«Игра и ее роль в педагогическом процессе»

Введение……………………………………………………………………3-5

Глава 1. Педагогические возможности игры ……………………………6

1.1. Возникновение и социально-педагогическое значение игры……6-8

1.2. Функции, содержание, виды игр…………………………………8-14

1.3. Значение и эффективность игр в формировании личности……14-16

Выводы……………………………………………………………………16-17

Глава 2. Игровые технологии…………….………………………………18

2.1. Игра как метод обучения………………………………………….18-20

2.2. Воспитание в игре…………………………………………………20-23

2.3. Внедрение компьютерных игровых технологий в современную

педагогику…………………………………………………………23-25

Выводы……………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………….27-28

Литература……………………………………………………………..…29-30

Приложение

Введение

Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую — К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности.

Особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Теория Л. С. Выготского и его учеников, считающих исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной, и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам ,действительно характерено для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

13 стр., 6171 слов

1.Теория деятельности в трудах а.Н. Леонтьева

... сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения. В-третьих, ... психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу ...

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра — один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления человека. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, — ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, — теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно — начала творческого.

Цель моей курсовой работы — рассмотреть важность включения игры в учебный и воспитательный процесс; и её влияние на мотивацию детей к учебному процессу. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить историю, сущность и функции игры;

2. выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;

3. проанализировать роль игры в учебном процессе.

Объектом моих исследований является влияние игры на воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются игры, направленные на воспитание и обучение дошкольников и младших школьников.

Методами исследования предмета в основном являются наблюдения за самостоятельными играми детей и играми под руководством взрослых и педагогов, опросы воспитателей и учителей, детей, заметки педагогов по этому вопросу.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

28 стр., 13897 слов

Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта

... людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отличительными признаками развертывания игр является быстроменяющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий ... морали взрослых людей. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. У ребенка игра служит ...

Глава 1. Педагогические возможности игры

1.1. Возникновение и социально-педагогическое значение игры

Возникновение игры как способа решения затруднений в деятельности, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека описано в книге «Психология игры» Д. Б. Эльконина. Автор предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Так на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это — признаки игры.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры.

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

— имитация реальной трудовой деятельности;

— осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

— разыгрывание ролей;

— наличие магического смысла.

С развитием общества, со сменной формации ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом, начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.

10 стр., 4853 слов

Роль дидактической игры в обучении дошкольников с отклонением в развитии

... представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, ... дидактических игр Дидактическая игра одновременно является формой обучения детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с ...

Игра становится важнейшей частью досуга народа. В ней проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Она — средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была — детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

? осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;

? рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предпри……..

Литература

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А.Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2003. — 616 с.

2. Ямбург Е.А. Единое информационное пространство школы: педагогический аспект. / Управление школой (издательский дом «Первое сентября») №№ 10, 11, 2004.

3. Ресурсы интернета: >4. Ресурсы интернета: pedagogika/comcrd.htm

1. Бабанский К. С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М.:Педагогика, 1995. — 435 с.

2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М.:Просвещение, 1998.-231с.

3. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. — М.:Педагогика, 1997. — 387 с.

4. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. — М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. — 221 с.

5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. — М.:Педагогическое общество России, 2004. — 480 с.

6. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2002г.

7. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 2000. — 367 с.

8. Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации». — Псков, 1997г.

9. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: 1996г.

10. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование. — 2005. — № 8. — С. 134 — 137.

11. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». — М.: Педагогика, 1999г.

12. Шмаков С.А. Игра и дети. — М.: Знание, 1999. — 256 с.

11 стр., 5492 слов

Дидактические игры в обучении детей с нарушениями интеллекта

... современном образовании. Решение этой проблемы невозможно без усовершенствования технологий обучения а, следовательно, и методов обучения. На сегодня в педагогике активно ищут новые решения. Среди них выделяют игровую ... Но это вовсе не означает, что занятия необходимо проводить только в форме игры. Игра - один из методов, который дает хорошие результаты только в комплексном сочетании с ...

13. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1997. — 304 с.