если оноимеется), память и логическое мышле-ние, особенно умения сравнивать, ана-лизировать и обобщать.
При правильной (т.е. учитывающейособенности психофизического разви-тия и познавательной деятельности припатологии зрения) организации медико-психолого-педагогической помощи ипри сохранном интеллекте дети даже ссамыми тяжелыми формами нарушениязрения могут получить цензовое образо-вание, овладеть адаптивными способамисоциально-бытовой и пространственнойориентировки, получить профессию исостояться в ней.
Программы детских садов для детей снарушением зрения предусматривают,помимо общеобразовательных занятийпо всем основным направлениям до-школьного воспитания нормально видя-щих детей, еще и целый блок специаль-ных коррекционных занятий по разви-тию сенсорной сферы, формированиюнавыков социально-бытовой и прост-ранственной ориентировки, мимики ипантомимики. Кроме того, проводятсязанятия, направленные на коррекциюнарушений речи, двигательной сферы(ритмика), отклонений в физическомразвитии (лечебная физкультура).
Развитие речи детей с нарушением зрения
... А.В. Хватовой, эта категория детей с нарушением зрения значительно увеличилась в России в последние годы. По ее данным, 88 % слепых и 92 % слабовидящих детей имеют врожденные формы патологии ... зрения. Рассмотрим самые распространенные зрительные ...
Кор-рекционные занятия проводятся инди-видуально и по подгруппам и направле-ны в первую очередь на преодоление ипредупреждение вторичных отклоненийв развитии воспитанников.
Соблюдение принципа преемственно-сти применительно к обучению, воспи-танию, развитию и абилитации детей снарушением зрения предполагает согла-сованность всех направлений психолого-педагогического и медицинского воздей-ствия на ребенка в дошкольном учрежде-нии и в начальной школе. А это, в своюочередь, зависит от правильной органи-зации индивидуально-дифференциро-ванного подхода, понимания общего испецифического в развитии и лечениикаждой подкатегории детей с нарушени-ем зрения. Охарактеризуем каждую изних.
Основной контингент воспитанниковдетских садов для детей с нарушениемзрения составляют дети с амблиопией икосоглазием. Напомним, что под амбли-
опией понимают различные по проис-хождению формы понижения остротызрения, причиной которых являютсяфункциональные расстройства зритель-ного аппарата, а термин «косоглазие»объединяет различные по происхожде-нию и локализации поражения зритель-ной и глазодвигательной систем, вызы-вающие периодическое или постоянноеотклонение глазного яблока. Амблиопияи косоглазие, обусловливая снижениеостроты зрения и других зрительныхфункций, неизбежно становятся причи-ной возникновения зрительной деприва-ции.
В условиях детского сада для детей снарушением зрения у подавляющегобольшинства воспитанников, страдаю-щих амблиопией и косоглазием, зрениевосстанавливается к началу школьногообучения. Вторичные отклонения (сла-бая моторика пальцев рук, недостаточ-ная координация движений рук и глаз,трудности зрительно-пространственнойориентировки и т.п.), имевшие местоввиду зрительной депривации, к началушкольного обучения, благодаря коррек-ционной помощи, у многих детей такжепреодолеваются. Эти дети, как правило,идут в массовые школы и успешно тамучатся.
Для сохранения результатов лечения,достигнутых в детском саду, в начальнойшколе должны соблюдаться определен-ные офтальмо-гигиенические рекомен-дации. В противном случае возможнорезкое ухудшение зрения.
Зрительный анализатор формируетсяпримерно до 14—16 лет, поэтому образо-вательный процесс в массовой школенеобходимо организовывать так, чтобыэффект лечебной работы детского садазакреплялся, а не разрушался. Для этогок детям надо проявлять повышенноевнимание уже при выборе парты. Напри-мер, в дошкольном возрасте у ребенкакосил и плохо видел левый глаз. К нача-лу школьного обучения его зрение былополностью восстановлено. Если в шко-ле этого ребенка посадить за парту край-него ряда так, чтобы правым глазом он
был больше обращен к классной доске(при условии, что она висит по центру),то через некоторое время зрение на ле-вом глазу может начать падать. Дело втом, что при таком положении у ребен-ка активнее будет работать правый глаз,а левый глаз «вспомнит», что он когда-то«был ленивым», меньше участвовал взрительном акте, и действительно начнет«меньше смотреть». Следовательно, врассматриваемом случае ребенок долженсидеть либо в центре класса, либо вкрайнем ряду, но с другой стороны. Тог-да в зрительном акте левый глаз будетучаствовать равнозначно с правым илибольше, чем правый.
Социальная готовность детей к обучению в школе
... В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника ... с началом школьного обучения. Старший школьный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, ... кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов – это оборотная сторона ...
Зрение может начать падать и по при-чине чрезмерного использования педаго-гами на уроках именно этого анализато-ра. Зрительные нагрузки для любых де-тей начальных классов должны быть до-зированными, и педагогу следует преду-преждать зрительное переутомлениешкольников, которое могут вызвать так-же и плохое освещение, и мелкий шрифтв учебниках. Хорошая подготовка к шко-ле рассматриваемой группы детей с ам-блиопией и косоглазием состоит в том,чтобы в детском саду научить детей спомощью различных упражнений само-стоятельно снимать свое зрительноеутомление. Это поможет сохранить успехпроведенного в детском саду лечения.Конечно, педагогам массовых школ тоженадо знать технологии сохранения зре-ния школьников.
Однако часть детей с амблиопией икосоглазием и к началу школьного обу-чения нуждается как в продолжении ле-чения, так и в получении коррекционнойпомощи. Не останавливаясь на причинахэтого явления, заметим, что, как прави-ло, преемственность в лечении и коррек-ционном обучении этим детям можетбыть обеспечена либо в ГОУ «Начальнаяшкола — детский сад» для детей с нару-шением зрения, либо в школах для сла-бовидящих детей, либо в классах охранызрения при массовых школах. (Заметим,
что сеть этих классов начала активноразворачиваться с 2001 г. в соответствии
с инструктивным письмом МО РФ № 1от 21.02.2001.)
Многие слабовидящие дети в Россииобучаются в массовых школах, зачастуюстрадая оттого, что педагоги имеют весь-ма смутное представление об их зритель-ных возможностях. Тем из них, кто хоро-шо учится, успеваемость дается ценойпотери здоровья. Детям подкатегории«Слабовидящие» комфортнее всего на-чинать школьное обучение в школе дляслабовидящих детей. В этих учреждени-ях они находятся под систематическимнаблюдением врача-офтальмолога, на-полняемость классов не превышает 12человек, и учитель имеет возможностьуделить внимание каждому ребенку. Вданном случае преемственность будетзаключаться в продолжении той индиви-дуально-дифференцированной коррек-ционной работы, которая проводилась вдетском саду.
Отметим, что общеобразовательные икоррекционные программы детских са-дов и начальных классов школ для детейс нарушением зрения составлены с уче-том преемственной связи в их содержа-нии. Кроме того, в методических мате-риалах раскрывается суть преемственно-сти в отношении организационныхформ, методов и приемов обучения, вос-питания и развития. Конечно, про-граммно-методический материал не мо-жет раскрыть все нюансы преемственно-сти. Многое зависит от самих педаго-гов — например, планирование работына основе результатов диагностики иопределения исходного уровня знаний,умений и навыков по всем направлени-ям коррекционной работы.
В детском саду со слабовидящими де-тьми коррекционные занятия проводятсяпо 2-3 человека или индивидуально.Очень важно в дошкольный период накоррекционных занятиях развивать мото-рику пальцев рук, зрительные функции изрительное восприятие, в том числе ииллюстративного материала. Особоговнимания требует развитие у слабовидя-щих детей слухового восприятия, так какв отличие от слепых детей спонтанно этот
процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.
... нами программы игр, направленной на адаптацию ребенка к обучению в школе, учителями начальных классов и воспитателей старших подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений. Глава І. ... ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности 1.1 Определение понятия «адаптация» в психолого-педагогической литературе Приведем анализ подходов к категории «адаптация» с точки зрения ...
анализатор развивается у них недостаточ-но для максимально эффективного егоиспользования в учебном процессе.
На этапе школьного обучения подка-тегорию «Слабовидящие дети» целесооб-разно делить на следующие группы постепени нарушения остроты зрения:
- Слабовидящие дети с остротой зре-ния в пределах 0,05-0,09 с коррекци-ей очками на лучше видящем глазу.
- Слабовидящие дети с остротой зре-ния от 0,1 до 0,2 с коррекцией оч-ками на лучше видящем глазу.
- Слабовидящие дети с остротой зре-ния от 0,3 до 0,4 с коррекцией оч-ками на лучше видящем глазу.
У слабовидящих детей первой группы,как правило, отмечаются сложные нару-шения зрительных функций. Наряду соснижением остроты зрения у них суже-но поле зрения, нарушено пространст-венное зрение. Все это затрудняет зри-тельное восприятие окружающего мира,в том числе и учебного материала. Такиедети нуждаются в соблюдении весьмарегламентированной зрительной нагруз-ки, а также в мероприятиях по охране ирациональному использованию непол-ноценного зрения. При обучении этихдетей необходимо использовать книги схорошим шрифтом, тетради с четкойразлиновкой, систему специальных тех-нических и оптических средств (различ-ные лупы, бинокли, монокли и др.) иопираться на возможности сохранныханализаторов с целью коррекции и ком-пенсации нарушенных зрительныхфункций. Зрение этой группы детей не-достаточно устойчиво. При неблагопри-ятных условиях оно ухудшается. Детиэтой группы нуждаются в повышенномвнимании: если зрительная работа вшколе вызывает у них очень большиезатруднения, то их следует переводить наобучение с использованием шрифтаБрайля для слепых. Еще до школы ихжелательно научить при необходимостипользоваться различными оптическимисредствами, развить у них осязательнуючувствительность, слуховое внимание.
Педагогам необходимо заранее гото-
вить родителей к тому, что их ребенкудля сохранения дефектного зрения целе-сообразнее учиться в школе для слабови-дящих. Это вызвано тем, что многие ро-дители спокойно относятся к посеще-нию их детьми специального детскогосада для детей с нарушением зрения, ночасто вопреки здравому смыслу не согла-шаются учить ребенка в школе для сла-бовидящих детей и отдают его в массо-вую школу, даже если это создает емунеоправданные трудности.
Слабовидящие дети второй группыимеют более высокую остроту зрения,чем дети первой группы этой подкатего-рии, но по состоянию своего зрения, каки дети первой группы, они относятся кинвалидам. Именно поэтому во многихлитературных источниках по тифлоло-гии зрение от 0,05 до 0,2 (например, см.работы А.Г.Литвака) обозначается как«медицинское слабовидение». Этойгруппе слабовидящих детей также целе-сообразно учиться в специальной (кор-рекционной) школе IV вида, так какименно там для них созданы адекватныеусловия лечения, (ре)абилитации и каче-ственного образования.
Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...
... детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения аналитико-синтетического метода. Объект - аналитико-синтетический метод обучения письму, индивидуально-дифференцированные программы обучения, нарушения ... частичной (порциальной) потерей слуха или зрения, дети со специфическими нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание), с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. ...
Большинство слабовидящих детейтретьей группы инвалидами не призна-ются, хотя для их успешного обучения,воспитания и развития, как и для слабо-видящих детей первой группы, такженеобходимо соблюдать определенныеофтальмо-гигиенические рекомендациии требования, применять специальныетехнические средства и методики. Имен-но поэтому с 1974 г. в соответствии синструкцией по приему детей в специ-альные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для слабовидящих вуказанные учебные заведения принима-ются дети с остротой зрения до 0,4. Этаверхняя граница слабовидения соответ-ствует международным нормам призна-ния детской инвалидности.
Таким образом, несмотря на то, чтограницы инвалидности по зрению в Рос-сии ниже, чем на Западе, в соответствиис нормативными документами государ-ством признавалась и признается необ-
ходимость специальной педагогической,психологической и медицинской под-держки этой группы слабовидящихшкольников. Более того, в соответствиис инструктивным письмом Министерст-ва общего и профессионального образо-вания Российской Федерации № 48 от04.09.1997 при прогрессирующих иличасто рецидивирующих заболеваниях, атакже при наличии астенических явле-ний, возникающих у детей при чтении иписьме на близком расстоянии, в школыслабовидящих принимаются и дети состротой зрения, превышающей 0,4. Этовызвано необходимостью поддержки де-тей с нарушением зрения, относящихсяуже к подкатегории «Дети со сниженнымзрением».
Что касается обучения слабовидящихдетей в массовой школе, то на сегодняш-ний день им комфортнее учиться в клас-сах охраны зрения при массовых школах,хотя бы потому, что наполняемость этихклассов составляет 12 человек. В насто-ящее время главными проблемами такихклассов являются недостаточная (осо-бенно для обеспечения преемственностив коррекционной работе) методическаяподготовка педагогов и слабая матери-альная оснащенность учебного процессаспециальным оборудованием.
У слепых детей наиболее резко выра-жена степень нарушения основных зри-тельных функций. Глубокое снижениеостроты зрения в сочетании с нарушени-ем поля зрения и других зрительныхфункций делает невозможным или весь-ма ограниченным зрительное восприя-тие объектов, процессов, явлений. Приподготовке слепых детей к школе в усло-виях детского сада особого вниманиятребует коррекционная работа по фор-мированию навыков самообслуживания,развитию сенсорной сферы с еще болеетщательной ориентировкой на глубинунарушения зрительного анализатора.
В практике обучения, воспитания,развития и (ре)абилитации инвалидов позрению слепых детей целесообразно под-разделять на следующие группы по сте-пени нарушения зрения:
- Тотально или абсолютно слепые.При абсолютной слепоте на оба глазаполностью отсутствуют зрительные ощу-щения.
- Слепые дети со светоощущением.Эти дети видят только свет, т.е. отлича-ют свет от тьмы. При этом дети, имею-щие светоощущение с правильной про-екцией, могут правильно определять (по-казывать) направление света, а дети,имеющие светоощущение с неправиль-ной проекцией, не могут указать, откудападает свет.
- Слепые дети, у которых имеютсясветоощущение и цветоощущение, т.е.они не только отличают свет от тьмы, нои могут различать цвета (конечно, еслиих этому специально учить).
- Слепые дети с тысячными долямиот нормальной остроты зрения (пример-но от 0,005 до 0,009).
9 стр., 4058 слов
мотивационный компонент психологической готовности детей к обучению в школе
... тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Тем не менее, по различным ... тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости ... Введение В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в ...
При таком зрениив комфортных условиях человек видитдвижения руки перед лицом, на оченьблизком расстоянии может различатьцвета, контуры, силуэты предметов. Вмедицинских картах такая острота зре-ния фиксируется как 0,005 или «движе-ния руки перед лицом».
- Слепые с форменным (предмет-ным) остаточным зрением — это дети,острота зрения которых варьируется впределах 0,01-0,04. В литературе по ти-флологии в XX веке их называли частич-но видящими или частично зрячими(см., например, работы М.И.Земцовой,А.Г.Литвака, Л.И.Солнцевой).
Однако внастоящее время в тифлологии получа-ет все большее распространение термин«Слепые с остаточным зрением», потомучто он более точно отражает зрительныевозможности незрячих детей, входящихв эту группу. В познавательной и учебнойдеятельности (особенно связанной списьмом и чтением) ведущими для нихявляются осязательное и слуховое вос-приятие, а зрительное восприятие явля-ется вспомогательным способом ориен-тировки, контроля своих действий и по-лучения информации.
Заметим, что в офтальмологической итифлологической литературе к слепым с
остаточным зрением часто относят всехслепых, кроме абсолютно невидящих.Приведенная выше классификация де-тей с нарушением зрения является наи-более удобной для практики обучения и(ре)абилитации, ибо более точно отража-ет зрительные возможности, благодарячему получает все большее распростра-нение среди ученых и практиков.
Денискина и др. Восп. и обуч. детей с нар.разв — Стр 2
Остаточное зрение не позволяет не-зрячим детям полноценно развиваться,опираясь преимущественно на дефект-ное зрение. Некоторые дети с остаточ-ным зрением могут лишь непродолжи-тельное время на близком расстояниичитать написанное крупным шрифтом,но это не позволяет им получить полно-ценное образование, используя при обу-чении только плоскопечатный шрифт иплоское письмо. Именно поэтому сле-пые дети с остаточным зрением, как ивсе дети подкатегории «Слепые», в по-знавательной деятельности должны опи-раться в первую очередь на сохранныеанализаторы (осязание, слух и др.), а ихдефектное зрение должно выполнятьвспомогательную роль. Процесс ихшкольного обучения следует строить сиспользованием специальной рельефно-точечной системы для письма и чте-ния — шрифта Брайля. Опираться в про-цессе обучения, воспитания и развитияребенка, относящегося к подкатегории«Слепые», только на его остаточное зре-ние крайне опасно. В этом случае ребе-нок может и ослепнуть, и не научитьсяиспользованию сохранных анализато-ров, чтобы с помощью специальных при-емов выполнять без опоры на зрение тедействия, которые нормально видящиеделают под зрительным контролем.
Приведенное деление слепых с остаточным зрением и использование его в процессе обучения">слепых детей нагруппы очень важно для рациональнойорганизации дифференцированной кор-рекционно-(ре)абилитационной работыс этой подкатегорией детей с нарушени-ем зрения. Например, ребенка, имеюще-го светоощущение с правильной проек-цией, надо специально учить использо-вать эту особенность зрения при само-стоятельном передвижении в простран-
стве. Так, двигаясь по коридору вдольстены, по чередованию светлых и тем-ных полос (соответственно окон и про-емов между ними) с таким зрением всветлое время суток можно достаточнолегко находить двери помещений, распо-ложенных на противоположной сторонекоридора. Для этого незрячему, имеюще-му светоощущение с правильной проек-цией, необходимо только запомнить,напротив какого окна (светлого пятна)находится то или иное помещение(класс, кабинет и др.).
Если ребенок ви-дит не только свет, но и имеет цветоощу-щение, то его сначала необходимо на-учить дифференцировать различные сте-пени светлоты (темнее, светлее) и цвета,а затем использовать эти возможностиего зрения при ориентировке в прост-ранстве. Например, на улице, видя толь-ко серую и зеленую полосы, он можетнаучиться даже с помощью такого незна-чительного зрения отличать газон от тро-туара, что, естественно, облегчит емусамостоятельное передвижение в прост-ранстве.
Из всего сказанного следует, что рабо-та всех сотрудников образовательныхучреждений для детей с нарушением зре-ния должна строиться с учетом глубиныпатологии зрения и течения болезни.
Причин нарушения зрения оченьмного. Прежде всего, они делятся наврожденные (в том числе наследствен-ные) и приобретенные заболевания. Зна-ние возможностей зрительного воспри-ятия при разных заболеваниях, а такжеособенностей течения конкретной пато-логии органа зрения во многом опреде-ляет не только содержание, методику, нои стратегию преемственности медико-психолого-педагогических мероприятий.
Например, если зрение потеряно вдошкольном возрасте, но после трех лет,то при определенной педагогическойпомощи некоторые зрительные впечат-ления у инвалида могут сохраняться всюжизнь. Если инвалидность наступила вшкольном возрасте (даже в начальныхклассах), то таких впечатлений, естест-венно, и по количеству, и по качеству
значительно больше. Родителям и спе-циалистам, работающим с детьми, име-ющими тяжелые нарушения зрения, не-обходимо помнить об этом и проводитьработу, направленную на сохранение удетей зрительных впечатлений и образов.
При осуществлении преемственнойсвязи между дошкольным и школьнымобразованием необходимо учитыватьтакже такие факторы, как отношение кребенку в семье (например, игнорирова-ние дефекта и его последствий, гиперо-пека и др.) и его интеллектуальные спо-собности.
Таким образом, в преемственностидошкольного и школьного образованиядетей с нарушением зрения огромноезначение имеют диагностика состояниязрительных функций, развития сенсор-ной сферы, диагностика вторичных от-клонений в развитии, условия воспита-ния в семье (начиная с раннего возрас-та), качество оказываемой медико-пси-холого-педагогической помощи и пра-вильный выбор образовательного учреж-дения. При этом диагностические дан-ные на начало, середину (при необходи-мости) и конец учебного года необходи-мо сохранять в учреждении и доводитьсоответствующие сведения до специали-стов, которые будут работать с ребенкомна следующей возрастной ступени.
Проблему преемственности междудошкольным воспитанием детей с нару-шением зрения и их обучением в началь-ной школе необходимо решать в теснойвзаимосвязи с родителями. Именно спе-циалисты образовательного учреждения,которое посещает ребенок, должны по-мочь родителям понять особенности ихребенка, его реабилитационный потен-циал и свою роль в закреплении резуль-татов коррекционного обучения, воспи-тания и развития. Так, в случаях, когдародители не стремятся узнать, как целе-сообразно воспитывать и развивать ре-бенка с глубоким нарушением зрения,они теряют драгоценное время, так какнаучить инвалида по зрению самообслу-живанию и другим практическим дейст-виям гораздо сложнее, чем его зрячего
сверстника. Пробелы в социально-быто-вой адаптации ребенка с нарушениемзрения непременно сказываются на по-лучении им цензового образования вначальной школе и, как следствие, каче-ственного образования в объеме общеоб-разовательной школы.
И последнее. Многие педагоги и ро-дители справедливо жалуются на недо-статок литературы по вопросам обученияи воспитания детей с нарушением зре-ния. Самое большое собрание книг потифлологии находится в Российской го-сударственной библиотеке для слепых(РГБС) в Москве. Из электронной биб-лиотеки РГБС книги можно получать помежбиблиотечному абонементу черезспециализированные библиотеки дляслепых, которые имеются в главных го-родах практически всех регионов. Болееподробную информацию об этом можнополучить на сайте РГБС: www.rgbs.ru.
Литература
Белецкая В.И., Гнеушева АН. Охрана зре-ния слабовидящих школьников.— М.: Про-свещение, 1978.
Воспитание слепых детей дошкольного воз-раста в семье. Библиотечка для родителей /Под ред. В.А.Феоктистовой.— М.: Логос, 1993.
Григорьева Л.П., Вернадская М.Э. и др.Развитие восприятия у детей: Пособие длякоррекционных занятий с детьми с ослаб-ленным зрением в семье, детском саду, на-чальной школе. — М.: Школа-Пресс, 2001.
Денискина В.З., Петрова Г. Г. Развитиеобоняния у детей с нарушением зрения //Дефектология. — 2005. — №4. — С. 58-67.
Денискина В.З. Особенности обучения со-циально-бытовой ориентировке детей с на-рушением зрения. — Уфа, 2004.
Обучение и коррекция развития дошколь-ников с нарушенным зрением: Методичес-кое пособие / Под ред. Л.М.Шипицыной. —СПб.: Образование, 1995.
Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержаниемедико-педагогической помощи в дошколь-ном учреждении для детей с нарушениемзрения. — М.: ГороД, 1998.
Психология воспитания детей с наруше-нием зрения / Под ред. Л.И.Солнцевой и
В.З.Денискиной.— М.: Налоговый вестник,2004.
Специальные коррекционные программыдля дошкольников с тяжелыми нарушения-ми зрения / Под ред. Л.М.Шипицыной. —СПб.: Образование, 1995.
Тупоногов Б. К. Теоретические основы ти-флопедагогики: Учебное пособие. — М.:АПК и ПРО, 2001.
Феоктистова В.А. Формирование навы-ков общения у слабовидящих детей. — СПб.,2005.
1