«Педагогика и психология» 2

Министерство образования РФ

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Контрольная работа №1.

«Образование как социокультурный феномен.»

Вариант №10.

1. Образование как социокультурный феномен.

2. Предмет и объект социологии образования.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

4. Социологические методы изучения сферы образования.

  1. Образование как социокультурный феномен.

Понятие «образование» было введено в научный лексикон в XIX в. швейцарским педагогом И.Г.Песталоцци. В современной педагогической науке «образование» рассматривается как социокультурный феномен, имеющий социальную природу и характеризующийся динамичностью исторического развития. В современном педагогическом дискурсе единого определения этого понятия не существует, так как оно является сложным и многоаспектным. В связи с этим, можно обозначить несколько подходов к его интерпретации. Закон РФ «Об образовании» (1996 г.) определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. В рамках социально-педагогического подхода образование понимается как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества через систему государственных и частных учебно-воспитательных учреждений. Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности. Профессор Б.С. Гершунский выделяет 4 аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: ценность, система, процесс и результат.

Только единство этих аспектных характеристик, с его точки зрения, может позволить понять и оценить сущность образования как сложного культурного феномена. Для всех этих подходов общим является обращение к таким категориям как обучение, воспитание, культура, ценности. В этом контексте образование есть процесс обучения и воспитания, направленный на передачу накопленных человечеством знаний и культурных ценностей. Культура по сути выступает как предпосылка и как результат образовательной деятельности человека. Немецкий философ Х.-Г. Гадамер отмечал, что «образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Образование представляет собой социокультурный феномен и эта двойственность исходит из понимания образования как социального института, с одной стороны, и как становления культурной природы человека, с другой. Формирование образования как социального института связано с двумя задачами, актуализировавшимися в период средневековья: сохранением культурных ценностей и воспроизводством социально-культурных образцов мышления и поведения. В таком аспекте образование представляет собой институт, выполняющий педагогическую (образовательную) деятельность в установленных рамках, имеющий традицию существования в конкретных социально-культурных условиях со своими особенными содержанием, методами и формами.   Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие «образование» употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса — духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

8 стр., 3762 слов

Философская гуманизация образования в процессе формирования духовности учащегося

... значение образования как основного механизма социализации личности, поскольку процесс обучения и воспитания в контексте купли-продажи утрачивает функцию формирования духовнонравственной сферы человека. ... парадигмы антропологический критерий переносит акцент с исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъекта культуры, воплощающего ее высшие устремления и достижения», ...

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования.

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч. 2. Социальная физиология. Она исследует «жизненные проявления общества». Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д. ...

Философская энциклопедия, определяет предмет социологии образования, как социальной природы: «Социология образования — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни». А.Майер пишет, что социология образования «…имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил». В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: «…социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений». Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: «Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой».

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества — экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно «образовательные» проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают такие вопросы, как:

  • соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества;
  • пропорциональность морфологического строения структуры образования;
  • влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы — профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.

Все исследования в социологии образования объединены по двум направлениям:

  • внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования,
  • внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, Социология образования может быть представлена в виде двух структур

1) теоретико-концептуальное содержание:

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящими ее до этой общности – аудитория Спонтанность образования; неустойчивость взаимосвязей; отсутствие разнообразия во ... – самоубийство Укажите автора пассионарной теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих и частных ...

  • основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность;
  • социальная детерминация образования, социокультурная организация сферы образования, эффективность образования;

2) технологическая последовательность познавательной деятельности:

  • теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;
  • методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование;
  • фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;
  • проекты и модели социокультурной деятельности.

4. Социологические методы изучения сферы образования

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

  • официальных: указы и постановления правительства, планы работы, материалы печати, личностные документы;
  • неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;
  • специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

  • традиционный
  • качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой.

Часто применяется метод наблюдения, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий. Наблюдения бывают:

  • систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;
  • простое, носящее эпизодический, случайный характер;
  • включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми;
  • не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми;
  • кратковременное, в течение 1-2 часов;
  • длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения дает хороший результат в сочетании его с методом опроса.

Опрос — это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

Анкетирование в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... и оказания психологической помощи. Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения ... то, что хочет, без вопросов психодиагноста). этап. Психодиагност задает общие вопросы. этап. Диагностическое интервью (психодиагност задает подготовленные вопросы). этап. Заключительные слова психодиагноста, ...

Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

Список литературы:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М.: 2004.

  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1997.
  4. Практическая психология образования. М., 1997.
  5. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1970.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
  7. Божович Л. И., Возрастной подход в работе пионерской организации. М., 1967.
  8. Веденов А. В. Вопросы коммунистического воспитания и психологическая наука //Вопросы психологии, 1963, N4.
  9. Выготский Л. С. Собр. соч., т. 2
  10. Толстой Л. Н. Полное собр. соч., т. 26. М., 1936.
  11. Макаренко А. С. Соч. т. 5,1960.
  12. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв., т. 1,1983.
  13. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Психология воспитания подростка. 1978.
  14. Крягжде С. П. Вопросы психологии. 1985, № 3.
  15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. 1968.

9