Введение
Талант, креативность – это не только большой дар, но и большое наказание. В.Н. Дружинин |
В биографиях различных писателей, музыкантов, художников, ученых и композиторов, которые являются, несомненно, людьми творческими, часто фигурируют факты, свидетельствующие о том, что они были не совсем нормальными с точки зрения общепринятых норм. Джиоия, например, в припадке творчества написал целую главу на доске письменного стола вместо бумаги. Ван Гог написал автопортрет, перед этим отрезав себе ухо. Эйнштейна и Сальвадора Дали считали сумасшедшими или в лучшем случае странными. Подобных случаев очень много в истории.
В современном обществе данная тенденция также имеет место. Большинство людей, узнав факты биографии или познакомившись с творчеством таких личностей, начинают активно крутить у виска. Мне стало интересно, с чем это может быть связано. Возможно такие творческие, креативные личности в силу своей созидательной деятельности должны выходить за рамки, установленные обществом. А может быть они действительно не вполне нормальные. В этом случае, возможно, они больше других склонны к различного рода психическим отклонениям и расстройствам. Другими словами они имеют более высокие уровень невротизации и психопатизации, чем люди с относительно низким уровнем креативности. Понятия невротизации и психопатизации включают в себя такие проявления невротических состояний как быстрая утомляемость, нарушение сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышение раздражительности, возбудимость, наличие страхов, тревоги, равнодушие к принципам долга и морали, повышенный нонконформизм и другие.
В своей курсовой работе я решил исследовать взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации. На мой взгляд тема довольно актуальная, так как негативное отношение к творческим людям может повлечь за собой снижение интереса к искусству, а также непонимание и критику со стороны общества, что в свою очередь может заставить креативных людей отказаться от творчества. Это может привести к снижению уровня культуры в целом. Это также может быть полезно, например, психологам-консультантам при работе с такими людьми.
Объектом исследования, таким образом, является креативность, невротизация и психопатизация. А предметом – взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации.
Предполагаю, что уровень невротизации и психопатизации напрямую зависит от уровня креативности, такова моя гипотеза.
Целью своей работы я считаю исследование уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации, а так же взаимосвязь между этими характеристиками у студентов первого курса в возрасте от 17 до 19 лет. Для осуществления этой цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить природу творческих способностей;
2. изучить природу таких невротических состояний как невротизация и психопатизация;
3. провести исследование и выяснить существует ли связь между этими характеристиками;
4. выяснить чем такая связь может быть обусловлена.
Для исследования я собираюсь использовать опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) и краткий вариант теста Торренса (адаптированный субтест «Завершение картинок»).
Тему я выбрал не только потому, что мне это интересно, но и потому, что данная проблема почти не изучена. Изучая литературу и периодические издания, я нашёл всего несколько статей на эту тему. Авторы этих статей ссылаются на работу итальянского невропатолога XIXвека Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство». Это единственная книга, в которой автор попытался найти взаимосвязь между высокими творческими способностями и психическими отклонениями и расстройствами.
1 Творческие способности (креативность)
1.1 Понятие творчества и творческих способностей
Хотя природа творческих способностей «интересовала мыслителей, людей науки и искусства со времен Аристотеля» (Н.В. Рождественская) [1], в современной психологии эта проблема изучается примерно с середины XIXвека. На роль отца-основателя психологии способностей, в том числе и творческих, вправе претендовать Френсис Гальтон. «Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день…» (В.Н. Дружинин).
[2]
Так что же такое творчество? В Большом психологическом словаре (составители: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко) дается следующее определение творчества:
«Творчество(англ. creativity).
В узком смысле, творчество — человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания,решения, способы действия, материальные продукты).
Существует также точка зрения, что творчество — это не только феномен человеческой деятельности, но и, например, поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я. А.).Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле.» [3]
Таким образом, способность к творчеству – это способность создавать нечто новое, ранее не существовавшее, а творческие люди – это люди, обладающие такими способностями. Выходит, что творческого человека можно встретить везде, так как создавать новое можно в самых различных сферах человеческой деятельности, а значит область применения знаний по данной проблеме очень велика. Я думаю это добавляет актуальности моей работе.
Ученые, изучающие творчество, выделяют ряд черт присущих творческим людям. Таких классификаций признаков очень много, но все они содержат несколько основных черт. Мне больше всего понравилась точка зрения А. Олаха по данному вопросу, так как, на мой взгляд, он выделил как раз самые существенные из них:
1. независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2. открытость ума – готовность поверит своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Помимо названных черт выделяют и некоторые другие, такие как: широкий круг интересов, стремление к самовыражению, красноречие и другие.
1.2 Природа творческих способностей
Что касается природы творческих способностей, на этот счет существует несколько мнений. Одни ученые считают такие способности врожденными и связанными с наследственностью, другие – что это результат воспитания и влияния среды. Однако большинство ученых, в том числе и отечественных, склонны к объединению этих точек зрения и полагают, что творческие способности являются как продуктом наследственности, так и влиянием воспитания и среды. Данную точку зрения доказывают исследования, проведенные на близнецах, выросших в одинаковых и разных социальных средах («Метод Близнецов», разработанный Френсисом Гальтоном).
[2]
1.3 Поведенческие и психические особенности творческих людей
Творческие люди, как правило, очень отличаются поведением, внешностью, манерами от обычных людей. Эта непохожесть обычно не приветствуется в обществе, особенно на территории постсоветского пространства, и такие «отщепенцы», безусловно, испытывают непонимание и даже призрение со стороны социума. Это может быть связано с различными особенностями творческих людей, на мой взгляд, прежде всего, с не желанием быть как все. Вспомним замечательное произведение Р. Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»: «…Почему так трудно быть таким же, как все? Низко летают пеликаны и альбатросы. Вот пусть они и планируют себе над водой! Но ты же – чайка!..» [4]
Вот что пишет В.Н. Дружинин по этому поводу: «Независимость от группы в сочетании с собственным видением мира, оригинальным «бесконтрольным» мышлением и поведением вызывает негативную реакцию социальной микросреды, как правило, ратующей за соблюдение традиций». [2]
Дружинин говорит о «бесконтрольном» мышлении. Это можно понять двояко: с одной стороны мышление не поддается контролю со стороны общества, с другой – со стороны самого обладателя такого мышления. В первом случае все понятно, творческий человек независим от мнения окружающих. Во втором же – речь может идти о бессознательности творческого процесса. Я думаю, что творчество действительно связано с бессознательным. Человек как бы отрывается от реальности и погружается в мир грез и фантазий, где его подсознание рисует невероятные сюжеты и картины. Не является ли бессознательное тем самым вдохновением? Августин Блаженный писал: «Я не сам думаю, но мои мысли думают за меня». Ч. Ломброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» писал: «Фоскол сознается в своем Epistolario, лучшем произведении этого великого ума, что творческая способность писателя обуславливается особым родом умственного возбуждения (лихорадки), которого нельзя вызвать по своему произволу». [5]
Так или иначе процесс творчества связан с измененным состоянием сознания, при котором сам человек не всегда осознает свои действия и не контролирует свое поведение. Снова обратимся к Дружинину: «Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения». [2]
Несомненно, творчество связано с особым состоянием мозга и это было известно многим творческим личностям, поэтому они стремились воспроизвести это состояние с помощью различных средств. Шиллер, например, держал ноги в холодной воде, Байрон принимал лауданум, Пруст нюхал крепкие духи, Руссо подолгу стоял на солнце с непокрытой головой, Мильтон и Пушкин любили писать лежа на софе или кушетке. Кофеманами были Бальзак, Бах, Шиллер, наркоманами – Эдгар По, Джек Керуак, Джон Леннон и Джим Моррисон. Впрочем, история мировой рок-культуры вся связана с психотропными средствами. В кругу отечественных литераторов был популярен алкоголь. Сергей Довлатов в своем автобиографичном романе «Ремесло» писал: «…здесь царил вечный спутник российского литератора – алкоголь. Пили много, без разбору, до самозабвения и галлюцинаций». [6]
Итак, мы выяснили, что творчество – это процесс создания чего-то принципиально нового, что творческие способности человека зависят как от его наследственности, так и от его воспитания и среды, и, наконец, что процесс творчества связан с особым состоянием сознания.
2 Невротизация и психопатизация как особые невротические состояния
2.1 Невротизация
Конкретного определения невротизации, как такового, не существует, но под ней понимают легкую, начальную стадию невроза. Поэтому я буду опираться на термин невроз при описании невротизации.
Среди нескольких определений неврозов, которых я встретил в литературе, самым удачным и полным, на мой взгляд, является определение В.А. Гиляровского: «Неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и необусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации». [7]
При неврозах происходит «срыв» личности в ее отношениях с окружающими, и человек обычно стремится к преодолению и компенсации возникающих расстройств. У разных людей нервозы возникают и протекают по-разному. Это зависит от особенностей функционирования системы «психологической защиты» личности.
Таким образом, невроз определяют как психогенное (конфликтогенное) функциональное личностное расстройство, которое проявляется преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов. Невроз является следствием неразрешимого внутриличностного мотивационного конфликта при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты.
По мере углубления невротических расстройств в динамике невроза наблюдаются и углубление соматобиологических сдвигов, перестройка гомеостаза (психоэндокринных соотношений, вегетативной реакции), однако грубой органической деструкции органов не происходит. Возможно, как отмечают П.И. Сидоров, А.В. Парняков, неврозы – это не только личностная адаптация к психотравмирующим воздействиям социальной среды, но и своеобразная «защита» организма от органической деструкции при увеличении психоэмоционального напряжения путем использования особых невротических механизмов перестройки гомеостаза. [8]
Невротизация, таким образом, в основном проявляется в таких невротических состояниях как быстрая утомляемость, нарушение сна, ипохондрическая фиксация на неприятных соматических ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность, возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенность в себе, беспокойство. Безынициативность людей с высоким уровнем невротизации формирует переживание связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется не только в ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, но и на переживания своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. [10]
2.2 Психопатизация
Психопатизация – болезненное изменение склада личности в виде психической дисгармонии, вследствие которого формируются психопатоподобные (псевдопсихопатические) состояния. Такие изменения личности могут возникнуть в любом возрасте вслед за тяжелым либо длительным стрессом, экстремальными средовыми депривациями, серьезными психическими расстройствами, заболеваниями или травмами головы. Видно, что психопатизация может возникнуть вследствие различных причин, поэтому ее делят на несколько форм:
1. непатологические девиации личности («педагогическая запущенность»).
При данной форме отмечаются недисциплинированность, неуспеваемость, раннее оставление школы, отказ от приобретения профессии, лживость, бравада, невыработанность запретительных механизмов, дефектность морально-этических установок, озлобленность по отношению к взрослым, наклонность к группированию, алкоголизация, криминальные поступки. Но с целью получения удовольствия люди с этой формой психопатизации могут проявлять предприимчивость, ловкость, хорошую практическую ориентированность, высокий уровень адаптации в своей среде;
2. хронические изменения личности не связанные с повреждением или заболеванием мозга. Эта форма может развиться в результате катастрофических или чрезмерных продолжительных стрессов или вслед за тяжелыми психическими заболеваниями. Проявляется в личностном изменении восприятия оценки окружения и самого себя, плохо адаптированном поведении, нарушении обычных стереотипов жизни;
3. хронические изменения личности, возникшие после катастроф. К этой форме относят расстройства, полученные вследствие таких стрессов, как пребывание в концентрационных лагерях, пытки, стихийные бедствия, длительная подверженность угрожающим жизни обстоятельствам (например, положение заложника).
Этой форме характерны враждебное или недоверчивое отношение к миру, социальная отгороженность, чувства опустошенности и безнадежности, хроническое ощущение тревоги, отчужденность;
4. хронические изменения личности после психической болезни. В рамках этой формы психопатизации рассматривают изменения обусловленные травмирующим воздействием тяжелой психической болезни. Личностные изменения здесь носят хронический характер и проявляются ригидными и дезадаптирующими типами переживаний и функционирования, ведущими к длительному нарушению в межличностной, социальной и профессиональной сферах и субъективному дистрессу. Для этой формы характерны такие проявления, как чрезмерная зависимость и требовательное отношение к другим, пассивность, снижение интересов и вовлеченности в занятия досуга;
5. соматогенно обусловленные психопатоподобные расстройства. При этой форме отмечается относительный параллелизм в динамике соматических и психических расстройств;
6. органические психопатоподобные состояния. Эта форма является следствием органических повреждений мозга. Здесь могут иметь место различные проявления психоорганического синдрома – астения, задержка интеллектуального развития, судорожные припадки, головокружения, обмороки, непереносимость жары, духоты, езды в транспорте, также могут проявляться повышенная утомляемость и истощаемость;
7. эпилептиформный вариант психоорганического синдрома. При длительной эпилепсии возникают своеобразные личностные изменения, в известной мере напоминающие свойственные варианту «вязких эпилептоидов» в рамках психопатий. Характерны склонность «застревать» на тех или иных, особенно отрицательно окрашенных, переживаниях, импульсивность, эгоцентризм, повышенная аккуратность, педантизм. [9]
В рамках моей курсовой работы больше внимания, конечно, следует обратить на первую и вторую формы психопатизации, но следует учитывать и другие формы. Ван Гог, например, был эпилептиком (седьмая форма), Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нем вследствие полученной им раны в голову [5] (шестая форма).
В целом же для психопатизации свойственны такие черты, как равнодушие к принципам долга и морали, что может приводить к конфликтам, безразличие к мнению окружающих, повышенный нонконформизм, стремление выделиться среди окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенное самолюбие и самоуверенность, беспечность и легкомыслие. [10]
Таким образом, можно сделать вывод, что невротизация – это состояние при котором происходят отклонения связанные с различными соматическими ощущениями, как правило, неприятными, а также с некоторыми нарушениями функций организма. Психопатизация же проявляется в поведенческих отклонениях и в легких нарушениях психической сферы личности.
3 Эмпирическое исследование креативности, невротизации и психопатизации и их взаимосвязи
3.1 Используемые методики
В своем исследовании я использовал две методики: сокращенный вариант теста креативности Торренса (адаптированный субтест «Завершение картинок») и опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП).
Полный тест Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления.
В 1993 – 1994 годах тест был адаптирован в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет, но тест может быть использован в исследовании других выборок с различными возрастными рамками.
Данный адаптированный вариант был разработан для оценки невербальной креативности. В нем используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных, с некоторым набором элементов, используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения (инструкцию испытуемому и вариант теста см. приложение 1).
Эти картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
При обработке результатов учитывается два фактора: во-первых, насколько испытуемый следует стимульному материалу (чем меньше, тем выше оценивается рисунок), и, во-вторых, как часто повторяется сюжет рисунка у других испытуемых (чем чаще, тем ниже оценка рисунка).
Минимальный балл – 0, максимальный – 1. [2]
Опросник определения уровня невротизации и психопатизации был составлен и в последующие годы адаптирован в Ленинградском институте им. Бехтерева в 1974 году.
В результате проведенного исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что невротизация формируется под влиянием трех классов психических явлений. Прежде всего ее уровень опосредован эмоционально мотивационными особенностями личности, содержащимися в факторах «С», «Н», «Q3», «QЧ», опросника Кеттелла, которые на более высоком уровне обобщения интерпретируются как тревожность или направленность на себя, а также такой основной составляющей темперамента, как нейротизм (по Айзенку).
Далее шкала невротизации вбирает в себя всю ту психосоматическую симптоматику, которая присутствует в 20 шкалах MMPI, таких, как шкалы невротической триады, психастенических особенностей личности и дополнительных: тревоги, невротизма, общей плохой приспособленности и т. д. Этот же смысл имеют корреляции с типами акцентуации по А. Е. Личко (неврастеничный, психостеничный, сенситивный, меланхоличный).
И, наконец, третьим фактором, определяющим уровень невротизации, является собственное состояние человека, его самочувствие, основной тон его переживания. Поскольку уровень невротизации отражает как динамически изменяющиеся особенности человека (состояния), так и относительно более статичные (свойства личности), то невротизацию можно представить как вариативную личностную переменную. Типичный для конкретного человека уровень невротизации, в основном обусловленный его личностными особенностями, и определяет вероятный диапазон изменений ее уровня, вызываемых различными психо-, сомато- и социогенными факторами.
Несколько иное место в психологической структуре индивида может занимать свойство, измеряемое шкалой психопатизации. Прежде всего, обращает на себя внимание факт, что оценки по этой шкале значимо коррелируют с данными других методик, характеризующих различные, казалось бы, не связанные между собой, личностные свойства. Это факторы «А» и «О», Кеттелла, гипертимная, и шизоидная акцентуация по А. Е. Личко, шкалы психопатических отношений и поведенческих девиаций MMPI. Эти корреляции свидетельствуют о том, что частные особенности перечисленных свойств личности оказывают влияние на стиль интерперсональных взаимодействий или участвуют в его формировании. Поскольку оценки уровня психопатизации не коррелируют с различными оценками состояния человека, то измеряемую психопатизацию можно рассматривать как относительно устойчивое личностное свойство.
Опросник включает в себя 90 утверждений разделенных на три шкалы: шкала лживости (10 утверждений под номерами 9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90), шкала невротизации (утверждения под нечетными номерами) и шкала психопатизации (утверждения под четными номерами).
Баллы, присеваемые за ответы на утверждения различны для представителей мужского и женского пола (инструкцию испытуемому и вариант опросника см. приложение 2).
Оценки по шкале невротизации могут принимать значения от -116 до 105 у мужчин и от -84 до 104 у женщин. Градация оценок (независимо от пола):
-27 баллов и менее – очень высокий уровень;
от -26 до -11 – высокий уровень;
от -10 до 10 – неопределенный уровень;
от 11 до 22 – низкий уровень;
23 балла и выше – очень низкий уровень.
Оценки по шкале психопатизации могут принимать значения от -85 до 45 у мужчин и от -93 до 48 у женщин. Градация оценок (независимо от пола):
-12 баллов и менее – очень высокий уровень;
от -11 до -6 – высокий уровень;
от -5 до 5 – неопределенный уровень;
от 6 до 11 – низкий уровень;
12 баллов и выше – очень низкий уровень. [10]
3.2 Обработка результатов
Мною было проведено исследование уровня креативности, а также уровня невротизации и психопатизации. Объектом исследования являются студенты первого курса непсихологических специальностей в возрасте от 17 до 19 лет.
Целью исследования является установление взаимосвязи между уровнем креативности и уровнем невротизации и психопатизации. Для этого я собираюсь сравнить показатели этих характеристик.
Всего в исследовании участвовало 50 человек: 16 юношей и 34 девушки. Один из испытуемых (юноша) заполнил лишь опросник УНП и проигнорировал рисуночный тест, поэтому фактически будут учитываться 49 анкет. Шкала лживости показала, что все 49 анкет могут считаться достоверными (бланки ответов см. приложение 3).
В результате обработки методического материала я получил следующие значения:
Таблица №1 – Креативность, невротизация, психопатизация
№ п/п | Креативность | Невротизация | Психопатизация |
1 | 0,083 | 32 | 0 |
2 | 0,140 | 31 | 12 |
3 | 0,152 | 9 | -12 |
4 | 0,185 | 49 | -14 |
5 | 0,198 | 58 | 12 |
6 | 0,240 | 5 | -23 |
7 | 0,248 | -5 | -9 |
8 | 0,257 | 0 | 7 |
9 | 0,258 | -8 | 6 |
10 | 0,277 | -9 | -18 |
11 | 0,290 | -7 | 5 |
12 | 0,290 | 63 | 26 |
13 | 0,300 | 12 | 5 |
14 | 0,300 | 37 | 4 |
15 | 0,302 | 18 | 4 |
16 | 0,322 | -12 | -1 |
17 | 0,357 | 3 | -10 |
18 | 0,360 | 7 | 6 |
19 | 0,362 | 24 | 14 |
20 | 0,385 | -18 | 11 |
21 | 0,390 | 52 | -12 |
22 | 0,408 | -26 | 5 |
23 | 0,452 | 41 | 22 |
24 | 0,455 | 61 | 9 |
25 | 0,462 | 31 | 16 |
26 | 0,480 | 42 | 13 |
27 | 0,482 | -19 | -5 |
28 | 0,493 | -13 | 9 |
29 | 0,512 | 33 | 3 |
30 | 0,513 | 61 | 13 |
31 | 0,518 | 17 | 17 |
32 | 0,522 | 36 | 2 |
33 | 0,522 | 57 | 1 |
34 | 0,523 | 5 | -14 |
35 | 0,525 | 7 | 0 |
36 | 0,527 | 38 | -15 |
37 | 0,530 | 0 | -10 |
38 | 0,532 | -12 | 5 |
39 | 0,543 | -18 | -27 |
40 | 0,553 | 9 | -8 |
41 | 0,563 | 64 | 19 |
42 | 0,565 | 57 | 8 |
43 | 0,577 | 10 | 4 |
44 | 0,590 | 40 | 3 |
45 | 0,595 | 12 | 15 |
46 | 0,610 | 41 | 11 |
47 | 0,707 | -23 | 1 |
48 | 0,772 | 85 | 2 |
49 | 0,797 | 32 | -21 |
Посчитаем среднее арифметическое каждого из показателей. Уровень креативности в среднем равен 0,429, что является ниже среднего. Уровень невратизации показал низкую оценку – 20,6, а значит, он находится в пределах нормы. Уровень психопатизации в отличие от уровня невратизации имеет среднюю оценку – 1,9 (неопределенный уровень), это значит, что существует небольшой риск нарушений.
Уже по таблице №1 видно, что взаимосвязь между уровнем креативности и уровнями невротизации и психопатизации не прослеживается, но для большей наглядности я изобразил значения в виде графиков зависимости:
График №1 – Взаимосвязь креативности и невротизации
График №2 – Взаимосвязь креативности и психопатизации
На обоих графиках мы видим зигзагообразную кривую, что говорит нам о том, что не существует никакой зависимости уровня креативности ни от уровня невротизации, ни от уровня психопатизации. Точки не складываются ни в какую, даже приблизительную прямую.
Заключение
В курсовой работе «Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации и психопатизации» было проведено теоретическо-эмпирическое исследование, в ходе которого были решены следующие задачи:
1. изучить природу творческих способностей;
2. изучить природу таких невротических состояний как невротизация и психопатизация;
3. провести исследование и выяснить существует ли связь между этими характеристиками.
Итак, гипотеза, выдвинутая мной в курсовой работе, не подтвердилась. Однако я думаю, что она имеет право на существование, так как есть ряд причин, которые говорят о том, что проведенное исследование не может считаться полностью достоверным:
1. мною был использован сокращенный вариант теста креативности Торренса, который говорит лишь о художественной (невербальной) креативности. Полный же вариант позволяет говорить также и о вербальной креативности;
2. опросник определения уровня невротизации и психопатизации, на мой взгляд, требует от испытуемых высокого уровня рефлексии, а выборка, на которой проводилось исследование, не обладает, я думаю, таким качеством;
3. уровень креативности в данном случае должен быть также достаточно высок, чего не скажешь о данной выборке.
В будущем я намерен исправить эти ошибки, так как, ближе познакомившись с психологией творчества, собираюсь продолжать исследования в этой области. Возможно, причина столь неординарного поведения творческих людей связана с их высокой эмоциональностью, или еще чем-нибудь. Так или иначе, я не собираюсь отказываться от мнения о том, что творческие люди не вполне нормальны, и в будущем хочу провести более тщательное исследование этой проблемы.
Список литературы
1. Сельченок, К.В. Психология художественного творчества / К.В. Сельченок. – М.: Харвест, 2003. – 752 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
3. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинчинко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
4. Бах, Р. Чайка Джонатан Ливингстон / Р. Бах. – М.: София, 2007. – 112 с.
5. Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. – Симферополь: Реноме, 1998. – 400 с.
6. Довлатов, С.Д. Ремесло / С.Д. Довлатов. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 192 с.
7. Гиляровский, В.А. Психиатрия. Учение о галлюцинациях / В.А. Гиляровский. – М.: Классика и современность, 2003. – 240 с.
8. Соловьева, С.Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / С.Л. Соловьева. – СПб.: Сова, 2007 – 575 с.
9. Гиндикин, В.Я. Лексикон малой психиатрии / В.Я. Гиндикин. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997. – 576 с.
10. http://vsetesti.ru/247/
Приложение 1
Инструкция: Перед Вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.
Приложение 2
Инструкция: В опроснике содержится несколько десятков утверждений, касающихся состояния Вашего здоровья и вашего характера.
Прочтите каждое утверждение и решите, верно оно по отношению к Вам или не верно. Если Вы решили, что данное утверждение по отношению к Вам верно, поставьте знак (Х) в графу «согласен». Если утверждение по отношению к Вам неверно, поставьте знак (Х) в графу «не согласен». Если утверждение по отношению к Вам бывает верно или неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. Всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.
Учтите, что при расшифровке результатов исследования содержание утверждений, Ваши имя и фамилия, а также номер группы не учитывается, поэтому Вы можете быть совершенно откровенны.
№ | Утверждение | Согласен | Не согласен |
1 | В различных частях своего тела я часто чувствую жжение, покалывание, ползание мурашек, онемение | ||
2 | Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга | ||
3 | Я редко задыхаюсь и у меня не бывает сильных сердцебиений | ||
4 | Мне часто хотелось бы быть женщиной (если вы женщина: я довольна тем, что я женщина, а не мужчина) | ||
5 | Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным | ||
6 | Страх перед мышами у меня отсутствует | ||
7 | Голова у меня болит часто | ||
8 | Бывали случаи, когда мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь, например, в магазине | ||
9 | Временами мне хочется выругаться | ||
10 | Кое-кто рад бы мне навредить | ||
11 | Два-три раза в неделю по ночам меня мучают кошмары | ||
12 | Бывало, что в школе меня вызывали к директору за озорство | ||
13 | Сейчас я себя чувствую лучше, чем когда-либо | ||
14 | Я стараюсь запомнить всякие интересные истории, чтобы потом рассказывать их другим | ||
15 | Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня | ||
16 | О любви я читаю с удовольствием | ||
17 | У меня бывали периоды, когда из-за волнений я терял сон | ||
18 | Иногда я говорю неправду | ||
19 | Обычно работа стоит мне большого напряжения | ||
20 | Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство других людей | ||
21 | Иногда я бываю так возбужден, что это даже мешает мне заснуть | ||
22 | Я хотел бы быть автогонщиком | ||
23 | Большую часть времени я вполне доволен жизнью | ||
24 | Я злоупотреблял спиртными напитками | ||
25 | У меня гораздо меньше всяких опасений и страхов, чем у моих знакомых | ||
26 | Я мало пугаюсь, когда вижу змей | ||
27 | Бывает, что я отвечаю на письма с опозданием | ||
28 | Я всегда был равнодушен к игре в куклы | ||
29 | Мне бы хотелось встречаться часто вне работы / учебы со своими знакомыми и друзьями | ||
30 | Мне часто кажется, что у меня комок в горле | ||
31 | Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением | ||
32 | Я люблю читать научно-полулярные журналы по технике | ||
33 | Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе | ||
34 | Плохое настроение у меня быстро проходит, потому что всегда находится что-нибудь интересное, что меня отвлекает | ||
35 | Я мало устаю | ||
36 | Бывает, что я сержусь | ||
37 | Я верю в будущее | ||
38 | Нужно очень много доказательств, чтобы убедить людей в какой-нибудь истине | ||
39 | Я часто предаюсь грустным размышлениям | ||
40 | В школе я часто прогуливал уроки | ||
41 | Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее, чем обычно | ||
42 | Я считаю, что детей следовало бы ознакомить со всеми вопросами половой жизни | ||
43 | Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой | ||
44 | Охота мне нравится | ||
45 | Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня | ||
46 | Как правило, отметки за поведение в школе у меня были неважными | ||
47 | Я почти всегда о чем-нибудь или о ком-нибудь тревожусь | ||
48 | Временами я бываю полон энергии | ||
49 | У меня мало уверенности в себе | ||
50 | Временами я был вынужден обходиться резко с людьми, которые вели себя грубо или назойливо | ||
51 | Я вполне уверен в себе | ||
52 | Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по каким-либо причинам остается без наказания | ||
53 | Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой) | ||
54 | В гостях я держусь за столом лучше, чем дома | ||
55 | Иногда у меня бывает такое чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно | ||
56 | Уверен, что за моей спиной обо мне говорят | ||
57 | Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле | ||
58 | Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви | ||
59 | Временами я изматываю себя тем, что слишком много на себя беру | ||
60 | Я опасаюсь пользоваться ножом или другими острыми, или колющими предметами | ||
61 | Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь | ||
62 | Временами я ощущаю странные запахи | ||
63 | Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено | ||
64 | Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения | ||
65 | Мое зрение осталось таким же, как и было в последнее время | ||
66 |
Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым |
||
67 | Я верю в конечное торжество справедливости | ||
68 | Меня ужасно задевает, когда меня ругают или критикуют | ||
69 | У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте | ||
70 | У некоторых членов моей семьи есть привычки, которые меня раздражают | ||
71 | Я люблю ходить на танцы | ||
72 | Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся | ||
73 | По возможности я стараюсь избегать большого скопления людей | ||
74 | Бывает, что я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых я обычно люблю | ||
75 | Мой желудок сильно беспокоит меня | ||
76 | Думаю, что многие преувеличивают свои несчастья, чтобы им посочувствовали и помогли | ||
77 | Должен признаться, что временами я волнуюсь из-за пустяков | ||
78 | Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде | ||
79 | Часто я и сам огорчаюсь, что я такой раздражительный и ворчливый | ||
80 | Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается | ||
81 | Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю | ||
82 | Почти все мои родственники относятся ко мне доброжелательно | ||
83 | Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное | ||
84 | Зачастую мои поступки неправильно истолковываются | ||
85 | Если бы мне дали такую возможность, я мог бы успешно руководить людьми | ||
86 | Я думаю, что мне понравилось бы охотиться на хищных зверей | ||
87 | Боли в сердце или груди у меня бывают редко (или не бывают совсем) | ||
88 | Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение самому себе или кому-нибудь другому | ||
89 | В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях | ||
90 | Бывает, что неприличная пли даже непристойная шутка вызывает у меня смех |
Приложение 3