На основе полученных сочинений с помощью контент-анализа мы разработали авторскую методику семантического дифференциала, которую назвали «Представления об идеальном родителе». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, О, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
Структура методики
При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.
1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, поведенческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества (внутри компонентов) подбирались по следующим антиномиям:
• положительное – отрицательное (робкий – смелый, сильный – слабый);
• должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего-то не знать);
• теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);
• предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетливый, альтруист – эгоист);
• достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не всегда терпелив); всегда понимает – не всегда понимает);
• простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).
3. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.).
Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика построения, например трудно угадать социально-желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем расположенные слева.
Мы предполагаем в большей степени качественную, чем количественную, обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), поведенческий – последние 18 пар (с 37 по 54); в итоге получаем три показателя:
ТЕМА 4 Методика обучения детей старшей группы использованию цвета ...
... слова.......................................................................... Цель данной контрольной работы заключается в рассмотрении методики обучения детей старшей группы использованию цвета для создания образа ... боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует ...
1) когнитивный показательпредставлений об идеальном родителе;
2) эмоциональный показательпредставлений об идеальном родителе;
3) поведенческий показательпредставлений об идеальном родителе.
Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла).
Баллы, относящиеся к качествам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а баллы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен полужирным шрифтом):
Слабый |
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Сильный |
Неблагоразумный |
3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части).
Итого: 2-1=1. И так далее.
Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Опросный лист
1 | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильный | |
2 | Неблагоразумный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Благоразумный | |
3 | Непрактичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Практичный | |
4 | Должен быть справедливым | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть несправедливым | |
5 | Должен все знать | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может чего-то не знать | |
6 | Должен ставить детей на первое место | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не ставить детей на первое место | |
7 | Не доверяющий детям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Доверяющий детям | |
8 | Соперничающий с детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сотрудничающий с детьми | |
9 | Злопамятный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Прощающий | |
10 | Расчетливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Бескорыстный | |
11 | Эгоист | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Альтруист | |
12 | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Ответственный | |
13 | Всегда терпелив | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда терпелив | |
14 | Всегда понимает | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда понимает | |
15 | Всегда прав | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда прав | |
16 | Решающий за детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не решающий за детей | |
17 | Не уважающий детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Уважающий детей | |
18 | Требовательный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Снисходительный | |
19 | Несчастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Счастливый | |
20 | Грустный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Радостный | |
21 | Злой | 3
|
2
|
1
|
0
|
1
|
2
|
3
|
Добрый | |
22 | Должен интересоваться детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не интересоваться детьми | |
23 | Должен быть спокойным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть раздраженным | |
24 | Должен гордиться детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не гордиться детьми | |
25 | Строгий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мягкий | |
26 | Жестокий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Ласковый | |
27 | Холодный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Теплый | |
28 | Не одобряющий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Одобряющий ребенка | |
29 | Безжалостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жалеющий | |
30 | Не любящий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Любящий | |
31 | Всегда довольный детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда довольный детьми | |
32 | Никогда не кричащий на ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Иногда кричащий на ребенка | |
33 | Не обижающийся на детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обижающийся на детей | |
34 | Стыдящийся за ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не стыдящийся за ребенка | |
35 | Не готовый к родительству | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Готовый к родительству | |
36 | Боящийся извиниться пере ребенком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не боящийся извиниться перед ребенком | |
37 | Не воспитывающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Воспитывающий | |
38 | Усталый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отдохнувший | |
39 | Не обучающий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обучающий ребенка | |
40 | Должен быть опытным родителем | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть неопытным родителем | |
41 | Должен жить для ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может жить для себя | |
42 | Должен проводить с ребенком много времени | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может проводить с ребенком мало времени | |
43 | Не хвалящий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Хвалящий ребенка | |
44 | Не балующий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Балующий ребенка | |
45 | Не опекающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Опекающий | |
46 | Не слушающий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Слушающий ребенка | |
47 | Не помогающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Помогающий | |
48 | Приказывающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Просящий | |
49 | Всегда может повлиять на ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда может повлиять на ребенка | |
50 | Никогда не командующий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Иногда командующий | |
51 | Всегда выполняющий капризы ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда выполняющий капризы ребенка | |
52 | Вмешивающийся в жизнь ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не вмешивающийся в жизнь ребенка | |
53 | Ограничивающий свободу ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не ограничивающий свободу ребенка | |
54 | Критикующий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не критикующий ребенка |
Структура методики «Идеальный родитель»
Антиномии | Когнитивный аспект (номера вопросов) | Эмоциональный аспект (номера вопросов) | Поведенческий аспект (номера вопросов |
Положительное – отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
Должное – необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
Теплое – холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
Предлагаемое – отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
Достижимое – неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
Простое – сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |