Урок окружающего мира в 1-м классе и методика его проведения в образовательной системе Начальная школа 21 века

Департамент Образования города Москвы

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального Образования г.Москвы

Педагогический колледж №5

Урок окружающего мира в 1-м классе

и методика его проведения в образовательной

системе «Начальная школа ХХI века»

Выпускная итоговая работа

слушателя программы

профессиональной переподготовки

«Преподавание в начальной

школе» (группа 21Ш)

Преподаватель-консультант:

Преподаватель естествознания

с методикой преподавания

Отметка ГАК

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы ………………… 3 1.2. Цель и задачи выпускной итоговой работы ……………………. 6 1.3. Возрастные и индивидуальные психолого-педагогические особенности детей и основные формы организации деятельности по теме выпускной итоговой работы …………………………………….. 7

2. Конспект урока

2.1. Тема: Какой бывает вода?

2.2. Цель урока ………………………………………………………… 9 2.3. Средства обучения, ИКТ …………………………………………. 10 2.4. Ход урока ………………………………………………………….. 11

2.5. Анализ деятельности детей ………………………………………. 25

2.6. Рефлексия собственной профессиональной деятельности …….. 27

2.7. Выводы и предложения к последующей работе с детьми ……… 28

2.8. Список литературы ……………………………………………….. 29 ?

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы.

В федеральном законе «Об образовании РФ» выделено, что содержание должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Именно развивающая программа «Школа ХХI века» решает эти задачи. Она позволяет ребенку стать такой личностью, которая проявляет самостоятельность в действии, умеет делать выбор. Актуальность выбранной темы выпускной итоговой работы мы видим в том, что данная образовательная система входит в число курсов рекомендованных ФГОС НОО второго поколения, так как в ее основе лежит деятельностный характер обучения младших школьников.

Основной особенностью программы «Окружающий мир» образовательной системы «Школа ХХI века» является ее соответствие познавательной концепции, где человек, активно познающий мир, исследует его не со стороны, а как бы изнутри, осознавая при этом самого себя лишь малой частью этого мира.

5 стр., 2088 слов

Педагогические условия организации исследовательской деятельности ...

... образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения для школы, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре ... process исследовательский учащийся учебный методический пособие 1. Основная часть Актуальность исследования обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной ...

Главная задача Образовательной системы «Школа ХХI века» — помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Программа «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой построена на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности в содержании образования для каждого ученика определяется с выявления темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, которое наиболее соответствует потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания своей принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность в парах, в группах, коллективно.

6. Преемственность и перспективность обучения – установление преемственных связей методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном обучения.

10 стр., 4868 слов

Реализация дифференцированного подхода в обучении на уроках окружающего мира

... дифференцированного обучения в начальной школе 1.1 Теоретическая основа дифференцированного обучения в начальной школе Понятие дифференциация в обучении многогранно и относится как к организации условий обучения, так и к организации самой деятельности ...

В программе «Школа ХХI века» используется дифференцированный подход в обучении, учитывающий возрастные особенности восприятия детьми окружающего мира.

С учетом всех этих принципов выстраиваются и уроки окружающего мира. Урок будет эффективным, если:

1. будут четко определены цели и задачи (планируемые достижения);

2. определено оптимальное содержание урока, соответствующее

сформулированным целям и задачам;

3. структура урока подчинена определенной логике;

4. выбраны рациональные методы, средства обучения;

5. реализованы преемственность в обучении и межпредметные связи;

6. достигнута активность познавательной деятельности.

Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер урокам окружающего мира, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

1.2. Цель и задачи выпускной итоговой работы:

Цель работы – разработать конспект комбинированного урока по окружающему миру в 1 классе на тему: «Какой бывает вода?», УМК «Школа ХХI века», автор Н.Ф. Виноградова и провести его с учетом требований ФГОС НОО в основе, которых: планирование задач урока (планируемых результатов обучения) в соответствии с реализацией программы универсальных учебных действий (УУД) и апробирование методики ведения урока с использованием деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Задачи работы:

1. Разработать содержание и методику проведения комбинированного урока в 1 классе. Написать структурированный конспект урока.

2. Разработать методическое сопровождение урока (использование ИКТ).

3. Провести в начальной школе урок окружающего мира в 1 классе.

4. Провести рефлексию собственной педагогической деятельности, выделив затруднения и достижения в профессиональной деятельности.

5. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, передовой педагогический опыт (Журнал «Начальная школа») по проблеме «Современный урок в начальной школе».

Выпускная итоговая работа осуществлялась на базе гимназии №625 ЮЗАО

в 1 «В» классе….

2.7. Выводы и предложения к последующей работе с детьми

Урок в целом прошел очень интересно. В ходе всего урока была использована презентация и наглядность, работа в учебнике, что сделало его более насыщенным и интересным. Дети четко отвечали на поставленные вопросы, грамотно формулировали ответы, задавали вопросы. Были активны и заинтересованы в процессе урока. Всему этому способствовала постоянная смена видов деятельности и использование ИКТ на уроке.

Предложения:

1. Обратить внимание на индивидуальную работу с детьми (Слинько Егор, Сусерова Полина);

2. Больше внимания обращать на полные, правильные ответы детей;

6 стр., 2956 слов

Анализ и самоанализ урока в начальной школе

... положения. С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока. 2. Схема анализа урока 1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема ...

3. Больше внимания обращать на неуверенных в себе и не очень хорошо успевающих детей (Слинько Егор, Александрова Софья).

Выполнение данной творческой работы позволило мне вступить на более высокую профессиональную ступень. Мной были изучены: учебная литература по программе, энциклопедии, привлечены интернет-ресурсы.

Работа учителя в системе «Школа ХХI века» требует повышенного уровня знаний и профессиональных умений, в частности по окружающему миру.

2.8. Список литературы:

1. Аквилева Г.Н., Клипилина З.А. «Методика преподавания естествознания»

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.

2. Волков Б.С. «Психология урока, его подготовка, проведение и анализ»

Учебное пособие: М.: Центр педагогического образования, 2007. – 96с.

3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических

учебных заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – М.:

Просвещение: ВЛАДОС, 2001.

4. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в

начальной школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 510с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство,

отрочество. – Москва, ACADEMIA, 1999.

6. Подласый И.П. Педагогика. В 2 т. – М., ВЛАДОС, 2000.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

образования, М.: Просвещение, 2009.