ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ.
Тема: 1. Предмет и задачи курса, история, методы изучения и общая характеристика поведения и психики животных
- Какое из определений соответствует понятию «поведение»?
- Что такое психика?
- Что является источником познания психики животных?
- Что такое антропоморфизм?
- Какие науки изучают поведение и психику животных?
- Задачи зоо- и сравнительной психологии
- Назовите основоположников: этологии
бихевиоризма
отечественной зоопсихологии
физиологии ВНД;
- Какие важнейшие открытия в науках о поведении и психике животных были сделаны:
в первое десятилетие ХХ века
во второе десятилетие ХХ века
- Какой вклад в изучение поведения и психики животных внесли:
- Ч. Дарвин, И. П. Павлов, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, В. А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс, В. Келер, Э. Толмен, А.Н. Леонтьев, К. Лоренц, Н. Тинберген, Л. В. Крушинский, А. Н. Северцов, Дж. Гудолл, Л. А. Фирсов.
- Классификация поведения
- Как делятся поведенческие акты по способу формирования в онтогенезе?
- Какая категория поведения приспосабливает животное к типичным для данного вида условиям среды?
- Какую роль в адаптации к среде играют инстинкты?
- Какую роль в адаптации к среде играют научение?
- Дайте краткую характеристику индивидуального, репродуктивного и социального поведения животных.
- Перечислите формы индивидуального поведения
Тема 2. Этология: генетически детерминированные формы видотипичного поведения
- Когда возникла этология и кто ее основоположники
- Перечислите 4 основные проблемы, которые изучает этология
- Какая методическая особенность характерна только для исследований этологов
- Опишите основные фазы поведенческого акта по Лоренцу
- Какая наука изучает врожденного основы видоспецифического поведения?;
- Что такое “Фиксиров.
комплекс действий”?
- Примеры видоспецифических ФКД в пищедобывательном поведении
- Примеры видоспецифических ФКД в половом поведении
- Что такое ключевой стимул и сверхстимул?
- Примеры ключевых стимулов (релизеров) для разных видов индивидуального, социального и репродуктивного поведения
- Особенности поисковой фазы и завершающего акта
- Примеры изучения приспособительного значения поведенческих признаков.
Тема 3. Организация сообществ, социальное поведение и коммуникативные системы животных
- Вклад этологии в изучение социального поведения животных.
- Что такое сообщество?
- Признаки, по которым различаются группировки особей.
- Основные типы социальной организации животных.
- Приведите примеры одиночно живущих видов.
- Назовите типы анонимных сообществ.
- Чем отличаются агрегации от анонимных сообществ.
- Приведите примеры видов, образующих индивидуализированные сообщества.
- Назовите две основные группы коммуникативных сигналов, с помощью которых устанавливается и поддерживается внутренняя структура сообщества.
- Основные общие признаки сигналов доминирования у животных разных видов.
- К.Лоренц.
6 стр., 2775 слов
Интеллектуальное поведение животных 2
... ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ 1.1 Общая характеристика интеллектуального поведения животных Существует два типа поведения животных: первый - тип сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй – типом перцептивной психики или индивидуально – изменчивого поведения. Для первых этапов развития поведения – этапов сенсорной психики ...
Каков основной механизм формирования коммуникативных сигналов в процессе онтогенеза (преимущественно генотип или преимущественно среда)?
- От соотношения каких внутренних побуждений зависит интенсивность и характер коммуникативных сигналов?
Тема 4. Развитие поведения и психики в онтогенезе; игровой период онтогенеза
- Этологи о роли врожденного и приобретенного в поведении.
- Норма реакции поведенческих признаков.
- Примеры депривационных экспериментов.
- Основные периоды онтогенеза.
- Типы онтогенеза позвоночных.
- Какие признаки отсутствуют у незрелорождающихся в первые часы жизни?
- Примеры фиксированных комплексов действий, которые проявляются в процессе онтогенеза в «готовом» виде.
- Виды облигатного научения.
- Что такое критические, или чувствительные периоды онтогенеза?
- К какой категории поведенческих актов относится запечатление?
- Виды запечатления.
- Приведите примеры обоих видов запечатления.
- Формирование видоспецифической песни птиц как пример облигатного научения.
- Роль облигатного научения в формирования охотничьего поведения хищных.
- Влияние социальной изоляции в раннем возрасте на поведение взрослы животных..
- Определение игры по Фабри и Эльконину.
- Формы игры.
- Основные функции игрового поведения.
- Как называются игры, при которых детеныш нападает на другого?
- В каком периоде онтогенеза детеныши больше всего играют?
- Как называются игры, при которых детеныш обследует предметы?
- Примеры «образного фантазирования» в играх шимпанзе.
- Игра ребенка и детеныша шимпанзе: сходство и отличие.
Раздел 2: Высшие когнитивные способности животных
Тема 1. Индивидуально-приспособительная деятельность животных. Факультативное научение
- Назовите два основных вида научения.
- Какова приспособительная функция облигатного научения?
- Какова приспособительная функция факультативного научения?
- Перечислите основные категории факультативного научения
- В какие периоды онтогенеза происходит облигатное научение?
- В какие периоды онтогенеза происходит факультативное научение?
- Кто является автором методики классических условных рефлексов
- Назовите автора теории «Стимул-реакция»
- Кто является автором методики «проблемных ящиков»?
- Кто является автором методики изучения «инструментального обучения»?
- Что лежит в основе когнитивных процессов и их отличие от ассоциативного научения?
- Какая методика позволяет исследовать наиболее универсальную форму когнитивного научения?
- Что такое социальное научение?
- Приведите примеры роли подражания в формировании культурных традиций в сообществах животных.
Тема 2. Мышление животных:
- Определения мышления
- Приспособительная роль актов поведения, основанных на мышлении.
- Ключевые слова в определении мышления по А. Р. Лурия.
- Какую сторону мышления подчеркивают определения Брушлинского, Лурия, Крушинского?
- Верно ли, что мышление существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной для человеческого общества
- Какие науки изучают зачатки мышления у животных.
- Как сочетаются методы наблюдения и эксперимента в изучении психики животных?
- Какие авторы исследовали орудийную деятельность приматов
- Кто написал, что «разница между психикой человека и животных, как бы велика она ни была, это разница в степени, а не в качестве»?
- К какой категории поведения вы отнесете орудийные действия обезьяны, впервые строящей пирамиду из ящиков?
- Примеры необходимости применения канона Л. Моргана при изучении мышления животных
- Сопоставление природы орудийных действий дарвиновых вьюрков и шимпанзе, впервые использующих палки.
- Кто первым доказал в эксперименте способность приматов к решению новых задач без совершения проб и ошибок, при первом же предъявлении?
- Какие животные способны без предварительного обучения решать задачи, требующие употребления орудий?
- Кто автор концепции о биологических основах рассудочной деятельности (мышления) животных
- Определение рассудочной деятельности
- Какие задачи для изучения элементарного мышления животных разработал Л.В. Крушинский?
- Какое определение соответствует понятию «способность к экстраполяции»?
- Какая когнитивная способность лежит в основе решения задачи на оперирование эмпирической размерностью фигур?
- Кто из животных не решает задачу на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения и кто ее решает (фильм)?
- Какие животные решают задачу на оценку свойств объемных и плоских фигур и оперирование ими в новой ситуации
- Что такое «орудие»?
- Что такое «орудийная деятельность» и кто ввел в науку эту модель для изучения мышления животных?
- Определение «инсайта» по В. Келеру
- У каких животных отмечено спонтанное использование орудий?
- Какую сторону мышления животных можно исследовать с помощью «орудийных» задач?
- Какие виды животных решают орудийные задачи при первом же предъявлении?
- Какое условие, по мнению В. Келера, необходимо для решения орудийных задач?
- Приведите примеры составления «мысленного плана» серии операций, необходимых для достижения цели, у птиц и у антропоидов (промежуточные действия, подготовительные операции по А. Н. Леонтьеву).
- О чем свидетельствует поведение шимпанзе, который делает несколько попыток построить пирамиду, но при этом не выпускает из рук палку (фильм об опытах Фирсова)?
- Какие особенности орудийной деятельности шимпанзе и новокаледонских ворон свидетельствуют о том, что у них формируется мысленный образ-представление о свойствах орудия, необходимого для решения данной задачи.
- Перечислите опыты, в которых животные использовали воду в качестве орудия для достижения цели.
Тема: Обобщение.
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... проблема логического и технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений ... -образное и словесно-логическое мышление – последовательные стадии развития мышления в онтогенезе. 1) Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, характерный тем, что решение ...
Сознание и бессознание в психике и поведении человека
... являются: 1) Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека; 2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении; 3) В частности проводится исследование ... словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы ...
- Перечислите основные операции мышления.
- Перечислите основные формы мышления.
- Назовите способы мышления.
- Кто одним из первых стал экспериментально исследовать мышление животных и их способность к обобщению?
- Дайте определение операции обобщения
- Дайте определение операции абстрагирования.
- Дайте определение понятия.
- Из каких основных стадий должно состоять исследование способности животных к обобщению.
- Что такое «феномен Умного Ганса» и как должен быть организован эксперимент, чтобы избежать его повторения?
- Назовите основные экспериментальные процедуры, которые используют для исследования способности животных к обобщению.
- Что такое относительные признаки?
- Что такое сходство по аналогии?
- С помощью какого теста выясняют, произошло ли обобщение и каков его уровень?
- Какие две принципиально разные группы стимулов можно использовать в тестах на перенос?
- Назовите два принципиально разных уровня обобщения.
- Как можно выявить способность животного к допонятийному уровню обобщения?
- Как можно выявить способность животного оперировать довербальным понятием?
- Какой уровень обобщения доступен даже низкоорганизованным животным?
- Как Леонид Александрович Фирсов применил метод обучения дифференцировке стимулов для сравнительной оценки способности к обобщению признака «большее» у животных разных видов и какие получил результаты?
- Объясните, что представляет собой метод обучения выбору по сходству с образцом.
- Использование какого довербального понятия лежит в основе отвлеченного правила выбора по образцу?
- Кто ввел метод выбора по образцу в широкую практику сравнительно-психологических исследований?
- Какая особенность психики шимпанзе была впервые описана Н. Н. Ладыгиной-Котс?
Тема: «Биологические предпосылки речи человека: символизация»
- Кто первым сформулировал представление о наличии у высших позвоночных довербального мышления и считал способность к обобщению не следствием наличия языка, а, наоборот, его основой?
- Что такое «символизация»?
- Назовите два основных подхода к исследованию символизации у животных.
- В каких экспериментах изучают способность животных к символизации?
- Какими символами могут оперировать животные в эксперименте?
- Кто сформулировал представление о первой и второй сигнальной системах?
- Кто автор гипотезы о существовании в эволюции сигнальных систем переходного типа?
- Какие эксперименты подтверждают гипотезу Орбели о возможности существования сигнальных систем переходного типа.
- Что представляет собой первая сигнальная система (коммуникативные системы животных)?
- Чем вторая сигнальная система (язык человека) отличается от первой?
- Какое свойство языка человека свойственно также естественным коммуникативным системам животных?
- В каких коммуникативных системах имеется способность к передаче сообщений о событиях прошлого, будущего, а также об отсутствующих объектах.
- Какие свойства составляют когнитивную основу для усвоения высшими животными аналогов языка человека?
- С чем связана неспособность антропоидов подражать речи человека?
- Что такое языки-посредники.
- Перечислите авторов «языковых» проектов.
- Какие категории знаков используются «говорящими» обезьянами?
- Какие примеры доказывают, что знакам «говорящих» обезьян соответствуют обобщения.
- Что такое свойство «продуктивности» и свойственно ли оно «языковому» поведению антропоидов.
- Примеры использования знаков языка-посредника в новых ситуациях и в переносном смысле.
- Что такое свойство «перемещаемости» и свойственно ли оно «языковому» поведению антропоидов. Примеры.
- Примеры «культурной преемственности в «языковом» поведении шимпанзе и горилл.
- Примеры преднамеренности высказываний антропоидов.
- Какие элементы синтаксиса усваивали антропоиды.
- Какие эксперименты доказали, что антропоиды понимают роль порядка слов в предложении.
- Сравнительная характеристика «языка» антропоида и ребенка.
- Какие существуют точки зрения относительно сходства «языкового» поведения антропоидов и языка человека: Панов, Сэвидж-Рамбо, Крушинский, Гарднеры
Тема 4. Эволюция психики. Сравнительная характеристика психики высших позвоночных и человека
- Опишите вклад Ч. Дарвина в изучение эволюции поведения.
- Гипотеза К. Лоренца о двух путях эволюции поведения.
- Вклад этологии в изучение филогенеза поведения
- Примеры уточнения систематики на основе сравнительного анализа поведенческих признаков.
- Перечислите авторов гипотез об эволюции психики;
- Кто из ученых является автором учения о стадиях эволюции психики?
- Перечислите стадии эволюции психики;
- Чем характеризуется сенсорная стадия эволюции психики?
- Чем характеризуется ТОЛЬКО «стадия интеллекта» в процессе эволюции психики?
- Напишите, как называл А.Н.Леонтьев стадию эволюции психики, которая характеризуется способностью к двухфазной деятельности.
- Кто сформулировал представление о наличии у животных «потенциальной» психики или «запасного ума»?
- «Потенциальная» психика («запасной ум») – это …?
- Приведите примеры проявлений потенциальной психики.
- Какая из когнитивных функций есть ТОЛЬКО у человекообразных обезьян, слонов, дельфинов и врановых?
- Кто автор гипотезы о наличии промежуточных этапов в эволюции сигнальных систем?
- КакАЯ из перечисленных когнитивных функций есть ТОЛЬКО у человекообразных обезьян, слонов, дельфинов и врановых?((А. Способность к обобщению Б. Самоузнавание В. Формирование установки на научение Г. Формирование сложных систем условных рефлексов).
- Какая когнитивная функция есть у человекообразных обезьян, но отсутствует у низших? А. Способность к абстрагированию Б. Формирование довербальных понятий В. В. Овладение языками-посредниками Г. Привыкание
- Отметьте признаки (>1), свойственные только человекообразным, но не низшим обезьянам:
- Напишите, у каких животных (>1) обнаружена способность узнавать себя в зеркале и о наличии какой формы психики это свидетельствует (инстинкт, обучение, сознание)
- У каких животных (>1) обнаружена способность узнавать себя в зеркале? А. КошкиБ. ГолубиВ. ЛягушкиГ.ШимпанзеД. Слоны
- Кто написал, что «разница между психикой человека и животных, как бы велика она ни была, это разница в степени, а не в качестве»? А) Ч. Дарвин Б) А.Н. Северцов В) Н.Н. Ладыгина-Котс Г) В. Келер
- Отметьте определения сознания (>1):
А. Высшая ступень психического отражения, связанная со «способностью идеального воспроизведения действительности в мышлении» Б. Процесс появления адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. В. Мысленное объединение предметов, действий и т. п. по общим для них существенным признакам Г. Специфическое состояние мозга, позволяющее осуществлять совокупность важнейших когнитивных процессов — ощущение и восприятие, память, воображение и мышление.
Потребности и способности человека
... реальность: природа, очеловеченная природа, человечество, духовный мир Потребности и способности человека Потребности – осознаваемая нужда человека в чем-либо,… Виды потребностей : 1) материальные ... ве. Отличие деятельности человека от поведения животных: Ч: не приспособление, а преобразование, использование орудий труда, созданных человеком, целесообразна, целеполагание, способность выходить за ...