С.А. Макаров Экзамен по «Психологии» по специальности «Специальная психология» за 3 семестра

Вопросы для подготовки к экзамену за 1 семестр (для заочной форм обучения и второго высшего)

  1. Специфика науки «Психология» и место в системе других наук. Отрасли психологии.
  2. Понятие психики. Уровни развития психических свойств. Функции психики.
  3. Возникновение и развитие психики. Основные стадии развития психики.
  4. Общие проблемы происхождения психики человека. Развитие психического отражения по А.Н. Леонтьеву и К.Э.Фабри.
  5. Структура психики человека
  6. Психические процессы. Психические состояния. Психические свойства.
  7. Понятие о методе и методологии.
  8. Психологическое исследование, этапы его проведения.
  9. Субъективные и объективные методы исследования психических явлений и поведения.
  10. Методы исследования познавательных процессов.
  11. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод анализа продуктов деятельности. Тестирование. Виды тестов. Опросники.
  12. Этапы психодиагностического обследования.
  13. Понятие сознания. Формирование сознания в онтогенезе
  14. Эмпирические характеристики сознания.

    Сознание и бессознательное

  15. Неосознаваемые явления в психике. Их классификация
  16. Основные подходы к изучению неосознаваемого
  17. Защитные механизмы и факторы их осознания
  18. Общая характеристика познавательной сферы человека
  19. Понятие ощущения. Природа ощущения
  20. Классификация ощущений.
  21. Функционирование сенсорных систем. Пороги ощущений.
  22. Понятие восприятия. Его природа.
  23. Структура процесса восприятия. Связь восприятия с мышлением, эмоциональной сферой личности.
  24. Свойства восприятия. Их характеристика.
  25. Восприятие пространства. Восприятие формы предмета.
  26. Восприятие величины. Восприятие глубины и удаленности предметов.
  27. Восприятие человека человеком
  28. Понятие и определение памяти.
  29. Основные теории памяти.
  30. Запоминание как процесс памяти. Условия эффективного запоминания.
  31. Узнавание и воспроизведение (припоминание).
  32. Виды памяти.

    8 стр., 3575 слов

    Роль человека в проблеме БД. Ощущения. Понятие о восприятии человеком времени и расстояний. Реакция и ее Виды

    1. Введение В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная рабо-та за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной сис-темы водителя, требует постоянной собранности и внимательности. К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и ...

    Основные подходы к классификации памяти.

  33. Понятие о внимании. Различные подходы к определению внимания.
  34. Свойства внимания.
  35. Виды внимания и возможности их классификации.
  36. Произвольное и непроизвольное внимание. Факторы, определяющие непроизвольное внимание. Виды непроизвольного внимания.
  37. Понятие и природа воображения.
  38. Пассивное и активное воображение.
  39. Функции воображения. Связь воображения с другими познавательными психическими процессами.
  40. Проблема развития воображения
  41. Общее представление о мышлении. Основные проблемы психологии мышления
  42. Сравнительная характеристика мышления человека и животного. Проблема искусственного интеллекта
  43. Виды мышления. Критерии их классификации.
  44. Связь мышления с другими психическими процессами
  45. Проблема творческого мышления в психологии
  46. Мышление как процесс решения задач. Фазы мыслительного процесса.
  47. Речь и общение. Функции речи.
  48. Виды речи. Их характеристика.
  49. Речь и мышление. Теории происхождения речи
  50. Теория поэтапного формирования умственных действий по Гальперину

Список рекомендуемой литературы

(для заочной форм обучения и второго высшего)

4 стр., 1870 слов

Характеристика видов памяти и её процессов

Характеристика видов памяти и её процессов. Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти. Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в ...

Основная:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1995.

2. Выготский Л.С. Психология. — М., 2000.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

4. Гринпшун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 1995.

8. Психология / Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., Воронеж, 1996.

2. Гамезо В.М., Домашенко И.А. Атлас по психологи. — М., 1998.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. Т. 1., — М., 1992.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М., 1996.

6. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. — М., 1994.

7. Словарь практического психолога.-Минск, 1997.

8. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. -М., 1997.

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (хрестоматия и комментарии по курсу «Введение в психологию»).

— М., 1996.

10.Ю.Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону, 1996. 11.И.Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1990. 12.Фромм Э. Душа человека. — М., 1992г.

Периодические издания

1. Вестник МГУ. Серия 14. «Психология»

2. Вопросы психологии.

3. Прикладная психология.

4. Прикладная психология и психоанализ.

5. Психологическая газета: мы и мир.

6. Психологический журнал.

Вопросы для подготовки к экзамену за 2 семестр

(для заочной форм обучения и второго высшего)

  1. Эмоциональное психическое отражение: содержание и специфика
  2. Учение об эмоциях в отечественной психологии (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Симонов В.П.)
  3. Теория эмоций Изарда
  4. Эмоциональный процесс, его возникновение и протекание. Функции эмоций
  5. Классификация эмоций и их характеристика
  6. Чувства. Виды чувств и их характеристика
  7. Эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация, страх
  8. Связь эмоций с потребностями и ситуацией
  9. Психологические механизмы волевой регуляции
  10. Этапы сложного волевого действия и их характеристика
  11. Воля и познавательная деятельность человека
  12. Воля и эмоциональная сфера личности
  13. Волевые качества личности. Структура волевых качеств
  14. Понятие о деятельности в отечественной и зарубежной науке
  15. Строение деятельности
  16. Виды деятельности, сравнительная характеристика
  17. Механизмы регуляции действий и операций
  18. Потребность. Мотив. Мотивация
  19. Мотивационно — личностный аспект деятельности.
  20. Зарубежные и отечественные теории мотивации
  21. Потребности как источник активности личности.
  22. Пирамида потребностей по А. Маслоу
  23. Иерархическое строение мотивационной сферы человека.
  24. Самооценка и уровень притязаний как мотивы поведе­ния.
  25. Роль интересов, убеждений и идеалов в поведении и де­ятельности человека.
  26. Мотивация отдельных видов деятельности (трудовой, учебной, игровой).
  27. Мировоззрение и идеалы личности.
  28. Общее представление о психических состояниях: исторический аспект
  29. Сущность и функции психического состояния
  30. Структура психического состояния. Детерминанты и характеристики состояний
  31. Классификация психических состояний
  32. Настроение как психическое состояние. Его составляющие.
  33. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния
  34. Функциональная структура регуляции психических состояний. Саморегуляция. Осознанность состояния
  35. Эмоциональные состояния: состояния тревоги и страха, паники
  36. Активационные состояния: состояние возбуждения и вдохновения, скуки и апатии
  37. Тонические состояния: состояния утомления и переутомления. Астенические состояния.
  38. Депрессивные состояния
  39. Состояние сна. Состояние фрустрации. Состояние сенсорного голода.
  40. Состояние в условиях индивидуальной и групповой изоляции: состояние одиночества. Состояние в условиях «публичности» Стрессовые состояния.

Список рекомендуемой литературы

(для заочной форм обучения и второго высшего)

14 стр., 6719 слов

Теория группового развития Бенниса и Шепарда

... университет КУРСОВАЯ РАБОТА По предмету "Зарубежная психология" Теория группового развития Бенниса и Шепарда Москва, 2012г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . Сущность теория развития группы В. Бенниса и Г ... идентичности к разрешению проблемы взаимозависимости. 2.1 Аспекты личности, релевантные (связанные ) групповому развитию Аспекты личности членов группы, в наибольшей степени связанные с групповым ...

2 стр., 764 слов

Шолохов м. а. — Психология человека на войне

Произведение М. Шолохова «Тихий Дон», так же как и «Война и мир» Л. Толстого, принадлежит к жанру романа-эпопеи. В обоих произведениях человеческая личность показана в переломные моменты русской истории, в обоих смело сочетаются личностный, семейно-бытовой и исторический планы повествования. В Центре романа «Война и мир» - Отечественная война 1812 года, в «Тихом Доне» события происходят во время ...

Основная:

1. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1995.

2. Выготский Л.С. Психология. — М., 2000.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

4. Гринпшун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2000.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 1995.

8. Психология / Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., Воронеж, 1996.

2. Гамезо В.М., Домашенко И.А. Атлас по психологи. — М., 1998.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. Т. 1., — М., 1992.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М., 1996.

6. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. — М., 1994.

7. Словарь практического психолога.-Минск, 1997.

8. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. -М., 1997.

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии (хрестоматия и комментарии по курсу «Введение в психологию»).

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

Игорь Погодин В статье предпринята попытка построения модели развития, опираясь на методологические принципы гештальт-подхода. Выделены критерии развития, которые можно рассматривать в качестве возможных ресурсов теории развития в гештальт-подходе. Одной из наиболее сложных и наименее разработанных в гештальт-подходе является проблема развития. После провозглашения знаменитого принципа «здесь и ...

— М., 1996.

10.Ю.Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону, 1996. 11.И.Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1990. 12.Фромм Э. Душа человека. — М., 1992г.

Периодические издания

1. Вестник МГУ. Серия 14. «Психология»

2. Вопросы психологии.

3. Прикладная психология.

4. Прикладная психология и психоанализ.

5. Психологическая газета: мы и мир.

6. Психологический журнал.

Вопросы для подготовки к экзамену за 3 семестр

(для заочной форм обучения и второго высшего)

  1. Общественная сущность личности. Становление психологии личности.
  2. Понятия “человек”, “личность”, “индивидуальность”.
  3. Социализация личности.
  4. Личность и социальная среда, социальные роли и статус личности
  5. Психологическая структура личности.
  6. Структура личности по К.К. Платонову и Б.Г. Ананьеву
  7. Структура личности по В.Н. Мясищеву и А.В. Петровскому
  8. Проблема типологии личностей
  9. Понятие о темпераменте. Взаимосвязь темперамента с другими характеристиками лич­ности.
  10. Организм, нервная система и темперамент, их взаимосвязь. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности
  11. Вклад Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина, В. М. Русалова в развитие учения о темпераменте
  12. Вклад В.Д.Небылицына в развитие учения о темпераменте
  13. Вклад В.М. Русалова в развитие учения о темпераменте
  14. Теория Э. Кречмера
  15. Типологическая модель У. Шелдона
  16. Характер, его структура.
  17. Индивидуальное и типическое в характере.
  18. Проблема нормы и патологии характера. Вклад П.Б. Ганнушкина в решение проблемы.
  19. Акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко).
  20. Способности, их классификация, уровни выраженности.
  21. Природа способностей и их развитие.
  22. Проблема биологического и социального в структуре способностей.
  23. Способности и задатки. Их взаимосвязь
  24. Общая характеристика познавательных способностей
  25. Духовные способности. Творческие способности
  26. Понятие о локусе контроля и психоло­гических барьерах.
  27. Психологическая совместимость. Сущность конфликта и его структура.
  28. Классификация конфликтов и их причины.
  29. Типология поведения личности в конфликте.
  30. Динамика конфликта и управление им.
  31. Структура личности по З.Фрейду. Каким образом взаимодействие между составляющими этой структуры создает внутренний конфликт у человека?
  32. Теория Э. Эриксона
  33. Теория Б. Скиннера
  34. Концепция черты в теории Г. Оллпорта.
  35. Концепция черты в теории Р. Кеттелла.
  36. Концепция черты в теории Г. Айзенка.
  37. Основные положения Аналитической теории личности К.Г. Юнга.
  38. Основные положения индивидуальной теории личности А. Адлера.
  39. Иерархическая теория мотивации А. Маслоу.
  40. Основные положения феноменологической теории личности К. Роджерса.

Темы контрольных работ для заочной формы обучения

  1. Неосознаваемая и осознаваемая психическая деятельность.
  2. Механизмы и виды ощущений.
  3. Образы восприятия и их свойства.
  4. Внимание и контроль.
  5. Функции психической деятельности.
  6. Модели, планы и гипотезы психической деятельности.
  7. Мышление как решение задач.
  8. Формы, виды и особенности чувств.
  9. Особенности и роль эмоций и чувств в жизни человека.
  10. Волевые свойства и их развитие.
  11. Природа человека и понятие личности.
  12. Теоретические проблемы психологи личности (среда и наследственность, социальное и биологическое).
  13. Основные факторы и механизмы развития личности.
  14. Понятие о темпераменте и его свойствах.
  15. Характер и личность.
  16. Индивидуальный стиль деятельности.
  17. Влияние наследственности и среды на формирование способностей.
  18. Идеалы и ценности личности.
  19. Сравнительный анализ подходов к структуре личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов)
  20. Сравнительный анализ подходов к мотивации личности (З.Фрейд, А.Маслоу).
  21. Концепция черты личности (сравнительный анализ подходов Г.Оллпорта, Р.Кеттелла, Г.Айзенка).
  22. Методы исследования личности.

Список рекомендуемой литературы.

Основная:

2 стр., 915 слов

Теория полового развития Фрейда

Теория полового развития ФРЕЙДАФрейд был одним из первых ученых, осознающих, чтосексуальность есть свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни.Фрейд считал, что половое влечение, или либидо ин-стиктивное стремление кчувственному наслаждению , является ключевой силой, мотивирующей поведение.Утверждая, что либидо существует с младенческого возраста, Фрейд был, однако,далек от мысли об ...

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.
  2. *Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1995.
  3. *Дружинина В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2001.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
  5. *Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000.
  6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М., Воронеж, 1996.
  7. Немов Р.С. Психология.В 3-х кн. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.- М., 1995.
  8. Психология личности в трудах зарубежных (отечественных) психологов (хрестоматия).- СПб., 2000.
  9. *Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998г.

Дополнительная

1. Аверин В.А. Психология личности. — СПб., 1999.

2. Анастази А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. Кн. 1-М., 1982.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1996.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1981.

5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. — Л., 1983.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

7. *Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М., 1995.

8. Общая психодиагностика / Под ред. В.В. Сталина. — М., 1991.

9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. -М., 1999.

10 Ю.Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону, 1996. 11. П.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. -СПб., 2001. 12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

Периодические издания.

1. Вестник МГУ. Серия 14. «Психология»

2. Вопросы психологии.

3. Мир психологии.

4. Прикладная психология.

5. Прикладная психология и психоанализ.

6. Психологическая газета: мы и мир.

7. Психологический журнал.

8. Психология зрелости и старения.

9. Развитие личности